храмы в епифани тульской области

История

Епифань, центральная площадь

храмы в епифани тульской области

Никольский собор

Никольский собор, расположенный в Епифани Кимовского района, был построен в 1850-х годах. В летописи от 1685 года говорится о деревянном Никольском соборе, который был построен на месте древней церкви. Каменный храм был построен в 1736-1738 годах. По углам ограды были построены башни, одна из них стоит и сейчас (юго-западная). Храмовая ограда поднималась на высоту 4,25 м и заканчивалась зубчиками, похожие на зубцы на Тульском кремле. По утверждениям некоторых исследователей архитектурные формы и стиль сохранившейся башня свидетельствуют о еще более раннем периоде ее постройки.

Ограда храма также выполняла и функции крепости. На ее стенах могли перемещаться воины, огонь велся из угловых башен. На сохранившейся башне до начала сороковых годов стояла старинная пушка. В ограду-крепость вели 7 въездов. Эта ограда встречается в документах 1736 года. Над воротами была надвратная церковь в честь святого Иоанна Воина. Внутри ограды – городская управа, потом – Епифанское духовное правление, затем – духовное училище и торговые лавки.

В начале 19 века на сводах пятиглавого собора появились трещины, собор, кроме нижней части колокольни, разобрали. На этом месте в 1810 году было начато строительство величественного Никольского собора. Сначала в 1810-1814 годах строили зимнюю придельную в честь иконы Троеручица. По некоторым сведениям, архитектором её был Тимофеев Тимофей Тимофеевич.

храмы в епифани тульской области

В 1815 году началось строительство Никольского собора. Из-за больших объемов строительства и по причине нехватки средств строительство затянулось на несколько десятилетий и завершилось в 1850 году.

Для того времени это было грандиозное сооружение, с которым можно поставить в один ряд такие архитектурные шедевры, как Казанский и Исаакиевский соборы. Он был невиданной роскошью для провинциального города. Размеры собора потрясают. В длину он имеет 80 метров, а в высоту – 50 метров. Вокруг собора построили новую ограду, в состав которой входили кирпичные столбы и железная решетка высотой до 2 м между ними.

К собору приписывались Молчаново, Полунино, Крутое, Вылётовка, Рогозинки, Таболо, Рождествено, Кораблино, Поспелова слобода, Метеневка, Алтобаева слобода, Саломатовка, Комиссаровка. Приход составлял 7639 человек.

В 1932 году собор закрыли. В трапезной находилась местная электростанция, работавшая до войны. Весной 1937 года колокольня храма была превращена в водонапорную башню. В 1941 году храм пострадал довольно сильно, электростанция была взорвана, трапезная обрушилась.

Большую помощь в расчистке заброшенного храма оказали ученики Епифанской школы. В 1986 году в соборе был организован концерт камерной музыки. Исполнителями выступили артисты Тульской филармонии и московские музыканты. Музыканты отметили великолепную акустику в помещении храма. В настоящее время храм передан Православной Церкви, установлен иконостас, начались консервационные и реставрационные работы. В праздники здесь совершаются богослужения. Собор имеет престолы: Михаила Архангела, Николая Чудотворца, Илии Пророка, «Троеручица», Иоанна Воина.

Всехсвятская кладбищенская церковь (Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи)

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи расположена в поселке Епифань. Его история своими корнями уходит в 18 век. Когда в 1771-1772 годах по причине эпидемии чумы, которая охватила Москву и другие местности России, по указу Екатерины II все кладбища вынесли за пределы городов. Для организации захоронений в Епифани было выделено место рядом с дорогой на Данков. На кладбище изначально для отпевания усопших построили деревянную церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. На ее месте в 1779-1802 годах возвели каменный храм в честь всех святых с пределами в честь Сергия Радонежского, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. С северной стороны от храма была возведена колокольня с примыкавшими к ней с двух сторон одноэтажными зданиями. Восточное здание было предназначено для сторожки.

храмы в епифани тульской области

В 1810 году на средства церкви построили теплый каменный храм в честь святых апостолов Петра и Павла. Изначально паперть-притвор, которая соединяла сторожку и церковь, была деревянной, в 1877 году по проекту А.Г. Бочарникова архитектора Тульской епархии, было возведено каменное здание. В том же году по просьбе П.Д. Федоровой, монашествующей мещанки, с Афона в храм прислали образ Божией Матери «Скоропослушницы», который стал наиболее почитаемым в церкви.

Кладбищенскую церковь закрыли в 1937 году. В 1938 году летняя церковь и колокольня были разобраны. Но во время войны в 1943 году сохранившийся зимний храм снова открылся для верующих. Его освятили по названию бывшего придельного алтаря – в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Около сорока лет в храме служил протоиерей Михаил Чудаков. Он все время заботился о церковном благолепии, собирал старые иконы, которые бережно сохранили местные жители.

На территории храма находятся дом священника и здание крестильни. При Иоанно-Предтеченском храме в теплое время года действует воскресная школа, в который детям преподается Закон Божий, история Православных праздников, они учат православные песнопения, к праздникам Рождества и Пасхи здесь ставятся небольшие спектакли. При храме также работает библиотека, насчитывающая более четырех сотен православных книг, журналов, которая постоянно пополняется благодаря помощи прихода и самих прихожан.

Свято-Успенский монастырь на Федосьине городище с деревянной церквью был основан в последней четверти XVI в. По преданию, это название связывается с именем преподобного Феодосия Печерского, который, как известно, основал Киево-Печерскую лавру. Малороссийский монах на берегу Дона устроил иноческую обитель, назвав ее по имени своего наставника.

В другом предании о Епифани рассказывается об игумене Епифании, настоятеле Свято-Успенского Феодосьева монастыря, который перед Куликовской битвой отправил всех иноков в великокняжеское войско Дмитрия Ивановича, а сам остался в обители, чтобы молиться о победе в схватке с иноверцами Мамая русского воинства. Когда же пришли литовцы, он сказал им, что ни татарского, ни московского войска здесь не было. Игумен угощал воинов Ягайло три дня. Когда будущий польский король услыхал о победе русских воинов и понял причину хлебосольства игумена, то приказал старца обезглавить. Предание это легло в основу версии о происхождении названия данной местности.

Первое упоминание об Успенском монастыре в документах относится к 1628 г. В писцовых книгах говорится, что в 1609 г. монастырь на Федосьином городище разграбили и разорили крымчаки. С того времени монастырь длительное время пустовал и был возрожден лишь в 1650-х гг., когда здесь поселился Дионисий Муромцов со своей братией.

Приход церкви Успения Пресвятой Богородицы формировался постепенно. Успенский приход являлся наиболее малочисленным и бедным в Епифани. Состоятельные прихожане старались жертвовать на украшение и благоустройство храма собственные деньги. В 1811 г. старанием священника Иоанна Никитина на пожертвованные средства в Тихвинском приделе был установлен новый резной иконостас, отремонтирована ризница. В 1835 г. на средства Александры Ивановны Цвеленевой, надворной советницы, храм был полностью оштукатурен внутри и заново расписан и покрыт железом. В 1850 г. на средства помещицы Хотяинцевой Любови Ивановны вокруг храма была выстроена каменная ограда.

храмы в епифани тульской области

В период с 1894 по 1918 гг. старостой Успенского храма был А.П. Оводов. На собранные им деньги были отлиты пять новых колоколов, приобретены иконы с дорогими ризами. Лично от себя Арсений Петрович подарил храму икону Феодосия Черниговского, которая вместе с образами Тихвинской Божьей Матери и Успения Пресвятой Богородицы была особо почитаемой в приходе.

Успенская церковь была закрыта в 1932 г. В здании бывшего храма хранилось зерно. Во время войны под церковными сводами размещался краеведческий музей, который поддерживал церковь в надлежащем состоянии. Но в 1958 г. музей был закрыт вместе с упразднением Епифанского района, существовавшего как отдельная административно-территориальная единица четыре столетия. Храм пришел в запустение. В последующие годы местными вандалами сначала была разобрана ограда, а потом – холодный храм частично и теплый – до фундамента.

С 2002 г. в Епифань часто стал приезжать архиепископ Феогност из Сергиева Посада, являвшийся наместником Свято-Троицкой лавры. В один из дней марта 2003 г. после посещения храма Сергия Радонежского на Красном Холме, архиепископ прибыл в Епифань и осмотрел Куликово поле, простирающееся до берегов реки Дон. Ему открылся удивительный вид, который завершала старинная Успенская церковь на холме Федосьина городища и как будто парила над рекой. В тот день владыкой Феогностом было принято решение о необходимости восстановления храма.

При восстанавливаемой церкви в то же время был создан женский скит, который стал подворьем Троице-Сергиевой лавры. Из Сергиева Посада в скит приехала настоятельница будущей обители, матушка Фекла. В июне 2002 г. были начаты реставрационно-восстановительные работы. Был воссоздан алтарь, установлен иконостас с образами. В 2004 г. были обновлены купола и установлены золотые кресты. В 2006 г. на колокольню подняли семь колоколов. В конце лета 2007 г. ремонт и строительство храма завершились. 21 сентября был освящен придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери, 14 октября – главный престол храма. Образа пятиярусного иконостаса написаны в стиле школы иконописи Троице-Сергиевой лавры.

В настоящее время скит живет обычной монашеской жизнью. Сначала здесь жили 4 монахини, 3 инокини и 4 послушницы. Сегодня в скиту живет уже 20 насельниц.

Ежегодные ярмарки

Ежегодно, с 2002 года, накануне православного праздника Медовый Спас в Епифани по инициативе государственного музея-заповедника «Куликово поле» устраивают ярмарки.

храмы в епифани тульской области

храмы в епифани тульской области

храмы в епифани тульской области

Вы сможете побывать в самой настоящей мещанской гостиной и мелочной лавке с подвалом, где находится выставка тары, мер и весов. Вашему взору предстанут разнообразные ёмкости для хранения жидких, твердых и сыпучих продуктов, вы узнаете, какими способами хранения и консервирования пользовались русские лавочники несколько веков назад. Вы увидите безмены, коромысловые и многие другие виды весов, которые раскроют для вас интересную и малоизвестную страницу русской материальной культуры России.

Перед вами распахнёт свои ворота Епифанская ярмарка, которая ежегодно собирает народных умельцев, творческие коллективы и фермеров из разных городов и станиц, расположенных в бассейне реки Дон. Хозяева ярмарки Епифан и Евдокия радушно вас встретят и пригласят поторговаться с купцами, приобрести оригинальные сувениры и полезные хозяйственные мелочи и, конечно, отведать медовое угощение.

Этнографический музей

Музей истории русского купечества, структурное подразделение Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле»

храмы в епифани тульской области

Музей располагается в бывшей усадьбе купца А.Е. Байбакова. Усадебный комплекс, который составляют деревянный жилой дом, украшенный резьбой (1913 г.), кирпичная торговая лавка с подвалом (1911 г.), является архитектурным памятником муниципального значения.

В музее проходят экскурсии «В гостях у купца Байбакова».

Источник

Храм на костях

храмы в епифани тульской области

Фотоотчёт о поездке в Епифань

В нашем регионе есть несколько мест с такой потрясающей историей, что диву даешься, когда читаешь… Одно из этих мест — ныне поселок, а когда-то славный торговый город и важный стратегический рубеж России — Епифань. Сейчас это место ежегодных ярмарок на Медовый Спас, которые устраиваются при посредничестве музея «Куликово поле». Туристы едут обычно в Никольский собор, который почти отреставрирован и в село Себино, на родину Матроны Московской, где нет ничего подлинного, сплошной новодел. А действующий Свято-Успенский женский скит-подворье в Епифани стоит без должного внимания…

Википедия утверждает, что Епифань была основана как деревянная крепость в 1566 году князем Иваном Мстиславским, племянником Ивана Грозного. Крепость была с высокой сторожевой башней и теремами, а также несколькими храмами на посаде. Здесь располагался осадный гарнизон численностью более 700 бойцов — пушкарей, стрельцов, пищальников, затинщиков, воротников, плюс значительное количество казаков. Епифань стала одним из сильнейших опорных пунктов оборонительной линии России против Крыма. Крепость нередко подвергалась набегам татар, жители города активно участвовали в восстании Болотникова.

В годы правления Петра I рядом с Епифанью строился Ивановский канал, который должен был соединить бассейны Дона и Волги, был построен ряд шлюзов, в городе было открыто адмиралтейство. Но затем эта идея была оставлена в связи с обмелением Дона и недостатком воды для пропуска судов.

Назван был населенный пункт по имени игумена Епифания — настоятеля Свято-Успенского Феодосьева-на-Дону монастыря. Быть может, Куликовская битва была выиграна, в том числе, благодаря хитрости и мужеству этого старца. Он отослал всех иноков в войско князя Дмитрия, а когда пришли литовцы, сказал, что никаких сражений в округе нету и три дня кормил и поил все войско, чтобы литовцы не пошли пособить татарам. Когда сражение было завершено победой русских, литовцы обезглавили Епифания…

После Куликовской сечи убитых хоронили на Краном холме, у Успенской обители. Так что храм этот стоит на костях русских воинов. Считается аксиомой, что храмы на Руси ставились в местах силы — особых зонах, где возможна быстрая связь с Богом. К Успенскому храму в Епифани это относится в первую очередь. Даже не у подножья Красного холма, а когда только он появляется в поле зрения, уже чувствуешь особое волнение, сердечный трепет. Само устройство этого места, ландшафт производят сильное впечатление. А уж когда начинаешь фотографировать храм в сияющем солнечном ореоле, так волнуешься, будто происходит нечто из ряда вон… Видимо, мощи погибших в битве вопиют…

С холма взгляду открываются умопомрачительные просторы долины Дона. Когда-то все это было покрыто водой…

Удивительно, как в этом святом, намоленном месте живут обычные люди? Кто они? Какие? Как на них повлияло соседство с обителью, где сложил когда-то голову игумен Епифаний? Судя по нищим сарайкам, живут тут не очень… Как, впрочем, везде в русской глубинке…

Источник

Никольский собор Епифань

храмы в епифани тульской области

Возникновение Никольского собора в Епифани связывают с явлением иконы Святителя Николая Чудотворца.

По легенде, литовские войска, шедшие на подмогу Мамаю на Куликово поле, остановились на отдых в этом месте. В одной обозной телеге была кем-то припрятана икона Николая Чудотворца. Отдохнув, литвяне не смогли сдвинуть эту телегу с места, как ни старались. Осмотрев обоз, они нашли икону, но были ослеплены. Устрашившись, литовцы ретировались домой, а воз с иконой бросили.

храмы в епифани тульской области

События, описанные в легенде, теоретически могли происходить на самом деле: в 1380 году литовские войска под предводительством короля Ягайло шли в сторону Куликова поля вместе со своим проводником по имени Епифан Киреев. Похоже, что к 8 сентября, дню Куликовской битвы, они оказались как раз на территории современной Епифани, но, услышав о разгроме Мамая, бежали. А для хранения оставленной «литвой» иконы местные жители возвели часовню.

Писцовые книги конца XVI века упоминают уже церковь под Епифановым болотом. В Смутное время местечко было разграблено и пришло в запустение. Однако в 1640-е годы храм возродили и освятили. В 1645 году о Никольском храме Епифани говорят уже как о соборном.

В 1736 году соборную Никольскую церковь перестроили в камне, храм делился на холодный и теплый, был обнесен четырехметровой каменной оградой с зубцами, похожими на те, что украшают стену тульского кремля. Некоторые исследователи утверждали даже, что по ней могли передвигаться воины, а из угловых башен можно было вести огонь. Более того, говорили, что на единственной сохранившейся до наших дней башне еще в конце 30-х годов прошлого века находилась старинная пушка. Хотя реальных свидетельств «крепостного» характера соборной ограды все-таки нет.

Первый каменный храм простоял до 1810 года, когда из-за ветхости его разобрали, на возведение нового Никольского собора ушло сорок лет, все работы были завершены только в 1850 году.

После революции

храмы в епифани тульской области

Городское потребительское общество устроило в теперь уже бывшем соборе склад. В галерее между трапезной и колокольней оборудовали теплоэлектростанцию, а саму колокольню превратили в водонапорную башню.

В Великую Отечественную фашисты заняли Епифань без боя; оккупация длилась чуть больше месяца, и, отступая, немцы взорвали практически все постройки Епифани.

После войны полуразрушенный собор так и стоял заброшенным, но все равно оставался местной достопримечательностью. Многие туристы улавливали в нем сходство с Исаакиевским собором в Ленинграде.

Оживать храм начал лишь в конце 1980-х годов после того, как однажды в нем решено было устроить вечер камерной музыки. В старинном храме была великолепная акустика и такие концерты стали проходить регулярно. Также начался сбор средств на восстановление здания. В 2000 году начался ремонт Никольского собора Епифани, а в праздничные дни здесь стали проводиться службы.

Внутри Никольского храма

храмы в епифани тульской области

Внутреннее убранство Никольского собора сильно пострадало в XX веке. Очень мало что сохранилось от великолепных фресок, когда-то покрывавших стены храма. Сейчас стены большей частью забелены, однако фрагменты старых росписей видны на неокрашенных участках стен.

Восстановление интерьеров Никольского собора продолжается. Фронт работ, безусловно, колоссальный. Несмотря на то, что деньги на реставрацию ежегодно выделяет государство в лице министерства культуры (все-таки положение «Ворот Куликова поля» обязывало вложить в возрождение достойного облика Епифани государственные средства), денег, как известно, всегда не хватает.

Богослужения в соборе

Расписание служб в Свято-Никольском соборе необходимо уточнять на официальном сайте храма или в самом храме.

Контакты

Адрес: 301740, Тульская обл., Кимовский р-н, пос. Епифань, Красная площадь.

Как добраться самостоятельно

Источник

Никольский собор посёлка Епифань

Настоятель — иерей Александр Звягин

История храма

Первое упоминание о соборной церкви во имя святителя и чудотворца Николая «на Епифани на посаде» относится к 1640-м годам.
В 1736-1738 годах на месте деревянного был выстроен каменный пятиглавый собор. Он был обнесен каменной оградой высотой в 2 сажени, с четырьмя банями по углам и колокольней над воротами главного въезда на соборную площадь.
В 1766 году над воротами южной стены построили каменную придельную церковь во имя мученика святого Иоанна Воина. До настоящего времени сохранились колокольня и угловая юго-западная башня.

Доступная среда для маломобильных групп населения:

Если Вам необходима помощь при входе в храм, подъеме по лестнице, перемещении по храму и прихрамовой территории, то Вы можете предварительно оставить заявку иерею Александру Звягину по телефону: 8-905-622-78-84.

Или помощнику настоятеля Лямину Дмитрию Ивановичу по телефону: 8-905-115-83-59.

Время для звонка: Пн.-Вс. с 8.00 до 16.00.

В ближайшее время в храме будет установлена кнопка вызова персонала.

Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.

В 1810 году по предложению церковного старосты купца П. М. Логвинова на месте тесного пятиглавого собора причт и прихожане решили построить новый, более светлый и просторный. За последующие четыре года была возведена трапезная церковь по проекту отставного архитектора

Т.Т. Тимофеева и в 1814 году освящена соборным протоиереем Даниилом Орловым по двум придельным алтарям во имя Божией Матери «Троеручицы» и во имя пророка Божьего Илии.

После этого приступили к сооружению настоящего собора. Благодаря пожертвованиям прихожан и в первую очередь местных купцов он был полностью выстроен 1850 году и 20 июля, на Ильин день, освящен соборным протоиереем Иоанном Гумилевским во имя Святителя и Чудотворца Николая с двумя приделами во имя Архистратига Михаила и мученика Иоанна Воина.

Новый собор стал невиданной роскошью для небольшого уездного городка. В 1873 году в исторических очерках о главном храме Епифани соборный священник Митрофан Сахаров писал: «Эта церковь представляет собой огромное и стройное здание, украшенное снаружи большими лепными изображениями, фронтонами и портиками, и по своей громадности и великолепию могла бы служить украшением не только уездного города, но даже и столицы».

В 1932 году соборную церковь в Епифани закрыли. С колокольни сбросили колокола и вывезли из города. Местными властями была предпринята попытка снять Крест.

До войны здание использовалось под склады Епифанского потребительского общества. С 1945 года храм пустовал, обрастая деревьями и подвергаясь разрушениям от дождей и морозов.

В 2001 году в соборе возобновились богослужения. Это произошло Божиим Промыслом и благодаря попечению главы Епифанской администрации В.К. Осокина, помощи генерал-майора В.П. Лебедева и при активном участии духовенства Тульской епархии — архимандрита Лавра (Тимохина), игумена Силуана (Ершова) и других священнослужителей.

Возрождение храма – возрождение души

По благословению настоятеля Никольского собора поселка Епифань Кимовского района иерея Александра Звягина, в честь памятного дня великомученика Димитрия Солунского прошел Крестный ход к соименному восстанавливающемуся старинному храму, расположенному в Шевыревой слободе поселка.

Источник

Епифань. Собор Николая Чудотворца.

Никольский собор

Карта и ближайшие объекты

храмы в епифани тульской области

Статьи

Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895, с. 280; ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 459., л. 2

В число древних памятников архитектуры входит Никольский собор, который расположен в поселке Епифань Кимовского района. Согласно историческим летописям, сведения о Никольском соборе датируются еще XVII веком. Сначала это была деревянная церковь, на месте которой в первой половине XVIII века был построен каменный храм. Однако, в связи с начавшимся разрушением, обитель была разобрана, а на ее месте в 1810 году начали строительство Никольского собора, которое завершилось спустя сорок лет. В результате был возведен величественный и по своей красоте не уступающий столичным храмам Свято-Никольский собор.

Богослужения в храме проводились вплоть до 1932 года, пока трапезную не превратили в электростанцию. Колокольня обители в это время была превращена в водонапорную башню. После Великой Отечественной войны разрушенный собор долгое время оставался без внимания. Только в июле 1999 года губернатором Тульской области было принято решение о необходимости проведения реставрационных работ Никольского собора.

Несмотря на то, что восстановление уникального храма до настоящего времени не закончено и ремонтно-реставрационные работы продолжаются, в Никольском соборе, начиная с мая и до середины осени, проводятся богослужения.

Николаевская соборная церковь. Приход этой церкви состоит из городской части и деревень: Рогозинки, Фомина, Алешиной слободы, Вереникиной слободы, Рождественской слободы, Крутого, Грязновки, Полунина, Красного Осетрика и Табола. Городских прихожан числится 801 м. п. и 754 ж. п., деревенских 1737 м. п. и 1719 ж. п. По времени своего первоначального возникновения приход этой церкви один из древних. В письменных актах встречается указания на Николаевскую церковь во второй половине XVII ст. (1685 г.), но есть основания относить и основание этой церкви и возникновение при ней прихода к более раннему времени. Возникновение первоначального храма, во имя св. Николая, в г. Епифани в народном предании тесно связывается с иконою св. Николая Чудотворца, доселе хранящеюся в соборной Епифанской церкви. Эта икона, по устным рассказам, оставлена была Литвою на месте нынешней соборной церкви и одна ли не в первое время возникновения городя Епифани. Это предание гласит: „когда вся земля Русская горела войною и поле Куликово покрывалось телами умирающих татар, в это время спешила на войну Литва, и в рядах ея больших обозов скрытою в повозке везена была икона св. и Чудотворца Николая. Перешедши Дон, Литва остановилась для отдыха в Епифани, где ждал ее Епифан, и обозами своими раскинулась на выгоне; повозка же с скрытою в ней иконою остановилась на том месте, где ныне стоит соборная церковь и небольшая часовня. После, отдыха литвяне хотели было поспешить на Куликово поле, но повозка с иконою Чудотворца Николая стала неподвижна. Как ни били волов, повозка оставалась неподвижною: на место волов впрягли было лошадей, но и лошади не двигались с места, как бы вкопанныя в землю. Пробовали сдвинуть повозку сами, но не осилили. Наконец, к везшим повозку присоединились другие литвяне и, не зная о скрытии в ней иконы, стали осматривать воз: увидев в нем скрытую икону, надумали было посмеяться над нею, но поражены были слепотою. Литвяне принуждены были оставить икону Епифану с его людьми, а сами поспешно бежали тою дорогою, по которой пришли”.

Из поверки этого предания историей оказывается, во 1-х, что Литвою, оставившею икону Николая Чудотворца в Епифани в 1380 г. предводительствовал король ея Ягелло, который хотя сам не был еще крещен в это время, но терпел в своем ополчении христиан и даже покровительствовал им: во 2-х, что в начале сентября 1380 г. он шел от Одоева в Епифань, по указанию проводника Епифана Киреева, сносившегося с ним от лица князя Олега; в самый же день Куликовской битвы 8-го сент. был уже в самой Епифани, отстоящей от Куликова поля в 30 в., и здесь, услыхав о победе русских над Мамаем, поспешно бежал, так что наши легкие отряды не могли его настигнут. Таким образом предание об оставлении иконы литовцами в Епифани не стоит в противоречии и с фактами истории, и, видимо, событие это случи лось именно в 1380 году. Для хранения этой иконы построена была первоначально часовня, а потом церковь во имя Богоявления Господня.

Когда построена была Николаевская церковь, не имеется сведений; из письменных документов 1885 г. видно, что она существовала уже в это время, как соборная. Каменная или деревянная была эта церковь до 1728 г., определить трудно. В 1736 г., в царствование Анны Иоанновны, соборная церковь начата строиться каменным зданием и окончена в 1738 г. Она существовала до 1810 г., с приделами во имя прор. Илии и св. мчк. Иоанна Воина. Придельная церковь, во имя Иоанна Воина, построена была особняком над оградными воротами в 1766 г. каменным зданием. В этот период своего существования соборная церковь служила центром, около которого развивалась городская жизнь во всех своих важнейших функциях. Церковь обнесена была высокою каменною оградою с амбразурами и бойницами, на подобие Тульского кремля. Судя по амбразурам, можно думать, что ограда эта была построена с тою целью, чтобы иметь защиту г. Епифани от врагов, и ее правильно нужно назвать не оградою, но военною крепостью, построенною, по распоряжению правительства, во времена укрепления города для защиты его от набега татар. Внутри этой ограды было столько разных торговых лавок и помещений, что в ней производилась вся Епифанская торговля, как в обыкновенные дни, так и во время николаевской ярмарки. Кроме лавок, в церковной ограде помещалось духовное училище, открытое в 1805 г. и переведенное в Венев в 1837 г. Здесь же было Епифанское духовное правление, закрытое в 1851 г., а с 1763 г. по 1774 г. здесь помещалась городская ратуша.

В 1810 г. началась постройка ныне существующей соборной церкви, по желанию главным образом ц. старосты, купца П.М. Логвинова. В 1814 г. трапезная церковь была устроена с двумя приделами, во имя Божией Матери Троеручицы и во имя пр. Божия Илии. В 1850 г. была окончена совершенно и настоящая холодная церковь. *) Из предметов храма заслуживают внимания: 1) риза и епитрахиль старинной парчи, пожертвованная Императрицею Анною Иоанновной в 1740 г. и 2) колокол в 114 пуд. и 14 ф. с надписью: «Повелением Ея Императорского Величества, Всемилостивейшей Государыни Анны Иоанновны вылит сей колокол в Москве, на подаяние от Ея Императорского Величества Двора, к церкви Николая Чудотворца, что в Епифани, 1740 г. апреля 17-го дня, чрез отправление сенатского секретаря Семена Молчанова”.

Причт состоит из трех священников, диакона и трех псаломщиков. На содержание храма получаются % с церковного капитала, хранящегося в билетах, сумма которого составляет 6245 р. 45 к. В пользу причта получаются проценты с 7654 р. 15 к. (с 1892 г. в дер. Алешиной слободе открыта ц.-приходская школа.

*) Подробнее историю этой церкви см. въ очерке свящ. М. Сахарова въ Тульск. Епарх. Вед. 1873 №№ 13, 21 и 1874 № 10.

П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. г. Епифань, стр. 280

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №302, 2018 г.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам. Выпуск №302, 2018 г.

Церковь Никольская с колокольней и башней ограды XVIII в. расположена на Красной площади поселка Епифань Кимовского района в юго-восточной части Тульской области. В 1736 г. было начато строительство нового каменного пятиглавого Никольского собора, вместо пришедшего в ветхость более раннего деревянного храма. Строительство его было закончено в 1738 г.

В одном из первых упоминаний о каменной ограде вокруг пятиглавого Никольского собора, относящихся к 1763 г., содержатся сведения от утверждении епифанской ратуши, которая была размещена в пристройке к колокольне и ограде. Таким образом, можно сказать, что примыкающие одноэтажные с подклетом южная и северная пристройки к колокольне, появились во второй половине XVIII в. На генеральном плане Епифани 1779 г. справа и слева от надвратной отдельно стоящей колокольни уже существуют примыкающие с юга и севера объемы.

Колокольня выстроена в стилистических формах конца 30-х г.г. XVIII в. По архитектурным формам и декоративному убранству, она принадлежит XVII в., но регулярный характер размещения декора указывает на то, что памятник относится к XVIII в.

После революции, в 1920-е г.г. в паперти была размещена электростанция. В 1932 г. собор закрыли. В трапезной находилась местная электростанция, работавшая до войны. Весной 1937 г. колокольня храма была превращена в водонапорную башню. В 1941 г. храм пострадал довольно сильно, электростанция была взорвана, трапезная обрушилась.

В 2007-2016 г.г. были проведены работы по сохранению объекта. Завершены все работы по восстановлению кирпичной башни, кирпичного ограждения, крытой паперти храма и северной пристройки колокольни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *