храмы в мещовске калужской области

Храмы в мещовске калужской области

Обитель в честь великомученика Георгия Победоносца основана в конце 15 века в 30 км от Мещовска на берегу р. Рессы. В начале 17 века, во время Смуты, монастырь был полностью разрушен, и возрожден уже на новом месте рядом с городом Мещовском.

В 1764 г. у монастыря были отобраны все земли и он был переведен в заштатные монастыри. Это привело к полному разорению обители.

Возрождаться монастырь начал в 19 веке. В начале 20 века здесь было уже 2 каменных храма: пятиглавый собор в честь апостолов Петра и Павла, построенный в византийском стиле в 1880-х гг., и двухэтажный храм с колокольней (1691 г.). Нижняя его часть была зимней и имела 3 престола –– в честь великомученика Георгия Победоносца, святителя Димитрия Ростовского и Воздвижения Креста Господня. Верхний летний храм был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Монастырь был обнесен каменными стенами с башнями по углам.

Настоятели Мещовского Георгиевского монастыря часто назначались из братии Оптиной пустыни. Монастырь возрастал духовно

Почитаемыми святынями монастыря являлись: древний список Феодоровской иконы Божией Матери, врезанный в доску, и икона Скорбящей Божией Матери.

В монастырской башне был похоронен Андрей, Христа ради юродивый, местночтимый святой.

В 1916 г. при монастыре действовал приют для детей солдат, павших в I-й Мировой войне.

Последним настоятелем Мещовского Георгиевского монастыря в 1915––1918 гг. был преподобный Георгий (Лавров, †1932 г.), исповедник. В 1918 г. он был арестован, а монастырь закрыт. С 1918 по 1919 гг. в обители существовала трудовая коммуна, в которую входили насельники монастыря.

За годы советской власти большая часть территории Георгиевского монастыря пришла в запустение, на месте монастырского некрополя была установлена автозаправочная станция. Некогда прекрасная обитель представляла собой развалины.

Весной 2001 г. было положено начало возрождению монастыря. В настоящее время построен и освящен деревянный храм в честь Святого Преподобноисповедника Георгия (Лаврова), восстановлен пятиглавый Собор Петра и Павла, отстроен братский корпус и трапезная, ведется восстановление храма Георгия Победоносца, сформирована монашеская община.

«Православный календарь»:

Источник

В Мещовске, на древней Калужской земле

Игумен Кирилл (Сахаров)

Мне неожиданно предложили поучаствовать в доставке в Свято-Георгиевский Мещовский монастырь чудотворного списка одной чудотворной иконы Богородицы.

храмы в мещовске калужской области

Здесь же родилась первая супруга Петра I Евдокия Лопухина. Мещовск противостоял Петру: ему передавали: не появляйся в наших местах, потому что ты обидел нашу деву. Неподалеку от обите­ли в селе Серебряно сохранилась ее усадьба. Сейчас она принадлежит одной состоятельной женщине. Хозяйка усадьбы Лопухиной содержит целый зверинец, в котором есть вол­ки, медведи, пони и верблюд.

На сегодняшний день в Калужской митрополии 30 монастырей. В районе 30 церквей и все они древние. Имеется 5 монашеских общин. В Мещовском Свято-Георгиевском монастыре около 40 насельников, а есть обители, где их около 150. При монастыре имеется боль­шое хозяйство, включающее в себя экспериментальное картофельное поле, поля, дающие двадцать тонн огурцов, тонну лука и т.д. Поголовье коров насчитывает сто единиц. Есть коровы, дающие до 40 литров молока в день. В хозяйстве монастыря 50 овец, 100 кур. Имеется три сада. В радиусе 100 км нет никаких заводов. Чистейшая экология. Самые плодородные земли. За монастырской стеной проживают несколько десятков пожилых монахинь и послушниц. Они поют на крылосе, убирают храмы, очень помогают по хозяйст­ву. Ежедневно в трапезной питаются около 100 человек. Монастырь опекает Центр творческого развития в честь иконы Богородицы «Воспитание». В центре около 600 детей. Строится Дом милосердия с медицинским центром. В стенах обители было духовное училище. Одно время в нем преподавал отец Валентин Амфитеатров. В главном храме обители множество частиц мощей святых. Есть, в частности, ребро мученика Вонифатия и глава Вифлеемского младенца.

храмы в мещовске калужской области

Запомнился такой случай из рассказа о. Георгия. Безбожники пришли закрывать храм. Священник, собрав ближайших помощников, сказал, чтобы расселись на солее и, взяв в руки ложки, ударяли бы ими. Сам священник, открыв Царские врата, стал играть на балалайке. Люди в конфузе, а священник настаивает, чтобы играли и подпевали. Заходит комиссия в храм, а там все поют «Светит месяц, светит красный». Руководитель комиссии, видя эту картину, воскликнул: «Да здесь готовый кружок самодеятельности. Эти люди в ногу со временем». Когда комиссия покинула храм, предназначавшийся для закрытия, священник сказал: «А теперь будем плакать и каяться».

На всю деревню могло быть не более одной-двух «шалав» (женщин предосудительного поведения). Таковые были в презрении. Им старались обрезать косы, намазать дегтем ворота.

Если случался пожар, первым делом спасали иконы. Во всем соблюдали целомудренность: в танцах, одежде, общении полов. Одна умелица танцевала барыню, не поднимая глаз. Во всем были скромные движения. Когда дети ей подарили халат с пуговицами спереди, она воскликнула: «Да нечто я вавилонская блудница такую срамоту носить!»

Внимательно смотрели за погодой, замечали, что если после Рождества погода неспокойная, то такой она будет и после Петра и Павла. На Пасху двери домов не закрывали. Любой мог зайти и получить милостыню и угощение.

У владыки есть книга, в которой он рассказывает о том, как его и его братьев воспитывала мать (сейчас она схимонахиня). В детстве батюшка активно участвовал в сельхозработах; пахал плугом, косил, жал. У него отличная память. В процессе нашего общения он часто пел духовные стихи. Рассказывал образно, в лицах. Про себя я назвал его Шмелевым наших дней.

Цепкая память батюшки запечатлела множество картин из детства. Приезжая в родную деревню, он быстро переходит на местный говор. Из его рассказов запом­нилось, что чтения псалтыри, шестопсалмия, Апостола произноси­лись особой погласицей. Если кто из детей небрежно крестился, то старший мог сказать: «Ты крестишься или мушек отгоняешь?»

Я сделал несколько выписок из книги о. Георгия «Живой родник. Благочестивые традиции деревни Жилино», ярко описывающие сельский быт, обряды, сопровождавшие человека от рождения до смерти. Приведу некоторые из них.

«А в прощёный день не только в храме и дома попросим у всех прощения, ещё и у усопших на кладбище».

«Лампадка в доме стояла зажжённой весь пост, до Святой Троицы не тушилась».

«Наступала Крестопо­клонная неделя. Стари­ки постились усиленно. Предложишь им съесть что-нибудь, а они:

— Да мы за свою жизнь всего наелись. Нам пора готовиться туда, где хлеб не едят, ни масла не вкушают!»

«Батюшка на службу идет. Няня в этот момент не разрешала под благословение подходить: «Вдруг ему что-нибудь в нас не понравится, мы выведем его из себя, подойдёт к престолу в раздражении, а грех на нас будет. Пусть идёт спокойно Богу служить, обойди его стороной. Причастится, благодати преисполнится, и тогда будем благословляться. А сейчас прочь с до­роги, не мешай батюшке, чтоб он нас не видел».

«Святые образа носили только девицы и юноши, которые в чистоте жили».

«Урожаи были огромные. Мы не знали, что такое плёнка. Огурцы корзинами собирали, даже поросят ими кормили. Яблони в саду на подпорках стояли».

«Шума никакого не допускали, чтоб душа тихо уходила.

Тогда читают «Последование по исходе души от тела». После этого оставляют мёртвое тело полежать 2-3 часа. В это время родственники дают волю своим чувствам. Выйдут все на улицу, накричатся, напричитаются (плачут и приговаривают слова), всё вспомнят, что в жизни у по­койника было хорошего. Тогда старшая утрётся и скажет:

— Голоси не голоси, а ряд справлять надо. Пойдёмте, сестры, мыть покойного.

Так же, как при покойнике две ночи молились с пяти вечера до пяти утра, точно так же собираются на ночную молитву на 9-й день, на 21-й (три недели), на 40 дней».

«Покойник, умерший не позднее 3-х лет тому назад, называли «свежим». Если человек умирал без покаяния, при прощании перед гробом делали поясной поклон, а если человек перед смертью исповедался и причащался, то земной».

Батюшка вспоминал, как одна пожилая женщина увещевала молодую, смущенную приходом нищего: «Если ты брезгуешь, выйди из-за стола, потом поедишь. Я не знаю, кого я за стол сажаю, может, это Исус Христос в образе нищего. Ты брезгуешь, а он со мной из одной чаши будет есть. Садись, садись, мой дорогой, угощайся, чем Бог послал».

Старые люди наставляли: «Умей терять, чтобы уметь находить, умей давать, чтобы уметь брать. Оставь в этой жизни после себя великую панихиду, т.е. чтобы люди, поминая твое добро, молились об упокоении твоей души».

Однажды местные жители, недовольные тем, что на престольном празднике де­журная монахиня не открыла храм, написали письмо архиерею. Это письмо изобиловало простонародными выражениями и архаизмами типа: «Немцы тахта не издевалися над нами, как ента монашка». Крестные ходы в особых случаях проходили по нескольку дней с заходом в каждую избу. «До обеда батюшка ходит по домам, потом устанет и скажет: «Ноги еле идут, киньте мне что-нибудь постелить на лавку, я минуток на пятнадцать прилягу». Где приляжет, там и заснёт от усталости. Священника пора будить, и чтоб до вечера он не проспал, выходили из положения таким образом: подойдут мужики к доми­ку, где батюшка почивает, и в четыре охотничьих ружья одновременно ба-бах и в окошко хором: «Христос воскресе!» А батюшка: «А? Воистину воскресе! Сколько же я пролежал?!» Ему отвечают: «Отче, уже надо иконы под­нимать, пойдёмте дальше». У нас дерзости не было такой, чтобы сказать: «Батюшка, поднимайся, с иконой надо идти»«.

Электричество в деревне о. Георгия прове­ли только в 1965 году. Батюшка застал еще людей, которые знали былины про Илию-Муромца.

Большим почитанием в этих местах пользовался блаженный Андрей. Он спал на снегу и снег под ним таял. Умер блаженный накануне вторжения Наполеона. Вскоре после его смерти было явление Калужской иконы Богородицы. Блаженный Андрей обещал эти места не оставлять. Во время немецкой оккупации было его явление.

храмы в мещовске калужской области

За 14 лет настоятельства о. Георгия восстановлены Петропавловский собор, Андреевская часовня, крепостная стена с башнями, заново выстроены братский корпус и трапезные, три гостиницы, возведен храм в честь первого святого в монастыре преподобноисповедника Георгия (Лаврова) (его мощи почивают в Покровской церкви Свято-Данилова монастыря).

Источник

Храмы в мещовске калужской области

ВПЕРВЫЕ МЕЩОВСК УПОМИНАЕТСЯ В ЛЕТОПИСИ В 1238 ГОДУ

В Калужской области — десятки малых городов, и один из древнейших — Мещовск (впервые упоминается в летописи в 1238 году). Город расположен по обеим сторонам речки Туреи при слиянии рек Фитивишки и Серебрянки. Древние городки нашей Родины — истинные истоки традиций русской православной культуры.

В древности Литовское княжество граничило с Мещовскими землями, поэтому Мещовск был часто опустошаем неспокойными и немиролюбивыми соседями. Город так же подвергался разорению от набегов татар, которые причинили ему больше вреда, нежели все войны с Литвой. Набеги эти продолжались до 1596 года. По окончании войны с татарами городу пришлось пережить много бедствий в смутные времена самозванцев и междуцарствия.

«В полуверсте от Мещовска построен мужской Георгиевский монастырь. Монастырь этот отличается той особенностью, что основание его относится к двум разным периодам времени и является на двух различных местностях» (П.А. Ляметри, газета «Калужские губернские ведомости» за 1849 год). Первоначально монастырь находился в 30 верстах от города Мещовска в селе Соболевка на возвышенном берегу Ресы. Неизвестно время основания обители на этом урочище, но следует полагать, что относится оно к концу XV столетия. В доказательство можно привести старинный синодик, в котором поминовение царственных особ начинается с Ивана IV Грозного.

храмы в мещовске калужской области

ПОД КРОВОМ РОМАНОВЫХ

Монастырь на реке Ресе просуществовал до начала XVII века. Причиной переезда обители ближе к Мещовску послужило следующее обстоятельство. Соболевская обитель находилась в удалении от города, кругом все было опустошено, а потому и пребывание там иноков стало не безопасно. Обитель начала возрождаться молитвой и трудом, и была окончательно возобновлена царственной рукою Евдокии Лукьяновны Стрешневой, родоначальницы благословенного Дома Романовых. Фамилия Стрешневых отличала Георгиевский монастырь своим усердием, хоронила в нем своих людей, в числе которых были и предки Евдокии Лукьяновны. Сделавшись в 1626 году супругою Михаила Федоровича, она в благодарность Богу за неожиданное свое величие и счастье, возобновила обитель, окружила ее своим покровительством и дала монастырю необходимые средства к существованию.

Другая русская царица, Евдокия Федоровна Лопухина, была дочерью боярина Федора Абрамовича Лопухина, жившего в селе Серебряно, что возле Мещовской обители. После женитьбы Петра I на Евдокии Федоровне, в лице Лопухиных монастырь приобрел новых благодетелей. Мещовская обитель стала получать подарки от монархов. В 1689 году монастырю была дарована мельница на р. Турее с рыбной ловлей, монастырские владения увеличились на две деревни. Замечательным пожертвованием того времени было большое медное паникадило в 10 пудов, присланное в монастырь императором Петром Великим в 1691 г., а также хоругвь из белого атласа. Примеру государей последовали многие знаменитости того времени.

После Стрешневых благодетелями стали князья Лопухины, Голицыны, Урусовы, Троеруковы, Македонские, дворяне Чебышевы, Дурновы, Абрамовы, Беклемишевы, Пушкины, Ростовцевы и другие.

Особенную привязанность к монастырю имели Лопухины, которые в лице своей царственной родственницы Евдокии Федоровны привлекли к нему внимание Петра Великого. Позже Федор Абрамович Лопухин построил огромный каменный дом между селом Серебряным и Георгиевской обителью и провел из него галерею к монастырским стенам. К сожалению, не осталось даже следов от этой галереи и Лопухинского дворца.

С 1764 года обитель стала клониться к оскудению. Императрица Екатерина II сократила число монастырей; был исключен из штата и Мещовский монастырь. У Мещовской обители отняли вотчины, мельницы и землю до самых стен. Ее хватало теперь только на совершение крестных ходов вокруг монастыря. Даже огородной земли не осталось. Бедственное состояние обители достигло такой степени, что чтец светил себе лучиной, то есть не было свечей для освещения богослужебных книг.

НОВЫЙ РАСЦВЕТ ОБИТЕЛИ

В XIX столетии у Свято-Георгиевского монастыря опять появились благодетели. По повелению императора Павла I монастырь стал получать из Мещовского казначейства по 300 рублей ассигнациями в год. Кроме того, Августейшему благотворителю обитель обязана тем, что в 1800 году ей была возвращена мельница на речке Ресе с рыбной ловлей, а в следующем году — 30 десятин земли вокруг монастырских стен. Вскоре верхняя монастырская церковь украсилась богатым и изящным паникадилом, а московский купец П.А. Александров за свой счет устроил в верхнем храме иконостас с позолотой и резьбой.

1812 год ознаменован для монастыря и жителей Мещовска особенно важным событием. 26 июня в средней восточной башне монастырской ограды был торжественно захоронен крестьянин села Клетино Андрей Юродивый. Блаженный Андрей родился в 1744 году. Жизнь его отличалась необычностью: он говорил очень редко и мало, во все времена года ходил нагим, с небольшим топориком и кнутиком, не имел постоянного жилища, питался подаянием таких людей, которые отличались чистотой своей жизни. В башне со временем была устроена часовня, где хранился топорик блж. Андрея. Мещовские верующие имели такое усердие к памяти блаженного, что вносили его имя в свои помянники, часто служили по нему панихиды и брали с его могилы щепотку песка на счастье. Водой, спущенной с его топорика, умывали больных детей. Блаженный Андрей любил солдат, жалел их, особенно раненых и пленных. В середине XIX века по распоряжению Епархиального ведомства на могиле блаженного Андрея каждую субботу служили панихиду всем собором монашествующих.

Возрождаться монастырь начал в XIX в., а в начале XX в. здесь было уже 2 каменных храма: пятиглавый собор в честь апостолов Петра и Павла, построенный в византийском стиле в 1880-х гг., и двухэтажный храм с колокольней (1691 г.). Нижняя его часть была зимней (теплой) и имела 3 престола — в честь великомученика Георгия Победоносца, святителя Димитрия Ростовского и Воздвижения Креста Господня. Верхний — летний (холодный) храм был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Монастырь ограждали каменные стены с башнями по углам.

Благодаря тому, что настоятели Мещовского монастыря часто назначались из братии Оптиной пустыни, обитель возрастала духовно. В свою очередь, постриженики Георгиевского монастыря были строителями, наместниками и духовниками в других обителях.

МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТОЙ ОБИТЕЛИ

В трудные годы Первой мировой войны и революции руководил Мещовской обителью новый настоятель — иеромонах Георгий (Лавров), переведенный из Оптиной пустыни. Голод, бытовые неустройства, крушение привычного уклада жизни — таковы знамения того времени. Управлять монастырем в эти окаянные годы было тяжелым испытанием. Наступил 1917 год. После октябрьского переворота начались гонения на Церковь. Духовные бедствия усугублялись голодом на местах. Случались дни, когда в обители не было хлеба. Отец Георгий прилагал усилия к тому, чтобы прокормить не только братию, но и голодающих крестьян близлежащих сел. С верными послушниками шили мешочки, насыпали в них муку, затем запрягали лошадку и отвозили драгоценную помощь бедным крестьянам. Подъедут ко двору, положат мешочек и направляются дальше. Доброго и милосердного настоятеля любили жители Мещовска и окрестных деревень.

В сорока верстах от Мещовска располагалась деревня Мамоново. Из нее в монастырь приходил блаженный Никифорушка — Никифор Терентьевич Маланичев. Отец Георгий увидел в нем истинного раба Божия, и называл его «един от древних». Он любил Никифорушку за его чистую душу, почитал за прозорливость. У них сложились духовно близкие отношения. Оба горели пламенем любви к Богу, имели открытое Господу сердце, и потому хорошо понимали друг друга; часто они беседовали на непонятном для посторонних приточном языке. Никифорушка предсказал некоторые события из жизни отца Георгия. Взаимную любовь исповедник Христов Георгий и блаженный Никифорушка пронесли через всю жизнь. С благословения старца Никифорушка подолгу жил у его духовных детей в Москве и в домике батюшки в Загорске. Отец Георгий всегда заботился о своем друге. Даже будучи в ссылке, он писал своим духовным детям, чтобы они позаботились о блаженном. Никифорушка же, живший тогда в Загорске, года за два до своей кончины уехал в родные края, сказав при этом: «Пойду умирать туда, где мой голубь был». Там он и скончался.

9 декабря 1918 года в обитель ворвались большевики. Красноармейцы обыскали все помещения и разгромили обитель, не остановились и перед осквернением святынь. Это первое восхождение старца Георгия на Голгофу было предсказано блаженным Никифорушкой. Иеромонах Георгий был арестован. Дело шло к расстрелу. Однако произошло чудо, и праведник вместе с другими заключенными был переведен в другую тюрьму. В 1922 году иеромонаха Георгия освободили. Он стал насельником Московского Данилова монастыря. Многим людям старец помогал советом, учил смирению и послушанию. С 1922 по 1928 гг. архимандрит Георгий был духовником в Даниловом монастыре и имел дар прозорливости. В то время за духовным окормлением и утешением к нему стекалось множество самых разных людей, в том числе очень образованных и творческих. К старцу Георгию их привлекали такие его качества, как безграничная любовь, мягкость, терпимость, широта воззрений, ласка и простота, которая вмещала в себя мудрость и крепкую волю.

Вскоре его арестовали во второй раз. С 1928 по 1932 год архимандрит Георгий находился в ссылке сначала в Уральске, потом в Казахстане. Умирал старец Георгий странником, в чужом доме, но в окружении духовных детей. Скончался преподобноисповедник Георгий Даниловский в Нижнем Новгороде 4 июля 1932 года. Прославлен в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Только после восьмидесятилетнего периода поругания и запустения открылся вновь Свято-Георгиевский Мещовский монастырь. С первых же дней, как только древняя обитель была передана Русской Православной Церкви, над ее восстановлением начала трудиться братия под руководством наместника — игумена Георгия (Евдачева). Можно представить, как тяжелы были первые шаги по территории монастыря, которому еще только предстояло вернуть былую славу. Что имела братия вокруг себя, когда только-только начинали «собирать камни». Никто из тех, кто участвовал в строительной, а, прежде всего,— духовной работе, никогда не забудет тех дней.

6 мая 2003 года, ранним утром, в день святого великомученика и Победоносца Георгия, от стен Георгиевской обители к городскому Благовещенскому собору двинулся крестный ход, возглавляемый игуменом Георгием, отцом Александром, настоятелем Благовещенского храма и настоятелем Шаловского Свято-Троицкого храма иеромонахом Никоном. Десятки жителей города и района приняли участие в этом крестном ходе. Иноки несли иконы: Георгия Победоносца, Божией Матери «Достойно есть», прп. Георгия Исповедника. У Благовещенского собора был отслужен молебен на начало восстановления Свято-Георгиевского монастыря.

Мещовский Свято-Георгиевский мужской монастырь — одна из немногих в России обителей, восстанавливающихся под сенью святого Георгия. Особым промыслом Божьим за один год воздвигли новую церковь. Сейчас уже восстановлены окружавшие обитель стены, реставрирован пятиглавый собор в честь апостолов Петра и Павла, отстроен братский корпус. Разносится вокруг колокольный звон, тянутся в монастырь люди.

23 февраля 2003 года в Мещовск из Обнинска перевезен ковчег с частицами чудотворных мощей преподобноисповедника Георгия (Лаврова). Сначала ковчег со святыней был установлен возле Благовещенского собора, и многие смогли приложиться к мощам и испросить благословения угодника Божьего. Затем, под звон колоколов, ковчег проследовал крестным ходом на постоянное место пребывания — в Свято-Георгиевский монастырь. Ковчег с мощами преп. исп. Георгия Даниловского установлен в новом храме, престол которого освящен в его честь.

Еще одна святыня прибыла в обитель вскоре после открытия монастыря. Это — чудотворная икона «Достойно есть…». Судьба иконы замечательна: благодаря разным обстоятельствам, этот образ Пресвятой Богородицы, написанный на Афоне 150 лет назад, оказался во вновь восстанавливаемом Георгиевском монастыре. «Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего…» Слова эти были ниспосланы иноку одной из отшельнических келий священной Афонской горы через самого архангела Гавриила. Первоначальное название этой иконы было «Милующая» или «Милостивая», но после явления архангела Гавриила и его хвалебной песни перед иконой, за ней, как имя, прочно закрепились начальные слова молитвы «Достойно есть…».

ЮНЫЕ ВОСПИТАННИКИ ГЕОРГИЕВСКОЙ ОБИТЕЛИ

Сегодня наместник монастыря игумен Георгий говорит о том, что дух блаженного Андрея Мещовского не покидал этого святого места никогда. Он и сейчас незримо влияет на судьбу тех отроков, которые оказались в обители. На нас лежит ответственность за все, что происходит с детьми. «Человек познается в детях своих» (Сир. 11, 28). Дети, отвергнутые нами, взрослыми, не испытали, что такое добро, а потому не умеют отличить его от зла. Они свидетельствуют против нас… Настало время вернуть им то добро, которого когда-то их лишили. Мы обязаны помочь детским сердцам раскрыться навстречу чистоте, правде, святости. Рассказать о Христе и о Его любви к ним, показать Церковь Христову, которая никогда не отвернется от них, всегда примет, как своих любимых чад.

храмы в мещовске калужской области

Воспитанники монастыря с иконой блж. Андрея

Часто кажется, что есть дела более важные, чем воспитание. Может быть, это преданность профессии, общественная работа, творческое осуществление. Когда мы думаем о монашествующих, то предполагаем, что подвиг молитвенный превыше всего. А святитель Феофан самым святым называет дело воспитания. Самое главное для нас — пример Господа. Молитва Его совершалась тайно, молитвенные труды Спасителя были скрыты от людских очей. Все Свое время Господь отдавал людям. Вспомните Нагорную проповедь, заповеди блаженств, притчи. Через своих учеников — апостолов Он дал нам Книгу Жизни — Святое Евангелие. Мы не можем не подражать Христу, ведь мы — Христовы. Мы воспитываем наших ближних, мы воспитываем детей, не насильственно, а примером, передавая свой опыт, свой взгляд на мир… Вспомните, как мы зажигаем свечи в храме: одну от другой, без малейшего насилия. По безмолвному взаимному согласию. Это может быть образом воспитания. Одному мальчику так по душе пришлось увиденное и услышанное в стенах монастыря, что он спросил: «А что же будет, если все люди придут в обитель? Все-все?» И монах постарался найти ответ: «Наверное, тогда наступит Царствие Небесное».

Подготовила Марина Клочкова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *