храмы в бурятии буддийские

Буддийские храмы в Бурятии

Знаете ли вы, какая религия наиболее популярна в Бурятии? Буддизм. При этом тут встречаются и православные монастыри, а также вполне официально проходят шаманские ритуалы. Буддийских храмов — здесь они называются дацаны — я видела несколько. Расскажу про те, которые мне удалось посетить.

храмы в бурятии буддийские

В начале 2000 года в Улан-Удэ на Лысой горе был создан центр «Ринпоче Багша». В переводе с тибетского «ринпоче» значит «драгоценный», а «Багша» на бурятском языке — «Учитель».

Место – запоминающееся. И первое, что я отмечу – это расположение. Отсюда открывается великолепный вид на город!

храмы в бурятии буддийские

Прежде чем войти в дацан, нужно пройти по тропе двенадцати символов года. Считается, что совершая этот круг по часовой стрелке, человек усиливает свою удачу и получает возможность реализовать заветное желание. А заодно получает возможность побыть наедине с собой. Я была настолько очарована видами, что желание загадать забыла. А еще я зачиталась табличками с разными мудрыми высказываниями. Идешь, читаешь, думаешь. Там много про гордыню, как раз мне есть, о чем поразмышлять))

храмы в бурятии буддийскиеrhdr храмы в бурятии буддийскиеsmacap_Bright

храмы в бурятии буддийские

В 2004 году в дацане «Ринпоче Багша» была установлена самая большая в России бронзовая, покрытая сусальным золотом, шестиметровая статуя Будды Шакьямуни. Внутрь статуи помещены священные тексты.

Внутри дацана люди заняты своими мыслями. Очень тихо. Наверное, тут красиво проходят службы – хурулы.

А уходить из дацана принято, не поворачиваясь спиной к Будде. Что я и сделала.

храмы в бурятии буддийские

Отдельно расскажу про Хии Морин, что переводится как «ветер- конь». Это флажки, которые вы можете увидеть рядом с любым дацаном. Каждый из них окрашен в свой цвет, что символизирует принадлежность к пяти будда – семействам. Синий цвет символизирует Пространство, жёлтый – Землю, красный – Огонь, белый – Воду, зелёный – Ветер. Считается, что из энергетики этих Первоэлементов состоит всё живое и неживое.

храмы в бурятии буддийские

храмы в бурятии буддийские

Лама – важная фигура в жизни буддиста. Учитель, наставник, достигший высот в познании на пути к постижению Просветления. Попасть на прием к ламе может любой. Даже человек, не являющийся буддистом! Лама может составить астрологический прогноз или даже проверить ваше здоровье.

— При всех дацанах есть астрологи и тибетологи, — рассказала мне Ольга, жительница Улан-Удэ. – Люди ходят к ним с разными вопросами. Например, чтобы определиться с датой, когда играть свадьбу. Что говорить, бывает, что когда в жизни все идет наперекосяк, просто думаешь – надо съездить в дацан… И помогает! Лама – в своем роде психолог. И врач. Иногда ему достаточно пощупать твой пульс, чтобы понять, что в организме не так.

храмы в бурятии буддийские

Иволгинский дацан – большой буддийский монастырский комплекс неподалеку от Улан-Удэ, который считается самой крупной и важной буддийской общиной Бурятии. Этот дацан открыли уже после войны – первое здание появилось в 1945 году. Он стал первым действующим храмом после многих лет запрета. Постепенно появлялись и другие буддийские храмы. В 1948 году появились Цогчен-дуган и Чойра-дуган, затем власти выделили землю для создания монастырского комплекса. Он стал застраиваться.

храмы в бурятии буддийские

Дацаны, хозяйственные постройки, дома – все строительство велось на деньги верующих.

храмы в бурятии буддийские храмы в бурятии буддийские

Важная традиция: обойти монастырский комплекс, по периметру которого расставлены молитвенные барабаны. У бурят и монголов их называют «хурдэ». Это цилиндр или валик на оси, содержащий мантры. Их принято крутить, чтобы сочетать физическую активность с духовным содержанием. Самым распространённым вариантом наполнения барабанов является мантра Авалокитешвары «Ом мани падме хум».

храмы в бурятии буддийские храмы в бурятии буддийские храмы в бурятии буддийские

А еще Иволгинский дацан знаменит тем, что в 2002 году сюда было перевезено нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова.

храмы в бурятии буддийские

Этот человек — один из самых уважаемых у буддистов. Родился он в 1852 году, в 15 лет прошел триста километров до Анинского дацана, а затем много лет постигал учение Будды. В 1911 года стал двенадцатым Пандито Хамбо-ламой буддистов Восточной Сибири. В годы первой мировой войны многое делал для фронта, в частности, собирал деньги. Его даже наградили монгольским Орденом Драгоценного жезла и российским Орденом Святой Анны II степени. А потом произошло необъяснимое.

15 июня 1927 года 75-летний Итигэлов сел в позу лотоса, дал наставление ученикам навестить его тело еще через 75 лет и ушел в нирвану. В дацане нам рассказали, что он наказал засыпать тело солью для того, чтобы оно лучше сохранилось. И оно сохранилось. Похороненное в кедровом кубе тело в 1955 и 1973 году извлекали группы лам и убеждались в том, что оно не меняется. И вот, в сентябре 2002 его перенесли в Иволгинский дацан.

«Вы можете мысленно поговорить с ним», — услышала я. От руки сидящего Хамбо-ламы Итигэлова протянута нить, до которой можно дотронуться. Удивительно, но стоя напротив него, и правда проникаешься происходящим и кажется, что ты передаешь ему мысли и образы. Нам рассказали, что Хамбо-лама Итигэлова за последние годы похудел на несколько килограммов. И что, когда его навестила огромная монгольская делегация, подушка, на котором он сидел, была влажной.

Это, несомненно, чудесная и невероятная история.

храмы в бурятии буддийские

Дацан оставляет большое впечатление. Ритуальные предметы, мандалы, павлиньи перья, которые отгоняют злых духов, все очень красочно. И прекрасная Белая Тара – богиня, которую называют «Семиглазой». У нее на теле семь глаз: три — на лице, по одному — на ладонях и ступнях ног. Они помогают ей видеть все происходящее вокруг и оказывать поддержку всем, кто в ней нуждается. С интересом узнала, что воплощением Белой тары на земле для местных буддистов были русские императрицы, начиная с Елизаветы.

Фотографировать в дацанах нельзя.

Да и не хочется. Не до того.

Фотографировать в дацанах нельзя.

Да и не хочется. Думаешь о другом.

храмы в бурятии буддийские

Этот репортаж был сделан в рамках проекта «Живое наследие». Впереди еще много интересного:)

Источник

Буддийские храмы в Бурятии — азиатский колорит в России

храмы в бурятии буддийские

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Место, где сибирские непролазные леса встречаются со степями кочевых народов, где горные массивы с заснеженными пиками отражаются в непоколебимом зеркале глубоких озер, где веет ароматом таежной хвои и терпкими нотками вкусного кумыса.

Имя этому месту – Бурятия. Одна из самых буддийских республик нашей страны – настоящее «окно в Азию».

Сегодня мы расскажем про буддийские храмы в Бурятии, вместе ощутим на себе порыв бодрящего ветра, окунувшись в эту непередаваемую культуру Востока на русской окраине, проведем краткий экскурс в историю и узнаем, чем отличается архитектура бурятских храмов и сколько их разбросано по полям, степям, лесам и горам.

Немного истории

На рубеже XIV-XVвеков в тибетском буддизме зародилось течение гелуг. Его основоположником стал почитаемый многими буддистами Цонгхапа. Это учение стремительно распространялось по Центральной Азии, и к XVII веку, охватив Монголию, и достигло самой северной вершины – Бурятии.

Местные жители назвали основателя своей новой религии на местный манер – Зонхобо. Здесь его очень полюбили и даже сейчас ему отдают много почестей, а слава его не меньше, чем слава самого Будды.

Тогда население вело в основном кочевой образ жизни. С собой на вереницах тележек перевозили все – не только утварь, мебель и быстровозводимые дома-юрты, но и храмы-юрты, которые устанавливались по тому же принципу. Со временем люди начали оседать на местах, а с ними – их святилища.

храмы в бурятии буддийские

Возникла необходимость воздвигать традиционные, стационарные храмы из дерева или камня. Постепенно на просторах возводились удивительные по своей форме буддистские храмы, слегка возвышавшиеся на холодных равнинах.

В 1741 году, только воцарившись на трон, Елизавета Петровна официально даровала буддизму статус одной из религий России, а к этому времени в одной только Бурятии уже насчитывалось одиннадцать дацанов и дуганов.

Это интересно! Дуган в «русском» буддизме – это буддистский храм, а дацан – монастырь и университет в одном ансамбле.

Позже тибетское учение стремительно развивалось за Байкалом, и перед революцией количество монастырей достигало 44. Некоторые источники, беря в расчет небольшие храмы, называют цифру в полторы сотни.

Это были настоящие центры просвещения. Здесь обучали философии, медицине, кулинарии, этике, биологии, изобразительному искусству, иконописи, скульптуре, чеканке. Более того, настоятели переводили зарубежные произведения, сами писали научные и художественные труды и печатали их тут же, в собственных типографиях.

храмы в бурятии буддийские

Советская власть не обходила стороной религиозную жизнь людей и добралась до Бурят-Монгольской АССР – своей разрушительной силой она сравняла с землей многие дацаны. Однако после войны некоторые из них были восстановлены. Сейчас буддийская мысль процветает в Бурятии, а вздымающиеся к небу яркие крыши дуганов – визуальное тому подтверждение.

Что отличает бурятские храмы

Храмы – неотъемлемая часть жизни бурят. Под их сводами они совершают самые разные обряды, ритуалы, молятся, читают мантры, крутят хурдэ, устраивают празднества. Тут они чувствуют себя в спокойствии, гармонии и благоговении, вне пространства и времени.

Архитектура местных дуганов сложилась чудесным образом, под влиянием двух сил. С одной стороны, многие ламы были выходцами тибетских, монгольских, китайских школ и старались привычную культуру буддизма воссоздать в здешних постройках.

В то же время для строительства храмов не привлекались мастера-выходцы других стран, поэтому архитекторы из близлежащих сел и городов строили как привыкли: с некоторым налетом русского православия и в то же время с учетом особенностей суровых зим.

храмы в бурятии буддийские

Так, например, поначалу основания храмов были крестообразными, в северной части пристраивался алтарь, фасад же украшали элементы русского зодчества. Постепенно от такой традиции отошли, и современные храмы имеют привычное квадратное основание с многоуровневыми крышами, стремящимися вверх.

Но одна, скорее климатическая, особенность осталась – дуганы, в отличие от храмов Монголии и Тибета, с северной стороны начинаются вестибюлем, иными словами – крылечком. Делается это для того, чтобы ветер и холод не попадал прямиком внутрь.

Палитра цветов, которые используются в интерьере и экстерьере, обширна. Они контрастируют друг с другом, в декоре нередко встречаются белый, синий, зеленый. Фасад обычно украшают бордовый и золотистый цвета – традиционные символы мощи и силы.

Буддисты не скупятся на богатстве убранства, яркости цветов. Взгляните на главные дацаны бурятов, и сами убедитесь в этом.

храмы в бурятии буддийские

Главные дацаны республики

Жемчужина, она же гордость архитектурной стороны Бурятской республики – Иволгинский дацан. Это сердце Буддийской традиционной сангхи России, ведь именно здесь обосновался глава организации, именуемый как Пандито Хамбо-лама. Поэтому Иволгинский монастырь можно считать важнейшим буддийским храмом нашей родины.

Своим названием он обязан близости к селу Верхняя Иволга. Поразительно то, что разрешил строительство храма сразу после войны сам вождь – Иосиф Сталин. Еще удивительнее университет Даши Чойнхорлин на территории дацана, который был основан четверть века назад, а сегодня готовит более сотни монахов.

Но, пожалуй, самое невероятное, что есть в этом монастыре, скрыто в храме Чистой земли – это нетленное тело хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году 75-летний великий Учитель погрузился в вечную медитацию. Тело ламы поместили в бочку из кедра, а спустя три десятилетия, согласно наставлению, его достали.

храмы в бурятии буддийские

Волна удивления охватила всех – тело за это время нисколько не изменилось, ткани не деформировались, клетки остались живыми, и говорят, что временами на лбу его даже проступает пот. Восемь раз в год гости монастыря могут воочию увидеть феномен нетленности.

Кроме того, в республике находится целая россыпь крупных храмов. Каждый из шестнадцати дацанов (учитывая Иволгинский) носит особое название, которое связано с топонимом местности, а нередко имеет и бурятский вариант.

В восточной части республики, в тридцати километрах от города Хоринска, расположился величественный дацан – Анинский. Он считается одним из старейших храмов Бурятии и первым, воздвигнутым из камня. Но за таким почетным статусом стоит непростое прошлое.

храмы в бурятии буддийские

Дуган был выполнен из дерева в далеком 1795 году. Однако через пятнадцать лет он сгорел. Пришлось заново отстраивать здание.

Обновленный в 1811 году дуган поражал великолепием: два этажа с балконами, колоннами, нишами заканчивались десятиметровой пирамидой, заменявшей крышу. Сейчас местом богослужений служит новенький Цогчен-дуган. Территория дацана окружена субурганами, количество которых сакрально – 108, а вместе они образуют правильный квадрат, периметр которого достигает 1300 метров.

В трехстах километрах от столицы региона, на реке Маракта, стоит Эгитуйский дацан, заключенный в тиски двух сопок. Построенный в 1820 году, он получил официальное признание только через шесть лет. Ученые заключают, что изначально он был построен втайне от высших властей.

Но главная ценность его заключается не в секретности строительства – здесь в отдельном помещении содержится статуя Будды из сандалового дерева, размер которой составляет 2,18 м. Поговаривают, это была первая и единственная статуя Пробужденного, изготовленная еще при его жизни.

храмы в бурятии буддийские

На рубеже XIX и XX веков величие дацана достигло апогея: действовало три факультета, была собственная типография, они объединялись в красивейший архитектурный ансамбль. Но советское время взяло свое: в 1934 году комплекс был закрыт на неопределенный срок, продлившийся до начала нашего столетия.

Сегодняшний облик разительно отличается от храмов в лучших традициях деревянного зодчества. Некоторые даже удивляются облицовке главного храма плиткой из соображений пожаростойкости, но это не мешает ему оставаться одним из приятнейших мест в округе.

Приведем перечень других, не менее важных дацанов Бурятии, которые входят в топ-лист для посещения, ведь это настоящее достояние республики:

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам когда-нибудь посетить этот уникальный край нашей страны и увидеть чудеса своими глазами. Рекомендуйте статью в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

Источник

Мистическая Бурятия: шаманизм, буддистские дацаны и места силы

Поездка в Бурятии может стать настоящим путешествием в другой мир – здесь по-прежнему разговаривают с духами, чтут природу как священную, верят в шаманские обряды, а о желаемом просят с помощью молока и цветных ленточек.

В Бурятии – голубое озеро Байкал, желтые степи, зеленые горы и леса, красочные буддийские монастыри и белые ступы на холмах, от которых захватывает сердце. Чехов писал про Бурятию: «Селенга — сплошная красота, в Забайкалье я находил всё, что хотел: и Кавказ, и долину Псла, и Звенигородский уезд, и Дон». А еще это страна солнца, продолжительность солнечного сияния здесь примерно 2000-2200 часов.

храмы в бурятии буддийские

Бурятия полна легенд и необычных историй. И одна из них случилась почти 100 лет назад. Если помните, в романе Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» есть мистический персонаж – барон Юнгерн, который давал Петру наставления в буддизме во время «прогулки среди костров». Чапаев охарактеризовал его как «Защитника Внутренней Монголии и инкарнацию бога войны, который раньше командовал Азиатской Конной Дивизией, а сейчас – Особым Полком Тибетских Казаков».

храмы в бурятии буддийские

Невероятно, но факт, барон Роман Федорович Унгерн – реальный человек, и его жизнь не менее удивительна, чем история, описанная в романе. А роковой момент в его биографии случился как раз в Бурятии. Белый офицер, мистик и буддист, носивший желтый халат с погонами русского генерала, мечтал возродить империю Чингис-хана. Глобальной задачей барона было создание Срединного государства, где соединились бы Тибет, Монголия и часть Китая. После этого он намеревался совершить поход против Запада для установления там «желтой» веры – тибетского буддизма.

храмы в бурятии буддийские

После революции 1917 года Унгерн отправился во Внешнюю Монголию, откуда вытеснил китайцев, за что монголы и прозвали его «богом войны». Яростный монархист и противник красных Унгерн в 1921 году направил свою Азиатскую дивизию в Бурятию, бывшую частью Советской России. Начались бои в Троицкосавске (Кяхта), Селенгинске и Верхнеудинске (Улан-Удэ).

храмы в бурятии буддийские

Когда барон одержал победу у старейшего в Бурятии Гусиноозёрского дацана (символично для буддиста, не правда ли?), Красная Армия серьезно обеспокоилась действиями «воина Шамбалы» и направила мощные войска для противостояния Азиатской дивизии. Унгерн бы вынужден отступить в Монголию, где в итоге его взяли в плен и сдали красным. Кстати, в Забайкалье до сих пор ищут «клад барона Унгерна». Ходили легенды, что эксцентричный полководец успел спрятать свою золотую казну где-то между Монголией и Бурятией.

храмы в бурятии буддийские

Гусиноозерский (он же Тамчинский) дацан, где произошла памятная битва, и сегодня считается одним из главных мистических мест Бурятии. Основанный в 1741 году, он до 1938 года был резиденцией глав бурятских будистов – Пандито Хамбо-лам. Как водится в Бурятии, монастырь встроен в живописный пейзаж, он стоит посреди равнины в окружении гор.

храмы в бурятии буддийские

Местные дацаны соединяют в себе тибетский и китайский стили – они очень яркие. Окрашенные в голубой, оранжевый, красный, желтый и зеленый цвета храмы-дуганы похожи на огромные шкатулки. И, возможно, глядя на эту красоту в посреди великолепной природы, вы представите, что же двигало бароном, который пытался создать «Орден военных буддистов.

храмы в бурятии буддийские

До 30-х годов XX века Гусиноозерский дацан был центром бурятского буддизма, а потом все монастыри республики стали закрывать. Но в 1945 году был заложен Иволгинский дацан, который сейчас является резиденцией главы «Буддийской традиционной сангхи России» и крупнейшим храмовым комплексом Бурятии. Монастырь находится относительно близко к Улан-Удэ, он самый посещаемый у путешественников.

храмы в бурятии буддийские

На территории дацана расположены 10 храмов (дуганов). Согласно «гороо» – правилу обхода священных мест в буддизме, по монастырю нужно пройти по часовой стрелке слева направо нечетное количество раз. Рядом с дуганами всегда будут молитвенные барабаны (хурдэ) с мантрами внутри, считается, что их вращение накапливает добродетель.

храмы в бурятии буддийские

Сколь глубоко влияние буддизма можно заметить даже по типичному бурятскому блюду буузы – паровым пельменям с мясом. На буузах должно быть 33 защипа, именно столько было складок на одеждах тибетских монахов. Чтобы увидеть быт бурятского народа, отправляйтесь в туристический комплекс «Степной кочевник» в Ацагацкой долине. Здесь учат готовить бузы, потчуют чаем с молоком, солью и маслом, можно покататься на лошадях и переночевать в юрте.

храмы в бурятии буддийские

Хотя буддизм – неотъемлемая часть жизни современных бурятов, шаманизм никуда не исчез, он частично соединился с буддийской традицией, а частично существует параллельно ей. Например, праздник цам в дацанах стал наследием шаманизма. Цам – это танцы лам в масках на открытом воздухе, призванные изгнать злых духов и укрепить веру в Будду.

храмы в бурятии буддийские

В Бурятии верят в силу шаманских обрядов. Существуют потомственные шаманы, но случается и по-другому. Жил обычный экономист или инженер, а вдруг к нему начали наведываться духи, и никуда от них не деться, значит выбрали проводником. Так люди становятся шаманами и начинают принимать посетителей. Часто шаманские обряды совершаются рядом со святилищами (обо) – кучей из камней или деревьев с ленточками.

храмы в бурятии буддийские

Обо могут находится в лесу или на открытой местности. К шаману нужно придти с чем-то для жертвоприношения, едой или алкоголем. Один из вариантов жертвоприношений – сасали, когда производится окропление молоком или водкой. Нужно сообщить шаману свою проблему – нездоровье, тоска, неудача в делах или наоборот желание поблагодарить за успехи, а тот уже пытается войти в контакт с духами, чтобы решить задачу.

храмы в бурятии буддийские

По всей Бурятии можно видеть места для подношений духам. Их можно опознать по каменным или деревянным столбам сэргэ. На сэргэ нужно повязать цветные ленточки (залаа) и произнести про себя просьбу духу. Когда ветер колышет ленты, ваше пожелание отправляется к небесам.

храмы в бурятии буддийские

Важными местами для шаманизма являются аршаны – целебные источники, рядом с ними тоже располагаются места для почитания духов. Один из самых известных минеральных курортов Бурятии так и называется Аршан, он находится в хвойном лесу у предгорья Восточных Саянан. Воды Аршана – углекисло-сульфатно-магниевые, их пьют или используют для принятия ванн, они лечат сердечно-сосудистые заболевания и проблемы ЖКТ. На курорт приезжают не только лечиться, но и наслаждаться чудесными видами.

храмы в бурятии буддийские

Когда видишь дикую и захватывающе красивую природу Бурятии, становится понятно, почему буряты обожествляют ее. Густые леса, величественные горы и прозрачные озера дышат такой мощью, что невозможно не проникнуться ими. Самую высокую гору Восточной Сибири (3491 м) – пик Мунку-Сардык – называют Вечной Белой горой. Ее вершина заснежена круглый год. По легенде на горе живет небесный всадник Гэсэр, бог войны, герой мифологии монгольских и тибетских народов. Считается, что Гэсэр покровительствовал воинам, а, кстати, барона Унгерна как раз считали инкарнацией бога войны.

храмы в бурятии буддийские

Говоря о мистических местах в Бурятии, нельзя не упомянуть и Байкал, название которого в переводе с бурятского означает «богатое озеро» или «могучая вода». Желающим увидеть сакральные для местного населения объекты природы, стоит запомнить два места. Первое – полуостров Святой Нос. В переводе с бурятского название острова Хилмэн хушуун означает «нос осетра». Шаманы с древних времен проводили здесь обряды почитания духов.

храмы в бурятии буддийские

Второе магическое место – мыс Бурхан, он же Шаман-скала, на острове Ольхон. Мыс считался местом обитания духа-охранителя острова. Бурхан и выглядит необычно – на светлой скале из кристаллического известняка будто отпечаталось изображение дракона, что на самом деле является более темной породой камня. Еще до прихода буддизма в пещере внутри совершали шаманские обряды. Скала считалась средоточием большой силы, ее и почитали, и боялись. В былые время доступ туда разрешался лишь шаманам, прочие старались обходить стороной.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *