храмы в луксоре и карнаке посвященные верховному богу амону
Луксорский и Карнакский храмы в Фивах, одной из столиц древнего Египта
Фивы – одна из столиц древнего Египта, великий священный город, давно канули в Лету, оставив после себя небольшой город, Луксор. Сегодня в Луксоре находятся два великолепных храма, память прошлых эпох, один из которых, Карнакский, считается крупнейшим в мире.
Луксорский храм, Храм богов Амона-Ра, Мут и Хонсу, протянувшийся вдоль берега Нила. Карнакский храм, сооружение еще более грандиозное, расположен в 2 км от нынешнего Луксора, в небольшом поселке Карнак, и также посвящен богу Амону. Карнакский храм был заложен в ХХ веке до н.э., Луксорский – в XVI веке до н.э. Оба храма в свое время были соединены аллеей из сфинксов и служили главными святилищами фараонов на протяжении веков. Многие из правителей страны считали необходимым оставить здесь после себя незабываемый след, увековечить свое имя особым образом. В результате храмы превратились в настоящие комплексы, в которых одно святилище превосходит другое по грандиозности замысла и воплощения.
Луксорском храме, посреди богато отделанных рельефами залов и колонн находится уникальное помещение, маммизи, на стенах которого изображена легенда, которая рассказывает о рождении фараонов.
Оба храмы, полные великолепия и монументальности, вот уже много сотен лет являются символами ушедшей эпохи, времени, когда Египтом правили великие фараоны, вершили не менее великие дела.
Луксор, Египет, Древние Фивы, Карнакский Храм
Египет. Новое царство. Храм Амона-Ра в Луксоре
Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданы лучшие произведения искусства рассматриваемого периода, в том числе и наиболее известные архитектурные памятники.
Храм времени XVIII династии представлял собой в плане вытянутый прямоугольник. Фасад храма был обычно обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога, обрамленная сфинксами. Вход в храм имел вид пилона, к наружной стене которого прикреплялись высокие мачты с флагами. Перед пилоном ставились два обелиска и колоссальные статуи царя. За пилоном находился открытый двор, окруженный колоннадами, и само здание храма, заключавшее в себе несколько колонных залов, молельни со статуями богов и подсобные помещения (библиотека, кладовые и др.). Колонные залы обычно имели более высокий средний проход, через верхнюю часть которого в зал проникал свет. Такое построение залов, допускавшее их естественное освещение, получило в храмах Нового царства широкое применение и явилось наряду с усилением роли колоннад и скульптур отличительной чертой храмовой архитектуры этого периода.
К подобному типу относятся самые крупные храмы Нового царства, в том числе и оба прославленных храма бога Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский. Первый из них был главным храмом бога Амона и официальным верховным святилищем страны. Каждый царь стремился расширить и украсить Карнак, ставший как бы огромным каменным архивом истории Египта, так как на его стенах высекались сведения о важнейших исторических событиях летописи, изображения битв, имена царей. С другой стороны, Карнак является и важным источником для изучения египетского искусства, потому что над его созданием работали лучшие мастера, а в его залах стояло множество статуй.
Второе по размерам и значению фиванское святилище бога Амона — Луксорский храм. Построенный здесь при Аменхотепе III на месте древнего святилища, он считается по праву одним из основных египетских архитектурных памятников.
Планировка храма отличается исключительной четкостью, помещения расположены почти совершенно симметрично. В самой глубине здания находились окруженные культовыми помещениями молельни со статуями богов. Перед храмом был расположен большой двор с портиками, перед которым был запроектирован еще больший двор с гигантской центральной колоннадой по главной оси. Однако этот двор построен не был, и при Аменхотепе III успели только возвести центральную колоннаду из четырнадцати колонн по 20 метров высотой, с капителями в виде раскрытых папирусов.
Значение Луксора для дальнейшего развития храмовой архитектуры Нового царства было очень велико, так как именно в нем нашел свое завершение и приобрел законченную форму новый тип храма Нового царства. Центральная колоннада его двора в виде гигантских каменных цветов папируса, несомненно, оказала влияние на позднейшее оформление средних нефов гипостилей(Гипостили — колонные залы.), так же как и использование большого числа колонн (в Луксоре их было 151). После Луксора все чаще стали применять портики с двойными рядами колонн.
Строителем Луксора и храма Мут был зодчий Аменхотеп, младший современник своего тезки, Аменхотепа, сына Хапу. Именно он ввел в построенных им храмах центральную колоннаду, роль которой была столь плодотворной для последующего развития египетской архитектуры.
Постройка Луксора явилась важным звеном в общем плане строительства Аменхотепа III в Фивах. Сооружение в южной части города новых святилищ Луксора на восточном берегу Нила и заупокойного храма Аменхотепа III напротив, на западном берегу — как бы уравновесило храмы северной части Фив, а соединившие все храмы с Нилом аллеи сфинксов еще более способствовали созданию единого архитектурного комплекса.
В архитектуре XVIII династии большое место занимали заупокойные царские храмы. Местом погребений фараонов стали Фивы; их усыпальницы расположились на западном берегу Нила, где издревле были кладбища. Гробницы отделились теперь от заупокойных храмов; для большей сохранности они высекались в отдаленных ущельях скал, а храмы возводились внизу, на равнине. Идея такого нового оформления царской усыпальницы принадлежала выдающемуся зодчему Инени.
Что посмотреть в Египте: Карнакский храм
И если вы сейчас загораете на берегу Красного моря, то немедленно бросайте свой пляж и поезжайте в Луксор.
Да, поездка будет довольно долгой, но зато вы сможете увидеть один из самых больших и величественных храмовых комплексов в мире.
Строительство храмов на этом месте египтяне начали в XX—XVIII веках до н. э. и продолжали вплоть до времен императорской Римской империи. Эти храмы были главной святыней египетского государства на протяжении почти полутора тысяч лет. А место это было выбрано не случайно: на территории современного города Карнак, в 2,5 километрах от Луксора, на берегу Нила, с III тысячелетия до н. э. существовал город Уасет, бывший долгое время столицей Верхнего Египта. От греков он получил название Фивы.
Храмовый комплекс включает в себя несколько храмов, посвященных различным богам, почитаемым в Египте. За долгую историю строительства около 30 фараонов строили здесь храмы или вносили свой вклад в создание комплекса, добавляя обелиски, пилоны и другие детали.
Самым значительным и величественным сооружением комплекса безусловно является храм, посвященный верховному богу Амону-Ра, его супруге Мут и сыну Хонсу. Для того, чтобы прочувствовать и осознать величие этих сооружений древности, безусловно, нужно своими глазами увидеть все эти гигантские постройки. Я лишь хочу только показать вам то, что увидел сам и подтолкнуть вас к поездке в Луксор (или оживить воспоминания тех, кто там уже был).
Подробное описание Карнакского храма вы легко найдете в интернете, а я, дабы пост не распух от текста, поделюсь своими фотографиями, снабдив их коротким описанием.
Перед входом в комплекс, в большом павильоне установлен макет всех сооружений храма.
В одном из углов прячется маленькая дрезина с вагончиком. Она использовалась при реконструкции и раскопках.
Выходим из павильона с макетом на огромную пустую площадь перед храмом. Нас встречают только лениво валяющиеся на утреннем солнце собаки.
Ко входу в храм ведет аллея сфинксов — священных животных с бараньими головами, символизирующими бога Амона (XII в. до н. э.). Эта дорога соединяла храм с пристанью на Ниле.
Если я не ошибаюсь, то в Луксоре я на ходу сфотографировал часть другой аллеи сфинксов, которая соединяла Карнакский и Луксорский храмы. Трехкилометровый коридор Света состоял из 1350 скульптур сфинксов, объединяя два храма в единое целое.
Многих животинок время оставило без головы. Один из безголовых сфинксов, несмотря ни на что, продолжает крепко держать какой-то предмет в лапах.
У входа в храм полно туристов.
Особо выделяются китайские группы.
Заходим в большой двор. Здесь находятся: святилище Сети II с тремя частями, посвященными «фиванской триаде» — Амону, Мут и Хонсу; храм Рамзеса III и развалины павильона фараона Тахарки.
Вид на большие храмовые ворота (пилон) со двора. Сохранились остатки кирпичного пандуса по которому поднимали каменные блоки во время строительства. Временный пандус изготовлялся из необожженного кирпича-сырца с добавлением рубленой соломы.
Каменная кладка стены.
Высота стен пилона 43,6 метров, ширина — 113 метров, а толщина стен — 15 метров.
На стенах второго пилона нанесено множество иероглифов, изображений богов и фараонов.
Второй пилон ведет в Большой гипостильный зал. Этот зал самый большой в храме — он занимает площадь в пять тысяч квадратных метров.
Центральные колонны имеют высоту около 21 метра, боковые — 15 метров. Когда-то зал был перекрыт крышей.
Крышу поддерживали 134 колонны охватом 10 метров, которые выстроены в 16 рядов.
Капители колонн выполнены в виде цветков и бутонов папируса. Размеры зала поражают! Найдите двух людей на кадре.
Еще один кадр для масштаба.
Колонны и архитравы покрыты иероглифами и рисунками, рассказывающими о жизни фараонов.
Древнеегипетское название Карнакского Храма — Ипет Сут, что значит «прекраснейшее из мест». Глядя на эти иероглифы и фигуры, на их разноцветную раскраску, местами сохранившуюся до наших дней, начинаешь представлять себе то великолепие, которое было здесь во время расцвета храма.
Статуе Рамзеса из большого двора еще повезло — она сохранила часть лица. В отличие от этой статуи, потерявшей всю голову.
Таким увидел большой гипостильный зал шотландский художник David Roberts в 1838 году.
Современная реконструкция гипостильного зала и всего комплекса.
До наших дней в храме сохранилось только два целых обелиска.
Обелиски высечены из красного асуанского гранита. Они изготовлены в Асуанских каменоломнях и доставлены вниз по течению Нила на расстояние в 200 километров.
Обелиск Тутмоса I (20 метров в высоту) и обелиск его дочери — царицы Хатшепсут ( 29,5 метров).
У входа в один из боковых храмов стоят фигуры фараонов. Если фараон изображен в движении, то это значит, что статуя была сделана при его жизни. А если, как у фигуры в глубине храма, в позе мертвого со скрещенными руками — то уже после его смерти.
Местный котик знает себе цену — ведь кошки были в древнем египетском обществе священными животными.
Статуя большого каменного жука-скарабея. Он считался священным насекомым богов, а его движение с шариком навоза символизирует рождение и движение Солнца на небосводе.
Туристы, а особенно туристки, всех мастей и религий наворачивают круги вокруг статуи. Якобы для исполнения определенного желания нужно сделать определенное количество оборотов. Я не старался запомнить, какие это желания и сколько кругов нужно для их осуществления, гид вам объяснит. И будет весело смотреть на доверчивых туристов.
Сделать здесь кадр без людей достаточно трудно, но у меня почти получилось.
А потом мне надоели эти туристические толпы с телефонами на вытянутой руке и я пошел в дальнюю, почти свободную от людей часть комплекса.
Тут никого нет и можно долго бродить в одиночестве и тишине.
Одинокие колонны.
Ворота Нектанеба I.
Храм Рамсеса II и колоннада Тахарки.
Чтоб я так знал, что это за постройка. (Рядом со Святилищем Внемлющего уха)
Внутренний вид одного из святилищ.
Колонны с 16-ю выступами в виде стеблей папируса украшают «Ботанический сад» Тутмоса III.
Одна из колонн где-то в недрах комплекса.
Посмотрев на часы, осознаю, что уже опоздал к условленному времени встречи. Нужно бежать ко входу и ехать обратно в Хургаду. Но, простят меня ждущие у входа товарищи, по пути делаю еще несколько остановок. Например, для того, чтобы сфотографировать что-то очень похожее на остатки старого водопровода.
Меня провожает бараноголовый сфинкс с фигуркой Рамсеса II в образе Осириса.
Кстати, маленькие фигурки сфинксов и другие сувениры можно купить в магазинчиках у входного павильона.
Недалеко от аллеи сфинксов стоит старая мечеть. Но это уже совсем другая история, история другого времени и иной цивилизации.
Огромное спасибо фирме TUI Ukraine за отличную организацию нашего путешествия!
В Карнакский храм мы ездили на пятый день, а как прошли предыдущие четыре дня, вы можете прочитать в этих моих постах:
Чтобы не пропустить новый пост, подписывайиесь на мою страничку в Facebook:
Храмы Луксора
Храм Меренптаха
Заупокойный храм Мернептаха расположен в Долине Царей и практически разрушен. Когда-то здесь находился целый комплекс, продуманный до мелочей, сейчас же остались лишь статуи.
Ранее в первый двор сооружения вели ворота, открывающие вид на колоннады – по шесть колонн с каждой стороны. Левая сторона двора комплекса являлась фасадом кирпичного дворца царя. А гигантская Стела Израиля, когда-то стоявшая перед вторым пилоном, была построена в честь Меренптаха, указывая на его военную доблесть.
За данным пилоном следовал второй двор, в котором был обнаружен бюст Мернептаха от рухнувшей статуи. Из двора вел проход в залы. Храм завершался 3 святилищами с помещениями для жертвоприношений и священных предметов. Когда-то весь храмовый комплекс был отделан изразцами и золотом, его окружала огромная кирпичная стена, однако в настоящее время от былых построек практически ничего не осталось.
Координаты: 25.74644300,32.60514000
Храм царицы Хатшепсут
Храм царицы Хатшепсут находится в Египте, в Луксоре, у подножия скал Дейр эль-Бахри. Роскошный, величественный храм, построенный для упокоения души первой и единственной в истории древнего Египта женщины-фараона являл собой не только сосредоточение роскоши и изящества, но и служил хранилищем тайн, многие из которых не раскрыты по сей день.
Правление царицы пришлось на 1525-1503 гг. до нашей эры. Строить храм начали еще при жизни Хатшепсут, как было принято в то время.За 22 года ее правления в Египте сохранялся мир, велось активное строительство, была снаряжена экспедиция в далекую страну Пунт. Хорошее, спокойное время было для египтян, и они славили и почитали свою царицу в многочисленных изваяниях.
Координаты: 25.72908600,32.62991000
Храм Хатхор в Кене
Храм, посвященный богине Хатхор, является одним из лучших примеров храма эпохи Позднего Египта. До наших дней сооружение дошло практически неповрежденным, потому что почти все время оно находилось под песками. Обнаружил его Огюст Мариетт в XIX веке.
Хатхор – дочь солнечного божества, которая ассоциируется у египтян с символом женственности и материнства. Даже сегодня в храм приходят поклониться богине и попросить здоровья для своих детей.
В храме можно найти много красивых астрономических изображений, что подчеркивает неразрывную связь богини с небом. У внешней стены храма изображена Клеопатра, которая сопровождает своего сына Цезариона на молитву в храм.
На территории храма во время раскопок были обнаружены останки старинной христианской базилики.
Находится храм в Кене, неподалеку от Луксора.
Координаты: 26.14311100,32.67016400
Храм Сети I
Огромный культурный и исторический интерес представляет художественное оформление всего храма. Особенно красивыми являются рельефы.
Координаты: 25.73261400,32.62835400
Храм Монту
Данная святыня была построена во времена Старого царства. Храм располагался в древнем городе Медамуде. Этот город был раскопан в 1925 году французским археологом Фернандо Биссоном де ла Роком. Во время раскопок были обнаружены многочисленные конструкции, а также храм.
До нашего времени сохранились лишь колонны и фрагменты стен. Храм был построен из кирпича и камня. Структура храма следующая: платформа, трибуны, канал, дромос, главные ворота, портик, зал и святилище. Был также двор для живого священного быка. Бога Монту ассоциировали с бушующим быком, поэтому бык был почитаемым животным. Также самого Монту изображали с головой быка. Подобная статуя и фигурки быков были найдены во время раскопок храма.
Координаты: 25.68001400,32.60998500
Луксорский храм
Храм соединен с Карнакским храмом 3-километровой аллеей Сфинксов.
Самая древняя часть святыни с залами, которые украшены надписями и монументальными барельефами, была основана во времена правления Аменхотепа Третьего. Затем царями 9-й династии был добавлен двор с колоннадой и скульптурами фараонов. Потом Рамзесом Великим был пристроен пилон, на котором изображены сцены его военных подвигов. Четыре колосса и обелиск украшают северный вход здания.
Координаты: 25.68390300,32.62844000
Храм Хатшепсут
Храм Хатшепсут – роскошный архитектурный комплекс, посвященный царице Хатшепсут, раскинулся у подножия скал Дейр эль-Бахри. Появление в череде правителей Египта женщины-фараона – весьма неординарное событие, вот почему строение и расположение храма весьма необычны.
В древности заупокойный храм царицы Хатшепсут назывался иначе – Джесер Джесеру, что переводится как «Священнейший из священных». Его строительство продолжалось в течение девяти лет.
Помимо самой Хатшепсут, комплекс в Дейр-эль-Бахри был посвящен Амону-Ра, отцу правительницы Тутмосу I, возведенному в ранг божества, а также Анубису, проводнику в загробный мир, и великой защитнице умерших Хатхор Иментет. Некогда перед храмом был разбит пышный сад, с экзотическими деревьями, кустами и небольшими бассейнами.
Уникальные рельефы храма, выполненные искусными мастерами, рассказывают об основных этапах царствования этой великой, энергичной и талантливой женщины.
Координаты: 25.73823600,32.60667900
Храм Амона-Ра
Храм соединяется с такой же знаменитой Луксорской трехкилометровой легендарной аллей Сфинксов. На территории сооружения возвышаются огромные колонны, украшенные искусными барельефами с изображением богов и фараонов. Здесь можно полюбоваться сохранившимися колоссальными обелисками и статуями.
Помещения храма разделены на три обнесенные стенами части, посвящённые богам Амону, Монту и Мут. Первая часть содержит святилища богов Амона-Ра, Хонсу, Ипет, Птаха и фараонов Аменхотепа Второго и Рамзеса Третьего, а также «священную барку» Рамзеса Второго. Также здесь можно увидеть Белую, Красную и Алебастровую капеллы. У центрального здания находится Священное озеро, питаемое грунтовыми водами. Оно окружает храм богини Мут.
Координаты: 25.71949800,32.65533700
Луксорский храм
Храм известен красотой своих рельефов, покрывающих стены его сооружений: рельефы, изображающие битву Рамсеса при Кадеше, стены процессионной колоннады при Тутанхамоне были украшены сценами праздника опет, внутренние помещения покрыты сценами эпохи Аменхотепа III.
Кстати, о празднике Опет. Его проведение было одной из главных функций храма. Во время праздника жрецы несли из Карнакского храма три священные ладьи Амона, Мут и Хонсу и совершали тайные ритуалы, посвященные празднику урожая.
Координаты: 25.69985500,32.63943000
Храмы Абидоса
Древние египтяне почитали храмы Абидоса как одну из величайших в мире святынь. Этот город считался культовым центром, посвященным Осирису, а также воротами в преисподнюю.
В 1848 году во время раскопок археологи нашли над входом в храм Сети I таблички с загадочными письменами. Тогда перед исследователями встала очень сложная задача, и расшифровать непонятные знаки не удалось. На одной из табличек хорошо просматриваются иероглифы напоминающие вертолет с лопастями, самолет и подводную лодку. Вот уже на протяжении 150 лет не прекращаются бурные споры по поводу происхождения этих надписей.
Координаты: 26.18531700,31.91360400
Храм Хатшепсут
Храм Хатшепсут строился в течение 1482-1473 годов до нашей эры. Архитектором роскошного сооружения с грандиозной колоннадой был Сенмут. Данный полускальный храм своими размерами и количеством украшений выделяется среди всех подобных строений Древнего Египта.
Три возвышающиеся одна над другой обширные террасы украшены великолепными портиками с колоннами из белого известняка, ярко разрисованными пилястрами. Большинство колоссальных статуй и сфинксов храма в настоящее время находятся в каирских и нью-йоркских музеях. На стенах постройки имеются искусные рельефы, иллюстрирующие основные события правления Хатшепсут.
Нижнюю террасу, представляющую собой двор храма, окружает стена, которая украшена каменными фигурами соколов. Святилища Хатхор и Анубиса, расположенные по сторонам второй террасы, являются 12-колонными гипостильными залами. Верхняя терраса посвящена главным египетским богам и самой царице, святилище которой вырублено в скале.
Координаты: 25.73805500,32.60656400
Храм Хатхор в Дендере
Древний города Дендера (по-гречески Тентирис) был одним из наиболее древних и известных городов Египта. На протяжение многих лет Дендера являлась центральным культовым центром богини Хатхор, символа любви и радости. Великолепный храм, где помимо Хатхор также поклонялись ее супругу Гору и ее юному сыну Ихи (богу музыки), признанно считается одним из лучших египетских памятников, сохранившихся до наших дней. Главные торжества в честь Хатхор всегда совпадали с крупным Новогодним праздником.
Координаты: 26.14166700,32.67027800
Руины храма Оcириса
Руины храма Осириса привлекают в Люксор туристов из многих стран. Храм находится в легендарной Долине Царей. К сожалению, от некогда великого храма остались лишь руины, но они буквально пропитаны историей Древнего Египта. Построен он был довольно давно и является исторической ценностью. Строил его фараон Сети I, который правил в промежутке с 1294г. До 1279 г. до нашей эры.
Координаты: 25.74080900,32.60187000
Храм Тота в Луксоре
Храм Тота в Луксоре – исторический памятник Египта.
Святыня была построена в 1925-1895 годах до нашей эры. Основной строительный материал – камень.
Древнеегипетский Тот был богом мудрости и образования, поэтому у подножия храма были установлены огромные его статуи.
Координаты: 25.68000000,32.65000000
Храм Карнака
Храм Карнака – уникальный храм, самое крупное древнее религиозное сооружение в мире. В отличие от многих египетских храмов, Карнакский был построен не одним фараоном и даже не одной династией. Строительство началось в XVI веке до н.э. и продолжалось более 1300 лет. Около 30 фараонов внесли свой вклад в создание комплекса, добавив храмы, пилоны, часовни и обелиски, посвященные богам Фив.
Карнакский храм состоит из трех крупных сооружений, нескольких храмов меньшего размера, находящихся в пределах главной территории, и нескольких храмов за ее стенами.
В Карнакском музее в большом дворе есть священное озеро, на берегу которого на мраморной колонне восседает жук–скарабей, исполняющий желания. Вечерний Карнакский храм освещается и наполняется музыкой.
Координаты: 25.71960400,32.65579600
Храм Нефертари
Храм Нефертари расположен к северу от знаменитого храма Рамсеса II. Данное сооружение являлось святилищем, построенным в честь царицы Нефертари, супруги фараона.
Удивительный фасад храма образован из шести колоссов, высота которых равна десяти метрам. Две фигуры изображают Нефертари, а четыре из них – царя. Царица увенчана короной, состоящей из двух рогов и перьев, между которыми расположен солнечный диск. Нефертари является воплощением покровительницы Нубии и богини неба.
Рядом с царицей расположены небольшие фигуры дочерей фараона, а около Рамсеса – сыновей. При входе в храм Рамсес протягивает цветы своей царице, изображенной в образе красивой богини Исиды. На обратной стороне ворот царь защищает свою Нефертари, поражая азиатов и нубийцев, воздает почести Хору и Амону-Ра и облагает вражеских людей данью.
Координаты: 25.73040100,32.61299400
Карнакский храм
Координаты: 25.71958500,32.65578700