храмы подольска и подольского района православные
Храмы благочиния
• Александро-Невский храм, п. Александровка
• Андреевский храм, д. Федюково
•••••••• • Часовня в честь «Тихвинской» иконы Божией Матери
••••••••• (приписана к Андреевскому храму)
• Благовещенский храм, п. Поливаново
• Благовещенский храм, с. Матвеевское
• Владимирский храм, г. Подольск (строящийся)
• Воскресенский храм, г. Подольск
•••••••• • Борисо-Глебский храм, г. Подольск
••••••••• (приписан к Воскресенскому храму)
• Всехсвятский храм, г. Климовск
• Георгиевский храм, г. Подольск
• Духосошественский храм, п. Лесные Поляны
• Знаменский храм, с. Дубровицы
•••••••• • Храм мч. Уара Египетского, д. Булатово
••••••••• (приписан к Знаменскому храму)
• Ильинский храм, с. Лемешово
• Иоанно-Богословский храм, с. Сынково
• Кирилло-Мефодиевский храм, город Подольск
• Никольский храм, г. Подольск (строящийся)
• Никольский храм, с. Стрелково
• Пантелеимоновский храм, п. Львовский
• Покровский храм, с. Покров
•••••••• • Пантелеимоновский храм в Подольской городской клинической больнице
••••••••• (приписан к Покровскому храму)
• Спасский храм, с. Никулино
• Троицкий собор, г. Подольск
•••••••• • Крестильный храм сщмч. Владимира, митрополита Киевского, г. Подольск
••••••••• (приписан к Троицкому собору)
• Троицкий храм, с. Коледино
•••••••• • Пантелеимоновский храм в Климовском доме-интернате, г. Климовск
••••••••• (приписан к Троицкому храму)
• Успенский храм, с. Валищево
• Храм Александра священномученика, г. Подольск
• Храм Николая священномученика, г. Подольск
•••••••• • Храм ап. и ев. Луки в Доме ветеранов и соц. работников
••••••••• (приписан к храму Николая священномученика)
• Храм Сергия священномученика, г. Климовск
• Храм Воскресения словущего, с. Сертякино
Поделиться:
Икона дня
Календарь
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии (285).
Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III). Свв. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).
Сщмч. Матфея Казарина диакона (1942). Обре́тение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998).
Озерянской иконы Божией Матери (XVI).
Кол., 253 зач., II, 1–7.Лк., 58 зач., XI, 23–26.
Никольский храм г.Подольска
Никольский храм г.Подольска запись закреплена
Добрый день, дорогие братья и сестры!
Сегодня Православная Церковь чтит память великомученицы Параскевы Иконийской, или как принято её ещё называть «Пятницы» (по-гречески Параскева).
Во времена гонений императора Диоклетиана, её схватили и предали жестоким пыткам и истязаниям, а затем обезглавили.
На Руси Параскева Пятница была особо любимой и почитаемой святой, её принято считать покровительницей полей и скота, целительницей людей от самых тяжких душевных и телесных недугов. Но особую любовь великомученица снискала за покровительство семейному счастью и благополучию, ей молились о заступничестве и помощи в устройстве семейной жизни.
Тропарь.Премудрая и всеми прославляемая Христова мученица Параскева, мужскую силу получив, а женскую слабость отвергнув, диавола победила и мучителя посрамила, взывая и говоря: «Придите и рассеките тело мое мечом и сожгите огнем, ибо я, радуясь, иду ко Христу, Жениху моему». По ее молитвам, Христос Бог наш, спаси души наши
Никольский храм г.Подольска запись закреплена
5 ноября прихожане Никольского храма г. Подольска в сопровождении клирика храма иерея Владимира Тимченко совершили паломническую поездку в Троице-Сергиеву лавру, где приняли участие в Божественной литургии. Желающие исповедались и причастились Святых Христовых Таин. После богослужения паломники посетили Церковно-Археологический Кабинет Московской Православной Духовной Академии, ознакомились с древними литургическими памятниками и образцами церковного искусства и реликвиями, связанными с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей.
Затем паломники посетили Покровский Хотьковский монастырь, где также была проведена экскурсия.
Никольский храм г.Подольска запись закреплена
Добрый день, дорогие друзья!
Мы не раз рассказывали вам о нашем проекте «Добрый обед» при Никольском храме, который призван для оказания помощи нуждающимся.
Уже полгода наши волонтеры и неравнодушные прихожане готовят вкусную горячую пищу, а также собирают и раздают необходимые вещи.
Показать полностью.
Сейчас, с наступлением непогоды и холодов, количество нуждающихся в горячем питании и теплой одежде увеличилось, и если в теплое время года на наш «Добрый обед» приходили порядка 20-22 человек, то сейчас мы кормим уже более 30 наших подопечных.
Кроме этого, недавно наш приход поучаствовал в организации помощи благотворительному проекту «Кифанакормит», волонтеры которого еженедельно кормят нуждающихся и людей, попавших в трудные жизненные ситуации, в районе Ярославского вокзала в Москве. Силами наших прихожан были собраны теплые вещи, закуплено несколько пар теплой обуви. Настоятель храма иерей Алексий Суриков передал собранные вещи координатору волонтерской организации и пообщался с кормящимися.
Мы выражаем благодарность всему нашему приходу, волонтерам, благотворителям и жертвователям! Только вместе, объединив наши силы, мы можем помочь тем, кто сейчас очень нуждается в заботе и внимании. И хотя можно подумать: «что такое тарелка супа?», но иногда именно она является высшим выражением любви к ближнему.
Храни вас всех Господь!
Никольский храм г.Подольска запись закреплена
Миссионерский отдел Подольской епархии
В наших прошлых публикациях мы уже неоднократно касались темы псевдостарчества и причин его появления.
Но и среди самого духовенства Русской Православной Церкви встречаются представители, которые нередко своими взглядами не только расходятся с канонически сложившимися устоями православия, но и вводя многих своих последователей в заблуждения и ереси, уводят их в раскол.
Показать полностью.
Одним из подобных священнослужителей, чье имя последователи неразрывно связывают с Афоном и «старчеством», называют его «пророком» и чуть ли не святым при жизни, является иеросхимонах Рафаил (Берестов).
В юном возрасте Михаил Берестов решил посвятить себя служению Богу. Сначала, не получив одобрения родителей, он в течение трёх лет просто подвизался в Троице-Сергиевой лавре в качестве работника иконописной мастерской. Позже родители дали согласие на постриг и Михаил был рукоположен во иеродиакона, потом в иеромонаха с наречением имени Рафаил, а позже принял и схиму.
В детстве «старец Рафаильчик» (как его называют духовные чада) был очень болезненным и слабым, отставал в физическом развитии от сверстников и почти перестал расти и мужать: у него очень высокий голос, нет бороды и усов, из-за чего он напоминает ребенка. Благодаря такому необычному образу «старца» многие его последователи видят печать его «богоизбранности».
О.Рафаил всегда отличался твёрдостью своих убеждений и взглядов, к сожалению, не укрепляющих каноническое учение Православной Церкви, а совсем наоборот: псевдостарец выступает за восстановление монархии, пророчествует о пришествии нового царя, критикует священноначалие, утверждает, что любые номерные документы, в том числе удостоверяющие личность, от сатаны.
Последние годы о.Рафаил и его сподвижники жили в разных скитах и кельях на территории монашеской республики горы Афон в Греции.
Но, прежде чем попасть на Афон, о.Рафаил сменил не одну обитель. Ещё будучи иеродиаконом Троице-Сергиевой лавры, он начал высказывать свои убеждения, которые идут вразрез с каноническим учением, поэтому, когда он решил отправиться пожить на Кавказ, его не стали удерживать и он переселился в скит в Абхазии. После разорения скита властями, «старец» ушел в затвор и жил в горах.
После открытия Валаамского монастыря его пригласили туда. Тогда же за ним и закрепился статус «старца».
Однако вскоре, за критику священноначалия его попросили оставить обитель на Валааме, и Рафаил с частью братии переехал на Афон, где сменил несколько скитов, а потом снова вернулся в Абхазию.
Этот «старец» нигде долго не задерживается, встретиться с ним лично практически невозможно, он не принимает паломников, но еженедельно выпускает ролики с пророчествами и наставлениями в сети интернет, несмотря на пропагандируемый им самим вред от современных гаджетов и компьютеров.
Этот псевдостарец идеально «попадает в тренды», особенно сейчас, когда люди испытывают страх в связи с эпидемиологической ситуацией в мире, когда происходит повсеместное нагнетание тем чипизации, «печати антихриста», захвата мира масонами и т.п. ересей.
К сожалению, многие последователи «старца» Рафаила отпали от Церкви, полностью доверяя его мнению.
Нам остаётся только молиться об их вразумлении и рассказывать о вреде подобных ересей.
Воскресенский храм. История Подольска
Деревянная клетская церковь в честь Воскресения словущего была построена в XVI в.
Тогда ещё не было города Подольск, было село Подол на реке Пахре, которое принадлежало московскому Свято-Данилову монастырю. Около 1728 г. церковь сгорела. Каменный храм с приделами во имя святителя Николая и во имя Святой Живоначальной Троицы освятили в конце XVIII в.
До революции храм выглядел так:
01
Восстановление самостоятельного прихода храма Воскресения словущего относится к 1854—1860 гг., когда на средства московского купца С.Т.Прохорова в церкви произвели ремонтно-восстановительные работы, храм расписали стенным письмом с орнаментами, исправили и вызолотили иконостасы, написали новые иконы и промыли старые. На его же средства в 1860—1861 гг. построили для причта три дома, в 1866 г. на заводе Самгина отлили большой колокол весом 121 пуд, а в 1873 г. при храме устроили каменную одноэтажную городскую богодельню.
02
После революции, в 1929 г., как это часто было, церковь закрыли, купола и колокола сбросили. В конце 1930-х гг. разрушили колокольню.
И только в 1995 г., после 66 лет запустения в Воскресенской церкви состоялась первая Божественная литургия. К 1999 г. благодаря администрации и ведущим предприятиям города храм возродился и стал настоящим украшением Подольска.
03
04
Церковь расположена на высоком берегу реки Пахра.
05
Интересно, что за церковью начинается парк культуры и отдыха им. Талалихина. А перед церковью расположен институт сервиса. Ранее в этом здании был техникум, а перед войной в нём располагалось «Подольское пехотное училище.»( Это те самые «Подольские курсанты», которые остановили немцев на Ильинском рубеже) Так вот, к чему это я? Так как церковь была после постройки кладбищенской, то значит где то рядом с церковью располагалось кладбище. Точных данных ни где найти не удалось, но судя по этой фотографии, кладбища не было на месте техникума. Так как на фото видно что там стоят дома.
06
Получается, что кладбище скорее всего была там где сейчас городской парк.
07
08
В настоящее время при церкви действует воскресная школа, имеется библиотека и видеотека.
09
Святыни. В храме находятся: иконы с частицами мощей святителей Московских, блаженной Матроны, чтимая храмовая Иерусалимская икона Божией Матери.
10
11
Вид на церковь из парка.
12
13
Вид с моста через Пахру. Этот мост, точнее переправа которая была в этом месте, и стала основой для развития города. Об этом расскажу в другом посте.
14
Кованная лестница на колокольню.
В следующем посте расскажу о Троицком соборе.
16
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Зачастую разглядываешь «заморские» достопримечательности, восторгаешься ими и не знаешь, что в своей стране есть не менее интересные, красивые и ценные памятники архитектуры. Вот смотрите например:
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.
Давайте узнаем подробнее об этом памятнике архитектуры …
Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г. Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.
Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии. Он была возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подольском крае. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.
Не остается сомнений, что строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана. Возможно, что в процессе строительства в первоначальный план были внесены изменения, и еще несколько лет потребовалось мастерам для сооружения белокаменной галереи храма.
После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I, видимо, Дубровицы уже не посещал.
В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом –около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента.
Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой – вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии.
Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.
Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.
Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета (Дроздова) заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.
В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви. Легкие резные столбики поддерживают второй ярус хоров, имеющий вид мостика. Именно здесь во время освящения церкви в 1704 г. молился Петр I. Замечательна резьба иконостаса и двухъярусных хоров.
Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Несомненно, что образа, как и убранство храма, испытали влияние западноевропейской иконографии.
Реставрация храма 1848–1850 гг. была поручена академику Федору Федоровичу Рихтеру. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров.
В 1781 году у задолжавшего крупную сумму поручика Сергея Голицына усадьбу купил Григорий Александрович Потемкин (1739-1791). Но вскоре это имение захотела приобрести сама Екатерина II, побывавшая в Дубровицах на обратном пути из Крыма 23 июня 1787 года. Не для себя приметила Екатерина II Дубровицы. Среди сопровождавших ее лиц был новый фаворит, флигель-адъютант Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов (1758-1803), которого хотелось отличить особой милостью, даже за счет верного Потемкина.
С декабря 1788 года владельцем усадьбы становится Дмитриев-Мамонов. Свою службу он, как и большинство дворянских детей того времени, начал в гвардии и в скором времени стал адъютантом Потемкина, который и представил Александра императрице. Мамонов очаровал ее. По свидетельству современников, юноша был умен, образован, честен, скромен, хорошо воспитан и практически все относились к нему с большой симпатией. Мамонов — единственный среди екатерининских фаворитов, который не пользовался своим влиянием для сведения личных счетов. Милости сыпались на него непрерывно. Он стал камергером, генерал-адъютантом, кавалером различных орденов и, наконец, графом Священной Римской империи. Молодой граф почти не вмешивался в государственные дела, ограничиваясь участием в литературном придворном кружке Екатерины.
Но благоденствие длилось недолго. Причиной разрыва с Екатериной послужила любовь фаворита к фрейлине императрицы княжне Дарье Федоровне Щербатовой (1762-1802), внучке знаменитого князя Александра Бековича-Черкасского. Она была моложе Екатерины на 33 года. Императрица в этой сложной ситуации вела себя достойно: сперва долго плакала, запершись ото всех, а потом, как видно, взяла себя в руки и закрепила за Мамоновым все свои дары. Затем устроила молодым пышную свадьбу, сама убирала невесту к венцу. Бракосочетание состоялось 1 июня 1789 года.
Вскоре супруги уехали в Москву, пообещав никогда не появляться при дворе. Их брак оказался неудачным. Граф вскоре вышел в отставку и безвыездно жил то в Москве, то в Дубровицах, посвятив себя воспитанию сына Матвея. Новый хозяин задумал и осуществил капитальную перестройку фасадов и интерьера главного дома в соответствии с новой модой на усадебное строительство.
Храм, занимавший ранее центральное положение, с XVIII века отступает на второй план, подчиняясь главному дому в композиционном и художественном отношении. Мода на барочное оформление уходит в прошлое. Новые дворцы строят уже в стиле классицизма. Перестроить дом полностью было трудно, поэтому решили только заменить внешнее оформление. Центральная часть здания с южной стороны была украшена шестиколонным портиком. К главному входу теперь вела широкая белокаменная лестница, перила которой и лоджии оформлены решеткой в стиле ампир. На высоких каменных тумбах установлены два мраморных льва. Неизвестным архитектором к торцам главного дома пристроены открытые (позже они были закрыты и остеклены) широкие террасы. Наиболее эффектной их частью стали торцовые белокаменные крыльца с циркульными лестницами.
У центрального входа во дворец разбили цветник и установили фонтан. Со стороны реки Десны здание получило основное украшение — террасу-полуротонду с десятью колоннами коринфского ордера.
В конце XVIII столетия в Дубровицах появилась еще одна композиционная ось: в западной части усадьбы разбили регулярный липовый парк, отделяющий дворцовую зону от комплекса служебных построек.
Значительные перестройки проведены также в интерьере дворца. Маленькие комнаты исчезли, вместо них появились анфилады больших комнат, ведущих к центральному залу (площадь около 200 м2), имеющему вытянутую форму. Чтобы придать вытянутому залу более овальный вид, его стены расписали от пола до потолка особым приемом — перспективной живописью пейзажно-архитектурного типа: повторяющиеся изображения многоплановой перспективы готических архитектурных мотивов (аркад, лоджий, декоративных композиций). Розовые тона глубокой перспективы переходят в коричневые, которыми окрашены колонны ближнего плана. На колоннах изображены повторяющиеся рисунки гербов, один из которых принадлежит роду графов Дмитриевых-Мамоновых. Роспись зала восстановлена в 1968-1970 годах. Сейчас это зал заседаний ученого совета Всероссийского научно-исследовательского института животноводства.
Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов, единственный из фаворитов Екатерины II, сумел сохранить добрые отношения с цесаревичем Павлом и по восшествии последнего на престол, в день коронации 5 апреля 1797 года, получил графское достоинство Российской империи. Умер граф внезапно в 1803 году и похоронен в Донском монастыре в Москве.
Наследником Дубровиц становится сын Мамонова — Матвей (1790-1863), которому в ту пору было всего 13 лет. Воспитанием внука занимался дед, Матвей Васильевич. Вскоре молодой человек получил чин камер-юнкера, а еще некоторое время спустя при помощи дальнего родственника — поэта И. И. Дмитриева — двадцатилетний граф стал обер-прокурором одного из сенатских департаментов. Служба, впрочем, Матвея Александровича мало интересовала, и он начал заниматься историей.
С началом войны 1812 года граф вступил на военную службу, принимал участие в сражениях при Бородине, Тарутине, Малоярославце и, что самое главное, на свои средства сформировал полк, получивший официальное название «Московский казачий графа Дмитриева-Мамонова полк». В него записались добровольцами В. А. Жуковский, П. А. Вяземский и другие известные люди.
Во время Тарутинского маневра небольшой отряд наших войск переправился через Пахру и остановился в Дубровицах. Вот как об этом вспоминает генерал Николай Николаевич Муравьев (1794-1866): «В Дубровицах, в усадьбе графа Мамонова, в коей мы задержались с 3 по 6 сентября, управитель Алексей… охотно угощал проезжих офицеров завтраками. Нам повезло, и было время отлучиться, и мы вполне воспользовались его гостеприимством, где порядочно отдохнули, так как спали спокойно, хорошо обедали и ходили в баню, отчего больным ногам моим сделалось легче».
В Дубровицах побывали и французы. Небольшой отряд конницы Мюрата покинул Дубровицы 10 октября 1812 года, ограбив и спалив близлежащие деревни.
Хозяин же Дубровиц Матвей Александрович 21 декабря 1812 года был награжден золотой саблей «За храбрость», а в марте следующего года назначен шефом своего полка и произведен в генерал-майоры. В 1816 году он вышел в отставку, а с 1817 года окончательно поселился в Дубровицах. Здесь начинается «история» основанной Матвеем Александровичем тайной организации — «Ордена русских рыцарей». Граф сам писал ее устав — «Краткое наставление русским рыцарям» и консультировался по этому вопросу с М. Ф. Орловым и М. Н. Новиковым.
В документе, выработанном Орловым и Мамоновым, наряду с «упразднением рабства в России» предлагалось пожаловать «наследственным пэрам», то есть «русским рыцарям», крепости («фортеции»), поместья и земли.
Идея фортеции как резиденции «пэра» занимала Дмитриева-Мамонова не меньше, чем размышления об осуществлении демократических, республиканских преобразований. Она отразилась в развернувшемся в Дубровицах строительстве. По заказу Дмитриева-Мамонова вокруг его поместья, включая главный дом, регулярный парк, хозяйственные постройки и конный двор, была выстроена протяженная каменная ограда со средневековыми зубцами, придававшими усадьбе вид замка.
Выполнявший этот необычный заказ архитектор не установлен. Не исключено, что проект разработал сам граф, знавший фортификацию и хорошо разбиравшийся в чертежах. Стену, не представлявшую архитектурной ценности, окончательно разобрали в 1930-х годах.
Желание Мамонова окружить все ореолом тайны не могло не беспокоить правительство. Поводом для ареста послужило избиение графом камердинера, в котором он заподозрил агента, осведомляющего Московского генерал-губернатора князя Д. В. Голицына. В июле 1825 года связанного Мамонова доставили в Москву, где он оказал бурное сопротивление полиции. В сформированную по указанию Голицына медицинскую комиссию вошли четыре врача, которые должны были официально засвидетелствовать сумасшествие графа. Знаменитый московский медик Ф. П. Гааз, осмотрев «больного», отказался дать свое заключение о болезни графа. Однако Мамонова стали «лечить». Его лечение носило изуверский, принудительный характер. От него требовали повиновения властям. Наконец, после отказа графа в 1826 году присягнуть новому императору Николаю I он официально был объявлен сумасшедшим, и над ним установили опеку.
Через несколько лет Дмитриев-Мамонов смирился со своим положением. Почти четыре десятилетия, вплоть до своей кончины 11 июня 1863 года, граф жил в имении Васильевское на Воробьевых горах, которое москвичи назвали «Мамоновой дачей». Похоронен М. А. Дмитриев-Мамонов на территории Донского монастыря рядом с могилами отца, матери и деда.
В период нахождения графа под арестом в Москве была предпринята первая реставрация храма в Дубровицах (1848-1850), которую возглавил академик архитектуры Федор Федорович Рихтер (1808-1868). Архитектор получил классическое образование в Петербургской академии художеств, прошел хорошую школу у О. Монферрана на строительстве Исаакиевского собора.
После реставрации «… его (храм) нельзя уже узнать, — пишет в своей книге «Обновление храма Знамения Пресвятые Богородицы в селе Дубровицы Московского уезда» директор кремлевской Оружейной палаты А. Ф. Вельтман, — золотой крест и золотая корона купола снова ярко отражают свет дня и ночи; узорчатые стены ее, все наружные изваяния обточены, очищены резцом — нет уже ни следов времени, ни порчи — храм как будто совершенно новый, только что созданный в подражание древнему, без малейшего изменения».
Но внутри он стал богаче. Великолепной резьбы древний иконостас и хоры не могли оставаться без позолоты, желтая окраска листьев, казалось, была подготовкой под золочение; но никто не подумал об этом до восстановления храма в 1850 году.
Освящение обновленного храма совершил 27 (старый стиль) августа 1850 г. митрополит Московский Филарет. На память о посещении Дубровицкой церкви святитель оставил в ней вызолоченные серебряные умывальник и блюдо, которые использовались при совершении богослужений.
Латинские надписи и стихи под горельефными изображениями стерлись; для них время прошло; их заменили текстом из Священного Писания.
«Четыре ряда образов иконостаса и Царские двери увенчались, а клиросы и двухъ-ярусные хоры как будто обросли золотыми виноградными листьями. Лепная работа и все ваяния в высоте храма отделились и сделались более воздушными», — писал А. Ф. Вельтман.
Владельцем Дубровиц в 1864 году стал Сергей Михайлович Голицын. Он родился в 1843 году и происходил из старинного княжеского рода. Его отец, Михаил Александрович Голицын (1804-1860), дипломат, библиограф, коллекционер, подолгу жил за границей. На базе собранной им богатейшей коллекции его наследник, С. М. Голицын, 26 января 1865 года открыл в Москве на Волхонке, 14 Голицынский музей, который размещался в пяти залах второго этажа принадлежавшего ему дома. Музей стал одним из центров культурной жизни Москвы, в его залах ежегодно бывало более трех тысяч посетителей. В 1886 году голицынское собрание за 800 тысяч рублей приобрС. М. Голицын приложил немало усилий, чтобы благоустроить любимые Дубровицы. Делалось это, прежде всего, в расчете на состоятельных дачников. Со стороны реки Десны и частично вокруг усадьбы по его распоряжению была разобрана каменная стена. На плане 1915 года на месте северо-восточного флигеля обозначен птичник.
Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.
Последним настоятелем Знаменской церкви был священник Михаил Андреевич Порецкий, сосланный в 1930 г. в г. Семипалатинск, откуда он не вернулся.
В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.
С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие вели борьбу за возвращение Дубровицкого храма Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменской церкви было совершено первое богослужение. Его возглавил епископ (ныне – архиепископ) Можайский Григорий.
С того времени силами прихода в храме и на его территории ведутся реставрационные работы. В 2004 г. Знаменская церковь отмечала 300-летний юбилей своего Великого освящения. В преддверии этого события были поновлены уникальные горельефы конца XVII – начала XVIII в., отреставрированы Царские врата иконостаса, завершены работы в цоколе храма.
Особенности архитектурного убранства церкви диктовали иностранцы, что сказалось на обилии скульптуры, редко встречающейся в русском храмовом зодчестве.
Основное помещение храма — восьмерик на четверике — в соответствии с русской традицией приподнято на высоком цоколе, а на его уровне проходит открытое гульбище с четырьмя закругленными лестничными входами. Рустованный монументальный низ завершается резным карнизом, который закрывает крышу. Основания восьмигранной башни почти не видно. Оно имеет горизонтальное членение и завершается куполом, который несет золоченую корону. Весь фасад церкви, от подступеней лестниц до купола, украшен резьбой (в основном использован растительный орнамент).
Перед западным входом со стороны лестницы установлены белокаменные статуи святителей — Иоанна Богослова и Григория Златоуста, у основания восьмерика — скульптуры апостолов, во внутренних углах цокольной части — четыре евангелиста: Марк, Лука, Иоанн и Матфей.
Во внутреннем убранстве церкви выделяются лепные рельефы на евангельские темы. Высокое качество материала и профессиональная работа определили их долговечность. Хорошо сохранились двухъ-ярусные резные хоры и четырехъярусный иконостас.