храмы шивы в индии
Храм Шивы
Храм Шивы в Байджнатхе – индуистский храм XIII века, посвященный Богу Шиве, это место где танцевал Шива, Индия.
Недалеко от маленького перенаселенного городка Байджнатх находится храм Шивы, привлекающий туристов со всего мира. Этот храм — одно из известнейших и древнейших святилищ Шивы во всем мире.
Согласно преданиям, этот храм был построен еще во времена, о которых повествует Махабхарата, и возвел его первый в мире шиваит. Поскольку шиваизм — древнейшая изо всех существующих в наше время религий, можно с определенной уверенностью утверждать, что святилище в Байджнатхе — один из первых храмов в мире.
Фактически, от первой версии храма остался только алтарь с каменным лингамом — священным фаллическим символом Шивы. Это изваяние, согласно данным историков, было изготовлено более пяти тысяч лет назад.
Тот вид, который храм имеет сегодня, он принял в 1204 году стараниями двоих местных купцов, решивших восстановить полуразрушенный храм Шивы. Вокруг лингама было возведено здание в стиле нагара, весьма популярном в те времена. Основное святилище также имеет форму фаллоса, которая удивительно сохранилась с тех времен. Реставраторы не поленились изготовить таблички, на которых записали прошлую историю храма — в частности и то, что первое капище Шивы было возведено на этом самом месте много тысяч лет назад.
По мнению некоторых исследователей, именно в этом храме зародилась традиция поклонения лингаму, которая позже распространилась по Индии и всему миру. Восточные славяне, к примеру, знакомы с сильно трансформировавшейся версией одного из шиваитских ритуалов, заключающегося в символическом поедании лингама — это известный всем православный праздник Пасхи.
Эти маленькие курительные храмы-лингамы обвиты символическими змеями Кундалини. Если лингам символизирует мужское начало, то кундалини — женское. Соединяясь, они даруют шиваитам-тантривам просветление. Ритуал курения гашиша в святилище является обязательным для каждого паломника.
У входа в храм стоит статуя Нанди — ездового быка Шивы, который считается священным стражем священного колокола. Ударом этот колокол каждый паломник извещает господа Шиву о своем появлении в его обители. Здание как внутри, так и снаружи обильно украшено статуями в стенных нишах. Большая часть изображает Шиву в различных ипостасях, но также встречаются Дурга — супруга Шивы, Вишну, Ганеши — сына Шивы и других божеств.
Кроме статуй божеств, храм также щедро украшен орнаментами и лепниной, изображающей растения, животных и различные природные явления. Такие мотивы нередки в храмах Шивы, символизирующих космическое равновесие, а значит и единение с природой.
Ранее храм также был украшен фресками, изображающими танец Шивы, который надлежало исполнять паломникам, однако до наших дней сохранились лишь их неузнаваемые остатки. Тем не менее, ретивые шиваиты оставляют здесь иллюстрированные пособия, благодаря которым каждый может без предварительной подготовки восславить Шиву в его космическом танце.
Этот храм являет собой своеобразную шиваитскую Мекку — каждый поклонник господа Шивы обязан в течение земной жизни побывать в доме Разрушителя и лично засвидетельствовать перед ним свое почтение.
Те, кому не чужды верования и обычаи Стражей Равновесия, оценят эту поездку по достоинству. Однако, посещение храма заинтересует и почитателей истории Индии, теологов и просто туристов, желающих вкусить Индию во всей её полноте.
Храмы шивы в индии
10 Главных храмов Шивы
Индия – высокодуховная страна и сюда приезжают люди из разных уголков земли в поисках духовного утешения. От вершин Гималаев до Каньякумари духовное путешествие не заканчивается. В каждом городке, каждом селении вы найдете десятки храмов, храмиков и больших религиозных комплексов, посвященных любимым божествам: Кришне, Шиве, Ганеше или Дурге. Да что там, в каждом доме имеется большего или меньшего размера семейный алтарь, возле которого начинается и заканчивается обычный день правоверного индуса.
Больше всего, наверное, в Индии любят Господа Шиву. Его боятся как Разрушителя, уважают как величайшего Йога, просят о милости как Всеблагого. Миллионы святынь и храмов по всей стране посвящены ему. А обязанностью всей своей жизни каждый индус считает ятру (паломничество) по наиболее важным храмам и святым местам, связанным с Шивой.
Таких мест — сотни, если не тысячи. Священная гора Кайлаш, вечная обитель Господа; пещера Амарнатх, где Шива поведал тайну бессмертия; высокогорное озеро Манимахеш и многие другие места привлекают сотни тысяч паломников.
В этой статье предлагаю ознакомиться с наиболее известными и популярными храмами, куда стекаются паломники не только из Индии, но и со всего мира.
Каши Вишванатх, Варанаси, Уттар-Прадеш
Каши Вишванатх или Каши Вишванатх Мандир – один из наиболее известных и почитаемых храмов Господа Шивы. «Золотой Храм» расположен в священнейшем и старейшем городе Варанаси. Главная святыня храма — лингам Ади Вишешвара, считается одним из 12 джйотирлингамов (самопроявленных). Посетив этот храм, человек обязательно достигнет мокши. Потому посетить это место хотя бы раз в жизни стараются все индусы.
Кедарнатх Мандир, Уттаракханд
Храм Кедарнатх – один из самых почитаемых индуистских храмов, является святыней Чар-дхам (четырех храмов). Расположен храм среди потрясающих Гималайских пейзажей, около реки Мандакини, в священном городе Кедарнатх, прямо на индийско-китайской границе. Из-за погодных условий храм открыт для посещения всего шесть месяцев в году, в период с конца апреля до последнего осеннего полнолуния. Добраться до храма можно только пешком. Тут также находится самый северный из джьотирлингамов.
Пещера Амарнатх, Джамму и Кашмир
Глубоко почитаемый высокогорный храм, посвященный Господу, расположен в 141 км от Шринагара, в штате Джамму и Кашмир. Именно здесь, согласно преданиям, Шива рассказал секрет бессмертия своей супруге Парвати. В центре большой пещеры Амарнатх летом вырастает ледяной сталагмит в форме лингама. Паломничество в Амарнатх (Амарнатх-ятра), которое длится всего 1 месяц – одно из самых популярных событий в Индии.
Сомнатх, Прабхас Патан, Гуджарат
«Храм Владыки Луны» еще называют «вечным святилищем», т.к. будучи разрушенным шесть раз, храм каждый раз отстраивался заново. Здесь находится самый главный из 12 джйотирлингамов. Согласно легенде, бог луны Сома воздвиг этот храм в честь Шивы, который избавил его от страшного проклятия.
Аруначалешварар, Тируваннамалай, Тамил-Наду
Расположенный прямо у подножья горы Аруначала, которая считается воплощением самого Шивы, это один из величайших храмов в Индии. Его площадь составляет около 10 гектаров. Согласно легенде, в этом месте Шива превратился в столб огня (Шива-Лингам). Приезжая в храм, паломники совершают босиком парикраму (обход) горы Аруначал.
Лингарадж, Бхуванешвар, Орисса
Храм был основан в ХI веке, и является самым большим храмовым комплексом в штате Орисса. В центре храма находится восьмиметровый лингам, вытесанный из гранита.
Мурудешвар, Карнатака
Этот известный храм расположен на побережье штата Карнатака в небольшом городке Мурудешвар. Главная достопримечательность –статуя Шивы (38 м), самая большая в мире.
Малликарджуна, Андхра-Прадеш
Еще один храм, в котором находится один из 12 джйотирлингамов. Храм представляет собой необычной красоты архитектурно-скульптурный комплекс. Шанкарачарья написал свою «Шивананда Лахири» именно в этом святом месте, а в одной из пещер храма жила и достигла освобождения известная последовательница Шивы, философ и поэтесса Акка Махадеви.
Махакала, Уджайн, Мадхья Прадеш
Храм Чидамбарам, Тамил-Наду
Возведенный еще в незапамятные времена этот храм посвящен Шиве в форме Натараджи, Космического Танцора. В огромном храмовом комплексе до сих пор проводятся ритуалы, в редкой даже для Индии ведийской традиции.
Чидамбарам – мистический храм танцующего Шивы
Чидамбарам – город в Тамил-Наду, который является одним из самых сакральных мест Индии. Это старинный храмовой город, расположенный в 150 милях от Мадраса. Здесь до сих пор проводят ритуалы в древней ведийской традиции.
Главная святыня Чидамбарама — храм Натараджа, посвященый воплощению бога Шивы, который исполняет танец Ананда Тандава («танец радости» Шивы), имеющий важный сакральный смысл. В движениях этого танца скрыты не только основы мироздания, но и законы существования окружающего мира. Храм был возведен в незапамятные времена, первые упоминания о нем датируются VI веком до нашей эры. Согласно индийским мифам, храм был построен значительно раньше.
Легенды гласят, что свой первый танец, который и положил начало всей цивилизации, Шива танцевал именно здесь, в Чидамбараме. Танец состоит из 108 движений, в которых и заключена информация о законах бытия. Все эти движения изображены на барельефах индийского храма. Считается, что тот, кто сможет точно повторить танец Шивы, сможет постигнуть все секреты мироздания.
Согласно легендам, как первый, так и последний танец Шива также должен станцевать в Чидамбараме. Но это будет означать конец мироздания. А чтобы этот конец не наступил, танец Шивы постоянно охраняют жрецы храма – дикшитары.
Это особая каста жрецов, которая посвятила всю свою жизнь служению в храме. Они ведут замкнутый образ жизни, скрывая при этом свои древние знания от остального мира. Сами они считают, что их предки когда-то спустились на землю с небес вместе с Шивой, поэтому некоторые называют дикшитаров пришельцами. Служители храма не похожи ни на один народ Индии, носят своеобразные прически, поэтому легко узнаваемы, их можно узнать по косичке в передней части головы.
Знания дикшитаров до сих пор не изучены, поскольку Чидамбарама – единственный индийский храм, у которого нет никаких письменных памятников и документов. Дикшитары не имеют (или не демонстрируют) письменности, себя считают потомками цивилизации, пришедшей в эти места вместе с Шивой.
Согласно местной легенде, царь Хиранияварман совершил сюда паломничество из Кашмира, чтобы излечиться от проказы. Совершив омовение в храмовом пруде ШиваГанг, он полностью излечился. В благодарность за выздоровление он расширил храм. Кроме того, привез 3000 брахманов из клана Дикшитар, чьи потомки и поныне остаются жрецами храма. В наши дни в Чидамбараме живет около 250 семей дикшитаров.
Одна из местных легенд гласит о том, что когда-то местной покровительницей была богиня Кали. Но однажды сюда спустился Шива для того, чтобы станцевать для двух великих святых. Кали эта идея не понравилась, и она вызвала Шиву на танцевальный поединок. Они договорились, что тот, кто проиграет, вынужден будет уйти. Судьей танца стал сам Вишну.
На протяжении долгого времени никто из участников поединка не уступал другому. Пока Шива не сделал свое коронное движение «вертикальный шпагат» – ногу запрокинул за голову. Этого Кали повторить не смогла из-за скромности – и проиграла. Она покинула это место, а Шива остался здесь навсегда, получив имя Натараджа — «владыка танца».
В южной Индии всего 5 храмов, символизирующих стихии. Каждый посвящён какой-то одной — земле, огню, воздуху, воде. А храмовый комплекс Чидамбарам посвящён 5— самой тонкой и всеобъемлющей стихии — Акаше, которая пронизывает всю вселенную и в которой, как утверждает древнейшая ведийская традиция, заключена энергия Творения всего на свете. Поэтому каждая деталь храма открывает посвящённому самую суть природы вещей.
Крыша храма выполнена из чистого золота, ее украшают девять ступ. Эти ступы олицетворяют, по одной версии – девять отверстий человеческого тела, по другой – девять составных частей Вселенной. Крыша состоит из 21600 черепиц – это число вдохов человека за сутки. Черепицы в свою очередь удерживаются при помощи 72 тысяч гвоздей – как 72 удара человеческого сердца за минуту. Крышу поддерживают 64 деревянные балки – в честь 64 видов искусств, которыми необходимо овладеть человеку для получения власти над другими.
Считается, что в храмовом комплексе Чидамбарам хранятся несметные сокровища, которые жертвовались храму на протяжении долгих веков правителями многих династий. Золотые ноги Шивы и его бриллиантовая диадема — не единственное сокровище храма. За долгие годы храм накопил немало ценностей. Его одаривали императоры династии Чолов, ему подносили драгоценности местные раджи. Индийские купцы Ост-Индской компании отсчитывали ему золотые монеты, английские губернаторы щедро оформляли храму владельческие права на земли и целые деревни.
Поэтому крыша главного святилища храма сверкает чистым листовым золотом, а статуи богов украшены жемчугом, алмазами, рубинами и изумрудами. Триста лет назад раджа Рамнатха подарил храму невиданные зеленые рубины. До сих пор никто так и не смог их оценить. Говорят, что храм владеет ценностями на миллиарды долларов. Главной достопримечательностью храма является фигура танцующего Шивы, вырезанная из единого куска сиреневого рубина.
Богу Шиве посвящены два важных праздника: один отмечается в июне, а другой — в декабре. Каждый из них длится 10 дней, и на девятый день богов вывозят в город на колеснице. Эта деревянная колесница декорирована богатой резьбой, и тысячи людей тянут её к месту назначения со всей силой своей веры. На десятый день проходит даршан (благословение) через появление танцующего Шивы во всем его величии, выходящего из зала тысячи колонн.
Из рассказов путешественников, побывавших в Чидамбараме, посещение храма оставляет верующих в состоянии экстаза, с таким чувством, будто они действительно увидели «космический» танец Шивы.
Новое в блогах
Южная Индия. Таинственные места легенд, места Силы.
Это самая южная точка Индии и, как следствие – всего материка; это место слияния трех «морей»: Аравийское море, Бенгальский залив и Индийский океан. здесь в одной и той же точки можно встречать как рассвет, так и закат.
Храм с отпечатками следов богини Каньякумари.
храм Каньякумари Деви, посвященный «вечной невесте» Шивы. Внутри мемориального здания находиться камень, где остался след от ноги Богини Парвати, которая, как гласит предание, в ожидании своего мужа проводила дни на берегу океана.
А богиня же отправилась на остров Вивекананды около мыса Коморин и стояла там на одной ноге, как положено для убийства демона, тысячу лет. После этого злой Банасура был уничтожен.
В храме Каньякумари сохранился отпечаток ступни богини.
Также на мысе расположено Святилище Каньякумари (в дополнение к храму на острове). Не-индусам вход в него запрещен (но обо всём можно договориться за деньги), а мужчины при входе должны снять верхнюю одежду и раздеться по пояс (сверху).
Как и большинство южноиндийских храмов, храм работает с 4.30 до 11.30 утра и с 5.30 до 9.00 вечера.
На соседнем острове расположен памятник тамильскому поэту Тируваллура ( I век до н.э.), написавший «Тируккураль» — собрание поэтических моральных изречений на тамильским языке. Мемориал был открыт 1 января 2000 года.
Рядом расположен еще один островок, где установлен Мемориал духовному лидеру многих индийцев Свами Вивекананде, которого часто сравнивают с Иисусом и Буддой. Для многих Вивекананда стал кумиром за широту взглядов в отношении молодежи и общественных проблем.
Переплыв пролив, Свами Вивекананда в 1892 году прибыл в Каньякумари, где, уединившись на одинокой скале, стал медитировать. На протяжении трех дней он предавался размышлениям о прошлом, настоящем и будущем индийского народа. Результатом этих раздумий стало, представленное на Всемирном Парламенте Религии, понимание индуизма и достояния индийской культуры в 1893 году. На этой скале в 1970 году и построили ему Мемориал, как выдающемуся деятелю и вдохновителю индийского народа.
Город Тируваннамалай
расположен на юге Индии, в штате Тамил Наду у подножия в холма Аруначала, которая почитается индуистами, как престол бога Шивы. Тируваннамалай упоминается в исторических документах уже с VII века.
Престол бога Шивы.
К числу достопримечательностей индийского города Тируваннамалай относится следующее:
Как и большинство храмов дравидского стиля, храм Аруначалешвара окружен стенами с надвратными четырехгранными башнями в несколько этажей — гопурамами. Каждый украшают скульптуры тысяч богов и легендарных персонажей. Самый высокий ( 60-метровый в 13 ярусов) гопурам Индии находится именно здесь.
Логично, что это место является сосредоточением духовных общин-ашрамов. Большая часть их относится к направлению Адвайта Веданта. Тут же находится ашрам Рама Махариши. После его смерти про этого человека скажут: «он научил запад медитировать». А начиналось все так.
Родился Рама Махариши в 1879 году в Мадурае, в семье просвещенных брахманов. Юношей заболел невиданной болезнью, которая временами погружала его в летаргический сон. Парень мог часами находиться в непроизвольном отрешении без потери сознания. В возрасте 17 лет он оставил мир и пришел в Арунчала. Здесь почти на два года погрузился в глубокое внутреннее самосозерцание и безмолвие. После чего с 1899 по 1916 год уединился в пещере Вирупакша (Virupaksha Cave). Вскоре поползли слухи о его святости. И как водится, Махариши стал обрастать учениками и последователями.
Зеленый опрятный Ашрам Махариши действует и после смерти его основателя. До сих пор сюда съезжаются последователи его учения.
Немногочисленный по населению, Тируваннамалай — один из важнейших паломнических центров индуизма.
Чидамбарам — город в Тамил-Наду, одно из самых сакральных мест Индии,
постоянно посещаемый паломниками. Это старинный храмовой город, расположенный в 150 милях от Ченнаи. В этом огромном храмовом комплексе ритуалы проводят в редкой даже для Индии ведийской традиции.
Храм Шивы-Натараджи.
Центр Чидамбарама — его знаменитый главный храм, который был возведен ещё в незапамятные времена. С ним связаны имена таких популярных в Южной Индии святых, как Маниккавасагар и Тирумулар. «Читамбалам» значит «Город бога космического танца». Первое упоминание о нем датируется 6 веком до нашей эры, но как утверждают мифы, построен он был намного раньше в честь Бога Шивы, танцующего свой космический танец. Танец Шивы имеет особый сакральный символ: в 108 движениях этого танца заключается информация о законах бытия. Храм Чидамбарам посвящен космосу, и Натараджа своим танцем символизирует его единство. Это-то и воплотили древние создатели Чидамбарама.
В южной Индии всего 5 храмов, символизирующих стихии. Каждый посвящен какой-то одной — земле, огню, воздуху, воде. А храмовый комплекс Чидамбарам посвящен 5 — самой тонкой и всеобъемлющей стихии — Акаше, которая пронизывает всю вселенную и в которой, как утверждает древнейшая ведийская традиция, заключена энергия Творения всего на свете. Поэтому каждая деталь храма открывает посвященному самую суть природы вещей.
Крышу храма поддерживают 64 деревянные балки, она состоит из 21600 черепиц, которые удерживаются 72000 тысячами гвоздей. Деревянные балки символизируют 64 вида искусства, именно столько их есть. Количество черепиц обозначает число вдохов, отпущенных человеку на время его жизни, а число гвоздей соотносится с ритмом человеческого сердца. Как известно идеальный пульс 72 удара в минуту.
Испокон веков ритуалы в этом храме совершает особая каста браминов — дикшитары, которые живут на территории комплекса вот уже много веков и ведут замкнутый образ жизни, служа своему храму неба. Дикшитаров вы найдете только в Чидамбараме. Эти люди никогда не выходят за пределы комплекса, браки заключается внутри своего тесного сообщества. Их внешность и обычаи не имеют ничего общего не с одним из народов. Их облик сильно отличается от местного дравидийского населения и в то же время имеет мало общего с североиндийским. Многие из дикшитаров отличаются узким лицом, тонким сухим носом, нетолстыми губами и сравнительно светлыми глазами. Они говорят на тамильском языке с легким, чуть заметным акцентом. Можно предположить, что тамильский не был родным языком их предков. Себя дикшитары считают пришельцами и нисколько не сомневаются в этом. А их знания удивляют даже преосвященных гостей с запада.
Но больше всего они поражают своими танцами, во время которых имитируют движения Бога Шивы. Гибкость их рук, ног и всего тела поражает воображение. Есть все основание предположить что племя, тысячелетиями творящее обряды у сакральных святынь, несущих знание о бытии — есть потомки, когда-то населявших эту территорию погибших цивилизаций.
В XVIII веке Чидамбарам был взят приступом конницей майсурского раджи Хайдара Али. Дикшитары забрали свои сокровища, богов и укрылись в лесу. Но время было трудное и неспокойное. Община разбрелась по разным местам, и в Чидамбарам вернулось только 400 семей. Все те, кто не возвратился, потеряли право быть жрецами и называться дикшитарами.
Сейчас в Чидамбараме живет 250 семей дикшитаров. Их дома занимают четыре прихрамовые улицы. Среди дикшитаров буквально единицами насчитываются современно образованные люди. Община до сих пор живет по законам и обычаям ее далеких предков. Древние знания передаются из поколения в поколение, и другим о них мало что известно. Никто ещё по-настоящему не исследовал общину дикшитаров, хотя, по-видимому, исследователя ожидает немало поразительных открытий. Храм в Чидамбараме—единственный в Индии, где нет рукописей и старинных документов. Так говорят сами дикшитары. Индийское правительство поручало двум ученым—Сетту Дикшитару и Рама Мурти Шарме—заняться поисками рукописей. Однако поиски результатов ещё не принесли. Ученым пока неизвестно, на каком языке могут быть написаны древнейшие манускрипты Чидамбарамского храма.
Дикшитар.
Вся жизнь общины дикшитаров Натараджи сосредоточена вокруг храма. Храм — их главная собственность и главное занятие в жизни. В Индии давно прошли те времена, когда брахман обязательно должен был быть жрецом. А вот дикшитары эту традицию сохранили, проводя по семь молитв в день, на которые тратится 15 тысяч рупий ежемесячно.
Все жрецы подчиняются храмовому совету, который возглавляет секретарь. Секретарь совета является в то же время и главой общины.
Золотые ноги Шивы и его бриллиантовая диадема — не единственное сокровище храма. За долгие годы храм накопил немало ценностей. Его одаривали императоры династии Чолов, ему подносили драгоценности местные раджи. Индийские купцы Ост-Индской компании отсчитывали ему золотые монеты, английские губернаторы щедро оформляли храму владельческие права на земли и целые деревни. Поэтому крыша главного святилища храма сверкает чистым листовым золотом, а статуи богов украшены жемчугом, алмазами, рубинами и изумрудами. Триста лет назад раджа Рамнатха подарил храму невиданные зеленые рубины. До сих пор никто так и не смог их оценить. Говорят, что храм владеет ценностями на миллион рупий. Главной достопримечательностью храма является фигура танцующего Шивы, вырезанная из единого куска сиреневого рубина.
Четыре прямые, как стрелы, улицы ведут к храму. Вдоль улиц тянутся лавки, где продают все необходимое для ритуала. Через ворота, увенчанные гопурамом (башнями), можно войти во двор храма, где чистота, простор и тишина настраивают на торжественный лад. Этот храм раскинулся на площади более 43 акров земли, окруженной четырьмя большими улицами, и строился различными правителями в разные периоды времени. Четыре импозантных гопурама, взмывающие в небо, зовут к себе людей со всех сторон. Они имеют округленную форму и поднимаются на высоту более 40.5 метра. Каждый из них имеет 7 этажей. Входы в них одинаково огромны — каждый высотой 12 метров. Западный и южный гопурамы относятся к периоду Маравармана Куласекхара Пандьи в XIII веке. Восточный гопурам тоже принадлежит к XIII веку. Он был построен королем Виджаянагара Кришнадевараей. На обеих сторонах гопурамов изображены скульптуры во всех 108 мудрах (позициях) индийского храмового танца бхарат натьям. Некоторые из крупных скульптур изумительно красивы. На западном гопураме изображены Шанмукха, сражающийся с Таракой, Дурга в битве, Вишну на своем излюбленном Гаруде и Кальянасундара. На восточном гопураме можно видеть танцующего Шиву, Сомасканду, Гангадхару, Дакшинамуртхи и Гаджанатаку. На южном гопураме запечатлен Камадева в разных позах.
Шиваганга.
На северной стороне храмового комплекса находится огромный водный резервуар Шиваганга. Верующие считают, что его воды имеют целительные свойства. Говорят, что король Паллавов Симхаварман, прибывший сюда в паломничество, искупался в этом резервуаре и был излечен от тяжелой болезни. На стенах коридоров, окружающих резервуар, начертаны гимны, воспевающие космический танец Шивы. На севере — востоке находится зал со ста колоннами, но им уже не пользуются. Можно войти в храм через восточные или западные ворота. С восточной стороны в храм ведет 21 ступенька, и можно пройти прямо в храм до санктума санкторума, где стоит образ Натраджа в позе ананда тхандавам (танце блаженства). Девять золотых каласов (горшков) образуют шпиль крыши, лежащей на 64 деревянных балках. Говорят, что храм выложен 21600 золотыми плитками, которые удерживают 72 тысячи гвоздей. Все эти цифры носят мистический характер. Девять каласов представляют составные части вселенной: трех актеров — время, пространство и причину; трех гун — саттву, раджас и тамас; и три функции — созидание, сохранение и разрушение. Деревянные балки — это 64 вида искусства, или кала. Количество плиток обозначает количество вдохов, которые делает человек в день, а число гвоздей равно частоте пульса, самой основы жизни. Направо от танцующего Шивы находится ниша, закрытая занавесом. Здесь нет образа; а есть только гирлянда золотых листьев вилва. Здесь Шива представлен как не имеющий формы. Это секрет чита (мудрости) и амбарама (пространства, или атмосферы), которые вместе образуют город космического танца — Чидамбарам.
Уникальной характеристикой этого храма является то, что здесь можно поклоняться как богу Шиве, так и богу Вишну в одном месте. Бог Вишну представлен здесь как Говиндараджа Перумал, лежащий на ложе из змей, вероятно, наслаждаясь космическим танцем.
Танцевальный зал, или Нритьясабха, построен в виде колесницы, запряженной лошадьми. Это образец изумительной резной работы. Здесь бог Шива находится в позе оортхава тхандава, с поднятой высоко вверх ногой.
Помимо главного храма, имеется много и других малых храмов. Здесь отмечаются различные религиозные праздники. Богу Шиве посвящены два важных праздника: один отмечается в июне, а другой — в декабре. Каждый из них длится 10 дней, и на девятый день богов вывозят в город на колеснице. Эта деревянная колесница декорирована богатой резьбой, и тысячи людей тянут её к месту назначения со всей силой своей веры. На десятый день проходит даршан (благословение) через Появление самого танцующего Шивы во всем его величии, выходящего из зала тысячи колонн.
Посещение храма оставляет верующего в состоянии экстаза, с таким чувством, будто он действительно увидел сам космический танец.
Таков старый Чидамбарам, и рядом с которым, за рекой с пологими берегами — раскинулся новый Чидамбарам.
Здесь высятся здания отелей, работает кинотеатр, поблескивают вывесками банковские конторы и фирменные учреждения, гостеприимно распахнуты двери кафе и ресторанов. Однако все это связано с прошлым. Ибо кинотеатр—имени Натараджи-Шивы, ресторан—тоже, на лавках с тканями изображен танцующий четырехрукий бог. Здесь также расположен Аннаималайский университет — один из крупнейших университетов Южной Индии, с прекрасно оборудованными лабораториями, современными зданиями студенческих общежитий, библиотекой, где хранятся многие тысячи книг и рукописей, стадион и просторные светлые аудитории для занятий. Университетский городок утопает в зелени садов и парков, по аллеям которых разгуливают серьёзные и немногословные студенты.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E8%E4%E0%EC%E1%E0%F0%E0%EC
Канчипурам или просто Канчи — древний религиозный и культурный центр Южной Индии, прозванный «городом тысячи гопур».
На самом деле в современном Канчи 108 шиваитских и 18 вайшнавских храмов. Центр одноимённого района в штате Тамилнаду.
Один из семи священных городов Индии.
Время основания Канчипурама теряется во тьме веков. О древнем Канчипураме восторженно отзывались ещё Калидаса и Сюаньцзан. На протяжении полутора тысячелетий Канчипурам служил столицей тамильских династий Паллавов и Чола. Он был крупнейшим центром буддистской и джайнистской учёности. Считается, что именно в Канчи получили образование Бодхидхарма и Рамануджа.
Канчипурам причисляют к семи священным городам индуизма, что привлекает в него множество паломников со всех уголков Индии.Канчипурам является одним из семи священных городов Индии и вторым святщенным местом после Варанаси. Это одно из самых священных индуистских мест паломничества в Индии и место пребывания Шри Шанкарачарьи.
Канчипур был исторической столицей Паллавов. Именно под Паллавами с 6-го по 8-ой века нашей эры, город стал цитаделью Чола и Виджаянагар королей. В течение 6-го и 7-го веков Паллавы построили лучшие храмы в городе.
Легенда:
Однажды, лорд Шива был серьезно занят задачами создания, защиты и разрушения Вселенной. Парвати, Его супруга, в шутливом настроении, закрыла глаза Шивы своими двумя руками. Затруднение выполнения законов природы было создано на основании этого действия от Парвати. Это привело к остановке на пути создания, защиты и уничтожения, чем был занят Шива. Это было очень серьезным вопросом, и Шива разгневался на Парвати. Он проклял ее пойти на Землю и искупить этот проступок. Парвати спустились на Землю и пришла в Канчипурам на берег реки Камба. Она сделала Шивалингам из речного песка под одиноким манговым деревом и выполняла покаяние в течение длительного периода.
Шива, прежде чем принять ее обратно, создал много препятствий и помех на пути покаяния Парвати, чтобы проверить ее искренность. По просьбе Парвати, лорд Вишну помог ей преодолеть все трудности, создаваемые Шивой для ее проверки.
Наконец, Шива создал наводнение, выливая воду из Ганги из своих спутанных волос, омывая лингам, которому поклонялась на Земле Парвати. Она совершила все почитания Лингама и обняла его руками, прижав к груди, так Лингам не могли смыть воды Ганга. Шива был сильно доволен и взял ее назад, как свою супругу. Он сказал, чтобы в этом месте был построен храм.
Даже сегодня, люди с большой верой поклоняются древнему дереву манго в этом храме. Считается, что четыре ветви этого дерева представляет четыре Веды. Каждая ветвь дает плоды манго с различным вкусом и структурой листьев, отличающихся внешним видом. По поверью, если женщина не имеющая детей принимает плод с этого дерева, она будет благословенна ребенком.
Камакши благословляет своих преданных, которые с полной надеждой приклоняются к ее ногам.
Камакши Аммане храм в Канчипураме существует издавна и связан с Ади Шанкарачарьей. Этот храм построили Чола в 14-м веке, он занимает площадь около 5 гектаров.
Камакши бережно хранится в сидячем положении в святилище рядом с бхрама Вишну и Рудра Ишвара Садашивой. Шри Чакра установлена в передней части изображения.
Канчипурам является местом Канчи Камакоти Питам, учрежденном Ади Шанкарачарьей. Считается, что Шанкарачарья достигается самадхи в Канчипураме, хотя согласно заверениям другой школы считает, что место его самадхи в Кедарнатх в Гималаях.
Камакши Амман храм является центром всей религиозной деятельности в Канчипураме. Храм также находится в тесном контроле со стороны Шанкара Мута в отличие от других храмов, которые управляются либо Департаментом Археологии, Правительством Индии или Департаментом Индуистских храмов правительства Тамил Наду.
Шри Вайкунтха Перумал храм
Вайкунтху Перумал храм посвящен лорду Вишну и был построен вскоре после строительства Каилашанатха храма.
Крытые переходы внутренней стороны наружных стен этого храма поддерживают столбы и изображением львов, которые представляют первый этап в архитектурной эволюции великого зала тысячи колонн, построенного позже в многочисленных южно индийских храмах. Скульптуры изображают история храма, поясняя детали священных текстов в восьмого века.
Король Парамешвараварман Паллава построил этот храм в 7-ом веке нашей эры. Вимана состоит из трех уровней. На первом этаже виманы господь в сидячей позе, в стоячей позе и в лежачей позе соответственно. Богиня известна, как Шри Ваикундавалли Тхаяр.
Шри Кайласанатха храм
Этот храм посвящен лорду Шиве, и это один из самых ранних храмов в Южной Индии. Этот храм начал строиться правителем Раджасимха Паллава и была завершен его сыном, Махендра Варма Паллава в 8-ом веке нашей эры.
Этот храм является старейшим в структуре храмов Канчипурама и лучшим примером архитектуры Паллавов в Южной Индии. Храм расположен между домами с низкими крышами чуть более в 1 км к западу от центра города. Из всех храмов в Индии, никакое другое сооружение не было столь искусно наполнено всеми 64 аспектами лорда Шивы. Храм является уникальным по своей архитектуре и рассматривается скорее как архитектурное чудо, чем как святое место. В связи с этим, он никогда не переполняется местными жителями. Но, раз в год, во время фестиваля Шиваратри, большие толпы народа посещают храм и не можно часами стоять в длинных очередях.
Шри Варадараджа Перумал храм
Варадараджа храм является одной из важных святынь вайшнавов, также известен как Хастигири, он расположен в «Вишну Канчи» или «Малом Канчи».
Варадараджа храм известен своей массивной структурой и изысканными скульптурами. Сто колонный зал был построен во времена империи Виджаянагара и это место стоит посмотреть. Этот сто колонный зал с красивыми скульптурами был выточен из одного камня. Декоративные кольца, вырезанные из цельного камня, составляют цепи, находящиеся в четырех углах зала. Храм иначе называется как Девараджа Свами Темпл.
Священный пруд известен как Анантхасарас Пушкарани, потому что Адишешан совершал здесь покаяние. Лорд Ади Хастхигири Варадараджа находится под водой. Варадараджу вынимают один раз в сорок лет. Последний раз праздник отмечали в 1979 году.
Варадараджа храм имеет величественную историю, которая связана с Рамануджи. Многие чудеса произошли тогда. Именно в те времена храм стал набирать известность.
Две ящерицы вырезаны на потолке коридора святыни. Эти две ящерицы покрыты серебром и золотом. Рядом с ними видны Солнце и Луна.
Другие храмы Канчипурам:
Шри Пачаиваннар и Шри Павалаваннар Перумал храмы.Павалаваннар Перумал храм обращен лицом на запад. Священный пруд называется чакра. Тиртхам расположен перед храмом. Верховное божество пребывает в Правала Вимана лицом на запад на змее-ложе пятиголовом Адишешы в сидячей позе. В конце Шри Павалаваннар саннидхи улицы, находится храм Шри Пачаиваннар Перумал.
Шри Муктхишварар храм. Этот исторический храм расположен на Ганди дороге очень близко месту Джавуликадаи.
Шри Ятхоктхакари Перумал храм. Ятхоктхакари означает «тот, кто сделал так, как было предложено». Брахма выполнял ягйю без своей супруги Сарасвати, она вне себя от гнева приняла форму реки Вегаватхи и хотела все уничтожить. Но Господь Вишну, чтобы остановить наводнение, лег на пути. Именно поэтому мы видим его лежащим здесь.
Шри Камакоти Питхам. Шри Ади Шанкара, после посещения им различных частей Индии, поселился в Канчипураме, чтобы провести здесь свои последние годы. Он решил перестроить город и реконструировать три основных храма: Камакши Деви, Шри Экамбарешвар и Шри Варадараджа Перумал. Шри Канчи Камакоти Питхам был создан Шри Ади Шанкарой в 482 году до н.э. Он имеет почтительную непрерывную линию 70 Ачарий (духовных лидеров). Шри Канчи Камакоти Питхам играл роль в духовной и социальной деятельности.
Махабалипурам — город на Коромандельском берегу в индийском штате Тамилнаду
Город возник в VII веке н. э. как главный порт царства Паллавов под названием Мамаллапурам.
Древности:
Прибрежный храмовый комплекс в Махабалипураме, скальный храм Вараха, гигантские скальные рельефы со сценами покаяния Арджуны и «Низвержение Ганги на землю», храм Панча Рата — пять исполинских каменных колесниц, которые наречены именами пандавов.
Прибрежный храмовый комплекс в Махабалипураме.
Махабалипурам был построен при царе Нарасимхавармане I (640—674 гг.) из династии Паллавов, известном также под именем Махмалла. Храмы Махабалипурама, расположенные на морском берегу, среди песчаных дюн и скал, представляют собой необычайный, словно по волшебству возникший архитектурный комплекс. Он включает в себя центральный Прибрежный храм, пять маленьких скальных храмов-ратх, комплекс пещерных храмов и грандиозный наскальный рельеф «Нисхождение Ганга», представляющий собой уникальное явление во всем мировом искусстве.
Прибрежный храм в Махабалипураме является центром святилища. Он представляет собой высокую башню-шикхару пирамидальной формы, стоящую на квадратной платформе-цоколе с идущей вокруг галереей. Далеко видная с моря, она еще в VII веке была оснащена навигационными огнями, помогавшими рыбакам и морякам найти дорогу в ночном море. Стены храма поддерживают статуи священного быка Нанди, посвященного богу Шиве. К главной башне примыкает вестибюль и небольшое промежуточное помещение, через которое можно попасть в большой зал для церемоний, поддерживаемый могучей колоннадой. Мощеный двор храма окружает каменная ограда, на которой восседают священные быки Нанди. Много скульптур снаружи и внутри храма погибло, и причиной тому — морской климат.
Не далеко возвышается холм, на котором стоит маяк. Здесь по аллейкам и тропинкам среди скал, в расщелинах между скалами можно долго и с удовольствием гулять. Все камни здесь хранят следы истории города, который здесь был в древности. Везде натыкаешься на пещеры, колонны, на части фундаментов и стен, фрагменты лестниц и пазы для опорных балок. Особого внимания здесь заслуживает пещера Махисашурамардини, украшенная изображениями спящего Вишну и Дурги, побеждающей демона Махисашуру. Если обойти холм, то с задней его стороны большое озеро, возле которого установлено множество алтарей и маленьких храмов.
В Махабалипураме на улицах весь день слышен стук молотков резчиков по камню. На каждом углу можно купить резные каменные изделия прямо у мастера. Можно, за небольшую плату сесть рядом и попробовать себя в этом ремесле. Для того, чтобы найти что-нибудь стоящее нужно пробраться на южную окраину деревни, где работаю мастера, работающие не для туристов, а для местных. Выбор и цены здесь будут значительно интереснее.
Матримандир — символ ответа Божественного на стремление человека к совершенству.
«Матримандир» — это санскритское слово, которое означает «обитель, или храм, Матери». Расположенный в центре города Ауровиль, этот «храм творческой энергии», «душа Ауровиля», как называла его Мать, снаружи напоминает золотой шар, который словно бы вырывается из земли, символизируя рождение нового сознания, нового образа бытия, — золотой мир Сверхразума, восстающий из Материи, постепенно проявляющийся в общечеловеческом единении, начало которому и призван положить этот город-мечта. «Пусть Матримандир будет живым символом стремления Ауровиля к Божественному» — такими словами Мать сопроводила закладку камня в основание Матримандира 21 февраля 1971 г. в день своего 93-летия.
«В Индии, — говорила Мать в июне 1971-го, — сам этот мир, который по сути представляет собой работу Матери-Созидательницы, в течение многих столетий считался анти-божественным. Шри Ауробиндо показал, что именно в Материи должно быть проявлено Божественное; он настаивал на понимании этой концепции Матери как Созидательницы. Матримандир призван научить людей, что отнюдь не бегством от мира или игнорированием мира они воплотят Божественное в жизнь. Матримандир должен символизировать эту Истину». «Матримандир призван стать символом Универсальной Матери, согласно учению Шри Ауробиндо», — добавляла она.
Основное сооружение представляет собой чуть приплюснутый шар диаметром тридцать шесть метров, который покрыт позолоченными дисками. Шар покоится на четырех гигантских опорах, олицетворяющих четыре ипостаси Матери, действующие во вселенной: Махешвари, Махакали, Махалакшми и Махасарасвати.
Юг — Махешвари — это ее ипостась покойной необъятности, всеобъемлющей мудрости, умиротворенной доброты, неисчерпаемого сострадания, всепревосходящего величия и всеправного могущества.
Север — Махакали — не широта, а высь, не мудрость, а сила и мощь — вот то главное, что присуще ей. В ней — всеподавляющая интенсивность, могучая страстность силы в достижении цели, божественное неистовство, стремительно сокрушающее все ограничения и препятствия.
Восток — Махалакшми — это чудо красоты вечной, неуловимая тайна божественных гармоний, волшебство неотразимого вселенского очарования, которое влечет друг к другу вещи, силы и существа, сводит и объединяет их, чтобы незримая Ананда могла прикровенно вести свою игру и творить из них свои ритмы и образы.
Запад — Махасарасвати — это Материнская ипостась Трудов и Работ, ее дух совершенства и порядка. В ней выражается Ее скрытая и глубокая способность к сокровенному знанию, аккуратной безупречной работе и спокойному и строгому совершенству во всем.
В верхней части храма, поддерживаемая четырьмя опорами, располагается Внутренняя Зала — место для безмолвной концентрации. В основании храма находится водоем с живыми лотосами. Шар словно бы лежит в углублении между двенадцатью «Лепестками», в каждый из которых вписаны малые медитационные залы шаровидной формы. Чтобы попасть в храм, посетитель проходит между «Лепестками», спускаясь к основанию храма (что символизирует нисхождение в Материю), а затем через один из расположенных в цоколе основания входов по небольшой лестнице попадает на первый уровень храма, откуда по винтовой лестнице поднимается на второй уровень, где в центре возвышается мраморный символ Матери. Отсюда два спиральных пандуса ведут во Внутреннюю Залу.
Внутренняя Зала
Если вы ищете единства всего мира, сначала объедините различные части своего существа.
Мать
Главная часть храма — «Внутренняя Зала» (The Inner Chamber) — цилиндрическое помещение диаметром около двадцати метров с конической кровлей. Внутри Залы по всему периметру на небольшом расстоянии от стен установлены двенадцать цилиндрических колонн, которые словно бы поддерживают потолок, но на самом деле не касаются его, создавая впечатление особой «воздушности» сооружения. Изнутри Зала облицована белоснежным мрамором, а ее мраморный пол устлан белыми кашмирскими коврами.
В середине Залы на пьедестале, образованном четырьмя золотыми символами Шри Ауробиндо и установленном в центре высеченного на полу символа Матери, покоится сферический кристалл семидесяти сантиметров в диаметре. Днем и ночью луч света из центрального отверстия в вершине конической кровли Залы падает прямо на кристалл. Днем это луч солнца, пойманный специальным следящим механизмом и направленный через систему зеркал непосредственно на кристалл; ночью луч создается благодаря запасенной днем солнечной энергии. Фокусируясь в кристалле, луч через отверстие в полу Залы и далее через все нижележащие уровни достигает основания храма, где проникает в водоем с лотосами, символизируя свет Высшего Сознания, озаряющий бездны Несознания.
Кроме этого в Зале ничего нет; там всегда царит полная тишина.
Кристалл — хрустальный шар, установленный в центре Внутренней Залы, — является олицетворением новой эры. Он, как и весь храм, являет собой символ единства. Согласно видению Матери, этот шар-кристалл должен служить «объектом концентрации» и «символом будущей реализации». Концентрируясь на этой будущей реализации, люди делают ее частью своего сознания, приближают ее к человеческой реальности. Ведь Мать призывала всех людей «стать живыми клетками организма, который мы должны проявить». Мы должны проявить новую землю, подобную этому шару, единую в каждом своем существе, клетке, молекуле, атоме, землю, которая наконец займет свое истинное место в мироздании, абсолютно прозрачную для нисходящего свыше чистого луча божественного вдохновения и силы, воспринимающую свет этого луча и сияющую этим светом.
Внутренняя Зала — место для безмолвной концентрации. Она создана для того, чтобы каждый смог осознать здесь Единство, теплое чувство сокровенной близости со всеми существами, неисчислимыми детьми единой Матери.
Первое упоминание о Пондичерри относится к I веку н. э., где было сказано о некоем рынке под названием Подуке или Подука. Пудучерри был важным пунктом торговли римлян с Индией. Пондичерри являлся местом жительства известного Индийского философа Шри Ауробиндо и его сподвижницы Матери, основателей Интегральной йоги.
Храм Манакула Винаякар и Ашрам Шри Ауробиндо
В Храме Манакула Винаякар можно увидеть 40 изображений божества Ганеши. Верховное божество Мулавар в святилище благословляет своих преданных с четырьмя руками.
Согласно Священным индийским писаниям, Господь Ганеша известен в 16 аспектах на основе его различных форм, около Бенгальского залива Господь Ганеша был назван Бхуванешар Ганапати, который теперь называется как Манакула Винаякар. В тамильском «Manal» означает песок и «кулам» означает пруд недалеко от моря, ранее который был полон песка вокруг пруда. Таким образом, люди называют бога как Манал Кулату Винаякар [означает Бог возле пруда и песка]. Позже он назван как Манакула Винаякар.
Просветлённый Арул Гнана раджай около 300 лет назад получил просветление от божества Ганеши и достиг самадхи в этом храме. С тех пор люди приносят новорождённых младенцев в этот Храм для поклонения Ганеше, перед тем как проходить обряды в любом другом храме.
Храм Шри Манакула Винаякар является одним из знаменитых античных храмов в Пондичерри. Храм находится в 400 метрах к западу от Бенгальского залива, в 165 км к югу от Ченнаи (столицы штата Тамил Наду).
Сегодня Ашрам выполняет многостороннюю духовную и образовательную работу под руководством последователей Шри Ауробиндо и Матери. Это огромное разветвленное сообщество, включающее в себя множество отделений и служб, различные мастерские и фабрики, больницы и поликлиники, садоводческое и фермерское хозяйство, типографию, библиотеки и читальные залы, крупный образовательный центр, спортивные сооружения и многое другое. Они продолжает следовать идеалу, выдвинутому Шри Ауробиндо и Матерью, пытаясь воплотить Их видение новой, божественной жизни на Земле.
Город Пондичери находится на западном берегу Бенгальского залива, на северном берегу Арианкупама, левого притока Ганги, в 160 км к юго-западу от Ченная. Пондичерри до 1954 года являлся столицей Французской Индии и с 1962 года является административным центром Объединенной Территории Пондичери, образованной из четырех предыдущих французских колоний: Пондичерри, Карайкал, Яман, расположенных вдоль восточного побережья, и Махе (Mahe), на западном берегу Индии. Общая территория составляет 492 кв. км.
Большинство жителей разговаривают на тамильском языке, который располагает богатой 2300-летней литературной историей и считается классическим языком, телугу или малаялам. Здесь довольно распространён французский язык, так как Пондичерри длительное время являлся французской колонией.
в 15 километрах к югу от города Тривандрума – столицы Кералы.
Ковалам включает в себя три пляжа: самый южный и самый популярный Лайтхаус-Бич: здесь множество отелей, ресторанов, лоджей и магазинов; северный пляж, похожий на полумесяц, носит разные названия — главный пляж (Мэйн-Бич), Лила-Бич или Самудра-Бич. Этот пляж очень популярен у местного населения и Хава-Бич, который находится между ними.
В Коваламе находится множество аюрведических салонов, где можно испробовать практически все виды массажа. Здесь можно позаниматься серфингом — высота волн иногда достигает до 2 метров.
Рамешварам или Рамесварам
— город в округе Раманатхапурам в штате Тамилнаду, на юге Индии. Название города происходит из санскрита и переводится как «[Место] бога Рамы». Город расположен на острове, отделённом от материковой Индии каналом Памбан и находящемся менее чем в 40 км от полуострова Джаффна, Шри Ланка.
Сам остров имеет площадь 61,8 кв.км. Вместе с Варанаси Рамешварам считается одним из самых священных мест в Индии для индусов и частью паломнического маршрута Чар-дхам.
Он расположен в Манарском заливе на самом кончике полуострова Индостан. Согласно легенде это место, с которого Рама построил мост Рама Сету (иначе Адамов мост) через море к Шри-Ланке, чтобы спасти свою супругу Ситу от её похитителя Раваны. И вишнуиты, и шиваиты посещают этот паломнический центр, который известен как Варанаси юга.
Рамешварам имеет большое значение для индусов, так как паломничество в Бенарес считается неполным без посещения Рамешварама. Главным божеством здесь является форма лингама, называющаяся Шри Раманатха Свами, это также один из 12 джьотирлингамов.
Разные правители строили храм Раманатхасвами, начиная с XII столетия. В составе храма имеются 22 источника, вкус воды в каждом из которых отличается от всех остальных. Наибольшую часть храма занимает коридор длиной 1219 метров, который украшен гранитными колоннами высотой 3,6 метра с богатым резным узором и хорошими пропорциями. Перспектива, создаваемая этими колоннами, непрерывно простирается на длину 230 метров.
Рамешварам можно назвать союзом всех религий, мирно сосуществующих в одном месте. Причиной этому события, произошедшие много тысяч лет назад.
Легенда о Рамешвараме
Согласно легенде, Господь Рама умолял здесь Шиву помочь вернуть супругу Ситу, похищенную демоном Раваной. Именно отсюда начинал свой поход через море Рама — аватар Господа Вишну, чтобы сразить демона Равану, правителя золотого острова Ланка. Рама пришел в храм Шивы, чтобы испросить его благословения.
Божество Шивы сохранилось по сей день, и ему поклоняются в древнем храме. В озере во дворе храма плавают камни из которых Рама строил мост до Ланки.
В битве с демоном Раваной было уничтожено много живых существ. После победы в битве и освобождения Ситы, Рама принимает решение совершить жертвенную яджну разъяренной форме Шивы — Рудре для освобождения мира от скорби и горести.
Рама отправляет Ханумана за лингамом, но Хануман задерживается в дороге. А благоприятный час приближается. И тогда Сита, супруга господа Рамы, лепит из песка Лингам и просит его провести ритуал очищения Вселеной, используя сотворенный ею Лингам.
Так как назначенное время уже совсем близко Рама соглашается, и ритуал проходит на счастье всем существам во вселенной. Говорят, что тот лингам по сей день находится в святилище главного храма.
Ритуальное омовение в колодцах
Перед тем как попасть в Храм необходимо совершить ритуальное омовение. Это место, Агни Тиртха (Agnitheertham), находится в 250 метрах от храма.
Первая купель для омовения, это сам океан. Далее паломники попадают в огромный, похожий на пещеру, храм Шивы Раманатхасвами. Здесь молятся и вайшнавы и шиваиты.
Знаменит хромовый комплекс самыми длинным в Индии (около 200 м) коридорами украшенными 1212 рельефными колоннами. Сам храм, да и весь город пропитан легендами. Здесь Рама говорил с Вибхишаной, братом Раваны. Здесь лежал смертельно раненный Лакшмана и был исцелен. И здесь… всюду ступала стопа Рамы.
На территории храма находятся 22 священных водоема. Омовение, совершенное здесь, освобождает от всех грехов. Это просто неизгладимое впечатление! Ощущение чистоты и счастья. А самое главное, завершенности и уверенности что Господь в твоем сердце навсегда.
Рамешварам расположен в южной Индии и является центром паломничества первостепенной важности. Здесь находится один из самых значимых алтарей, посвященных 9 планетам. Храм, расположенный в этом месте, относится к 12 сакральным паломническим центрам, почитаемым вне зависимости от вероисповедания.
Паломничество в святой город Варанаси считается незавершенным без посещения Рамешварама. Рамаяна описывает, что именно в этом месте Рама приветствовал Шиву на своем обратном пути со Шри Ланки. Невероятное место оставляет глубокий след в сердце.
Танджавур.
Танджавуру принадлежит видная роль в истории Южной Индии. С IX по XI вв. он служил столицей протяжённой державы Чола. О той давней эпохе напоминает 66-метровый гранитный храм Брахадисвара — один из памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Этот храм считается одним из величайших в Индии. Главный алтарь посвящен Господу Шиве. Этот храм уникален благодаря вимане (башне, возвышающейся над алтарем) взмывающей в небо, находящейся в окружении гопурам (башни над входом) небольшого размера. Высота виманы – 64,8 метра и насчитывает 14 этажей, позволяя назвать этот храм самым высоким в Южной Индии. Поклонение в его стенах не прекращается на протяжении 1000 лет.
Главное помещение храма перекрыто монолитной гранитной плитой. Этот огромный камень перемещали по наклонной плоскости на протяжении шести километров. Шикхара (сферический купол) облагает восьмиугольной формой и покоится на этой гранитной платформе. Тень башни никогда не падает на землю.
Во внутреннем алтарном помещении расположена гигантская Маха-линга 3,5 метра высотой и 7,5 метров в обхвате. Эта линга была принесена со дна реки Нармада. Говорится, что извлекая эту лингу из воды, она увеличилась в размере. Это стало причиной получения имени Брихадешвара. В этом храме находятся более 250 линга.
Гигантская скульптура быка Нанди (быка Господа Шивы) изготовлена из монолитного камня и считается второй по величине во вмей стране, после скульптуры установленной в храме в Лепакши. Эта скульптура имеет следующие размеры – 3,7 метров в высоту, 6 метров в длину, 2,5 метров в высоту, при 25 тоннах веса. Говорится, что скульптура увеличивалась в размере каждый день до тех пор, пока в спину быку не вбили гвоздь.
Имя богини храма – Бриханнаяки. В этом храме установлено Божество Джварахарешвара, контролирующее лихорадку. Считается, что человек, заболевший лихорадкой, избавиться от заболевания предложив Божеству сандаловую пасту. Этот опыт пережили многие люди. Поблизости расположен храм 16 метров высотой, посвященный Господу Субрахманье, стены которого украшены самой изысканной резьбой по камню в Южной Индии. Гопурамы украшают многочисленные скульптуры вайшнавской традиции.
За западной стеной расположено огромные озеро Сеппунаик. Озеро Шива-ганга считающееся священным, расположено во дворе храма в середине мандапы 1000 колонн.
Этот храм открыт с 6.00 до 12.00 и с 16.00 до 21.00. Вы не сможете войти внутрь алтарного помещения, пока не получите разрешение Археологического Департамента Мадраса. Неиндийцы могут заходить во все помещения, кроме тех, где установлена Шива-линга, а также примыкающих помещений.
Рядом с храмом расположен интересный Археологический Музей, в котором выставлены экспозиции, позволяющие составить впечатление о процессе восстановлении храма и лучших временах империи Чхола. Также в музее выставлена интересная экспозиция скульптур. Музей открыт ежедневно с 9.00 до 12.00 и с 16.00 до 20.00.
Ченнаи
— город на юге Индии, административный центр штата Тамилнад. Четвёртый по величине город страны (после Мумбаи, Дели, Калькутты).
Город играл важную роль во время колониального правления Индией англичанами, именно здесь в 1639 г. Была основана знаменитая Ост-Индийская компания, имевшая монополию на торговлю в Индии. Христиане верят, что в свое время, место, на котором находится сейчас город, посетил апостол Фома и проповедовал здесь Евангелие.
Город был основан в 1639 году, как форт Ост-Индской компании, и длительное время носил заглавие Мадрас. Был пленён французами в середине XVIII века, потом опять возвращен Англии. Благодаря британцам Мадрас перевоплотился в большой город и армейскую базу. После приобретения Индией автономии стал столицей одноименного штата. А с 1996 года Мадрас был переименован в Ченнай.
Пещеры Гудиям
Эти пещеры расположены в 17 км за водохранилищем Poondi (в Ченнаи, естественно). Эти доисторические природные пещеры хранят свидетельства пребывания древних людей. Систематические исследования палеолитических стоянок в этом регионе показывают движение ранних гоминид по всему ландшафту около 100 000 лет назад. Были найдены шестнадцать таких стоянок, расположенных в Allikulli Hill диапазоне около Poondi.
Форт Св. Георгия (Сент-Джордж)
был первой крепостью, воздвигнутой Британскими властями в Индии; его построили в 1654-м году, и реконструировали в 1749-м. Форт имеет 6 метровую стену (в высоту), которая выдержала много могольских атак в 1701, нападение Маратхов в 1741 и Хайдер Али в конце 18 века. Сегодня форт служит зданием Законодательного Собрания Тамил Наду.
Правительственный музей и Национальная галерея искусств (Government Museum and National Art Gallery)
Государственный музей является одним из лучших в Индии. В нём есть отделения посвященные антропологии, ботанике, геологии, нумизматике, скульптуре и зоологии. Есть реликвии с буддийского археологического участка «Амаравати», 2 века н.э., а также доисторические южноиндийские сувениры, являющиеся одним из наиболее ценных активов музея. В музее имеется обширная коллекция резных изделий индуистской, буддистской и джайнской традиций. Еще есть коллекция южноиндийских музыкальных инструментов и украшений, которые стоит посмотреть (кстати, вам может быть интересно, если вы увлекаетесь индийской музыкой).
Национальная галерея искусств
Ченнайская галерея искусств имеет хорошую коллекцию картин, ремесленных изделий и изделий из бронзы. Коллекция находится в здании, построенном в могольском стиле. Бронзовые изделия — с 10 и 13 веков, раджастанские и могольские картины — 16-17 веков; еще предметы индийского ремесла с 11 и 12 веков.
Валлувар Коттам
Памятник святому-поэту Тируваллувару (Thiruvalluvar). Он был построен в 1976 году и является точной копией знаменитого храма-колесницы «Thiruvaroor». Памятник — это статуя мудреца в натуральную величину; он сидит на 33-х метровой колеснице, на панелях которой начертаны 1330 куплетов Thirukkural.
Здание Рипон
Одна из достопримечательностей, оставленных британской администрацией. Здание было построено в начале 1900-х и было названо в честь лорда Ripon, который считался отцом местного самоуправления. Сейчас в этом здании находятся офисы Муниципальной администрации Ченнаи. Важной особенностью здания Ripon является его бой курантов. Эти часы заводят в ручную каждый день. В общей сложности здесь размещены 4 колокола.