храмы на каширском шоссе в москве
Каширское шоссе. Достопримечательности
Каширское шоссе стало осью очередной загородной поездки. На сей раз мы выбрали достопримечательности к югу от Москвы. Вышло так, что в этой поездке мы смотрели исключительно церкви. Зато большинство из них действительно заслуживают внимания.
На юг Московской области ведут 3 дороги. Это собственно Каширское шоссе, платная трасса «Дон» и дорога в аэропорт Домодедово. Все они, как и соединительные дороги, находятся в очень приличном состоянии.
Маршрут поездки
Ниже на карте отмечены все достопримечательности нашей поездки.
Тарычево. Церковь Петра и Павла
Село Тарычево входит в город Видное. Большая часть его лежит к востоку от трассы «Дон», но церковь находится западнее. Тарычево впервые упрминается в 1627 году как деревня. Деревянную церковь построили спустя пятьдесят лет. Владельцем Тарычева c 1703 года стал Фёдор Юрьевич Ромодановский — князь-кесарь Петра I, начальник Преображенского приказа. Преображеский приказ — это кгб петровской эпохи. Сам Ромодановский по воспоминаниям князя Куракина был
“видом аки монстра”, нравом коварен, злобен и “пьян во вся дни”.
Внучка Ромодановского Екатерина Ивановна вышла замуж за вице-канцлера графа Михаила Головкина и в 1741 году отправилась вслед за мужем в вечную ссылку на Колыму в Собачий острог. Государыня Елизавета Петровна прислала сказать ей, что в преступлениях мужа Екатерина Ивановна невиновна и может сохранить титул и богатства. Однако та ответила:
“На что мне почести и богатство, когда не могу разделять их с другом моим? Я любила мужа в счастии, люблю его и в несчастии и одной милости прошу, чтобы с ним быть неразлучно”.
После смерти супруга в 1754 году Екатерина Головкина вернулась в Россию, привезя его прах с собой. В 1765 году в Тарычево она строит каменную церковь Рождества Богородицы.
В конце XIX столетия усадьбу купил Дмитрий Алексеевич Расторгуев, известный торговец чаем. По нему ближайшая станция и посёлок получили название Расторгуево, в советское время переименованное в Видное.
Церковь отличается оригинальной трёхчастной композицией. Собственно храм выстроили в виде восьмерика. С запада к нему примыкает кубический притвор, а с востока такой же кубический алтарь. В башенке над притвором устроена звонница. Три крупных луковичных главы венчают храм. Церковь отличается прекрасной акустикой. В ней несколько раз пел Фёдор Иванович Шаляпин.
Каширское шоссе. Тарычево, Рождественская церковь
Архитектурный стиль близок к барокко. Храм выглядит очень своеобразно, ничего подобного в окрестностях Москвы я припомнить не могу за исключением церкви в Ивановском-Садках.
Иконостас в церкви современный, росписи не сохранились.
Каширское шоссе. Церковь Михаила Архангела в Таболово
Следующая церковь находится в черте города Видное на Белокаменном шоссе. По дороге мы миновали старый центр Видного. Застройка ХХ века состоит из малоэтажных домов и особняков.
Видное. Центр города
Успенская церковь в селе Таболово относится к лучшим образцам русского зодчества начала XVIII века. Само село впервые упоминается в 1627 году, но церковь в нём к тому времени упразднили. В конце XVII столетия село покупают братья Апраксины. Пётр Матвеевич Апраксин, сподвижник Петра I, начинает строительство белокаменной церкви в 1705 году. Храм строился по обету в благодарность Богу за успешную осаду Нарвы и Ивангорода.
Апраксин не успел достроить храм из-за ограничений на каменное строительство. В 1719 году он умер, а церковь освятили лишь в 1721 году. Церковь возвели по привычной на Руси схеме «восьмерик на четверике». Однако храм получился уникальной благодаря сочетанию приёмов нарышкинского стиля и европейского барокко.
Церковь сложили из белого камня, устроили в стенах широкие окна и даже люкарны на европейский манер. Наличники окон выглядят совершенно барочными. Однако алтарные апсиды, гульбище и боковые приделы недвусмысленно утверждают — перед вами русская православная церковь.
Успенскую церковь закрыли «по просьбам трудящихся». В здании устроили архив студии документальных фильмов. Интерьеры испортили перестройками. Церковь возобновили в 1990-м году, однако внутреннее убранство завершили лишь в 2014 году. Фотографировать внутри не разрешают, поэтому картинку пришлось позаимствовать в сети.
Лукино. Крестовоздвиженский монастырь
В Лукино мы заехали потому, что оно оказалось поблизости от нашей главной дороги — Каширского шоссе. Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь основали сравнительно недавно. В 1837 году в соседнем селе Старый Ям устроили богадельню. Спустя примерно 20 лет митрополит Филарет прислал в дар призреваемым Иерусалимскую икону Богородицы. Побывав в богадельне, владыка назвал её монастырём. В 1870 году владелица соседнего имения Лукино Александра Головина подарила свои владения общине. В усадьбе уже тогда существовала Крестовоздвиженская церковь 1846 года.
Вскоре для насельниц выстроили церковь Иерусалимской иконы Богородицы.
В 1887 году общину преобразовали в женский монастырь. Затем московский благотворитель Василий Жолобов пожертвовал 10 тыс. рублей на строительство нового храма. Вознесенский собор возвели в 1890-93 годах по проекту епархиального архитектора Крыгина. Здание достаточно заурядное, в типичном «тоновском» вкусе.
В монастыре сохранились старинные постройки, включая интересный деревянный дом в стиле модерн. Возможно до 1917 года здесь были покои игуменьи.
Монастырскую колокольню восстановили в прежних формах в начале XXI века.
В советское время монастырь естественно закрыли и устроили дом отдыха «Горки Ленинские». Затем территорию передали детскому центру реабилитации. Он до сих пор занимает половину участка.
Мы оказались в Лукино в воскресенье. Собор был закрыт. Зато было очень приятно прогуляться по обихоженной территории. Как архитектурный ансамбль, монастырь не представляет большого интереса. Интересны поленницы дров, сложенные по северному образцу. Подобные мы видели в Вологодской области десять лет назад.
Каширское шоссе. Церковь Воскресения села Битягово
Старинное село Битягово известно с 1339 года. Оно упоминается во духовной грамоте Ивана Калиты. В XVII столетии им владели стольник Степан Телепнев и его сын Иван. В 1670-71 годах Иван построил каменную Воскресенскую церковь на месте прежней деревянной. После его смерти село продали Василию Васильевичу Голицыну. Спустя несколько лет тот попал в опалу, а Битягово конфисковали в казну.
Ансамбль Воскресенской церкви состоит из главного пятиглавого храма и более скромного одноглавого Казанского придела. Он служил зимним храмом.
Церковь села Битягово. Справа одноглавый Казанский придел.
В 1867 году к церкви пристроили новую колокольню в «русском» стиле. Она заметно диссонирует с обликом храма.
В 1887 году церковь реконструировали. При этом оказались утраченными некоторые старинные детали. В частности, растесали окна и разобрали внутреннюю стену в трапезной. В советское время церковь закрыли и разграбили. Интерьер оказался полностью утрачен. Мы не стали беспокоить служителей, хотя на двери храма был звонок для желающих посетить церковь.
За церковью сохранились каменные надгробия XIX века. У одного из них стоит памятная табличка, посвящённая мастеру, который их сделал.
Рядом с Битягово находится Серафимо-Знаменский скит в стиле модерн. Побывать в нём нам не удалось. Скит открывают только на время богослужений. Чем мы и воспользовались. Приехали пораньше и насладились покоем и архитектурой скита.
Каширское шоссе. Кузьминское
Следующая церковь XVII века ждала нас в селе Кузьминском. Она также находится невдалеке от Каширского шоссе. Этот храм напомнил нам Сергиевскую церковь в Комягино на Ярославском шоссе.
Церковь в Кузьминском освящена во имя иконы Богородицы Знамение. Она относится к «дивному русскому узорочью» времен Фёдора Алексеевича. Церковь освятили в 1678 году.
Западную часть церкви достроили позже. Заметно, что широкие окна трапезной относятся к XIX столетию. Зато колокольня удачно стилизована под «дивное узорочье» времён Фёдора Алексеевича.
Церковь украшают многочисленные кокошники, ширинки и декоративные колонки. В ширинках сохранились муравленые изразцы. Их видно в верхнем ярусе под закомарами.
Старинное убранство утрачено. Современная роспись выполнена таким образом, что фрески на своде продолжают невысокий трехъярусный иконостас. К сожалению фотографировать внутри не разрешается.
Воскресенская церковь села Городня
В Городню я хотел попасть ещё во время нашей поездки вокруг Коломны. Но прямой дороги из Шкини в Городню нет, а объезд показался мне слишком долгим. В результате мы добрались до Городни лишь месяц спустя. Прекрасная шатровая церковь упомянута у Игоря Эммануиловича Грабаря в «Истории русского искусства».
Само село относится к древнейшим в Подмосковье. Первое упоминание датируется 1339 годом. Вы уже догадались, что это духовная грамота Ивана Калиты. Церковь упоминается как уже существующая в 1578 году.
В ту пору Городня, как и соседнее село Пруссы, принадлежало боярину Ивану Васильевичу из рода Шереметевых. Он погиб в 1577 году во время осады Ревеля. В XVII веке селом владел боярин Яков Никитич Одоевский. При нём к шатровому храму пристроили гульбище и два придела: во имя Иоанна Милостивого и Кирилла Белозерского.
В XIX веке памятник серьёзно исказили перестройками. Если колокольня на месте крыльца не слишком испортила облик церкви, то широкие окна, пробитые в подклете и гульбище, откровенно режут глаз.
Контрфорс и позднее окно подклета.
«Ползучую» арку крыльца также заложили, оставив маленькое окошко.
Из Городни хорошо видны церкви в окрестных сёлах. Мы заинтересовались храмом в селе Фёдоровское.
Никольская церковь села Фёдоровское
Село Фёдоровское впервые упоминается аж под 1300 годом во времена первого удельного князя Московского Даниила Александровича. Князь пожаловал своего боярина Фёдора Бяконта сёлами, в числе которых было и Фёдоровское. Наследником Фёдора стал его старший сын Елевферий, впоследствии митрополит Алексий. С XVI века Фёдоровское оказалось во владении Шереметьевых. В 1754 году Алексей Фёдорович Шереметев построил здесь каменную Никольскую церковь в стиле барокко. Спустя 50 лет возвели колокольню. В 1910 году архитектор Николай Иванович Кокорин закончил трапезную с приделами. Её облик гармонично сочетается с барочной церковью и классицистической колокольней.
Растуново. Иверская церковь
В Растуново мы попали в сумерках. Тем не менее фотографии получились, хоть попадья и выгнала нас с церковного двора.
Церковь в стиле строго классицизма построили взамен ветхой деревянной. В 1778 году помещик Аммос Прокофьевич Демидов написал письмо самому митрополиту Платону в котором просил разрешения исправить церковные «ветхости». Спустя восемь лет ему выдали храмозданную грамоту, по которой и построили нынешнюю церковь. Церковь возвели в виде восьмигранника, увенчанного куполом. С востока к главному объёму примыкает небольшой полуциркульный алтарь, а с запада пристроена массивная трапезная. Трёхчастные полуциркульные окна характерны скорее для столичного зодчества.
В советское время церковь закрыли. Она серьёзно пострадала, а колокольня оказалась полностью утраченной. В наше время вместо стройной пятиярусной возвели скромную двухуровневую колокольню.
Несмотря на не гостеприимную представительницу клира церковь в Растуново безусловно заслуживает внимания.
Мы рекомендуем маршрут для любителей церковной архитектуры. Сами намерены повторить эту поездку в более светлое время года. Ведь на нашем пути встретилось ещё несколько интересных церквей.
Храм Живоначальной Троицы в честь тысячелетия крещения Руси
Подарок в детский дом
Наступило 1 сентября! Во всех образовательных учреждениях начался учебный процесс! И мы помогли собрать наших деток из детского дома к школе. Подарили им новую школьную форму и необходимую одежду. Дети были очень рады и благодарят всех кто принял в этом участие!
Поделиться:
Первый звонок
1 сентября в храме Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово в память 1000-летия Крещения Руси состоялась Божественная Литургия, которую возглавил благочинный Даниловского округа прот. Олег Воробьев, в сослужении прот. Константина Сопельникова, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Чертанове, духовника Православного центра непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского, и клириков храма Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово в память 1000-летия Крещения Руси. На Литургии присутствовали учителя, родители и ученики Православного центра непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского во главе с директором Центра Татьяной Ивановной Лещевой.
По завершении молебна в напутственном слове прот. Олег Воробьев от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сердечно поздравил учащихся Серафимовской гимназии, их педагогов и родителей с началом нового учебного года! Школьный учебный год, как и церковный год начинается 1 сентября. Первые ростки знаний появились в нашем Отечестве вместе с Крещением Руси, когда при церквах и монастырях были открыты первые школы, занятия в которых начинались, так же, как и сегодня 1 сентября. Так было всегда. 1 сентября назвали Днем знаний достаточно недавно, но традиции этого дня с древних времен остались неизменными. Сегодня священники помолились вместе с учащимися, учителями и родителями, и призвали Божие благословение на ученические труды и труды их наставников. Отец Благочинный пожелал учащимся Православного центра духовного здравия, крепкого здоровья, усердия и больших успехов в учебе!
Член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерального Собрания Российской Федерации В.М. Наринян вручил директору Православного центра Т.И. Лещевой памятный знак – медаль за труды в просвещении.
Завершилась торжественная линейка весёлым первым звонком школьного колокольчика.
Храм Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово
Большое количество храмов на Руси создавалось во Имя Отца и Сына и Святого Духа – Троицы Живоначальной. Поэтому не удивительно, что этот огромный храм посвящен именно Святой Троице.
Показать полностью.
Для храма был предложен византийский стиль, еще раз напоминающий нам, что православная вера пришла к нам через Византию.
Под храм еще в 2001 году был вырыт огромный котлован для фундамента. Для его создания были проведены многочисленные исследования специалистами грунта, ведь строительство храма намечалось на очень сложном ландшафте, на берегу Борисовских прудов.
Для сооружения столь сложного фундамента были привлечены высококвалифицированные специалисты, использовавшие в своей работе последние разработки и самые лучшие материалы. Сразу после завершения фундамента строители принялись за возведение каркаса будущего храма. На это им, естественно, понадобилось немало времени, так как тем самым закладывалось качество всех последующих работ.
Много труда и умения было вложено в сооружение столь большого купольного барабана, при строительстве которого в проект были внесены некоторые коррективы, в том числе и увеличена его высота. Следующим этапом в строительстве было возведение кровли апсид, которое стало своеобразным экзаменом перед сооружением главного купола. Для его сооружения были сконструированы специальные элементы каркаса, которые задали форму будущего купола. На фоне голубого летнего неба этот голубой купол выглядит удивительно красиво и гармонично. Кульминацией строительства храма стали подъем и установка креста – самый важный этап строительства.
Для завершения строительства остались лишь отделочные работы внутри и снаружи. Фасад здания украсили разнообразными барельефами. Особенно трудоемкие работы велись по внутренней отделке храма, где использовались дорогие материалы – мрамор, позолота. Кроме того в собор был привезен и смонтирован первый в Москве и третий в России фарфоровый иконостас, изготовленный мастерами Санкт-Петербурга, отличающийся изяществом и высочайшим исполнением. Для совершения таинства крещения был создан баптистерий, представляющий собой отдельное помещение, позволяющее крестить всех – от младенцев до стариков.
В начале 2004 году были завершены все строительные работы, и уже в мае этого же года было совершено освящение храма Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Храм Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово запись закреплена
ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВ: ТО, ЧТО МЫ НЕ ПОНЯЛИ.
https://t.me/Kerigma_orthodox
Заповеди блаженств, которые мы слышим каждый раз во время литургии, исполняются хором перед тем, как священник войдет с Евангелием через Царские врата. В этом есть иллюстрация глубокого смысла того, кто может войти во врата Вечной жизни, и что нужно сделать для того, чтобы тебя туда пропустили.
Показать полностью. Вернее будет сказать, каким нужно стать. Потому что Заповеди Блаженств, являясь сердцевиной Нагорной проповеди Спасителя, для многих из тех, кто называет себя христианином, являются камнем преткновения и соблазна. Человеку свойственно бояться и избегать всего того, о чем учит Спаситель в этих заповедях. Нищета, плач, алчба и жажда, гонения, униженность… Кто из нас хотел бы видеть своих детей, претерпевающих все эти состояния? Но Бог, который есть Сама Любовь, дает нам повеление пройти через опыт земного умирания для того, чтобы воскреснуть к Жизни вечной. Заповеди Блаженств — это еще и откровение Бога о Самом Себе. Он хочет нас сделать Своими детьми, так, чтобы мы имели по благодати то, что Он имеет по природе. Но для этого нам нужно совлечь с себя все то, что стоит между нами и Богом. Это все может показаться для кого-то очень сложным, но на самом деле все обстоит как раз наоборот. Бог прост. Это мы стали слишком сложными. Поэтому человеку и нужно постараться вернуться в изначальную простоту.
Спаситель ведет наши души к совершенству в Истине и святости. Евангельское откровение — это учение о совершенстве человеческого духа во Христе. Заповеди блаженств — это открытие Богом Своей Божественной природы человеку и введение его в Жизнь вечную. Почему Христос начал объяснение Царства Небесного с блаженств? Потому что свобода во Святом Духе — это блаженство и просвещение наших душ и тел. Все, что лишает нас этой свободы, становится рабством. Полное соединение ума с Истиной в сердце, есть истинное блаженство и радость во Христе.
«И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5. 3).
Что такое нищета в прямом смысле этого слова, нам понятно. В Евангелии мы не раз читаем о том, что тот, кто хочет следовать за Христом, должен оставить все. Поэтому в древней монашеской традиции добровольная нищета была обязательным условием принятия пострига. И здесь речь идет не просто о том, чтобы отказаться от земных стяжаний, а в том, что в уме и сердце не должно быть привязанностей ни к чему вещественному. Нищета духовная заключается в том, что в уме нет мыслей, а в сердце желаний, которые бы влекли христианина к праху этого мира. Только такой человек может обрести Царство Небесное. «Блаженны свободные» — вот суть слов Нагорной проповеди. На пороге смерти только такая свобода и может дать душе утешение, а не семья или друзья. Духовная практика нищеты ума есть первая ступень на пути к вечной Жизни.
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5. 4).
Плач у нас, как правило, ассоциируется с горем, потерей, болезнью, обрушившимся несчастьем на наши плечи. Но каким бы не было здоровым наше тело, как бы не были счастливы наши дети, каким бы хорошим не был наш дом, все это благоденствие временно. Плакать и бояться неизбежного глупо. Блаженным плачем Святые Отцы называют плач о собственных грехах и невежестве своего ума, погрязшего в помыслах. Те, кто имеют этот плач, обретают помощь Божию и благодать, избавляясь от всякого зла и утешаясь блаженством духовной свободы во Христе, потому что только Он неизменен и может дать нашей душе истинное утешение.
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5. 5).
В обычном мирском понимании кротость – это прежде всего беззлобие. Но святитель Василий Великий толкует эту заповедь блаженств намного глубже. «Освободившиеся от всякой страсти называются кроткими», – пишет он в своих письмах. И далее святитель говорит о том, что только тот, кто сподобился беззлобия во Святом Духе и победил всякое зло в виде страстей и помыслов, кто отвергнул свой ум, живя только благодатью, «наследует как эту землю, ибо она сотворена для кротких, так и чистую землю своего сердца, где находит Христа, Который передает такому кроткому сердцу в наследство все Свое Царство Вечной Истины».
«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5. 6).
Алчущий и жаждущий — это тот, кто устремлен к достижению искомого. Если это будут мирские устремления к яствам и напиткам, то от них останется лишь куча грязи. Но тот, кто всецело устремлен к достижению Божественной Истины, кто оставил земное рассудочное мышление и всякие помыслы, обретает Ее во всей полноте и насыщается совершенством безначальной непреходящей Правды, которая есть Хлеб Жизни, сходящий с Небес.
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5. 7).
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5. 8).
Чистый — значит непорочный, не имеющий никаких смертных грехов. Это непорочность внешняя. Но тот, кто совершенно непорочен сердцем от всего тленного (от вожделений плоти и чист умом от земных представлений и дурных помыслов), в благоговейной чистой молитве напрямую зрит Бога так, как Он есть. Такой человек соединяется с Ним совершенным единением и обретает богатство истинное, духовное, нетленное – совершенное богоподобие, к которому приводит нерассеянная молитва.
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» (Мф. 5. 9).
Миротворец — это тот, кто в самом себе творит мир и являет его ближним. Это мир души начальный, предварительный. Но тот, кто стяжал в своем сердце высший духовный мир – невечерний день Истины, неподвластный ничему земному, – находит в самом себе Царство Божие, служит Им людям и становится сыном Божиим, обретая власть над своим умом.
«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5.10).
Изгнанные за правду — значит преследуемые на земле. Они заслуживают всемерного уважения. Но тот, кого не только этот мир, но и мир злобных духов поднебесных преследует за Истину, воистину блажен. Царство Небесное — это Царство Истины, к которому испытывает ненависть всякое земное царство, и тем более диавольское. Поэтому признак Истины, которую мир земной и демонический не могут ни вместить, ни принять, – гонение на носителей Божественной Правды. Стоящий в Истине и владеющий мудростью духовного рассуждения неподвластен ничему земному и неприступен ничему демоническому и потому всецело блажен во Христе, Который есть Истина.
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5.11).
Главная задача всей нашей жизни — это спасти свою душу. Как нельзя быть женщине немножко беременной или человеку немножко живым, так же нельзя быть немножко спасенным. Евангелие дано нам, как Откровение о спасении души для практического применения. У нас нет времени для раскачивания, жизнь протекает очень быстро. С первого и до последнего слова Евангельские заповеди своей благодатной силой ведут нас к непосредственному постижению Истины Спасения и достижению предельной святости – совершенства во Христе. Цель всякого духовного делания – Божественная Любовь. Только Она является источником нашего спасения, потому что пребывает вечно. Совершенная же Любовь к Богу и ближнему находит свое завершение в нетварном свете Пресвятой Троицы и покое Царства Божественной красоты. Ради этой великой цели следует оставить всю лишнюю суету и сосредоточиться на главном – практическом постижении Бога. Если мы не обретем спасения сейчас, все другие наши обретения станут для нас лишь ловушкой дьявола.
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/83748-zapoved..
Храм Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово запись закреплена
Храм Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово запись закреплена
Храм Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово запись закреплена
Николай Иванович
Храм Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово запись закреплена
Не поддавайтесь никогда панике. Трусы никому не нужны. Бог смотрит на расположение человека и помогает ему. Надо держаться всегда с хладнокровием и работать мозгами. Что бы ни происходило, надо молиться, думать и действовать. Самое лучшее – это стараться всегда духовно противостоять любой трудной и опасной ситуации. Однако сегодня во многих нет ни духовной отваги, которая рождается от святости и дерзновения к Богу, ни отваги естественной, которая нужна, чтобы не струсить при виде опасности…
Для того, чтобы сдержать большое зло, которое действует сегодня в мире, надо иметь многую святость. Духовный человек и зло затормозит, и людям поможет. В духовной жизни даже самый большой трус сможет стяжать многое мужество, если вверит себя Христу, Его Божественной помощи. Он станет бесстрашен, сможет пойти на передовую, сразится с врагом и победить! Будем поэтому бояться одного лишь Бога, а не людей, какими бы злыми они не были, и не обстоятельств,пусть даже самых опасных и тяжелых. Страх Божий любого труса сделает молодцом! Насколько человек соединяется с Богом, настолько он становится непобедимым и бесстрашным.
Преподобный Паисий Святогорец
Храм Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово запись закреплена
Ангелина и Дмитрий прожили вместе четверть века.
Жили дружно, в достатке, отдыхали на престижных курортах. И дети радовали, и на здоровье не жаловались. Казалось бы, что еще нужно для счастья?
И все же Ангелина не чувствовала себя счастливой. Словно ей не хватало чего-то очень важного, быть может, самого главного…
Пока дети были маленькими, у Ангелины не было времени думать о «высоких материях». Крутилась как белка в колесе – хотелось обеспечить сыновьям безбедную жизнь.
Показать полностью.
Но время шло, дети выросли, основанная мужем фирма успешно развивалась, а Ангелина вдруг ощутила в сердце гнетущую пустоту. Будто все нажитое ими нелегким трудом вмиг утратило ценность, лишилось смысла.
– Совсем ты, мать, заработалась, – покачал головой Дмитрий. – Развеяться тебе надо, отвлечься. Может, съездишь куда-нибудь? Я бы и сам с удовольствием махнул в Испанию или на Карибы, но у меня сейчас самый ответственный момент: инвестора надо дожать – того и гляди сорвется с крючка.
Ангелина задумалась: последние двадцать пять лет она ни разу не отдыхала без мужа.
– Ну, разве что на экскурсию, куда-нибудь в Подмосковье…
Так Ангелина оказалась в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и, стоя у мощей преподобного, впервые в жизни задумалась о своей душе. Нет, она не была воинствующей атеисткой, не гнала Церковь, не глумилась над иконами. Но и верующей Ангелина тоже назвать себя не могла. Ей просто было все равно, и это безразличие показалось ей сейчас самым тяжким ее грехом.
Уезжая из Лавры, Ангелина купила целую стопку духовной литературы. Начала с Евангелия, затем одну за другой прочла несколько книг митрополита Антония Сурожского и вновь взялась за Священное Писание.
«Словно и не жила до сих пор», – изумлялась Ангелина и, привыкшая всем делиться с мужем, протянула ему сборник бесед владыки Антония:
– Ты только почитай, Митя! Это прямо про нас с тобой!
Но Дмитрий неожиданно резко осадил ее:
– Делать мне больше нечего! Церковь для лентяев и лузеров, а я и так отлично знаю, как жить.
Ангелина ошарашено взглянула на мужа, но спорить не стала. А в воскресенье вновь поехала в Сергиев Посад.
Вскоре Ангелина заметила, что муж все больше отдаляется от нее. Обсуждать с ней прочитанное и услышанное в Лавре Дмитрий категорически отказывался и с каждым днем все резче отзывался о верующих.
И вот однажды, вернувшись из монастыря, Ангелина увидела во дворе гору пепла: взбешенный провалом переговоров с инвестором, Дмитрий спалил всю ее духовную библиотеку.
Ангелина только ахнула.
– Господи, грех-то какой! Библию сжег! Что же теперь будет?
– А вот мы и поглядим! – злорадно усмехнулся Дмитрий.
Ангелина не имела привычки спорить с мужем. Вот и в этот раз она лишь заплакала и молча ушла в дом.
А на утро Дмитрий не встал с постели. Вся правая сторона тела была парализована.
– Митя, – в слезах умоляла Ангелина, – покайся! Ведь ты не просто книги, ты Слово Божие сжег!
– Молчи, дура, – рычал Дмитрий, – наслушалась поповских бредней! Лучше бы врача вызвала!
И потянулись безрадостные дни. Лучшие столичные врачи лечили Дмитрия, и ни один не смог помочь. Ангелина с горечью наблюдала, как таяли накопленные средства, но печалилась не о деньгах, а о том, что не может достучаться до мужа, убедить его покаяться и исповедать грех.
– Что делать, батюшка? – вновь и вновь спрашивала Ангелина. – Не слушает он меня, прямо уши затыкает!
И вновь и вновь слышала в ответ:
– Молись! Молитва верной, любящей жены творит чудеса.
И Ангелина молилась, как умела, день и ночь умоляя Господа простить и исцелить мужа.
Наконец, Дмитрий сдался.
– Твоя взяла, – процедил он сквозь зубы. – Зови попа, посмотрим, что он мне скажет.
Но звать священника не пришлось: на следующее утро Дмитрий сам встал с постели и даже смог доковылять до машины.
– Вези меня в Лавру, хочу посмотреть на твоего Сергия.
Ангелина, едва сдерживая ликование, села за руль, и спустя час автомобиль припарковался недалеко от стен монастыря.
Они уже почти подошли к Троицкому собору, как вдруг кто-то негромко окликнул их.
Ангелина и Дмитрий оглянулись: перед ними стоял щупленький седой монах.
– Ну что, милый, тяжко тебе? – участливо спросил он Дмитрия.
Ангелина замерла. «Сейчас раскричится, начнет грубить, оскорблять», – в ужасе подумала она.
Но, к ее удивлению, Дмитрий не рассердился. Он, как ребенок, вытер кулаком навернувшиеся слезы и стал горько жаловаться на судьбу.
«Пусть поговорят», – решила Ангелина и, чтобы не смущать мужа, отошла в сторону.
А Дмитрий все говорил и говорил. Монах слушал, чуть склонив голову набок, временами утешал, временами вразумлял. И напоследок сказал:
– Не отчаивайся, выздоровеешь. Вот в следующий раз встретимся – и сразу выздоровеешь!
И медленно пошел по направлению к Успенскому собору.
Ангелина поспешила к мужу:
– Что, что он сказал тебе?
– Он сказал… Постой, а где же он?
Ангелина оглянулась: монаха не было видно.
– Наверное, в храм вошел, – неуверенно проговорила она.
Но в Успенском соборе собеседника Дмитрия не оказалось. Ангелина обегала все дорожки Лавры – все было безрезультатно. И сколько бы с тех пор они ни ездили в Лавру, им так и не удалось разыскать таинственного монаха.
А состояние здоровья Дмитрия не улучшалось. Он с трудом передвигался при помощи палки, но правая рука его по-прежнему висела плетью.
Прошло полгода, наступило Рождество. В сочельник Дмитрий забеспокоился:
– Хочу съездить в Самару, проведать отца. Ему на днях восемьдесят стукнет, кто знает, когда еще свидимся. Да и я уже не тот…
За прошедшие месяцы Дмитрий сильно изменился: сам попросил жену купить Новый Завет и подолгу читал его перед сном. Задавал вопросы. Но пойти на исповедь так и не решился.
Отец Дмитрия Аркадий Иванович обрадовался долгожданным гостям. И, оглядев сына, с грустью покачал головой:
– Что-то ты, Митюха, совсем расклеился! Я вон на тридцать лет старше тебя, а до сих пор без палки хожу. А все почему? Потому что я каждый месяц купаюсь в святом источнике!
– В каком источнике? – удивилась Ангелина. Слова свекра, всю жизнь преподававшего научный атеизм, поразили ее до глубины души.
– Как это в каком? – в свою очередь удивился Аркадий Иванович. – Наш Ташлинский источник на всю Россию славится! Сама Божия Матерь его благословила!
В прежние времена Дмитрий бы рассмеялся отцу в лицо, но в этот раз ему было не до смеха.
– Может, и мне с тобой поехать? – робко спросил он.
– Отчего же не поехать? Хоть завтра поедем!
Народу в Ташле было видимо-невидимо. И почти все с тяжелыми недугами.
Дмитрий опустил руку в источник: вода была ледяная.
«Была не была! – решил Дмитрий. – Мне терять нечего». И взглянув на небо, громко произнес:
– Виноват я перед Тобой, Господи! Прости дурака безмозглого.
И тихо добавил:
– Прости, если сможешь…
В первое мгновение Дмитрий едва не вскрикнул от неожиданности: вода в источнике показалась ему теплее, чем в самой теплой ванне!
А затем он услышал знакомый голос:
– Ну, вот и встретились!
Дмитрий оглянулся и увидел щуплого седого монаха. Монах улыбался. И Дмитрий, подпрыгнув от радости, помахал ему рукой.
– Кому это ты машешь? – удивилась Ангелина.
– Да вон же, наш старый знакомый из Лавры!
Но Ангелина, как ни напрягала зрение, так и не смогла разглядеть так хорошо запомнившееся ей лицо.
И лишь минуту спустя воскликнула:
– Митя, рука!
Только тут Дмитрий осознал, что махал таинственному монаху парализованной рукой.
Домой возвращались в благоговейном молчании.
Аркадий Иванович не сводил глаз с сына, изумленно качал головой. Дмитрий никак не мог наглядеться на выздоровевшую руку, в сотый раз сгибал ее в локте, сжимал и разжимал пальцы. А Ангелина беззвучно плакала. Она всем сердцем благодарила Бога за исцеление мужа, но прежде всего – за его обращение.
А еще за Встречу. Ангелина нисколько не сомневалась, что седой монах, дважды явившийся ее мужу, был сам преподобный Сергий, и грустила лишь о том, что не удостоилась увидеть его у Ташлинского источника.
И словно в ответ прозвучали в сердце слова:
«Утешься, ты всегда со Мною, и все Моё – твоё. Блаженны не видевшие и уверовавшие».
– Ты прав, Господи, тысячу раз прав! – прошептала Ангелина и улыбнулась сквозь слезы.