христос в темнице икона

Последняя темница Христа: здесь Христос был заключен после суда Пилата

Приблизительное время чтения: 1 мин.

В этом году мы предлагаем нашим читателям провести Страстную неделю на Святой земле вместе с «Фомой» и протоиереем Игорем Пчелинцевым: увидеть святые места, связанные с последними днями земной жизни Иисуса Христа, и пройти по Крестному пути до Голгофы.

христос в темнице икона

Мы в одной из часовен, которая находится рядом с храмом Воскресения.

Эта недавно восстановленная и украшенная часовня — последняя темница Господа Иисуса Христа. По православному преданию, здесь Спаситель содержался непосредственно перед распятием. С самых древних времен здесь восстановлено место, где в колодках, в узах пребывал Христос.

Также считается, что в этой пещере молилась во время казни Матерь Божия. Потом (мы не можем сказать точно, с какого времени) здесь находились три иконы: икона Жен-Мироносиц, Спасителя и апостолов и икона Скорбящей Божией Матери.

В 90-е годы здесь был большой пожар, выгорела вся часовня и очень пострадала икона Скорбящей Божией Матери. Эта икона, как считают некоторые паломники, чудесная: когда человек усиленно молится, она открывает свои полузакрытые глаза и в них явно выступают слезы.

Я довольно скептически отношусь к подобным моментам, но могу свидетельствовать, что это я видел собственными глазами: так и было в 1996 году, когда мы молились в этой часовне. Я был не один, со мной была целая группа паломников.

христос в темнице икона

Эта икона пострадала, потом, после второго пожара, ее убрали из часовни, она сначала была наполовину восстановлена одним известным местным реставратором — монахиней Магдалиной. И в этом году икона вернулась почти на свое место: рядом с часовней, ее дорисовали уже до полного иконописного образа. Он, может быть, не канонически православный по виду, но эту икону многие любят, и практически в каждой лавке Старого города можно до сих пор еще приобрести старые, до реставрации изображения Матери Божией, это очень хорошая икона.

Источник

Русский заключенный №1. Христос в темнице

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента

Образы Христа. Часть третья.

христос в темнице икона

«Христос в темнице» – очень важный для русской культуры иконографический тип изображений Христа, правда, он практически никогда не встречается на иконах или фресках, зато является главным для русской деревянной скульптуры.

Образ этот, разумеется отсылает к сюжету страстей Христовых, но полноту религиозного смысла приобретает в контексте евангельского благовествования о втором пришествии:

«ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф, 25:34–36). В этом отрывке Евангелия, начинающегося словами «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей», речь идет, ни много, ни мало, про страшный суд и принципы отделения «овец от козлищ».

христос в темнице икона

Христос в темнице из Успенского собора Горицкого монастыря (Переславский музей-заповедник в Горицком монастыре)

Итак, перед нами Спаситель в момент его предельной человеческой уязвимости – сидящий обнаженным (с накидкой на бедрах, разумеется) Христос, с терновым венцом на голове и прижатой к щеке правой рукой. Тут все – положение тела, склоненная на руку голова, шипы тернового венца, врезающиеся в голову (часто буквально кровоточащую), проступающие сквозь кожу ребра – создают непосредственное ощущение глубокого страдания. По большей части, эти скульптуры делались в человеческий рост, так, чтобы сделать максимальным эффект присутствия, вовлеченности и сопричастности его страданиям («в темнице был, и вы пришли ко Мне»).

Вообще-то объемные изображения Христа в русском православии совсем не приветствовалось, а в 1551 на Стоглавом соборе так и вовсе решили «иконы резные или истесанные и изваянные запретить». И этот запрет несколько раз подтверждался впоследствии и в XVIII, и в XIX веке. Русская православная церковь видела в скульптурах Христа угрозу идолопоклонства, и, как могла, боролась с ними.

Модель пропаганды — теория Эдварда Хермана и Ноама Хомского, утверждающая наличие систематических перекосов в средствах массовой информации и объясняющая их экономическими причинами.

С точки зрения модели пропаганды, СМИ рассматриваются как предприятия, продающие товар — читателей и аудиторию (а не новости) — другим предприятиям (рекламодателям, правительствам).

То есть, если вы не заплатили за то, что читаете, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это прочитали.

Зарплата авторов и редакторов Republic формируется только за счет денег подписчиков.

