Технологические карты по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей

Технологическая карта технического обслуживания автомобиля

Технологические карты по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей

Технологическая карта
технического обслуживания автомобиля

Вид технического обслуживания

Перечень работ

15000 км

ТО-1 (30000км)

ТО-2 (60000км)

При 90000км

(Service OIL)

(Service INSP1) или раз в 1 год

(Service INSP2) или раз в 2 года

дополнительно к ТО-1

Двигатель

Проверить двигатель на наличие подтекания масла

Заменить масло и маслянный фильтр

Замерить уровень охлаждающей жидкости, долить

Замерить плотность охлаждающей жидкости

Заменить охлаждающую жидкость

Проверить ремни привода дополнительных агрегатов

Проверить состояние ремня( цепи) привода ГРМ

Заменить ремень привода ГРМ

Проверить состояние патрубков вп. и вып. систем

Проверить крепление и целостность системы выпуска

Продуть воздушный фильтр, очистить корпус

Заменить воздушный фильтр

Проверить состояние трубок топливной системы

Заменить топливный фильтр

Слить отстой из топливного фильтра ( диз. двигатель)

Проверить состояние патрубков системы охлаждения

Проверить обороты холостого хода

Проверить наличие посторонних шумов в двигателе

Проверить крепление деталей двигателя

Проверить крепление и целостность электропроводки

Очистить поверхность радиатора от загрязнений(продуть)

Сбросить указатель интервалов ТО

Заменить свечи зажигания

Закрепить стикер срока следущей замены масла

Трансмиссия

Проверить свободный ход педали сцепления

Проверить КПП, редукторы на наличие подтеканий

Проверить привод сцепления на наличие подтеканий

Проверить уровень масла в КПП (АКПП), дифференциале

Проверить состояние защитных чехлов ШРУС

Проверить состояние и крепление ШРУС( кардана)

Проверить состояние подушек и опор КПП, редукторов

Проверить состояние электропроводки АКПП ( КПП)

Проверить состояние шлангов системы смазки АКПП

Проверить состояние шарниров и тяг выбора передач

Ходовая часть

Подтянуть болты крепления колес

Проверить пыльники наконечников и рулевых тяг

Проверить уровень жидкости гидроусилителя руля, долить

Проверить трубки и шланги гидроусилителя руля

Проверить люфты рулевых тяг и наконечников

Проверить состояние и люфт шаровых опор

Проверить состояние опор подрамника и рычагов

Проверить состояние и люфт подшипников ступиц

Проверить состояние тормозных трубок и цилиндров

Проверить уровень тормозной жидкости в бачке, долить

Заменить тормозную жидкость

Проверить толщину тормозных дисков

Проверить толщину тормозных колодок

Проверить работу ручного тормоза

Проверить давление в шинах и глубину протектора

Проверить состояние пружин и стабилизаторов подвески

Проверить амортизаторы на наличие подтеканий

Кузов

Проверить щетки стеклоочистителей на износ

Проверить лакокрасочное, защитное покрытие кузова

Проверить уровень жидкости стеклоомывателя

Проверить работу стекло(фар)очистителей, отрег. форсунки

Смазать фиксаторы дверей и цилиндры замков

Визуально проверить состояние ремней и подушек безоп.

Заменить фильтр салона

Прочистить дренажные отверстия кузова

Электросистема

Замерить уровень и плотность электролита, напряжение

Проверить работу освещения, сигнализации, приборов

Отрегулировать свет фар

Проверить работу мех-мов стеклоподьемников, зеркал

Источник

Портал педагога

Автор: Крускин Евгений Юрьевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: р.п.Воскресенское Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Сборник инструкционно-технологических карт по техническому обслуживанию и ремонту грузовых автомобилей»
Раздел: среднее профессиональное

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ

ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

СБОРНИК ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ПО

ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ГРУЗОВЫХ

мастер п/о Крускин Е.Ю.

Правила по технике безопасности. 3

Тема: Замена рулевого наконечника поперечной тяги………………. 4

Тема: Замена масла в двигателе КАМАЗ-740…………………………..5

Тема: Техническое обслуживание №2 системы питания автомобиля Газ

Тема: Техническое обслуживание №1 системы питания автомобиля

Тема: Техническое обслуживание прерывателя-распределителя

Тема: Замена масла в картере заднего моста автомобиля ГАЗ-3307…9

Тема: Техническое обслуживание№2 системы смазки автомобиля ГАЗ

Тема: Регулировка хода штоков тормозных камер……………. …….11

Тема: Замена масла в коробке перемены передач ГАЗ – 3307……. 12

Тема: Замена маслосъёмных и компрессионных колец двигателя (ГАЗ-

Список используемой литературы……………………………………..15

1. ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЕ ТРУДА

ДВИГАТЕЛЕЙ, АГРЕГАТОВ И МЕХАНИЗМОВ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Приступать к занятиям в специальной одежде необходимого размера и

роста, в головном уборе. Содержать рабочее место в чистоте, не захламлять

его в процессе работы, инструменты и приспособления размещать в порядке,

прислонять большие детали к стенам, так как их падение может привести к

травмам. Не класть на край верстака узлы, детали и инструменты, так как их

падение может привести к несчастному случаю, а упавший предмет прийти в

негодность. Пользоваться только исправным инструментом и по прямому

назначению. Для завертывания или отвертывания болтов и гаек использовать

ключи необходимого размера. Запрещается: наращивать ключи, подкладывать

прокладки между зевом ключа и гранями болтов и гаек, отвертывать болты и

гайки при помощи зубила и молотка, ударять по ключу. Работать следует

замасленными. Завертывать и отвертывать болты и гайки необходимо только

к себе. Не следует вращать гаечные ключи вкруговую. Перед техническим

обслуживанием агрегата, установленного на стенде, проверить крепления

стенда: слабо затянутые крепежные детали подтянуть, у поворотных стендов

проверить исправности фиксирующих устройств. Поворачивать коленчатый

вал двигатель стартером на стенде и производить запуск двигателя можно

площадку засыпать песком или древесными опилками и, когда они впитают в

себя нефтепродукты, вынести их в специально отведенное место. Мыть руки

в масле, керосине, бензине запрещается.

Инструкционно-технологическая карта №1

Тема: Замена рулевого наконечника поперечной тяги.

Поставить автомобиль на

домкрат и открутить колесо.

Очистить от пыли и грязи место

наконечника с поворотным

Снять шплинт фиксации

наконечника и открутить гайку

Открутить болт крепления

наконечника к тяге и выкрутить

Вкрутить новый наконечник

вместо старого и прикрепить к

рулевой тяге, вставить

полусферический палец в кулак,

затянуть гайку и зафиксировать

Установить колесо на место и

опустить авто с домкрата.

Инструкционно-технологическая карта №2

Тема: Замена масла в двигателе КАМАЗ-740

Установить автомобиль на

Прогреть двигатель до

рабочей температуры 80°С,

Отключить массу от

Поставить под поддон

ёмкость для слива масла.

Ёмкость для слива масла

Ёмкость не менее 33

Отвернуть сливную пробку

поддона и слить отработанное

Закрутить сливную пробку и

открутить масляные фильтра

Ключ на 22 и ключ для

Смазать посадочное место

фильтров и уплотнительные

Открутить гайку колпака,

снять колпак центрифуги,

открутить гайку ротора и

снять колпак ротора

Удалить слой грязи

со стенок центрифуги

Собрать центрифугу в

Залить свежее масло в

заливную пробку и залить

свежее масло до уровня на

щупе между MIN и MAX

Запустить двигатель и дать

Проверить уровень масла

Инструкционно-технологическая карта №3

Тема: Техническое обслуживание №2 системы питания автомобиля Газ 3307

Источник

ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ по предмету: «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

Технологические карты по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей

Технологические карты по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей

Тема урока : Органы управления автомобилем

Проверка суммарного люфта в рулевом управлении

Передние колеса установлены соответствующе движению авто – прямо. Люфт не должен превышать 15*

Пружина люфтометра должна быть надежно закреплена на рулевой колонке

Установка шкалы люфтометра в определенном порядке

Определение элементов рулевого управления, вызвавших увеличение люфта

Домкрат, распорные клинья,

набор гаечных ключей от

Отсутствие зазоров в подшипниках ступиц передних колес втулок шкворней, износ пальцев рулевых наконечников,зазор в подшипниках червяка

Автомобиль должен быть поставлен на стояночный тормоз. Включена передача. Установлены клинья под колесами.

Целостность пружин на рулевых наконечниках.

Чистота отверстий для пресс- масленки.

Соответствующая смазка для рулевых тяг.

Замена наконечников рулевых тяг

Набор гаечных ключей от 10 до 36мм, съемник,плоскогубцы,шплинты

Устранить зазор в рулевых наконечниках путем замены шаровых пальцев и вкладышей

Автомобиль должен быть заторможен, расклинен, инструмент исправен

Отсутствие трещин, задиров на наконечниках, шаровые пальцы без дефектов.

Тема урока : Кузов и дополнительное оборудование автомобиля

Оборудование, инструменты и материалы

Манометр гидравлический, набор гаечных ключей, масло веретенное И-16

Герметичность подъемного механизма.Исправ-ность

шестеренчатого насоса и коробки отбора мощности

Работы осуществлять при исправном упоре и ограничительного троса подъема кузова

Повреждение зеркала подъемника. Целостность манжет на подъемнике. Негерметичность соединительного колпака

Проверка и регулировка длины троса, ограничение подъема платформы самосвала

Трос, набор ключей, метр, упор.платформы

Длина троса ограничителя не должна превышать длины выдвижки штока подъемника

Работать в рукавицах с исправным упором платформы

Задиры и порывы стоек троса. Надежность жимков троса

Замена масла в системе подъемного механизма

Емкость с шестер.насосом, индустр.или дизельное масло 20л

Состояние и чистота фильтров,сеток магнитов – уловителей, соответствие масла сезону

Работать с исправным упором, не выливать масло на землю, работать исправным инструментом

Масло выбирать соответственно сезону эксплуатации самосвала, следить за чистотой и герметичностью фильтров.

Оборудование, инструменты и материалы

шивание работы двигателя с помощью стетоскопа

Износ поршня и цилиндра-звонкий метал.звук при работе холодного двигателя.

Резкий метал. звук на всех режимах-износ втулки пальца и втулки верхней головки шатуна.

Глухой стук в ниж.части картера-износ вкладышей шатун.и коренных

Не допустить попадание элементов стетоскопа во вращающие ее части автомобиля. Работать в застегнутой куртке и головном уборе

Проверка и регулировка, натяжение ремня привода водян. насоса, работа термостата топливного насоса

Двигатель в рабочем состоянии.

Набор гаечных ключей

Ослабив крепление генератора при усилии 3-4кг прогиб ремня составил 10-15мм

Работать исправным инструментом.

Работы производить на заглушенном двигателе

Обратить внимание на целостность ремня, отсутствие трещин на ремне. Подтекание масла

Тема урока : Ходовая часть автомобиля

Оборудование, инструменты и материалы

Замена жидкости амортизатора передней подвески

Домкрат, подъемник, набор ключей, съемник, амортизаторная жидкость

Состав жидкости 60% трансформаторного и 40%турбинного масел

Работы по замене амортизатора производить со страховочной конструкцией, не на домкрате

Износ сальника, изменение диаметра поршня, износ клапана перепускного

Демонтаж, монтаж шин, балансировка колес

Домкрат, клинья, баллонный ключ, монтировка, стенд для балансировки колес, стенд для накачки колес

Демонтаж шины производить в определенном порядке.

Определение износа, прокола камеры.

Соответствие протектора на всех шинах.

Съемные бортовые кольца должны плотно сидеть в пазах диска.

Накачку шин производить на стенде, в полевых условиях – съемным кольцом к земле.

Размер камеры должен соответствовать размеру шины.

Протектор (рисунок) одинаково установлен в нужном направлении.

Тема : Ходовая часть автомобиля

Оборудование, инструменты и материалы

Домкрат, баллонный ключ, распорные клинья

Отсутствие зазоров в сайлент- блоках, рулевых тягах, подшипниках ступиц

Безопасные приемы при поддомкрачив. автомобиля.Установка клиньев, исключающих движение авто.

Износ подшипников ступиц, резьбы на рулевых пальцах должны быть четкими и зашплинтованы.

Замена шкворневой подвески передней оси

Домкрат, козелки, гаечный и баллонный ключи, ветошь, съемник

Опрессовка бронзовых втулок для шкворней. Соответствие отверстий втулок и отверстий для шприцевания их

Установка козелков при поддомкрачивании автомобиля.

Установка упорных клиньев, постановка авто на ручной тормоз

Прослабление втулок, не соответствие диаметра шкворней и запрессован.втулок

Замена рессорных листов

Домкрат, съемники, гаечные ключи, баллонный ключ

Замена прослабленной или треснутой рессоры.

Замена выработан.пальца рессоры

Не производить замену рессоры на поддомкрачив.

автомобиля без упора

Рессоры должны соответствовать радиусу прогиба.

Тема урока : Техническое обслуживание системы питания автомобиля

Оборудование, инструменты и материалы

Устранение засорения жиклеров и каналов карбюратора

Воздушный насос, компрессор, ванночка для промывки, керосин. растворитель

Калиброванные отверстия жиклеров должны быть чистые, без примесей и царапин

Царапины на калиброванных отверстиях жиклеров.

Изменение диаметров жиклеров

Замена поврежденной диафрагмы бензонасоса, пропуск воздуха (подсос)

Рожковые ключи от 8*10 до 17*19, отвертки, ветошь, герметик, тисы, манометр

Диафрагма новая, без пробоин.

Пружина целая, без прослабления и поломки.

Давление созд. Насосом0,3-0,4кгс/см

Работать исправным инструментом.

Пружина достаточно упруга.

Плотность соед.частей насоса, герметичность

Переполнение поплавковой камеры.

Устранение негерметичности поплавка

Притирка, паяльник, олово, ванночка с горячей водой

Поплавковая игла и гнездо должны быть притерты, герметичны,

поплавок без повреждений и опред.массы

Отсутствие открытого огня. При попадании паяльной кислоты промыть открытые участки тела

Игольчатый клапан и седло не герметичны.

Поплавок должен иметь свободный ход

Тема урока : Промывка системы охлаждения

Оборудование, инструменты и материалы

Промывка системы охлаждения

Двигатель, радиатор, водяной насос, дюритовые соединительные шланги, термостат

Слить старую охлаждающую жидкость.

Залить специальный раствор для удаления накипи в узлах охлаждение

Состав раствора:50гр. едкого Na, 10гр.керосина на 1литр воды выдержать 12 часов. Прогреть до 80*С, слить раствор из системы охлаждения

Работать в спецодежде. В помещении должна быть вентиляция. Работы производятся в резиновых рукавицах. Соблюдать осторожность при приготовлении раствора. Меры безопасности при сливе горячего раствора с блока двигателя

Утечка охлаждающей жидкости с патрубков радиатора, водяного насоса.

Утечка жидкости из радиатора, устранить методом пайки. Проверка работы термостата.

Источник

Технологические карты по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ КамАЗ (1989 ГОД)

Введение
Технологические карты текущего ремонта агрегатов разработаны «Центравтотех» Минавтотранса РСФСР по заявке производственной фирмы «КамАЗавтоцентр» производственного объединения КамАЗ.

Технологические карты разработаны на основе следующих материалов:

1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Часть 1 (руководящая).

2. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Часть 2 (нормативная). Автомобили семейства КамАЗ. По-200-РСФСР-12-0115-87.

3. Руководство по эксплуатации автомобилей КамАЗ типа 6×4 (5320-3902002Р7).

4. Руководство по эксплуатации автомобилей КамАЗ типа 6×6 (4310-3902002РЭ).

5. Руководство по текущему ремонту автомобилей КамАЗ-5320, КамАЗ-5511, КамАЭ-4310 (цеховые работы). РТ-200-15-0066-82.

6. Каталоги и чертежи деталей и сборочных единиц автомобилей КамАЗ.

При разработке технологических карт использованы оборудование, приборы и инструмент, выпускаемые серийно заводами «Росавтоспецоборудование» и нестандартизованное оборудование, в том числе, разработанное на КамАЗ.

Технологические карты содержат нормативы трудоемкости работ, согласованные с «Центро-ргтрудавтотрансом» Минавтотранса РСФСР.

Технологические карты прошли опытную апробацию.

Технологические карты являются типовыми. В каждом отдельном случае необходима их привязка к конкретным условиям предприятий.

Номенклатура ремонтируемых агрегатов, узлов, механизмов и приборов выбрана исходя из характерных и наиболее часто встречающихся на предприятиях работ по текущему ремонту автомобилей КамАЗ.

Перечень технологических карт включает ремонт: двигателя, топливной аппаратуры, газовой аппаратуры, электрооборудования, пневмооборудования тормозной системы, самосвального механизма, трансмиссии.

Для облегчения чтения технологических карт они содержат схемы, рисунки.

В технологических картах приведен полный перечень операций разборки, сборки и дефектовки. В условиях эксплуатации глубина разборки и объем дефектовки может осуществляться до обнаружения дефекта.

При организации и выполнении работ по текущему ремонту агрегатов, узлов, механизмов и приборов необходимо руководствоваться системой стандартов безопасности труда и «Правилами техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта».

Текущий ремонт агрегатов, узлов, механизмов и приборов должен выполняться в предназначенных для этого цехах или на участках.

При разборке агрегатов, узлов, механизмов и приборов на детали необходимо пользоваться съемниками и приспособлениями, которые облегчают труд исполнителей и обеспечивают безопасность работ.

Цеха текущего ремонта агрегатов должны быть оборудованы необходимыми подъемно-транспортными механизмами. Транспортировать, снимать и устанавливать со стендов агрегаты и узлы, имеющие значительную массу, следует при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями, предохраняющими от возможного падения агрегатов и узлов.

Устройства для закрепления агрегатов и узлов на стендах должны исключать возможность смещения или падения агрегатов и узлов. Инструменты и приспособления должны быть в исправном состоянии.

Порядок проведения работ по текущему ремонту изложен в технологических картах, где отражены последовательность разборочно-сборочных, дефектовочных работ и работ по испытанию агрегатов и узлов, оборудование, приспособления и инструмент, технические условия и указания, трудоемкость работ и квалификация исполнителей.

Технологический процесс текущего ремонта агрегатов должен включать: уборочно-моечные работы на автомобиле; выявление неисправных агрегатов на автомобиле; снятие неисправных агрегатов с автомобиля; транспортировка в цех; подразборка; внешняя мойка (чистка); разборка;

мойка; чистка, сушка, обдув деталей; дефектовка; комплектовка; сборка; испытанием регулировка; ■ приемка ОТК; транспортировка на пост (склад); постановка на автомобиль.

К работе по ремонту агрегатов, узлов, механизмов и приборов допускаются только лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности и обученные безопасным приемам труда на специальных занятиях, организуемых администрацией предприятия.

В цехах или на участках должны быть аптечки, укомплектованные медикаментами, необходимыми для оказания первой медицинской помощи.

Источник

Технологическая карта занятия МДК 01.03 Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тамбовское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Мичуринский аграрный техникум»

(ТОГБПОУ «Мичуринский аграрный техникум»)

Технологическая карта занятия №_

Преподавателя Конюхова С.А.

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

Наименование дисциплины/ курса/ модуля: МДК 01.03 Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей

1.Тема занятия : Классификация износов автомобилей. Естественные и аварийные износы

2.Цели занятия: Обучающие: сформировать понятие об износе деталей автомобиля, их видах и классификации, причинах возникновения износа

Развивающие цели: развитие самостоятельности в выборе решения проблемы

Воспитательные цели : подведение обучающихся к выводу значимости изучения износов

3.Тип занятия: урок освоения новых знаний (комбинированный урок)

4.Ресурсы: ПК, проектор, раздаточный материал (карточки-задания)

5.Учебные материалы : презентация

6.Метод проведения: ознакомительный, репродуктивный

7.Междисциплинарные взаимодействия: физика, химия, материаловедение, МДК. 01.01 Устройство автомобилей, МДК. 01.02 Автомобильные эксплуатационные материалы

8.Применяемые на уроке технологии: Информационно-коммуникационные с элементами проблемного обучения

Формы, методы, средства обучения

Формируемые образовательные результаты: знания, умения, практический опыт, компетенции

Приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к уроку.

Рапорт старосты Полная готовность группы, быстрое включение в деловой ритм

Актуализация опорных знаний

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми обучающимися, выявление пробелов и их коррекция

С чем вы познакомились на прошлом уроке? ( исправностью, работоспособностью, повреждением, отказом автомобиля)

Раздача карточек-заданий индивидуально (приложение 1)

Индивидуальный устный опрос:

Дайте определение надежности (свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.)

2. Охарактеризуйте факторы, снижающие надежность машин. (Производственные факторы влияния на изменение технического состояния автомобиля включают в себя: конструктивные особенности данной марки автомобиля; однородность производства (характеризуется рассеиванием сроков изнашивания одних и тех же деталей); надежность.

Условия эксплуатации включают дорожные условия, условия и интенсивность движения, природно-климатические, сезонные условия, агрессивность окружающей среды.

Дорожные условия и рельеф местности определяют режим работы автомобиля. Они характеризуются технической категорией дороги, видом и качеством дорожного покрытия, определяющих сопротивление движению автомобиля, элементами дороги в плане и профиле (шириной дороги, радиусами закруглений, уклоном подъемов и спусков).

фронтальная, выполняют письменно индивидуальные задания,

индивидуально отвечают на вопросы устно

Установка познавательной задачи

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели, учебно-познавательной деятельности.

Фиксация новой учебной задачи

1. Вспомним, какой предмет Вы изучаете? (Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей)

2. Что является основой технического обслуживания и ремонта?

(Основой технического обслуживания и ремонта автомобилей является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта с принудительным выполнением технического обслуживания в плановом порядке и выполнением ремонта по потребности.)

Предусматриваются следующие виды технического обслуживания автомобилей:

ежедневное техническое обслуживание (ЕО)

первое техническое обслуживание (ТО-1)

второе техническое обслуживание (ТО-2)

ремонты — текущий (TP) и капитальный (КР)

Текущие ремонты подразделяются на текущий ремонт автомобиля и текущий ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

Капитальные ремонты подразделяются на капитальный ремонт автомобиля (прицепа) в целом и капитальный ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

Формулирование темы и цели урока

Тема сегодняшнего занятия: Классификация износов автомобилей. Естественные и аварийные износы.

Цель урока: сформировать понятие об износе деталей автомобиля, их видах и классификации, причинах возникновения износа

Активные действия обучающихся; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Познавательная: Пытаются самостоятельно выразить цель урока.

Слушают преподавателя. Строят понятные для собеседника высказывания

Создание проблемной ситуации

Организовывает погружение в проблему. Подведение обучающихся к овладению нового материала путем создания проблемной ситуации.

Что произойдет при невыполнении ТО? ( возрастет необратимое ухудшение его технического состояния, связанное с изнашиванием и повреждением его деталей.

Увеличится интенсивность износа).

Что действует на автомобиль и его детали в процессе эксплуатации?

(воздействие нагрузок, вибраций, влаги, воздушных потоков, абразивных частиц при попадании на автомобиль пыли и грязи, температурных воздействий и т. п.)

Фиксируют проблему. Размышляют, отвечают на вопросы

Изучение нового материала

Проводит беседу. Акцентирует внимание на важных моментах и контролирует деятельность обучающихся на уроке.

Вы догадались, чему будет посвящена тема сегодняшнего урока.

Износ — изменение размеров, формы, массы твердых тел или состояния их поверхностей вследствие либо остаточной деформации от постоянно действующих нагрузок, либо разрушения поверхностного слоя при трении.

Причины изменения технического состояния автомобилей

В процессе эксплуатации автомобиля в результате воздействия на него целого ряда факторов (нагрузок, вибраций, влаги, воздушных потоков, абразивных частиц, температуры) происходит необратимое ухудшение его технического состояния, связанное с изнашиванием и повреждением его деталей, а также изменением ряда их свойств (упругости, пластичности и др.).

Изменения технического состояния автомобиля обусловлены работой его узлов и механизмов, воздействием внешней среды, факторов, связанных с условиями работы и хранения автомобиля, а также случайных факторов, к которым относятся скрытые дефекты деталей автомобиля, перегрузки и т. п.

Основными постоянными причинами изменения технического состояния автомобиля при его эксплуатации являются изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия деталей, а так же физико-химические изменения материала деталей (их старение).

Различают два основных вида трения: трение без смазочного материала и жидкостное трение. В первом случае трущиеся поверхности деталей взаимодействуют непосредственно друг с другом (например, трение тормозных колодок о тормозные барабаны или диски, трение ведомого диска сцепления о маховик). Данный вид трения сопровождается повышенным изнашиванием трущихся поверхностей деталей. При жидкостном (или гидродинамическом) трении между трущимися поверхностями деталей создается масляный слой, толщина которого превышает микронеровности поверхностей и не допускает их непосредственного контакта (например, подшипники коленчатого вала в период установившегося режима работы), что значительно снижает изнашивание деталей. При работе большинства механизмов автомобиля эти виды трения постоянно чередуются.

Абразивное изнашивание возникает при трении скольжения и наличии между трущимися поверхностями мелкораздробленной твердой среды (например, песка), вызывающей выкрашивание частиц, металла из поверхности деталей. При этом процесс изнашивания не зависит от попадания абразивных частиц на поверхности трения.

Гидроабразивное изнашивание возникает в результате действия твердых тел или частиц, увлекаемых потоком жидкости. Гидроабразивное изнашивание деталей топливных, масляных и водяных насосов, гидроприводов тормозов, гидроусилителей нередко проявляется совместно с эрозионным изнашиванием, возникающим в результате действия потока жидкости (газа). Трение потока жидкости о металл приводит к разрушению оксидной пленки, образующейся на поверхности детали, и сопутствует коррозионному разрушению материала, особенно под действием абразивных частиц и микроударов в случае возникновения кавитации.

Усталостное изнашивание поверхности трения или отдельных ее участков в результате повторного деформирования микрообъемов материала, приводящего к возникновению трещин и отделению частиц, происходит при качении и скольжении. Износ обусловливается микропластическими деформациями и упрочнением поверхностных слоев трущихся деталей. При этом имеют место напряженное состояние активных объемов металла у поверхности трения и особые явления усталости при знакопеременных нагрузках, вызывающих трение металла в поверхностных слоях и как следствие их разрушение. Пульсирующие нагрузки резко усиливают темпы осповидного износа.

Разрушение при таком износе характеризуется появлением микро- и макротрещин, расположенных под небольшими углами к поверхности трения, с последующим развитием их в осповидные углубления и впадины. В результате износа частицы поверхностного слоя откалываются, поверхность становится неровной и приобретает матовый вид.

Усталостное изнашивание наиболее характерно для рабочих поверхностей подшипников качения и поверхностей зубьев шестерен.

Изнашивание при заедании возникает в результате схватывания, глубокого вырывания материала, переноса его с одной поверхности трения на другую и воздействия возникших неровностей на сопряженную поверхность. Этот вид изнашивания имеет место в зубчатых зацеплениях агрегатов трансмиссии при использовании несоответствующего сорта масла или при его малом уровне.

Коррозионно-механическое изнашивание происходит при трении материалов, вступивших в химическое взаимодействие со средой. К коррозионно-механическим видам изнашивания относятся окислительное и изнашивание при фреттинг-коррозии.

Окислительное изнашивание возникает при наличии на поверхностях трения защитных пленок, образовавшихся в результате взаимодействия материала с кислородом. Окислительное изнашивание характеризуется протеканием одновременно двух процессов — пластической деформации микроскопических объемов металла поверхностных слоев деталей и диффузии кислорода воздуха в деформируемые слои.

Изнашивание при фреттинге происходит в результате механического изнашивания соприкасающихся тел при малых колебательных относительных перемещениях.

Осознанно строят речевые высказывания

Первичная проверка понимания

Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; конкретизирует задания, выполняемые обучающимися

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний.

Назовите виды износов, демонстрируемые на слайдах и используя натуральные детали машин (слайды)

Определяют виды износа с презентации и натуральных деталей машин

Включение нового знания в систему

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Я предлагаю вам, исходя из темы урока, подумать и сформулировать где эти знания пригодятся в дальнейшем? (Эти знания помогут нам при дальнейшем изучении дисциплин, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобиля и его деталей, узлов и агрегатов и применение этих знаний на практике)

Отвечают на вопросы

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Ваша задача выявить ошибки и дать правильные ответы.

(Презентация с ошибками)

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на продуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у обучающихся.

Подведение итогов. Оценивание Рефлексия

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

Если деталь так сильно изношена, что нормальная работа узлов, механизмов и агрегатов авто считается нарушенной, в этом случае запрещается эксплуатировать транспортное средство, пока полностью не поменяют все изношенные детали. Если это правило игнорировать, это чревато повышенным расходом расходных материалов, топлива, мощности двигателя, а также опасно для безопасности движения.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).

Озвучивание результатов урока.

Какая цель нашего урока?

Окончательное оценивание озвучу на следующем уроке после проверки тестов и карточек заданий.

А сейчас отмечу самых активных и пассивных.

2.Я сегодня научился …

6.Я выполнял задания…

Активная и продуктивная деятельность обучающихся по включении части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей

Получение достоверной информации о достижении всеми обучающимися планируемых результатов обучения.

Открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Доказывают, аргументируют свою точку зрения отвечают на вопросы

Осуществляют: самооценку; самопроверку

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Выдача заданий на дом.

Решить тест с выбором одного правильного ответа. Для решения теста вам потребуются знания сегодняшнего урока и дополнительный материал из интернет источника https://extxe.com/19105/iznos-detalej-v-mehanizmah-vidy-vozniknovenie-iznosa/

Техническое обслуживание автомобилей

М.В Полиханов, стр. 11-14

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми обучающимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *