Техника прохождения змейки на мотоцикле
Упражнение «Змейка» для отработки правильного положения головы и глаз
Упражнение «Змейка» для отработки правильного положения головы и глаз
Отработку правильного положения головы и глаз лучше всего проводить при помощи упражнения «Змейка». Нам потребуется 6 конусов, которые мы разместим на одной линии с расстоянием между ними в 3,7 метра. Если такое расстояние между конусами вызывает сложность в исполнении упражнения, можно увеличить его от 4 до 4,5 метров.
При езде необходимо будет направлять взгляд как можно дальше от мотоцикла. Идеально – это сфокусировать его на последнем, 6-м конусе, на расстоянии от 1,5 до 2-х метров над ним. Если вы будете смотреть непосредственно на конус, что находится перед вами, то обязательно его собьете! Глядя на самый последний конус, вы будете одновременно видеть все 6 при помощи периферийного зрения.
Дело в том, что поздно реагировать на то, что находится непосредственно перед передним колесом, даже если вы едете со скоростью 5-6 км. в час. Всегда смотрите как можно дальше. Предлагаемое упражнение решает сразу несколько вопросов: позволяет выработать мастерство вождения с использованием заднего тормоза, зоны проскальзывания сцепления и правильного положения головы и глаз. Помимо этого оно позволяет отработать объезд препятствия на малых скоростях.
В данном случае при выполнении упражнения проще всего наклонить мотоцикл, что позволит сделать поворот. Иначе говоря, повернуть байк наклоном в сторону. Этот прием и будет отрабатываться на нем. Вы просто ритмично толкаете рукоятки вперед-назад. Очень важно почувствовать этот ритм, это своеобразное качание из стороны в сторону.
Отработка данного приема очень важна, так как он присутствует практически во всех других упражнениях при обучении вождению мотоцикла. Он необходим при совершении всех маневров, совершаемых на небольших скоростях, хоть на дороге, хоть на парковке. При объезде конусов не должно быть страха сбить их. Если это и случится, ничего страшного. Главное – отработать прием объезда препятствия с использованием заднего тормоза, зоны проскальзывающего сцепления и правильного положения головы и глаз.
Овладев данным приемом в совершенстве, вы обеспечите себе хороший задел на все последующее вождение и застрахуете себя от многих разочарований в будущем. Чем больше конусов установлено, тем быстрее вы освоите выполнение упражнения. Без страха крутите рулем вправо и влево, ловите чувство ритма.
Какие ошибки могут возникнуть при выполнении данного упражнения?
Во-первых, это взгляд вниз на конус, что перед тобой, не использование заднего тормоза и зоны проскальзывания сцепления. И ещё одна ошибка – это отсутствие наклона мотоцикла при объезде препятствия из стороны в сторону. Основной ошибкой начинающих мотоциклистов является попытка рулить вокруг конусов вместо того, чтобы просто раскачивать мотоцикл. Помните, что ноги на протяжении всего упражнения должны стоять на подножке. Как только начинается движение, сразу же ставьте ноги на подножки и одновременно начинайте легкое торможение задним тормозом.
Важно: при совершении маневров на малых скоростях никогда не тормозите передним тормозом! Ведь ваш руль повернут в сторону и, если при этом вы нажмете на передний тормоз, то немедленно упадете. Исключение – положение руля прямо.
Вождение экзамен змейка
Перегруженность на дорогах не дает возможности свободно передвигаться на автомобилях. Поэтому все больше людей изъявляют желание пересесть на экономичные, маневренные современные мотоциклы. Для этого необходимо открыть категорию А дающую право на управление мотоциклами.
Пройдя курс обучения будущего водителя ждут экзамены в ГИБДД – решающий шаг на пути к получению водительского удостоверения. Экзамены состоят из теоретической и практической части. Если с первым этапом понятно, для его сдачи нужны твердые знания правил дорожного движения, то с практической частью у не которых кандидатов в водители возникают проблемы.
Ничего сложного в сдаче практического экзамена нет. Нужно всего лишь по регламенту выполнить несколько несложных упражнений, которые включают в себя основные приемы управления, которые пригодятся в повседневной езде. В этой статье мы более детально рассмотрим упражнение змейка.
Змейка – особенности упражнения
Самое главное в управлении мотоциклом, это держать равновесие. Особенно трудно справится с этой задачей на поворотах. Водитель должен грамотно работать газом, вовремя переключать передачи, притормаживать и контролировать уровень наклона транспортного средства.
На первых порах ученики часто сбивают вешки, не вписываясь в поворот. Распространены и случаи, когда глохнет двигатель. За эти и другие нарушения в экзамене ГИБДД предусмотрены штрафные баллы.
Как выполнить змейку на экзамене
Практическая часть экзамена в ГИБДД состоит из комплекса стандартных упражнений, одним из которых является змейка. Перед учеником будет линия Старт и коридор из двух прямых линий протяженностью двенадцать метров. Посредине коридора будут размещены пять разметочных конуса с интервалом между ними в три метра.
От линии Старт до первой вешки предусмотрена дистанция в пять метров. Проезжая это расстояние необходимо рассчитать скорость таким образом, чтобы первый конус при въезде на змейку оказался слева от водителя. Используя рулевое управление и плавно работая газом необходимо поочередно преодолеть все пролеты, не задев ни одного конуса. Преодолев все препятствия следует другое упражнение – Колейная доска.
Не допускается при выполнении упражнения отклоняться от траектории, помогать ногой при повороте, сбивать конусы, нарушать разметку. Неправильное владение элементами управления может привести к тому, что двигатель заглохнет. Это тоже не допустимо на экзамене, за что предусмотрено наказание в виде штрафного бала.
Нельзя двигаться со слишком маленькой скоростью. После остановки нужно включить нейтральную скорость при работающем движке. Не выполнение этого действия также наказывается штрафным баллом.
Данное упражнение учит работать задним тормозом зоной проскальзывания сцепления. Кроме этого водитель научиться объезжать препятствия на небольших скоростях. Змейка обучает совершать маневры, как при парковке, так и на дороге. При выполнении упражнения главное не бояться работать рулем и соблюдать ритм движения.
Возможные ошибки
Не стоит во время движения полностью сосредотачиваться на конусе. Не стоит во время движения полностью сосредотачиваться на конусе. Необходимо использовать зону проскальзывания сцепления и задний тормоз. Часто новички пытаются помогать ногой при вхождении поворот вместо того, чтобы делать наклон и работать задним тормозом. Стоить помнить, что при подобных маневрах нельзя использовать передний тормоз. Это может привести к падению. На небольшой скорости можно пользоваться передним тормозом только при прямом положении руля.
Змейка
Змейка – это тоже не скоростная фигура. До определенного времени являлась самой сложной фигурой на экзамене, пока при выполнении скоростных фигур экзаменаторы не начали замерять скорость и требовать динамику. Змейка – незаменимая фигура для обучения объезду препятствий на низкой скорости в плотном, городском трафике и других ситуациях.
Условия выполнения на экзамене:
Базу для изучения змейки нам дает восьмерка. Принцип действий тот же. Разница и сложность в том, что в восьмерке мы двигались по стабильной, заданной траектории, а в змейке добавляется постоянное поворачивание руля из стороны в сторону.
На начальном этапе главное понять насколько требуется поворачивать руль при объезде каждого конуса. Для этого имеет смысл очень медленно заезжать в фигуру на выжатом сцеплении, помогая ногами удерживать равновесие (буквально проходить пешком всю фигуру, сидя на мотоцикле). Добавляя тяги только при необходимости, продолжить движение.
Далее пробуем заезжать в фигуру без помощи ног. И теперь требуется правильно переносить вес тела в нужный момент в ту сторону, в которую необходимо направить мотоцикл. Например, мы смещаемся немного влево, мотоцикл при этом следует за нами. Затем, с целью объехать следующий конус, мы переносим вес тела вправо, и мотоцикл с некоторым замедлением реагирует и послушно уходит за нами вправо. Важно понять, что как только мотоцикл начинает наклоняться в одну сторону, то вес тела надо уже переносить в противоположную – это позволит сохранить траекторию для въезда в следующий отрезок между конусами. Получается своего рода танец.
Если Вы не вписываетесь в очередной отрезок, то требуется замедлить движение – это позволит мотоциклу пройти траекторию по более малому радиусу. Чтобы замедлиться необходимо прижать сцепление и тонко подработать задним тормозом («перетормозить»– значит подставить ногу или вообще завалить мотоцикл). Передний тормоз на этой фигуре, как и на восьмерке не используем вообще! Это сразу приведет к падению. Даже если Вы понимаете, что наезд наконус неизбежен, выпрямите мотоцикл и едьте по конусу! Ничего страшного не произойдет.
После поджатия заднего тормоза для замедления, нужно быть готовыми сразу же добавить тяги (частично приотпустить сцепление и добавить газ), чтобы выпрямить мотоцикл и наклонить его в противоположную сторону для входа в следующий отрезок.
Полный контроль мотоцикла в змейке осуществляется за счет своевременного переноса тела и умения работать сцеплением, газом и задним тормозом в один момент времени.
Поначалу возникнет ощущение, что это попросту невозможно, но с количеством повторений это неизбежно перерастет в качество!
Техника прохождения змейки на мотоцикле
Вы уже научились пускать двигатель, уверенно трогаться и останавливаться. Настало время перейти к тому, что требуется на экзамене ГИБДД по вождению. То есть освоить фигурное вождение («фигурку») — набор упражнений на площадке для учебной езды с разметкой и специальным оборудованием (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Упражнения для обучения вождению: а — габаритный коридор и габаритный полукруг;
Рис. 4.1. Упражнения для обучения вождению: б — габаритная восьмерка;
Рис. 4.1. Упражнения для обучения вождению: в — габаритная змейка, колейная доска и коридор для движения с малой скоростью
Навыки, приобретенные на площадке, важны и в повседневной езде. Во время обучения «змейке» и другим фигурам, приходится и наклонять мотоцикл и немного тормозить в повороте, вырабатывается координация угла наклона, скорости и траектории. Кроме того, приходит навык выравнивания мотоцикла, (т. е. приведение его в более вертикальное положение) при торможении в повороте.
Как показывает практика, самыми сложными считаются «полукрут», «восьмерка» и «змейка». Для успешного проезда важно использовать правильные траектории захода на каждую фигуру. Типичная ошибка на «круге» — когда ученик направляется прямо ко входу в «круг» (рис. 4.2). Здесь он должен повернуть почти на 90°, а места для этого нет. В итоге он либо сбивает входной ограничитель, либо заезжает за линию внутренней окружности. Чтобы избежать этого, маневр нужно делать, используя всю свободную часть площадки. В начале движения, как по «полукругу», так и по «восьмерке», ведите переднее колесо на расстоянии 10—15 см от наружной окружности. Это обеспечит максимально возможный радиус поворота без риска сбить ограничитель или выехать за линию разметки. Удерживать равновесие будет легче, так как скорость будет выше, а угол поворота руля и наклон мотоцикла уменьшатся. На «змейке» по тем же соображениям старайтесь ехать, используя всю ширину ограничительного коридора (рис. 4.3). Чем прямее траектория «змейки», тем труднее будет проехать последние ограничители, не задев их.
Рис. 4.2. Схема прохождения «габаритного полукруга»: а — правильный заход в круг; б — неправильный заход в круг; в — выезд за линию.
Проезжая на мотоцикле «полукруг», «змейку» и «восьмерку», пробуксовывайте сцеплением, как при троганье. Полувыжатое сцепление нейтрализует всю вашу «грязную» работу «газом», смягчает ошибки, позволяет ехать плавно, без рывков, без опасности заглохнуть и поддерживать именно ту скорость, на которой вы лучше держите равновесие. Если почувствовали, что мотоцикл слишком разогнался, притормозите, буксующее сцепление поможет и здесь.
Разминочные упражнения на мотоцикле за 10 минут
Сегодня я хочу показать, как могут выглядеть разминочные упражнения на мотоцикле. Нечто подобное полезно делать перед каждой своей тренировкой, чтобы разогреть резину и самому слегка раскочегариться. Либо, даже если не планировал тренироваться, можно просто, к примеру, после работы на 10-15 минут заехать на парковку и тоже поделать несколько упражнений, просто в качестве зарядки. Можно даже не расставлять никакие конусы, просто воспользоваться линиями разметки. Это к вопросу что делать если мало времени на тренировки. Уж 10 минут в день-то я думаю у каждого найдется.
Начинаю я обычно с простой змейки. На ней можно прогреть резину и самому перенастроиться в тренировочный режим. На змейке нужно следить чтобы руки были полностью расслаблены, спина прямо, подбородок вверх, взгляд направлен далеко вперёд.
Далее – медленная езда по прямой. Это упражнение на контроль сцепления и равновесия. Тут просто стараемся ехать как можно медленнее по прямой линии используя немного заднего тормоза и серую зону сцепления. Взгляд, опять же направлен далеко вперёд, руки расслаблены, спина ровная, ничего не напряжено. Если хотите посмотреть как это выглядит в исполнении мастера – наберите в Ютубе Quinn Redeker – Slow Ride. Это то, к чему стоит стремиться.
Дальше я обычно делаю несколько разворотов на 180°. Мой мотоцикл, как и большинство дорожников спокойно разворачивается в 5 метрах, что примерно соответствует двум парковочным местам. Подробное видео про разворот есть у меня на канале. Говоря вкратце, опять-таки пользуемся серой зоной сцепления, усиленно крутим головой в направлении разворота, слегка поджимаем задний тормоз. И, как обычно, руки держим расслабленными. Можно добавить контрсвешивание при желании, чтобы немного уменьшить радиус разворота.
Далее следует серия разворотов подряд друг за другом по парковочной разметке. Каждый разворот в двух парковочных местах, получается что-то вроде змейки-слалома.
Потом круг в левую и правую стороны, опять же, в двух парковочных местах. И снова следим за тем, чтобы руки были расслаблены, смотрим как можно дальше в сторону разворота, себе за плечо, используем серую зону сцепления и немного заднего тормоза. При желании можно контрсвешиваться для большего наклона и меньшего радиуса разворота.
Затем опять упражнение на равновесие. Заезжаем в парковочное место, плавно в нем останавливаемся и на некоторое время замираем, не касаясь ногами земли. Чем дольше получится остановиться – тем лучше.
После этого – обычная восьмерка. Также как и в круге с разворотом – задача по ширине влезть в два парковочных места. Ничего нового – серая зона сцепления, задний тормоз, расслабленные руки, смотрим как можно дальше внутрь поворота.
Тут я уже решил просто подурачиться. Это нечто среднее между ездой в стойке и контрсвешиванием. Опять же – главная задача расслабить руки и держаться за мотоцикл ногами. Даже при такой позе.
Дальше езда в стойке. Несмотря на то, что мотоцикл у меня сугубо дорожный иногда приходится выезжать на грунтовки, гравийки да и просто неровные дороги. И в стойке, даже и с низким рулём, ехать по таким дорогам намного приятнее. Разгон-торможение, свешивание-контрсвешивание в стойке тоже можно отрабатывать на площадке, ничего зазорного в этом нет, не обязательно для этого ехать в грязь.
И в конце пара-тройка кругов в небольшом свешивании. Коленки сегодня не будет, потому что я не в тренировочных штанах. Тут опять же, руки расслабляем, держимся обоими коленями за бак, голову, грудь и взгляд обращаем в центр поворота.
Собственно вот такой пример 10-минутной разминки. Как мы видим, даже за 10 минут можно кое-что успеть поделать, безо всяких конусов, мелков и прочего. Это уже гораздо лучше чем ничего. На сегодня всё. Заходи на канал, в группу в контакте, подписывайся и всё такое. Пока!