Pag масло для авто
Из чего это сделано: PAG-масла для компрессоров кондиционера
Компрессорное масло защищает данный узел системы кондиционирования от преждевременного износа. Сегодня в качестве масла для компрессоров широко используется синтетическая полиалкиленгликолевая смесь, известная также как PAG-масло. Разберемся, что же это такое.
Несмотря на свою относительную «молодость» в контексте истории автомобильного кондиционера, PAG-масла появились и используются довольно давно. Активные работы с ними начались еще в 30-х годах прошлого века. Уже тогда специалисты обратили внимание на их уникальные характеристики: высокий индекс вязкости, устойчивость к сдвигу и механическим нагрузкам, а также температурная стабильность.
Все началось с применения PAG-масел в качестве моторных. Как и многое хорошее, эта практика пришла из авиации. Перед Второй мировой войной на PAG обратили внимание американские мотористы, которые столкнулись с необходимостью создания двигателя для самолета дальнего действия. Синтетическое масло сулило множество выгод по сравнению с минеральным, особенно в части срока службы, стойкости к окислению, широкому температурному диапазону. Во время войны PAG-масла использовались ВВС США в двигателях самолетов разного типа: истребителей P-38 и P47, бомбардировщиков B-25.
Поставлялись эти мала и по программе ленд-лиза в СССР. Похожие по составу синтетические масла также использовали в немецких авиационных двигателях.
После войны полиалкиленгликолевые масла «вышли на гражданку». В качестве моторных они не распространились — PAG-масло гидрофильно (впитывает воду, растворяется в ней), и если для военных это было неважно (масло меняется практически после каждого вылета), то для незамкнутых автомобильных систем смазки это свойство стало критичным. Зато на ниве смазки компрессоров с замкнутым контуром они оказались незаменимы: тут PAG-масла десятилетиями работают в компрессорах, не теряя первоначальных свойств.
Послевоенная конверсия и развитие бытовой техники, в том числе и холодильников, потребовало тысяч тонн масла. Так полиалкиленгликоль нашел свою гражданскую нишу. Собственно, в компрессорах автомобильных кондиционеров также работают PAG-масла.
Полиалкиленгликоли представляют собой полимеры окиси алкиленов. Сырьем для них служат газы, такие как окись этилена и окись пропилена, которые, в свою очередь, получают с помощью крекинга более длинных углеводородных цепочек из нефти или природного газа. Также возможен синтез PAG из натуральных возобновляемых источников.
PAG-масла могут использоваться в широком диапазоне температур, мало склонны к образованию отложений и способны стабилизировать продукты собственного разложения. Они обладают прекрасными вязкостно-температурными свойствами и при нагревании не оставляют никаких отложений на деталях. Благодаря содержанию атомов кислорода эти масла обладают лучшей растворяющей способностью по сравнению с углеводородами, а также сильным электрическим зарядом, определяющим «примагничивание» масляной пленки к смазываемым металлическим поверхностям.
Musthave для кондиционера
Благодаря вышеописанному комплексу характеристик, а также их неизменности в широком спектре температур, PAG-масла прочно закрепились в качестве компрессорных масел в кондиционерах, в том числе и автомобильных. Использование PAG-масла, рекомендованного производителем, и его замена вместе с хладагентом при ремонте —залог долгой работы кондиционера.
В своих компонентах для систем кондиционирования DENSO также использует PAG-масло(ND-oil 8 и 12), которое разработано специально для особых условий эксплуатации в автомобильных кондиционерах. Стоит помнить о строгой дозировке — количество масла для каждой конкретной системы прописано в руководстве по эксплуатации, превышать или уменьшать это количество нельзя, во избежание повреждения компрессора.
Если что-то все же произошло и какой-то компонент системы вентиляции или кондиционирования вышел из строя, вы сможете подобрать необходимый компонент в электронном каталоге DENSO.
Масла на базе PAG. Следующая ступень
По мере прогресса в автомобильном моторостроении и повышения нагруженности поршневых двигателей внутреннего сгорания возрастали и требования к смазочным материалам. На смену минеральным основам пришли гидрокрекинг и различные синтетические технологии. Однако поиски идеального масла продолжаются. И сегодня для ДВС реализована технология на базе полиалкиненгликолей (PAG), имеющих самые выдающиеся на текущий момент характеристики и при этом дружественных к окружающей среде.
Базовые масла, тем или иным образом получаемые из сырой нефти, во многом уже не соответствуют повышенным требованиям, предъявляемым к смазочным материалам, и все чаще заменяются высококачественными синтетическими маслами. К этому ведут как повышение температурных режимов работы двигателей в сочетании с ростом удельного давления в парах трения, так и стремление к увеличению межсервисных интервалов.
Для тех, кто активно использует легковой автомобиль, проезжая до сотни тысяч километров в год, а то и более, качество масла особенно актуально. Ведь у них на каждый год эксплуатации приходится несколько замен масла, а значит – несколько десятков тысяч километров двигатель работает уже на прилично отработанном масле. В отличие от тех, кто меняет масло раз в год, активные водители рискуют через три года остаться при новом на вид и еще вполне современном автомобиле, но с сильно изношенным двигателем.
Качество моторного масла проявляется при длительной работе в моторе – оно должно сохранять стабильные характеристики смазывания и раньше времени не окисляться. Будучи смесью базовой основы и пакета присадок, придающих необходимые моюще-диспергирующие, противоизносные и противозадирные, вязкостные и другие свойства, масло на нефтяной базе сильно зависит от выработки этих присадок. Однако долгие годы именно нефтяные углеводороды оставались практически безальтернативным источником базового масла, несмотря на существование основ, куда более подходящих по своим исходным свойствам для работы в двигателях.
PAG-масла десятилетиями работают в различных компрессорах, не теряя первоначальных свойств – как в холодильниках, так и под капотами автомобилей. |
Новое – не использованное старое
На самом деле, PAG-масла, то есть полиалкиленгликоли, были открыты не вчера. Активные работы с ними начались еще в 30-х годах прошлого века. Уже тогда специалисты обратили внимание на их уникальные характеристики: высокий индекс вязкости, устойчивость к сдвигу и механическим нагрузкам, а также температурную стабильность.
Собственно, и применение PAG в качестве моторных масел – не новость. Перед Второй Мировой войной на них обратили внимание создатели авиационных моторов, которые тогда были исключительно поршневыми. Во время самой войны они использовались ВВС США в двигателях самолетов разного типа: истребителей P-38s («Лайтнинг» – тяжелый двухмоторный истребитель компании Lockheed), истребителей-бомбардировщиков P-47s (P-47 Thunderbolt производства фирмы Republic), и бомбардировщиков B-25s (North American B-25 Mitchell).
Огромные расстояния и, соответственно, большие наработки летных часов двигателей, заставили конструкторов искать решение, продлевающее их ресурс и межсервисный интервал. Дело в том, что раньше воздушные бои велись вблизи от прифронтовых баз авиации, время жизни самолетов в воздухе было небольшим, и особой нужды в заботе о ресурсе не было – обычно самолет сбивали раньше, чем наступит износ. Но на Тихом океане надо было пролететь до тысячи километров перед вступлением в бой, а масса вылетов проходила впустую – противники просто не встречались. Вот тут и пригодились уникальные свойства PAG.
А чем же все это время занимались автопроизводители? Неужели они не обратили внимания на полиалкиленгликолевые масла? Конечно же, обратили – в 50-х годах, когда автовладельцы в разбогатевших после войны США стали ездить больше и дальше, не скупясь жечь дешевый бензин тоннами, производители автомобилей отметили уникальные свойства PAG в плане защиты двигателя. Эксперименты с PAG проводились вплоть до 70-х. С точки зрения основной функции масла результаты были хорошие, однако выяснились недостатки эксплуатационного плана.
В принципе, можно предположить, что при желании с гидрофильностью PAG химики могли справиться уже тогда. Однако выяснилась еще одна особенность – полиалкиленгликолевые масла в исходном виде не растворяются в других углеводородных основах. А теперь представим себе ситуацию, когда требуется долив масла, который выполнялся часто кем попало и когда попало: владельцем в гараже, заправщиком на заправке. Никак невозможно проконтролировать, чтобы владелец или механик случайно не долили в PAG-масло обычной минералки.
Очевидно, что наличие двух несмешиваемых основ в масле приведет к постоянным разрывам масляной пленки и очень быстрому выходу двигателя из строя – «стуканет» чуть ли не за первым поворотом. И сколько ни пиши предупреждений на крышке маслозаливной горловины, хоть табличку размером с коробку конфет рядом прикручивай – все равно случаи будут постоянно. А за ними, поскольку США страна юристов и прецедентного права – иски и бесконечные суды: не того цвета табличка, не на всех языках написано, нет подсветки таблички для замены масла в темноте, механик неграмотный… Поэтому от внедрения идеи в массовое производство решили отказаться.
Немного химии PAG
Полиалкиленгликоли образуются из газов, таких как окись этилена и окись пропилена, которые, в свою очередь, получают с помощью крекинга более длинных углеводородных цепочек из нефти или природного газа. Можно синтезировать окиси этилена и пропилена из возобновляемого сырья, такого как этанол или глицерин.
Полиалкиленгликоли имеют исключительно важное значение для получения специальных смазочных материалов, тормозных жидкостей, гидравлических жидкостей и СОЖ. Широко применяются как охлаждающие жидкости в системах охлаждения автомобилей, при обработке металлов, как тормозные и гидравлические жидкости. Применяются они в качестве высокотемпературных смазок и теплоносителей в бумажной, керамической, стекольной и других отраслях промышленности.
Для получения масел с высокими противозадирными свойствами в структуру полиалкиленгликолей вводят различные концевые группы ОН, алкокси- и алкиламино-группы. Их применяют в качестве смазочных масел специального назначения (например, для электродвигателей, оборудования в производстве мороженого) и в качестве смазочных масел для компрессоров, насосов, подшипников и трансмиссий, работающих в условиях высоких температур, а также для производства каучука.
Их получают в результате взаимодействия соединений, содержащих ОН-группы или другие активные атомы водорода (воду, спирты, диолы, полиолы, карбоновые кислоты, амины), с алкилен-оксидами (эпоксидами, циклическими радикалами) в присутствии специальных щелочных катализаторов. То есть, полиалкиленгликоли представляют собой полимеры окиси алкиленов.
Они могут использоваться в широком диапазоне температур, мало склонны к образованию отложений и способны стабилизировать продукты собственного разложения. Обладают прекрасными вязкостно-температурными свойствами и при нагревании не оставляют никаких отложений на деталях. На вязкостно-температурном графике полигликоли не дают прямых линий. Очень важен тот факт, что молекулярную массу и, следовательно, вязкость полиалкиленгликолей можно регулировать в узких пределах в процессе их получения.
Благодаря содержанию атомов кислорода они обладают лучшей растворяющей способностью по сравнению с углеводородами, а также сильным электрическим зарядом, определяющим «примагничивание» масляной пленки к смазываемым металлическим поверхностям. При использовании PAG снижается развитие усталостного износа в подшипниках качения и коробках передач, их свойства могут быть улучшены введением противозадирных присадок. По несущей способности эти масла превосходят минеральные.
При использовании полиэтиленгликолей в качестве моторных масел их высокая растворяющая способность предотвращает образование отложений за счет растворения в них образующихся осадков. Низкая зольность и отсутствие склонности к коксообразованию позволяют использовать полигликоли в качестве базовых масел для смазочных материалов, содержащих графит и дисульфид молибдена. В некоторых случаях вообще может применяться без детергентов и дисперсантов.
Наконец, химики нашли способ синтеза поилалкиленгликолей, при котором структура их молекул обеспечивает смешивание с углеводородными маслами, как нефтяными, так и синтетическими. А также снижает гидрофильность до значений, несущественных с точки зрения использования PAG в качестве моторных масел. При этом все преимущества PAG сохранены, а их немало. Выше мы уже упоминали о главных их них.
Еще раз отметим, что PAG характеризуются очень высоким индексом вязкости, то есть их вязкость меньше изменяется в широком диапазоне температур, чем у других базовых масел. А это значит, что можно использовать меньше присадок-загустителей. В нефтяные базовые масла добавляют специальные молекулы, представляющие собой очень длинные цепочки атомов. В холодном масле они плавают, скрутившись в микроскопические комочки, и никак не влияют на вязкость масла. Когда же масло нагревается, загустители распрямляются, и начинают сцепляться между собой, не давая маслу разжижаться слишком сильно.
Проблема присадок-загустителей в том, что они подвержены механическому разрушению – они попросту ломаются в процессе эксплуатации масла, соответственно его индекс вязкости падает. С PAG такой проблемы нет – эти масла сами по себе способны сохранить достаточную вязкость даже в нагретом двигателе. При этом PAG обеспечивают и более щадящий холодный пуск – это происходит именно благодаря поляризации. Заряженные молекулы притягиваются к металлу, поэтому минимальная масляная пленка остается на парах трения даже после длительной стоянки, и в первые мгновения после старта двигатель уже не работает «на сухую», что обычно является одним из основных факторов износа.
Низкая зольность PAG и отсутствие склонности к коксообразованию значительно снижают нагарообразование в двигателе. Особенно это заметно на дизельных двигателях, у которых при наличии сажевого фильтра декларируется интервал замены масла в 30 тыс. км. Практика эксплуатации подконтрольного редакции журнала autoExpert автомобиля Volkswagen Transporter Т5 на PAG-масле XENUM XPG показывает, что режим сероочистки сажевого фильтра включается вдвое реже. Это означает не только то, что сам фильтр прослужит дольше. Намного важнее, что меньше нагара образуется в самом двигателе, который режимом самоочищения не оснащен.
PAG-масло обладает большей теплоемкостью, чем PAO, поэтому значительно эффективнее охлаждает двигатель. Высокая стабильность и прочность (несущая способность и устойчивость к сдвигу) масляной пленки снижает нагрузки и потерю энергии в поршневой системе, что сказывается снижением расхода топлива. Что, учитывая его постоянно растущую стоимость, позволяет в определенной мере компенсировать более высокую стоимость PAG-масел.
Для сравнения, стоимость 4-х литров масла XENUM XPG равняются по стоимости 5 литрам PAO-масла той же марки. А ведь стоит учесть еще и экономию на продлении ресурса двигателя, хотя ее и трудно посчитать для конкретного автомобиля.
XENUM XPG PAG призвано защищать двигатель в самых экстремальных режимах работы, а при обычной ежедневной эксплуатации, работает, соответственно, на увеличение безопасного для двигателя интервала замены. А поскольку, как уже было сказано, обеспечена полная растворимость с другими углеводородными базами, масло может быть залито в двигатель после другого синтетического или полусинтетического масла – его остатки ничем не повредят сверх обычного (остатки загрязнений т.п.). При повторной же замене XENUM XPG можно уверенно рассчитывать на максимально возможную чистоту и защищенность мотора.
Подготовил Денис Петров
Опубликовано в журнале autoExpert №4`2016.
Использование материалов возможно только со ссылкой на источник.
Kroon Oil POLY TECH 5W40. Масло на PAG(OSP). Беспроблемное.
Рассмотрим еще одно необычное масло Kroon Oil POLY TECH 5W40
Заявлено маслорастворимые PAG (OSP), PAO и даже эстеры в составе…
Масло вновь необычного яркого чисто оранжевого цвета. Как одно из прошлых масел.
От 120С до 200С вновь щелкает и даже немного взрывается — это эстеры в составе.
Дымление начинается рано — 205-210С возможно PAG в составе испаряется так рано
И вновь с 230С до 300С что-то закипает и пузырится, возможно моющий растворитель.
Медь потемнела только при 280-285С — серы в масле очень немного, чистая синтетика.
При достижении 400С масло резко потемнело до темного черно-коричневого цвета…
Кипение происходит как обычно для ПАО масел — с пляшущим дымком на поверхности.
Обратите внимание на баночке конденсируется и стекает прозрачная жидкость! PAG?
После остывания масло как типичная отработка — чернющее, не просвечивается.
Раствор темный, черно-коричневый, свет не пропускает, но ничего не марает.
После удаления — в баночке образцово-показательная чистота! Очень неплохо.
Коррозии алюминия нет, коррозия стали средняя, коррозия меди средняя.
К сожалению масло не обладает антиокислительными свойствами, чернеет в хлам…
Характеристики продукта
ACEA A3/B4
API SN/CF
BMW Longlife-01
GM LL-B-025
MB 229.3/226.5
Porsche A40
Renault RN0700/RN0710
VW 502.00/505.00
Мне вообще сложно рекомендовать столь дорогие масла, с очень неординарным базовым составом и вообще без каких-либо реальных допусков. Скорее всего реальных допусков тут нет в принципе, PAG(OSP) не стандартизированы для использования в моторных маслах. Поэтому применять стоит исключительно на свой страх и риск.
ПАГ (PAG) масла
Полиалкиленгликолевые или ПАГ (PAG) масла– это продукты, отличающиеся очень высокой термической и окислительной стабильностью. При их способности эффективно работать в широких температурных диапазонах они примечательны тем, что практически не образуют коксовых отложений. Обладая низкими коэффициентами трения, ПАГ (PAG) масла отличаются очень хорошим уровнем теплопроводности. Их высокие противозадирные свойства гарантируют эффективную защиту от преждевременного износа подвижных элементов.
XPG 5W30
Специальное моторное масло на основе ПолиАлкиленГликолей (PAG) и эстеров
XPG 5W40
Специальное моторное масло на основе ПолиАлкиленГликолей (PAG) и эстеров
XPG 5W50
Специальное моторное масло на основе ПолиАлкиленГликолей (PAG) и эстеров
Syntix Delta G 5W30
Инновационное полностью синтетическое моторное масло
Syntix Delta G 5W40
Инновационное полностью синтетическое моторное масло
О масле «Новые технологии или просто русская смекалка?»
В дополнение к прошлым записям про масло: 1, 2, 3
После выхода цикла статей о моторных маслах вопросы все равно остались. Часто спрашивают меня: в итоге, что же выбирать?
Давайте вернемся к нескольким важным постулатам, так как обычные «спецы» засыплют Вас знаниями стандартов API, ASEA и прочих важных абревиатур, которые на всех современных маслах одни и те же, но при этом простой потребитель ни на грамм не просветлеет в своем понимании выбора.
Все производители авто масел ограничены требованиями производителей автомобилей. Последние же, помимо желания сократить стоимость эксплуатации на 1 км пробега, зажаты в последние годы жесткими экологическими требованиями, требующих введения решений которые снижают срок службы масла. Снижение зольности масла приводит к ослаблению моюще-диспергирующих свойств масла при стандартном интервале работы. Кроме того большая часть производителей используют в производстве более дешевые гидробазы, чем синтетические. Противоречие на противоречии.
С 2000 года развитие пакетов присадок масел идет не на повышение антиизносных и прочих защитных свойств масел, а на снижение воздействия на катализатор дожига выхлопных газов. Отсюда и снижение эфективности масел со сниженной зольностью в угоду экологии. Примеры приводил в предыдущих обзорах (статья в Авто Ревю).
Итак, что мы имеем. Сегодня существуют 4 типа масел на рынке:
1. Минеральное (чисто нефтяная основа)
3. Псевдосинтетическое (гидрокрекинговое, чисто нефтяное)
4. Синтетическое (честное).
Срок службы в условиях напряженной городской езды у минерального и псевдосинтетического (1 и 3) редко превосходит 5000 км, тогда как 2 и 4 легко выдерживают 10000 км. Кроме того, 1 и 3 типы масел склонны к нагарам при сгорании.
Проблема состоит еще в том, что у кого новые гарантийные автомобили, на сервисе используют стандартные сервисные интервалы, ориентированные производителем на стандартные европейские условия. Например севис БМВ долгое время менял масло в гарантийных автомобилях через 30000км, хотя оно срабатывалось уже к 7000 км. Отсюда большое число проблем с двигателями, что заставило сократить интервалы замены масла до 15000 км. Но и эти интервалы слишком большие в реальности.
Что предлагает в данном случае научно-технический прогресс?
Вот уже пару десятков лет в индустрии моторных масел нет заметного прогресса. В конце 70-х с изобретением синтетических PAO масел технологии сделали большой скачок в качестве. Затем широкое применение эстеровых базовых масел добавило свой вклад в технический прогресс. Но в 2000-х началась эра гидрокрекинга — улучшения обычных минеральных основ до уровня, приближающего к «синтетическим» маслам. Эти технологии не несли прорыва в качестве моторных масел, скорее позволяли экономить на сырье при производстве масел. То есть работу технологов направили не на рост качества масел, а на повышение рентабельности в отрасли.
Некоторое время назад промышленность получила новый вид смазки — PAG
полиалкиленглиголевое синтетическое масло, которое было настоящим прорывом именно при работе в тяжелых условиях и при высоких температурах. Вот пример работы PAG (полиалкиленгликолевого) масла в воздушных компрессорах при 600С в сравнении с минеральным маслом (слева).
Новое масло позволило продлить срок службы масла до 4 раз при лучшей защите от износа и идеальной чистоте от загрязнений. Единственной проблемой было то, что PAG не смешивался с другими типами масел и потому не мог использоваться в индустрии моторных масел до 2012 года, когда химики — разработчики придумали PAG-OSP — масло растворимые ПАГ масла.
И уже в конце 2012 на рынок вышло первое в мире синтетическое масло с PAG OSP — Kroon oil Poly Tech. Кто желает подробностей о PAG OSP- читать здесь
Что важно для понимания автолюбителя, технология PAG OSP решает проблему описанную выше. Увеличивается до 20000 км интервал пробега в городе, без проблемы потери чистоты двигателя, снижается износ, улучшается холодный запуск, улучшаются моющие свойства масла, и т.д. То есть то, что простые масла обычно теряют к 5-10 тыс. км пробега. Обратная сторона медали — более высокая стоимость.
А что насчет народной смекалки?
Голь на выдумки хитра. Все что нужно знать при выборе масла и расчете его интервала работы.
1. Остерегайтесь подделок, которые чаще всего бывают среди известных на слуху мегабрендов, обычно продаются на рынках но встречаются и в магазинах.
2. Если на этикетке не указано 100% синтетика или full synthetic, расчитывайте интервал замены по моточасам. Обычно гидросинтетические масла расчитаны примерно на 200 моточасов пробега (синтетические выдержат 400). Высчитайте свою среднюю скорость и получите желательный интервал.
3. Если вы меняли на сервисе масло через стандартные 15000 км пробега, то уже после 50000 км пробега у Вас наверняка накопились отложения. Не поленитесь промыть двигатель перед заливкой нового масла. Так же учтите, что после промывки двигателя, свежее масло вымоет остатки промывки и срок службы его немного уменьшится (примерно на 15-20%). Промывать двигатель каждую смену масла нет необходимости.
4. Кто то выбирает присадки к моторным маслам, например керамические (Нитрид Бора) или такие. Эти присадки удлиняют интервал замены масла. Но это так же удорожает масло.
Каждый способ имеет свои достоинства и недостатки. Выбор всегда за Вами.