храмы ельца липецкой области
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Nadezhdaaa все записи автора Продолжим прогулку по Ельцу. Но теперь наша дорога ведет к храму.
Строился он с 1845 года, проектировал его и руководил строительством Константин Андреевич Тон, между прочим, автор Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты и храма Христа Спасителя!
С тех пор здание много раз подвергалось реконструкциям.
Император Николай I повелел объявить архитектору Константину Тону за красоту проекта Вознесенского собора монаршее благоволение.
В 30-е годы собор постигла та же печальная участь, как и многие другие храмы нашей страны.
Иконы уничтожили, жгли прямо в храме, все ценные вещи вынесли, а здание превратили в склад.
Автором проекта является архитектор Э.Э. Вильфарт.
Церковь, посвященная святым князьям Михаилу Тверскому и Александру Невскому и была сооружена, как храм общества хоругвеносцев.
Имя купца первой гильдии А.Н. Заусайлова, поставлявшего махорку ко Двору, взявшему на себя все расходы по строительству этого храма, навсегда останется в истории города.
Церковь Михаила Архангела в русско-византийском стиле с трапезной и колокольней(1788).
В 1930-х закрыта, использовалось, как склад.
В 1990-х возвращена верующим. Сейчас пытаются восстановить.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена по проекту архитектора А. А. Тона на средства прихожан.
Закрыта в начале 1930-х, использовалась как зернохранилище, затем как склад, в 1960-х сломали колокольню.
В 1997 возвратили верующим.
Церковь Преображения Господня.
К середине XVIII в. деревянный Преображенский храм стал совсем ветхим и тогда его прихожане — елецкие купцы Стефан Васильевич Шапошников, Стефан Яковлевич Шапошников и Косьма Леонтьевич Сергеев в 1761 г. стали просить у Воронежского епископа Кирилла разрешения построить новый храм.
Построена и освящена была эта церковь только в 1771 году.
В 30-е годы трудящиеся потребовали церковь закрыть и оборудовать там киноустановку, т. к очень нуждались в культурно-просветительных учреждений.
А в результате это стал очередной склад зерна.
Трапезная соединяет храм с высокой колокольней, построенной в 1833-1847.
Закрыта в 1930-х, использовалась под склад. Ну, в общем, ничего нового.
В 1990-х возвращена верующим, ремонтируется.
Оказаться бы в этом городе до революции!
Когда все храмы были действующими и стояли на радость православных во всей своей красе, во всем своем величии и достоинстве.
Представляете какой там был перезвон на Пасху?
Процитировано 10 раз
Понравилось: 23 пользователям
Храмы ельца липецкой области
И чтобы с каждой точки города был виден хоть один купол с крестом. Купцы согласились на данные условия, и строительство завертелось. Когда уже был построен 31 храм, грянула революция. Последние два храма так и не успели построить. Правду гласит легенда или нет точно неизвестно. Однако сегодня из предполагаемых 31 храма в Ельце сохранилось лишь 13, причем некоторые дошли до наших дней в виде руин.
Прогуляемся по улицам старинного города и посмотрим на эти старинные сооружения.
Главным собором города является Вознесенский. Уже на подходе к этому величественному сооружению начинаешь понимать почему. Местные жители считают его третьим по размеру в стране после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, именно таким он и задумывался. Может когда-то так и было, но сейчас таких огромных храмов построили десятки.
Но вернемся к Вознесенскому собору.
Собор строился целых 44 года по проекту известного архитектора Константина Тона, того самого, который в свое время спроектировал Храм Христа Спасителя. Находите некое сходство в монументальности обоих соборов?
Сегодня можно лишь посмотреть на остатки его фундамента, вскрытые археологами в 1996 году.
Спасо-Преображенская церковь была построена в 1771 году по образцу церкви Иоанна Воина в Москве.
Шли годы, храм неоднократно перестраивался: был пристроен придел в честь Иоанна Предтечи, перестроена алтарная часть, расширена трапезная…
Сегодня Спасо-Преображенский храм полностью отреставрирован.
Деревянная церковь Рождества Христова впервые упоминается в писцовых книгах в 1628-1629 годах. В то время она была одной из самых маленьких церквей города.
На рубеже 17-18 веков вместо старой, пришедшей в негодность деревянной церкви была построена новая, но также из дерева. Благо, леса в округе было много.
Но недолго простоял новый храм, спустя несколько десятков лет сгорел в пожаре. В 1960 году снова сельчане построили храм и снова деревянный. Но после поняли, что нужен им храм побольше, ибо старый уже не вмещает всех прихожан.
В 1772 году строительство каменного храма было завершено. Строили в спешке, так как прежний деревянный Рождественский храм снова… сгорел при пожаре.
Но и на этом длинная история Рождественской церкви не заканчивается. Спешность постройки сказалась на качестве нового сооружения. Отчего в середине 19 века было принято решение о постройке нового храма. Денег категорически не хватало, но все же через несколько лет строительство было завершено.
Главный придел был освящен во имя Спаса Нерукотворного образа, а прежний главный престол в честь Рождества Христова стал отныне придельным.
Главной достопримечательностью и святыней Спасовского (нет, я не ошиблась с названием, ведь после перестройки храм освятили во имя Спаса Нерукотворного образа, о чем я писала выше) храма являлась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, почитаемая с 1761 г. жителями Ельца и соседних уездов.
После революции 1917 г. Спасовская церковь разделила судьбу большинства елецких храмов: в ней происходило изъятие художественных и исторических ценностей, были снесены главы, а в ее стенах разместили складские помещения.
Сегодня Рождественский храм находится в очень хорошем состоянии.
Некогда деревянная церковь, освященная в честь Михаила Архангела была построена в начале 16 века на Красной площади.
Чуть позже, в начале 18 века храм был перестроен в каменно-деревянном исполнении. Но в 1722 году было решено Архангельский храм на Красной площади называть Воскресенским.
Церковь Михаила Архангела на настоящем месте появилась в конце 18 века.
В 1822 году построенное до сводов здание церкви обрушилось. Пришлось начинать все практически заново. Внешний облик храма претерпел некоторые изменения. Так Архангельский храм принял свой настоящий вид.
Сегодня Архангельский храм понемногу реставрируется, хотя до полномасштабных работ еще далеко. Но будем надеяться, что у этого храма впереди еще длинная и светлая история.
Выдающийся памятник храмового зодчества 18 века. Построена Успенская церковь была в честь победы русского народа в войне 1812 года. Изначально успенская церковь стояла на Красной площади. Когда горожане задумались о строительстве на площади нового собора, они стали выбирать, куда же перенести успенский храм? Наконец, место было выбрано, и состоялась закладка новой Успенской церкви «за Хлебной площадью» на углу Воронежской и Успенской улиц (ныне Маркса и Советской).
Сегодня уникальный успенский храм находится в стадии реставрации. Стоит надеяться, что уже через пару лет он предстанет перед горожанами и гостями города во всем своем великолепии.
Сооружение храма на Лучковской площади предусматривалось еще в 1827 г., но к строительству приступили лишь в самом конце XIX столетия.
В результате построенная церковь не имеет аналогов в Ельце. День 26 ноября 1915 г. стал днем рождения последней по времени постройки православной церкви Ельца.
Храм построен по случаю 500-летнего юбилея сражения с войсками Тамерлана. Именно его одолеть по одной из легенд помог образ Богоматери, явившейся хану и прогнавшей его с Русских земель.
После революции 1917 г. храм Елецкой иконы Божией Матери ожидала судьба всех елецких церквей. До войны 1941 — 1945 гг. в его стенах было размещено зернохранилище. После войны лишённый кровли храм ветшал, разрушались карнизы, осыпалась штукатурка.
Отреставрировали храм лишь к 1995 году. Именно в 1995 году во время торжеств, посвященных 600-летию чудесного избавления Руси от нашествия войск Тамерлана, состоялся крестный ход.
Сегодня храм Елецкой Божией Матери является доминантой и украшением южного района города.
Строительство храма было приурочено в честь памяти Александра II.
Как известно, 1 марта 1881 года императора злодейски убили. В память о нем по всей России стали возводиться храмы. Вот и в Ельце в 1883 году была построена небольшая часовня. Чуть позже к часовне был пристроен храм.
Строительство закончили в 1911 году и освятили храм 11 февраля к 50-летнему юбилею царского манифеста об отмене крепостного права.
Автором идеи строительства храма и его спонсором был местный купец Н.А. Заусайлов. Он настолько благоволил княжеской семье, что собирался выложить пол храма золотыми пластинами. С этим и обратился к Николаю II, на что тот ответил: “Тогда уж клади пластины ребром!”. Естественно, купцу было не по карману такое решение. От этой идеи пришлось отказаться, но другую задумку всё же выполнить удалось. Главный купол храма венчает крест из чистого хрусталя в золотом каркасе. В дневное время он красиво переливается на солнце, а вечером подсвечивается лампами. Для того, чтобы крест всегда был чистым, рядом с ним проложили медную трубку с отверстиями, из которых вытекала вода и омывала его.
Существует предание, что оригинальный крест, красующийся ныне на вершине храма спасли в советское время местные жители. Они долгое время хранили его в потаенном месте и лишь спустя много лет извлекли и вновь установили на месте.
Внутреннее оформление храма завораживает не меньше. Яркие майоликовые панно, роскошный иконостас, а стены… они словно покрыты перламутровой чешуей.
В 1913 году при церкви был построен дом призрения к 300 летию династии Романовых. Он предназначался для размещения стариков, больных и инвалидов. Одновременно с ним стали строить пещерный храм во имя Николая Чудотворца.
Стены дома призрения украшает майоликовое панно, авторство сего шедевра приписывают Василию Васнецову.
Сверху видна надпись, повествующая об истории создании здания и его назначении. В советское время надпись была уничтожена, но в наше время по сохранившимся фотографиям ее восстановили.
А сбоку видно монументальное панно, изображающее древнерусский город.
В настоящее время Великокняжеский храм является украшением города и привлекает тысячи гостей города полюбоваться им.
Покровская церковь была одной из первых каменных церквей в городе. Ее возвели в середине 18 столетия взамен старого деревянного храма. В то же время рядом с храмом была построена высокая колокольня.
В середине 19 века стала очевидной необходимость ремонтных работ Покровской церкви, поскольку уже давно были заметны трещины в её стенах. После снятия иконостаса обнаружили наиболее значимые трещины. Храм необходимо было перестраивать.
Новый проект был утвержден в 1853 году. Основные элементы архитектурного оформления нового храма были взяты со строящегося тогда Вознесенского собора.
К 1867 году строительство нового Покровского храма было завершено. В результате перестройки Покровская церковь стала одним из самых больших и величественных храмов города, а ее пятиярусная колокольня ближайшие сто лет была высотной доминантой города.
Колокольня рухнула в 1961 году, сам храм сегодня находится в ужасающем состоянии. А на восстановление одного из некогда величественных строений города, как всегда, не хватает средств.
Владимирская церковь в Чёрной слободе — один из самых любимых ельчанами храмов города.
Существует легенда, согласно которой на месте стояния нынешней Владимирской церкви некогда была ставка Тамерлана. В то время хан только-только совершил побег на Елец и собирался дальше идти на Москву. Но здесь хану явилась Богородица и велела ему покинуть пределы Руси и отказаться от похода на столицу.
Первая деревянная Владимирская церковь была построена в 1680-х гг.
По преданию, Владимирский храм чудесным образом уцелел во время сильного пожара, произошедшего в 1769 г. и спалившего весь Елец. Если верить рассказам, то кто-то непрестанно звонил на колокольне храма посреди бушующего вокруг огня и не прекращал до тех пор, пока не затихла огненная стихия.
Вскоре простоявший около ста лет деревянный храм было решено заменить каменным. Строительство каменного храма было начато в середине 1770-х гг.
Чуть позже была построена высокая колокольня, а к храму пристроили приделы.
За годы же советской власти богатый и красивый храм превратился в страшные руины. В 1950 г. городские власти приняли решение о разборе Владимирской церкви. Вскоре верхние ярусы колокольни были разобраны, но снос церкви по каким-то причинам отложили. Так и стоит сегодня Владимирский храм. Остатки колокольни нынче прикрыли от непогоды, чтобы предотвратить ее окончательное разрушение. Но спасет ли это уникальный храм?
Но, к сожалению, нам удалось посмотреть не все древние храмы, так, например, мы не увидели Введенскую и Благовещенскую церкви, Казанскую церковь и храм Иоанна Златоуста.
Все старинные храмы Ельца мы отметили на нашей карте и составили наиболее удобный пешеходный маршрут, следуя по которому Вы откроете удивительный мир старинной православной архитектуры.
Храмы и монастыри Ельца
Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец
В 2006 году Липецким областным краеведческим обществом и коллективом авторов: Клоковым А.Ю., Найдёновым А.А. и Новосельцевым А.В., была опубликована замечательная книга «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец». Огромная работа по исследованию истории елецкой церковной жизни, которую провели авторы книги, финансировалась администрацией Липецкой области по благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего НИКОНА, епископа Липецкого и Елецкого.
Однако книга поступила в свободную продажу в самом Ельце лишь в 2008 году, да и то в ограниченном количестве. Тираж издания составил всего 5000 экземпляров. Свой экземпляр я заказал и приобрёл в одном из интернет-магазинов Москвы в 2009 году за 1600 руб.
Книга продолжила многотонную серию исследований и публикаций, рассказывающих об истории православных храмов, монастырей и часовен, существовавших некогда и существующих сегодня на территории Липецкой области в пределах юрисдикции Липецкой и Елецкой епархии, а также о святынях, святых и подвижниках Липецкой земли. Данный том представляет собой научно-популярные очерки по истории всех приходских, домовых, кладбищенских и монастырских храмов и часовен, находившихся когда-либо на территории современного Ельца. В книге приводятся сведения о строительстве и дальнейшей судьбе храмов, их архитектурных особенностях и внутреннем убранстве, святынях и замечательных событиях в их истории, людях, строивших и украшавших елецкие храмы, прославивших их своей подвижнической жизнью, священно- и церковнослужителях елецких храмов.
Сведения об авторах:
КЛОКОВ Александр Юрьевич — председатель Липецкого областного краеведческого общества, член Общественной палаты Липецкой области, г. Липецк.
НАЙДЁНОВ Андрей Анатольевич — начальник Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области, руководитель исторической секции Липецкого областного краеведческого общества, секретарь Комиссии по канонизации святых Липецкой и Елецкой епархии, г. Липецк.
НОВОСЕЛЬЦЕВ Александр Васильевич — архитектор, член Союза архитекторов России, член Союза писателей России, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, г. Елец.
В книге использованы документы и фотографии из фондов РГИА, РГАДА, ИИМК РАН, ГИМ, ГНИМА, ГАЛО, ГАОО, ЛОКМ, ЕКМ, базы данных «Новомученики и исповедники Российские» Свято-Тихоновского Православного гуманитарного университета (г. Москва), архива редакции журнала «Вестник церковной истории» (г. Москва), личных собраний авторов, а также В.А. Заусайлова, Р.А. Григорьевой, А.В. Окуневой, протоиереев В. Романова, П. Людаева и Н. Доненко, иерея С. Дорофеева, В.А. Душичкина, А.К Козявина, Л.А. Морева, Ю.М. Мигуновой, Н.А. Бутягиной, С.В. Кабанова.
Содержание:
Книга о храмах и монастырях Ельца стала достойным продолжением серии, издание которой было предпринято в прошлом году совместным трудом Липецкой и Елецкой епархии, администрации Липецкой области и общественного объединения — Липецкого областного краеведческого общества.
Елец — не только второй по численности населения и экономическому потенциалу населенный пункт Липецкого края. Это древнейший город на территории области, славные страницы прошлого которого уже навечно вписаны в историю всей нашей страны. Живописное местоположение, хорошо сохранившаяся планировочная структура города, большое количество памятников истории и культуры делают Елец настоящей жемчужиной в ряду культурного наследия Липецкой области. Это тем более актуально ввиду активного развития туристических возможностей региона и создания на территории города особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Елец».
Древний Елец с его десятками храмов и часовен, среди которых выделяются подлинные архитектурные шедевры — Вознесенский собор, Великокняжеская церковь, ансамбль Знаменского монастыря, — способен и должен стать подлинным центром туризма как культурного, так и паломнического. Руководством области делается многое для того, чтобы елецкие храмы и монастыри вновь обрели первозданный вид, поражавший своей красотой и очарованием всех гостей Ельца ещё в начале XX столетия.
Но, кроме «телесного» восстановления елецких святынь, перед всеми нами стоит ещё одна важнейшая задача. Речь идёт о всемерном содействии духовному возрождению наших земляков. Поэтому издание таких книг, как «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии» — плод сотрудничества государства, церкви и общества, — будет служить еще одним основанием для возрождения национальной культуры и сохранения исторической памяти, без которых невозможно полноценное движение вперед.
О.П. Королёв, глава администрации Липецкой области
Благословенный град Елец. Воистину святые чувства вызывает в нас само упоминание этого древнейшего города, с полным правом считающегося одним из духовных центров Липецкой земли. Силуэты многочисленных храмов Божиих давно стали олицетворением самого Ельца, а вся его история буквально пронизана свидетельствами Промысла Божия и деяниями целого сонма святых угодников.
Предание относит основание Ельца на нынешнем месте благословению святителя Алексия, митрополита Московского, посетившего город в 1357 году по пути в Орду. Другой наш великий святитель — Тихон Задонский, искренне любивший Елец, пожалуй, более других городов, всё время пребывания на покое в Задонском Богородицком монастыре был утешителем и наставником для многих жителей Ельца. Сами же ельчане издревле славились своим благочестием и усердием к храмам Божиим, верностью устоям Православной Веры, кротостью и взаимным согласием. Всё это позволяло святителю Тихону называть Елец «Новым Сионом» и снова и снова по велению сердца приезжать к глубоко почитавшим его жителям и находить среди добродетельных елъчан духовное облегчение и успокоение. С Ельцом связаны своими жизнью и подвигами значительное количество святых и подвижников веры и благочестия. И все они так или иначе оставили свой светлый след в истории елецких храмов, монастырей и часовен, по числу которых в начале XX столетия «Новый Сион» способен был тягаться со многими губернскими городами России. Всё это и стало предметом нового исследования светских историков А.Ю. Клокова, А.Л. Найдёнова и А.В. Новосельцева.
Новая книга о святынях Ельца, продолжающая серию «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии», станет подлинной энциклопедией церковной истории второго кафедрального города нашей епархии.
Никон, епископ Липецкий и Елецкий
От авторов
Вторая книга серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии» посвящена Ельцу — самому древнему и самому интересному в историческом и культурном отношении городу Липецкой области. Старинный купеческий Елец — город-форпост земли Русской на границе со степью, прославленный своими воинами и подвижниками, множеством церквей и монастырей — ныне является вторым кафедральным городом Липецкой епархии. Елец — один из главных центров Православия в нашем крае, средоточие многих направлений его духовной жизни. Познакомиться с его церковной историей, узнать и понять прошлое елецких храмов и монастырей, подвижничество их строителей, служителей и благотворителей — значит во многом познать саму историю церкви в нашем крае, глубину веры наших предков, которые, всем сердцем прославляя Господа и совершая духовные подвиги во славу Его, в то же время не жалели сил и средств на возведение и украшение всё новых и новых храмов Божиих. В этом авторы книги и видели свою главную задачу, желая дополнить, уточнить и по возможности развить труды своих предшественников.
История елецких святынь привлекала внимание многих исследователей ещё с середины XIX в. Тогда один из первых краеведов Ельца — городничий, а потом полицмейстер полковник Николай Александрович Ридингер в своей книге «Материалы для истории и статистики г. Ельца» (Орёл, 1865) посвятил им значительную часть своего труда.
Другой ельчанин — купец и краевед Егор Иванович Назаров опубликовал в «Трудах Орловской учёной архивной комиссии» ряд статей по истории некоторых городских церквей, а также Знаменского и Троицкого монастырей (Орёл, 1895).
Иеромонах Задонского Богородицкого монастыря Геронтий (Кургановский) в 1894 и 1895 гг. издал две книги, посвященные елецким монастырям, — «Историко-статистическое описание Елецкого Свято-Троицкого мужского третьеклассного монастыря» и «Историческое описание Елецкого Знаменского девичьего монастыря, что на Каменной горе», в которых подробно описал историю самих обителей, их храмы и достопримечательности, самых известных настоятелей и настоятельниц, подвижников.
Преподаватель Орловской духовной семинарии Гавриил Михайлович Пясецкий в книге «История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей»
(Орёл, 1899) значительное место уделил церковному прошлому Ельца. А в первом томе «Исторического описания церквей, приходов и монастырей Орловской епархии», изданном Орловским церковным историко-археологическим обществом (Орёл, 1905), каждому храму Ельца посвящена отдельная статья, содержащая обширные исторические и статистические сведения. Последней крупной работой в изучении церковного прошлого Ельца до 1917 г. стало издание в 1911 г. елецкой газетой «Голос порядка» книги Алексея Константиновича Воскресенского «Город Елец в его настоящем и прошлом», в которой автор собрал всё самое важное и интересное из предыдущих изданий с добавлением сведений из клировых ведомостей елецких храмов за 1909 г. К сожалению, клировые ведомости не пережили катаклизмов XX столетия, что делает для нас книгу А.К. Воскресенского особенно ценной. Вышеперечисленные работы при всех своих недостатках, обусловленных опорой на «легендарную» историю Ельца и узкий круг исторических источников, обладают целым рядом несомненных достоинств.
В них приводятся документы, которые не дошли до нашего времени, или свидетельства непосредственных очевидцев многих событий в церковной истории Ельца.
Новым этапом в изучении елецких святынь стала работа над темой уже в наше время елецких архитекторов и краеведов Виктора Петровича Горлова и Александра Васильевича Новосельцева. Их книги «Вознесенский собор в Ельце» (Липецк, 1992), «Елец веками строился» (Липецк, 1993), «Храм иконы Елецкой Божией Матери» (Липецк, 1995) и «Великокняжеская церковь в Ельце» (Елец, 2005) во многом дополнили и уточнили историю целого ряда елецких храмов и монастырей, значительно облегчив задачу авторов настоящего издания.
Основными источниками для книги о храмах Ельца послужили материалы Российского государственного архива древних актов (г. Москва), Российского государственного исторического архива (г. С.-Петербург) и Государственного архива Липецкой области. К сожалению, архив Орловской духовной консистории почти полностью был уничтожен в советское время. Жалкие его остатки хранятся ныне в Государственном архиве Орловской области. Среди сохранившихся документов лишь единицы касаются Ельца. Больно осознавать, — какой огромный пласт бесценной информации о строительстве, освящении и благоукрашении елецких храмов, деятельности их священно- и церковнослужителей, церковных старост и благотворителей, каждодневной жизни приходов, торжественных и знаменательных моментах приходской жизни Ельца мы потеряли безвозвратно.
Серьезным подспорьем в работе над книгой, тем более ввиду отсутствия клировых ведомостей елецких церквей, послужили публикации «Орловских епархиальных ведомостей», выходивших с 1865 г. по 1918 г., а также выпуски «Трудов Орловской учёной архивной комиссии» и Орловского церковного историко-археологического общества, увидевшие свет в начале XX столетия. Интересные исторические и статистические сведения почерпнуты авторами из «памятных книжек» и адрес-календарей Орловской губернии за 1868-1917 гг. и «Справочной книжки по Орловской епархии на 1903 год», различных дореволюционных изданий, посвященных Орловской губернии и епархии, городу Ельцу. Бесценным источником по церковной жизни Ельца стали газеты 1900-1930-х гг., ранее недооценённые исследователями.
Послевоенный этап церковной истории Ельца представлен на основании архивохранилищ Орловско-Севской (1944-1954), Воронежско-Липецкой (1954-2003) и Липецкой и Елецкой (2003-2006) епархий, уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР по Орловской и Липецкой областям, частных собраний священнослужителей и прихожан елецких храмов, публикаций средств массовой информации, устных свидетельств непосредственных участников событий. Полный перечень использованных источников и литературы приведён в примечаниях в конце книги.
Как и в первом томе, в настоящем издании каждый из храмов Ельца представлен в отдельном очерке, помещённом в книге в зависимости от назначения храма в церковной жизни города и времени его создания. После соборных, приходских, домовых и кладбищенских церквей идут очерки о монастырях и часовнях Ельца. Очерки о храмах, которые были построены сравнительно в позднее время, но являются «наследниками» более древних церквей, расположены сразу же после статьи о своих предшественниках. В качестве приложения к истории каждого храма приведены насколько возможно полные списки его священно- и церковнослужителей с древнейших времен и до настоящего времени. К очеркам о елецких монастырях – соответственно списки настоятелей и настоятельниц этих обителей. Впервые приводится и наиболее полный список елецких епископов — викариев Орловской епархии.
Авторы осознают невозможность осветить всё и вся в истории храмов и монастырей Ельца в рамках одной книги и будут благодарны всем, кто поможет уточнить и дополнить опубликованные сведения.
Подготовка и издание данной книги в рамках задуманного авторами многотомной серии, посвященной истории храмов и монастырей, святым и подвижникам, церковной жизни и святыням Липецкого края, состоялось благодаря областной целевой программе «Развитие гражданского общества» и пониманию необходимости подобного проекта главой администрации Липецкой области Олегом Петровичем Королёвым и областным Советом депутатов во главе с его председателем Павлом Ивановичем Путалиным. С радостью говорим «Спаси Господи» нашему Владыке — Его Преосвященству, Преосвященнейшему Никону, епископу Липецкому и Елецкому — чьё благословение на продолжение труда служило нам огромной духовной поддержкой в работе над книгой. Вновь благодарим за помощь начальника управления по связям с общественностью администрации Липецкой области Анатолия Николаевича Ларина и его сотрудников — А.А. Быкова, Л.В. Назарову и Л.Ю. Лошкареву. А также секретаря Липецкой и Елецкой епархии, настоятеля Христорождественского кафедрального собора г. Липецка протоиерея Василия Бильчука.
Авторы выражают признательность за бескорыстную помощь и предоставленные материалы протоиереям Василию Романову и Петру Людаеву, игумену Митрофану (Шкурину), протоиерею Владимиру Воробьёву (Свято-Тихоновский Православный гуманитарный университет, г. Москва), протоиерею Николаю Доненко (Крымская епархия Украинской Православной Церкви), иерею Сергию Дорофееву (Воронежская и Борисоглебская епархия), иерею Михаилу Жаркову (Орловская и Севская епархия), Александру Ивановичу Гамаюнову, Рените Андреевне Григорьевой, Владимиру Александровичу Заусайлову, Алексею Кузьмичу Козявину, Виктору Анатольевичу Ливцову, Николаю Николаевичу Валуйскому, Алевтине Витальевне Окуневой, Виктору Петровичу Горлову, Валерию Борисовичу Полякову, Юрию Ивановичу Чурилину, Вячеславу Александровичу Душичкину, Валентине Васильевне Титовой, Вадиму Владимировичу Дронову, специалистам Елецкого краеведческого музея, сотрудникам отделов МБА и справочно-библиографического Липецкой областной универсальной научной библиотеки, руководству ООО «НЕКС-инфо» (г. Липецк). Отдельное спасибо Виктору Анатольевичу Бешенову, оказавшему авторам значительную помощь в подготовке списка священно- и церковнослужителей елецких храмов.
Мы испытываем огромную благодарность нашим родным и близким, чьё участие и понимание немало способствовали созданию данной книги.
Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. — Липецк: ЛОКО, 2006. — 512 с.