Телематические системы управления автомобилем
Как телематика изменила автомобильную отрасль
Система «умный дом» сегодня — норма в строительстве, а смартфон — центр управления предприятием. Все это — благодаря интернету вещей и телематике. Расскажем, как эта технология изменила и транспортную отрасль.
Что такое телематика
Если коротко, телематика — это обмен данными между разными устройствами и сервером на расстоянии, возможность собирать эти данные и управлять этими самыми устройствами. Сложно? Давайте попробуем проще. Представьте, вы энергетическая компания, которая поставляет электричество жителям города. На каждом электросчетчике установлено телематическое устройство. Оно передает вам информацию о потребленной энергии, и благодаря этому вы можете распределять мощности потребителям, а еще — дистанционно отключать неплательщиков.
Здесь мы, конечно же, будем говорить о транспортной телематике. Через интернет бортовые устройства автомобилей связываются с транспортной компанией. В итоге, та может планировать маршруты, отслеживать местоположение и определять скорость движения машин. Собирая все эти параметры несколько раз в минуту, автопарки и страховщики получают большой объем данных, который используют потом, чтобы контролировать аккуратность вождения, техническое состояние узлов машин, производительность сотрудников. Эти инструменты базируются на технологиях интернета вещей — объединяют информацию по отдельным автомобилям и структурируют ее для последующего анализа.
Сегодня телематика — это большой рынок. Ключевыми игроками в отрасли являются крупные мировый концерны: Verizon Communications, AT&T, Ford Motor Company, BMW, Robert Bosch, Valeo, Harman International Industries, Vodafone Group, Telefonica и Continental.
По данным консалтинговых компаний, использование телематики на транспорте растет экспоненциально. Вместе с этим растет сегмент систем управления автопарком. Аналитики оценивают объем мирового рынка таких технологий в 85,4 млрд долларов к 2024 году. В среднем он растет примерно на 20% в год. Ожидается, что в Европе к 2022 году установят 15,6 млн систем мониторинга коммерческого транспорта.
В этой статье мы расскажем, с чего начиналась телематика на транспорте и как работает в России.
Шестидесятые. Первые шаги
Разработка телематических устройств началась не вчера. Еще в шестидесятые годы быстрорастущие экономики США, Японии и стран Европы начали создавать системы повышающие эффективность и безопасность транспортной логистики. В первую очередь так решали вопрос об уменьшении автомобильных выхлопов в крупных индустриальных городах.
Например, в США появилась «Интеллектуальная транспортная система» (Intelligent Transportation Systems — ITS). Но это была не транспортная телематика в привычном нам понимании — сбор информации происходил не с автомобилей, а с объектов дорожной инфраструктуры: камер, светофоров, различных датчиков и детекторов, установленных вдоль автотрасс. Система собирала информацию о ситуации на дорогах, оценивала ее и управляла потоками машин — в первую очередь, через светофоры, информационные табло, шлагбаумы и т.п.
В Европе использовались похожие технологии. Здесь же появился термин «Системы транспортной телематики». «Телематика» — производное от слов «телекоммуникации» и «информатика». Соответственно, «транспортная телематика» — использование возможностей телекоммуникационных технологий и информатики в сфере логистики.
И в Европе, и в США, и в Японии все эти проекты реализовывали под патронажем властей. Внедрение и развитие телематики — было стратегической государственной задачей.
Восьмидесятые. От смс до онлайна
Второй этап развития данных систем наступил в восьмидесятых и был связан с бурным развитием связи и навигации. Судите сами — с конца семидесятых в Европе и Северной Америке начали массово запускать системы сотовой связи, а в 1983 году началось создание спутниковой группировки для системы GPS. Технологическая база для установки датчиков на сами автомобили была готова. Естественно, не воспользоваться этим было нельзя.
Самые первые системы транспортной телематики были оффлайновыми: GPS-трекер записывал информацию о маршруте автомобиля в память. Сгружали их на сервер только после прибытия на базу. Так можно было контролировать работу транспорта, но это не помогало, например, при угоне машины.
С развитием сотовой связи появились системы второго поколения — данные на сервер поступали по смс. Операторы могли уже контролировать автопарк в реальном времени. Правда, с задержками по времени. Прорывом стало повсеместное внедрение мобильного интернета — стало возможным снимать информацию в онлайн-режиме.
К середине девяностых годов стала очевидна высокая эффективность такой телематики. В 1997 году на Европейской конференции министров транспорта было принято решение о создании информационной транспортной системы в масштабе Европы. Она должна была решить сразу целый ряд задач: повысить безопасность движения, оптимизировать работу дорожных служб, автоматизировать транспортные перевозки и, конечно же, улучшить пропускную способность дорог.
Сегодня, скажем, в Италии система телематического мониторинга охватывает около 6 тысяч километров платных дорог и крупные национальные магистрали. Во Франции телематика работает на трассах между Парижем, Руанном, Лиллем и Ренном. В Германии — контролирует 3,2 тысячи км автобанов. Естественно, АСУД — автоматические системы управления движением, работают и во всех крупных городах мира. В России в том числе.
Телематика на коммерческом транспорте
Вернемся немного назад — к концу девяностых. Как только телематические системы стали объединять в сети автомобили, этим заинтересовались крупные компании. Прежде всего, грузоперевозчики. Снимая данные с машин, можно было не только контролировать водителей и экспедиторов, но и планировать загруженность автопарка, расход топлива и т.п.
Сейчас системами мониторинга коммерческий транспорт оснащают уже на заводе. К примеру, на Dynafleet от Volvo, FleetBoard от Daimler и Scania Fleet Management приходится 117 тысяч, 108 тысяч и 219 тысяч установок соответственно.
В России более 25 тысяч единиц грузовиков, оснащенных телематическими OEM-терминалами. На отечественном рынке лидируют Volvo Truck (Dynafleet) и Scania (Fleet Management System). Но и крупнейшие российские игроки автомобильной отрасли не отстают, а где-то и опережают западных игроков рынка. Например, ГАЗ разработал и внедрил телематическую систему GAZ Connect. Ее устанавливают почти на весь модельный ряд автомобилей нижегородского производителя.
Зачем нужен GAZ Connect
GAZ — первый российский автопроизводитель, который стал устанавливать штатно телематику в авто сразу на конвейере. Это касается всех автомобилей семейства Next — «Газонов» и «Газелей», выпускаемых с 15 ноября 2018 года. Кроме этого, в зависимости от модификаций приборной панели GAZ Connect также устанавливают и на автомобили семейства «Бизнес».
«Каждый автомобиль проходит все необходимые тесты по качеству подключения», — рассказывает директор Департамента цифровых технологий ГК «Современные транспортные технологии» Сергей Александров. — «Гарантия на оборудование и систему такая же как на машину — три года. Устройство сертифицировано в НАМИ, а также проверено на собственном полигоне автозавода».
Систему от ГАЗ устанавливают в салоне под торпедо — ни внешних антенн, ни проводов не видно. Хотя физически к ней подключены две антенны. Устройство передает по GSM все данные с датчиков машины. Вторая антенна предназначена для приема сигнала со спутника. Блок управления недоступен для водителя: если вы владелец транспортной компании — недобросовестный сотрудник, к блоку не доберется.
Часть параметров система получает с CAN-шины автомобиля. Если появится сигнал об ошибке, автомобиль покажет эти данные на приборной панели водителю, а телематика передаст их на сервер. Устройство способно отслеживать порядка 38 параметров. По данным со спутника — скорость автомобиля, положение над уровнем моря и координаты. С CAN-шины— информацию о состоянии узлов автомобиля. А еще здесь встроен акселерометр, который передает параметры для построения 3D модели ускорения для контроля манеры вождения водителя.
По словам Сергея Александрова, на основании таких данных есть возможность строить скоринговые модели для каждого водителя — это позволит отслеживать его текущую производительность труда и строить прогнозы. Программа помогает на основе накопленных данных отследить манеру вождения — не только по акселерометру, но и по оборотам двигателя. К примеру, владелец компании видит, когда водитель едет с горы на неверной передаче — а это приводит к повышенному износу агрегатов и к раннему ремонту.
Как работает телематика от ГАЗ
«GAZ Connect является экосистемой цифровых сервисов, — рассказывает Сергей Александров. — с автомобилей, на которых штатно установлено телематическое оборудование, информация передается на собственные серверы, которые установлены в Группе ГАЗ. Помимо технологического оборудования в систему входит специально разработанное программное обеспечение, которое обрабатывает, накапливает и агрегирует весь массив данных поступающих с подключенных машин. Также в систему входит несколько интерфейсов, с помощью которых клиенты получают доступ к функциям системы, выгружают отчеты и аналитику. Помимо веб-версии, это можно делать и через мобильное приложение, доступное для всех моделей устройств».
Концепция проекта предусматривает постоянное обновление и расширение функционала, увеличение числа анализируемых параметров и глубины анализа, подключение новых цифровых сервисов и партнерских программ.
Но у компании есть и своя система мониторинга транспорта GAZ Fleet. Диспетчер может строить маршруты, выстраивать логистику, отслеживать эксплуатационные характеристики автомобилей. Также реализован сервис по созданию заданий для водителей и формирование геозон для каждого автомобиля. Таким образом система позволяет экономить и максимально корректно оптимизировать работу машин.
Как установить GAZ Connect
Дилер предлагает подключить систему GAZ Connect при покупке автомобиля на гарантийный период в три года. Важно отметить, что подключение для владельцев автомобилей производится бесплатно и не требует абонентской платы. Для начала работы с системой пользователю достаточно пройти регистрацию у любого дилера и скачать мобильное приложение. После клиент сам по своему желанию — тоже бесплатно — может подключить систему мониторинга GAZ Fleet.
Для каждого клиента автоматически создается личный кабинет, а логин и пароль отправят на почту.
Вся система позволяет владельцам контролировать состояние и повышать эффективность бизнеса за счет снижения расходов на эксплуатацию транспорта. А единая платформа доступа объединяет цифровые сервисы для профессионального управления автопарком, которые учитывают особенности эксплуатации коммерческих автомобилей ГАЗ.
А еще GAZ Connect — это средство против угона. Если машину украли, можно позвонить в службу поддержки. Специалисты дистанционно запустят блок телематики, который имеет независимое питание, и определят координаты машины.
Разработка цифровых сервисов в компании не стоит на месте. В данный момент команда проекта работает над внедрением чат-бота GAZ Connect, который будет на связи с клиентом 24/7 и оперативно сможет ответить на вопросы пользователей.
Автопарк на «коротком поводке»
Большинство производителей грузовиков уже предлагают собственные телематические системы, которые постоянно совершенствуются и дополняются новыми функциями. Всё чаще их рекомендуют использовать не только в автотранспорте одной марки, но и планируют распространять на разные модели грузовиков, схожие по своему функционалу.
Телематические системы, такие как интеллектуальная транспортно-информационная система ИТИС-КАМАЗ, при грамотной их эксплуатации, могут снизить расход топлива и повысить эффективность работы автопарка. Они позволяют более эффективно планировать использование транспортных средств, предоставляют водителям важную на маршруте информацию, и позволяют менеджерам автопарка лучше контролировать их работу, упрощая деятельность офисных сотрудников.
Iveconnet для грузовиков Iveco
Система предоставляет доступ к двум пакетам, разработанным под непосредственные функции водителя и менеджера автопарка Iveconnect Drive и Iveconnect Fleet.
MAN TeleMatics для автотранспортных компаний
Обмен данными между грузовиком и менеджером компании осуществляется через мобильную телефонную связь GPRS и распространяется на территории всей Европейской части. Интерфейс MAN TeleMatics позволяет подключаться ко всем распространенным программам пересылки. Современные технологии шифрования защищают данные перевозчика от несанкционированного доступа.
Система, предлагаемая для грузовиков Mercedes, позволяет экономно управлять автопарком благодаря объединению данных о технике вождения, обслуживания грузовика, его местоположения, наличия связи с водителем и информации о рабочем времени. В результате производитель гарантирует снижение расхода топлива на 5-15 процентов.
На веб-сайте доступна оценка технического состояния конкретного грузовика с указанием интервалов осмотра отдельных узлов с интервалом обслуживания, а также информации о показателях давления воздуха в шинах. Благодаря системе регистрации маршрутов можно запросить сведения о периоде простоя грузовика, уровне топлива в баке, показания одометра или текущий вес автомобиля.
Телематическая система ИТИС-КАМАЗ
Это интеллектуальная транспортная информационная система, которая контролирует расход топлива, рекомендует лучшие заправки, находящиеся в ближайшем доступе, а также указывает на дату вероятного выхода из строя узлов и компонентов грузовика. ИТИС-КАМАЗ встроен в бортовую систему электрооборудования, подключён к общей диагностической линии.
Это позволяет считывать информацию о состоянии эксплуатационных параметров и передавать собранные данные по сотовой связи в сервисный центр. Помимо этого, в топливный бак монтируется датчик уровня топлива (ДУТ), что предотвращает несанкционированный слив топлива.
В начале декабря прошлого года тягач КАМАЗ-5490 Т5 был оснащён оборудованием, запускающим систему ИТИС в действие. Теперь дилеры смогут устанавливать систему по желанию клиентов на любые модели. А новое семейство КАМАЗов 54901 будет выпускаться с уже предустановленной системой. При этом установка ИТИС практически не отразится на цене автомобиля.
Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»
Разбираемся, что даёт телематика в автостраховании
Так анализируют телеметрию в Формуле-1. В страховании — принцип тот же, но смысл обратный: тише едешь — меньше платишь. Меньше ездить ещё дешевле.
Примеров, когда инициативы страховщиков приводят к повышению уровня безопасности, множество. Они преследуют свою выгоду, оптимизируют выплаты, а хорошо в итоге всем. Российские страховые компании не проводят своих краш-тестов, зато пытаются научить нас с вами аккуратно ездить и за счёт этого экономить деньги на полисах Каско. Вопрос актуальный, ведь, скажем, если вам восемнадцать и вы купили новый Logan, то за полис Каско с ремонтом у официального дилера у вас попросят свыше 100 тысяч рублей, более 20% от цены машины. Убиться можно! Меж тем в Европе давно отлажен механизм, как помочь ответственному человеку страховаться дешевле, — называется UBI, Usage-Based Insurance, то есть страхование, основанное на сборе данных о том, как, где и когда используется машина.
Вся суть — в «спичечной» коробочке-передатчике, которая дружит с системами GPS и ГЛОНАСС, вставляется в штатный диагностический разъём автомобиля и сообщает страховщику, словно гоночному инженеру, данные о вашей манере вождения. Всех обогнал? Шиш тебе, а не скидка! А ездишь тише воды, ниже травы — полис можно удешевить чуть ли не вдвое. Идея, конечно, не нова — грузоперевозчики пользуются мониторингом более десяти лет. Но в автостраховании телематические посевы на российской почве только восходят: скидками за аккуратную езду манят Intouch, «Ренессанс» (техническим партнёром обеих компаний выступает МТС), УралСиб, в то время как, например, Ингосстрах пока использует спутниковый мониторинг только для определения местоположения автомобиля… У каждого игрока в телематику — своё видение.
По оценке ВымпелКома, рынок Каско к 2018 году вырастет на 45% (до 298 млрд рублей), а на так называемое умное страхование придётся его пятая часть. Выгода страховщиков — более точное управление рисками, борьба с мошенниками. Но что с того нам? Сначала на сайте «Независимости» (которая утверждает, что ежемесячно из 800 полисов Каско продаёт 500 с телематикой) я накалькулировал новичку с Логаном обычное Каско — 115 тысяч рублей (забавно, но тут чёрный цвет машины относительного белого — это ещё плюс шесть тысяч), а после — Каско с телематикой: 69 тысяч. Вдвое дешевле. Но вы даже не представляете, чего стоит эта экономия!
Во-первых, наш новичок сможет наездить за год не более 15 000 км со скоростью не выше 110 км/ч. Во-вторых, ареал его перемещений ограничен указанным в договоре административным округом (я выбрал ЗАО, для других округов и их комбинаций — иные скидки). В-третьих — строго в определённое время: с 7 утра до 12 часов и с 19 до полуночи. Все, что вываливается за рамки, — нестраховой случай! Плюс здесь в том, что все эти ограничения вы сами себе выставляете, а годовой пробег свыше 15 тысяч можно докупить. Но тогда, понятно, и скидка будет много меньше.
А что с анализом манеры езды? Здесь у каждого страховщика свои правила. Например, компании Intouch для 20-процентной скидки на полис текущего года достаточно месяца вашей аккуратной езды (после датчик-передатчик изымается из автомобиля). В УралСибе максимальная скидка 25%, но наблюдают за вами втрое дольше. А в «Независимости» ездить с передатчиком придётся круглый год, причём скидка за аккуратность действует только при продлении — уже на новый полис. И максимальные 20% тут ещё поди заработай: не более 600 км в месяц, менее 30 минут в день, без поездок в часы пик и ночью… Средняя «ездовая» скидка ожидается на уровне 15% (против 17% в УралСибе).
Получается, «умному страхованию» ума ещё набираться и набираться. Пока оно, например, не видит разницы в том, что есть резкое ускорение, скажем, для BMW M3 и для Chevrolet Aveo. А если водитель вздумает потренироваться на закрытой площадке, то, вопреки своему правильному со всех сторон порыву, заплатит за каждую перегрузку. Но главное — это судебная практика, когда инциденты начнут случаться на границах выделенных временных, скоростных и территориальных зон. Сейчас ни у кого такого опыта нет — и каким он окажется, предсказать сложно. Учитывая позицию судов относительно правомерности отказа в выплате, которая была разъяснена в прошлогоднем Постановлении пленума Верховного суда Российской Федерации, законность таких отказов неочевидна. Даже несмотря на то, что клиент согласился с ограничением покрытия Каско при заключении договора.
Насколько вообще высока корреляция телеметрии с реальной безопасностью езды: объехал открытый люк — урезал скидку? А как все эти телепобеги уживутся с государственной системой экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС, которая будет введена для новых типов транспортных средств уже с 2015 года и способна во многом дублировать страховые ноу-хау? Несмотря на все сложности, участники телематического рынка прочат ему бурный рост: к 2020 году количество пользователей страховой телеметрии в России должно достичь двух миллионов. Вы готовы оказаться в их числе? Если уже пользуетесь страховой телематикой, то поделитесь с нами своим опытом в комментариях. Выгодно ли это — жить под колпаком?
Телематические системы управления автомобилем
Концепция автомобильной телематики заключается в использовании компьютерных, сенсорных и телекоммуникационных технологий для удаленного оказания услуг в автомобиле. Основные виды телематических услуг – это навигация, удаленная диагностика, управление автопарком, безопасность, мультимедиа-функции, связь и доступ к информации. Кроме того, при создании телематических устройств учитываются такие факторы, как конфиденциальность и безопасность данных.
Навигация является основной и наиболее распространенной телематической услугой, которая одной из первых была внедрена в автомобиль. Как правило, это связано с использованием приемника глобальной системы позиционирования (GPS) и интерактивной картографической базы данных для предоставления водителю услуги четкого и подробного ведения по маршруту с помощью визуальных и голосовых подсказок о маневрах. На прием GPS-сигналов в автомобиле могут влиять многие факторы: помехи, эффективность и расположение антенны, другие препятствия. Чтобы повысить эффективность системы навигации GPS-приемник иногда используют в сочетании с инерциальной навигационной системой (INS) или Системой Dead Reckoning (DR). Данный подход применяется, когда отсутствует связь со спутником: бортовой компьютер вычисляет положение, скорость и направление движения транспортного средства по сигналам датчика движения (акселерометра) и датчика угловых скоростей (гироскопа).
Удаленная диагностика позволяет заблаговременно определять возможные электрические или механические проблемы транспортного средства и тем самым способствует предотвращению поломки автомобиля, а также минимизации рисков, связанных со здоровьем водителя и сохранностью грузов. Передача показаний автомобильных датчиков и других диагностических данных напрямую из автомобиля в сервис-центр позволяет проводить своевременное техническое обслуживание и ремонт транспортного средства без заблаговременного планирования. Удаленная диагностика обеспечивает экономию времени и сокращение эксплуатационных расходов. Основным элементом данной концепции является встроенная диагностическая система (On-Board Diagnostics, OBD), которая представляет собой электронные блоки управления и датчики, подключенные к автомобильной шине данных. Диагностическая автомобильная система OBD проводит мониторинг трансмиссии, ходовой части и других важных узлов автомобиля, а также контролирует уровень экологически вредных выбросов. Все машины, произведенные для продажи в США с 1996 года, были оснащены системами OBD, которые выявляли неполадки транспортного средства, способствующие загрязнению окружающей среды.
К шине встроенной диагностики (OBD) могут быть подключены любые внешние средства диагностирования, а значит – диагностические данные могут быть скопированы на компьютер и переданы в сервис-центр для удаленной диагностики. Изначально использовалось четыре различных протокола подключения внешнего устройства к встроенной диагностической шине (OBD), однако с 2008 года автомобильная отрасль пришла к единому стандарту ISO 15765-4.3 на базе протокола CAN (Controller Area Network). Для чтения и передачи диагностических данных автомобиля пригодны беспроводные технологии, как, например, Bluetooth.
Система удаленной диагностики поможет снизить эксплуатационные затраты и повысить уровень безопасности: она выявит низкое давление в шинах и оповестит водителя об экстренной ситуации. Нормальное давление в шинах очень важно для эффективного функционирования и безопасности автомобиля, поскольку это экономит топливо, увеличивает срок службы шин и снижает тормозной путь. По решению правительства США системы мониторинга давления в шинах (Tire Pressure Monitoring Systems, TPMS) устанавливают на всех транспортных средствах с 1 сентября 2008 года. Дистанционный мониторинг давления в шинах для таких крупных автопарков, как такси и прокат автомобилей, способствует снижению расходов на топливо и техническое обслуживание, а также повышению уровня безопасности.
Управление автопарком, как одна из важнейших телематических услуг, базируется на определении местоположения транспортных средств и диагностических функциях для удаленного мониторинга и управления транспортом. Управление автопарком повышает надежность и эффективность логистики, улучшает планирование и доступность грузо- и пассажирских перевозок, а также аренды автомобилей.
Исследования в области управления автопарком начались в Европе еще в середине 1990-х годов. Их двигателями стали повышение спроса на перевозки, растущая конкуренция и необходимость повышать качеств услуг, таких как поставки «точно-в-срок» и мониторинг перевозок. Прогресс в области телекоммуникаций, вычислительной техники и сенсорных технологий привел к развитию целого ряда телематических систем для управления автопарком. Основная идея состоит в интеграции данных телематических систем в уже существующие информационные инфраструктуры (сотовая или радиосвязь).
Как правило, система управления автопарком включает в себя следующие элементы:
телематическое бортовое устройство, расположенное на транспортном средстве. Как правило, это навигационное устройство (например, GPS/ГЛОНАСС-трекер). Продвинутые системы также включают устройство удаленной диагностики, но иногда контролируются только расход топлива, скорость передвижения, показания датчиков открывания дверей, температуры в рефрижераторах (для грузоперевозок) и т.д.;
телекоммуникационные инфраструктуры (GSM, радиосвязь);
сервер для приема, хранения, обработки и анализа данных;
компьютер диспетчера из центра управления автопарком.
Безопасность. Автомобильные телематические системы безопасности сочетают в себе сенсорные и радиочастотные технологии для обнаружения и предотвращения экстренных ситуаций во время вождения. В момент срабатывания аварийного датчика (например, индикатора срабатывания подушки безопасности) бортовое телематическое устройство передает в центр спасения по каналу сотовой связи сигнал, содержащий GPS-координаты транстортного средства, которое попало в аварию. Такая концепция в Европе имеет название eCall (Emergency Call / экстренный вызов).
Концепция программы eCall впервые возникла в Европе в начале 2000-х годов. Ежегодно в Европе случается около 1,4 млн. ДТП, в результате которых гибнет около 40000 и 1,7 млн. людей получают увечья. При наличии точных координат места аварии время реагирования службы спасения можно сократить на 40–50%. Таким образом, предполагается, что eCall будет способствовать спасению 2500000 жизней в год, а также оказанию своевременной медицинской помощи десяткам тысяч пострадавших. Кроме того, вследствие ускоренной подачи спецтранспорта к местам аварий и, соответственно, быстрой расчистки аварийных участков, сократится количество пробок, а также снижаться общий расход топлива и количество выбросов CO2.
С экономической точки зрения программа eCall также имеет очень большое значение. Дорожные происшествия ежегодно приносят Европе убытков на сумму свыше 160 млрд. евро. Однако если бы все машины были оснащены системами eCall, то можно было бы сэкономить порядка 26 млрд. евро в год.
Рассмотрим типовую схему работы системы eCall (рис.1). Предположим, что попал в аварию автомобиль, оборудованный телематическим устройством, которое выполняет функцию спутниковой навигации (GPS) и передачи данных (GSM / GPRS). При срабатывании аварийных датчиков (датчик срабатывания подушки безопасности, акселерометр и т.д.) информация с датчиков поступает на eCall-устройство по автомобильной шине (например, CAN), в результате чего eCall-устройство моментально инициирует экстренный звонок в центр спасения (в англоязычной терминологии – Public Safety Answering Point или PSAP).
Существуют другие телематические системы безопасности, работа которых направлена на беспрепятственное передвижение спецтранспорта. Один из методов реализации таких систем выглядит следующим образом: транспортное средство специального назначения (автомобиль скорой помощи и т.д.) посылает инфракрасный сигнал на датчик светофора, в результате чего перекрывается въезд на перекресток, пока его проезжает спецтранспорт. Такой подход обеспечивает немедленное реагирование службы спасения на экстренные ситуации и сокращает число аварий с участием спецтранспорта.
Телематика очень тесно связана с концепцией ADAS (Advanced Driver Assistance Systems – усовершенствованная система помощи водителю), которая, в свою очередь, включает в себя следующие системы:
* адаптивный круиз-контроль;
* систему предотвращения столкновений;
* систему ночного видения;
* автоматическую парковку;
* системы чтения разметок и дорожных знаков;
* адаптивное освещение.
Так, например, некоторые системы адаптивного освещения работают в связке с навигационной системой. Электронный блок управления фарами получает данные GPS при приближении к крутому повороту подстраивает направление света фар таким образом, чтобы водитель мог заблаговременно рассмотреть возможные препятствия, которые ранее находились в неосвещенной зоне.