Терскол что посмотреть на машине
Как показать детям Эльбрус за один день
Отправляясь в семейное путешествие по Кавказу в этом июне, мы прежде всего хотели познакомить детей с высочайшей вершиной Европы — Эльбрусом. Познакомить подробно, разносторонне, с восхождением на хорошие высотные отметки высоты, но так, чтобы это было физически лайтово, без приключений. Решение было найдено сразу, и мы придумали однодневную программу.
Конечно же она состояла из канатных дорог 🙂
Мы приехали в Баксанское ущелье и поселились в недорогой квартире одной из пятиэтажек посёлка Эльбрус. Место спокойное, без толп туристов, да и кафе «Ирикчат» отличное под боком. В день приезда погода под вечер сильно испортилась, полил дождь, поэтому решили начать знакомство с Эльбрусом утром. Да и по времени мы всё равно уже не успевали — канатки работают до 16 часов (последний подъём).
Утром решили начать с подъёма на Чегет (3769 м). На поляну приехали чуть раньше 9 часов — лоточники еще только-только выкладывали свой товар. Машину оставили прямо на рынке, у дороги, денег за парковку никто не спрашивал. Касса открывается ровно 9. Стоимость билета на 1 подъём и спуск (цена лета 2019 года) составляет 900 р. взрослый (с 14 лет включительно) и 450 р. детский.
Канатная дорога на Чегет (летний вариант, без бугелей) состоит из двух очередей: первая идёт от станции Чегет-1 (2100 м) к Чегет-2 (2750 м), вторая — до Чегет-3 (3000 м). Первая часть дороги оборудована двухместными креслами, вторая — одноместными. Этот нюанс следуют учитывать, если вы едете с маленькими детьми. Имейте в виду, что на второй части дороги ребёнка придётся брать на колени, если он уместится. Если же он великоват для коленей, но боится ехать один, то лучше купить билет только на первую очередь, до станции Чегет-2 и кафе «Ай» — там тоже очень красиво и виден Эльбрус.
Подъём начинается в лесистой части горы. Мимо медленно проплывают огромные сосны, вокруг вьются бабочки. Скажу откровенно — это чистейший релакс 🙂 Высота опор такова, что даже у людей с боязнью высоты не возникает большого страха.
Единственное место, где линия проходит уже над деревьями, выглядит так:
Но этот овраг быстро заканчивается и вы снова будете ощущать близость земли под собой 🙂
После подъёма на 500 метров Эльбрус показывается во всей красе! Снизу виден посёлок Терскол.
Станция Чегет-2 оборудована смотровой площадкой с высоким ограждением. Есть несколько кафе. Тут можно остановиться на какое-то время и оглядеться вокруг.
Вдаль уходит ущелье реки Баксан. Где-то там за поворотом наш посёлок Эльбрус.
А это гора Донгуз-Орун (другой название Донгузорун-Чегет-Карабаши, 4454 м). У подножия этой горы протекает один из притоков Баксана — река Донгуз-Орун. Гора знаменита своим ледником «Семёрка», который получил своё название за схожесть с цифрой «7».
Насмотревшись видов на Чегет-2, переходим на станцию с одноместными креслами. На них мы отправляемся на высоту 3000 м. Пейзаж под ногами меняется на глазах — можно изучать природные пояса 🙂
На каждой станции сотрудники канатки встречают каждое кресло и помогают выбраться из него на ходу — движение не прекращается ни на мгновение.
На станции Чегет-3 в конце июня всё еще лежит снег — можно поиграть в снежки и построить снеговика 🙂 На этой высоте уже заметно сбивается дыхание, особенно при физической активности. Но никаких признаков горной болезни ни у кого не наблюдалось.
А вот та самая третья очередь подъёмника — бугели, которые работают только в зимний период работы горнолыжного комплекса.
Отсюда открываются самые лучшие виды на Эльбрус! Если вам повезёт с погодой, и вершина не будет закрыта облаками, то сможете увидеть обе его головы 🙂 Под Эльбрусом видна поляна Азау. Оттуда мы отправимся уже на сам Эльбрус.
Если возьмёте с собой бинокль или подзорную трубу, то сможете разглядеть основные достопримечательности горных маршрутов этих мест. Вот международная обсерватория Пик Терскол, основанная в 1980 году на одноимённом пике. С 2005 года она эксплуатируется совместно с Национальной академией наук Украины.
Ниже обсерватории, на высоте около 2800 м, возле тропы находится знаменитый водопад «Девичьи косы». Здесь снимали некоторые сцены из х/ф «Вертикаль» (1967), главную роль в котором исполнил Владимир Высоцкий. Чуть выше над водопадом виден маленький домик. Это бывшая экспериментальная лечебница, в которой в 80-е годы пытались лечить больных шизофренией. Считалось, что гипоксия положительно влияет на пациентов.
Если внимательно посмотреть на чёрные склоны потухшего стратовулкана слева, то можно разглядеть опоры подъёмника, ЛЭП и станции канатной дороги. Вторую половину дня мы планируем провести именно там.
Вот станция «Мир» (3500 м).
Ближе к 10 часам на Чегет-3 раскладываются стихийные кафешки, разжигают мангал, заваривают чай в самоваре. На этой высоте вода закипает уже при 89.6 градусах, поэтому нормального кипятка без закрытой ёмкости тут не получить.
На Чегет можно подняться не только по канатной дороге, но и пешком, что многие и делают. Воздух тут кристально чист и прозрачен! Не хочется отсюда уходить 🙂
Спуск намного интереснее подъёма, потому что теперь вы сидите лицом к красотам. Я уже говорил где-то, что это релакс чистой воды, тогда я повторюсь. Ни одна фотография и видеозапись не передают тех ощущений, которые вы испытываете на этой канатке 🙂 Именно на этой, потому что канатка на Эльбрус оборудована закрытыми гондолами.
Спускаемся обратно на поляну Чегет и переезжаем на поляну Азау. Все парковки тут уже платные — 100 р. с машины. Место очень туристическое, поэтому тут высокие цены на жильё и еду.
Линий канатной дороги на Эльбрусе работает 2. Одна старая (маятниковая), с большими 16-местными красными вагончиками. Отходит от станции « Азау» и доходит до станции «Мир» (3500 м) через станцию «Старый кругозор» ( 3000 м). Чтобы подняться еще выше, до станции «Гара-Баши» (3850 м), нужно будет воспользоваться третьей очередью, которая оборудована открытыми одноместными креслами. Однокресельный подъёмник достаточно старый и работает не стабильно. Подъём по этой линии выйдет значительно дешевле, чем по новой. Стоимость подъема/спуска до станции «Мир» в вагончике стоит 600 р. взрослый и 300 р. детский. Плюс на станции «Мир» нужно будет отдать еще 200 р за кресельный подъемник до «Гара-Баши» и обратно до станции «Мир». В сумме получается 800 р. до конечной станции канатных дорог Эльбруса. Но стоит учитывать, что подъем на открытом кресле с высоты 3500 на 3850 мало комфортен, если вы одеты легко. Тут температуры уже около 0 даже летом.
И еще для информации: конечная станция кресельного подъёмника хоть и называется «Гара-Баши», но по высоте находится чуть ниже станции «Гара-Баши» новой канатки.
Более простой и комфортный способ оказаться на Эльбрусе — новая гондольная канатная дорога. Гондола рассчитана на 8 человек, но по факту в них едет меньше людей — все стараются занять отдельный вагончик. Мы ехали вчетвером в одной гондоле — было очень удобно.
Стоимость подъема/спуска до станции «Гара-Баши» (все три очереди) — 1200 р. взрослый и 600 р. детский. Для покупки последнего требуется свидетельство о рождении — на слово не поверят. Билет — пластиковая карточка skipass, которую нужно прикладывать к считывателю при проходе турникета на каждой станции
Первая станция на нашем пути — «Старый Кругозор». На каждой есть кафе и туалеты. Находимся тут недолго — идём на посадку до станции «Мир».
С площадок станции «Мир» уже начинают открываться захватывающие дух виды на самую высокую часть Кавказа! Фоткаемся и двигаем дальше — к конечной точке нашего возъезжания на Эльбрус.
Вот она, высокогорная станция канатной дороги «Гара-баши» (или «Гарабаши»)! Высота 3847 метров над уровнем моря! Для наших детей это существенное обновление высотного рекорда после прошлогоднего восхождения на греческий Олимп (2900).
Дышится тут уже не так легко, начинает побаливать голова и появляется лёгкое головокружение при ускорениях шага. Младший Матвей тоже чувствует себя не комфортно. Но не критично, чтобы начинать спуск. Решили провести тут немного времени, и окунуться в жизнь альплагеря.
С первых же минут я очень пожалел, что оставил в машине свои светозащитные клипсоны на очки. Белый снег очень слепил глаза, и приходилось сильно щуриться, чтобы не ослепнуть. Периодически я просто отворачивал взгляд в сторону тёмных участков, чтобы дать глазам отдохнуть. Хорошо, что младшему мы в Азау купили солнечный очки, иначе долго он там бы не протянул. Это очень важный момент: запасайтесь на всех очками, если едете на «Гара-Баши»!
Конец июня, а наверху лыжный сезон еще в самом разгаре. Постоянно подъезжают лыжники и сноубордисты в экипировке и на снегоходах уезжают еще выше.
Здесь вам могут предложить за дополнительную плату подняться на снегоходе на высоту 5000 метров. Вы помчитесь по снежному склону, обгоняя других, «честных» восходителей. Но сразу хочу вас предупредить, что если вы не акклиматизированы, то такой быстрый подъём может стоить вам здоровья и даже жизни. 5000 метров — высота не шуточная для организма, который еще не успел отойти от набора 2350-3850. Полторы тысячи метров за час подъёма — уже основания для начала горняшки у некоторых людей. К примеру, ко мне она впервые пришла как раз на такой высоте в Непале.
Поэтому 100 раз подумайте и прислушайтесь к ощущениям, чтобы отправиться практически к самой вершине.
На «Гара-Баши» живут по несколько дней в таких вот вагончиках и «бочках» для акклиматизации. К примеру, кто-то проходит её перед восхождением на другие вершины мира (К2, пик Ленина и т.д.). Жить тут намного удобнее и дешевле, чем заграницей.
Высотная акклиматизации сохраняется около двух недель — как раз этого времени хватает, чтобы перебраться в базовый лагерь нужной вершины и сразу же начать восхождение.
Территория станции довольно сильно завалена строительным и бытовым мусором. Периодически его спускают отсюда вниз.
Небо на этих высотах уже приобретает очень насыщенный, немного черноватый, глубокий синий оттенок.
Еще 1000 метров вверх по склону, и концентрация кислорода в атмосфере станет равной 1/2 от нормальной. Кстати, птицы довольно комфортно себя ощущают тут 🙂
Я решил один подняться пешком еще выше, чтобы выйти за пределы станции и сфотографировать Эльбрус без построек. Снег оказался очень рыхлым и я быстро провалился в него по все ноги 🙂 С трудом вышел на твёрдый наст и дошёл до той точки, куда и хотел.
Эльбрус во всей красе лежал передо мной и манил к себе своими сахарными головами 🙂 Но почему-то у меня нет этого стремления к самим вершинам… Мне нравится просто быть среди них, наслаждаясь видами долин, рек и озёр.
На знакомство с Эльбрусом у нас ушло около 6 часов и 7550 рублей денег на четверых. И единственное, что я могу сказать: оно того стоило 🙂
Северный Кавказ. Едем в Терскол!
После двух дней, проведенных в Джилы-Су нужно было решать, куда мы едем дальше. Совместно порассуждав о том, что неплохо было бы глянуть на Эльбрус с другой стороны мы решили ехать в Терскол. Терскол — самая туристическая точка Эльбруса. Здесь есть горнолыжный курорт и приличная канатка, 90% восхождений на Эльбрус начинаются именно из Терскола. Решено — надо ехать! Переночевав в Пятигорске мы отправились в путь.
2. Вообще, если быть честным в этот день я собирался посетить плато Канжол, а уже потом ехать в Терскол. Но вечером, будучи уставшим, немножко (на самом деле полностью) накосячил с машрутом и вместо адекватной дороги на Канжол через городок Кенделен выбрал маршрут через Каменномостское.
Поначалу дорога была хороша…
3. Но потом резко испортилась, поэтому через 10 минут непрерывного браканья камней по днищу мы развернулись и отправились обратно в сторону трассы. Решено было ехать на Канжол в следующий раз по адекватному маршруту.
Да, кстати, большинство фото в этом посте сделаны через лобовое стекло, поэтому прошу прощения за качество и странный цвет. Оказывается, атермальное стекло дает приличный оттенок на фото и бороться с этим крайне сложно. Печаль-беда.
4. Только ленивый не писал о том, насколько на Кавказе любят подделывать бренды заправок. Помимо закосов под АЗС, нам попался еще и местный «Магнат» 🙂
5. Издалека — чистейший Лукойл.
6. Выехав на трассу, сразу попадаем на большой блок-пост. Всё-таки, несмотря на то, что с безопасностью в Кабардино-Балкарии в последнее время всё стало гораздо лучше, расслабляться лишний раз не стоит. На блок-посту нас тормозит местный солдатик и… начинает расспрашивать про машину. Не сломалось ли еще ДСГ, не жрет ли масло? Мило поболтав с парнем несколько минут, получаем пожелание счастливой дороги и отправляемся дальше.
7. По бокам от дороги постоянно встречаются старые советские автомобили в потрясающем состоянии, преимущественно «Победы» и 21-ые Волги. Интересно, это на продажу или просто похвастаться?)
8. Ну а мы, проехав еще несколько деревушек с забавными названиями, сворачием в предгорные районы. Пейзаж быстро меняется.
9. Проезжаем самый высокогорный город в России — Тырныауз. Высота его центра составляет 1307 метров нал уровнем моря (выше, чем, например, Ай-Петри в Крыму).
Город здесь появился благодаря Тырныаузскому месторождению редкоземельных металлов. Вольфрам, молибден и куча других полезных ископаемых скрываются в недрах местных гор. Вот только добывать их теперь практически некому — местный молибденовый комбинат закрылся около 20 лет назад.
10. Выглядит Тырныауз печально. Уставшие панельки порядком обшарпаны и даже раскраска на стенах домов не помогает. Какая-то часть населения переключилась на турбизнес, а чем занимаются остальные — черт его знает.
11. В 2000 году Тырныауз пережил сход нескольких селей. Большая часть города была затоплена, а кое-где селевой поток поднялся до 2-3 этажа. 8 человек погибло и около 40 числились пропавшими без вести. А всё потому, что местные власти не нашли денег чтобы восстановить противоселевую дамбу, пострадавшую годом ранее…
13. Несколько километров за город и на горизонте появляются заснеженные вершины. Каждый раз, когда на горизонте возникает такое зрелище — я не могу сдержать восторга.
14. Вокруг красота! Ох, Кавказ, что ты со мной делаешь? Прекрати)
15. На одном из камней замечаю горных козлов и охреневаю от увиденного. Но потом, подъехав поближе, понимаю, что козлы поддельные. Эх.
16. Терскол — небольшое высокогорное село. Численность населения здесь едва переваливает за тысячу, но зимой, в сезон, здесь проживает в несколько раз больше людей, ведь это один из основных (если не самый) туристических центров Кабардино-Балкарии. Здесь даже девятиэтажка есть! Воу!
17. Почти всё, что есть в Терсколе связано с каталкой и горным туризмом. В мае, конечно, людей здесь не так много, но трекинг здесь развит дай боже. В горах постоянно кто-то мельтешит, иногда даже здороваться устаёшь 🙂
18. Поляна Азау и та самая канатка, которая может закинуть вас аж на 3780 метров. А там и пешком до Эльбруса недолго, хехехе)
Кстати, решил тут загуглить сколько стоит канатка. А под ценами комментарии от людей. И, знаете ли, там встречаются настоящие шедевры! Приведу примерчик: «Вопрос к бывалым: хочу приехать первый раз и без снаряжения (налегке) увидеть Эльбрус и желательно оказаться на его вершине. Правильно ли Я поняла: подъем по канаткам начинается со ст. Азау и до ст. Гара-Баши — Я достигну высоты 3847м за стоимость 1 000руб, а дальше как? До пика ещё 1795м». Сдаётся мне, кто-то будет слегка разочарован.
19. Но самое потрясающее здесь — это, конечно же, горы. И в следующий раз я обязательно расскажу про них поподробнее. Остаемся на связи!)
Терскол, Приэльбрусье
Сегодня моя статья будет посвящена национальному заповеднику Приэльбрусье, а именно деревне Терскол и активному отдыху, который доступен туристу в этом районе Кавказа. Да, спустя многие годы путешествий по миру мы наконец-то нашли время и уделили внимание Российским туристическим местам.
Так какое же оно, Приэльбрусье? Честно признаюсь, для себя в эту поездку я открыл топовое направление для похода в горах. Этот регион запросто может посоперничать с Итальянскими Доломитами, Швейцарскими Альпами и Испанскими Пиренеями. Красота Российского национального заповедника завораживает.
Но, конечно же не может быть и без ложки дегтя. Терскол — это беднейшая деревня Кабардино-Балкарии, чахлая издыхающая инфраструктура (подъемники, канатные дороги и т.д.) времен Советского Союза, отсутствие обслуживания, ресторанов, да просто элементарных хороших магазинов.
Как правильно организовать поездку в Терскол, чем здесь заняться, обо всём этом читайте дальше.
КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ТЕРСКОЛА
Давайте первоначально немного разберемся с терминологией. Предметный интерес для туриста в первую очередь представляет национальный парк Приэльбрусье. Его горные хребты, ледники, озера и протоптанные пешеходные маршруты.
Терскол — это деревушка, которая находится в Приэльбрусье и часто становится базовой для туриста. Так же как и Чегет, и Азау. Мы останавливались в Терсколе и поэтому статья строится вокруг этой деревни. Это был наш базовый лагерь. Здесь бронировался отель, сюда заказывался трансфер и т.д.
Так вот Терскол административно принадлежит Республике Кабардино-Балкария.
САМОЛЕТОМ
Ближайшие к Терсколу крупные города с аэропортами: Нальчик (NAL) — 124 км, Минеральные Воды (MRV) — 180 км.
Ближе на самолете к Приэльбрусью не подобраться.
Какой аэропорт прилета выбрать? Я оценивал их по единственному критерию, стоимости перелета из Москвы. Сравнить цены можно, используя агрегатор Aviasales. Так получается, что конкуренция у Российских авиакомпаний выше на направлении Минеральные Воды. Видимо оттого, что люди летят сюда в Советские здравницы.
Мой совет — обязательно проверяйте билеты перед поездкой и в Нальчик, и в Мин Воды. Куда дешевле, туда и берем билет.
Аэропорт «Минеральные воды»:
Трансфер до Терскола
С перелетом определились, теперь давайте разбираться, как можно добраться до самого Терскола. Расстояние не маленькое, от Минеральных Вод — 180 км, от Нальчика — 124 км.
Для тех кто ценит комфорт, безопасность, свои нервы и время, есть только один вариант — трансфер. Самый удобный и безопасный способ заказать трансфер — Gettransfer. Это международный сервис. Всё проверенно и прозрачно, пользовались много раз. Оплата через сайт, никакого нала. Водитель встретит с табличкой и доставит вовремя на место.
Аренда машины
На удивление, этот сервис добрался до аэропорта Минеральных Вод (до Нальчика еще нет). На сайте Rentalcars можете посмотреть варианты. Стоимость в районе 3 000 руб сутки.
Изначально подумывал взять машину, но потом решил всё-таки остановиться на трансфере. Так как мы ехали в Терскол всего на пару дней, то это и по деньгам выходило дешевле, и не надо было самому нервничать за рулем, когда тебя регулярно подрезают «белые Приоры».
Автобусы и такси
Автобусы. Выкиньте эту идею из головы. Регулярного сообщения нет. На каких-то ресурсах проскальзывает информация о том, что где-то когда-то можно доехать до Терскола с пересадками. Оно Вам надо? Эти ушлые маршруторщики Вас кинут сто раз. В итоге доберетесь не сильно дешевле, а выходные и настроение испортите окончательно.
Такси. Просто обходите этих шакалов стороной. Когда я был в Танзании, люди и то были куда гуманнее, чем таксисты в Кабардино-Балкарии.
ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ В ТЕРСКОЛЕ
Следующий шаг планирования поездки в Приэльбрусье — бронирование отеля.
Как я уже говорил, в этом регионе есть несколько туристических зон с какой-никакой инфраструктурой. Про каждую по порядку.
Поселок Терскол. Удачное расположение, основные пешеходные маршруты в шаговой доступности. Само место — жуткая дыра. Нет не нормальных ресторанов, ни элементарных магазинов. Купить что-то съесть или попить можно в каких-то бараках. Пару фото Терскола ниже.
Отель Moon Hotel
Рейтинг Booking 8
Несмотря на все минусы этого места, мы останавливались здесь. Во-первых, удачное расположение, что для нас было определяющим фактором. Во-вторых, наш отель был, наверное, одним из самых хороших во всем Приэльбрусье. Называется Moon Hotel. Расположен он в отдалении от улиц Терскола. Окна выходили на горы. Могу рекомендовать.
Поляна Чегет. Находится в 10 минутах ходьбы от самого Терскола. За расположение также можно ставить пятерку. Здесь уже чуть более развитая инфраструктура, так как домов местных жителей почти нет. Несколько фото поляны Чегет.
Но тут возникает немного другая проблема. Я на букинге не смог найти приличный вариант отеля, чтобы он был с хорошим видом и не напоминал пансионат из Советского союза.
Поляна Азау. Она расположена примерно в 5 км от Терскола и Чегета. Про поляну ничего сказать не могу, так как там не были. Для нас она принципиально не подходила, до начала пешеходных маршрутов пешком идти 5 км глупо, а пользоваться услугами местных таксистов никакого желания не было.
На основе вышесказанного могу рекомендовать следующее. Останавливаемся в Moon Hotel в Терсколе, а покушать ходим на поляну Чегет. Да, и еще, если вы ранее посещали Альпы или какие-либо другие горы в Европе, сразу постарайтесь опустить себя с неба на землю и ничего не ждать от местных отелей и обслуживания. Тому же самому Moon Hotel, будь он в Доломитах, я поставил бы единицу. Нужно просто приехать и сразу настроиться на наши Российские туристические реалии, где властям абсолютно нет дела до такого удивительного и неповторимого по красоте места.
Но ситуация всё же динамично меняется, в Приэльбрусье появляются новые отели. Ниже находится полная карта отелей с букинг в этом регионе. Обязательно посмотрите, может попадется что-то приличное.
ПОГОДА В ТЕРСКОЛЕ
Я в статье рассказываю про отдых в Приэльбрусье в летнее время. Информацию про Терскол, как горнолыжный курорт посмотрите в другом месте.
Так вот про лето. Сезоном в Приэльбрусье считается время с июля по 10-20 сентября. Все пешеходные маршруты открыты, погода, как правило, стабильная и солнечная.
Июнь, в принципе, тоже может подойти. Но в этом случае с большой долей вероятности маршруты на высогорье будут еще недоступны из-за снега.
Вторая половина сентября отличается нестабильной погодой (частые осадки), ночами уже заморозки, короткий световой день.
Так как статья в основном про хайкинг, далее краткая памятка туристам, которые только открывают для себя однодневные походы в горах. В первую очередь одевайте удобную спортивную одежду. Обязательно головной убор, крем от загара. Ходим в горах регулярно, но всегда пренебрегаю солнцем, от этого обгораю до ужаса и мучаюсь потом 2 дня. С собой берем что-то перекусить и литра по 2 воды на человека. Если Вы идете в горы летом, на улице +30, всё равно захватите какую-то куртку. Чем выше, тем холоднее и ветреннее. На высоте в Приэльбрусье даже в июле хочется одеть шапку. Не лишним будет дождевик. Погода непостоянная, тучи могут налететь откуда угодно в один миг.
КАРТА ТЕРСКОЛА (ПРИЭЛЬБРУСЬЯ)
Ниже на карте я отметил ключевые точки, которые могут Вам потребоваться во время поездки. Начала пешеходных маршрутов, смотровые площадки, подъемники.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ТЕРСКОЛА
С общей организационной информацией всё, теперь о том, что можно посмотреть в Приэльбрусье. Вводные данные нашей поездки были таковы: всего два дня в Терсколе и желание пройти пару хороших пешеходных маршрутов в горах. Для себя этой поездкой мы открывали новый вид коротких трипов на выходные. Вылетел в пятницу вечером из Москвы, погулял два дня в горах, а ночным рейсом в воскресенье назад.
МАРШРУТ ЛЕДОВАЯ БАЗА
9 часов
22 км
Высокая
1600 м
В первый день было решено пройти один из самых тяжелых и протяженных хайкингов Приэльбрусья. Маршрут следующий: Терскол — водопад Девичьи косы — Обсерватория «Пик Терскол» — Ледовая база. На карте выше путь отмечен.
Постараюсь дальше побольше конкретики и практической информации, без воды и больше фото.
09:30
Вход на территорию заповедника из Терскола платный. В начале тропы стоит сколоченная коробка, где за 50 руб с человека дают билет.
Приготовьтесь сразу же окунуться в удивительный и неповторимый мир природы Северного Кавказа. Проходим пункт оплаты, оборачиваемся.
Еще несколько избушек для скота в начале. Замени их на ухоженные домики и пейзаж нисколько не уступит Швейцарии.
Первая часть маршрута до водопада составляет 4,5 км. Плавный набор высоты. Идти легко, дышится хорошо.
Набрав метров 200 по высоте тропинка постепенно выходит из леса и взору открывается панорама гор.
Не буду сыпать здесь названиями каждого из пиков и другой терминологией, она обычному туристу не нужна.
Просто посмотрите на эти фантастические по красоте горы. 95% населения нашей страны даже и не подозревают, что в России есть такие замечательные туристические места.
После выхода на открытый участок маршрут уже потихоньку начинает отнимать силы. И хотя от Терскола мы прошли всего-то около 3 км, усталость в ногах заметно прибавилась. Сказывалась нарастающая высота, а также то, что тропинка всё время идет в гору.
На подходе в водопаду Девичьи косы есть очень интересные базальтовые геологические формации. Что-то похожее встречали в Исландии. Не устаю это повторять, природа Северного Кавказа уникальна.
А вот что еще ждет Вас на маршруте Терскол — Ледовая база, дикие горные козлы. Встретить их конечно же можно не всегда, но, думаю, вероятность очень высокая. Пасутся они на базальтовых скалах.
Осталось всего 500 метров до водопада, тропинка огибает горный массив и Девичьи косы появляются во всей своей красе.
К водопаду вплотную подходит проложенная тропинка в один конец.
Несколько фото из под «Девичьих кос».
Хайкинг из Терскола до водопада развлечение очень популярное. Народу идет много, можете оценить примерное количество людей на самом водопаде по фото ниже.
Вода ледяная, некоторые купаются под ниспадающими потоками. Можете брать с собой купальные костюмы.
А вот этот ракурс будоражит больше всего. Чистейшие горные воды уносятся вниз в долину Азау.
Дорога из Терскола до водопада у нас заняла около 3х часов. Это в неспешном темпе, с остановкой на запуск дрона, постоянную установку штатива. Основная масса туристов здесь разворачивается и спускается назад. Мы не из тех, кто сдается на середине.
12:30
Отдохнув и немного перекусив на водопаде двинулись дальше. Позади набранные 650 метров высоты от Терскола (всего 2 700 над уровнем моря).
Дальше уже начинается игра со своим телом. Подъем становится более крутым. Постепенно сказывается высота и горная болезнь. Тяжесть в каждом шаге, потихоньку начинает болеть голова.
Окружающие пейзажи резко меняются. Всё меньше растительности, на горизонте показался двуглавый Эльбрус.
Это нам тяжело с непривычки, а местные здесь спокойно пасут баранов. Умирая от одышки после каждых 5-7 шагов вверх, удивляешься резвости не только этих животных, но и пастухов.
На горизонте появилась обсерватория Пик Терскол. Объект действующий, ученые сидят здесь до сих пор. Территория огорожена и охраняется.
А вот панорама со смотровой площадки рядом с обсерваторией. Поистине потрясающее зрелище, которое стоит потраченных усилий.
Подъем от водопада Девичьи косы до Пика Терскол занимает около 2 часов. За это время мы преодолели расстояние в 3 км с набором высоты — 370 м. (3127 над уровнем моря).
14:30
Отдохнуть на такой высоте уже тяжело. Точнее ты встаешь, вроде бы отлично себя чувствуешь, а потом делаешь пару шагов вверх и сердце готово выскочить наружу.
Однако, сдаваться мы не собирались. Была цель дойти до конца — до ледовой базы. От Пика Терскол оставалось идти еще, мягко говоря, не мало. 5 км с набором высоты в 650 метров.
Удивительно, как меняется окружающая природа и климат с набором высоты. Утром мы начали восхождение в хвойном лесу, а после обеда уже брели по пустынным каменным «лугам» среди нерастаявших снегов и ледников.
Здесь уже не помешает куртка или флиска. Температура резко падает, дует ветер.
Сложно описать, что чувствуешь на данном этапе пути. Каждый шаг — неустанная борьба с собой. В голове одно желание, бросить всё и пойти назад. Мы прикинули, что если постараться, мы сможем спуститься с финальной точки маршрута в Терскол за 3 часа.
Поставили себе условие, идем вверх до 16:00, если не сможем дойти до конца, то разворачиваемся в любом случае.
Поднимаясь по еле различимой тропинке в гору сложно найти мотивацию. Признаюсь, я даже не знал, что нас будет ждать около этой ледовой базы. Опасался, что в конце будет старое разбитое здание и камни. Без какой-то красивой панорамы на Эльбрус.
Переживали зря, за 200-300 метров до конца тропа наконец-то огибает гору и появляется вершина Европы.
До финальной точки мы всё же дошли. На часах было 15:50. Буквально пять минут наблюдали величественную панораму Эльбруса и окружающих его ледников. А затем его резко заволокло облаками и больше взору пики не открылись.
А вот собственно и сама заброшенная ледовая база.
16:00
Мы совершили невероятное. За 7 часов преодолели 11 км исключительно вверх. Общий перепад высоты составил 1 600 метров. Однако нужно было совершить еще один подвиг. Вернуться назад тем же самым маршрутом и желательно до 7 вечера. В это время в июле уже темнеет.
Когда мы начали спускаться с Ледовой базы всё вокруг затянуло невероятно густым туманом. Местами видимость была меньше 5-7 метров. В быстром темпе нам удалось спуститься в деревню Терскол ровно к семи вечера.
Порассуждаю немного о том, как правильно посмотреть эти потрясающие места без таких вот невыносимых нагрузок. Есть два расклада: поход в рамках дня и поход на несколько дней. В рамках одного дня обычный человек с хорошей физической формой способен без сильного переутомления пройти маршрут от Терскола до обсерватории Пик Терскол. Это оптимальный вариант. Займет маршрут у Вас 6-7 часов. Если же Вы планируете дойти до конца, то растягивайте поход на 2 дня. Нам по пути встречалось много туристов, которые идут с палатками. Некоторые ставят лагерь на подходе к обсерватории Пик Терскол, а на второй день идут до вершины. Некоторые проделывают весь путь до вершины за день в медленном темпе, а спускаются уже на следующее утро. А вот таких дикарей, которые способны за день сходить из Терскола до ледовой базы и обратно мы вообще не встретили.
ГОРА ЧЕГЕТ
Так как в первый день мы сильно убили свой организм, второй было решено провести в щадящем режиме. С утра отправились на еще одно популярное место рядом с Терсколом — гору Чегет.
Взобраться на вершину можно двумя способами:
Наш выбор по ряду причин пал на канатную дорогу. Собственно, про особенности посещения горы Чегет таким способом далее и пойдет рассказ.
Из Терскола до поляны Чегет идти пешком около 10 минут. Здесь расположена одна из главных реликвий всего Приэльбрусья. Канатная дорога Чегет первая в своем роде в Советском союзе. Запущена в далеком 1963 году и функционирует до сих пор.
Официального сайта у данного предприятия нет. На входе стоят закупленные электронные турникеты, правда нерабочие. На кассе по старинке дают какой-то билетик, который надрывает охранник. Уныние, воровство, нищета…одолевает злость за нашу страну.
Ну да ладно, давайте к практической информации. В летнее время стоимость проезда на канатной дороге составляет 950 рублей (туда/обратно). В один конец билеты не продаются (если я правильно понял). Открывается она с 8:00 (9:00) в зависимости от сезона. Время последнего рейса подъемника с Чегета уточняйте лучше на месте.
Канатная дорога состоит из двух линий (обе кресельного открытого типа):
Мы пришли к кассе в 09:00. Большой очереди на подъем не было. Постояли максимум 10-15 минут.
Фото во время движения по второй линии.
Панорама со станции Чегет-3.
Панорама на саму станцию Чегет-3.
Если есть желание, то от станции можно подняться пешком чуть повыше. Идти в пределах часа.
Мы свой ресурс подъемов выработали днем ранее, поэтому просто осмотрелись на станции. Виды здесь, конечно же, впечатляющие.
ОЗЕРО ДОНГУЗ-ОРУНКЕЛЬ
Первая половина дня прошла как-то незаметно. На часах было около 12 часов дня. Трансфер из Терскола у нас был заказан на 17:00. Так как вверх организм идти отказывался, было решено спуститься пешком от станции Чегет-3 до станции Чегет-2 и затем еще прогуляться до озера Донгуз-Орункель.
На картах Гугл эти тропинки не размечены, пользуйтесь mapsme.
Спуск от станции Чегет-3 до Чегет-2 занимает около часа. На маршруте идем спиной к озеру Донгуз-Орункель.
Второй частью нашей небольшой прогулки в этот день стал поход непосредственно к самому озеру. От Чегет-2 к нему ведет тропинка с минимальным перепадом высот. Можно сказать, что идешь по равнине.
Люди толпятся рядом со станциями канатной дороги, а здесь никого. Потрясающее место.
Далее несколько фото пейзажей во время похода к озеру Донгуз-Орункель.
Идти до смотровой на озеро около 2 км. По времени это 40 минут. Вот, собственно, как выглядит Донгуз-Орункель. Цвет воды изумрудный благодаря растворенным минералам, которые намываются потоками с гор.
Здесь на смотровой тропинка раздваивается. Первая ведет вниз к озеру, а вторая за перевал в Грузию. Установлен пограничный пункт, где дежурят солдаты. Мы попали на пересменку, одни уходили, другие еще не успели дойти. Говорят, что дальше озера без специального пропуска ходить нельзя, там начинается 5-километровая приграничная зона.
Где и как заказывать эти пропуски, я не узнавал. Погуглите в интернете. Думаю, что можно попробовать обратиться по официальным контактам национального парка «Приэльбрусье». Они должны быть компетентными в таких вопросах.
Что касается второго пути. Оптимальный вариант — спуститься к озеру, а затем пройти по нижней тропинке вдоль реки вытекающей из Донгуз-Орункель прямо до самой поляны Чегет. Навскидку такой поход займет 1,5-2 часа.
К сожалению, мы решили отказаться от такой затеи, так как были немного ограничены во времени.
В общей сложности прогулка от станции Чегет-2 до озера и обратно у нас заняла 2,5 часа (из них час на фото и расслабленные посиделки на горных лугах Приэльбрусья). Около 15:00 мы вернулись на станцию. Пообедали в кафе «Ай» традиционными хычынами и чебуреками. Очень вкусно, рекомендую.
В 16:00 мы спустились на канатной дороге к поляне Чегет, побродили немного, пофоткали советские пансионаты и пошли к своему отелю в Терсколе, где нас ожидал заранее заказанный трансфер в аэропорт Минеральные воды.
Теперь несколько советов по Чегету и озеру Донгуз-Орункель. В целом меня наш день полностью удовлетворил. Однако, если бы не отъезд в 5 часов вечера, я бы внес некоторые коррективы. Считаю, что обязательно стоит спуститься вниз к озеру и пройти вдоль реки маршрут прямо до поляны Чегет. В это случае у Вас будет более целостная картина этого места.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСЕЩЕНИЮ ТЕРСКОЛА (ПРИЭЛЬБРУСЬЯ)
Такие вот у нас выдались выходные в июле. Приэльбрусье — удивительное по красоте место, которое должен посетить каждый гражданин нашей страны. Да, пусть инфраструктура ушатанная до безобразия, но природа Северного Кавказа заслуживает этих жертв.
Далее несколько рекомендаций, которые не затронул выше:
Сколько дней нужно на Приэльбрусье. Для того чтобы полюбить эту природу и отлично провести время хватит и два дня. Именно столько мы потратили. Считаю, что посмотрели и прошли мы больше, чем 90% людей, останавливающихся здесь на неделю. Конечно же, это голопом по Европам. На мой взгляд, оптимальное количество дней на Приэльбрусье (Терскол) — 5.
Что еще посмотреть в Приэльбрусье. Я рассказал про самые популярные туристические места из категории Must See. Еще одним из таких является Эльбрус. Здесь есть своя канатная дорога, смотровые площадки. Мы это место не посещали, поэтому какими-то впечатлениями поделиться не могу. Кроме того в горах, окружающих Терскол есть еще сотни различных троп. Обойти всё и за сезон не получится.
Я вижу план оптимальной поездки сюда следующим образом:
На этом, наверное, всё. Если остались какие-то вопросы, спрашивайте в комментариях.