Температура кипения антифриза зеленого в авто
Антифризы. Синий, зеленый, красный. Выбор, отличия, особенности.
В преддверии летнего сезона многие будут менять охлаждающую жидкость двигателя. Много копьев сломано на этот счет, много мифов, много всякой туфты. Постараюсь коротенько пробежаться по основным моментам, если будут вопросы, то рад ответить.
Что такое антифриз?
Антифриз (от англ. anti и freez) дословно противоморозный или незамерзающий. Специальная техническая жидкость предназначенная для заливки в систему охлаждения. В стародавние времена для охлаждения движков использовали воду, и по понятным причинам это доставляло ряд неудобств как при отрицательных температурах (всю воду с системы приходилось сливать), так и при экстремально жарких (кипение и перегревы). Поэтому были разработаны специальные составы, которые обладают низкой температурой замерзания и высокой температурой кипения.
Основные компоненты состава — этиленгликоль, дистилированная вода (или из обычная под крана, кому как повезет), пакет присадок. Сам по себе этиленгликоль хорошая жижа, с температурой кипения 197,3 градуса и низким порогом замерзания. Одна проблема, очень он агрессивный, и в чистом виде разъест все патрубки и полости в автомобиле. Поэтому его бадяжат водой и добавляют специальные неорганические присадки (в основном силикаты, фосфаты), которые служат защитой для деталей и патрубков.
Какие бывают антифризы?
Синий антифриз (если классифицировать, то это почти G11) — отечественный антифриз, который носит гордое название Тосол.
Зеленый антифриз классификация G11.
Красный антифриз классификация G12.
Фиолетовые антифризы классификация G13.
Тосолы (или ухудшенные G11)
Зеленые антифризы (G11)
Красные антифризы (G12)
Есть так же гибридные антифризы G12+ и G12++. В них добавляется немного неорганических присадок (10-15%) силикатов. То есть такие антифризы берут лучшее от красного и от зеленого.
Фиолетовые антифризы (G13) так же бывают жёлтыми
Это по сути гибридные антифризы G12++, но их основой вместо этиленгликоля является пропиленгликоль. Не менее эффективное, но менее агрессивное вещество и менее ядовитое вещество.
Какие антифризы куда заливать? Есть ли разница?
Если у вас современный спортивный двигатель, или вы форсировали свой штатный мотор, то вряд ли стоит заливать туда тосол, ввиду низкой температуры кипения.
Многие ошибочно полагают, что разница только в химической формуле G11, G12 и так далее, а цвета лишь элемент маркетинга. На поверку оказалось что нет. Блоки двигателей, радиаторы и элементы систем охлаждения бывают разными, из разных металлов. Алюминий, латунь, медь. Так вот зеленые антифризы лучше подходят для алюминиевых блоков и радиаторов, так как лучше защищают алюминий от коррозии. Красные же антифризы лучше подходят в те автомобили, где в системе охлаждения преобладает медь и латунь.
Можно ли смешивать антифризы разных производителей?
Если у вас есть зеленый антифриз G11, допустим TCL, то его легко можно смешать с любым другим антифризом G11 другого бренда, например Ravenol. Сам класс G11, который предполагает под собой определенный хим состав разрешает это делать. Тоже самое и с красными антифризами G12 и с G13.
Единственная опасность нарваться на подделку. Допустим производитель заявляет G12, а на самом деле это G11 с красным красителем.
Можно ли смешивать разные антифризы?
Тосол и зеленый антифриз G11 можно смешивать, так как тосол по своему составу это G11, просто чуть хуже исполненный.
Теперь самое интересное, можно ли бадяжить G11 c G12. Присадки в этих антифризах разные, соответственно, если у вас высокотемпературный движок, который работает с G12 антифризом с лучшей теплоотдачей, то образование защитной пленки понизит общую теплоотдачу смеси, и возникнет риск перегрева. Опять же, если вы добавите в красный антифриз стакан зеленого, или наоборот в зеленый, стакан красного, то такая концентрация сильно ничего не поменяет. То есть не рекомендуется в красный антифриз добавлять много зеленого, и наоборот, ничего страшного если в зеленый антифриз будет добавлено приличное количество красного.
G13 стоит особняком. У него основное действующее вещество уже другое, и присадки гибридные (часть от G11 часть от G12). Поэтому данные антифризы необходимо смешивать только с такими же G13, можно другого бренда.
Вообще я думаю сейчас не проблема купить антифриз того же цвета что у тебя уже залит, неважно какого бренда.
Если вы даже после всего этого боитесь смешивать и не верите. Возьмите небольшой объем того и другого, смешайте, и для пущего спокойства нагрейте. Если осадков в результате смешения не выпадет, то можете смело смешивать.
Поддельные антифризы. Как вычислить?
В основу поддельных антифризов ложатся легкие спирты, которые в отличии от этиленгликоля и пропиленгликоля легко воспламеняются. У таких антифризов будет гарантированно низкая температура кипения порядка 85 — 90 градусов Цельсия, можно проверить взяв малый объем и нагрев на плитке. Если поднести открытый огонь к парам, то они воспламенятся. Это все говорит о том, что перед вами бадяга.
По итогу. Не нарывайтесь на подделки, покупайте в проверенных местах. Смешивать можно, но не всё. Заливать можно все, но не везде.
Температура кипения антифризов разного цвета
Полноценное охлаждение двигателя внутреннего сгорания — принципиально важный момент при эксплуатации автомобиля, ведь от этого напрямую зависит не только стабильность его работы, но и срок службы. Однако недостаточно просто залить специализированную жидкость в систему охлаждения, важно не ошибиться с ее выбором. В противном случае она может закипать даже при незначительных нагрузках. В таком состоянии автомобиль эксплуатировать не получится.
Общее понятие об антифризе
Так что же собой представляет «охлаждайка»? Под этим словом обычно понимают любую жидкость, которая циркулирует по большому и малому кругам системы охлаждения и отводит лишнее тепло от двигателя. Собственно, в это понятие можно включить не только антифриз, но и практически устаревший тосол. Суть проста — берется концентрат и дополняется различными химическими присадками. В качестве основы, как правило, используются пропилен- или этиленгликоль. Чтобы отличить один продукт от другого, их окрашивают в разные цвета, поэтому на полках магазинов можно увидеть оттенки, включая зеленый, и красный. Достаточно заглянуть в бачок для охлаждающей жидкости, чтобы понять, какой цвет используется в конкретном автомобиле.
Принцип работы «охлаждайки»
Система устроена таким образом, что хладагент циркулирует по так называемым большому и малому кругам, буквально захватывая избыток тепла, образующийся при работе двигателя. Достаточное количество антифриза помогает обеспечивать комфортную температуру для ДВС даже в условиях экстремальной жары свыше 25 градусов Цельсия. Однако следует понимать, что высокий уровень жидкости может привести к неприятностям — она при нагревании расширяется, образуются пары, которые переполняют систему.
Рабочие температуры
Обычно выбор конкретного хладагента зависит не только от его цвета — опытный автолюбитель обязательно обратит внимание на его температурный диапазон, чтобы предотвратить закипание жидкости. При необходимости в систему можно залить даже воду, но она кипит уже при 100 градусах Цельсия. Есть и другие варианты:
Причины превышения температурных параметров
Стоит понимать, что хладагент — не панацея, он может кипеть. В норме температура антифриза находится на уровне 90 градусов Цельсия. Почему начинается кипение? Возможных причин может быть несколько:
Последствия перегрева двигателя
Если антифриз не справляется со своей задачей по охлаждению мотора, можно столкнуться с различными неприятностями. Из наиболее вероятных специалисты отмечают следующие:
Как распознать закипание
Понять, что охлаждающая жидкость не выполняет свою работу так, как должна, не так уж и сложно. Правда, это зрелище может впечатлить или даже напугать новичка, который не сталкивался с подобной ситуацией. «Охлаждайка» в расширительном бачке начинает буквально бурлить, причем настолько сильно, что эти звуки могут дойти до водителя и его пассажиров. Из-под капота даже может повалить пар, как при кипении обычной воды. Также можно увидеть повышение рабочей температуры мотора. Когда стрелка дойдет до красной зоны, лучше заглушить двигатель — ни к чему хорошему дальнейшее движение не приведет.
Что происходит при закипании
Интересно, что повышение рабочей температуры может отражаться не только на работе мотора, но и на качестве охлаждающей жидкости. Логично, что у нее имеется определенный срок службы. В условиях высокой температуры раствор начинает деградировать, причем разрушается не сама основа, из которой на 95 % состоит «охлаждайка». Свои свойства теряют разнообразные добавки, в том числе ингибиторы коррозии, которые позволяют защитить металлические элементы системы, включая термостат и радиатор, от появления ржавчины. Охлаждающая жидкость коричневого цвета — верный признак того, что антифриз потерял свои свойства и нуждается в замене.
Что делать при закипании
Допустим, вы попали в ситуацию, в которой из-под капота повалил белый густой пар в результате повышения температуры антифриза, а соответствующий индикатор на приборной панели выдает показатели свыше 100 градусов Цельсия. Какой порядок действий следует соблюдать?
Как предотвратить повторение ситуации
Мы уже говорили о возможных причинах, по которым может закипать охлаждающая жидкость. Но мало их найти — надо позаботиться и о том, чтобы ситуация не повторилась. Что следует учитывать?
Как не запутаться в выборе качественного антифриза
Даже опытный автолюбитель может запутаться в особенностях разных охлаждающих жидкостей. Известный факт: смешивать разные варианты не рекомендуется. Не каждый может запомнить, какого цвета жидкость залита в системе, а проверять этот момент перед покупкой нового продукта не всегда удобно. В этом случае решением проблемы может стать универсальный антифриз Multifreeze SINTEC, который можно смешивать с другими видами охлаждающих жидкостей.
Вам также может быть интересно
Антифриз зеленого цвета
Этот антифриз имеет более высокие технологические характеристики, чем ТОСОЛ, и по составу мало отличается от синих и желтых жидкостей. Главное – обращать внимание на допуски и технические характеристики на этикетке.
Антифриз G11: обзор, характеристик, цвет
После отечественного продукта, который называется ТОСОЛ и не входит в классификацию, G11 — это первое поколение охлаждающих жидкостей. Они имеют доступную цену и хорошие технические характеристики. Разберемся в обзоре со специалистами.
Антифриз красного цвета
Антифриз красного цвета – это охлаждающая жидкость, которая относится к классу G12. Он имеет современный состав, высокие эксплуатационные характеристики и подходит как для отечественных автомобилей, так и для иномарок.
Температура закипания антифриза
Температура закипания антифриза является достаточно важным фактором для нормальной работы системы охлаждения авто. При этом очень важно четко знать какую температуру кипения имеют основные марки антифризов. В ходе эксплуатации автомобиля происходит нагревание силового агрегата, которое контролируется системой охлаждения, в которой циркулирует охлаждающее вещество – антифриз. Данное вещество также имеется свою точку кипения, которая по праву считается важным техническим показателем и зависит от нескольких факторов.
Характеристика температурного диапазона
Антифриз реализуется покупателям, как в форме готового раствора, так и в качестве концентрированного вещества. Готовая рабочая жидкость может сразу заливаться в охладительную систему.
А концентрат придется перед использованием развести дистиллированной водой в нужной концентрации:
Первая концентрация идеально подходит для использования в летний период или в условиях жаркого и знойного климата. Начало процесса кипения данной концентрации составляет не более +125 градусов. Вторую концентрацию рекомендуется использовать в условиях холодного климата или в течении зимнего периода. Верхней точкой закипания такой жидкости составляет +110 градусов. Стандартная концентрация широко используется большинством мировых автоконцернов и данный раствор способен закипать при температуре +105 градусов.
Охлаждающая жидкость различается не только по концентрации, но и по цвету. Согласно существующей классификации имеется прямая зависимость цвета от температурного показателя кипения антифриза:
Как правильно выбрать антифриз
Весь ассортимент марок охладительной жидкости изготавливается на основе этиленгликоля и пропиленгликоля. Первое вещество входит в состав тосола и в связи с этим рекомендуется к использованию в отечественных автомобилях. Использование таких охлаждающих веществ способствует надежной защите металлических деталей двигателя от коррозии и быстрого износа.
Для автомобилей иностранного производства более целесообразно использовать антифризы, изготовленные на базе пропиленгликолей. В основном такие жидкости имеют красный цвет и эффективно защищают автомотор от перегрева и продлевают ресурс их использования. В связи с этим, очень важно знать какова температура закипания красного антифриза.
Основные факторы, влияющие на процесс кипения
Признаки кипения антифриза
Существуют некоторые признаки закипания жидкости, при появлении которых следует незамедлительно остановиться и принять все возможные меры по устранению данной проблемы:
Влияние температуры кипения на работу силового агрегата
Начало процесса кипения охладительной жидкости ощутимо влияет на работу автомотора. Ведь в процессе своей работы мотор постепенно нагревается и для нормальной его работы нужно чтобы вышеупомянутый показатель не превышал определенный температурный предел, за которым может произойти перегрев агрегата и его поломка. В такой ситуации только антифриз может справиться с возрастающим уровнем температуры охлаждающей жидкости и не дает ей достигнуть уровня +105 градусов. Именно в таком положении система охлаждения работает в нормальном режиме.
Подведение итогов
Температура закипания антифриза является достаточно важным показателем от которого напрямую зависит не только нормальная работа системы охлаждения, но и функционирование всего силового агрегата.
В зависимости от химического состава определенная марка антифриза имеет свой конкретный порог кипения. Для простоты подбора необходимой марки охлаждающей жидкости существует классификация по цвету, исходя из которой, можно легко узнать какова температура закипания зеленого антифриза и температура закипания красного антифриза.
Какая температура кипения антифриза зеленого
Нормальное функционирование автомобильного мотора возможно только при условии его охлаждения за счёт постоянной циркуляции охлаждающей жидкости по соответствующим каналам. Иногда у автовладельцев возникает проблема, когда антифриз достигает температуры кипения. Если на подобное явление никак не отреагировать и продолжать эксплуатировать автомобиль, то в ближайшем будущем возможны серьёзные неполадки с мотором. Поэтому каждый автолюбитель должен знать не только о причинах кипения ОЖ, но и о том, как поступить в такой ситуации.
Температура кипения антифриза и тосола разных классов
Антифриз — вещество, применяемое в качестве охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе охлаждения транспортных средств. Однако многие автовладельцы по привычке называют антифриз тосолом. Последний является маркой антифриза. Его начали производить ещё во времена СССР, и какой-либо альтернативы этому средству тогда не было. По составу антифриз и тосол имеют отличия:
Антифризы бывают разных классов, для которых характерна своя цветовая маркировка:
Антифриз различается по классам, цвету и характеристикам
Основное различие между классами антифризов заключается в разных основах и характеристиках жидкостей. Если раньше в систему охлаждения автомобилей заливали воду, которая закипала при +100 °С, то использование рассматриваемого типа ОЖ позволило повысить это значение:
Последствия кипения антифриза
При кратковременном закипании ОЖ с мотором ничего страшного не произойдёт. Однако, если продолжать эксплуатировать машину с возникшей проблемой более 15 минут, возможны следующие последствия:
Антифриз может закипать по причине утечки ОЖ из системы
Если ездить на автомобиле с кипящим тосолом продолжительное время, то возможны более серьёзные поломки:
Видео: последствия перегрева двигателя
Почему закипает антифриз в системе охлаждения
Причин, по которым тосол может закипать, существует немало. Поэтому на каждой из них стоит остановиться подробнее.
Недостаточное количество ОЖ
Если на вашем авто происходит кипение антифриза в расширительной ёмкости, прежде всего внимание следует обратить на уровень ОЖ. Если было замечено, что уровень жидкости меньше нормы, потребуется довести его до нормы. Доливка производится следующим образом:
За уровнем ОЖ в расширительном бачке необходимо регулярно следить и при необходимости доводить его до нормы
Поломка термостата
Назначение термостата — регулировать температуру ОЖ в системе охлаждения. С помощью этого устройства мотор прогревается быстрее и работает в оптимальном температурном режиме. Охладительная система имеет два контура — большой и малый. Циркуляция тосола по ним также регулируется термостатом. Если с ним возникают неполадки, то антифриз циркулирует, как правило, по малому кругу, что проявляется в виде перегрева ОЖ.
При поломке термостата возможно кипение антифриза либо медленный прогрев двигателя
Выявить, что кипение тосола вызвано неполадками с термостатом, можно таким образом:
Видео: проверка термостата не снимая с авто
Неисправность вентилятора
Когда с вентилирующим устройством возникают поломки, ОЖ не может самостоятельно охлаждаться до нужной температуры. Причины могут быть самыми разными: поломка электромотора, повреждение проводки или плохой контакт, проблемы с датчиками. Поэтому при возникновении подобной проблемы в каждом отдельном случае нужно более детально разбираться с возможными неполадками.
При поломке вентилятора системы охлаждения температура антифриза в радиаторе повышается, что приводит к закипанию
Воздушная пробка
Иногда в системе охлаждения возникает воздушная пробка — пузырь воздуха, препятствующий нормальной циркуляции ОЖ. Чаще всего пробка появляется после замены антифриза. Чтобы избежать её появления, рекомендуется приподнять переднюю часть автомобиля, например, установив машину под наклоном, после чего выкрутить пробку радиатора и запустить двигатель. После этого помощник должен понажимать на педаль газа при работающем моторе, а вы в это время сдавливать патрубки системы до тех пор, пока в горловине радиатора не перестанут появляться пузыри воздуха. После проделанной процедуры ОЖ необходимо довести до нормы.
Видео: как удалить воздушную пробку из охлаждающей системы
Некачественная ОЖ
Использование некачественного антифриза отражается на сроке службы элементов системы охлаждения. Чаще всего повреждается помпа. Крыльчатка этого механизма покрывается коррозией, также на ней могут образовываться различные отложения. Со временем её вращение ухудшается и в конце концов, она может вовсе остановиться. В результате циркуляция ОЖ прекратится, что приведёт к быстрому закипанию антифриза в системе. Кипение в этом случае будет наблюдаться также и в расширительной ёмкости.
При повреждении помпы циркуляция ОЖ в системе нарушается, что приводит к повышению температуры антифриза
В зависимости от качества самой помпы и тосола, крыльчатка может быть полностью «съедена» некачественной ОЖ. Последняя может быть настолько агрессивной, что в течение небольшого промежутка времени внутренние элементы помпы будут разрушены. В такой ситуации вал водяного насоса вращается, а ОЖ не циркулирует и закипает.
Движение на автомобиле с вышедшей из строя помпой может привести к серьёзным поломкам мотора. Поэтому при возникновении поломки с этим механизмом лучше воспользоваться услугами эвакуатора.
Вспенивание антифриза
В расширительном бачке можно наблюдать не только кипение антифриза, но и появление пены. Такое может происходить даже на холодном моторе.
Появление пены в расширительном бачке свидетельствует о неполадках в системе охлаждения
Существует несколько причин подобному явлению:
Из-за повреждения прокладки ГБЦ возможно попадание воздуха в систему охлаждения, что приводит к появлению пены в расширительном бачке
Если в первых трёх ситуациях достаточно заменить ОЖ, то в последнем потребуется замена прокладки, а также внимательный осмотр и проверка ГБЦ и блока на предмет нарушения плоскости прилегания.
Неисправность радиатора
С радиатором охлаждения возможны следующие неисправности:
При внутреннем или внешнем засоре радиатора ухудшается охлаждение антифриза, что в результате приводит к его закипанию
При любой из перечисленных неисправностей двигаться на автомобиле можно, но с перерывами на остывание ОЖ.
Отработанный хладагент
В результате потери своих первоначальных свойств антифриз также может начать кипеть. Объясняется это изменением химического состава жидкости, что отражается на температуре кипения. Явным признаком, указывающим на необходимость замены ОЖ, является потеря первоначального цвета и приобретение бурого окраса, что говорит о начале коррозионных процессов в системе. В этом случае жидкость достаточно заменить.
Видео: признаки отработавшего антифриза
Что делать при закипании антифриза и тосола в системе
Когда тосол закипает, из-под капота выходит белый густой дым, а температурный индикатор на приборке показывает более +100 °С. Чтобы избежать серьёзных последствий, нужно незамедлительно выполнить следующие действия:
Кипение антифриза сопровождается выбросом белого дыма из-под капота
После проделанных процедур есть два варианта решения проблемы:
Если возможности отремонтировать машину или вызвать эвакуатор нет, нужно передвигаться к ближайшему СТО с перерывами на остывание ОЖ.
Как предотвратить повторение ситуации
Знание причин, по которым происходит закипание ОЖ, позволяет понять и отыскать неисправность. Однако нелишним будет ознакомиться с мерами, предотвращающими возникновение такой ситуации в будущем:
Кипение тосола в расширительном бачке может происходить по разным причинам. Зная о них можно не только устранить неисправность своими руками, но также предотвратить поломку мотора и избежать дорогостоящего ремонта.
Полноценное охлаждение двигателя внутреннего сгорания — принципиально важный момент при эксплуатации автомобиля, ведь от этого напрямую зависит не только стабильность его работы, но и срок службы. Однако недостаточно просто залить специализированную жидкость в систему охлаждения, важно не ошибиться с ее выбором. В противном случае она может закипать даже при незначительных нагрузках. В таком состоянии автомобиль эксплуатировать не получится.
Рабочие температуры
Причины превышения температурных параметров
Как распознать закипание
Что делать при закипании
Как предотвратить повторение ситуации
Как не запутаться в выборе качественного антифриза
Общее понятие об антифризе
Так что же собой представляет «охлаждайка»? Под этим словом обычно понимают любую жидкость, которая циркулирует по большому и малому кругам системы охлаждения и отводит лишнее тепло от двигателя. Собственно, в это понятие можно включить не только антифриз, но и практически устаревший тосол. Суть проста — берется концентрат и дополняется различными химическими присадками. В качестве основы, как правило, используются пропилен- или этиленгликоль. Чтобы отличить один продукт от другого, их окрашивают в разные цвета, поэтому на полках магазинов можно увидеть оттенки, включая зеленый, и красный. Достаточно заглянуть в бачок для охлаждающей жидкости, чтобы понять, какой цвет используется в конкретном автомобиле.
Принцип работы «охлаждайки»
Система устроена таким образом, что хладагент циркулирует по так называемым большому и малому кругам, буквально захватывая избыток тепла, образующийся при работе двигателя. Достаточное количество антифриза помогает обеспечивать комфортную температуру для ДВС даже в условиях экстремальной жары свыше 25 градусов Цельсия. Однако следует понимать, что высокий уровень жидкости может привести к неприятностям — она при нагревании расширяется, образуются пары, которые переполняют систему.
Рабочие температуры
Обычно выбор конкретного хладагента зависит не только от его цвета — опытный автолюбитель обязательно обратит внимание на его температурный диапазон, чтобы предотвратить закипание жидкости. При необходимости в систему можно залить даже воду, но она кипит уже при 100 градусах Цельсия. Есть и другие варианты:
Причины превышения температурных параметров
Стоит понимать, что хладагент — не панацея, он может кипеть. В норме температура антифриза находится на уровне 90 градусов Цельсия. Почему начинается кипение? Возможных причин может быть несколько:
Последствия перегрева двигателя
Если антифриз не справляется со своей задачей по охлаждению мотора, можно столкнуться с различными неприятностями. Из наиболее вероятных специалисты отмечают следующие:
Как распознать закипание
Понять, что охлаждающая жидкость не выполняет свою работу так, как должна, не так уж и сложно. Правда, это зрелище может впечатлить или даже напугать новичка, который не сталкивался с подобной ситуацией. «Охлаждайка» в расширительном бачке начинает буквально бурлить, причем настолько сильно, что эти звуки могут дойти до водителя и его пассажиров. Из-под капота даже может повалить пар, как при кипении обычной воды. Также можно увидеть повышение рабочей температуры мотора. Когда стрелка дойдет до красной зоны, лучше заглушить двигатель — ни к чему хорошему дальнейшее движение не приведет.
Что происходит при закипании
Интересно, что повышение рабочей температуры может отражаться не только на работе мотора, но и на качестве охлаждающей жидкости. Логично, что у нее имеется определенный срок службы. В условиях высокой температуры раствор начинает деградировать, причем разрушается не сама основа, из которой на 95 % состоит «охлаждайка». Свои свойства теряют разнообразные добавки, в том числе ингибиторы коррозии, которые позволяют защитить металлические элементы системы, включая термостат и радиатор, от появления ржавчины. Охлаждающая жидкость коричневого цвета — верный признак того, что антифриз потерял свои свойства и нуждается в замене.
Что делать при закипании
Допустим, вы попали в ситуацию, в которой из-под капота повалил белый густой пар в результате повышения температуры антифриза, а соответствующий индикатор на приборной панели выдает показатели свыше 100 градусов Цельсия. Какой порядок действий следует соблюдать?
Как предотвратить повторение ситуации
Мы уже говорили о возможных причинах, по которым может закипать охлаждающая жидкость. Но мало их найти — надо позаботиться и о том, чтобы ситуация не повторилась. Что следует учитывать?
Как не запутаться в выборе качественного антифриза
Даже опытный автолюбитель может запутаться в особенностях разных охлаждающих жидкостей. Известный факт: смешивать разные варианты не рекомендуется. Не каждый может запомнить, какого цвета жидкость залита в системе, а проверять этот момент перед покупкой нового продукта не всегда удобно. В этом случае решением проблемы может стать универсальный антифриз Multifreeze SINTEC, который можно смешивать с другими видами охлаждающих жидкостей.
На территории постсоветского пространства существует зачастую искаженное представление об автомобильных охлаждающих жидкостях. Этому способствует отставание нашего автопрома от мировых производителей, отсутствие специальной литературы и просто квалифицированных специалистов. Вследствие этого, наши представления об охлаждающих жидкостях «обросли» всевозможными слухами, которые зачастую, далеки от истины. Эти слухи передаются на уровне рядовых автомобилистов, продавцов в автомагазинах, и не квалифицированных работников автосервисов. В этой статье мы ответим на все основные вопросы, касающиеся охлаждающих жидкостей.
Из чего производят антифриз?
Антифризы на основе пропиленгликоля так же проявили отличные эксплуатационные характеристики. Экологически, пропиленгликоль не так вреден. Использование таких антифризов оправдано и в экстремальных условиях – они эффективнее охлаждают двигатель за счет ускоренной теплоотдачи, так как пропиленгликоль имеет более низкую температуру испарения. Эти жидкости обладают немного большей вязкостью по сравнению с жидкостями на основе этиленгликоля, но на работе системы охлаждения двигателя это не отражается. Проведенные испытания свидетельствуют, что циркуляция охлаждающей жидкости на основе пропиленгликоля и жидкости на основе этиленгликоля в системе охлаждения ничем не отличается. При равной концентрации, охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля замерзает при более низкой температуре, чем жидкость на основе пропиленгликоля, однако, разница температур весьма незначительна.
Тосол и антифриз – одно и то же или нет?
Тосол – одна из марок охлаждающих жидкостей (ОЖ). Его название – это аббревиатура названия отдела «Технология органического синтеза» (ТОС), где он был разработан, и окончания «ол», обозначающего в химии принадлежность к группе спиртов. Тосолами, обычно называют отечественные охлаждающие жидкости, под них был разработан государственный стандарт, последняя версия которого относится к 1989 году. ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие низко замерзающие». Кстати, на титульном листе Технических Условий ТУ 6-56-95-96 написано «Антифриз Тосол АМ». Таким образом, принципиальной разницы между Антифризом и Тосолом не существует.
Термин «антифриз» происходит от английского слова «Antifreeze», которое переводится как «препятствующий замерзанию». Во всем мире, обычно, пользуются термином «Antifreeze Coolant», буквальный перевод: «антифриз – охлаждающая жидкость». Итак, мы выяснили – разницы принципиальной между тосолом и антифризом нет. Но она существует в составе пакета присадок, эксплуатационных характеристиках, области применимости (для каких автомобилей или двигателей), сроке эксплуатации и соответственно – качестве. Каждый из антифризов имеет свое название, например: Castrol Antifreeze NF, GlasELF, GlycoShell, Havoline, Glysantine, и так далее. Тосол – это название российского антифриза. Что же приобретать – решайте сами. Но, из-за российского или отечественногоого происхождения тосола, многие автолюбители предпочитают не заливать его в свои двигатели. Как правило, это оправдано. Приобретая тосол, вероятность купить подделку или просто некачественную жидкость значительно выше.
ГОСТ 28084-89 написан еще для советских охлаждающих жидкостей, пакет присадок которых содержит неорганические ингибиторы – фосфаты, бораты, силикаты, амины, нитриты… Утверждение, что если жидкость соответствует ГОСТу, то она качественная и может применяться во всех автомобилях не верно. Известны случаи, когда отечественные охлаждающие жидкости, соответствующие ГОСТу, оказывались совершенно непригодными для современных двигателей. В то же время, образцы европейских антифризов этому ГОСТу, как правило, не соответствуют. Вывод – соответствие советскому, но еще действующему ГОСТу, не является критерием качества ОЖ. Единственным критерием применимости является наличие допуска/одобрения от авто производителя на использование данного антифриза в данном автомобиле. Эти допуски, как правило, указаны в сервисной книге Вашего автомобиля.
Среди автомобилистов ходит неверное представление о том, что цвет антифриза связан с его качеством. Эти домыслы звучат примерно так:
1. Красный или желтый антифризы лучше, они служат дольше (имеют G12 класс).
2. Зеленый, синий антифриз, в том числе Тосол – чуть хуже, служат меньше (имеют G11 класс).
3. Все антифризы одного цвета одинаковые и их можно смешивать между собой.
На самом деле все не совсем так, и не все антифризы одного цвета можно смешивать. Изначально ОЖ бесцветны. Производители добавляют в их состав краситель лишь для придания «индивидуальности» и для отличия от других жидкостей. Количество самого красителя минимально и никакого отношения к свойствам антифриза не имеет. Обычно, цвет антифриза является предметом договоренности между производителями или простой прихотью автозавода. Таким образом, правильно будет считать, что антифризы смешивать нельзя.
Об антифризах G11 и G12.
Международного стандарта «G11», «G12» или «G12+» не существует. Первоисточником для такого обозначения послужили широко известные марки антифризов «VW coolant G11» и «VW coolant G12», которые выпускаются в Германии для автоконцерна Volkswagen, AUDI, Skoda. Кроме того, спецификации Volkswagen TL 774-C на «гибридные» и TL 774-D на «карбоксилатные» охлаждающие жидкости иногда записывают как TL 774-C(G11) и TL 774-D(G12). В любом случае, символика «G11» и «G12» связана с компанией Volkswagen. В 2006 году автоконцерн Volkswagen изменил свои спецификации на охлаждающие жидкости. Позиция TL 774-D(G12) была исключена вовсе. В спецификациях сохранилась позиция TL 774-F(G12+) и добавились две новые – TL 774-G(G12++) и TL 774-H(G12+++).
Иногда можно услышать предположения, что и в антифризы и в Тосол добавляют специальные присадки для придания им смазывающих свойств. Это вымысел. Никаких специальных «смазывающих» присадок в охлаждающих жидкостях не существует. Смазывающие свойства обеспечиваются базовым компонентом антифризов – этиленгликолем или пропиленгликолем.
Показатель «вспениваемость» включен в ГОСТ 28084-89 и его норматив 30 куб. см. является гораздо более «жестким», чем у других. А в международном стандарте ASTM D3306/4340/4656 и ASTM D4985/5345 этот норматив составляет 150 куб. см. Ошибочно считается, что охлаждающая жидкость должна обладать «антипенными» свойствами, чтобы не пениться в радиаторе автомобиля.
На самом деле норматив на «вспениваемость» связан не с автомобилями, а с автозаводами. Пена может быть помехой на автосборочном конвейере при заправке охлаждающей жидкости в двигатели автомобилей, или при скоростной разливке антифризов в канистры при производстве.
«Резерв щелочности» не является показателем количества и качества присадок в охлаждающей жидкости. Понятие «резерв щелочности» имеет смысл только для традиционных охлаждающих жидкостей, содержащих в качестве ингибиторов фосфаты или бораты. К таким жидкостям относится Тосол, для которого, в принципе, и был написан ГОСТ 28084-89, в котором «резерв щелочности» составляет не менее 10 единиц. Современные карбоксилатные охлаждающие жидкости не имеют в своем составе ни фосфатов, ни боратов, поэтому их «резерв щелочности» может быть любым, в том числе – нулевым.
Многие производители автомобилей исключили показатель «резерв щелочности» из своих спецификаций на охлаждающие жидкости, например Ford WSS-M97B44-D, Komatsu KES 07.892. Другие, например Hyundai-KIA MS 591-08, RENAULT 41-01-001/-S Type D, оставили «резерв щелочности» как формальный показатель для охлаждающей жидкости.
Говоря о смачиваемости антифризов, полезно знать вот что, смачивающие свойства любой жидкости, которые связаны с ее коэффициентом поверхностного натяжения, определяют способность жидкости просачиваться через узкие каналы и трещины. Известно, что бензин, имеющий низкий коэффициент поверхностного натяжения, отлично просачивается через мелкие трещины. Поэтому его используют для поиска мелких дырочек и трещин, невидимых простым глазом.
Все антифризы, равно как и смесь этиленгликоля и воды, также имеют низкий коэффициент поверхностного натяжения, почти в два раза меньше, чем у воды. Капли антифриза, выпадающие из одной и той же пипетки, будут в два раза меньше, чем капли воды. Этим объясняется достаточно неприятная способность антифриза просачиваться из-под плохо затянутых хомутов. Антифриз просачиваться там, где обычная вода этого не сможет.
Сейчас мы коротко ответим на вопросы, которые чаще всего задают автолюбители:
1. Где купить качественный антифриз?
2. Какой срок эксплуатации охлаждающей жидкости?
3. Какие жидкости заливать в систему охлаждения того или иного двигателя?
4. Что доливать, при необходимости, в систему охлаждения, важен ли цвет заливаемого антифриза, и можно ли их смешивать?
5. Насколько важна температура замерзания и закипания ОЖ?
Рекомендации для покупки качественных и оригинальных жидкостей остаются те же: антифриз необходимо приобретать только у официального представителя того или иного бренда или в специализированных магазинах, либо на СТО, которые работают с официальными представителями торговых марок. В этом случае есть гарантия, что, Вы убережете свой автомобиль от подделок.
Как правило, срок эксплуатации охлаждающей жидкости и ее тип указан в сервисной книге автомобиля, либо на официальном сайте авто производителя. Также эту информацию можно получить на гарантийной СТО. Основываясь на нашу практику, замену охлаждающей жидкости необходимо производить раз в 2-3 года или через каждые 60-80 тыс. км.
При необходимости доливайте в систему охлаждения тот же антифриз, который был залит ранее.
Если, Вы не знаете тип ОЖ, залитой в систему охлаждения, то долейте дистиллированной воды, предварительно проверив плотность жидкости ареометром. Идеальный вариант – замена охлаждающей жидкости, с последующей записью в сервисной книге и указанием типа антифриза и срока его замены. На вопрос «можно ли смешивать антифризы по цветам и типам?». Наш ответ – скорее нет, чем да. Впрочем, согласно отзывам многих автовладельцев, смешивать антифризы разного цвета и типа можно, но результаты такого смешивания точно никто не предскажет.
Температуры замерзания и закипания взаимосвязаны (см. рисунок) и зависят от плотности и марки антифриза. Более того, одна из самых важных характеристик охлаждающей жидкости – температура ее кипения. Чем выше температура кипения антифриза, тем эффективнее теплоотвод.
При эксплуатации автомобиля, охлаждающая жидкость теряет свои свойства: уменьшается теплопередача, падают смазывающие свойства, понижается темпе?