Технология 5 класс машины и их классификация
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 8. Машины, их классификация
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Машина – это техническое устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов, информации.
Аппарат и прибор – технические устройства, служащие для выполнения какой-либо работы.
Агрегат, или машинный агрегат – это техническая система, состоящая из соединённых между собой машин, механизмов, аппаратов и приборов.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
2. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/О. А.Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Производственную и непроизводственную технику можно разделить на пассивную и активную. Пассивная техника – это здания заводов, фабрик, трубопроводы, линии электропередач, железнодорожные пути и средства связи. Активная техника – это орудия труда, к ней относятся инструменты и механизмы, машины, аппараты, приборы, агрегаты, установки.
Инструменты и механизмы делятся на средства ручного труда, средства умственного труда и средства жизнеобеспечения.
Машиной называется техническое устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов, информации.
По своему назначению машины делятся на энергетические, рабочие и информационные.
Энергетические машины преобразуют один вид энергии в другой.
Рабочие машины используют механическую энергию для преобразования формы, свойств и положения обрабатываемого материала.
Информационные машины преобразуют и передают информацию.
По функциям машины можно разделить на производственные, транспортные, военные.
Аппаратами и приборами называют технические устройства, служащие для выполнения какой-либо работы.
Приборы могут служить для проведения измерений и наблюдений.
К аппаратам относятся устройства, не являющиеся механизмами или машинами, но осуществляющие какие-то технологические операции.
Агрегат, или машинный агрегат – это техническая система, состоящая из соединённых между собой машин, механизмов, аппаратов и приборов. Агрегат предназначен для решения какой-либо определённой технологической задачи.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Распределите примеры машин по группам.
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 8. Машины, их классификация
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Машина – это техническое устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов, информации.
Аппарат и прибор – технические устройства, служащие для выполнения какой-либо работы.
Агрегат, или машинный агрегат – это техническая система, состоящая из соединённых между собой машин, механизмов, аппаратов и приборов.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
2. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/О. А.Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Производственную и непроизводственную технику можно разделить на пассивную и активную. Пассивная техника – это здания заводов, фабрик, трубопроводы, линии электропередач, железнодорожные пути и средства связи. Активная техника – это орудия труда, к ней относятся инструменты и механизмы, машины, аппараты, приборы, агрегаты, установки.
Инструменты и механизмы делятся на средства ручного труда, средства умственного труда и средства жизнеобеспечения.
Машиной называется техническое устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов, информации.
По своему назначению машины делятся на энергетические, рабочие и информационные.
Энергетические машины преобразуют один вид энергии в другой.
Рабочие машины используют механическую энергию для преобразования формы, свойств и положения обрабатываемого материала.
Информационные машины преобразуют и передают информацию.
По функциям машины можно разделить на производственные, транспортные, военные.
Аппаратами и приборами называют технические устройства, служащие для выполнения какой-либо работы.
Приборы могут служить для проведения измерений и наблюдений.
К аппаратам относятся устройства, не являющиеся механизмами или машинами, но осуществляющие какие-то технологические операции.
Агрегат, или машинный агрегат – это техническая система, состоящая из соединённых между собой машин, механизмов, аппаратов и приборов. Агрегат предназначен для решения какой-либо определённой технологической задачи.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Распределите примеры машин по группам.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Понятие о машине и механизме»
I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Цели урока:
1. Образовательные цели:
1.1. Способствовать запоминанию основной технической терминологии.
1.2. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов
и явлений.
1.3. Способствовать формированию представления о машине, механизмах, деталях машин и их соединениях.
1.4. Способствовать осознанию существенных признаков понятий.
II. Развивающие цели:
2.1. Способствовать обогащению технико-терминологического запаса слов у учащихся
2.2. Способствовать овладению учащимися умением анализировать, выделять главное в тексте, сравнивать, определять и объяснять понятия
2.3. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету
2.4. Содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку.
III. Воспитательные цели:
3.1. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
IV. Профориентационные цели:
4.1. Способствовать развитию у учащихся профессионального интереса к технике и оборудованию.
4.2. Способствовать воспитанию у учащихся уважения к работающему человеку.
4.3. Ознакомить учащихся с профессиями машиностроительной отрасли.
Методическое оснащение урока: Материально-техническая база:
— кабинет технического труда;
— станки, машины: сверлильный станок, токарный станок, бытовая швейная машина универсальная «Чайка», ПМЗ.
• информационные карты: «Профессии в машиностроении»;
образцы объектов труда; винтовой зажим столярного верстака, типовые детали машин, типовые соединения деталей, макет зубчатого механизма дрели;
образцы поузловой обработки изделий;
материалы для контроля знании учащихся:
• карточки-задания;
• тесты:
карты пооперационного контроля для учащихся;
• кроссворд: «Машина».
Методы обучения: словесный (беседа, объяснение); исследовательский вне урока; работа с учебником; демонстрация с элементами иллюстрирования; метод практических работ.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Приложение 1.
Настрой учащихся на работу.
Внимание!
Тема нашего урока сегодня «Понятие о машине и механизме»
Машины. Без них невозможна жизнь и деятельность современного общества. Представьте себе, что исчезли машины, вырабатывающие электроэнергию, автомобили, перевозящие людей и грузы; бытовые машины и приборы облегчающие домашний труд. Что произойдет с нашей жизнью? (дети отвечают)
Тогда жизнь остановится! Машины наши друзья и верные помощники.
Технические достижения человечества огромны: механизмы, использованные при строительстве египетских пирамид, паровые машины, электрические двигатели, двигатели внутреннего сгорания, автомобили, станки, компьютеры, космические корабли, бытовые машины и приборы, лазерная техника и роботы. Этот список можно продолжать до бесконечности. Возможно, и вы внесете свой вклад в создание машин XXI века.
Но для этого сегодня на уроке Вы должны узнать и понять:
1.Что такое машина, механизм, деталь.
2.Познакомиться с классификацией машин.
3.Понять функции машин.
4.Научиться понимать устройство машин и механизмов по кинематическим схемам
5.Определять по кинематическим схемам типовые соединения деталей.
6.Ознакомиться с видами передач движения.
Методы: беседа, исследовательский метод вне урока.
И так, дорогие друзья, чтобы нам не пришлось изобретать велосипед, каждый уважающий себя инженер-конструктор должен знать историю эволюции машины.
Выступление ученика с докладом:
Так считали древние люди, а мы теперь уже знаем кто является творцом различной чудо-техники.
Как вы считаете мог ли первобытный человек каменного века изобрести машину, которая помогала бы ему выполнять различную работу в сфере его деятельности? (ответы учащихся)
Какие же были первые технические устройства?
Можно ли их назвать машиной? Почему нельзя?
Все Вы знаете стиральную машину, а некоторые дома даже пользуются ей, когда приходиться помогать родителям убираться дома. Так сравним эту современную технику с техническим устройством древних людей например, приспособлением для сверления.
Скажите чем же отличается они? (дети дают ответы)
Приложение 3
Методы: беседа, исследовательский метод вне урока, объяснение с элементами демонстрации.
Изложение учителем нового материала
Итак, МАШИНА – это устройство для преобразования Энергии (Электродвигатель), материалов ( станок), информации (ПВМ) или облегчения физического и умственного труда человека
Назовите примеры бытовых машин.
Примером бытовых машин служит пылесос, стиральная машина, холодильник. Сельскохозяйственные машины (трактор, комбайн и др.) помогают человеку в уборке урожая. Компьютер для человека – информационная пишущая и вычислительная машина.
Машина состоит из элементов. Свойства машины будут отличными от свойств составляющих ее элементов (первый признак машины). Например, автомобиль может перевозить грузы. Его же элементы не обладают такой способностью: колесо само по себе хотя и перекатывается, но никого не перевезет, в кузове можно разместить груз, но переместиться он никуда не сможет.
Как мы уже поняли, исторически машины развились из орудий (инструментов и приспособлений). Рассмотрим в качестве примера эволюцию сверлильных работ от орудия до машины.
Доклад ученика:
В историческом музее можно увидеть примитивные орудия каменного века — каменные топоры и мотыги, наконечники копий и стрел, кремневые ножи и скребки для хозяйственных нужд.
Многие из этих орудий поражают одной деталью: у них есть гладкие отверстия для насаживания на деревянную ручку. Как же делали это люди каменного века? Они пользовались незамысловатым устройством, которое сооружалось следующим образом. Из прочного дерева вырезали стержень, один конец которого заостряли. Этот заостренный конец стержня помещали в углубление камня, наполненное мелкозернистым песком. Стержень вращали между ладонями, и нижний острый его конец действовал как сверло.
В дальнейшем появилось устройство, позволяющее облегчить сверление: вокруг стержня спирально закручивали тетиву лука. При приведении лука в движение стержень начинал вращаться, и в нужном месте просверливалось отверстие. Такое техническое устройство называют лучковым приводом. Он был известен и с успехом применялся еще в Древнем Египте около 4000 лет назад
Плакат: «Приспособление для сверления».
Учащимся уровня В предлагается работа с карточками заданиями.
С учащимися группы С учитель продолжает работу, диктуя для записи в тетрадь основные понятия урока: Машина, механизм, деталь.
ЧАСТИ МАШИНЫ
СВЕРЛИЛЬНЫЙ СТАНОК
ТИПОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ
Приложение 4
Закрепление знаний учащихся
Методы: фронтальный опрос (устный), практическая работа.
1.Устройство для передачи или преобразования движения.
2.Типовая деталь
3.Разновидность подвижного соединения
4.Часть машины, которая передает движения от двигателя на рабочий орган.
5.Соединение при котором детали не могут относительно друг друга перемещаться.
6.Изделие, изготовленное из материала одной марки без применения сборочных операций.
Ответы: механизм, шайба, шарнирное, трансмиссия, неподвижное, деталь
1.Запишите в рабочую тетрадь определение новых понятий с которыми Вы сегодня на уроке ознакомились.
3. Выдели из всех предложенных профессий ту, которая тебя заинтересовала, объясни почему.
1. Запишите в рабочую тетрадь определение новых понятий с которыми Вы сегодня на уроке ознакомились, используя учебник и терминологический словарь.
3. Какая из профессий тебе кажется самой востребованной в настоящее время, и почему ты так считаешь?
Презентация по технологии на тему «Машины и их классификация» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Машины и их классификация
Технология
5 класс
Учитель:
Логинов А.А.
МАОУ СШ №144
Описание слайда:
Для чего нужны машины?
Какую, на ваш взгляд, роль играют машины и механизмы в развитии общества? Приведите примеры.
Для облегчения условий труда людей, повышения производительности труда используется много разных машин, которые частично или полностью берут на себя производственные функции человека.
Описание слайда:
Тезаурус
Машина – это техническое устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов, информации.
Аппарат и прибор – технические устройства, служащие для выполнения какой-либо работы.
Агрегат, или машинный агрегат – это техническая система, состоящая из соединённых между собой машин, механизмов, аппаратов и приборов.
Описание слайда:
Классификация техники
Производственную и непроизводственную технику можно разделить на пассивную и активную.
Пассивная техника – это здания заводов, фабрик, трубопроводы, линии электропередач, железнодорожные пути и средства связи.
Активная техника – это орудия труда, к ней относятся инструменты и механизмы, машины, аппараты, приборы, агрегаты, установки.
Описание слайда:
Инструменты и механизмы
Инструменты и механизмы делятся на средства ручного труда, средства умственного труда и средства жизнеобеспечения.
Машиной называется техническое устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов, информации.
Описание слайда:
По назначению
По своему назначению машины делятся на энергетические, рабочие и информационные.
Энергетические машины преобразуют один вид энергии в другой.
Рабочие машины используют механическую энергию для преобразования формы, свойств и положения обрабатываемого материала.
Информационные машины преобразуют и передают информацию.
Описание слайда:
Описание слайда:
Аппараты и приборы
Аппаратами и приборами называют технические устройства, служащие для выполнения какой-либо работы.
Приборы могут служить для проведения измерений и наблюдений.
К аппаратам относятся устройства, не являющиеся механизмами или машинами, но осуществляющие какие-то технологические операции.
Агрегат, или машинный агрегат – это техническая система, состоящая из соединённых между собой машин, механизмов, аппаратов и приборов. Агрегат предназначен для решения какой-либо определённой технологической задачи.
Описание слайда:
Вопросы
Выберите правильные ответы. На какие типы можно разделить машины по функциям, которые они выполняют?
Описание слайда:
Вопросы
Установите соответствие между видами техники и примерами.
А) Инструменты, механизмы, машины, аппараты
Б) Здания заводов, фабрик, пути и дороги
Описание слайда:
Вопросы
Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты ответа.
____________машины используют механическую энергию для преобразования формы, свойств и положения обрабатываемого материала.
Описание слайда:
Вопросы
На какие типы можно разделить машины по функциям, которые они выполняют? Выберите правильные ответы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по технологии на тему «Техника и ее использование в жизни людей» (5 класс)
Презентация по технологии на тему «Классификация технологий» (5 класс)
Проект «Путь к профессии начинается в школе»
Проектная работа по технологии по теме «Часы»
Декупаж»У меня опять панно»
Презентация по технологии «Госпожа пуговица»
Презентация по технологии «Госпожа пуговица»
Календарно-тематическое планирование по технологии 5 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5376616 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по технологии для 5 класса «Понятие о машине и механизме»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Понятие о машине и механизме Автор-составитель: Криушков Владимир Алексеевич, учитель технологии ГБОУ СОШ №476. г. Санкт-Петербург, Колпинский район. 2013 г.
Виды машин и их функции Машины – устройство, выполняющее механические движения без приложения человеческой силы для преобразования энергии, материалов и информации. Виды машин Назначение машин Энергетические Предназначены для преобразования энергии: электродвигатели (стиральные машины, фены); двигатели внутреннего сгорания (автомобили); турбины (самолёты); паровые машины (паровозы) и другие Рабочие Осуществляют изменение формы, свойств, состояния и положения предмета труда: технологические, или машины-орудия (металлорежущие станки, горные, сельскохозяйственные машины); транспортные (автомобили, самолёты, теплоходы); транспортирующие (конвейеры, грузоподъёмные краны); бытовые (холодильники, пылесосы) Информационные Предназначены для сбора, обработки, хранения и использования информации: вычислительные машины и устройства (компьютеры)
Виды механизмов Механизм – это устройство для преобразования и передачи движения. Название механизма Общий вид Винтовой механизм (преобразование вращательного движения в прямолинейное)
Виды механизмов Название механизма Общий вид Кривошипно-шатунный (преобразование возвратно-поступательное движения в прямолинейное)
Виды механизмов Название механизма Общий вид Эксцентриковый (преобразование вращательного движения в прямолинейное)
Виды механизмов Название механизма Общий вид Кулачковый (преобразование вращательного движения в возвратно-поступательное)
Виды механизмов Название механизма Общий вид Фрикционный (преобразование вращательного движения одного катка за счет второго)
Виды механических передач винтовая (слесарные тиски); зубчатая (механическая дрель); реечная (сверлильный станок); ременная (сверлильный и токарный станки); цепная (велосипед, сельхозмашины); червячная (колки на музыкальных инструментах); карданная (автомобиль); гидравлическая, пневматическая (привод тормозов).
Виды соединений Соединения деталей могут быть подвижными и неподвижными.
Примеры простых и сложных деталей Все машины и механизмы состоят из отдельных деталей. Детали могут быть простые и сложные.
Примеры простых и сложных деталей
Примеры простых и сложных деталей
Подшипник качения: а — наглядное изображение; б, в — условные обозначения на кинематических схемах (б — вал, ось; в — шариковый подшипник на валу) Условные изображения механизмов на кинематических схемах • Кинематика в переводе с греческого — движение. • Схема в переводе с греческого — образ, вид, форма.
Условные изображения механизмов на кинематических схемах Винтовые механизмы в тисках: а — в машинных; б — в слесарных: 1 — винт, 2 — подвижная губка, 3 — гайка, 4 — подшипник скольжения
Условные изображения механизмов на кинематических схемах Цилиндрическая зубчатая передача: а — наглядное изображение; б — изображение на кинематической схеме
Используемая литература Электронное сопровождение к учебно-методическому комплекту «Технология. Технический труд. 5 класс» / авт. Е. С. Глозман, А. Е. Хотунцев, О. Б. Ставрова – 2011.; Технология. Технический труд : 5 класс : учебник для образовательных учреждений / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2011 – 176 с.; Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков): 5 класс. / К.Л. Дерендяев – М.: ВАКО, 2009. – 288 с.; Электронная библиотека наглядных пособий. Технология. 5 класс. / Н.А. Ландушкин – 2009.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Описание материала:
Данная презентация может быть использована учителями технологии при изучении раздела «Машины и механизмы».
«В данной презентации:
Цель данной презентации: ознакомить учащихся с типовыми деталями, соединениями и различными механизмами.
Номер материала: 30412021236
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.