Техническое обслуживание системы пуска двигателя автомобиля

Техническое обслуживание системы пуска двигателя

Техническое обслуживание системы пуска двигателя автомобиля

При ТО-2 проверяют крепление стартера и проводов к зажимам тягового реле, реле включения и провода от зажима реле к «массе». Подтягивают стяжные болты стартера. Снимают защитную ленту и проверяют состояние коллектора, щеток и их пружин, наличие пыли на крышке и щеткодержателях.

Техническое обслуживание системы пуска двигателя автомобиля

Пыль со щеткодержателей, крышки и коллектора удаляют сжатым воздухом. Замасленный или загряз­ненный коллектор протирают чистой тряпкой, слегка смоченной бензином. При большой загрязненности крышки, щеток, кол­лектора, сильном износе щеток и для устранения других дефектов снимают стартер с двигателя.

В стартере СТ-103 заливают в каждую масленку по 8.-.10 капель жидкого моторного масла. В других стар­терах подшипники смазывают перед сборкой жидким моторным маслом.

При подготовке автомобиля или трактора к зимней эксплуатации при очередном ТО-2 снимают стартер с двигателя и разбирают его для проверки состояния щеток и их пружин, коллектора, обмоток, деталей и узлов привода, подшипников, тягового реле. Для сох­ранения смазки в подшипниках не допускается промы­вать крышки керосином или бензином. После устране­ния дефектов стартер собирают, уделив особое внима­ние надежности крепления винтов опоры среднего подшипника.

Техническое обслуживание системы пуска двигателя автомобиля

После сборки проверяют легкость враще­ния якоря и регулируют привод шестерни. Затем про­веряют стартер на стендах КИ-968 и др.

15.5. Техническое обслуживание системы пуска двигателя

При ТО-2 проверяют крепление стартера и проводов к зажимам тягового реле, реле включения и провода от зажима, реле к «массе». Подтягивают стяжные болты стартера. Снимают защитную ленту и проверяют состояние коллектора, щеток и их пружин, наличие пыли на крышке и щеткодержателях.

Пыль со щеткодержателей, крышки и коллектора удаляют сжатым воздухом. Замасленный или загрязненный коллектор протирают чистой тряпкой, слегка йИОченной бензином. При большой загрязненности крышки, щеток, коллектора, сильном износе щеток и для устранения других дефектов снимают стартер с двигателя.

Техническое обслуживание системы пуска двигателя автомобиля

10 капель жидкого моторного масла. В других стартерах подшипники смазывают перед сборкой жидким моторным маслом. При подготовке автомобиля или трактора к зимней эксплуатации при очередном ТО-2 снимают стартер с двигателя и разбирают его для проверки состояния щеток и их пружин, коллектора, обмоток, деталей и узлов привода, подшипников, тягового реле.

Для сохранения смазки в подшипниках не допускается промывать крьццки керосином или бензином. После устранения дефектов стартер собирают, уделив особое внимание надежности крепления винтов опоры среднего подшипника. После сборки проверяют легкость вращения якоря и регулируют привод шестерни.

Техническое обслуживание системы пуска двигателя автомобиля

Затем проверяют стартер на стендах Э-211, 532-И, КИ-968 и др.

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ: Эксплуатация и ремонт электроустановокСмотрите также:

ТО техническое обслуживание системы питания дизельного двигателяТрудность пуска двигателя происходит в результате чрезмерного снижения давления при впрыске и уменьшении подачи топлива. Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании системы питания дизельного двигателя.

Техническое обслуживание системы пуска двигателя автомобиля

. Глава 2. Двигатель и системы обеспечивающие его работу.

2. 6. Система пуска двигателя.

Техническое обслуживание системы пуска двигателя автомобиля

Система пуска. Для пуска двигателя внутреннего сгоранияСтартер удобен в эксплуатации, значительно облегчает работу водителя, но требует квалифицированного обслуживания, обладает ограниченным У большинства автотракторных двигателей управление механизмами системы пуска — дистанционное из кабины водителя.

. Как только контакты реле замкнутся, включается электромагнитный топливный клапан 5. Одновременно загорается сигнализатор 4 в блоке сигнализаторов, сигнализируя о готовности системы к пуску двигателя.

Техническое обслуживание системы пуска двигателя автомобиля

. Система пуска включает аккумуляторную батарею, стартер, стартерную цепь и средства облегчения пуска двигателя. Сезонное обслуживание в северных районах предусматривает проведение всех работ ТО-2 и утепление батареи в зимнее время войлоком.

Техническое обслуживание двигателя, систем охлаждения и смазкиОсновные работы по техническому обслуживанию системы смазки, ЕО. Проверить уровень масла масломерной линейкой перед пуском двигателя и в пути при длительных рейсах и при необходимости долить его.

Техническое обслуживание системы пуска двигателя автомобиля

Подготовка двигателя к пуску. Перед пуском холодного двигателя…

Перед пуском холодного двигателя необходимо выполнить операции ежесменного технического обслуживания (ЕТО); удалить воздух из системы питания (если двигатель долго не работал) и заполнить ее топливом, используя для этого ручной насос
Система пуска

Техническое обслуживание системы пуска двигателя автомобиля

. Двигатель, системы питания и охлаждения. Устройство для облегчения пуска двигателя зимой.

При ЕТО проверяется действие систем. При ТО-1 очищают стартер, и реле включения от пыли, масла, и грязиПроверяют крепление стартера, состояние проводов и надежность контрольной цели, подтягивают гайки и болты.

При ТО-2 дополнительно продувают внутреннюю полость стартера воздухом. При каждом четвертом ТО-2 и регламентированном техническом обслуживании стартер снимают с двигателя, очищают от масла и грязи, разбирают, проверяют состояние щеток, щеточных пружин коллектора. Трущиеся поверхности промывают бензином. Осматривают контактный диск и головки контактных болтов, Резинотехнические изделия заменяют.

Техническое обслуживание системы пуска двигателя автомобиля

Все детали стартера должны быть чистыми. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателе. Высота щеток должна быть не менее 6 мм.

Усилие щеточных пружин должно быть не менее 1000-1400 гс. Подгоревший коллектор шлифуется мелкой шлифовальной шкуркой. Подгоревшие контактные болты в местах соприкосновения с диском зачищают или поворачивают на 180.

В процессе обслуживания крышки стартера и промежуточную опору вала не следует промывать бензином или керосином в избегании вымывания смазки из пористых бронзографитовых подшипников скольжения. Перед сборкой стартера подшипники и шейки вала якоря стартера смазывают индустриальным маслом И-40А, а ленточную резьбу вала якоря – маслом для двигателя.

Техническое обслуживание системы пуска двигателя автомобиля

Перед установкой защитного колпака резиновые уплотнительные кольца заменяют и смазывают тормозной жидкостью. Осевой люфт вала якоря не должен превышать ОД мм, Регулируют люфт установкой шайб на шейку вала якоря со стороны привода.

Стартеры закрытого исполнения после разборки проверяют на герметичность. С этой целью стартер опускают в пресную воду так, чтобы все части стартера находились в воде, а столб воды над стартером не превышал 50 мм. Через специальный уплотнительный кожух внутрь стартера подают воздух для создания в течение 5 минут избыточного давления 0,1-0,2 кгс/ем. Стартер считается выдержавшим испытание на герметичность, если в течении последних 3 минут отсутствует систематическое выделение пузырьков воздуха из одного и того же места стартера и реле. [5]Вывод по II главеТехническое обслуживание электрооборудования должно включать в себя работы, направленные на устранение, уменьшение или предупреждение нормальных физических износов, боевых повреждений, старения, а также и профилактические работы, направленные на обеспечение нормальной работоспособности изделий, поддержания их в постоянной боеготовности и сохранности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что межремонтные сроки, определенные нормативными документами, неоправданно короткие, количество операций слишком велико. Необходимо совершенствовать как сроки технического обслуживания, так и количество выполняемых работ.

Техническое обслуживание системы пуска двигателя автомобиля

Основной задачей технического обслуживания автомобиля является поддержание его в надлежащем внешнем виде и технически исправном состоянии. Основным отличием технического обслуживания от ремонта является то, что оно является профилактическим мероприятием. Что касается ремонта, то он выполняется при возникновении такой необходимости, т.

е. когда явно обозначилась какая-либо неисправность или поломка, затрудняющая либо исключающая возможность эксплуатации транспортного средства.

Техническое обслуживание включает в себя следующие виды работ: – смазочные;

Техническое обслуживание системы пуска двигателя автомобиля

Техническое обслуживание системы пуска двигателя автомобиля

Помимо перечисленных, при проведении технического обслуживания современного автомобиля могут выполняться и иные виды работ — в зависимости от марки машины, ее состояния, и иных специфических факторов. Отметим, что при техническом обслуживании не обязательно выполняются сразу все перечисленные виды работ — все определяется текущей необходимостью, условиями эксплуатации и рекомендациями завода-изготовителя. В зависимости от периодичности выполнения работ, их количеству, сложности и трудоемкости существуют следующие виды технического обслуживания автомобилей:

– ежедневное (ТО); – первое (ТО-1);

– второе (ТО-2); – сезонное (СО).

Техническое обслуживание системы пуска двигателя автомобиля

Задача ежедневного технического обслуживания заключается в том, чтобы поддерживать автомобиль в надлежащем внешнем виде, отслеживать его заправку топливом, маслом, иными расходными материалами и визуальный осмотр, а также контролировать обеспечение безопасности дорожного движения.

Первое и второе техническое обслуживание (соответственно ТО-1 и ТО-2) подразумевают выполнение крепежных, очистительных, смазочных, контрольно-диагностических и регулировочных работ. Их необходимо выполнять через определенный пробег автомобиля, в соответствии с указаниями, имеющимися в руководстве по эксплуатации. Кроме этого, важным фактором, влияющим на периодичность выполнения ТО-1 и ТО-2, являются условия эксплуатации автомобиля: тот же воздушный фильтр при езде по пыльным грунтовым дорогам следует менять чаще, чем при езде по качественному асфальтовому покрытию.

Что касается сезонного технического обслуживания, то оно выполняется два раза в год, чтобы подготовить автомобиль к эксплуатации в холодное и в теплое время года. Например, частью СО является «переобувание» автомобиля в зимнюю резину — перед наступлением холодного времени года, и в летнюю — по окончании зимнего сезона. В некоторых российских регионах (как правило, северных) вместо летнего моторного масла заливают зимнее, в преддверии зимы многие водители выполняют антикоррозийную обработку кузова, и т.д.

Техническое обслуживание системы пуска двигателя автомобиля

Техническое обслуживание № 1 (ТО-1), стартера заключается в периодической подтяжке креплений проводов и очистке наружных поверхностей от загрязнений. Для обеспечения надежной работы стартера рекомендуется через каждые 45 000 км пробега проводить техническое обслуживание №2 (ТО-2):

– снять стартер с двигателя, осмотреть состояние коллектора, рабочая поверхность которого должна быть гладкой и не иметь подгаров. В случае загрязнения или подгара коллектор протереть тряпочкой, смоченной в бензине или керосине с последующей протиркой. Если подгар не устраняется протиркой зачистить коллектор мелкой шкуркой.

В случае сильного подгара якорь вынимают и протачивают; – проверить электро-щетки на свободное, без заеданий перемещение в щеткодержателе;

Техническое обслуживание системы пуска двигателя автомобиля

– замерить высоту электро-щеток и при необходимости заменить; – проверить затяжку винтов, крепящих наконечники щеточных канатиков к щеткодержателям, и при необходимости подтянуть их;

– проверить состояние контактов реле стартера. При подгаре рабочих поверхностей болтов и диска их необходимо зачистить шлифованием шкуркой. При большом подгаре контакты болтов и диска можно зачистить напильником с последующей шлифовкой мелкой шкуркой.

При зачистке необходимо следить, чтобы не нарушилась параллельность контактных поверхностей болтов и диска. При значительном износе контактных поверхностей болтов их нужно повернуть вокруг своей оси на 180? а контактный диск перевернуть на другую сторону.

Техническое обслуживание системы пуска двигателя автомобиля

Имеющиеся оплавления по периметру болтов и диска зачистить напильником. Контактный диск должен свободно вращаться на штоке якоря;

– проверить надежность крепления тягового реле к корпусу стартера. При необходимости подтянуть крепежные болты и законтрить их замковыми шайбами; – залить в масленки по 10 капель моторного масла;

– протереть стартер ветошью. Если при внешнем осмотре и осмотре щеточно-коллекторного узла окажется, что состояние стартера хорошее, то стартер разбирать не следует. Необходимо только произвести смазку подшипников.

Источник

Техническое обслуживание и ремонт системы энергообеспечения и запуска двигателя

Выполняя любые работы на электрооборудовании, следует отключать кабель «массы» аккумулятора. Основными операциями по обслуживанию электрооборудования считаются замена свечей, проверка уровня электролита в аккумуляторе, проверка щеток генератора и стартера.

Неиспользованный потребителем ток накапливается в аккумуляторной батарее.

Расположение блоков предохранителей зависит от модели автомобиля.

Техническое обслуживание и ремонт системы энергообеспечения и запуска двигателя

Выполняя любые работы на электрооборудовании, следует отключать кабель «массы» аккумулятора. Основными операциями по обслуживанию электрооборудования считаются замена свечей, проверка уровня электролита в аккумуляторе, проверка щеток генератора и стартера.

Неиспользованный потребителем ток накапливается в аккумуляторной батарее.

Расположение блоков предохранителей зависит от модели автомобиля.

Аккумуляторная батарея

Аккумуляторная батарея служит для пуска двигателя стартером и питания всех потребителей электроэнергии при неработающем или работающем с малой частотой вращении двигателе автомобиля. От исправного состояния аккумуляторной батареи зависят легкость запуска двигателя с помощью стартера и бесперебойное функционирование всех приборов электрооборудования при работе двигателя с малой частотой вращения.

Для того, чтобы работа аккумуляторной батареи была безотказной, необходимо периодически ее осматривать, содержать в чистоте и в заряженном состоянии.

Загрязненная поверхность батареи приводит к повышенному саморазряду. Окислы и грязь на зажимах значительно затрудняют запуск двигателя стартером из-за падения напряжения в соединениях.

Во время работы автомобиля в аккумуляторной батарее появляются различные неисправности.

Основные неисправности аккумуляторной батареи

Если окисляются выводы батареи и наконечники проводов, это может привести к тому, что двигатель не будет запускаться стартером. Основными причинами окисления могут быть попадание электролита на выводы, а также неплотное крепление наконечников проводов.

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи

Проверка технического состояния батарей заключается в определении уровня электролита, его плотности и напряжения на каждом элементе. Визуально устанавливают степень загрязнения аккумулятора, наличие трещин, окисление клемм.

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи с целью поддержания ее в исправном состоянии и продления срока ее службы состоит в необходимости содержания батареи в чистоте, систематическом очищении ее поверхности от пыли, грязи и пролитого электролита; кроме этого, необходимо очищать выводы и наконечники от оксидов и смазывать их техническим вазелином; проверять крепление батареи в гнезде и плотность контактов наконечников проводов с выводами батареи; прочищать вентиляционные отверстия аккумуляторов; проверять уровень электролита во всех аккумуляторах; завертывать плотно пробки наливных отверстий во избежание попадания грязи в аккумулятор и выплескивания электролита на поверхность батареи; раз в три месяца или при участившихся случаях плохого запуска двигателя необходимо проверять напряжение аккумуляторной батареи и измерять плотность электролита.

Выполняя техническое обслуживание аккумулятора, необходимо помнить, что поскольку при работе аккумуляторной батареи образуется гремучий газ, нельзя осматривать ее, освещая открытым огнем. На обслуживаемых аккумуляторах, например, в автомобилях ВАЗ, при интенсивной эксплуатации автомобиля следует раз в месяц проверять уровень электролита и доводить уровень до нормы, заливая дистиллированную воду. При нагревании электролита испаряется только вода.

Проверка уровня электролита

Уровень электролита в аккумуляторной батарее проверяют через заливные отверстия с помощью стеклянной трубки с внутренним диаметром 3—5 мм. Трубку опускают в аккумулятор до упора в предохранительный щиток, затем плотно закрывают пальцем ее наружное отверстие и вынимают ее. Столбик электролита в трубке покажет его уровень в батарее. Нормальный уровень составляет 12—15 мм. В батареях с индикатором электролит должен быть на одном уровне с ним или выше его на 5 мм. В батареях без индикатора уровень электролита должен быть на 6—10 мм выше предохранительного щитка или верхнего слоя сепараторов.

Электролит приготавливают из аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды. Чтобы аккумулятор работал надежно, необходима высокая степень чистоты электролита. Применять техническую серную кислоту и недистиллированную воду нельзя, так как ускоряется саморазрядка (сульфитация), уменьшается емкость и происходит разрушение пластин. Если уровень электролита понизился в результате испарения воды, нужно добавить в батарею дистиллированную воду. Если уровень электролита выше нормального, его отсасывают резиновой грушей с эбонитовым наконечником. Если уровень электролита не понизить, он будет выплескиваться из батареи.

При приготовлении электролита серную кислоту льют тонкой струйкой, одновременно помешивая раствор чистой стеклянной или эбонитовой палочкой. Лить воду в кислоту нельзя, так как при этом выделяется большое количество тепла в верхних слоях раствора, и электролит будет разбрызгиваться. Разбрызгивание электролита может вызвать ожоги. Приготавливают электролит в эбонитовой, освинцованной или фарфоровой посуде.

После заливки электролита заряжать батарею следует обязательно, если она хранилась более 12 месяцев с даты выпуска или если ее первоначальная эксплуатация будет происходить в холодную погоду, с частыми пусками двигателя и т.п. В результате пропитки сепараторов и пластин уровень электролита в батарее понизится, поэтому прежде чем устанавливать батарею, уровень необходимо довести до нормы, доливая электролит той же плотности, что и в начале заливки. Аккумуляторную батарею нельзя наклонять больше чем на 40°.

Кипение электролита, т.е. быстрое появление из аккумулятора обильного газовыделения, является признаком короткого замыкания пластин. При разрядке батареи током слишком большой силы, при длительном пользовании стартером и при коротких замыканиях в цепи происходит коробление пластин. Трещины в стенках бака аккумуляторной батареи, как наружные, так и в перегородках, образуются от механических повреждений или при замерзании электролита.

В результате возможно подтекание электролита, смешивание электролита разных аккумуляторов, падение напряжения батареи, коробление или разрушение пластин, короткое замыкание.

В случае короткого замыкания между пластинами необходимо слить электролит, промыть батарею дистиллированной водой и удалить выкрошившуюся активную массу. Если активную массу удалить невозможно, следует разобрать батарею, заменить пластины и поврежденные сепараторы.

Если батарея часто или длительное время находится на хранении в разряженном или даже полузаряженном состоянии, эксплуатируется с пониженной или повышенной плотностью электролита, с низким уровнем электролита в аккумуляторах и если стартером пользуются не короткими, а продолжительными включениями, происходит сульфитация (саморазрядка). В зависимости от модели автомобиля аккумуляторы могут быть требующими обслуживания, необслуживаемыми или требующими минимального обслуживания, а также такими, которые можно или нельзя заряжать от устройства быстрого заряда.

В необслуживаемые аккумуляторы нужно регулярно доливать дистиллированную воду. Такими аккумуляторами оснащено большинство современных автомобилей. Температура хранения таких аккумуляторов — от 0 до 27°С. Их клеммы следует регулярно чистить и смазывать техническим вазелином или специальной смазкой. Перед зарядкой аккумулятор нужно немного встряхнуть. Заряжают его в хорошо проветриваемом помещении или вне помещения.

Если аккумулятор хранится в заряженном состоянии, необходимо подзарядить его не позже, чем через 3 месяца, иначе он придет в негодность. Батарея 6СТ—55А и аккумуляторы европейского производства могут храниться без подзарядки до года.

Снятие аккумулятора и его зарядка

Перед тем, как снять аккумулятор, необходимо отключить зажигание и освещение автомобиля. В некоторых автомобилях при отсоединении аккумулятора стираются данные в запоминающих устройствах сбоев двигателя, антиблокировоч-ной системе, радио и часах, поэтому перед отсоединением следует вызвать данные устройства запоминания сбоев. В автомобилях, закодированных против кражи, перед отсоединением аккумулятора нужно установить радиокод. Если аккумулятор прикрывает крышка, нужно ее отвинтить и снять. Затем отсоединить кабели от аккумулятора в такой последовательности: первым кабель «массы» (возле клеммы обозначение «—», а потом положительный кабель. Далее отворачивают гайку и извлекают стяжной хомут, отворачивают болт крепления и снимают удерживающую пластину, которая находится на пластине аккумулятора. Батарею слегка наклоняют и вынимают пластину.

Если необходимо долить дистиллированную воду в необслуживаемый аккумулятор или в аккумулятор с минимальным обслуживанием, следует вывернуть пробки с помощью отвертки. Если отсоединить положительный и отрицательный кабели, аккумуляторы можно заряжать, не снимая с автомобиля. Перед зарядкой необходимо проверить уровень электролита.

Если аккумулятор отключен, двигатель работать не должен, так как электрооборудование получит повреждения.

В случае срочного ремонта, когда аккумулятор «подсел» и не вращает коленчатый вал, а запустить двигатель с буксира нет возможности, необходимо затянуть ручной тормоз, вывесить домкратом левое ведущее колесо, закрыть воздушную заслонку карбюратора, включить четвертую или пятую передачу и вращать по ходу движения вывешенное колесо.

Когда двигатель начнет работать, нужно включить нейтральную передачу и убрать домкрат.

В настоящее время в связи с выпуском аккумуляторных батарей нового типа ремонт батарей не производится, а выполняется лишь их техническое обслуживание, которое сводится к осмотру и чистке клемм и зажимов, а также к наблюдению за визуальным контрольным индикатором уровня зарядки батареи.

