Телематика в авто это

Телематика для автомобиля – что это? 16:41, 20 января 2021 Версия для печати

В самом широком смысле телематика — это соединение телекоммуникаций (включающее телефонную и другие виды связи) и информатики (различных компьютерных систем). Сегодня этот термин обычно используется в отношении решений, используемых в коммерческом транспорте.

Беспроводные телематические устройства собирают и передают данные о транспортных средствах. Современные компании используют телематическое программное обеспечение для управления автопарком – чтобы координировать работу транспорта и получать комплексное представление о состоянии, прибыльности и производительности машин.

Как работает телематика?

Телематическая система включает в себя устройства слежения за транспортными средствами. Обычно они устанавливаются прямо в машины и позволяют отправлять, получать и сохранять данные телеметрии. Они подключаются через систему бортовой диагностики автомобиля (ODBII) или порт CAN-BUS с SIM-картой, а встроенный модем обеспечивает связь через беспроводную сеть.

Устройства собирают данные GPS, а также массив других данных, связанных с автомобилем, и передает их через GPRS (General Packet Radio Service), 4G и сотовую сеть или спутниковую связь на централизованный сервер. Сервер интерпретирует данные и позволяет отображать их для конечных пользователей (логистов или управляющих) через защищенные веб-сайты и приложения, оптимизированные для смартфонов и планшетов.

Телематические данные могут отображать местоположение, скорость, время холостого хода, резкое ускорение или торможение, расход топлива, неисправности автомобиля и многое другое.

При анализе конкретных событий и закономерностей эта информация может дать подробные сведения обо всем парке.

Как устанавливаются телематические устройства?

Многие современные производители коммерческих автомобилей устанавливают телематические устройства в свои автомобили на конвейере. Если автомобиль не поставляется со встроенной телематикой, для установки доступны неоригинальные устройства. Они могут работать от аккумулятора или от собственной внутренней электрической системы автомобиля.

Некоторые OEM-производители, в том числе Volvo, Mack, Hino, Ford и GM, также сотрудничают с поставщиками телематических услуг, чтобы обеспечить удобство работы конечных пользователей. В ближайшие годы автомобильная промышленность, вероятно, продолжит разрабатывать “умные автомобили”, использующие телематику, чтобы обеспечивать лучшие результаты для своих клиентов. Эти системы также будут извлекать выгоду из развивающегося Интернета вещей (IoT), который сможет подключать автомобили к умной системе городов и интеллектуальным транспортным технологиям.

Как мой автопарк может использовать телематические системы?

Телематику можно интегрировать в существующие приложения и системы, чтобы обеспечить множество вариантов использования для автопарков любого размера, включая:

Каковы преимущества телематики в управлении автопарком?

Телематические технологии могут помочь автопаркам добиться операционных улучшений в ключевых областях.

Снижение затрат на топливо: телематика поможет выявить области потерь – такие, как холостой ход автомобиля или растрата топлива, и позволить менеджерам автопарка оперативно их решать, что положительно влияет на топливную эффективность и чистую прибыль. Это также может помочь руководству спланировать наиболее эффективный маршрут для каждого водителя, чтобы сократить ненужный пробег.

Повышенная безопасность: постоянный мониторинг стиля вождения позволяет менеджерам автопарка тренировать водителей и сокращать нежелательные привычки, такие как превышение скорости или резкое торможение.

Повышенная производительность: данные системы GPS позволяют водителям избежать задержек на дорогах и спланировать работу в ненастную погоду. Менеджеры могут быстро и легко связать любые новые или дополнительные посещения объекта с ближайшим автомобилем и проинструктировать водителей о наиболее эффективном маршруте, чтобы добраться туда.

Лучшее управление заработной платой: отслеживая точное время запуска транспортного средства с начала дня до момента его остановки, менеджеры автопарка получают точный автоматизированный учет продолжительности работы сотрудника. Это помогает владельцам бизнеса удостовериться, что сотрудники получают точную оплату за часы, которые они отработали, экономя время, которое тратится на составление расписаний с рабочими талонами.

Насколько дорого телематическое оборудование?

Это зависит от решения по управлению автопарком. Простое GPS-отслеживание по карте — относительно дешевый вариант, который дает очень мало практических сведений. Сочетание полностью интегрированного телематического решения с другими устройствами, такими как тахографы, видеорегистраторы, навигаторы и отслеживание действий водителей за рулем, стоит дороже, но обеспечивает гораздо большую окупаемость инвестиций.

Это дает более глубокий анализ работы автопарка и помогает оценить, как используются все ресурсы. Настраиваемые информационные панели позволяют легко отслеживать прогресс в достижении ключевых показателей эффективности или бюджетов. В долгосрочной перспективе GPS-слежение за автопарком поможет выявить скрытые расходы и потенциал повышения производительности и эффективности всей организации, так что система стоит вложенных средств.

Будущее телематики

Телематика готова к экспоненциальному росту, поскольку разрабатываются новые приложения, позволяющие использовать преимущества современных устройств GPS и повсеместного использования мобильных устройств. Все больше владельцев автопарков осознают необходимость мониторинга деятельности для контроля затрат, повышения производительности, улучшения отчетности и обеспечения полного соответствия государственным постановлениям.

По мере того, как владельцы все больше автоматизируют разные “участки” работы автопарка, включая управление персоналом и программное обеспечение для управления бизнесом, телематика становится неотъемлемым компонентом всех этих операций, позволяющим получить максимально высокий результат.

Источник

Разбираемся, что даёт телематика в автостраховании

Так анализируют телеметрию в Формуле-1. В страховании — принцип тот же, но смысл обратный: тише едешь — меньше платишь. Меньше ездить ещё дешевле.

Примеров, когда инициативы страховщиков приводят к повышению уровня безопасности, множество. Они преследуют свою выгоду, оптимизируют выплаты, а хорошо в итоге всем. Российские страховые компании не проводят своих краш-тестов, зато пытаются научить нас с вами аккуратно ездить и за счёт этого экономить деньги на полисах Каско. Вопрос актуальный, ведь, скажем, если вам восемнадцать и вы купили новый Logan, то за полис Каско с ремонтом у официального дилера у вас попросят свыше 100 тысяч рублей, более 20% от цены машины. Убиться можно! Меж тем в Европе давно отлажен механизм, как помочь ответственному человеку страховаться дешевле, — называется UBI, Usage-Based Insurance, то есть страхование, основанное на сборе данных о том, как, где и когда используется машина.

Вся суть — в «спичечной» коробочке-передатчике, которая дружит с системами GPS и ГЛОНАСС, вставляется в штатный диагностический разъём автомобиля и сообщает страховщику, словно гоночному инженеру, данные о вашей манере вождения. Всех обогнал? Шиш тебе, а не скидка! А ездишь тише воды, ниже травы — полис можно удешевить чуть ли не вдвое. Идея, конечно, не нова — грузоперевозчики пользуются мониторингом более десяти лет. Но в автостраховании телематические посевы на российской почве только восходят: скидками за аккуратную езду манят Intouch, «Ренессанс» (техническим партнёром обеих компаний выступает МТС), УралСиб, в то время как, например, Ингосстрах пока использует спутниковый мониторинг только для определения местоположения автомобиля… У каждого игрока в телематику — своё видение.

По оценке ВымпелКома, рынок Каско к 2018 году вырастет на 45% (до 298 млрд рублей), а на так называемое умное страхование придётся его пятая часть. Выгода страховщиков — более точное управление рисками, борьба с мошенниками. Но что с того нам? Сначала на сайте «Независимости» (которая утверждает, что ежемесячно из 800 полисов Каско продаёт 500 с телематикой) я накалькулировал новичку с Логаном обычное Каско — 115 тысяч рублей (забавно, но тут чёрный цвет машины относительного белого — это ещё плюс шесть тысяч), а после — Каско с телематикой: 69 тысяч. Вдвое дешевле. Но вы даже не представляете, чего стоит эта экономия!

Во-первых, наш новичок сможет наездить за год не более 15 000 км со скоростью не выше 110 км/ч. Во-вторых, ареал его перемещений ограничен указанным в договоре административным округом (я выбрал ЗАО, для других округов и их комбинаций — иные скидки). В-третьих — строго в определённое время: с 7 утра до 12 часов и с 19 до полуночи. Все, что вываливается за рамки, — нестраховой случай! Плюс здесь в том, что все эти ограничения вы сами себе выставляете, а годовой пробег свыше 15 тысяч можно докупить. Но тогда, понятно, и скидка будет много меньше.

А что с анализом манеры езды? Здесь у каждого страховщика свои правила. Например, компании Intouch для 20-процентной скидки на полис текущего года достаточно месяца вашей аккуратной езды (после датчик-передатчик изымается из автомобиля). В УралСибе максимальная скидка 25%, но наблюдают за вами втрое дольше. А в «Независимости» ездить с передатчиком придётся круглый год, причём скидка за аккуратность действует только при продлении — уже на новый полис. И максимальные 20% тут ещё поди заработай: не более 600 км в месяц, менее 30 минут в день, без поездок в часы пик и ночью… Средняя «ездовая» скидка ожидается на уровне 15% (против 17% в УралСибе).

Получается, «умному страхованию» ума ещё набираться и набираться. Пока оно, например, не видит разницы в том, что есть резкое ускорение, скажем, для BMW M3 и для Chevrolet Aveo. А если водитель вздумает потренироваться на закрытой площадке, то, вопреки своему правильному со всех сторон порыву, заплатит за каждую перегрузку. Но главное — это судебная практика, когда инциденты начнут случаться на границах выделенных временных, скоростных и территориальных зон. Сейчас ни у кого такого опыта нет — и каким он окажется, предсказать сложно. Учитывая позицию судов относительно правомерности отказа в выплате, которая была разъяснена в прошлогоднем Постановлении пленума Верховного суда Российской Федерации, законность таких отказов неочевидна. Даже несмотря на то, что клиент согласился с ограничением покрытия Каско при заключении договора.

Насколько вообще высока корреляция телеметрии с реальной безопасностью езды: объехал открытый люк — урезал скидку? А как все эти телепобеги уживутся с государственной системой экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС, которая будет введена для новых типов транспортных средств уже с 2015 года и способна во многом дублировать страховые ноу-хау? Несмотря на все сложности, участники телематического рынка прочат ему бурный рост: к 2020 году количество пользователей страховой телеметрии в России должно достичь двух миллионов. Вы готовы оказаться в их числе? Если уже пользуетесь страховой телематикой, то поделитесь с нами своим опытом в комментариях. Выгодно ли это — жить под колпаком?

Источник

Телематика в личном авто и в машинах каршеринга: как все устроено

Почти любой автовладелец и каршеровод сталкивался с понятием «телематика». Но наверняка не каждый понимает, что за этим стоит, в чем плюсы и минусы телематического оборудования в собственном авто и в машине каршеринга и как все это устроено с технологической точки зрения. В нашем материале — подробный ликбез с комментариями от операторов каршеринга и «Ренессанс страхования».

Содержание

Что такое телематика и для чего она нужна

Если совсем просто, то телематика — это аппаратный блок с особым программным обеспечением, собирающий информацию об автомобиле в реальном времени. Часть телематических охранных систем способна обеспечить навигацию, удаленную диагностику, мультимедийные функции и связь. Кроме того, любой телематический комплекс может собирать всю информацию о том, как, где и когда движется водитель. Что он о вас узнает?

В зависимости от типов телематических устройств, назначение у них может быть разным. Телематику используют для мониторинга автомобилей в крупных автопарках (такси, каршеринг, операторы грузоперевозок и др.), а в личных автомобилях телематика чаще всего используется в добровольном автостраховании.

Как все устроено

В автомобиль устанавливается мобильный модуль, состоящий из приемника спутниковых сигналов и модулей хранения и передачи данных. Мобильный модуль — единственная аппаратная часть телематической системы. Все остальное решает программное обеспечение. Мобильный модуль собирает информацию и отправляет ее в онлайн-сервис. В модуль устанавливается SIM-карта, а доступ к управлению модулем предоставляется через внешние устройства — от смартфона до сервера.

На российском рынке телематики работают автопроизводители, страховые компании, операторы связи, независимые автосервисы и онлайн-сервисы. Для сбора данных они могут использовать разные устройства — от смартфонов до транспондеров.

Согласно опросу, который проводила аудиторская компания Ernst&Young, сами автовладельцы в 72% случаев готовы доверить свои данные официальным дилерам, но как раз для них телематика пока не является приоритетным направлением и используется в основном для напоминаний о ТО. А вот страховые компании, которые занимают второе место в рейтинге доверия водителей, активно развивают свои программы, связанные с телематикой.

Телематика в авто это

Как это работает? Технологическое оснащение каршеринга

Как телематикой пользуются страховые компании

За комментарием мы обратились к компании «Ренессанс страхование», у которой действует специальный тариф на КАСКО для аккуратных водителей — Safedrive.

«На наш взгляд, телематика является перспективным направлением. Первый телематический продукт в авто мы запустили в сентябре 2016 года. На сегодняшний день в нашей продуктовой корзине доступно три программы с телематикой – франшизная телематика (Safedrive.), телематика с ограничением пробега, телематика с cashback. Эти программы доступны клиентам в прямом канале продаже, то есть через сайт и колл-центр компании.

Принцип работы следующий: в автомобиль клиента устанавливается телематический блок, который
подключается к OBD-разъему (стандартному разъему системы самодиагностики автомобиля, которым оснащаются все легковые и грузовые автомобили с 2006 года). Внутри телематического блока находится микропроцессор, датчики продольных, поперечных и вертикальных ускорений, GPS/Glonass-приемник, а также 4G-модем. На основе параметров движения, которые фиксирует это устройство, стиль вождения оценивается по десятибалльной шкале».

Дмитрий Усанов, директор по корпоративному автострахованию «Ренессанс страхование»

Зачем это автовладельцу? При оформлении полиса Safedrive устанавливается франшиза в размере 20 000 рублей, клиент получает скидку до 50%. Если балл вождения за три месяца не падает ниже 7.5, франшиза полностью отменяется, и водитель получает «полное» КАСКО с экономией до 50%. Если средний балл составит от 6.5 до 7.4, франшиза уменьшится вдвое. А для не самых осторожных водителей, чей балл не дотягивает до 6,5, условия договора остаются прежними (то есть, с франшизой).

Помимо банального соблюдения скоростного режима и ПДД есть несколько лайфхаков, помогающих поддерживать высокий балл. Например, если поездка длится больше полутора часов, надо делать небольшие остановки на отдых — после пятиминутной остановки время в пути обновляется. Важный момент: лучше избегать ночных поездок. Баллы за езду ночью начисляются по другому коэффициенту, потому что к концу дня человек устает, его внимание рассеивается, а в темноте еще и ухудшается видимость. Помимо этого, баллы могут снимать за резкое торможение и старты на светофорах, значительные изменения скорости и несоблюдение дистанции.

Следить за формированием рейтинга можно самостоятельно через мобильное приложение. Оно предупреждает пользователя о критичных для оценки маневрах, позволяет следить за историей поездок и предлагает игры и упражнения на концентрацию, стрессоустойчивость и внимание. В приложении телематика работает уже не на компанию, а на пользователя, помогая ему корректировать манеру езды, что снижает вероятность ДТП.

Телематика в каршеринге

Телематика представляет огромную ценность с точки зрения таргетирования, скоринга, логистики, картографии, развития транспортной инфраструктуры. Неудивительно, что она активно используется в каршеринге, являя собой основу системы удаленного контроля и безопасности каршеринговых авто. Кроме того, телематическое оборудование помогает операторам каршеринга и в общении со все теми же страховыми компаниями, ведь каршеринговые автомобили страхуются по ОСАГО и КАСКО с неограниченным числом водителей, что дороже, и потому в интересах оператора держать все под контролем.

«Для каршеринга важна как геопозиция транспорта, так и возможность открыть автомобиль из мобильного приложения. Кроме того, в каршеринге, как и в такси, активно внедряется анализ характера управления автомобилем для предотвращения неприятных последствий – как ДТП, так и технических поломок автомобиля. Мы рады выступать экспертами в этом вопросе и помогать каршеринговым компаниям снижать аварийность».

Дмитрий Усанов, директор по корпоративному автострахованию «Ренессанс страхование»

«Телематика безусловно помогает, всегда. Мы «логируем» состояние автомобиля во всех временных точках (сигнал идет постоянно). То есть мы видим, что происходило с автомобилем и в момент аренды, и пока автомобиль стоял без нее. Например, можем сделать перерасчет стоимости поездки или при эвакуации автомобиля до деталей проследить, было ли нарушение правил парковки. Кстати, парковка на территориях подземного паркинга отчасти поэтому и запрещена сервисом: во-первых, следующему пользователю может быть неудобно выезжать (если парковка была платной); во-вторых, уровень сигнала на подземных парковках плохой, все процессы могут идти дольше.

Наличие телематики позволяет оператору каршеринга управлять автопарком эффективно: вовремя осуществлять заправку, осмотр и ремонт авто».

Пресс-служба Anytime и Делимобиля

Помимо вопросов стиля вождения пользователей, телематика в каршеринге позволяет оператору всегда точно знать, сколько топлива в баке, каков заряд аккумулятора и, конечно, где находится каждый автомобиль. В общем, для операторов каршеринга телематика представляет собой один сплошной плюс. А вот многие пользователи с опаской относятся к технологии, переживая за свои персональные данные. Однако операторы пояснили нам, телематический блок не содержит устройств фиксации происходящего внутри автомобиля. Телематика и приложение каршеринга никак не сообщаются напрямую, а соответственно, не имеет доступа к персональным данным. При любом действии пользователя в приложении, оно отправляет запрос серверу. Сервер, не передавая данных о пользователе, обращается к автомобилю, например, с командой открыться. Телематический блок в машине отправляет информацию об открытии замков на сервер, и с сервера эта информация попадает в приложение.

«Телематика обезличена и сама по себе не содержит какой-либо полезной информации. Ценность имеет объединение данных телематики и персональных данных пользователей. Но персональные данные находятся в отдельном защищенном хранилище со строгим контролем доступа в соответствии с ФЗ 152. Поэтому наличие телематики в машинах каршеринга не несет дополнительных рисков для клиентов».

«Саму по себе телематику взломать, конечно, можно — отверткой, но получить из датчиков данные о чём-либо невозможно. Если разбить градусник то содержимое его вытечет, но информация о том, где находится подмышка, получить не удастся».

Минусы для пользователя

К сожалению, есть у телематики и слабые стороны. Например, попытка объехать яму на дороге может быть интерпретирована системой как опасный маневр, срабатывание антиблокировочной системы при торможении на гололеде может быть воспринято как экстренное торможение. Кроме того, бывали случаи технических неполадок, из-за которых телематика передавала оператору каршеринга ложные сведения о движении автомобиля. Например, один из участников нашего чата поделился историей про то, как Anytime выставил ему штраф за дрифт, которого он не совершал. Согласно телематическим данным, пользователь хаотично ездил по территории ТРЦ “Мега Белая дача”. В итоге ситуация решилась в пользу пользователя.

Телематика в авто это

Однако технологии совершенствуются, и чем больше телематика используется, тем скорее недочеты будут устранены, а кроме того, даже на сегодняшний день серьезные ошибки случаются редко. К тому же, в компаниях работают люди, а людям всегда можно объяснить, как все было на самом деле.

«Как и любое оборудование, телематика может дать какие-либо сбои, но служба поддержки клиентов работает 24/7 и всегда оперативно помогает решить возникшие затруднения. Комфорт пользователя остаётся нашей заботой и в этом случае».

За сбои в работе телематики пользователи могут ошибочно принимать сбои в работе сотовых операторов. Напомним, что данные телематики передаются на сервер посредством каналов мобильной связи, откуда посредством тех же каналов отправляются в мобильное приложение. Таким образом, при проблемах у мобильных операторов, сигнал не проходит на сервер и в приложение, а пользователь может думать, что проблемы возникли в приложении или в работе телематики. Как рассказали нам операторы каршеринга, наиболее частый пример сбоев мобильных операторов — невозможность завершить аренду через приложение.

Подведя итог

Телематическое оборудование позволяет собирать практически любые данные об автомобиле в режиме реального времени. Несмотря на то, что система пока что несовершенна, количество преимуществ, которые появляются при ее использовании, значительно превышает количество недочетов. Частным автовладельцам использование телематики может обеспечить высокий уровень безопасности, а также скидки на страхование. Для операторов каршеринга телематика и вовсе незаменимая вещь, поскольку один телематический блок позволяет решить огромный спектр задач.

Источник

Как телематика изменила автомобильную отрасль

Телематика в авто это

Система «умный дом» сегодня — норма в строительстве, а смартфон — центр управления предприятием. Все это — благодаря интернету вещей и телематике. Расскажем, как эта технология изменила и транспортную отрасль.

Телематика в авто это

Что такое телематика

Если коротко, телематика — это обмен данными между разными устройствами и сервером на расстоянии, возможность собирать эти данные и управлять этими самыми устройствами. Сложно? Давайте попробуем проще. Представьте, вы энергетическая компания, которая поставляет электричество жителям города. На каждом электросчетчике установлено телематическое устройство. Оно передает вам информацию о потребленной энергии, и благодаря этому вы можете распределять мощности потребителям, а еще — дистанционно отключать неплательщиков.

Телематика в авто это

Здесь мы, конечно же, будем говорить о транспортной телематике. Через интернет бортовые устройства автомобилей связываются с транспортной компанией. В итоге, та может планировать маршруты, отслеживать местоположение и определять скорость движения машин. Собирая все эти параметры несколько раз в минуту, автопарки и страховщики получают большой объем данных, который используют потом, чтобы контролировать аккуратность вождения, техническое состояние узлов машин, производительность сотрудников. Эти инструменты базируются на технологиях интернета вещей — объединяют информацию по отдельным автомобилям и структурируют ее для последующего анализа.

Сегодня телематика — это большой рынок. Ключевыми игроками в отрасли являются крупные мировый концерны: Verizon Communications, AT&T, Ford Motor Company, BMW, Robert Bosch, Valeo, Harman International Industries, Vodafone Group, Telefonica и Continental.

По данным консалтинговых компаний, использование телематики на транспорте растет экспоненциально. Вместе с этим растет сегмент систем управления автопарком. Аналитики оценивают объем мирового рынка таких технологий в 85,4 млрд долларов к 2024 году. В среднем он растет примерно на 20% в год. Ожидается, что в Европе к 2022 году установят 15,6 млн систем мониторинга коммерческого транспорта.

В этой статье мы расскажем, с чего начиналась телематика на транспорте и как работает в России.

Шестидесятые. Первые шаги

Разработка телематических устройств началась не вчера. Еще в шестидесятые годы быстрорастущие экономики США, Японии и стран Европы начали создавать системы повышающие эффективность и безопасность транспортной логистики. В первую очередь так решали вопрос об уменьшении автомобильных выхлопов в крупных индустриальных городах.

Например, в США появилась «Интеллектуальная транспортная система» (Intelligent Transportation Systems — ITS). Но это была не транспортная телематика в привычном нам понимании — сбор информации происходил не с автомобилей, а с объектов дорожной инфраструктуры: камер, светофоров, различных датчиков и детекторов, установленных вдоль автотрасс. Система собирала информацию о ситуации на дорогах, оценивала ее и управляла потоками машин — в первую очередь, через светофоры, информационные табло, шлагбаумы и т.п.

Телематика в авто это

В Европе использовались похожие технологии. Здесь же появился термин «Системы транспортной телематики». «Телематика» — производное от слов «телекоммуникации» и «информатика». Соответственно, «транспортная телематика» — использование возможностей телекоммуникационных технологий и информатики в сфере логистики.

И в Европе, и в США, и в Японии все эти проекты реализовывали под патронажем властей. Внедрение и развитие телематики — было стратегической государственной задачей.

Восьмидесятые. От смс до онлайна

Второй этап развития данных систем наступил в восьмидесятых и был связан с бурным развитием связи и навигации. Судите сами — с конца семидесятых в Европе и Северной Америке начали массово запускать системы сотовой связи, а в 1983 году началось создание спутниковой группировки для системы GPS. Технологическая база для установки датчиков на сами автомобили была готова. Естественно, не воспользоваться этим было нельзя.

Самые первые системы транспортной телематики были оффлайновыми: GPS-трекер записывал информацию о маршруте автомобиля в память. Сгружали их на сервер только после прибытия на базу. Так можно было контролировать работу транспорта, но это не помогало, например, при угоне машины.

С развитием сотовой связи появились системы второго поколения — данные на сервер поступали по смс. Операторы могли уже контролировать автопарк в реальном времени. Правда, с задержками по времени. Прорывом стало повсеместное внедрение мобильного интернета — стало возможным снимать информацию в онлайн-режиме.

К середине девяностых годов стала очевидна высокая эффективность такой телематики. В 1997 году на Европейской конференции министров транспорта было принято решение о создании информационной транспортной системы в масштабе Европы. Она должна была решить сразу целый ряд задач: повысить безопасность движения, оптимизировать работу дорожных служб, автоматизировать транспортные перевозки и, конечно же, улучшить пропускную способность дорог.

Сегодня, скажем, в Италии система телематического мониторинга охватывает около 6 тысяч километров платных дорог и крупные национальные магистрали. Во Франции телематика работает на трассах между Парижем, Руанном, Лиллем и Ренном. В Германии — контролирует 3,2 тысячи км автобанов. Естественно, АСУД — автоматические системы управления движением, работают и во всех крупных городах мира. В России в том числе.

Телематика в авто это

Телематика на коммерческом транспорте

Вернемся немного назад — к концу девяностых. Как только телематические системы стали объединять в сети автомобили, этим заинтересовались крупные компании. Прежде всего, грузоперевозчики. Снимая данные с машин, можно было не только контролировать водителей и экспедиторов, но и планировать загруженность автопарка, расход топлива и т.п.

Сейчас системами мониторинга коммерческий транспорт оснащают уже на заводе. К примеру, на Dynafleet от Volvo, FleetBoard от Daimler и Scania Fleet Management приходится 117 тысяч, 108 тысяч и 219 тысяч установок соответственно.

В России более 25 тысяч единиц грузовиков, оснащенных телематическими OEM-терминалами. На отечественном рынке лидируют Volvo Truck (Dynafleet) и Scania (Fleet Management System). Но и крупнейшие российские игроки автомобильной отрасли не отстают, а где-то и опережают западных игроков рынка. Например, ГАЗ разработал и внедрил телематическую систему GAZ Connect. Ее устанавливают почти на весь модельный ряд автомобилей нижегородского производителя.

Телематика в авто это

Зачем нужен GAZ Connect

GAZ — первый российский автопроизводитель, который стал устанавливать штатно телематику в авто сразу на конвейере. Это касается всех автомобилей семейства Next — «Газонов» и «Газелей», выпускаемых с 15 ноября 2018 года. Кроме этого, в зависимости от модификаций приборной панели GAZ Connect также устанавливают и на автомобили семейства «Бизнес».

«Каждый автомобиль проходит все необходимые тесты по качеству подключения», — рассказывает директор Департамента цифровых технологий ГК «Современные транспортные технологии» Сергей Александров. — «Гарантия на оборудование и систему такая же как на машину — три года. Устройство сертифицировано в НАМИ, а также проверено на собственном полигоне автозавода».

Систему от ГАЗ устанавливают в салоне под торпедо — ни внешних антенн, ни проводов не видно. Хотя физически к ней подключены две антенны. Устройство передает по GSM все данные с датчиков машины. Вторая антенна предназначена для приема сигнала со спутника. Блок управления недоступен для водителя: если вы владелец транспортной компании — недобросовестный сотрудник, к блоку не доберется.

Телематика в авто это

Часть параметров система получает с CAN-шины автомобиля. Если появится сигнал об ошибке, автомобиль покажет эти данные на приборной панели водителю, а телематика передаст их на сервер. Устройство способно отслеживать порядка 38 параметров. По данным со спутника — скорость автомобиля, положение над уровнем моря и координаты. С CAN-шины— информацию о состоянии узлов автомобиля. А еще здесь встроен акселерометр, который передает параметры для построения 3D модели ускорения для контроля манеры вождения водителя.

По словам Сергея Александрова, на основании таких данных есть возможность строить скоринговые модели для каждого водителя — это позволит отслеживать его текущую производительность труда и строить прогнозы. Программа помогает на основе накопленных данных отследить манеру вождения — не только по акселерометру, но и по оборотам двигателя. К примеру, владелец компании видит, когда водитель едет с горы на неверной передаче — а это приводит к повышенному износу агрегатов и к раннему ремонту.

Как работает телематика от ГАЗ

«GAZ Connect является экосистемой цифровых сервисов, — рассказывает Сергей Александров. — с автомобилей, на которых штатно установлено телематическое оборудование, информация передается на собственные серверы, которые установлены в Группе ГАЗ. Помимо технологического оборудования в систему входит специально разработанное программное обеспечение, которое обрабатывает, накапливает и агрегирует весь массив данных поступающих с подключенных машин. Также в систему входит несколько интерфейсов, с помощью которых клиенты получают доступ к функциям системы, выгружают отчеты и аналитику. Помимо веб-версии, это можно делать и через мобильное приложение, доступное для всех моделей устройств».

Концепция проекта предусматривает постоянное обновление и расширение функционала, увеличение числа анализируемых параметров и глубины анализа, подключение новых цифровых сервисов и партнерских программ.

Телематика в авто это

Но у компании есть и своя система мониторинга транспорта GAZ Fleet. Диспетчер может строить маршруты, выстраивать логистику, отслеживать эксплуатационные характеристики автомобилей. Также реализован сервис по созданию заданий для водителей и формирование геозон для каждого автомобиля. Таким образом система позволяет экономить и максимально корректно оптимизировать работу машин.

Телематика в авто это

Как установить GAZ Connect

Дилер предлагает подключить систему GAZ Connect при покупке автомобиля на гарантийный период в три года. Важно отметить, что подключение для владельцев автомобилей производится бесплатно и не требует абонентской платы. Для начала работы с системой пользователю достаточно пройти регистрацию у любого дилера и скачать мобильное приложение. После клиент сам по своему желанию — тоже бесплатно — может подключить систему мониторинга GAZ Fleet.

Для каждого клиента автоматически создается личный кабинет, а логин и пароль отправят на почту.

Телематика в авто это

Вся система позволяет владельцам контролировать состояние и повышать эффективность бизнеса за счет снижения расходов на эксплуатацию транспорта. А единая платформа доступа объединяет цифровые сервисы для профессионального управления автопарком, которые учитывают особенности эксплуатации коммерческих автомобилей ГАЗ.

А еще GAZ Connect — это средство против угона. Если машину украли, можно позвонить в службу поддержки. Специалисты дистанционно запустят блок телематики, который имеет независимое питание, и определят координаты машины.

Разработка цифровых сервисов в компании не стоит на месте. В данный момент команда проекта работает над внедрением чат-бота GAZ Connect, который будет на связи с клиентом 24/7 и оперативно сможет ответить на вопросы пользователей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *