profil adu by профильное обучение
Информационные технологии. 10 класс (Базовый уровень)
От авторов
Дорогие десятиклассники! Мы живем во время стремительных перемен, когда информатика становится важнейшей составляющей всей системы научного познания, определяет пути формирования информационного общества, основанного на знаниях.
В информатике выделяют такие разделы, как теоретическая и прикладная информатика. В учебном курсе представлены оба эти раздела.
Теоретическая информатика — фундаментальная составляющая информатики как учебного предмета. Общие закономерности протекания информационных процессов, основные понятия логики, теория алгоритмов и языки программирования — разделы, которые позволяют развивать у учащихся логическое и алгоритмическое мышление, воспитывать информационную культуру, формировать научное мировоззрение.
Прикладная информатика направлена на применение понятий и результатов теоретической информатики к решению конкретных задач в конкретных областях. Этот раздел информатики включает в себя архитектуру компьютера и компьютерных сетей, компьютерную графику, компьютерное моделирование, базы данных, информационные технологии и др. Изучение прикладной информатики направлено на формирование компьютерной грамотности — владения необходимым набором знаний и навыков работы на компьютере для обработки, хранения, передачи, получения и использования данных. Самой динамичной составляющей информатики является именно прикладная информатика.
Авторы учебного пособия и электронных приложений к нему постарались сделать так, чтобы вы смогли получить необходимые современному человеку знания и навыки в условиях стремительного изменения информационных технологий.
Материал параграфов разделен на две колонки. Цвет фона поможет вам разобраться в назначении размещенной на нем информации:
— основные материалы, обязательные для изучения;
— примеры, иллюстрирующие основные материалы;
— определения основных понятий;
— исторические сведения, информация об ученых, внесших вклад в развитие информатики, и другие интересные факты.
В учебном пособии и электронных приложениях используются следующие условные обозначения:
— вопросы и задания для проверки знаний;
— раздел «Упражнения» содержит задания, при выполнении которых используется компьютер;
— раздел «Упражнения» содержит задания для выполнения в тетради;
— раздел «Упражнения» содержит задания, при выполнении которых может быть использована информация, размещенная на Национальном образовательном портале;
* — упражнение или пример для любознательных.
Материал для повышенного уровня обозначен символом и размещен на Национальном образовательном портале (http://profil.adu.by).
В тексте некоторых упражнений вам будет предложено открыть файл. Это означает, что упражнение можно выполнить, используя файл, размещенный в соответствующем курсе на сайте http://profil.adu.by (путь: http://www.adu.by → «Электронное обучение» → «Профильное обучение», http://profil.adu.by → категория «Информатика / Інфарматыка» → курс «Информационные технологии. 10 класс (Базовый уровень)» или «Информатика. 10 класс (Повышенный уровень)». Зайти на сайт и скачать файлы к упражнениям можно также с помощью матричного QR-кода:
Имя файла для скачивания содержит номер параграфа и номер упражнения. Например, имя файла upr10_3 означает, что файл относится к третьему упражнению десятого параграфа. Также на портале размещены файлы с программами, рассмотренными в примерах. Такие файлы имеют имя pr3_1.pas (программа для примера 3.1).
Информатика. 10 класс (Повышенный уровень)
От автора
Дорогие десятиклассники! Мы живем во время стремительных перемен, когда информатика становится важнейшей составляющей всей системы научного познания, определяет пути формирования информационного общества, основанного на знаниях.
В информатике выделяют такие разделы, как теоретическая и прикладная информатика. В учебном курсе представлены оба эти раздела.
Теоретическая информатика — фундаментальная составляющая информатики как учебного предмета. Общие закономерности протекания информационных процессов, основные понятия логики, теория алгоритмов и языки программирования — разделы, которые позволяют развивать у учащихся логическое и алгоритмическое мышление, воспитывать информационную культуру, формировать научное мировоззрение.
Прикладная информатика направлена на применение понятий и результатов теоретической информатики к решению конкретных задач в конкретных областях. Этот раздел информатики включает в себя архитектуру компьютера и компьютерных сетей, компьютерную графику, компьютерное моделирование, базы данных, информационные технологии и др. Изучение прикладной информатики направлено на формирование компьютерной грамотности — владения необходимым набором знаний и навыков работы на компьютере для обработки, хранения, передачи, получения и использования данных. Самой динамичной составляющей информатики является именно прикладная информатика.
Авторы учебного пособия и электронных приложений к нему постарались сделать так, чтобы вы смогли получить необходимые современному человеку знания и навыки в условиях стремительного изменения информационных технологий.
Материал параграфов разделен на две колонки. Цвет фона поможет вам разобраться в назначении размещенной на нем информации:
— основные материалы, обязательные для изучения;
— примеры, иллюстрирующие основные материалы;
— определения основных понятий;
— исторические сведения, информация об ученых, внесших вклад в развитие информатики, и другие интересные факты.
В учебном пособии и электронных приложениях используются следующие условные обозначения:
— вопросы и задания для проверки знаний;
— раздел «Упражнения» содержит задания, при выполнении которых используется компьютер;
— раздел «Упражнения» содержит задания для выполнения в тетради;
— раздел «Упражнения» содержит задания, при выполнении которых может быть использована информация, размещенная на Национальном образовательном портале;
* — упражнение или пример для любознательных.
Материал для повышенного уровня обозначен символом и размещен на Национальном образовательном портале (http://profil.adu.by).
В тексте некоторых упражнений вам будет предложено открыть файл. Это означает, что упражнение можно выполнить, используя файл, размещенный в соответствующем курсе на сайте http://profil.adu.by (путь: http://www.adu.by → «Электронное обучение» → «Профильное обучение», http://profil.adu.by → категория «Информатика / Інфарматыка» → курс «Информационные технологии. 10 класс (Базовый уровень)» или «Информатика. 10 класс (Повышенный уровень)». Зайти на сайт и скачать файлы к упражнениям можно также с помощью матричного QR-кода:
Имя файла для скачивания содержит номер параграфа и номер упражнения. Например, имя файла upr10_3 означает, что файл относится к третьему упражнению десятого параграфа. Также на портале размещены файлы с программами, рассмотренными в примерах. Такие файлы имеют имя pr3_1.pas (программа для примера 3.1).
Profil adu by профильное обучение
2 ноября 2021 года в Национальном детском технопарке стартует восьмая образовательная смена. Программа обучения включает четыре учебные программы: «Зеленая химия» (на базе БГУ), «Робототехника» (на базе БНТУ), «Информационные и компьютерные технологии» (на базе БГУИР) и «Инженерная экология» (на базе БГТУ). К занятиям учащиеся приступят 3 ноября.
Заседание Совета руководителей учреждений дошкольного образования Гомельской области
29 октября 2021 года в онлайн-формате прошло заседание Совета руководителей учреждений дошкольного образования Гомельской области.
В ходе мероприятия главный специалист главного управления образования Гомельского облисполкома Дулуб О. А. определила роль членов Совета в совершенствовании управленческой деятельности руководителей учреждений дошкольного образования Гомельской области на современном этапе, отметила стороны, требующие повышенного внимания.
Определены победители областного конкурса работ исследовательского характера (конференции)
По итогам интеллектуальных испытаний дипломами главного управления по образованию Минского областного исполнительного комитета награждены 93 участника.
Школьные каникулы – период полезной досуговой деятельности, восстановления и накопления сил
В период с 31 октября по 7 ноября 2021 года в учреждениях общего среднего образования нашей страны проходят осенние каникулы. Каникулярный период должен стать для учащихся периодом полезной досуговой деятельности, восстановления и накопления сил.
Необходимо создать благоприятные условия для полноценного отдыха и оздоровления, снятия у школьников эмоционального и интеллектуального напряжения, обновления физических и духовных сил, укрепления здоровья.
Вебинар-практикум «Управление профессиональным развитием педагогических кадров в процессе аттестации в учреждениях образования»
С целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах организации и проведения аттестации в учреждениях образования Гомельской области 27 октября 2021 года состоялся областной вебинар-практикум «Управление профессиональным развитием педагогических кадров в процессе аттестации в учреждениях образования».
В мероприятии приняли участие руководители и методисты организаций, обеспечивающих методическое сопровождение образования, курирующие вопросы аттестации педагогических работников.
Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт святкуе сваё стагоддзе
Вядучай установе вышэйшай адукацыі нашай краіны – Беларускаму дзяржаўнаму ўніверсітэту – спаўняецца 100 гадоў.
Афіцыйнай датай пачатку дзейнасці БДУ лічыцца 30 кастрычніка 1921 года, калі адбыўся Акт адкрыцця Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта. Лекцыйныя заняткі пачаліся на наступны дзень. Студэнты мелі магчымасць навучацца на трох факультэтах: медыцынскім, грамадскіх навук і рабочым. Першым рэктарам з’яўляўся вядомы гісторык Уладзімір Іванавіч Пічэта.
Осенний молодежный интенсив «SMART Лидер»
С 1 по 6 ноября 2021 года Креативно-инновационный центр Минского государственного дворца детей и молодежи организует Осенний молодежный интенсив «SMART Лидер».
Цель проекта – создание условий для поддержания эмоционального и физического здоровья в городской среде, образования (приобретение знаний и навыков) подростков.
VI Съезд учителей и работников образования государств – участников Содружества Независимых Государств
В 27 по 30 октября 2021 года в Душанбе пройдет VI Съезд учителей и работников образования государств – участников СНГ. Организаторы мероприятия – Министерство образования и науки Республики Таджикистан при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств МФГС.
Актуальная информация
20 октября 2021 года стартует ХV Республиканский конкурс «Компьютер. Образование.
На национальном образовательном портале создан раздел «Международный культурно-гуманитарный.
В учреждениях общего среднего образования в октябре рекомендуется провести.
Национальный банк, Министерство образования и авторский коллектив Белорусского.
В 2018 году Республика Беларусь впервые приняла участие в исследовании PISA –.
29 июня 2021 года заместителем Премьер-министра Республики Беларусь, председателем.
В управление дистанционных образовательных услуг Национального института образования.
Национальный образовательный портал
Официальная группа национального образовательного портала adu.by
Национальный образовательный портал – это современный информационно-образовательный ресурс, который:
Показать полностью.
– создан для обеспечения комплексной (информационной, научно- и учебно-методической, консультационной) поддержки всех участников образовательного процесса на уровнях дошкольного, общего среднего, специального образования;
– нацелен на создание условий для многовекторной коммуникации педагогов, учащихся, их законных представителей, а также специалистов органов управления образованием, системы дополнительного образования взрослых, представителей общественности и др.;
– призван предоставить равный доступ к качественным образовательным услугам.
Национальный образовательный портал – открытый инструмент накопления и использования научной, научно- и учебно-методической, практико-ориентированной и другой информации, необходимой для организации образовательного процесса и управления им в учреждениях образования. Основными принципами его создания и развития являются:
– демократичность и коллегиальность (равноправное участие всех субъектов образовательного процесса в подготовке, обсуждении и использовании программного и методического обеспечения, представленного на портале; объединение усилий всех заинтересованных сторон для создания и развития сетевого педагогического сообщества на основе активного использования современных коммуникационных технологий);
– централизованность и системность (в части накопления, отбора, экспертной оценки образовательных ресурсов; подготовки контента для размещения на портале; периодичности и оперативности обновления материалов во всех разделах / сегментах портала);
– информативность и инновационность (включая реализацию современных технологий обучения; ориентированность на диалогичный тип коммуникации; постоянное обращение к высокотехнологичным ресурсам и средствам обучения, инструментам коммуникации и т.д.);
– открытость (свободный, но авторизированный доступ ко всем видам ресурсов портала);
– удобство навигации и дружественность информационной среды;
– непрерывность мониторинга функционирования портала.
Национальный образовательный портал – эффективное средство формирования имиджа дошкольного, общего среднего и специального образования Республики Беларусь.
Национальный образовательный портал запись закреплена
Национальный образовательный портал запись закреплена
В Национальном детском технопарке стартует восьмая образовательная смена
2 ноября 2021 года в Национальном детском технопарке стартует восьмая образовательная смена. Программа обучения включает четыре учебные программы: «Зеленая химия» (на базе БГУ), «Робототехника» (на базе БНТУ), «Информационные и компьютерные технологии» (на базе БГУИР) и «Инженерная экология» (на базе БГТУ). К занятиям учащиеся приступят 3 ноября.
Показать полностью.
Инженерная экология является новым образовательным направлением Национального детского технопарка. По словам его куратора, Лихачевой Анны Владимировны, заведующего кафедрой промышленной экологии Белорусского государственного технологического университета, кандидата технических наук, доцента, во время обучения «ребята научатся здесь и сейчас анализировать конкретные ситуации, которые приводят к возникновению экологических проблем, искать пути выхода, принимать решения по устранению этих самых трудностей».
В программу курса «Инженерная экология» входят: знакомство с источниками и факторами воздействия на окружающую среду; изучение классификации и общей характеристики мероприятий по охране окружающей среды; освоение методик сбора и оформления фактического материала по проблемам инженерной экологии; работа с приборами, оборудованием и прикладными компьютерными программами для обработки и анализа результатов исследования; решение прикладных задач: определение содержания тяжелых металлов в объектах, концентрации нитратов в воде, почве, продуктах питания, моделирование «парникового эффекта», определение сорбционных свойств природных материалов и др.
Учебная программа по каждому образовательному направлению рассчитана на 72 часа. Занятия будут проводиться 6 раз в неделю по 4 часа. Помимо того, учащиеся смогут освоить образовательные программы общего среднего образования по индивидуальным учебным планам.
Образовательная смена также предусматривает проведение спортивных и культурно-досуговых мероприятий, экскурсий.
Справочно: Обучение одаренных детей и молодежи в сфере науки, техники и технологии в Национальном детском технопарке проходит с января 2021 г. Проект разработан Министерством образования Республики Беларусь совместно с ведущими университетами страны, НАН Беларуси, Государственным комитетом по науке и технологиям во исполнение поручения Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, данного во время пленарного заседания II Съезда ученых Республики Беларусь в 2018 г. Сейчас он реализуется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 145 «О создании учреждения образования „Национальный детский технопарк“». К настоящему моменту обучение прошли 210 старшеклассников.
Национальный образовательный портал запись закреплена
Определены победители областного конкурса работ исследовательского характера (конференции)
По итогам интеллектуальных испытаний дипломами главного управления по образованию Минского областного исполнительного комитета награждены 93 участника.
Победителями XXIV Конкурса работ исследовательского характера (конференции) учащихся учреждений образования Минской области стали:
Показать полностью.
секция «Английский язык, филология, страноведение»
диплом I степени:
Дыбаль Илья, 11 класс, ГУО «Средняя школа № 6 г. Жодино»;
диплом II степени:
Кот Валерия, 11 класс, ГУО «Гимназия № 1 г. Дзержинска»;
Ромахович Карианна, 9 класс, ГУО «Узденская районная гимназия»;
диплом III степени:
Буйвило Александра, 10 класс, ГУО «Гимназия г. Клецка»;
Бокун Никита, 9 класс, ГУО «Несвижская гимназия»;
секция «Биология»
диплом I степени:
Ничай Полина, 9 класс, ГУДО «Борисовский центр экологии и туризма»;
диплом II степени;
Свойникова Анастасия, 11 класс, ГУО «Средняя школа № 2 г. Жодино»;
Левая Анна, 9 класс, ГУДО «Борисовский центр экологии и туризма»;
диплом III степени:
Геврасева Мария, 10 класс, ГУО «Средняя школа № 1 имени В. Ф. Купревича г. Смолевичи»;
Винокурова Стефания, 11 класс, УО «Минский государственный областной лицей»;
секция «География»
диплом I степени:
Пашковская Анна, 11 класс, ГУО «Средняя школа № 8 г. Борисова»;
диплом II степени:
Мазура Арцемій, 8 клас, ДУА «Сярэдняя школа № 9 г. Жодзіна»;
Хургина София, 9 класс, ГУО «Ивенецкая средняя школа» Воложинского района;
диплом III степени:
Иванова Ангелина, 11 класс, Луцкий Антон, 10 класс, УО «Минский государственный областной лицей»;
Дубинец Ксения, 9 класс, ГУО «Новосельская средняя школа Борисовского района»;
секция «Естественнонаучные дисциплины»
диплом I степени:
Салаш Анна, 7 класс, ГУО «Синявская средняя школа Клецкого района»;
диплом II степени:
Ларионова Анастасия, 6 класс, ГУО «Средняя школа № 4 г. Солигорска»;
Круглова Виктория, 6 класс, ГУО «Домоткановичская средняя школа Клецкого района»;
диплом III степени:
Гаврильчик Антонина, 6 класс, ГУО «Лошницкая гимназия Борисовского района»;
Господарик Екатерина, 7 класс, ГУО «Грицкевичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Несвижского района;
секция «Информатика»
диплом I степени:
Лихтар Анна, 11 класс, ГУО «Средняя школа № 11 г. Слуцка»;
Жарский Егор, 11 класс, ГУО «Средняя школа № 11 г.Слуцка»;
диплом II степени:
Соболев Никита, 8 класс, ГУО «Запольская средняя школа Червенского района»;
диплом III степени:
Гинюк Никита, 8 класс, ГУО «Рассветовская средняя школа Клецкого района»;
Жевлаков Андрей, 8 класс, ГУО «Гимназия № 1 г. Жодино»;
секция «История – культурное наследие и современность»
диплом I степени:
Ахрамович Дарья, 11 класс, ГУО «Сосновская средняя школа № 1 Любанского района»;
диплом II степени:
Герасимович Арина, 9 класс, Деревяго Полина, 9 класс, ГУО «Гатовская средняя школа» Минского района;
Климашевич Анна, 9 класс, ГУО «Учебно-педагогический комплекс Дещенский детский сад – средняя школа» Узденского района;
диплом III степени:
Бочарова Мария, 8 класс, ГУО «Средняя школа № 3 г. Березино»;
Воронец Яна, 11 класс, Володкевич Иван, 11 класс, ГУО «Нарочская средняя школа № 2» Мядельского района;
секция «История, краеведение»
диплом I степени:
Дудко Дмитрий, 5 класс, ГУО «Средняя школа № 2 г. Копыля имени Тишки Гартного»;
диплом II степени:
Балуш Светлана, 7 класс, ГУО «Вилейская гимназия № 1 „Логос“»;
Чурин Георгий, 7 класс, ГУО «Вилейская гимназия № 1 „Логос“»;
диплом III степени:
Бунцевич Полина, 7 класс, ГУО «Старобинская средняя школа Солигорского района»;
Пашко Татьяна, 7 класс, ГУО «Кухчицкий учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Клецкого района»;
секцыя «Лiнгвiстыка»
дыплом I ступені:
Андрыянава Валерыя, 11 клас, ДУА «Янавіцкая сярэдняя школа Клецкага раёна»;
дыплом II ступені:
Чыжэўскі Міхаіл, 10 клас, УА «Мінскі дзяржаўны абласны ліцэй»;
Шалак Паліна, 10 клас, Тарасенка Лізавета, 10 клас, ДУА «Сярэдняя школа № 4 г. Жодзіна»;
дыплом III ступені:
Іваноў Станіслаў, 9 клас, ДУА «Маладзечанская сярэдняя школа № 1 імя Янкі Купалы»;
Грыцэвіч Ксенія, 10 клас, ДУА «Старобінская сярэдняя школа Салігорскага раёна»;
секцыя «Лiтаратуразнаўcтва»
дыплом I ступені:
Канткоўская Ганна, 11 клас, Корнева Паліна, 11 клас, ДУА «Беларускамоўная гімназія № 2 г. Барысава»;
дыплом II ступені:
Курган Яраслаў, 11 клас, ДУА «Лошніцкая гімназія Барысаўскага раёна»;
Сяргей Анастасія, 11 клас, Каспяровіч Дар’я, 11 клас, ДУА «Гімназія № 7 г. Маладзечна»;
дыплом III ступені:
Ларчык Анастасія, 11 клас, ДУА «Гімназія № 1 г. Салігорска»;
Кравец Дар’я, 11 клас, Разумовіч Ганна, 11 клас, ДУА «Сярэдняя школа № 8 г. Жодзіна»;
секция «Лингвистика»
диплом I степени:
Зенькович Станислав, 10 класс, «Средняя школа № 3 г. Солигорска»;
диплом II степени:
Сташинская Алеся, 11 класс, ГУО «Сновская средняя школа» Несвижского района;
Степаненко Юрий, 10 класс, ГУО «Средняя школа № 3 г. Копыля»;
диплом III степени:
Ракушина Яна, 11 класс, ГУО «Синявская средняя школа Клецкого района»;
Сиверская Альбина, 10 класс, ГУО «Рассветовская средняя школа Клецкого района»;
секция «Литературоведение»
диплом I степени:
Шидловская Мария, 11 класс, ГУО «Прилукская средняя школа» Минского района;
диплом II степени:
Хартанович Николай, 11 класс, ГУО «Тимковичская средняя школа имени Кузьмы Чорного» Копыльского района;
Колмаков Константин, 10 класс, Шидловская Дарья, 10 класс, ГУО «Средняя школа № 25 г. Борисова»;
диплом III степени:
Меншикова Агнесса, 11 класс, Корнюшко Анна, 11 класс, ГУО «Лицей г. Борисова»;
Дёмина Алина, 8 класс, ГУО «Колодищанская средняя школа № 2» Минского района;
секция «Математика»
диплом I степени:
Клецко Любовь, 10 класс, ГУО «Гимназия № 1 г. Жодино»;
диплом II степени:
Астапенко Алексей, 8 класс, ГУО «Сорочская средняя школа Любанского района»;
Шувалова Елизавета, 8 класс, ГУО «Лошницкая гимназия Борисовского района»;
диплом III степени:
Пожарицкий Роман, 8 класс, ГУО «Гимназия № 1 г. Любани»;
Ермакович Софья, 11 класс, ГУО «Смолевичская районная гимназия»;
секция «Немецкий, французский, испанский языки, филология, страноведение»
диплом I степени:
Дичковская Екатерина, 11 класс, ГУО «Гимназия № 2 г. Слуцка»;
диплом II степени:
Корчевская Софья, 11 класс, ГУО «Гимназия № 1 г. Солигорска»;
Царь Алина, 9 класс, ГУО «Гимназия № 3 г. Молодечно»;
диплом III степени:
Янцевич Дарья, 10 класс, ГУО «Средняя школа № 4 г. Несвижа»;
Качан Евгений, 10 класс, ГУО «Средняя школа № 1 г. Старые Дороги имени Героя Советского Союза Ф. Ф. Куликова»;
секция «Трудовое обучение»
диплом I степени:
Мешекеф Вера, 8 класс, ГУО «Гимназия № 3 г. Солигорска»;
диплом II степени:
Александрова Алина, 9 класс, ГУО «Средняя школа № 1 г. Старые Дороги имени Героя Советского Союза Ф. Ф. Куликова»;
диплом III степени:
Шостак Данил, 9 класс, ГУО «Сейловичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Несвижского района;
секция «Физика. Астрономия»
диплом I степени:
Борейко Дмитрий, 11 класс, Кураков Иван, 11 класс, УО «Минский государственный областной лицей»;
диплом II степени:
Тесленок Янина, 11 класс, УО «Минский государственный областной лицей»;
Зенькович Егор, 11 класс, Германович Мария, 8 класс, ГУО «Гимназия № 1 г. Слуцка»;
диплом III степени:
Козловцев Евгений, 10 класс, Морозов Артем, 10 класс, ГУО «Несвижская гимназия», Холопица Виолетта, 11 класс, ГУО «Сейловичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Несвижского района;
Шалик Павел, 8 класс, ГУО «Клецкая средняя школа № 3»;
секция «Физико-математические дисциплины»
диплом I степени:
Губко Константин, 7 класс, ГУО «Гимназия № 10 г. Молодечно»;
диплом II степени:
Койко Демид, 5 класс, ГУО «Средняя школа № 2 г. Копыля имени Тишки Гартного»;
Коротченко Денис, Деревяго Егор, 7 класс, ГУО «Крупская районная гимназия»;
диплом III степени:
Пашко Екатерина, 6 класс, ГУО «Кухчицкий учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Клецкого района»;
Халимончик Илья, 6 класс, ГУО «Гимназия г. Фаниполя» Дзержинского района;
секция «Филология»
диплом I степени:
Шаршун Ганна, 6 клас, ДУА «Гімназія № 1 г. Дзяржынска»;
диплом II степени:
Кухарчик Ксения, 7 класс, ГУО «Несвижская гимназия»;
Букато Ксения, 6 класс, ГУО «Средняя школа № 1 г. Несвижа»;
диплом III степени:
Петровец Дарья, 6 клас, ГУО «Сновская средняя школа» Несвижского района;
Хацяноўская Лізавета, 6 клас, ДУА «Атраднаўская сярэдняя школа Любанскага раёна»;
секция «Химия»
диплом I степени:
Ганжа Елизавета, 10 класс, ГУО «Средняя школа № 3 г. Несвижа»;
диплом II степени:
Ланкевич Ксения, 8 класс, ГУО «Любковщинский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Столбцовского района;
Матусевич Юлия, 11 класс, ГУО «Гимназия № 1 г. Любани»;
диплом III степени:
Лобажевич Александра, 11 класс, ГУО «Клецкая средняя школа № 2»;
Шевчик Полина, 10 класс, ГУО «Клецкая средняя школа № 1»;
секция «Человек и современное общество»
диплом I степени:
Чаплинская Виктория, 9 класс, ГУО «Заславская средняя школа № 1» Минского района;
диплом II степени:
Дылевская Ирина, 2 курс, УО «Несвижский государственный колледж имени Якуба Коласа»;
Навицкий Алексей, 9 класс, ГУО «Средняя школа имени В. О. Криштопенко п. Крупский» Крупского района;
диплом III степени:
Вербицкий Арсений, 11 класс, Усик Мария, 10 класс, ГУО «Гимназия № 1 г. Старые Дороги»;
Юрочка Егор, 10 класс, ГУО «Мачулищанская средняя школа имени Героев Советского Союза Вдовенко И. Т. и Гомоненко Н. В.» Минского района.
Все участники второго тура конкурса получат свидетельство участника в электронном виде.
НИО
по материалам сайта МОИРО
Национальный образовательный портал запись закреплена
Школьные каникулы – период полезной досуговой деятельности, восстановления и накопления сил
В период с 31 октября по 7 ноября 2021 года в учреждениях общего среднего образования нашей страны проходят осенние каникулы. Каникулярный период должен стать для учащихся периодом полезной досуговой деятельности, восстановления и накопления сил.
Показать полностью.
Необходимо создать благоприятные условия для полноценного отдыха и оздоровления, снятия у школьников эмоционального и интеллектуального напряжения, обновления физических и духовных сил, укрепления здоровья.
При организации воспитательной работы в каникулярный период следует максимально учитывать условия, связанные с эпидемиологической ситуацией.
В текущем году Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения во взаимодействии с Министерством образования, Министерством спорта и туризма особое внимание уделяют организации работы оздоровительных лагерей.
На осенних каникулах в Беларуси в лагерях будут оздоровлены порядка 60 тыс. учеников. Наибольшая плановая потребность в такой услуге наблюдается среди детей Витебской области, где оздоровление пройдут около 11 тыс. учащихся. В Брестской, Минской областях и Минске – 9,5 тыс., 9,6 тыс. и 9 тыс. детей соответственно. Планируется, что в Гомельской области этой осенью оздоровятся 8,6 тыс. детей, в Гродненской – 5 тыс., в Могилевской – 7,5 тыс. школьников.
Будут работать лагеря с дневным пребыванием, или пришкольные (продолжительностью не менее шести дней), в межсезонье они пользуются большим спросом. Многие ребята смогут отправиться на каникулах и в лагеря с круглосуточным пребыванием по профилям, направлениям деятельности (в Минске и столичном регионе).
Стабильный интерес к дневным лагерям, как правило, проявляют родители, которые воспитывают детей младшего школьного возраста. Предоставленная государством возможность направить ребенка в такой лагерь по путевке, удешевленной за счет бюджетных средств, гарантирует, что учащийся будет досмотрен, накормлен и получит полезные знания, пока его родители заняты работой.
На оздоровление детей во время осенних каникул выделено более 1,5 млн белорусских рублей.
Для обеспечения максимально возможного оздоровительного эффекта и сохранения в дальнейшем работоспособности учащихся будет организовано проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в форме физкультурных праздников, дней здоровья и спорта, фестивалей на открытом воздухе, если это позволят погодные условия.
В каникулярные дни классные руководители продолжат оказывать педагогическую поддержку в реализации совместных интернет-проектов с учащимися (блог класса, электронная газета, видеоканал и др.), что также способствует активизации онлайн-общения и сотрудничества.
В помощь родителям и педагогам на сайте факультета социально-педагогических технологий УО «Белорусский государственный университет имени Максима Танка» действует онлайн-платформа «Родительский университет» https://roduniversitet.bspu.by, на которой представлены материалы по семейной педагогике, лучший опыт воспитания детей, видеосюжеты и др.
В дни школьных каникул воспитательные мероприятия предлагают учреждения дополнительного образования детей и молодежи. На сайтах Национального центра художественного творчества детей и молодежи (https://www.nchtdm.by), Республиканского центра экологии и краеведения (https://rcek.by), Национального детского технопарка (https://ndtp.by) размещена актуальная информация об условиях проведения республиканских мероприятий, которые будут проходить как в традиционном, так и в дистанционном формате.
Стоит задача использовать полностью ресурс дополнительного образования для того, чтобы даже те дети, которые не занимаются в учреждении, в режиме онлайн получили по запросам любой вид досуговой деятельности. Это мастер-классы, которые ребенок может непосредственно сам включить, посмотреть, что-то сделать.
Любой школьник может прийти на мероприятия, организованные учреждениями дополнительного образования, в том числе вместе с педагогом, родителями, посетить реализуемые в настоящее время выставочные проекты.
В системе дополнительного образования детей и молодежи Беларуси насчитывается 270 учреждений всех типов, в том числе 184 – многопрофильные учреждения, 86 – однопрофильные (в числе последних – 10 центров технического профиля, 14 – экологического, туристско-краеведческого – 38, спортивного профиля – 19 и др.). В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи функционирует 32,2 тыс. объединений по интересам, в которых занимаются более 390 тыс. учащихся.
Главное условие для качественного оздоровления учащихся при организации мероприятий в каникулярный период – создание для всех участников образовательного процесса развивающей среды с максимальным обеспечением безопасности.
Источник:
официальный интернет-портал
Министерства образования Республики Беларусь
https://edu.gov.by
Национальный образовательный портал запись закреплена
Вебинар-практикум «Управление профессиональным развитием педагогических кадров в процессе аттестации в учреждениях образования»
С целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах организации и проведения аттестации в учреждениях образования Гомельской области 27 октября 2021 года состоялся областной вебинар-практикум «Управление профессиональным развитием педагогических кадров в процессе аттестации в учреждениях образования».
Показать полностью.
В мероприятии приняли участие руководители и методисты организаций, обеспечивающих методическое сопровождение образования, курирующие вопросы аттестации педагогических работников.
Биран Татьяна Валерьевна, начальник учебно-методического отдела аналитической работы и менеджмента качества Гомельского областного института развития образования, открыла мероприятие, представила детальный анализ аттестационных процессов в Гомельской области в 2020/2021 учебном году и обозначила основные направления деятельности по организации аттестации в текущем учебном году.
В ходе вебинара-практикума участники познакомились с продуктивным опытом организации аттестации педагогических кадров Калинковичского района. Панораму опыта работы по организационно-методическому сопровождению аттестации педагогов ГУО «Калинковичский районный учебно-методический кабинет» представили Васильцова Инна Александровна, заведующий, и Ротько Надежда Минична, методист. Эффективные образцы опыта педагогической деятельности по профессиональному развитию педагогических кадров в процессе аттестации транслировали Ткач Елена Васильевна, учитель изобразительного искусства квалификационной категории «учитель-методист» ГУО «Средняя школа № 6 г. Калинковичи» и Деревянко Инна Константиновна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Антоновская средняя школа».
Губарева Наталья Викторовна, педагог-психолог ГУО «Ясли-сад № 16 г. Калинковичи», и Полуянова Елена Ивановна, педагог-психолог ГУО «Козенская средняя школа Мозырского района», в своих выступлениях сделали акцент на необходимости психолого-педагогического сопровождения аттестации педагогических работников и представили психотехнические приемы саморегуляции эмоционального состояния.
В ходе мероприятия участники имели возможность поделиться идеями и предложениями по каждому из обсуждаемых вопросов. Итогом работы стало создание присутствующими интерактивного плаката-памятки в помощь участникам аттестационного процесса.
Гомельский областной институт развития образования
Национальный образовательный портал запись закреплена
День открытых дверей на факультете экономики и финансов
Программа Дня открытых дверей на факультете экономики и финансов
30 октября 2021 года по адресу: г.Пинск, ул. Кирова, 24 (учебный корпус № 1)
материал взят с сайта Полесского государственного университета
Национальный образовательный портал запись закреплена
Городская конкурсная шоу-программа «Мистер Х-2021»
Минский государственный дворец детей и молодежи, отдел социокультурной деятельности, сектор Досуговый центр представляют городскую конкурсную шоу-программу «Мистер Х-2021»
В программе принимают участие 7 активных, творческих юношей в возрасте 15-18 лет, представители 6 районов города Минска (Советский, Первомайский, Фрунзенский, Московский, Партизанский, Ленинский).
Показать полностью.
Конкурс проводится в 2 этапа (тура):
— 1 – тур – районный – октябрь 2021 года
— 2 – тур – городская конкурсная шоу–программа, которая состоится 19 ноября 2021 года в 16:00 в театральном зале учреждения образования «Минский государственный дворец детей и молодежи».
Шоу-программа состоит из следующих туров:
1. Тематическая визитная карточка «Будем знакомы!». В данном конкурсе участник максимально презентует себя, раскрывая жизненные цели и перспективы. Время выступления до 3 минут.
2. Конкурс-импровизация «Свободный микрофон». Всем участникам даётся задание, которое выполняется без предварительной подготовки.
3. Творческий конкурс «Шоумены». Задача участника раскрыть свои сценические творческие способности: исполнить хореографический, инструментальный или вокальный номер, представить миниатюру/инсценировку, декламировать прозу или стихи, продемонстрировать цирковые, гимнастические номера. Время выступления до 5 минут.
В конкурсах 1 и 3 участники могут использовать помощь группы поддержки (педагоги, родители, дети) в подготовке и исполнении конкурсных заданий.
По итогам всей конкурсной шоу-программы жюри будет определён обладатель звания «Мистер Х-2021» и победители различных номинаций.
Зрительским голосованием будет выбран обладатель приза «Мистер зрительских симпатий».
Участники городской конкурсной шоу-программы «Мистер Х-2021» награждаются дипломами Минского государственного дворца детей и молодежи, а также ценными призами.
по материалам Минского государственного дворца детей и молодёжи
Национальный образовательный портал запись закреплена
Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт святкуе сваё стагоддзе
Вядучай установе вышэйшай адукацыі нашай краіны – Беларускаму дзяржаўнаму ўніверсітэту – спаўняецца 100 гадоў.
Афіцыйнай датай пачатку дзейнасці БДУ лічыцца 30 кастрычніка 1921 года, калі адбыўся Акт адкрыцця Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта. Лекцыйныя заняткі пачаліся на наступны дзень.
Показать полностью. Студэнты мелі магчымасць навучацца на трох факультэтах: медыцынскім, грамадскіх навук і рабочым. Першым рэктарам з’яўляўся вядомы гісторык Уладзімір Іванавіч Пічэта.
Зараз Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт – гэта 26 факультэтаў, навучальных інстытутаў і адукацыйных устаноў, чатыры навукова-даследчыя інстытуты, 191 кафедра, 46 студэнцкіх навукова-даследчых лабараторый, 41 навукова-даследчая лабараторыя, два навуковыя цэнтры, адзін стартап-цэнтр, 6 унітарных прадпрыемстваў, тры вучэбна-вопытныя станцыі, чатыры музеі, адзін навукова-тэхналагічны парк.
У БДУ навучаецца каля 30 000 студэнтаў, магістрантаў, аспірантаў, дактарантаў і працуе больш за 3 500 выкладчыкаў, з якіх больш за 210 дактароў навук і прафесараў, 1 000 кандыдатаў навук, а таксама 11 членаў-карэспандэнтаў, 8 акадэмікаў НАН Беларусі.
За стагоддзе сваёй дзейнасці Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт падрыхтаваў больш за 185 000 спецыялістаў, 4 700 кандыдатаў навук, 700 дактароў навук, больш за 15 000 замежных спецыялістаў, магістрантаў, аспірантаў. У ліку выпускнікоў – вядомыя вучоныя, акадэмікі, прафесары, лаўрэаты дзяржпрэмій, менеджары вышэйшага звяна буйных кампаній. Са сцен праслаўленай навучальнай установы выйшлі народныя паэты, заслужаныя дзеячы, прызёры Алімпійскіх гульняў.
Згодна з сусветнымі рэйтынгамі, БДУ ўваходзіць у 1 % найлепшых універсітэтаў свету, а таксама прадстаўлены ў 10 глабальных і 7 прадметных рэйтынгах, з якіх галоўны – «вялікая тройка» рэйтынгаў. У QS БДУ займае 295-е месца, U.S.News – 367-е, у прадметным Шанхайскім рэйтынгу БДУ з’яўляецца адзінай беларускай ВНУ, якая размяшчаецца ў дыяпазоне 201–300. Электронная бібліятэка БДУ ўваходзіць у тройку найлепшых універсітэцкіх рэпазіторыяў у свеце.
Асаблівае месца Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт займае ў сістэме навуковых арганізацый нашай краіны. Найбольш важнымі напрамкамі навуковых даследаванняў з’яўляюцца фармацэўтыка, хімія, біялогія, радыёэлектроніка, ветэрынарыя, вялікая ўвага надаецца развіццю касмічных даследаванняў. Дарэчы, БДУ стаў першай і пакуль адзінай установай вышэйшай адукацыі, дзе студэнты і супрацоўнікі факультэта радыёфізікі і камп’ютарных тэхналогій стварылі ўніверсітэцкі нанаспадарожнік BSUSat-1. Ён паспяхова запушчаны 29 кастрычніка 2018 года. Цяпер у БДУ створаны BSUSat-2. Яго запуск запланаваны на 2022 год.
3 25 кастрычніка 2021 года ў Беларускім дзяржаўным універсітэце праходзіць юбілейны тыдзень. На ўсіх факультэтах установы ладзяцца пашыраныя пасяджэнні саветаў. У мерапрыемствах удзельнічаюць кіраўніцтва, загадчыкі кафедр, ветэраны працы і супрацоўнікі падраздзяленняў. З нагоды юбілею супрацоўнікі факультэтаў атрымаюць узнагароды БДУ, профільных міністэрстваў і ведамстваў: граматы, ганаровыя граматы, падзячныя пісьмы ўніверсітэта і рэктара, а таксама нагрудныя знакі «100 гадоў БДУ».
Стагоддзе БДУ ўнесена ў спіс памятных дат ЮНЕСКА, што надае мерапрыемству міжнародны статус, пацвярджае значны ўклад універсітэта ў развіццё сусветнай адукацыі і навукі.
НІА
(выкарыстаны матэрыялы сайта http://www.bsu.by)
Национальный образовательный портал запись закреплена
Осенний молодежный интенсив «SMART Лидер»
С 1 по 6 ноября 2021 года Креативно-инновационный центр Минского государственного дворца детей и молодежи организует Осенний молодежный интенсив «SMART Лидер».
Цель проекта – создание условий для поддержания эмоционального и физического здоровья в городской среде, образования (приобретение знаний и навыков) подростков.
Показать полностью.
Во время обучения участники смогут выработать навыки эффективного общения, творческий и лидерский потенциал через участие в мероприятиях по различным направлениям работы (молодежное лидерство, ораторское искусство, эффективная коммуникация, профориентация, дизайн-мышление, волонтерство и т. д.).
Программа проекта поможет ребятам развить в себе такие лидерские качества как самостоятельность, креативность, нестандартность мышления, инициативность, умение брать ответственность за свои поступки, коммуникабельность.
Осенний интенсив «SMART Лидер» будет реализован на бесплатной основе на базе ресурсного центра молодежных инициатив «Ступени» по адресу: г. Минск, ул. Фрунзе, 2/4 ежедневно с 12:00 до 16:00. Возраст участников: 14–20 лет (включительно).
Чтобы стать участником проекта, нужно заполнить электронную заявку по ссылке: https://forms.gle/TuLTpXsCXxyjnEgRA и отправить ее организаторам не позднее 28 октября 2021 года.
С более подробной информацией о мероприятии можно ознакомиться здесь (https://mgddm.by/мероприятия/анонсы/document-23203.html).
Национальный образовательный портал запись закреплена
Детская архитектура будущего
В Национальном центре художественного творчества детей и молодежи с 26 октября по 20 ноября 2021 года проходит десятая Республиканская выставка-конкурс детского творчества “АрхНовация-2021”.
Показать полностью.
Организаторами выступили Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь и Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. Цель данного конкурса – повышение у учащихся интереса к архитектуре родного края, развитие детского архитектурно-художественного творчества, выявление и поддержка юных талантов. В этом году объявлены следующие номинации конкурса: “Живопись”, “Графика”, “Архитектурное макетирование”, “Художественная фотография”, “Видеоролик”, “Стрит-арт” и “Коллаж”. Возраст участников – от 4 до 20 лет.
Тематика работ выставки-конкурса: “Детская архитектура будущего”, “Парк будущего”, “Игровые площадки будущего”, “Яркий город”, “Строительство вчера, сегодня, завтра”, “Архитекторы Беларуси”, “Реставрация в Беларуси”. На заключительный республиканский этап конкурса-выставки представлено более 470 работ.
Жюри конкурса рассмотрело и оценило детские работы и определило 17 победителей, 47 призеров республиканского конкурса, а также авторов работ для награждения дипломами Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь и Национального центра художественного творчества детей и молодежи. Самая многочисленная по количеству представленных работ и интересная для учащихся оказалась тема “Детская архитектура будущего”. Раскрыта тема и в архитектурных макетах, и коллаже, особенно рисунках.
В своих работах участники изображали свое видение новых необычных детских зданий (детские сады, школы, центры), которые должны быть очень удобными, комфортными, продуманными до мельчайших деталей. Поразил своей изобретательностью макет “Школа искусств” Прохоренко Максима и Кохно Екатерины, учащихся объединение по интересам “Мир кожи” образцовой студии декоративно-прикладного творчества “Колорит” Центра творчества детей и молодежи “Ювента” г. Светлогорска и макет “Республиканский национальный художественно-культурный центр “Замок искусств” Найденковых Александра и Константина, учащихся объединение по интересам “Основы архитектуры” Центра технического и художественного творчества детей и молодежи Фрунзенского района “Зорка” г. Минска, а также, коллаж Тимофеева Константина “Центр развлечений”, учащегося объединение по интересам “Страна Чудотворье” Витебского городского центра дополнительного образования детей и молодежи.
В своих работах участники часто обращались к теме “Парк будущего”, демонстрировали свое видение детских парков, аквапарков, парков аттракционов и развлечений, и даже зоопарков.
Так, например, “Астрономический город” Антоненко Маргариты и “Подводный город” Коноваловой Софии, учащихся объединения по интересам “ART-перспектива” народной изостудии В.П.Покаташкина Гомельского государственного областного Дворца творчества детей и молодежи, “Экопарк для зверюшек” Груздова Константина, учащегося образцовой студии изобразительного и декоративно-прикладного творчества “Тон” Областного центра творчества г. Могилева, “Многофункциональный центр семейного досуга” Микитич Елизаветы, учащейся изостудии “Радуга” Минского государственного дворца детей и молодежи, макет “Арт-сфера” Жудро Софии, Тишковой Яна и Рахманько Елизаветы, учащихся объединения по интересам “Мастерята” Центра творчества детей и молодежи Минского района.
Работы, на тему конкурса “Архитекторы Беларуси”, говорят о том, что ребята хорошо знакомы с белорусскими архитекторами и их знаменитыми проектами, такими как Л.М. Левин, С.Д. Шабуневский, И.Г. Лангбард, В.И. Карако, Ю.С. Ананич и многими другими. Работы в номинации “Художественная фотография” представлены сериями работ, где показаны памятники архитектуры, архитектурные сооружения, поэтапное строительство зданий – от проекта и эскиза до воплощения. Интересными оказались работы в номинации “Стрит-арт”, где в своих работах учащиеся предлагали различные проекты росписи фасадов зданий и целых микрорайонов, представили интереснейшие проекты с использованием работ М.Шагала, абстрактные росписи или росписи, посвященные обрядовым праздникам.
Например, проект Урбеля Тадеуша триптих “К моему городу Витебску” учащегося образцовой детской изобразительной мастерской “Маленькие волшебники” Витебского областного дворца детей и молодежи восхищает своим переосмыслением творчества Шагала и его роли в жизни города Витебска.
Особенно порадовали работы в номинации “Видеоролик”, где в своих работах учащиеся рассказывали о истроческих достопримечательностях своей местности (“Шкловская ратуша” Черкасовой Василины, учащейся гимназии г. Шклова), росписывали стены (“Уличный художник Евгений Сосюра” Акинчиц Полины, учащейся объединения по интересам “Калейдоскоп” Областного центра творчества г. Могилева), мечтали о школе будущего (“Школа будущего” Сивак Александры, учащейся средней школы №9 г. Могилева) и раскрывали понятие “реставрация” (“Реставрация в Беларуси”, учащихся Мацкевич Потапа, Мацкевич Савелия и Дьякова Романа, объединения по интересам “Мастерская впечатлений” Центра дополнительного образования детей и молодежи “Виктория” г. Минска).
Конкурс по-прежнему интересен юным учащимся творческих объединений со всей республики. Мы готовы поддерживать молодые таланты, отлично понимая, что именно за ними будущее. Ведь сегодняшние участники могут прийти на смену нашим нынешним мэтрам в архитектурной и строительной сфере.
по материалам Национального центра художественного творчества детей и молодежи