шамордино монастырь иконы вышитые бисером
Вышитые иконы Шамордино. Калужская икона
Вышитые иконы Шамордино. Калужская икона Божией Матери.
В Казанском соборе Шамординской обители стоят иконы написанные и вышитые бисером насельницами монастыря.
Благословенна святая земля Калужской епархии, поэтому особое почитание православных паломников к иконе Божией Матери Калужская.
Явление Калужской иконы Божией Матери произошло в 1748 году в селе Тинькове, рядом с Калугой, в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово. Две служанки Хитрово перебирали на чердаке его дома старые вещи. Одна из них, Евдокия, отличавшаяся несдержанным нравом, позволила себе резкие и даже непристойные речи. Подруга стала увещевать ее и во время пререканий среди вещей случайно обнаружила большой сверток сурового холста. Развернув его, девушка увидела изображение женщины в темном одеянии с книгой в руках. Приняв изображение за портрет монахини и желая образумить Евдокию, она пригрозила ей гневом игумений. Евдокия ответила на слова подруги бранью и, поддавшись раздражению, плюнула на лик. Тотчас же с ней случился припадок, и она упала без чувств. Испуганная подруга рассказала о случившемся в доме. В следующую ночь родителям Евдокии явилась Царица Небесная и открыла им, что это над Ней кощунственно смеялась их дочь и повелела им совершить молебен перед поруганной иконой, а больную окропить освященной на молебне водой. После молебна Евдокия выздоровела, и Хитрово взял чудотворную икону в свой дом, где от нее обильно источались исцеления прибегающим к ней с верой. Впоследствии икону перенесли в приходский храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Калужке. В Калугу был отправлен список с нее. В настоящее время она находится в кафедральном соборе Калуги.
18 июля/31 июля
Празднество на этот день установлено и совершалось в Калуге как благодарственное воспоминание спасения города от холеры 18 июля 1892 года.
Празднование совершается также и в 1-ое воскресение Петрова поста.
02 сентября/15 сентября
Через эту икону Матерь Божия не раз проявляла Свое покровительство Русской земле в тяжелые для нее времена. Празднование Калужской иконе 2 сентября установлено в воспоминание избавления от моровой язвы в 1771 году.
12 октября/25 октября
Празднование 12 октября установлено в память спасения Калуги от нашествия французов в 1812 году. В 1812 году многие русские и французские солдаты видели образ Калужской Божией Матери, стоявший в воздухе. Так было около Калуги и под Малоярославцем. Во время таких явлений всегда побеждали русские войска. Этого видения удостоилась также крестьянка Параскева Алексеева.
Тропарь
Иконе Божией Матери Калужская
Заступнице от враг иноплеменных Необоримая Калужския земли, / и Избавительнице от смертоносныя язвы Милостивая! / Избави рабы Твоя от всяких бед и болезней, / с верою и любовию прибегающия к чудотворней иконе Твоей, / и спаси души наша.
Величание
Иконе Божией Матери Калужской иконе Божией Матери
Величаем Тя, / Богородице Дево, / и почитаем чудотворную икону Твою, / еюже благоволила еси спасти землю Калужскую / от нашествий вражиих и всегубительных болезней.
Шамордино: красота снаружи, чудеса внутри!
Доброго всем времени!
Всё-таки прав был классик, сказавший: «А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта». Не знаю, как он узнал, но так оно и есть! )
Всё началось с того, что из просторов интернета узнал: земля Калужская весьма богата на храмы и монастыри всяческие. И, более, того, один из самых именитых — находится неподалёку, близ деревни Шамордино. Собственно, в обиходе и сам монастырь носит такое же название. Ну, а если придерживаться официальностей, то это — «Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь Шамордино».
— Чем знаменит монастырь? — спросите вы. А я вам отвечу:
— Своими вышитыми иконами!
Может, для кого-то, это и не самый весомый аргумент, но не в нашем случае. ) Супруга уже давно занимается вышиванием бисером больших икон и посмотреть на творчество коллег по цеху — всегда интересно. Тем более, что в Шамордино бисером вышивают храмовые иконы. Кто не в курсе: это полотно, размером в метр-полтора.
Вечер ушёл на то, чтобы прокинуть маршрут и наметить ориентиры. А остальное — дело техники и нафигатора.
Дорога на Козельск — не из широких: полоса туда, полоса оттуда. Но вполне приличного качества. Местами вокруг трассы располагаются деревушки. Вполне такие аккуратные деревушки. Где в любое время можно приобрести сельхозпродукцию или сувениры а-ля народный промысел. Так как мы ехали в конце августа, то вдоль ворот выстроились аккуратные ряды тыкв. Причём, насыщенного ярко-оранжевого цвета! Я такие и не видел нигде. Разве что на картинках. У нас, завсегда, были тыквы жёлтого цвета. )
К слову о дороге: от основной трассы к монастырю необходимо пробраться сквозь деревушку. Вот там дорога — не из лучших, но и не настолько расхристанная, чтобы оставитть в ней подвеску. Проехать можно даже на обычном седане. Зато наградой вам будет — замечательные виды и, собственно, строения монастыря.
Возле монастырской стены — достаточно места для парковки авто. Не знаю, как тут по великоцерковным праздникам, может, и не протолкнуться. Но в другие дни — вполне себе вольготно.
При входе на территорию монастыря вас встретит табличка-предупреждение: «Фото- и видеосъёмка на территории монастыря запрещена»! Вот так вот. Не знаю, кто и с какими мыслями повесил эту табличку, но сделал он это зря! Сама архитектура и открывающиеся виды таковы, что сложно удержаться от того, чтобы не запечатлеть на память. Собственно, все так и делают: кто-то украдкой, кто-то — особо не стесняясь и не заморачиваясь. На мой взгляд, табличку надо заменить на «Без фото выходить ЗАПРЕЩАЕТСЯ»! Ну, разумеется, в рамках разумной дозволенности. Может, внутри храма и нельзя фотографировать. В кельи, или там, трапезную, посторонним вход и так воспрещён. Но то, что снаружи-то, почему бы и не запечатлеть для памяти и рассказов за самоваром?
Добавлю в рассказ немного летописи: «…Весь Шамординский монастырь построен на средства богатейшего чаеторговца купца Сергея Васильевича Перлова и его жены Анны Яковлевны. Казанский собор, трапезная, сестринский корпус, больница и другие постройки – всё выдержано в одном стиле и выполнено из красного кирпича. До посещения монастыря я не представлял и не знал, что из обычного кирпича можно творить такие узоры.
…Архитектор Казанского собора – Сергей Шервуд, сын Владимира Шервуда, который построил здание Исторического музея в Москве на Красной площади. Казанский собор в Шамордино его собрат, и по размерам тоже грандиозен«. Согласитесь, нынешним «купцам» есть чему поучиться у купцов того времени. В такие моменты, почему-то, совершенно иначе воспринимаются события столетней давности. Да и эйфория революционной страны «рабочих и крестьян» перестаёт впечатлять. Но это — так, лирическое отступление…
Ориентироваться в самом монастыре не сложно. Во-первых, по всем туристическим маршрутам проложены дорожки. А во-вторых — имеется указатель, с подробным описанием строений и планировки территории.
Несмотря на, более чем, почтенный возраст — монастырь основан в 1884 году — выглядит всё достаточно добротно. А при реставрации и благоустройстве не чураются современных материалов. Главное, чтобы всё выглядело в тему и гармонично.
История самого монастыря достаточно интересная, чтобы не упомянуть её в своих «Записках путешественника». Итак, «… ещё, когда маленький хуторок около деревни Шамордино принадлежал небогатому крестьянину, Оптинский старец Амвросий уже внутренним зрением видел здесь монастырь и знал, каким образом он появится…
Этот крестьянин ушёл в Оптину пустынь, а старца Амвросия попросил продать кому-нибудь его имение. При монастыре в то время жила монахиня Амвросия, в миру богатая помещица Александра Ключарева. У неё был сын, жена которого скончалась после родов, и две внучки-близняшки, которых она взяла к себе на воспитание. Девочки – Люба и Вера – были похожи друг на друга как две капли воды и очень набожные. И вот для них то старец и посоветовал матушке купить землю в Шамордино, что она с радостью и сделала. Только вот план нового дома старец Амвросий нарисовал собственноручно и немного непонятно – зал попросить сделать в восточной части, и комнаты по-особому расположить. Матушка слушала, удивлялась, но дом построился, девочки стали там жить. Они очень любили играть, но – не в куклы, а в устраивание у себя разных богослужений. Старец про их игры сказал странную фразу: «Ничего, пусть молятся, ведь они знают, что туда готовятся». Девчонки болтали между собой, и в разговорах промелькнула мысль, что «после 12 лет им жить стоит и не хочется». И, действительно, в этом возрасте близнецы заболевают дифтеритом…
В своем духовном завещании матушка Амвросия просит, чтобы если вдруг что-то случится с её внучками, в Шамордино устроить женскую обитель …
Так на месте барского дома устроился храм – и план его соответствовал всем нужным для обустройства церкви требованиям…
В отношении икон скажу я вам: «Стоит, други мои, ох, стоит съездить в Казанский собор. Даже если вы глубокий атеист — поезжайте! Потому что такие вышивки встречаются в жизни не часто»!
Оговорюсь — я не нарушал покой святых. И не делал шпионских снимков. Я просто запомнил иконы, и отыскал их на просторах интернета. Конечно, можно купить набор открыток всех вышитых икон, но, поверьте, все эти репродукции — бледное подобие того великолепия, которое откроется перед вами. И от этого становится странным и непонятным тот факт, что в монастырской лавке посетителям предлагаются какие-то ширпотребовские вещи совсем уж никакого качества (( даже увезти в качестве памятного сувенира — нечего. Типографские иконки, пластиковые лампадки, серебряные крестики — всё это есть в каждой церковной лавке. А где иконы ручной работы? Та же вышивка? Пусть, не храмовые. Пусть — дорожные, но чтобы были!
Разговор же с монахиней, и вовсе, поверг в уныние — полчаса слушал пафосные изречения напыщенной «служительницы культа» о том, как «на одну из сестёр снизошло одарение и она вышивала иконы даже без эскизов и будучи ослепшей на один глаз. И висят эти иконы сто лет, и даже не меркнут и не выцветают. А все нынешние вышивальщики бисером — это от Лукавого. И нет в них света, и радости, и души, и вообще!«.
А фурнитура в тех иконах встречается — современная. Не всегда высокого качества, даже «made in China» и та имеется. Нет, я не умаляю заслуг и труда сестры-вышивальщицы. Но что ж загребать-то мирян в неисправимых идиотов, которые не могут отличить ручную роспись от машинной? В общем, хмыкнул я на её байки и пошёл смотреть далее.
Отдельно упомяну — на территории монастыря имеется три источника. Разумеется — все живительные! А как же иначе? Те, кто уловил сарказм в моих словах — правильно уловили. ) Я из тех людей, которые красят яйцы на Пасху и поздравляют друг друга с Рождеством. Однако ж похихикивают над всеми «Проявлениями воли Всевышнего» и с опаской косятся на человека, соблюдающего посты — «А не больной ли»? Но при всём при этом соглашаются с доводом: «И всё-таки что-то такое этакое над нами имеется»! Вот, после созерцания икон и кружевной архитектуры построек XIX века решили сходить к источникам. Приложиться к святому. Ну, я — естественно — ради галочки, ибо во все «святые воды» не верю категорически. Правда, один из источников заставил меня пересмотреть свои взгляды на непонятное…
Чтобы прояснить ситуацию — вернёмся немного в прошлое, к выезду из Калуги. Сам я желудочными и прочими внутренними недугами не хвораю. А тут, почти сразу после выезда, начал побаливать желудок. Не сильно, но крайне неприятно. В дороге погрыз печенюшек. Попил водички — боль не унималась, давящая такая боль. Пока доехали до монастыря — давить начало сильнее. Погуляли по монастырю, по храму. Повпечатлялись. Решили — а пойдём к источникам! а к тем источникам — ещё вниз спускаться метров 250-300. Вот же блин…
Болело здорово — аж в глазах темнело порой. Думаю, неужто не спущусь, раз приехал? С остановками, но спустился. Благо — на всём маршруте имеются площадки для отдыха, на которых имеются скамеечки. В общем, спустился. А обратно, думаю, как-нибудь выкарабкаюсь… к утру, но вылезу)))
Надо отметить, что обустроено всё добротно — основательный помост, обшитый деревом. Скамейки для отдыха. Столик, на котором можно наполнить водой из источника принесённые ёмкости. Там же — стальные кружки-ковшики для желающих испить водички. Есть обустроенная купель — мужчины и женщины окунаются в раздельных помещениях. Разумеется, источник располагается выше от купели. Так что воду для питья набирают до неё, а не после ))
Вот, добрался. И, как говорил знакомый медведь, из одного источника похлебал. Посидел на скамеечке, чтобы в глазах посветлело. Хмыкнул, мол, вот они, ваши чудесные источники.
Потопал к следующему. Он — по горизонту — метрах в трёхстах.
Иду да с семьёй рассуждаю на тему «Вода. Физические и химические свойства». Вспоминаю: «Вода — жидкость без цвета, вкуса и запаха. Универсальный растворитель»… дошлындал до второго. Уж не знаю, как он называется. Кстати, воды из него истекает меньше, чем из «Живоносного». Похлебал воды оттуда. А она — другая на вкус😕 Ну, я ж в советской школе учился. ПионЭром был. И если родная партия сказала: «Бога нет!», значит, и чудес быть не должно! Что ж с того, что вода на вкус иная? Да легко! Она в другом водоносном пласте располагается. Ай, да я! 🙂
Посидел, посмотрел на деревья вокруг. Желудок давит. Скепсиса — на двоих уже хватит))) пополз к третьему источнику (их там три). Это ещё метров 300 в горизонте. Иду и думаю: «Кажися, недалеко от монастыря был спуск в сторону низины. Может, он недалеко располагается? Я бы по нему и выполз…» Дошёл до третьего источника. Называется «Казанский источник». Воды — ещё меньше, чем из второго.
Вода — на вкус — отличается от первых двух. Но мы же — «Естествоведение» изучали, про водоносные горизонты все помним, да? ))) Ну, думаю, попью водички и, с долгими перерывами, полезу наверх, к машине; только надо попить «про запас». Попил. А боль возьми и утихни😮😮😮 реально! Перефразируя детского писателя: «Стала «вавка» затухать и затихла»! Да как так-то?! Но ещё пол-кружки воды набрал. Облокотился на перила… а вокруг — такая тишь, такая красотища! Дышится легко, солнышко греет. И — главное! — никакой боли… Ушла и больше не возвращалась ни разу) Обратно поднялся — на одном дыхании! С тех пор и пребываю в задумчивости: что ж это такое было-то? Можнете сказать, мол, вера лечит. Но — в том-то и дело: никакой веры — сплошная насмешка и скепсис. Теперь не знаю, как дальше зубоскалить-то?)))
Часть 5. Пред Пречистым Твоим образом
Милость и благословение Божией Матери. – Первая Божественная Литургия в восстановленном Казанском соборе.
Пресвятая Богородица, заступничеству Которой перед своей кончиной преподобный Амвросий вручил Шамординскую обитель, не оставляет ее Своим покровительством. В июле 1999 года по просьбе матушки игумении, с благословения Святейшего Патриарха в обитель была привезена епископом Людиновским Георгием (Грязновым) чудотворная Калужская икона Божией Матери из Троицкого кафедрального собора города Калуги. Целую неделю перед иконой Царицы Небесной возносили свои молитвы сестры и паломники. Десятого июля с ней прошли крестным ходом вокруг всего монастыря. С благоговейным трепетом сестры несли икону Владычицы, обращая к Ней свои теплые молитвы; всеми чувствовался особый духовный подъем.
Милость и благословение Шамординской обители Матерь Божия также явила Своим пришествием со Святой Афонской Горы в образе Казанской иконы. Этот образ Заступницы Усердной был написан для иконостаса Казанского собора настоятелем Святогорского Греческого братства келии святителя и чудотворца Николая «Буразери» и передан в дар монастырю 28 октября 1999 года. Знаменательно, что именно в этот день по завету основателя обители преподобного Амвросия в монастыре особо чествуется Пресвятая Богородица в Своей чудотворной иконе «Спорительница хлебов». Так как Казанский собор еще не был восстановлен, то подаренную икону временно установили у алтаря в храме преподобного Амвросия и ежечасно стали читать перед ней акафист. Так Матерь Божия укрепляла и вдохновляла сестер на дальнейшие труды во славу Божию.
3 апреля 2000 года, отслужив молебен, начали внутренние восстановительные работы в Казанском соборе. Но возникли большие трудности из-за архитектурной особенности алтарной части. До разорения монастыря, алтарь был устроен так, что отстоял от восточной стены храма на некотором расстоянии. Сама же восточная стена алтаря была деревянной с иконами, написанными масляными красками на стеклах. Его восстановление было крайне сложно из-за отсутствия чертежей, фотографий и аналогов алтаря. Но, с Божией помощью, все же велись работы по проектированию иконостасов и центрального алтаря собора. Здесь Пресвятая Богородица явила чудо: Ее икона, подаренная афонской братией, оказалась точно того размера, как запланировали сестры, составляя проект иконостаса. Греческие монахи за тысячи километров от Шамордина, писавшие икону Царицы Небесной, не знали точных размеров иконостаса, а сестры, работавшие над его проектом, не знали размеров иконы.
К приближающемуся столетнему юбилею освящения Казанского собора в нем были произведены фундаментальные работы. Во всем храме положили лаги и настелили черновой пол. Поставили конструкции пяти иконостасов, центральный алтарь отштукатурили и побелили, везде провели электричество, на хорах установили балясины, вставили ажурные окна. Сестры принимали посильное участие в строительных и отделочных работах. Была организована витражная мастерская, в которой изготавливались витражи для алтаря. Все внутреннее убранство его было устроено по благословению и при личном участии матушки игумении и батюшки Поликарпа. В праздник иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» из храма преподобного Амвросия Казанскую икону крестным ходом перенесли в собор, где после прочтения молитв малого освящения отслужили молебен с акафистом. И этот образ Царицы Небесной занял свое место в центральном иконостасе. Тогда же были установлены написанные в иконописной мастерской монастыря иконы Спаса Нерукотворного и Божией Матери «Одигитрия» и девять временных икон Деисусного чина, выполненные на картоне.
4 ноября 2002 года, в главный престольный праздник обители, в Казанском соборе была отслужена первая Божественная Литургия. Возглавлять это торжество пригласили наместника Оптиной пустыни архимандрита Венедикта с братией. С большой торжественностью совершили соборное служение. Все испытывали особую светлую радость. Главный храм обители наконец-то ожил, появилась долгожданная возможность совершать богослужение. После благодарственного молебна архимандрит Венедикт поздравил матушку игумению, сестер и всех присутствующих с праздником и передал в дар монастырю икону преподобного Амвросия с частицей мощей. По окончании богослужения, как и в былые времена, по мостику, соединяющему собор с трапезной, с чином о Панагии все прошли на праздничный обед.
Освящение собора Святейшим Патриархом Алексием II. – Награждение матушки игумении наперсным крестом с украшениями.
Святейший Патриарх Алексий II, бывая в обители, всегда интересовался восстановлением величественного Казанского собора. А в 1998 году, посещая монастырь, сказал, что в следующий раз приедет освящать этот собор, но тогда это казалось совершенно неосуществимым. Милостью Божией, это событие, эпохального для обители значения, совершилось 13 августа 2005 года. В июле стало известно о предстоящем посещении Святейшим Патриархом Оптиной пустыни и Шамордина. С особым волнением готовились к этой встрече. Основной заботой было подготовить храм к освящению. К этому времени иконописцы монастыря написали основную часть икон для центрального иконостаса и алтаря. По разработанным сестрами эскизам были выполнены чеканные украшения для иконостаса с элементами латунного литья. В пошивочной и вышивальной мастерских изготовлены облачения на престолы и жертвенники, воздухи и покровцы, катапетасмы. Собор приобрел еще более благолепный вид. Певчие, под руководством специально приглашенной преподавательницы регентской школы при Московской Духовной Академии, разучивали новые праздничные песнопения Литургии.
Накануне праздника в обители царило особое оживление, вносились последние штрихи. В алтарях делали необходимые приготовления для освящения, иконы и солею украшали живыми цветами, к западному порталу храма выкладывали красивый цветочный ковер. Много хлопот было в трапезной, одновременно кормили все прибывающих гостей и готовили угощение. Все желающие принимали усердное участие в приготовлениях к предстоящему торжеству. Всюду было празднично.
Вечером 12 августа Святейший Патриарх Алексий II прибыл в Оптину пустынь, где его встречали архимандрит Венедикт с братией, а также прибывшие к этому времени архиереи и игумении. Святейший Патриарх посетил Введенский и Владимирский храмы, где приложился к святым мощам оптинских старцев. В Оптиной пустыни Первосвятитель обсудил с матушкой игуменией предстоящее на следующий день освящение Казанского собора, уточнив, каким святым в нем будут посвящены приделы.
В этот же вечер в Шамордине в Казанском соборе по установленному чину священнослужителями обители было совершено всенощное бдение перед алтарем при затворенных царских вратах и закрытой завесе. Службу правили Обновлению храма, а также Казанской иконе Божией Матери, которой посвящен главный престол.
В самый день праздника утро в обители было особенно тихим и таинственным. Весь монастырь был окутан густым туманом, как благодатным облаком, через который светились лучи восходящего солнца. Сама природа, по мановению Божию, как бы предначинала торжество, в котором невидимо участвовала Церковь Небесная. Ясно ощущалось присутствие Пречистой Владычицы, Коей посвящены храм и обитель, и ее святых основателей, радовавшихся воскрешению этого величественного храма.
С пяти часов утра в Казанском соборе началось богослужение. Отслужив полунощницу и прочитав правило ко Святому Причащению, совершили водосвятный молебен. Затем духовник обители, архимандрит Поликарп, в предшествии диакона с возжженной свечой, перенес святые мощи в храм преподобного Амвросия, которые пребывали в нем до положения их под новоосвященный престол Казанского собора.
Сослужить Первосвятителю в освящении храма прибыли митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Людиновский Георгий, архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, епископ Дмитровский Александр, епископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт с братией, наместник Тихоновой пустыни архимандрит Тихон.
Ближе к 8 часам утра стали съезжаться и другие почетные гости: игумения Филарета, настоятельница подворья Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря в Москве, игумения Викторина, настоятельница Богородице-Рождественского монастыря, игумения Феврония, настоятельница Свято-Введенской Островной пустыни, а также губернатор города Калуги Анатолий Дмитриевич Артамонов с супругой.
В трепетном ожидании приезда Святейшего Патриарха все собрались около храма. Наконец-то настала долгожданная минута, и под торжественный колокольный звон Его Святейшество проехал через святые врата к западному входу Казанского собора, где его встречали хлебом-солью матушка игумения с сестрами, гостями и паломниками. В храме Святейшего Патриарха ожидали в полном облачении архиереи, священнослужители обители и Оптиной пустыни. Духовник обители архимандрит Поликарп преподнес Предстоятелю напрестольный крест. Приложившись к кресту и благословив священнослужителей и всех присутствующих, Святейший Патриарх прошел к солее. Поклонившись аналойным иконам Спасителя и Матери Божией, он с амвона вновь благословил всех молящихся. Затем Первосвятитель проследовал в центр храма на архиерейскую кафедру и при пении хора псаломских стихов «Да возрадуется душа моя о Господе…» облачился в богослужебные ризы.
Перед началом освящения храма Святейший Патриарх произнес краткое слово о его порядке: «…В молитвах, которые читаются в чине великого освящения храма, мы молимся о том, чтобы благодать Господня пребывала бы с этим местом. Чтобы те, которые будут приходить в этот храм на общую церковную молитву, получали бы и черпали благодать Господню…». В чинопоследовании великого освящения храма есть священнодействия, сближающие его с Таинствами Крещения, Миропомазания и Священства. Поэтому, как и в этих Таинствах, при освящении храма употребляются святая вода и миро, а священнослужители облачаются в белые одежды. Через эти священнодействия храм вновь обретает дух жизни, становится вместилищем Духа Божия.
Затем началось само тайнодействие освящения престола, во время которого Святейший Патриарх лицом к народу велегласно произнес молитву, взывая ко Господу, живущему в неприступном свете, имеющему престолом небо, подножием землю, Который дал начертание Моисею для скинии, Соломону же широту сердца для устроения храма, а святым апостолам – благодать нового служения в духе и истине, и через которых распространил Свою Церковь по вселенной для принесения Бескровной Жертвы, в Славе Своей и Единородного Сына и Святого Духа; и молил, да не возгнушается Он ныне наших грехов и не разрушит с нами Своего Завета, но ниспошлет Духа Своего Святого в освящение храма и исполнит место селения Славы Своей, украсит божественными дарованиями и соделает пристанищем немощных, прогнанием бесов; а также о том, чтобы день и ночь были открыты уши Господни и молящимся в этом храме, со страхом и благоговением, наверху исполняя просимое внизу, и чтобы этот новозаветный жертвенник прославился более ветхозаветного; Бескровные Жертвы, возносясь от него к мысленному Пренебесному Жертвеннику, приносили бы благодать свыше, ибо дерзаем не на служение рук наших, но на неизреченную благость Божию. По прочтении молитвы Святейший Патриарх в сослужении архиереев и священнослужителей трижды омыл престол святой водой, соединенной с вином и розовой водой. Поскольку на освящаемом престоле должна возобновляться Голгофская жертва, а Голгофа омыта кровью и водой, истекшими из ребра Спасителя, то святая вода, соединенная с вином и розовой водой, крестообразно возлитая на престол, сообщила ему чистоту и благоухание, свойственные святыне.
Затем Предстоятель помазал престол святым миром и трижды возгласил: «Аллилуиа». А хор пропел псалом Давидов: «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе; яко Миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его, яко роса Аермонская, сходящая на горы Сионския; яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века». После этого престол облачили в белые одежды. Как после Крещения и Миропомазания человек облекается в белые одежды, так и престол облачается после омовения и помазания святым Миром. Облачение престола совершается сообразно с двояким его значением: гроба Господня и престола Божия, – мест присутствия Господа.
Одновременно с главным престолом освящались и два придела собора. Правый придел, в честь святителей Николая Мирликийского Чудотворца и Амвросия Медиоланского, помогал освящать архиепископ Павел, а левый, в честь священномученников Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского, – архиепископ Максимилиан. Далее Святейший Патриарх окропил престолы, жертвенники и алтари святой водой. А затем сослужащие архиереи окропили весь храм и помазали крестообразно святым миром четыре его стены. После совершенных тайнодействий Первосвятитель возгласил: «С миром изыдем», и все торжественным крестным ходом, возглавляемым митрополитом Климентом, пошли за святыми мощами в храм преподобного Амвросия. Священнослужители и хор единодушно пели тропари святым мученикам: «Церковь Твоя, Христе Боже, украсившаяся во всем мире кровию мучеников Твоих, как пурпуром и багряницею, устами их вопиет к Тебе: ниспосли людям Твоим щедроты, даруй мир Твоему жилищу и душам нашим велию милость». «Как начатки существ Создателю всех творений, вселенная приносит Тебе, Господи, богоносных мучеников: Многомилостивый, молитвами их и Богородицы сохраняй в глубоком мире Церковь – Свое жилище». «Богу построен жертвенник (престол), но он не утвержден, пока не положены в его основание нетленные частицы святых мощей, ибо на костях мучеников утвердилась Вселенская Церковь в века кровавых гонений, и над их гробами были созданы первые христианские святилища. Церковь ликующая не забывает бедствий, постигших ее на протяжении всей ее истории и, как воин украшается своими ранами, она внемлет Откровению святого Иоанна Богослова, видевшего в духе на небесах, перед лицом Божиим, алтарь и под ним души убиенных за слово Божие и исповедание веры и хочет подражать на земле этому небесному видению», – пишет протоиерей Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя».
У западных врат Казанского собора крестный ход встретил Святейший Патриарх и принял дискос со святыми мощами у митрополита Климента. Хор пропел стихиры: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим» и «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников веселие, ихже проповедь Троица Единосущная».
Затем певчие вошли в храм, и за ними затворили двери. Святейший Патриарх со всем собором остался вне. После этого совершили один из самых возвышенных и таинственных обрядов нашей Церкви. Подобно тому, как при Вознесении Господа, когда открылись Ему небесные врата, ангелы, видя Его во образе человеческом, недоумевали, Кто есть Этот Царь Славы. Предстоятель, благословив имя Христа Бога, как бы от лица Его, воззвал к закрытым вратам: «Возьмите, врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь Славы!» Изнутри закрытого храма хор ответил ему, как бы из глубины неба: «Кто есть Сей Царь Славы?» Покадив дискос со святыми мощами, Евангелие, Крест, иконы и также священнослужителей на обе стороны, Святейший Патриарх снова воззвал: «Возмите, врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы», и хор вновь вопросил: «Кто есть Сей Царь Славы?» Первосвятитель тайно прочитал молитву, в которой молил, чтобы вместе с входом священнослужителей вошли и святые ангелы во врата храма. И после сотворения знамения креста, положенными на дискосе святыми мощами, велегласно возгласил в ответ на прозвучавший ранее вопрос: «Господь Сил, Той есть Царь Славы!» Когда хор повторил эти таинственные слова внутри храма, открылись двери Господу Сил, и Первосвятитель прошествовал в алтарь, где поставил дискос на престол. При пении хором тропаря «Якоже вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту святаго селения Славы Твоея, Господи. », покадив и помазав святые мощи Миром, вложил их в ковчежец с благовонной мастикой, который затем поставили на столбец под серединой престола, так называемое основание. «Так некогда Соломон, соорудив великолепный храм Богу Израилеву на высотах Иерусалима, с левитами и жрецами взошел на гору Сион, в город отца своего. Там из древней пустынной скинии подняли они ковчег Завета, устроенный Моисеем, и при пении псалмов Давидовых, прообразовавших это духовное торжество, с принесением бесчисленных жертв, внесли эту неприступную святыню – залог Завета Божия с Израилем – вовнутрь храма, в Святое святых, под крылья Херувимов. И внезапно весь храм наполнился облаком Славы Господней, светом нестерпимым для самих левитов, так что оставили они свои жертвы, а Соломон воззвал перед всем народом к Богу отцов своих», – пишет протоиерей Сергий Булгаков.
По возглашении протодиаконом «Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся!» Предстоятель со всем народом, преклонив колени, помолился Господу, Творцу света, обновившего нас через Сына Своего, по благодати Святого Духа, и благоволившего издревле обновлять Свое творение образами Нового Завета в синайской скинии и храме Соломонове, воззреть милостиво на рабов Своих в новом жилище Своей Славы и обновить их Духом Святым, даровать православным победы, священникам – мир и единомыслие, благочестивым же строителям храма – спасение и оставление грехов и дары духовные для поклонения Единому Богу и Господу Иисусу Христу, молитвами Богородицы и всех святых.
После совершения чина великого освящения храма началась Божественная Литургия. На малом входе патриарший протодиакон подвел матушку игумению к архиерейской кафедре. Святейший Патриарх сказал теплое слово, в котором отметил заслуги матушки настоятельницы в возрождении обители и пожелал: «…пусть Господь и дальше Своей благодатью, Своей помощью укрепляет и помогает Вам». И возгласил: «Аксиос!» Священнослужители, а за ними и хор по трижды пропели «Аксиос!» После этого Первосвятитель возложил на матушку игумению патриаршую награду – наперсный крест с украшениями.
В конце службы матушка игумения обратилась к Святейшему Патриарху со словом, в котором поблагодарила его за отеческую заботу об обители, за награждение ее крестом с украшениями. Она также сказала, что мы по своей немощи, являемся только свидетелями, а не участниками тех чудес, которые совершаются в обители. В знак благодарности матушка игумения преподнесла Святейшему Патриарху от всей обители святую просфору и две иконы, выполненные сестрами: писаную икону Пресвятой Троицы и вышитую Калужскую икону Божией Матери.
Святейший Патриарх, в свою очередь, поблагодарил матушку игумению, духовника обители отца Поликарпа и сестер за труды и отметил благолепие храма, который ему очень понравился:
«Собратья архипастыри,
всечестные отцы,
дорогие братья и сестры!
Я рад, что после семилетнего перерыва Господь вновь привел меня в Шамординскую обитель, и сегодня мы соборне освятили здесь этот величественный храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
Матушка игумения в своем слове сказала, что не нашими трудами совершается дело Божие. Мы часто повторяем слова псалма: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс. 113, 9). Потому что, действительно, чудом Божиим возрождаются порушенные в прошлом храмы и обители земли нашей.
Сегодня мы совершили освящение этого величественного храма, который был создан в дореволюционное время таким большим, чтобы он мог вместить всех насельниц обители (а их число было до 800) и многочисленных паломников, приходивших в обитель. Слава Богу, этот величественный собор сегодня вновь освящен. Отныне насельницы обители и люди, которые будут приходить в обитель как паломники, снова будут здесь в общей церковной молитве получать благодать Господню и чувствовать, что Господь посреди нас. Заступница Усердная всего рода христианского, Которой посвящен этот храм, Своими молитвами и Своим предстательством будет помогать богомольцам этого возрожденного храма.
Поздравляю всех вас с сегодняшним торжеством! Слава Богу, закончился период разрушения, и теперь новая страница в истории обители открывается с возрождением и освящением ее главного храма. Я еще раз хочу сказать слова благодарности и вам, матушка игумения, и отцу Поликарпу, который в течение 15 лет, будучи духовником обители и старшим священнослужителем, духовно поддерживал и укреплял сестер, помогал тому делу возрождения духовного, которое созидалось здесь. Я благодарю всех, кто помогал своими трудами, жертвами, своей любовью и своими молитвами возрождению этой порушенной святыни.
Семь лет тому назад, находясь в этом храме, трудно было даже себе представить, что он вновь приобретет тот благолепный вид, который имеет сегодня. В молитве, которая читалась на освящение храма, говорится: «пребывающыя в сем дому небоподобном». Действительно, мы чувствуем здесь, что небо открыто для молитвы, и что Господь и Пречистая Богоматерь слышат молитвы, которые возносятся в этом святом храме. Еще раз спасибо всем за труды, за подвиги по возрождению порушенной святыни!
Для Шамординской обители сегодняшний день – это день праздника. И я поздравляю матушку игумению, насельниц обители, всех, кто совершает здесь свое служение, с этим особым, памятным днем и желаю, чтобы милость Божия всегда пребывала с вами, и Господь давал бы вам силы, мужество и крепость совершать ваше служение и вести ко спасению тех людей, которые приходят сюда – одни ища иноческого жития, другие – совершая паломничество, приобщаясь к святыне, черпая духовные силы. Отрадно, что паломники из разных городов и весей вновь посещают обитель и уходят в свои дома, к своим семьям, к своим родным и близким, унося частицу благодати Божией, которую обретают здесь.
Я с особым чувством сегодня совершал и чин освящения этого храма, и Божественную Литургию, вспоминая прошлое бытие Шамординской обители и как бы прозревая ее будущее, которое открывается перед нами. Сегодня, возложив на вас, матушка игумения, крест с украшениями, я хочу вручить вам указ о награждении Вас этой высокой Патриаршей наградой. Я также хочу на молитвенную память передать Шамординской обители образ святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, с дарственной надписью на память о сегодняшнем дне нашего молитвенного общения, который будет памятен для всех нас – участников этого торжества…».
По окончании Божественной Литургии была праздничная трапеза. За обедом Его Святейшеству преподнесли изготовленный сестрами большой торт в виде Казанского собора. После трапезы Святейший Патриарх вручил наградные ордена и грамоты благотворителям монастыря.
Все были преисполнены светлой радости и особенного чувства сопричастности этому знаменательнейшему событию в истории возрождающегося монастыря. Их чувства и особенная духовная радость в этот день были такими же, как и без малого 103 года назад у тех, кто присутствовал при освящении этого, только что выстроенного храма.
И не может быть иначе, ведь этот храм был возведен на месте, указанном и размеченном преподобным Амвросием – основателем и устроителем этой обители, будущее которой ему было открыто Господом. И, как в те дни, вновь вспоминаются слова приснопамятного Филарета, митрополита Московского: «…все это было здесь, только сокрыто временем, все это было здесь, и теперь лишь, как драгоценное сокровище, сокрыто в драгоценном ковчеге…». По молитвам батюшки Амвросия, как и прежде, Господь посылает людей, оказывающих помощь обители.