христос в темнице икона

\u0424\u043e\u0442\u043e \u0441 \u043f\u0435\u0440\u043c\u0441\u043a\u0438\u043c\u0438 \u0437\u0430\u043f\u0430\u0441\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c\u0438 \u043f\u0440\u0435\u043a\u0440\u0430\u0441\u043d\u043e, \u0432\u043e\u0442 \u0443\u0436 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u201c\u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0441 \u0432 \u0442\u0435\u043c\u043d\u0438\u0446\u0435\u201d. \u041f\u043e\u0445\u043e\u0436\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u043e, \u0447\u0442\u043e \u0438 \u0420\u041f\u0426 \u044d\u0442\u0438 \u0441\u043a\u0443\u043b\u044c\u043f\u0442\u0443\u0440\u044b \u043d\u0435 \u043d\u0443\u0436\u043d\u044b, \u0438 \u043c\u0443\u0437\u0435\u044f\u043c. \u0416\u0430\u043b\u044c, \u0447\u0442\u043e \u043b\u044e\u0434\u0438 \u043d\u0435 \u0438\u043c\u0435\u044e\u0442 \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0445 \u0432\u0438\u0434\u0435\u0442\u044c, \u0432\u043e\u0442, \u0440\u0430\u0437\u0432\u0435 \u0447\u0442\u043e \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0432 \u0436\u0443\u0440\u043d\u0430\u043b\u0435 \»\u0421\u0435\u0432\u0435\u0440\» «,»nick»:»\u0421\u0435\u0440\u0433\u0435\u0439 \u0428\u0430\u0442\u0430\u043b\u0438\u043d»,»userId»:455292,»description»:»»,»voteUp»:5,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-12-03 18:52:49″,»updatedAt»:»2020-12-08 11:54:56″,»parentId»:0,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:null,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»135872″:<"id":"135872","comment":"

\u0421\u043f\u0430\u0441\u0438\u0431\u043e \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0435, \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441\u043d\u043e. «,»nick»:»\u0421\u0432\u0435\u0442\u043b\u0430\u043d\u0430 \u042d\u0448\u0432\u043e\u0440\u0442″,»userId»:2533,»description»:»»,»voteUp»:5,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-12-03 23:26:28″,»updatedAt»:»2020-12-07 01:14:29″,»parentId»:0,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:null,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»135877″:<"id":"135877","comment":"

\u0412 \u043c\u0443\u0437\u0435\u0435 \u041d\u0435\u0432\u044c\u044f\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u043a\u043e\u043d\u044b \u0432 \u0415\u043a\u0430\u0442\u0435 \u0432\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438 \u0441\u043e\u0432\u0441\u0435\u043c \u043d\u0435\u043c\u043d\u043e\u0436\u043a\u043e \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u044f\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0442\u0430\u0442\u0443\u0439 \u0438 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u043e \u043f\u043e\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u044b.

\u041e\u0431\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u0441\u044a\u0435\u0437\u0434\u0438\u043c \u0432 \u041f\u0435\u0440\u0435\u0441\u043b\u0430\u0432\u043b\u044c, \u043f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u044f\u044e, \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u044e\u0442 \u043b\u0438 \u043c\u0443\u0437\u0435\u0438 «,»nick»:»\u041c\u0430\u0440\u0438\u044f \u041d\u0438\u0436\u0435\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u043e\u0432\u0430″,»userId»:331926,»description»:»»,»voteUp»:3,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-12-04 01:51:04″,»updatedAt»:»2020-12-08 11:54:54″,»parentId»:0,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:null,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»135925″:<"id":"135925","comment":"

\u041c\u0438\u043d\u0438\u043c\u0443\u043c \u0442\u0440\u0438 \u0438\u0437 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0437\u0434\u0435\u0441\u044c \u0444\u043e\u0442\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u0439 \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u043d\u044b \u0432 \u0437\u0430\u043b\u0435 \u041f\u0435\u0440\u043c\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0445\u0443\u0434\u043e\u0436\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0433\u0430\u043b\u0435\u0440\u0435\u0438. \u0414\u0435\u0440\u0435\u0432\u044f\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0441\u0442\u0430\u0442\u0443\u0438 \u2013 \u0436\u0435\u043c\u0447\u0443\u0436\u0438\u043d\u0430 \u043f\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u043d\u043e\u0439 \u044d\u043a\u0441\u043f\u043e\u0437\u0438\u0446\u0438\u0438. «,»nick»:»\u0410\u043d\u0434\u0440\u0435\u0439 \u041f\u0430\u043b\u0430\u043c\u0430\u0440\u0447\u0443\u043a «,»userId»:269183,»description»:»»,»voteUp»:3,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-12-04 11:55:49″,»updatedAt»:»2020-12-16 12:52:17″,»parentId»:135840,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:»525c700b8dc5502b8939c33aaa4df414.jpeg»,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»136028″:<"id":"136028","comment":"

\u0414\u0432\u0430\u0436\u0434\u044b \u0431\u044b\u043b \u0432 \u041f\u0435\u0440\u043c\u0438, \u0445\u043e\u0442\u044c-\u0431\u044b \u043a\u0442\u043e \u043d\u0430\u043c\u0435\u043a\u043d\u0443\u043b, \u0447\u0442\u043e \u043d\u0430\u0434\u043e \u0441\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u044c \u0442\u0443\u0434\u0430, \u0430 \u043d\u0435 \u043d\u0430 \u043e\u043f\u0435\u0440\u0443. \u041d\u043e \u0442\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c, \u0432\u043e\u0442, \u0437\u043d\u0430\u044e, \u0441\u043f\u0430\u0441\u0438\u0431\u043e. «,»nick»:»\u0421\u0435\u0440\u0433\u0435\u0439 \u0428\u0430\u0442\u0430\u043b\u0438\u043d»,»userId»:455292,»description»:»»,»voteUp»:1,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-12-04 20:05:51″,»updatedAt»:»2020-12-16 12:51:42″,»parentId»:135925,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:null,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»136078″:<"id":"136078","comment":"

\u0411\u044b\u043b \u0434\u0432\u0430\u0434\u0446\u0430\u0442\u044c \u043f\u044f\u0442\u044c \u043b\u0435\u0442 \u043d\u0430\u0437\u0430\u0434 \u0432 \u043a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u0438\u0440\u043e\u0432\u043a\u0435 \u0432 \u041f\u0435\u0440\u043c\u0438. \u0411\u044b\u043b \u043f\u043e\u0442\u0440\u044f\u0441\u0435\u043d, \u0443\u0432\u0438\u0434\u0435\u0432 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u044f\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0441\u043a\u0443\u043b\u044c\u043f\u0442\u0443\u0440\u044b \u0432 \u041f\u0435\u0440\u043c\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0445\u0443\u0434\u043e\u0436\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0433\u0430\u043b\u0435\u0440\u0435\u0435. \u0427\u0443\u0434\u043e! \u0421\u043f\u0430\u0441\u0438\u0431\u043e \u0437\u0430 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437. «,»nick»:»\u042f\u043a\u043e\u0432 \u041f\u0430\u0433\u0438\u0441″,»userId»:30277,»description»:»»,»voteUp»:2,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-12-05 02:08:56″,»updatedAt»:»2020-12-08 11:54:44″,»parentId»:0,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:»3ed824f316fb9a78418a77fe168c6a09.jpeg»,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»136186″:<"id":"136186","comment":"

\u041a\u0441\u0442\u0430\u0442\u0438, \u0432 \u041f\u0435\u0440\u0435\u0441\u043b\u0430\u0432\u043b\u0435 \u0432\u044b\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u044b \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u0438 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0435 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u044f\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0441\u043a\u0443\u043b\u044c\u043f\u0442\u0443\u0440\u044b. \u0423 \u043c\u0435\u043d\u044f \u043e\u0442\u0442\u0443\u0434\u0430 \u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u0438\u043b\u0430\u0441\u044c \u0444\u043e\u0442\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u0438 \u0411\u043e\u0433\u043e\u043c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438 XVIII \u0432\u0435\u043a\u0430 \u0438 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u043e\u044f\u0449\u0438\u0445 \u0438\u0437 \u0433\u0440\u0443\u043f\u043f\u044b \»\u041f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432\u043e \u0433\u0440\u043e\u0431\». \u0412\u0438\u0434\u0438\u043c\u043e, \u044d\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e \u0435\u0449\u0451 \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0440\u0435\u0434\u043a\u0438\u043c \u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c? «,»nick»:»\u041a\u043e\u043d\u0441\u0442\u0430\u043d\u0442\u0438\u043d \u0411\u0443\u043a\u0438\u043d»,»userId»:45907,»description»:»»,»voteUp»:1,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-12-27 12:50:08″,»updatedAt»:»2020-12-28 11:52:42″,»parentId»:0,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:null,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>>,»viewedComments»:[]>»>

Источник

Русский заключенный №1. Христос в темнице

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента

Образы Христа. Часть третья.

христос в темнице икона

«Христос в темнице» – очень важный для русской культуры иконографический тип изображений Христа, правда, он практически никогда не встречается на иконах или фресках, зато является главным для русской деревянной скульптуры.

Образ этот, разумеется отсылает к сюжету страстей Христовых, но полноту религиозного смысла приобретает в контексте евангельского благовествования о втором пришествии:

«ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф, 25:34–36). В этом отрывке Евангелия, начинающегося словами «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей», речь идет, ни много, ни мало, про страшный суд и принципы отделения «овец от козлищ».

христос в темнице икона

Христос в темнице из Успенского собора Горицкого монастыря (Переславский музей-заповедник в Горицком монастыре)

Итак, перед нами Спаситель в момент его предельной человеческой уязвимости – сидящий обнаженным (с накидкой на бедрах, разумеется) Христос, с терновым венцом на голове и прижатой к щеке правой рукой. Тут все – положение тела, склоненная на руку голова, шипы тернового венца, врезающиеся в голову (часто буквально кровоточащую), проступающие сквозь кожу ребра – создают непосредственное ощущение глубокого страдания. По большей части, эти скульптуры делались в человеческий рост, так, чтобы сделать максимальным эффект присутствия, вовлеченности и сопричастности его страданиям («в темнице был, и вы пришли ко Мне»).

Вообще-то объемные изображения Христа в русском православии совсем не приветствовалось, а в 1551 на Стоглавом соборе так и вовсе решили «иконы резные или истесанные и изваянные запретить». И этот запрет несколько раз подтверждался впоследствии и в XVIII, и в XIX веке. Русская православная церковь видела в скульптурах Христа угрозу идолопоклонства, и, как могла, боролась с ними.

Модель пропаганды — теория Эдварда Хермана и Ноама Хомского, утверждающая наличие систематических перекосов в средствах массовой информации и объясняющая их экономическими причинами.

С точки зрения модели пропаганды, СМИ рассматриваются как предприятия, продающие товар — читателей и аудиторию (а не новости) — другим предприятиям (рекламодателям, правительствам).

То есть, если вы не заплатили за то, что читаете, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это прочитали.

Зарплата авторов и редакторов Republic формируется только за счет денег подписчиков.

христос в темнице икона

\u0424\u043e\u0442\u043e \u0441 \u043f\u0435\u0440\u043c\u0441\u043a\u0438\u043c\u0438 \u0437\u0430\u043f\u0430\u0441\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c\u0438 \u043f\u0440\u0435\u043a\u0440\u0430\u0441\u043d\u043e, \u0432\u043e\u0442 \u0443\u0436 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u201c\u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0441 \u0432 \u0442\u0435\u043c\u043d\u0438\u0446\u0435\u201d. \u041f\u043e\u0445\u043e\u0436\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u043e, \u0447\u0442\u043e \u0438 \u0420\u041f\u0426 \u044d\u0442\u0438 \u0441\u043a\u0443\u043b\u044c\u043f\u0442\u0443\u0440\u044b \u043d\u0435 \u043d\u0443\u0436\u043d\u044b, \u0438 \u043c\u0443\u0437\u0435\u044f\u043c. \u0416\u0430\u043b\u044c, \u0447\u0442\u043e \u043b\u044e\u0434\u0438 \u043d\u0435 \u0438\u043c\u0435\u044e\u0442 \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0445 \u0432\u0438\u0434\u0435\u0442\u044c, \u0432\u043e\u0442, \u0440\u0430\u0437\u0432\u0435 \u0447\u0442\u043e \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0432 \u0436\u0443\u0440\u043d\u0430\u043b\u0435 \»\u0421\u0435\u0432\u0435\u0440\» «,»nick»:»\u0421\u0435\u0440\u0433\u0435\u0439 \u0428\u0430\u0442\u0430\u043b\u0438\u043d»,»userId»:455292,»description»:»»,»voteUp»:5,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-12-03 18:52:49″,»updatedAt»:»2020-12-08 11:54:56″,»parentId»:0,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:null,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»135872″:<"id":"135872","comment":"

\u0421\u043f\u0430\u0441\u0438\u0431\u043e \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0435, \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441\u043d\u043e. «,»nick»:»\u0421\u0432\u0435\u0442\u043b\u0430\u043d\u0430 \u042d\u0448\u0432\u043e\u0440\u0442″,»userId»:2533,»description»:»»,»voteUp»:5,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-12-03 23:26:28″,»updatedAt»:»2020-12-07 01:14:29″,»parentId»:0,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:null,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»135877″:<"id":"135877","comment":"

\u0412 \u043c\u0443\u0437\u0435\u0435 \u041d\u0435\u0432\u044c\u044f\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u043a\u043e\u043d\u044b \u0432 \u0415\u043a\u0430\u0442\u0435 \u0432\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438 \u0441\u043e\u0432\u0441\u0435\u043c \u043d\u0435\u043c\u043d\u043e\u0436\u043a\u043e \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u044f\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0442\u0430\u0442\u0443\u0439 \u0438 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u043e \u043f\u043e\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u044b.

\u041e\u0431\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u0441\u044a\u0435\u0437\u0434\u0438\u043c \u0432 \u041f\u0435\u0440\u0435\u0441\u043b\u0430\u0432\u043b\u044c, \u043f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u044f\u044e, \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u044e\u0442 \u043b\u0438 \u043c\u0443\u0437\u0435\u0438 «,»nick»:»\u041c\u0430\u0440\u0438\u044f \u041d\u0438\u0436\u0435\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u043e\u0432\u0430″,»userId»:331926,»description»:»»,»voteUp»:3,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-12-04 01:51:04″,»updatedAt»:»2020-12-08 11:54:54″,»parentId»:0,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:null,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»135925″:<"id":"135925","comment":"

\u041c\u0438\u043d\u0438\u043c\u0443\u043c \u0442\u0440\u0438 \u0438\u0437 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0437\u0434\u0435\u0441\u044c \u0444\u043e\u0442\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u0439 \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u043d\u044b \u0432 \u0437\u0430\u043b\u0435 \u041f\u0435\u0440\u043c\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0445\u0443\u0434\u043e\u0436\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0433\u0430\u043b\u0435\u0440\u0435\u0438. \u0414\u0435\u0440\u0435\u0432\u044f\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0441\u0442\u0430\u0442\u0443\u0438 \u2013 \u0436\u0435\u043c\u0447\u0443\u0436\u0438\u043d\u0430 \u043f\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u043d\u043e\u0439 \u044d\u043a\u0441\u043f\u043e\u0437\u0438\u0446\u0438\u0438. «,»nick»:»\u0410\u043d\u0434\u0440\u0435\u0439 \u041f\u0430\u043b\u0430\u043c\u0430\u0440\u0447\u0443\u043a «,»userId»:269183,»description»:»»,»voteUp»:3,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-12-04 11:55:49″,»updatedAt»:»2020-12-16 12:52:17″,»parentId»:135840,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:»525c700b8dc5502b8939c33aaa4df414.jpeg»,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»136028″:<"id":"136028","comment":"

\u0414\u0432\u0430\u0436\u0434\u044b \u0431\u044b\u043b \u0432 \u041f\u0435\u0440\u043c\u0438, \u0445\u043e\u0442\u044c-\u0431\u044b \u043a\u0442\u043e \u043d\u0430\u043c\u0435\u043a\u043d\u0443\u043b, \u0447\u0442\u043e \u043d\u0430\u0434\u043e \u0441\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u044c \u0442\u0443\u0434\u0430, \u0430 \u043d\u0435 \u043d\u0430 \u043e\u043f\u0435\u0440\u0443. \u041d\u043e \u0442\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c, \u0432\u043e\u0442, \u0437\u043d\u0430\u044e, \u0441\u043f\u0430\u0441\u0438\u0431\u043e. «,»nick»:»\u0421\u0435\u0440\u0433\u0435\u0439 \u0428\u0430\u0442\u0430\u043b\u0438\u043d»,»userId»:455292,»description»:»»,»voteUp»:1,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-12-04 20:05:51″,»updatedAt»:»2020-12-16 12:51:42″,»parentId»:135925,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:null,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»136078″:<"id":"136078","comment":"

\u0411\u044b\u043b \u0434\u0432\u0430\u0434\u0446\u0430\u0442\u044c \u043f\u044f\u0442\u044c \u043b\u0435\u0442 \u043d\u0430\u0437\u0430\u0434 \u0432 \u043a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u0438\u0440\u043e\u0432\u043a\u0435 \u0432 \u041f\u0435\u0440\u043c\u0438. \u0411\u044b\u043b \u043f\u043e\u0442\u0440\u044f\u0441\u0435\u043d, \u0443\u0432\u0438\u0434\u0435\u0432 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u044f\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0441\u043a\u0443\u043b\u044c\u043f\u0442\u0443\u0440\u044b \u0432 \u041f\u0435\u0440\u043c\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0445\u0443\u0434\u043e\u0436\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0433\u0430\u043b\u0435\u0440\u0435\u0435. \u0427\u0443\u0434\u043e! \u0421\u043f\u0430\u0441\u0438\u0431\u043e \u0437\u0430 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437. «,»nick»:»\u042f\u043a\u043e\u0432 \u041f\u0430\u0433\u0438\u0441″,»userId»:30277,»description»:»»,»voteUp»:2,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-12-05 02:08:56″,»updatedAt»:»2020-12-08 11:54:44″,»parentId»:0,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:»3ed824f316fb9a78418a77fe168c6a09.jpeg»,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»136186″:<"id":"136186","comment":"

\u041a\u0441\u0442\u0430\u0442\u0438, \u0432 \u041f\u0435\u0440\u0435\u0441\u043b\u0430\u0432\u043b\u0435 \u0432\u044b\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u044b \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u0438 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0435 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u044f\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0441\u043a\u0443\u043b\u044c\u043f\u0442\u0443\u0440\u044b. \u0423 \u043c\u0435\u043d\u044f \u043e\u0442\u0442\u0443\u0434\u0430 \u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u0438\u043b\u0430\u0441\u044c \u0444\u043e\u0442\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u0438 \u0411\u043e\u0433\u043e\u043c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438 XVIII \u0432\u0435\u043a\u0430 \u0438 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u043e\u044f\u0449\u0438\u0445 \u0438\u0437 \u0433\u0440\u0443\u043f\u043f\u044b \»\u041f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432\u043e \u0433\u0440\u043e\u0431\». \u0412\u0438\u0434\u0438\u043c\u043e, \u044d\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e \u0435\u0449\u0451 \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0440\u0435\u0434\u043a\u0438\u043c \u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c? «,»nick»:»\u041a\u043e\u043d\u0441\u0442\u0430\u043d\u0442\u0438\u043d \u0411\u0443\u043a\u0438\u043d»,»userId»:45907,»description»:»»,»voteUp»:1,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-12-27 12:50:08″,»updatedAt»:»2020-12-28 11:52:42″,»parentId»:0,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:null,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>>,»viewedComments»:[]>»>

Источник

«Христос в темнице». Пермская деревянная скульптура

христос в темнице икона

…Одно из самых ранних впечатлений связано с этим местом.
В четыре года первый раз за руку с мамой поднималась по высокой лестнице, казавшейся бесконечной, под самый свод Спасо-Преображенского кафедрального собора в Перми. Мы шли, конечно же, не в храм, а в Пермскую художественную галерею. В годы после революции величественное, красивое строение, напоминавшее стрельчатой колокольней Петропавловский собор в Петербурге, было передано властями музейным работникам для устройства в его стенах экспозиции картин и предметов искусства. Благодаря этому собор не подвергся уничтожению, как десятки других городских церквей, и с этого времени высокий в несколько этажей старинный пыскорский иконостас служил «фоном» для размещенной на последнем этаже галереи коллекции деревянной
скульптуры.

Именно там я впервые услышала о Христе и увидела Его облик. История земной жизни Спасителя была не похожа на сказку. Даже тогда для детского сознания было ясно, что придумать «легенду» о распятии и о муках на кресте, подробности о терновом венце и о бичевании невозможно. Вопрос-утверждение: «Это правда? Это было…» не получил ответа. Мать не произнесла ничего, но по тому, как она взяла меня за руку, как подводила от одной скульптуры к другой, чуть слышно, шепотом поясняя что-то, осталось чувство того, что все точно так. И в последующие годы экспозицию мы нередко проходили быстрым шагом, зная, что впереди главное, а иногда одним кивком
договаривались: «Сразу – в “деревянную скульптуру”».

Неканоничные произведения

Пермская коллекция деревянной скульптуры уникальна. Необычность ее не столько в «жанре» – в раннем христианском искусстве скульптура встречается, – сколько в цельности, исключительной выразительности образов и богатстве этого музейного собрания. В других городах России – Пскове, Новгороде, Переславле Залесском, Вологде и Архангельске – удавалось найти до нескольких десятков образцов деревянной скульптуры, в Пермской губернии их оказалось более двухсот. В современную экспозицию включено далеко не все.

христос в темнице икона

Разные по стилю, высокие с человеческий рост и миниатюрные объемные изображения представляют образы Христа, Богородицы, Архангелов и святых. Есть в этом собрании и традиционные храмовые распятия. Но все же большая часть произведений пермских мастеров, является неканоническими. Стоит напомнить, что в XVI веке Стоглавый собор запретил объемное изображение Христа как плотское, смутительное, а два века спустя святейший Синод (в 1722 и в 1767 гг.) подтвердил это решение: «Иконы резные или истесанные и изваянные запретить».

Однако в строгановских землях, особенно на севере, скульптурные изображения долго еще сохранялись. И это было связано отнюдь не с эстетическими предпочтениями приходского духовенства и не с почитанием самих изображений наравне с иконами, а с условиями, в которых велась евангельская проповедь. Население Прикамья было чрезвычайно пестрым по составу. Русские поселения соседствовали с татарскими, коми-пермяцкими, зырянскими, марийскими и удмуртскими. Настоящая миссионерская деятельность здесь стала возможна лишь в процессе колонизации после включения покоренных территорий в состав государства Российского. Языческие же культы были укорененными и имели широкое распространение. Вот почему объемные изображения при подавляющей неграмотности крестьян оказались понятней, доступней для восприятия новых членов Церкви, обращенных из язычников.

Со стороны священнослужителей такого рода «снисхождение» было частью битвы за души. Как было вести себя приходскому священнику, когда местный резчик, потрясенный историей Христа, вырезал из дерева не столбовое изображение языческого «божества», как прежде, а увиденный им на иконе земной облик Спасителя, стараясь передать с помощью пластики невыносимость Его страданий? Даже самый строгий зритель едва ли найдет в этих скульптурах нечто чувственное: наиболее распространенным оказался сюжет «Христос в темнице». Поруганный, униженный, избитый, в терновом венце, истекающий кровью. Отвергнуть, запретить?
Творчество резчиков служило выражением сопричастности, и одновременно было своеобразной проповедью. Непросвещенным, а иногда и почти не говорившим по-русски, «полунемым» односельчанам мастер мог просто показать, как это было.

христос в темнице икона
XVIII в.(Из часовни в пос. Пашия Горнозаводского района)

христос в темнице икона
XVIII в. (И церкви Воскресения Христова в г. Соликамске)

И традиция скульптурного украшения храмов привилась, неофициально, полулегально. Со временем в некоторых местах от объемных изображений отказались, и произведения народных мастеров (во избежание поругания) перемещались из храмов в подсобные помещения.

Деревянная скульптура представляла интерес не только с художественной точки зрения, но и с исторической. В ней отразилось то, как происходило «усвоение», «присвоение» Христа недавними язычниками. Самые впечатляющее в пермской коллекции – те образы, в которых прослеживаются черты местных народов. Есть среди них «Христос с лицом татарина», «Христос» в образе крестьянина коми-пермяка в синеном шабуре с опояской. Создатели скульптуры, вольно или невольно, сумели передать главное: жертва Спасителя была жертвой за мир…
христос в темнице икона

(Из церкви Преображения с.Усть-Косьва Ильинского района)

Интересна и история формирования коллекции. Собиратель ее был человеком сугубо светским, искренне увлеченным музейным делом и историей искусства. Имя его Николай Николаевич Серебренников. Впрочем, интерес к храмовой деревянной скульптуре возник у него не случайно: отец его был священником из села Верхние Муллы, расположенного неподалеку от Перми. Революция многое «перепутала». В вихре гражданской войны Серебренников побывал в рядах Белой армии, а затем в эвакуации в Сибири, где–то в районе Ачинска, перешел на сторону «красных».

В начале 20-х годов вместе с руководителем музейного дела в Прикамье А.К. Сыропятовым Н.Н. Серебренников предпринял первые шаги к осуществлению своей мечты
– создать коллекцию церковного искусства, где была бы представлена и пермская деревянная скульптура.

Возможно, никакой коллекции и не было бы, если бы не «случай». Как-то в 1922-м году, возвращаясь домой под вечер, Серебренников свернул в сторону старой кладбищенской часовни села Ильинское, двери которой оказались раскрыты нараспашку. В темном помещении его внимание привлекли пять скульптурных изображений, которые тут же с разрешения местного исполкома были перенесены в ильинский музей.

Сведений о скульптуре в церковном архиве не нашлось. Но в дореволюционных изданиях удалось обнаружить немало упоминаний о художественной и исторической
значимости деревянной скульптуры. Серебренников уже не сомневался: пермскую деревянную скульптуру необходимо тщательно изучать. Дореволюционные справочники и путеводители позволили продумать и маршруты будущих экспедиций. В период с 1923-го по 1926 гг. их было предпринято шесть: Чердынский и Соликамский уезды, села и деревни Пермского, Коми-Пермяцкого и Верхнекамского округов.

Об обстановке, в которой происходили эти экспедиции, свидетельствуют воспоминания самих участников. Исследователей обычно «охраняли» сельские комсомольцы, представители милиции и местных органов Советской власти. Председатели сельсоветов и волостных исполкомов присутствовали и при осмотре храмов.

Дело в том, что «научный интерес» участников экспедиций не ограничивался только деревянной скульптурой. Старинные ценные иконы, кресты, фелони, покрова,
церковные сосуды… Источник лаконично констатирует: «неохотно расставались с ними церковники».

христос в темнице икона
Семен Хромой. «Рождество Иоанна Предтечи» Конец XVI в. (Из церкви с. Орла Усольского района)

христос в темнице икона
Истома Савин Конец XVI — начало XVII в. (Из церкви с. Орла Усольского района)

христос в темнице икона
Складень трехстворчатый: Богоматерь Владимирская, с праздниками в
18-ти клеймах и 10-ю ликами святых на створках.1603 г. (Из церкви Похвалы
Пресвятой Богородицы с. Орла Усольского района)

Экспедиции эти, по сути, стали практическим воплощением декрета 1918-го года. В литературе 70-х годов упоминается о «недружелюбном приеме экспедиций местным населением», о случаях сопротивления реквизициям и о попытках «сокрытия» наиболее ценных святынь. Среди прочего, простодушно говорится и о том, что А.К. Сыропятову приходилось «усмирять» своих «темпераментных помощников», «разъясняя крестьянам и членам церковного совета суть декрета об отделении церкви от государства».

Успех экспедиций в этих случаях не определялся достижением взаимопонимания: ценности, среди которых были и имеющие богослужебное значение, изымались в
формальном порядке как «принадлежащее государству имущество». Принимавший участие в одной из экспедиций известный художник И.Э. Грабарь писал жене:
«Серебренников производит операцию “изъятия” в Пермский музей, что у него может и сорваться, несмотря на захваченные с собой наши “декреты и инструкции”
и бумаги от Верхнекамского окр. исполкома». Письмо заканчивалось уведомлением: «Кончилось благополучно; двенадцать первоклассных вещей, в том числе и икон,
вывезли».

Только из Чердыни в Пермь было доставлено 100 пудов памятников церковного искусства. Среди «трофеев» экспедиции по Соликамскому уезду оказались иконы из
Благовещенской церкви села Орел – «Богоматерь Владимирская», «Рождество Иоанна Предтечи», скульптура «Николай Можайский». Из Ныроба была привезена объемная
резная икона «Параскевы Пятницы».

христос в темнице икона

христос в темнице икона
«Никола Можайский» «Параскева Пятница» Cер. XVIII в. XVII в. (Из церкви Благовещения с. Покча Чердынского района) (Из церкви в Ныробе)

Для организаторов экспедиций художественное значение деревянной скульптуры и икон было бесспорно, но предстояло продумать, как представить коллекцию в рамках официальной идеологии? И выход был найден: зал, где она размещалась, стал частью экспозиции …«антирелигиозного искусства». В 20-е – 30-е годы под сводами музейного помещения пятиконечной звездой запестрели натяжные плакаты: «новый коммунистический быт – против религиозной безграмотности!»,
«борьба против религии – борьба за светлое будущее!»…

Частью работы сотрудников стали «разъяснительные беседы» с посетителями. Основной аргумент против «пережитков прошлого» несложен: каждый народ «придумывает себе бога по своему образу и подобию»: вот, как видят его коми-пермяки, а вот, как татары… Обращалось внимание и на то, что «в страданиях “вымышленного бога” легко прочитываются страдания угнетенных народных масс Прикамья». Превратная логика: как будто не один и тот же Христос привлек к Себе любовью татарских и коми-пермяцких мастеров; как будто близость Спасителя всем скорбящим и Его правду можно заменить справедливостью в духе классовой теории…

христос в темнице икона

XVIII в. (Из часовни при кладбищенской церкви Св. Жен-мироносиц г. Соликамска)

«Органы» могли быть довольны. Выставка служила «идеологическим подкреплением» яростной политики в отношении Православной Церкви. В 20-е — 30-е годы Пермская епархия понесла внушительные потери, равных которым в России почти не было. Мученическую кончину приняли архиепископ Андроник (Никольский) и викарный епископ Соликамский Феофан (Ильменский)*. Открытая евангельская проповедь была в те годы практически невозможна.

Однако «средства человеческие» не всесильны: работа экспозиции имела и результаты, противоположные цели организаторов: раздел церковного искусства
годами привлекал людей, для которых посещение «галереи» было единственной возможностью без опасения последствий для себя и своих близких помолиться возле
благодатных икон, принести к подножию Креста Господня свои переживания и скорби.

…И однажды для всей России наступило время перемен. Однако парадигма «завоеваний революции» оказалась удивительно стойкой. Вот уже несколько лет
Пермская епархия пытается вернуть Спасо-Преображенский кафедральный собор. Аргументы светских властей неизменны: «в городе нет помещения, достойного
уникальной художественной коллекции». И действительно, часть «экспонатов» из раздела «христианское искусство» – иконы, распятия и сам иконостас – трудно представить вне этих стен. Однако и о передаче святынь Церкви речи пока не идет. «Пленником прошлого» остается и старинное городское кладбище,
прилегающее к архиерейскому дому – место упокоения священников, почетных граждан**. Для того, чтобы искоренить саму память о людях уважаемых, внушающих чувство благодарности, после революции на этом месте был построен… зоопарк, действующий и поныне.

Но что бы ни происходило за эти десятилетия, до какого безумия не доходил бы мир, на самой высокой точке Комсомольского проспекта, под сводами Преображенского кафедрального собора, «Христос в терновом венце» сидел на темничном камне, как на Престоле Славы. Даже среди молчания Истина напоминала о Себе средствами неканонического искусства.

Двадцатидвухметровый позолоченный иконостас
из кедра Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора, был привезен из Пыскорского монастыря, а выполнен в XVII веке в Москве.

** На этом месте упокоен, например, известный и почитаемый некогда в городе доктор Ф. Граль (1770-1835 гг.), безвозмездно лечивший бедняков.

*** На этом месте упокоен, например, известный и почитаемый некогда в городе доктор Ф. Граль (1770-1835 гг.), безвозмездно лечивший бедняко

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *