храмы в романском стиле
Что такое Романская архитектура
Романская архитектура — так называются все архитектурные творения романского стиля.
Этот стиль появился в Средневековье в 10 веке и просуществовал как основной два века. Лишь в начале 13 века его полностью заменил готический стиль.
Название романского стиля появилось в 19 веке. Учёные связали его с Римом (Roma, Rome, Rom — название города на разных языках), который играл большую религиозную роль (и продолжает играть). Ведь стиль впервые применили при строительстве церквей, соборов, базилик.
Основные черты стиля — это мощность и прочность конструкций, вместительность, сводчатые потолки и полукруглые арки. Эти сооружения служили также убежищем в случае нападения врага. Поэтому окна и двери были очень узкими, а стены толстыми.
Сооружения этого стиля можно найти в Европе: Германии, Италии, Англии, Франции, Португалии, Испании.
Особенности романской архитектуры
Как понять, что перед вами сооружение романского стиля? Обратите внимание на следующие особенности:
Некоторые примеры романской архитектуры
Франция
Италия
Испания
Германия
Англия
Португалия
Как отличить романский стиль от готики?
Готический стиль тоже стиль Средневековья. Он сменил романский стиль в начале 13 века. Но его создание и внедрение происходили постепенно, ещё в 12 веке.
Поэтому многие сооружения содержат в себе проявления обоих стилей. Начало их строительства приходилось на эпоху романского стиля, а достраивались они уже под влиянием готики.
Основное отличие стилей — в их предназначении. В период романского стиля сооружения были невысокими и мощными, а основной их целью было служить как убежище и защищать от врага.
То были церкви-замки, внушительные неприступные соборы, неприметные базилики, которые сливались с пейзажем.
Но в период готики защита была уже не так важна. Поэтому расширялись окна, строились более высокие сооружения, применялись декоративные элементы.
Готика заимствовала у романского стиля крестовый свод на потолке.
Только раньше, чтобы потолок не обрушился, архитекторам приходилось делать очень толстые стены, которые смогли бы удержать на себе вес потолка. В период готики вес потолка переносится наружу. К сооружению пристраивается дополнительная конструкция, которая служила опорой.
Благодаря этому архитекторам удалось уменьшить толщину стен и увеличить двери и окна.
Основные отличия:
Романский стиль | Готика |
Основные сооружения: базилики, соборы, церкви, замки | Помимо церквей и собор строятся дворцы, частные дома богатых людей |
Достаточно низкие сооружения | Высокие сооружения с остроконечными элементами |
Толстые стены с узкими окнами и дверьми, чтобы было легче обороняться, а врагу — сложнее попасть внутрь | Тонкие стены, большие ажурные окна, большие двери. Свет играл важную роль |
Сводчатые потолки | Сводчатые потолки с тонкими стенами |
Полукруглые арки | Стрельчатые арки |
Почти полное отсутствие декора | Каменная резьбы, ажурные окна. В период поздней готики строения делаются как можно более простыми, а вот декор, наоборот, усложняется |
Идеология — религия | Идеология — религия и мистика |
Примеры готики в архитектуре
Читайте про другие архитектурные стили: Барокко и Рококо.
25 умопомрачительных примеров романской архитектуры, которые должен увидеть каждый
Для архитектурного стиля, зародившегося в средневековой Европе, характерны полукруглые арки, которые отличаются от готических стрельчатых. Поскольку примеры романской архитектуры можно встретить по всему европейскому континенту, этот стиль зачастую рассматривается как первый пан-европейский архитектурный стиль со времен Римской империи. Помимо полукруглых арок, направление отличается массивными формами, толстыми стенами, прочными опорами, крестовыми сводами и большими башнями. С 6 по 10 век большинство церквей и монастырей в Европе строилось именно в этом величественном стиле. Мы отобрали для вас 25 самых умопомрачительных и впечатляющих примеров романского стиля в архитектуре, которые просто необходимо увидеть!
Собор Успения Девы Марии, Гурк, Австрия. 12 век
Эта базилика считается одним из самых важных романских зданий в стране. Она имеет две башни, три апсиды, склеп и галереи.
Собор Нотр-Дам, Турне, Бельгия. 17 век
С 1936 года считается главной достопримечательностью и наследием Валлонии. Невозможно не отметить тяжелый и серьезный характер постройки, романский неф и кластер из пяти колоколен и полукруглых арок.
Ротонда св. Лонгина, Прага. 12 век
Основанная в качестве приходской церкви в небольшой деревне возле Праги, она была почти разрушена в начале 19 века, но восстановлена позже.
Собор Святого Трофима, Арль, Франция. 15 век
Один из самых важных примеров романской архитектуры во Франции.
Сен-Савен-сюр-Гартамп, Франция. Середина 11 века
Церковь, вошедшая в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1983 году, имеет квадратную башню и пять лучевых капелл с многоугольной апсидой.
Бамбергский кафедральный собор, Бамберг, Германия. 13 век
Церковь, основанная в 1012 году императором Генрихом II, известна своими четырьмя внушительными башнями. Собор был частично разрушен пожаром в 1081 году, но восстановлен к 1111 году.
Собор в Клонферте, Ирландия. 12 век
Дверной проем этого собора считается венцом романского стиля. Он украшен головами животных, листьями и человеческими головами.
Сан-Либераторе на Майелле, Абруццо, Италия. 11 век
Фасад этого аббатства является примером ломбард-романского архитектурного стиля.
Собор Модены, Модена, Италия. 12 век
Собор считается одним из самых знаковых романских зданий в Европе и является объектом Всемирного наследия.
Базилика Святого Серватия, Маастрихт, Нидерланды. 11 век
Здание считается примером различных архитектурных стилей, но преимущественно — романского.
Двери собора в Гнезно, Польша. 12 век
Бронзовые двери считаются одним из самых значительных произведений романского искусства в Польше. Они украшены барельефами, которые демонстрируют 18 сцен из жизни святого Войцеха.
Монастырь Петра и Павла, Крушвица, Польша. 1120 год
Это произведения романского искусства построено из песчаника и гранита. Оно имеет трансепт, пресвитерию и апсиду.
Андреевская церковь, Краков, Польша. 1079-1098 гг
Эта церковь была создана для оборонительных целей. Она является одним из немногих оставшихся примеров европейских крепостных церквей.
Лиссабонский собор, Португалия. 1147 год
Самая старая церковь в Лиссабоне, которая представляет собой смесь различных стилей и прославилась своими романскими железными воротами.
Собор Святого Мартина, Словакия. 13-15 век
Самый большой и интересный романский собор в Словакии. Внутри него расположены мраморные надгробия, а стены расписаны сценами коронации Карла Роберта Анжу.
Базилика Сан-Исидро, Леон, Испания. 10 век
Среди наиболее заметных особенностей здания — арки, пересекающие трансепт и резной тимпан.
Кафедральный собор Лунда, Швеция. 1145 год
Романский стиль здесь выражен в планировке, склепе и арочных галереях.
Гроссмюнстер, Цюрих, Швейцария. 1100-1120 гг
Протестантский храм в романском стиле. Имеет большой резной портал со средневековыми колоннами.
Собор Дарема, Англия. 1093 год
Здание примечательно необычными сводами крыши нефа, поперечными арками и массивными колоннами.
Замок Данноттар, Абердиншир, Шотландия. 15-16 век
Разрушенная средневековая крепость состоит из трех основных крыльев, установленных вокруг четырехугольника, и необычного сложного дубового потолка.
Собор Саламанка, Испания. 1513-1733 гг
Несмотря на то, что в 17 веке собор был перестроен и стал готическим, он сохранил большую часть романского стиля.
Аббатство Вонхоцк, Вонхоцк, Польша. 1179 год
Аббатство признано одним из самых драгоценных памятников романской архитектуры в Польше.
Кафедральный собор в Порту, Португалия. 1737 год
Это один из старейших соборов в городе. Он окружен двумя квадратными башнями, поддерживаемыми контрфорсами и увенчанными куполом.
Санта-Мария-Маджоре, Венето, Италия. 11 век
Интерьер этого собора украшает восхитительная мозаика 9 века.
Кафедральный собор Сан-Никола-ди-Труллас, Италия. 1113 год
Собор был построен в качестве сельской школы, а затем стал монастырем с крестовыми сводами и фресками.
Пусть ваши друзья увидят эти потрясающие постройки. Поделитесь с ними этим постом!
Романский стиль в архитектуре: архитектурное искусство средневековья
Романский стиль в архитектуре возник в 10-м веке и господствовал на территории Восточной Западной Европы до конца 12-го века. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества. Для периода раннего феодализма характерны раздробленность европейских земель и междоусобные войны. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Дозорные башни, массивность стен и сводов, световые проемы, походившие на бойницы – эти черты присущи постройкам романского периода.
Происхождение и определение термина Романский стиль, его история возникновения
Только в начале 19-го века появилось определение “романский стиль”, когда возникла необходимость ввести определенные уточнения в историю искусства Средневековья.
До этого момента архитектурные стили имели общее название и обозначались термином “готика“. Сегодня готическое направление считается более поздним периодом, который приходится на 12-й век. Романский стиль, как термин, появился благодаря французским археологам, которые считали это архитектурное направление не совсем удачным вариантом позднеримской архитектуры. На этом фото отчетливо можно просмотреть особенности романского стиля:
Характерные черты архитектуры, схема
Романская архитектура основывалась на использовании деталей римского каменного зодчества и их опыта, относящегося к античному стилю. К особенностям стиля относятся:
Пример схемы возведения сооружения представлен на рисунке сбоку.
Базилики и капители
В капителях и соборах устанавливались массивные колонны, надежно поддерживающие каменную конструкцию. Иногда колонны заменяли пилонами – мощные столбы (восьмигранные, крестчатые). Пример собора в романском стиле можно увидеть на фото, представленном сбоку. Строения отличались простотой геометрических форм, однако стены украшались всевозможными резными и рельефными скульптурами.
Романский стиль – это не просто общие особенности и определенные характеристики. Это целая эпоха, которую можно подразделить на два основных подвида:
Храмы, соборы и церкви
Величественные храмы огромных размеров находились на расстоянии колокольного звона. Они выступали в роли крепости для прихожан храма, а порой и для жителей всего города. Дома феодалов, а точнее сказать их замки, являлись настоящей крепостью. Они были окружены стенами внушительной высоты с башнями. А добраться до ворот можно было через подъемные мосты, опускающиеся над поверхностью воды глубокого рва.
Романский стиль тесно переплетался и взаимодействовал с последующими направлениями в архитектуре – классицизму, готическому.
Этот стиль развивался на основе романского искусства, но существовали отличительные черты готики:
Архитектурные здания Британии: отличительные элементы
Направление романского стиля в архитектуре относилось непосредственно к замкам. Внешняя специфика соответствовала практическим требованиям:
Англия: готика и эпоха Средневековья в одном
Становление романской архитектуры в Англии непосредственно связано с нормандским завоеванием, хоть и заметны в работах отблески архитектуры раннего Возрождения. В начале столетия деревянные башни уже полностью сменились на каменные. Изначально это были двухэтажные здания, имевшие форму куба. По примеру нормандских архитекторов, английские зодчие начали использовать сочетание донжона, рвы и палисады, которые окружали лагеря лучников.
Донжон – главная башня средневекового замка, стоявшая отдельно в недоступном месте. Играла роль убежища во время нападений врага.
В 1077 годы был воздвигнут знаменитый Тауэр, во время правления Вильгема Завоевателя. Донжон Тауэра – Белая башня. Этот шедевр архитектуры и по сей день пользуется популярностью среди туристов.
Сооружения Европы: признаки романовского стиля в постройках
Отличительной чертой романского направления стало объединение в одном построении двух типов храмов: приходского и монастырского. Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного фасада западной части здания. Это можно наблюдать на примере собора, расположенного в Дареме.
В начале 12-го века возводились башенообразные донжоны: прямоугольные ил многоугольные конструкции. Но к концу века башни приобрели округлую форму.
Германия: описание основных памятников
Вормский собор – ярчайший пример романского стиля в Германии. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Храм состоит из 4-х высоких круглых башен с каменными конусами-шатрами и нескольких более низких башен средокрестия. Гладкая поверхность стен и узкие окна оживляются лишь благодаря аркообразным фризам вдоль карниза. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены.
Лизены – вертикально расположенные плоские выступы на поверхности стены.
Франция в шедеврах архитектуры – замки и крепости
Первоначальные формы романской архитектуры появились к концу 10-го века. Широкое распространение получили паломнические соборы Франции с хором и радикальными капеллами обходной галереи вокруг него. Также использовались трехнефные базилики – в среднем нефе находились своды цилиндрической формы (Сен-Сернен, Тулуза).
Французское зодчество романского периода отмечено невероятным многообразием школ. Бургунская школа Клюни 3 тяготела к особой композиции монументального характера.
Испания
Италия
В зодчестве культового направления архитекторы Италии придерживались центрического типа для крещалин и базикального для соборов. Центрами средневекового романского стиля были два города: Тоскана и Ломбардия. В ломбардских храмах особое внимание уделялось фасадам. Скульптурный декор, лизены, выносные крыльца-портики, миниатюрные галереи – все эти элементы культуры в убранстве итальянских церквей 11-12 столетия.
Одним из самых интересных архитектурных ансамблей являются колокольни, собор и баптистерий в Парме. Фасад собора украшают портики и аркады, а также миниатюрные галереи. Здание бапсистерия имеет восьмигранную форму и опоясывается 6-ю воздушными галереями.
Скульптура
В начале 12-го столетия наступает широкое распространение монументальной скульптуры и в особенности рельефа. На смену языческому византийскому стилю приходят церковные композиции, которые олицетворяют сцены из евангельского писания.
Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде рельефных человеческих фигур, расписанных красками. Как правило, скульптуры использовались для создания целостной картины экстерьера соборов и качестве памятников.
Месторасположение рельефов не имело определенных границ: они могли находиться на западных фасадах, возле порталов, на капителях или архивольтах. Угловые фигуры были значительно меньше, чем скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки, находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую форму, а на несущих колоннах – удлиненные пропорции.
Основной задачей романских художников являлось создание образа вселенной, поэтому они не стремились передать сюжеты реального мира.
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство того времени тесно переплеталось с романской архитектурой. Поэтому главенствующее место в убранстве соборов занимала фреска. Разноцветные росписи ярким ковром покрывали стены нефов, поверхности сводов, аспиды и притвора.
В период 11-12 вв. впервые стали появляться витражи, которые располагались в оконных проемах капелл и аспиды. На ярких витражных картинах изображали сцены из Священного Писания.
Интерьер
Интерьер внутренней планировки соборов отвечал социальным и культурным потребностям. В храмах устанавливалось по три нефы, которые разграничивали пространство для прихожан разных слоев населения.
Византийские аркады стали использоваться и в романской архитектуре. Внутренние колонны имеют цилиндрическую форму, что позднее применялось в готике. Капитель имела форму куба, пересеченного шаром. Но со временем она упрощалась и в итоге приняла канонический вид. Скульптурные фигуры в форме рельефа покрывала поверхности капители и стен.
Пробковая подложка под линолеум – для чего она нужна и в каких случаях применяется.
Чем была отличительна Викторианская эпоха и каковы ее особенности, читайте тут.
С начала 10-го века применяется техника витражей, композиция которых была довольно примитивной. Позднее можно было встретить настоящие картины, выполненные из многоцветных стекол различных цветов. В этот период также появляются стеклянные лампады и сосуды.
Видео-обзор на романский стиль и его особенности
Выводы
Романский стиль оставил за собой массивный отпечаток на дальнейшем развитии интерьера и экстерьера других эпох. Постепенно перетекая в готическое направление, все равно стиль остался основополагающим для готики и других архитектурных эпох мира. Хорошим примером стал маньеризм, как переход с одной исторической эпохи к другой. Если же вы больше приверженец нестандартных форм и хаоса, то вперед читать за авангард, как одну из ветвей искусства XX века.
Романский стиль в архитектуре.
Как обычно это бывает, Романский стиль получил своё название лишь спустя долгое время, после своего завершения. Романским стилем французские археологи назвали европейскую архитектуру 10-12 веков, так как считали это архитектурное направление не совсем удачным вариантом позднеримской архитектуры.
Романский стиль в архитектуре, как и вся культура Средневековья в целом, отражает в себе культурный и экономический упадок и последующий застой, связанный с тем, что достижения римлян в строительном ремесле были утеряны, и уровень техники значительно снизился. Но постепенно, по мере развития феодализма, стали складываться новые типы построек: укрепленные феодальные жилища, монастырские комплексы, базилики. Последние выступали как основа культового строительства.
Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры периода формирования раннехристианского храма. Подобные здания представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством, которое на несколько нефов разделяют ряды колонн. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Базилика святого Аполлинария в Классе (Равенна) ярко демонстрирует раннюю культовую архитектуру романского стиля:
Приёмы строительства.
Разрез и план типичной романской базилики:
Особенности романского стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Постепенно этот принцип дифференциации становится обязательным.
Материалом для строительства чаще всего служил известняк, а также другие породы, которыми была богата окружающая местность: гранит, мрамор, кирпич и вулканический бут. Процесс укладки был прост: раствором скреплялись некрупные обтесанные камни. Сухие техники никогда не применялись. Сами камни могли быть разной длинны и высоты и тщательно обрабатывались только с лицевой стороны.
Особенности архитектуры романского собора:
Отличие конструкций Романского стиля от более позднего Готического:
Скульптура в романской архитектуре.
В начале 12-го столетия на чинает расти роль скульптуры в архитектуре и в особенности рельефа. На смену языческим римским образам приходят церковные композиции, которые олицетворяют сцены из евангельского писания. Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде рельефных человеческих фигур, расписанных красками.
Каждая область Западной Европы внесла свои художественные вкусы и традиции в развитие романского стиля. Все зависело от традиций и условий жизни региона, в котором строилось сооружение. Так, романские строения Франции отличны от немецких, а немецкие в той же мере не похожи на испанские.
Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к условиям окружающей действительности. Так чтобы защитить постройки от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции; для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.
Церковь при бенедиктинском монастыре «Сен-Флибер», построенная в XII в:
В Италии провинции северной части страны создали свой стиль, отличавшийся монументальностью. Возник он под влиянием романского стиля Франции, дворцовой архитектуры Германии и связан с появлением техник строительства из кирпича.
Архитектура романского стиля североитальянских провинций характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями, расположенными под карнизом, порталами, колоны которых стояли на скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь «Сан-Микеле» (Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.
Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный вариант романского стиля. Благодаря тому, что эти области были богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в античном стиле.
Развитие романского стиля в Англии связано с норманнским завоеванием и распространилось на два типа зданий: замок и церковь. Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами и ускорила строительную активность в стране. В начале столетия деревянные башни уже полностью сменились на каменные. Изначально это были двухэтажные здания, имевшие форму куба. По примеру нормандских архитекторов, английские зодчие начали использовать сочетание донжона, рвы и палисады, которые окружали лагеря лучников. Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного фасада западной части здания.
Наиболее известным из сохранившихся романских построек является Вестминстерское аббатство. Это сооружение имеет башню средокрестия, парные башни, расположенные на западе, и три восточные апсиды.