Установка аккумулятора

При установке аккумулятора нужно помнить, что установка аккумулятора с емкостью много больше расчетной дает только временный выигрыш, так как такой аккумулятор будет эксплуатироваться недозаряженным. Устанавливать лучше немецкие или скандинавские аккумуляторы, которые предназначены для работы в сходных с российским климатом условиях.

Устанавливая новый аккумулятор с залитым электролитом, нужно проверить, заряжен ли он и какова плотность электролита. Залив электролит в новый аккумулятор, через 3 часа нужно проверить плотность электролита и, если она ниже положенной, дозарядить.

Подключение кабеля облегчения пуска двигателя производится в такой последовательности: красный кабель подключают к положительному полюсу разряженного аккумулятора; другой конец красного кабеля подключают к положительному полюсу аккумулятора-донора; черный кабель подключают к отрицательному полюсу разряженного аккумулятора, а другим концом —- к «массе» автомобиля, аккумулятор которого заряжен. Подключать лучше всего к любой металлической детали, привинченной к блоку цилиндров двигателя.

Далее необходимо проверить надежность установки зажимов кабелей. Клеммы подключенного кабеля не должны соприкасаться друг с другом, а положительный зажим не должен соприкасаться с кузовом или рамой автомобиля.

Запуск двигателя с разряженным аккумулятором

Запуская двигатель с разряженным аккумулятором, нельзя включать стартер более чем на 10 с, так как от сильного тока кабель и клеммы нагреваются. Между включениями стартера следует сделать паузу в 30 с. После запуска кабель отсоединяют в последовательности, обратной подсоединению.

Техническое обслуживание генератора и регулятора напряжения

Генератор (рис. 39) является основным источником электрической энергии на автомобиле. Он служит для питания всех потребителей электрической энергии и подзарядки аккумуляторной батареи при работающем двигателе. Крепится генератор к двигателю и приводится в движение клиновидным ремнем, идущим от коленвала.

Техническое обслуживание системы пуска двигателя автомобиля

Рис. 39.
Генератор фирмы Bosch:
1 — ременной диск; 2 — диск вентилятора; 3 — передняя часть корпуса; 4 — фиксирующая пластина; 5 — контактные кольца; 6 — задняя часть корпуса; 7 — регулятор напряжения; 8 — плата с диодами; 9 — статор; 10 — подшипники; 11 — ротор; 12 — шайба; 13 — распорный диск

Для поддержания напряжения генератора в определенных пределах в крышку со стороны контактных колец встроен закрытый кожухом регулятор напряжения. Через каждые 15 тыс. км пробега автомобиля проверяют и при необходимости подтягивают крепления кронштейна к двигателю, а также крышек генератора к кронштейнам. Кроме того, проверяют надежность крепления и чистоту наконечников проводов в местах подсоединения к генератору, регулятору напряжения и аккумуляторной батареи.

Чтобы удалить пыль и грязь, через 50—60 тыс км пробега автомобиля генератор продувают сжатым воздухом и проверяют состояние щеточного узла, перемещение щеток в гнездах, которое должно происходить свободно, без заеданий, высоту щеток. При необходимости подтягивают гайку крепления шкива и стяжные винты генератора.

Неисправности генератора и их причины

Неисправность генератора определяют по контрольной лампе, вольтметру, амперметру. Основными неисправностями генератора, характерными для многих автомобилей, являются следующие: при включении зажигания не загорается контрольная лампа, контрольные приборы работают, вольтметр показывает нормальное напряжение при работе двигателя. Причинами неисправностей в этом случае могут быть: обрыв в цепи питания контрольной лампы;

перегорание контрольной лампы.

При включении зажигания не загорается контрольная лампа, контрольные приборы не работают. Причинами могут быть: перегорание предохранителя в монтажном блоке;

обрыв в цепи питания комбинации приборов;

не срабатывает реле зажигания или выключатель.

После запуска двигателя контрольная лампа горит, стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы, после нажатия и отпускания педали дроссельной заслонки контрольная лампа гаснет и вольтметр показывает нормальное напряжение. Причиной неисправности может быть то, что генератор не возбуждается на малых оборотах двигателя из-за отпайки дополнительных резисторов в монтажном блоке.

При работе двигателя контрольная лампа горит, стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы или постепенно отклоняется в начало шкалы. Причинами могут быть: короткое замыкание или обрыв в диодах питания обмотки возбуждения;

повреждения регулятора напряжения — короткое замыкание между выводами «В» и «Ш»;

обрыв в одном или нескольких вентилях;

обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на «массу»;

короткое замыкание на «массу» выводов обмотки возбуждения генератора.

При работе двигателя стрелка вольтметра находится в красной зоне в конце шкалы. Причиной является повреждение регулятора напряжения — короткое замыкание между выводом «Ш» и «массой».

Если при всех режимах работы двигателя горит красная контрольная лампочка, а вольтметр показывает ниже 13,5 В (ниже зеленой зоны шкалы), амперметр показывает разряд, то или генератор, или регулятор напряжения неисправны. Сначала проверяют исправность аккумулятора, затем натяжение ремня привода генератора, надежность крепления проводов на зажимах, а также износ контактных щеток. Если после проверки и запуска двигателя неисправность не исчезла, необходимо снять и проверить генератор. Если напряжение генератора поднимается выше нормы (аккумулятор кипит), причиной может быть неисправность регулятора напряжения, работа которого заключается в непрерывном и автоматическом изменении силы тока возбуждения генератора таким образом, чтобы напряжение генератора поддерживалось в заданных пределах при изменении частоты вращения ротора и силы тока нагрузки генератора.

Проверить работу регулятора напряжения можно как на автомобиле, так и после снятия регулятора. Проверку на автомобиле производят вольтметром постоянного тока со шкалой до 20 В. Запускают двигатель, дают ему поработать 20 мин на средних частотах вращения, включают фары и измеряют напряжение между выводом клеммы и корпусом генератора. Напряжение должно находиться в пределах 13,6—14,6 В.

Если наблюдается систематическая недозарядка или перезарядка аккумуляторной батареи и регулируемое напряжение не укладывается в указанные пределы, регулятор напряжения заменяют. Снятый с автомобиля регулятор напряжения проверяют по схеме, приведенной на рис. 40.

Техническое обслуживание системы пуска двигателя автомобиля

Рис. 40.
Проверка регулятора напряжения:
а — установленного отдельно от генератора; б — установленного в генераторе: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — регулятор напряжения; 3 — контрольная лампа

Регулятор, встроенный в генератор, лучше проверять в сборе с щеткодержателем, так как при этом можно сразу обнаружить обрывы выводов щеток и плохой контакт между выводами регулятора напряжения и щеткодержателя. Между выводами «Ш» и «В» регулятора или между щетками на генераторе включают лампу 1-3 Вт. К выводам «Б» и В»» и к корпусу регулятора присоединяют источник питания сначала с напряжением 12 В, затем 15 В. Если регулятор исправен, в « первом случае лампа должна гореть, а во втором — нет. Если лампа горит в обоих случаях, то в регуляторе пробой; если лампа в обоих случаях не горит, то или в регуляторе произошел обрыв, или нет контакта между щетками напряжения. Необходимо осмотреть и поправить контакты, а также проверить, хорошо ли соединен корпус регулятора с массой через крепежные винты.

Устранение неисправностей генератора

При повышенном шуме генератора нужно проверить, не ослаблены ли гайки шкива генератора.

Подсоединяя аккумуляторную батарею, уточните, не спутаны ли полюсные штыри. Кроме того, нельзя допускать отсоединения аккумулятора от сети при работающем двигателе и отключенных потребителях. Поэтому при техобслуживании генератора нужно проверять исправность цепи заряда аккумулятора. В некоторых автомобилях надо внимательно следить за затяжкой проводов на клеммах амперметра, через который проходит электрическая цепь. При отсоединении аккумулятора выпрямительный блок генератора может выйти из строя.

Провода не должны касаться корпуса регулятора напряжения, они должны находиться на расстоянии 3 см от него. Регулятор напряжения сильно нагревается при работе, и их изоляция может повредиться. Оборванные наконечники выводных проводов и выводы припаивают. Для этого соединяемые места зачищают мелкозернистой наждачной шкуркой и кисточкой наносят на них спирто-канифольный раствор

Если повреждена изоляция обмотки полюсных катушек, соединительных или выводных проводов, повреждение устраняют киперной лентой. При замене всей фазы или обмотки начала всех катушек необходимо зачистить и облудить припоем ПОС—40 на длину 13+2 мм, на концы фаз надевают электроизоляционную трубку TЛB—2 длиной 80 мм. К концу фазы припоем ПОС—40 припаивают наконечник.

После пропитки статора лаком ГФ-95 лаку нужно дать стечь в течение получаса и просушить статор 10 ч в сушильном щкафу.

Крышку регулятора без надобности не снимают, так как попадание под нее влаги приводит к загрязнению и пригоранию контактов. Крышка регулятора должна быть плотно прижата к корпусу, а прокладка между крышкой и корпусом должна хорошо изолировать воздушное пространство под крышкой.

Проверка и замена щеток генератора

Щетки генератора проверяют примерно после 50—60 тыс. км пробега. Чтобы проверить щетки, не нужно разбирать генератор.

Необходимо отсоединить кабель от аккумулятора, затем отвинтить и осторожно снять регулятор напряжения на обратной стороне генератора. Если щетки изношены и выступают менее чем на 5 мм, их нужно заменить. Поврежденные или изношенные детали щеткодержателя (трещины, обломы крышки, ослабление пружины) подлежат замене.

Если кольца коллектора подгорели, то подгорание устраняют мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Сильные из-носы, подгорание и биение ликвидируют протачиванием на токарном станке. Биение колец должно быть не более 0,08 мм. После протачивания контактные кольца шлифуют мелкозернистой наждачной шкуркой.

Отпаянные или оборванные концы обмотки ротора припаивают припоем ПОС—40 к контактным кольцам. При обгорании изоляции внутри катушки, пробое на «массу» или при межвитковом замыкании катушку выбраковывают.

После ремонта собранный ротор подвергают динамической балансировке, при которой в торцах ротора со стороны привода сверлят отверстие на глубину 5 мм диаметром 7,5 мм. Вновь собранный ротор пропитывают лаком ГФ-95, окуная его в лак 4 раза, не замачивая поверхности под подшипники, выдерживают 20 мин, вынимают, дают лаку стечь в течение получаса и просушивают в сушильном шкафу.

Установка регулятора напряжения

Регулятор напряжения обеспечивает постоянство напряжения генератора при изменении частоты вращения якоря и числа потребителей. Перед установкой регулятора напряжения с новым щеткодержателем на место необходимо продуть и протереть гнездо щеткодержателя от угольной пыли, отполировать контактное кольцо, очистить поверхность контактов и проверить силу контактных пружин. Для установки новых пружин необходимо установить щетки и пружины в держатель, затем, удерживая пинцетом, припаять проводки. Изоляционная трубка проводка должна крепиться петелькой возле места пайки.

После того, как щетки установлены, нужно проверить, свободно ли они двигаются в держателе. Далее слегка прикрепить регулятор напряжения винтом, а потом с нажимом, но осторожно установить его в конечное положение, плотно привинтить и, закончив работы, присоединить кабель «массы» к аккумулятору.

Повреждение конденсатора или ослабление его крепления на генераторе (ухудшение контакта с корпусом) обнаруживается по увеличению помех радиоприему при работающем двигателе. Конденсатор защищает электронное оборудование автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также снижает помехи для радиоприема. Емкость конденсатора 2,2 мкФ+10%.

Проверка конденсатора

Проверяют конденсатор тестером (на шкале 1—10 Ом) или мегомметром. При отсутствии в конденсаторе обрыва в момент присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна отклониться в сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться на нуль.

Проверка и натяжение клиновидного ремня привода генератора

После пробега первых 2 тыс. км и затем через каждые 15 тыс. км, проводя техническое обслуживание, необходимо проверять состояние и натяжение клиновидного ремня привода генератора.

При проверке после сильного надавливания большим пальцем на середину ремня, новый ремень не должен прогибаться более чем на 2 мм, а бывший в употреблении — более чем на 5 мм.

В случае необходимости клиновидный ремень необходимо натянуть или поменять. Чтобы снять ремень, в одних моделях автомобилей ослабляют фиксирующие винты, с помощью монтировки перемещают генератор к двигателю и снимают ремень. Если в модели поставлен натяжной ролик, то на ролик нажимают с помощью закрутки и накидной головки, чтобы ослабить натяжку, а затем снимают ремень. Для увеличения натяжения ремня нужно ослабить фиксирующие винты, монтировкой повернуть, наклонить или передвинуть генератор от двигателя и вновь закрепить винты. В автомобилях с натяжным роликом он сам регулирует натяжение винта.

Проверяя клиновидный или клиновидно-ребристый ремень на натяжение, нужно убедиться, чтобы на ремне не было трещин и изломов, а стороны его не были бы обтрепаны. Если двигатель оснащен двойным клиновидным ремнем, эта пара всегда должна заменяться одновременно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *