храмы в вышнем волочке
Вышний Волочёк. Казанский Женский Монастырь
В Вышний Волочёк я приехала на поезде и так поздно, когда сумерки уже давно перешли в ночь и укутали город своим плотным покрывалом. Вызвав такси, мы минут за пять в полной темноте домчались по Казанскому проспекту до пересечения с одной из главных автодорог города — Большой Садовой до моей гостиницы в советском стиле «Березка». Может быть и лучше, что первые шаги в этом городе я находилась в полном неведении о его внешнем облике. Я как слепой котенок, нырнула в свой номер и затаилась там до утра.
Отель вполне нормальный, все необходимое для туриста, приехавшего в этот провинциальный городок буквально на одну ночь присутствует, ванная комната, банные принадлежности, тапочки, фен. Единственный минус — нет холодильника. На первом этаже гостиницы есть ресторан «Подберезовик», но я не пользовалась его услугами.
Утром меня ждали великие дела, как можно быстрее хотелось сравнить фотографию невероятно красивого храма, однажды увиденною мною в сети, с его реальным изображением. Поэтому я опять воспользовалась услугами Яндекс — такси, пять минут ожидания, еще минут десять лихой поездки за черту города и все — отпустив машину, я с замиранием сердца прошла на территорию монастыря.
Боже мой, увиденное мгновенно заворожило и я шепотом благодарила солнышко, так благосклонно светившее с самого утра и с нужной стороны.
В 1583 году в Вышнем Волочке уже существовал Николаевский погост с двумя деревянными церквями, в одной из которых хранился список с Казанской иконы Божией Матери, привезенный местными купцами.
В 1724 году на погосте случился пожар, уничтоживший обе церкви, но не тронувший чудотворную икону, в честь которой вскоре был возведен деревянный храм с двумя пределами: в честь Дмитрия Солунского и Святого Николая Чудотворца. Но в 1742-м году при массовом пожаре в городе, храм тоже сгорел, икона же пропала, а позднее ее обнаружили «на диком и пустынном месте в двух верстах от погоста, близ трёх водных ключей, на берёзовом пне». На месте явления иконы была воздвигнута часовня, а затем и храм с колокольней.
В 1870-м году на благотворительные средства и при содействии предводителя вышневолоцкого дворянства, археолога и этнографа Павла Арсентьевича Путятина, а также помещицы Рикачевой для создания женской общины на окраине Вышнего Волочка была приобретена земля. Для устранения и организации общины в 1871-м году прибыла игумения Досифея (в миру Александра Васильевна Салтыкова) и с несколькими первыми сестрами — монашками поселилась на участке. В 1872 году при содействии императрицы Марии Александровны Святейшим Синодом был подписан указ об учреждении в вышнем Волочке женской общины, состоящей на тот момент из 24 сестер. Настоятельницей была определена монахиня Досифея.
Основное строительство каменных сооружений на территории обители развернулось в 1870–1880 года при содействии и на средства петербургского статского советника Ефрема Никифоровича Сивохина и московского купца Григория Германовича Германова. Были возведены корпуса для монахинь и больница.
В 1873 году в больничном корпусе был освящен домовой храм Боголюбской иконы Богоматери. Арка храма служит входом в монастырь.
В начале 1877 года известным московским архитектором Александром Степановичем Каминским был разработан проект уникального и неповторимого каменного собора во имя Казанской иконы Божией Матери.
Собор строился пять лет на средства благотворителей, самыми крупнейшими из них были Ефрем Никифорович Сивохин и Григорий Германович Германов. Однопрестольный летний Казанский собор построен в русско-византийском стиле. Просторный и светлый храм сооружен на высоком гранитном цоколе.
Казанский собор отличается ярусной многоглавой композицией, является одним из самых красивых и наиболее выразительных произведений провинциальной архитектуры России.
Казанский собор служит жемчужиной монастыря, его смысловым и художественным средоточием и именно фото собора, когда-то увиденное мною в сети, с подвигло меня на поездку в этот, казалось бы, ничем не привлекательный городок.
О произведенном неоднозначном впечатлении и о контрастах Вышнего Волочка я еще успею рассказать.
А теперь продолжу о Казанском соборе и о женском монастыре в целом.
Собор невероятно живописен, все его богатые декором фасады, гармонично перетекают один в другой, но особенную, какую-то исключительную живописность придают венчающие крышу 15 глав, удлиненные оконные проемы, лепнина и конечно же нежная расцветка фасадов.
В ноябре 1881 года в общине насчитывалось уже 260 сестёр и она была преобразована в женский общежительный Казанский монастырь, а через три месяца матушка Досифея возведена в сан игумении.
Как я уже писала выше, одним из главных благотворителей монастыря был петербургский статский советник Ефрем Никифорович Сивохин. С 1883 по 1888 годы на средства Сивохина и его жены — Неонилы была построена красивая колокольня с часами и храмом святого преподобного Ефрема Сирина и святой мученицы Ненилы.
Автором проекта был архитектор Александр Степанович Каминский, автор Казанского собора монастыря.
Сивохиным была куплена древняя греческая Боголюбская (Андроникова) икона и 1 мая 1885 года торжественно доставлена в Вышний Волочек из Петербурга. С того времени 1 мая из всех храмов города устраивается крестный ход в Казанский монастырь.
Было начато строительство и нового Настоятельского корпуса, но Ефрем Никифорович Сивохин не дожил до его завершения — он умер 5 февраля 1889 года и был погребен в каменном склепе, устроенном под колокольней. После смерти мужа, его жена — Неонила Сивохина жила в монастыре и после смерти была похоронена рядом с ним.
В 1889 году было завершено строительство настоятельского корпуса и в этот же год над монастырским колодцем была возведена часовня с куполом.
В часовне была устроена высокая стрела подъема воды, откуда она по трубам распределялась в кухню, квасоварню и другие помещения монастыря.
В этот же год было закончено строительство и нового больничного корпуса с домовым храмом пророка Илии и великомученика Пантелеймона. В настоящее время они находятся в руинированном состоянии.
1 мая 1897 года на месте Боголюбской домовой церкви по проекту московского архитектора Н. П. Маркова был заложен большой теплый каменный трехпрестольный храм Андрониковой иконы Божией матери.
При строительстве храма в подвальном помещении была сохранена усыпальница, в которой были похоронены многие известные люди, например, основательница монастыря игумения Досифея и попечитель монастыря князь Арсений Степанович Путятин.
Перед храмом Андрониковой иконы Божией Матери установлена скульптура святого Иоанна Кронштадского.
Осенью 1901 года храм, отделанный лепниной, росписью и орнаментом был закончен и освящен.
Казанский монастырь строился, разрастался и обживался. К концу 19 века это был самый крупный женский монастырь Тверской епархии с собственным садом, гостиницей, трапезной,
странноприимным домом и множеством хозяйственных и жилых зданий.
Здесь уже проживало более 800 сестер, работали вышивальная, живописная, швейная и другие мастерские. Был открыт приют для девочек, собственных хор насчитывал около ста человек, имелась церковно-приходская школа и подворье в Санкт-Петербурге. Женский монастырь Казанской иконы Божьей Матери посещали император Александр III с императрицей, великие князья и другие представители царской семьи.
Часто приезжал благотворитель и духовный наставник сестер — отец Иоанн Кронштадтский.
В 1919 году, после победы Революции монастырь спешно был ликвидирован, а оставшимся в нем сестрам было разрешено создать сельскохозяйственную трудовую коммуну. Но уже к осени 1922 года вся территория монастыря была передана 48-й Тверской стрелковой дивизии. Новые хозяева распорядились по-своему усмотрению: в Казанском соборе они сначала смотрели фильмы, а затем и вообще устроили внутри мусорный склад.
В советское время в монастыре опять разместились военные — разграбление и разрушения продолжались: снесены главы соборов, разрушены большинство деревянных корпусов, полностью утрачено все внутреннее убранство храмов, сад вырублен, монастырское кладбище было превращено в плац. Интересно бы узнать, чему все эти «защитники» учили дома своих детей?
В конце девяностых годов сохранившиеся постройки и земли монастыря были возвращены Русской Православной Церкви и началось долгое и сложное возрождение обители. Фасады самой главной реликвии монастыря — Казанского собора, были восстановлены всего лишь за год
и в январе 1991 года монастырь был вновь открыт для прихожан.
Но с тех пор по прошествии многих лет большинство зданий обители находятся в аварийном состоянии, они требуют ремонта и реконструкции.
Я заглянула в приоткрытую дверь Казанского собора, защищенную железной сеткой — внутри разруха, стеллажи досок и другой строительный инвентарь.
Тоже самое проделала и с Андронниковым храмом — внутри аналогичное состояние. Для подтверждения сделала по паре фото на мобильник, но самым неожиданным образом эти фото исчезли — значит так было надо.
Я долго бродила по территории в полном одиночестве и тишине. А когда собралась уже уходить, было начало девятого утра — появились первые прихожане, монахи и даже мать настоятельница София, назначенная на должность в апреле 2019 года, прошла в храм — колокольню. Но прежде она позволила монахине, спешащей ей на встречу преклонить колени и поцеловать ей руки.
В 1999 году рядом с Казанским собором, словно под его защитой на частные пожертвования была построена маленькая часовня — усыпальница во имя Веры, Надежды, Любви и их матери Софии. В усыпальнице упокоится блаженная старица Любушка, проживавшая какое-то время в монастыре и обретшая здесь вечный покой.
А это фото, охватывающее красивый ансамбль, сделано со ступенек храма Андрониковой иконы Божией Матери.
Пора уходить, но я медлила, хотелось еще и еще любоваться удивительным чудом архитектуры — Казанским собором.
Выйдя наконец-то за ограду, я стала набирать вызов такси — делов-то, доеду до центра, а уж там и пойду гулять по историческим местам. Но бедная стрелочка поиска свободного такси замучилась кружиться и несколько раз выдавала мне грустное резюме — свободных такси нет. Возможно их вообще не было где-то недалеко и что же мне делать?
Монастырь находится на улице Сиверсова и по ней бесконечной вереницей проносился самый разнообразный транспорт, тротуара естественно не наблюдалось. И тогда я решаюсь идти пешком, периодически пытаясь вызывать такси.
Последний взгляд на монастырь.
А это фото нашла в интернете, все-таки виды сверху дают более реальную картину об объекте.
Пройдя минут десять, я уже отчаялась: такси нет, автобусов тоже, автостоп как-то не вдохновлял!) Появились деревенские домики, люди даже появились и вдруг на встречу идет автобус! Да, да, самый обыкновенный городской автобус с каким-то там номером! Моей радости не было предела, но высадив пассажиров, он поехал дальше, а потом и вовсе завернул за угол! Я же, как к своему спасителю, подошла к девочке — школьнице, шагающей по обочине и не веря на положительный ответ, спросила про остановку автобуса.
Она как раз и была за поворотом, куда я и рванула с места едва ли не бегом! И правильно сделала — автобус, сделав круг, уже возвращался. Зашла и даже села, пришло время платить за проезд и что же? Опять проблемы: в наличии карточка и тысячные копюры, не приведшие кондуктора в восторг. Роюсь в сумочке в поисках всего лишь 28 рублей, стыд-то какой — нашла всего 26! И тут парень, сидевший со мной, простой такой, деревенский парнишка, протягивает мне 2 рубля! Господи, докатилась! Предложила бросить ему на телефон — он же, довольный совершенным поступком, только улыбнулся!
Вот такое начало знакомства было у меня с городом Вышним Волочком, впоследствии ошеломившим, придавившим и….Ой, нет, это совершенно другая история, как-нибудь потом расскажу.
Но не бойтесь, вы же уже знаете, что я люблю показывать самые выгодные стороны чего бы там ни было, самые интересные уголки, поэтому город у меня будет привлекательным, имею в виду исторический Вышний Волочёк.
Цикл материалов «Тверская область»
Богоявленский собор
Вышневолоцкое благочиние
Утвержден новый порядок распределения выпускников духовных учебных заведений московского региона
23-24 сентября 2021 года в Тронном зале Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
В ЖУРНАЛЕ № 76 Утвержден новый порядок распределения выпускников духовных учебных заведений московского региона
1. Утвердить следующий порядок распределения выпускников духовных учебных заведений московского региона (Московской духовной академии, Православного Свято-Тихоновского богословского института, Сретенской духовной академии, Коломенской, Николо-Перервинской и Николо-Угрешской духовных семинарий), а также выпускников Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, ранее окончивших вышеперечисленные академии и семинарии и не подпавших под распределение в связи с поступлением в Общецерковную аспирантуру и докторантуру:
а) Выпускники в священном сане, имевшие при поступлении в духовное учебное заведение постоянную регистрацию по месту жительства в Москве или Московской области, направляются для служения в штат Московской епархии (здесь и далее — включая ставропигии Московского региона) или епархии Московской митрополии, откуда поступали, — после изучения их кандидатур епархиальным советом соответствующей епархии. В случае, если епархиальный совет сочтет кандидатуру не подходящей на данном этапе для включения в клир соответствующей епархии, таковой клирик также может быть командирован на 2 года в епархию с кадровым дефицитом для служения в ее клире с последующим повторным рассмотрением кандидатуры епархиальным советом на основании отзыва с места командировки. Кроме того, при подаче по собственному желанию соответствующего прошения выпускники могут быть командированы на 2 года в епархию с кадровым дефицитом для служения в ее клире. По окончании командировки таковые клирики направляются в штат Московской епархии или епархии Московской митрополии, откуда поступали.
б) Выпускники, не состоящие в священном сане и имевшие при поступлении в духовное учебное заведение постоянную регистрацию по месту жительства в Москве или Московской области, направляются на церковное послушание на территории Московской епархии или епархии Московской митрополии — после изучения их кандидатур епархиальным советом соответствующей епархии. В случае, если епархиальный совет сочтет кандидатуру не подходящей на данном этапе для несения послушания в соответствующей епархии, таковой выпускник также может быть командирован на 2 года в епархию с кадровым дефицитом для несения там послушания с последующим повторным рассмотрением кандидатуры епархиальным советом на основании отзыва с места командировки. Кроме того, при подаче по собственному желанию соответствующего прошения выпускник может быть командирован на 2 года в епархию с кадровым дефицитом для несения там послушания. По окончании командировки таковые выпускники направляются в штат Московской епархии или епархии Московской митрополии, откуда поступали.
в) Выпускники в священном сане, имевшие при поступлении в духовное учебное заведение постоянную регистрацию по месту жительства за пределами Москвы или Московской области, направляются в клир епархии, епархиальный архиерей которой давал им рекомендацию на обучение в духовном учебном заведении (а в случае получения рекомендации от архиерея Московской митрополии или викария Московской епархии — по месту регистрации при поступлении). При подаче по собственному желанию соответствующего прошения таковые выпускники могут быть командированы на 2 года в епархию с кадровым дефицитом. По окончании командировки таковой клирик направляется в епархию, откуда поступал.
В том случае, если таковой выпускник желает вступить в клир Московской епархии или епархии Московской митрополии, и на то имеется согласие епархиального архиерея епархии, откуда поступал, его кандидатура рассматривается епархиальным советом соответствующей епархии Московского региона в установленном порядке и, в случае ее одобрения, данный клирик командируется в епархию с кадровым дефицитом на 2 года. По окончании командировки таковой клирик направляется в штат Московской епархии или епархии Московской митрополии.
г) Выпускники, не состоящие в священном сане и имевшие при поступлении постоянную регистрацию по месту жительства вне Москвы или Московской области, направляются для несения послушания в епархию, епархиальный архиерей которой давал им рекомендацию на обучение в духовном учебном заведении (а в случае получения рекомендации от архиерея Московской митрополии или викария Московской епархии — по месту регистрации при поступлении). При подаче по собственному желанию соответствующего прошения таковые выпускники могут быть командированы на 2 года в епархию с кадровым дефицитом. По окончании командировки таковой выпускник направляется в епархию, откуда поступал.
В том случае, если таковой выпускник желает нести церковное послушание в клире Московской епархии или епархии Московской митрополии, и на то имеется согласие епархиального архиерея епархии, куда он должен быть распределен, его кандидатура рассматривается епархиальным советом соответствующей епархии Московского региона в установленном порядке при условии письменного обязательства со стороны выпускника направиться в командировку на 2 года тотчас или после хиротонии.
2. Определить, что студенты духовных учебных заведений Московского региона, рукоположенные во время обучения, не могут быть приняты в клир Московской епархии или епархии Московской митрополии до завершения обучения, в период которого их служение на приходах или подворьях, а также монастырях Москвы и Московской области возможно по временному распоряжению епархиального архиерея.
3. Установить, что студенты духовных учебных заведений Московского региона, переходящие на заочное обучение или иную форму не очного обучения, подлежат распределению согласно вышеизложенным правилам.
4. С целью поощрения выпускников в священном сане, направляемых в командировку на два года по распределению, определить, что таковые клирики, имеющие положительную характеристику по итогам двухлетней командировки по распределению в епархии Дальнего Востока, Восточной Сибири и Крайнего Севера (согласно перечню епархий, утверждаемому Патриархом Московским и всея Руси по представлению Управления делами Московской Патриархии), могут быть удостоены следующих богослужебно-иерархических наград вне срока:
а) священнослужители, окончившие бакалавриат, — права ношения набедренника и камилавки;
б) священнослужители, окончившие магистратуру, — права ношения наперсного креста золотого цвета.
5. Определить, что принятие в клир Московской епархии или епархий Московской митрополии священнослужителей из других епархий, а также, что определение на церковное послушание в Московской епархии или епархии Московской митрополии не состоящих в священном сане выпускников духовных учебных заведений иных епархий или ранее распределенных на постоянную основу, откуда поступали, подпадает под те же правила, что и распределение выпускников духовных учебных заведений, а именно:
а) Кандидатура священнослужителя, желающего перейти в клир Московской епархии или епархии Московской митрополии из другой епархии, при наличии согласия его епархиального архиерея, рассматривается епархиальным советом соответствующей епархии Московского региона в установленном порядке и, в случае ее одобрения, данный клирик командируется в епархию с кадровым дефицитом на 2 года.
б) Кандидатура не состоящего в священном сане выпускника духовного учебного заведения, находящегося за пределами Москвы или Московской области, или выпускника московского духовного учебного заведения, ранее распределенного на постоянную основу, откуда поступал, и желающего нести церковное послушание в Московской епархии или епархии Московской митрополии, при наличии согласия его епархиального архиерея, рассматривается епархиальным советом соответствующей епархии Московского региона при условии письменного обязательства со стороны данного лица направиться в командировку на 2 года.
6. Определить, что от командировки на 2 года в епархию с кадровым дефицитом (согласно изложенным выше правилам) могут быть освобождены следующие лица (при соблюдении иных критериев вступления в клир Московской епархии или епархии Московской митрополии или несения церковного послушания на территории упомянутых епархий, а также при сохранении общего порядка рассмотрения их кандидатур соответствующим епархиальным советом):
а) Клирики и выпускники, направляемые на преподавательскую деятельность в духовные академии при наличии у них ученой степени.
б) Клирики и выпускники, запрошенные для несения послушания в следующие учреждения: Управление делами Московской Патриархии, Отдел внешних церковных связей, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Учебный комитет Русской Православной Церкви, Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, а также в подразделения центрального аппарата Московской Патриархии: Личный секретариат Патриарха Московского и всея Руси, Административный секретариат, Референтура, Служба делопроизводства и архива, Служба протокола Патриарха Московского и всея Руси, Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси, Правовое управление, Финансовая служба, аппарат Первого викария по г. Москве.
Примечание к пп. а и б: Вопрос о принятии в клир Московской епархии или епархии Московской митрополии священнослужителей, подпадающих под пункты 6.а и 6.б, может быть рассмотрен по истечении 2 лет несения послушания, в каковой период их служение на приходах или подворьях, а также монастырях Москвы и Московской области возможно по временному распоряжению епархиального архиерея. В случае досрочного прекращения несения послушания таковое лицо направляется на постоянное служение в епархию откуда поступал.
в) Клирики, ранее уже длительное время служившие в штате одной из епархий Дальнего Востока, Восточной Сибири или Крайнего Севера.
г) Клирики и выпускники старше 50 лет.
д) Клирики и выпускники, имеющие двух и более несовершеннолетних детей.
7. Контроль за исполнением настоящих правил возложить:
а) в части, касающейся распределения выпускников, — на Комиссию по распределению выпускников духовных учебных заведений;
б) в части, касающейся епархиальных управлений Московской епархии и епархий Московской митрополии, — на соответствующие епархиальные советы.
8. В связи с изложенным признать утратившим силу ранее утвержденное Положение о порядке распределения выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.