Тестировщик беспилотных автомобилей яндекс

Яндекс запускает беспилотное такси и приглашает протестировать его

Яндекс открывает прием заявок на участие в тестировании беспилотных такси в Москве. Первые машины запустят этой осенью в Ясенево.

Компания объяснила, что выбрала этот район, так как он является одним из самых больших в столице, и местные жители часто пользуются такси.

Беспилотное такси можно будет вызвать в приложении Яндекс Go и доехать на нем до метро, торгового центра или спортзала. Такси будет возить пассажиров в районе станций метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк».

Принять участие в тестировании смогут только совершеннолетние. Для этого нужно подать заявку сюда и ждать ответа.

Тестировщик беспилотных автомобилей яндекс

Заявки будут одобрять поэтапно. Со временем программа тестирования будет расширяться. В Яндексе надеются, что в обозримом будущем вызвать роботакси можно будет через обычное приложение.

Компания запустила проект беспилотников в 2017 году. Они созданы на базе Toyota Prius и Hyundai Sonata. Как заявили в Яндексе, за четыре года автопарк беспилотников вырос до 170 машин, которые проехали более 14 млн км по дорогам России, США и Израиля. В частности, беспилотные такси совершили 20 тысяч поездок в Иннополисе в Татарстане, прошли тестирование на зимних московских дорогах и развозили гостей международной выставки CES в Лас-Вегасе.

В сентябре 2020 года Яндекс выделил направление беспилотных автомобилей в отдельную компанию Yandex Self-Driving Group (Yandex SDG). Теперь IT-гигант выкупает долю Uber в проекте беспилотных автомобилей и роверов.

В марте проект беспилотного транспорта от Яндекса оказался среди первых семи проектов, которые разрешило внедрять правительство РФ в рамках особого экспериментального правового режима.

Источник

Что нового у беспилотников: второй митап и советы по тестовой задаче

Привет! Меня зовут Кирилл Данилюк, я руковожу группой компьютерного зрения в проекте беспилотных автомобилей Яндекса. Снаружи может показаться, что беспилотные автомобили — закрытый проект, участники которого мало делятся с внешним миром своим прогрессом. Это в некотором смысле верно: когда есть шанс совершить прорыв, ты больше погружён в работу, больше стремишься к результату (который, кстати, очень прост — машина едет сама и вызывается через приложение, как обычное такси).

Тестировщик беспилотных автомобилей яндекс
Рома, руководитель службы обработки дорожной ситуации, рассказывает про предсказание

Однако разработчикам, дата-инженерам, специалистам по машинному обучению, очевидно, интересно, что же происходит под капотом, а нам интересно рассказывать именно про технические подробности техническим специалистам. Так мы решили сделать большой митап от разработчиков для разработчиков. Но это было ещё летом 2019 года, самое время повторить. 25 сентября второй митап, а в эти выходные (до 23:59 воскресенья) последняя возможность решить задачу, которая служит входным билетом. Я расскажу о программе митапа и дам советы по задаче.

Придумывая концепцию первого митапа, я вдохновлялся форматом Yandex.Taxi Data Driven, в котором дважды участвовал сам. Не нужно ничего упрощать: аудитория релевантная, с ней можно говорить на одном языке. Формат подразумевает, что для регистрации надо решить одну или несколько задач и кейсов, без их решения попасть на встречу не получится. Тем самым состав участников выходит очень достойный, люди замотивированы, вовлечёны — и сами от этого выигрывают: им можно рассказать гораздо больше, чем произвольному человеку с улицы, со скуки пришедшему на встречу. Поэтому участники и услышат больше, а любой кулуарный разговор будет полезным и интересным.

Мы поступили так же: придумали тестовую задачу про RANSAC своими руками. Андрей, автор задачи, делал подробный разбор на Хабре, её по-прежнему можно пробовать решать в Яндекс.Контесте. Получилась продуктивная встреча со множеством активностей на целый день. Мы рассказали участникам про челленджи проекта, инфраструктурные задачи, вживую в инженерном центре (а попросту цехе) показали, из чего состоят embedded-системы беспилотника, как происходит сборка автомобилей и сенсор-бокса, группами покатали людей по городу на беспилотниках. Мы получили много позитивных отзывов, средний балл митапа по опросу — 8,98 из 10.

Организовывая митап, я задавался целью показать, что проект беспилотных автомобилей — это не только то, как автомобиль анализирует мир вокруг себя и движется по дороге, но в первую очередь огромная инфраструктура вокруг всего процесса: начиная с хранения петабайтов данных, записанных в поездках, и заканчивая разработкой отдельного симулятора для тестирования поведения в сложных сценариях.

Тестировщик беспилотных автомобилей яндекс
Руководитель проекта Дима Полищук рассказывает о наших челленджах

За два года со дня предыдущего митапа мы сильно продвинулись: помимо улучшения основной беспилотной технологии разработали свои сенсоры, камеры и лидары, запустили разработку роботов-доставщиков, стали намного активнее использовать симулированные проезды, значительно лучше «понимать» окружающий нас мир и намерения агентов внутри него. В начале я писал про достижение результата, создание продукта для людей. Это уже не за горами: например, на днях беспилотное такси заработало в тестовом режиме в Ясенево. Прогресс очень существенный, и нам есть что рассказать. Поэтому мы готовим второй беспилотный митап в прежнем формате. Он пройдёт 25 сентября на том же месте, в нашем цехе в Москве, где мы собираем и готовим машины.

Чтобы понять охват тем митапа, нужно сделать небольшое отступление и рассказать, как устроена вся технология беспилотного движения.

Тестировщик беспилотных автомобилей яндекс

Для езды мы используем классический робототехнический пайплайн, который был ещё известен во времена, когда Себастьян Трун писал Probabilistic Robotics. Робот действует так:

Доклады

Про локализацию

Как развидеть очевидное: повышение надёжности локализации. Без понимания с точностью до сантиметра, где на карте беспилотный автомобиль находится в каждый момент времени, вся остальная задача движения лишена смысла. На прошлом митапе ребята из команды локализации уже рассказывали о подходе к решению этой задачи. На этот раз Миша сфокусируется на теме надёжности и обновления локализации: это тяжёлый по памяти и вычислениям процесс, который, тем не менее, должен работать безошибочно. Любые неточности начнут сдвигать карту, делая её бесполезной.

В предыдущих сериях: можно посмотреть, как руководитель группы AI–сервисов для картографии Виктор Юрченко рассказывает о задаче локализации:

Тестировщик беспилотных автомобилей яндекс

Про детекцию

Как беспилотный автомобиль распознаёт и отслеживает объекты в окружающем его мире: рассказ от Андрея и Миши из команды персепшена. Мы создаём технологию распознавания дорожных объектов: автомобилей, пешеходов, светофоров, дорожных знаков и конусов и так далее. Андрей и Миша поговорят про детекцию динамических объектов (в первую очередь, машин всех форм и размеров, а также пешеходов) с использованием нейросетевых моделей.

Ребята расскажут, как мы решаем проблему объединения нескольких сенсорных модальностей (лидаров и камер) внутри одной большой модели multi-task learning — чтобы получить единые, более точные предсказания типа, размера, координат и других свойств объектов в 3D-мире. Также поговорим о задаче улучшения точности трекинга объектов и наших подходах к трекингу.

В предыдущих сериях: есть общий, но уже немного не актуальный доклад про распознавание объектов от команды персепшена.

Тестировщик беспилотных автомобилей яндекс

Про предсказание

Как и зачем беспилотные автомобили предсказывают будущее: доклад от Бори hr0nix, пришедшего в проект из команды Алисы и создавшего технологию нейросетевого предсказания поведения агентов. Предсказание движения — одна из сложных и пока не до конца решённых задач беспилотных технологий. В ней используются рекуррентные модели, а также архитектуры, пришедшие из обработки естественного языка. Команда Бори успешно решает задачу предсказания. Одна из их разработок, PRANK: motion Prediction based on RANKing, была опубликована на одной из топовых конференций по машинному обучению — NeurIPS 2020.

В предыдущих сериях: Антон рассказывает о сенсорах, о том, как с их помощью беспилотник видит мир, а также о задаче предсказания действий других агентов на дороге:

Тестировщик беспилотных автомобилей яндекс

Про симулятор

Применение симулятора для тестирования беспилотной технологии. Чем лучше работает технология вождения, тем сложнее находить в реальном мире ситуации, когда она не справляется с дорожной ситуацией настолько, что требуется вмешательство водителя-испытателя.

Глеб и Артур из команды инфраструктуры объяснят, почему проезды в симуляторе, а не только в реальном мире, становятся всё более важными с ростом качества технологии и как мы продвинулись в разработке реалистичных ботов: автомобильных и пешеходных.

Тестировщик беспилотных автомобилей яндекс
Паша, руководитель продукта, рассказывает о симуляторе на первом митапе два года назад

Задача — входной билет на митап

Найдите пару часов на сабмит решения: нам важно проверить технический уровень участников. Нужно написать алгоритм планирования движения одного или нескольких роботов–доставщиков. Наше коридорное тестирование показало, что для первого успешного сабмита требуется один-два часа. Поделюсь несколькими советами по решению:

Источник

Яндекс запускает беспилотное такси и приглашает протестировать его

Тестировщик беспилотных автомобилей яндекс

Весной 2017 года мы написали в блоге о первых испытаниях беспилотного автомобиля Яндекса. Тогда это казалось немного фантастикой — машины, которые едут сами, без водителя. Пусть на полигоне и по заранее заданному маршруту, но едут! То, что Айзек Азимов ещё полвека назад называл будущим наряду с подземными городами, колониями на Луне и кубическими 3D-телевизорами, стало даже не моделями и расчётами, а воплотилось в реальность. Сегодня будущее стало ещё чуть ближе — мы открываем приём заявок на участие в первом тестировании беспилотных такси в Москве.

С первых испытаний прошло всего каких-то четыре года. За это время наши беспилотные автомобили преодолели путь от прототипов до целого флота из 170 машин, которые проехали уже больше 14 миллионов километров по дорогам России, США и Израиля. За это время беспилотные такси совершили 20 тысяч поездок в Иннополисе в Татарстане, мы потестировали беспилотники на заснеженных московских улицах и в субтропиках Тель-Авива, покатали на них гостей международной выставки в Лас-Вегасе, придумали и запустили младших братьев наших машин — роботов-курьеров, которые доставляют еду в нескольких городах России и в США, в штате Огайо.

И хотя беспилотные автомобили пока ещё не стали частью повседневной жизни, ими уже сложно кого-то удивить, по крайней мере в Москве или Иннополисе, жители которого ездят на беспилотном такси каждый день. Но впереди ещё много работы. Четыре года назад мы писали, что наш проект только в начале пути, и сегодня можем сказать, что на этом пути наступает новый важный этап.

Сегодня мы объявляем о начале тестирования беспилотного такси в Москве. Первые машины появятся уже этой осенью в Ясенево. Это один из самых больших районов Москвы, и местные жители очень часто ездят на такси по району, поэтому мы решили начать именно с него. Беспилотное такси можно будет вызвать в приложении Яндекс Go и доехать на нём до метро, торгового центра или спортзала. Такси будет возить пассажиров в районе станций метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк».

Источник

Водитель-испытатель беспилотного автомобиля. 10 фактов о профессии

Тестировщик беспилотных автомобилей яндексМатериал подготовил: Аркадий Софрыгин, основатель сайта Беспилот.
Присоединяйтесь к обсуждению темы в Facebook

Тестировщик беспилотных автомобилей яндекс

10 фактов о профессии водителя-испытателя беспилотного транспорта

2. Требования к инженеру по безопасности: водительский стаж в категории B не меньше трех лет, опыт работы, связанный с вождением автомобиля, не меньше двух лет, внимательность, аккуратный и плавный стиль вождения. Сейчас водители-испытатели в России нужны в основном Яндексу и выше перечислены требования этой IT-компании при приеме на работу.

3. Задачи (на примере вакансии Яндекса): управление автомобилями и проведение тестовых испытаний автомобилей всех классов и видов, проверка технического состояния автомобилей во время испытаний, ведение записей параметров испытаний беспилотников. Перед началом работы каждый водитель проходит курс молодого бойца, подробно изучая начинку беспилота. А также тестовые заезды вместе со старшим инженером до тех пор пока не сможет работать самостоятельно.

5. Интересный факт. Инженеры по безопасности быстро привыкают ездить на беспилотнике и некоторые потом говорят, что им уже лень ездить на обычной машине. Действительно, зачем все эти скучные постоянно повторяющиеся действия, если можно просто расслабиться и ехать на беспилоте в нужном тебе направлении? В-общем, люди быстро привыкнут к автопилоту и им будет просто лень управлять обычными машинами. Я уж не говорю про детей, для которых беспилотник будет абсолютно естественной вещью с самых ранних лет.

7. Как стать инженером по безопасности? Нужно просто подать заявку в Яндекс или в другую компанию, которая разрабатывает беспилотники. Вашу кандидатуру рассмотрят и возможно пригласят на собеседование. При приеме на работу вам нужно будет сдать различные тесты: билеты на знание правил дорожного движения, технические секции (работа по написанию кода), задачи на логику и тестовые поездки на полигоне. Вас проверят, насколько хорошо вы водите автомобиль и разбираетесь в современных технологиях.

Смотрите видео «Как готовят инженеров-испытателей беспилотных автомобилей»

Источник

«Я работаю „водителем“ беспилотника» Автохамы, любопытные пешеходы и зайцы, внезапно выскакивающие на дорогу

Беспилотные модели сейчас тестируют крупнейшие автопроизводители вроде Audi, BMW, Daimler, Fiat, Volkswagen. Илон Маск то и дело обещает удивить всех новыми возможностями Tesla. У Google есть проект Waymo, который сейчас проводит тест-драйвы беспилотных такси для резидентов Финикса, штат Аризона. В Калифорнии обкатывают свои машины несколько десятков стартапов — в прошлом году они наездили по дорогам штата 2 миллиона миль.

В России беспилотный проект развивает «Яндекс». В июне этого года первые пять его беспилотников выехали на улицы Москвы. Еще три десятка сейчас проходят сертификацию, к концу года планируется довести их число до сотни. Также эти машины тестируются в Татарстане, Израиле и на полигоне в Подмосковье. С прошлого года автомобиль работает как бесплатное такси в Иннополисе неподалеку от Казани — там есть пять точек высадки и посадки. По закону в салоне беспилотного автомобиля должен сидеть safety driver, который в случае проблем может взять управление на себя. В «Яндексе» этим занимаются инженеры-испытатели — они также следят за тем, как работает машина, и передают свои замечания разработчикам. The Village поговорил с двумя такими сотрудниками об особенностях и будущем профессии.

Тестировщик беспилотных автомобилей яндекс

Алексей Шмыков

QA-инженер беспилотников «Яндекса»

Тестировщик беспилотных автомобилей яндекс

Алина Бердникова

QA-инженер беспилотников «Яндекса»

Как сесть за руль беспилотника

Алина: Я работаю здесь с мая этого года. У меня диплом по специальности IT в дизайне и шесть лет водительского стажа. До этого я тоже работала в «Яндексе», занималась автоматизацией тестирования и разработкой в рекламе. Потом узнала, что есть вакансия в проекте беспилотников. У нас можно подать заявку на переход в другое подразделение, что я и сделала. Мне захотелось прикоснуться к будущему, стать частью этой команды.

Алексей: У меня права с 18 лет, и мне нравится водить машину. Я изучал системы автоматизированного проектирования в МЭИ, был тестировщиком в фирме, которая занималась конференц-связью, потом попал в «Яндекс», где какое-то время работал в автоматизации и разработке. Пару лет назад несколько моих коллег ушли в подразделение беспилотников. Тогда для нас проводили внутреннее демо: показывали, что умеют беспилотники. Как у всех людей, которые впервые видят беспилотник, у меня снесло крышу — я увидел, что руль крутится сам. Прошлым летом я стал safety driver, работал в Иннополисе, а теперь тестирую беспилотники на улицах Москвы.

При приеме на работу были разные задания: билеты на знание правил дорожного движения, технические секции, где надо было писать код, задачи на логику и тестовые поездки на полигоне. Там проверяли, насколько хорошо я вожу машину и разбираюсь в технологиях.

Мы с моим руководителем катались по Иннополису, он мне устраивал подлянки и смотрел, насколько бодрым я остаюсь

Алина: Все новички проходят интерактивный курс молодого бойца: они пересказывают, что узнали о технической начинке автомобиля, а опытные сотрудники поправляют их. После этого начинаются занятия с инструктором на полигоне. Там имитируют дорожные ситуации, проводят тренировки концентрации: когда сидишь за рулем автомобиля, которым ты не управляешь, важно не расслабляться. Время обучения индивидуально: когда инструктор видит, что ты готов к самостоятельным поездкам, он разрешает их.

Алексей: Когда запускали такси в Иннополисе, никто не знал, что будет, если просто сидеть в кресле водителя несколько часов. Мы с моим руководителем Лешей Насединым катались по Иннополису какое-то время, потом он мне устраивал подлянки — выключал какой-то сенсор, например, — и смотрел, насколько бодрым я остаюсь, насколько мое внимание не рассеяно.

Особенности работы

Алина: Мы как инженеры по качеству должны проверять, что сделали разработчики. Обычно день начинается с того, что мы составляем план работы и едем работать. Проверяем то, что наметили, а потом пишем разработчикам свои замечания. У нас много задач и на дорогах, и в офисе.

Алексей: У нас обычный восьмичасовой рабочий день с обедом. Но некоторые сотрудники ездят ночью, чтобы протестировать поведение автомобиля в темное время суток. По нормативам мы проводим за рулем по шесть часов в день, но бывает по-разному — иногда больше сидишь за компьютером, иногда проверяешь работу нового сенсора на дорогах. Мы ездим в районе Аминьевского шоссе и в Хамовниках. У районов есть свои особенности, и все надо обрабатывать. У каждого QA-инженера есть набор ситуаций, которыми он занимается: например, слияние полос или круговое движение. Он отвечает за то, чтобы машина хорошо работала в таких местах.

Машина пропускает тех, кто водит агрессивно, не пытается догнать и проучить

Алина: Во время движения мы не держимся за руль, он же вращается — мы можем только его сопровождать. Нас учат, как правильно держать руки, чтобы в случае чего взять управление на себя. Отвлекаться и слушать музыку за рулем запрещено. Автомобиль сам записывает логи проезда, которые мы можем посмотреть после. Иногда мы ездим парами, и пассажир фиксирует то, что происходит во время поездки.

Все ситуации протестировать в городе невозможно — приходится самим моделировать их. Недавно я на своем автомобиле мешала беспилотнику перестроиться, чтобы проверить, будет ли он ехать по автобусной полосе. Он подождал, пока я проеду, и не стал нарушать ПДД. Машина пропускает тех, кто водит агрессивно, не пытается догнать и проучить. Более серьезные вещи моделируются на полигоне: например, что будет делать беспилотник, если все светофоры вышли из строя и горят зеленым.

Алексей: Если беспилотник не знает, что делать, он начинает притормаживать и издает сигнал, означающий, что нам пора взять управление на себя. Если случится неисправность, он тоже передаст управление, но есть куча систем, которые не допускают таких ситуаций. Но надо еще следить за дорожной ситуацией — другие участники движения могут сделать что угодно.

Иногда надо перестроиться на главную дорогу, некоторые водители спешат и нагло лезут без очереди, беспилотник же пытается всех пропустить и едет по правилам. Из-за этого сзади стоящие машины начинают сигналить, но дальше сигналов дело не идет. Единственное ДТП у нас случилось год назад: все беспилотники тогда ездили в ручном режиме, наш водитель остановился на светофоре, а в него сзади врезался «гелендваген» — его водитель отвлекся и не успел вовремя притормозить.

Алина: Часто пешеходы выскакивают из-за машин, и водители замечают их в последний момент. Но лидары беспилотника установлены на крыше, их обзор намного больше — он видит пешехода заранее и уступает. Так же он действует, если замечает собаку или кошку, которые собираются выскочить на дорогу. В Иннополисе есть зайцы — при тестировании беспилотников ни один не пострадал. Однажды ночью беспилотник без видимой причины стал перестраиваться на другую полосу, а потом выяснилось, что впереди был автомобиль с выключенными фарами. Обычный водитель увидел бы его значительно позже.

Беспилотники в городе

Алина: Когда пешеходы видят беспилотник в городе, они останавливаются, начинают снимать. Один парень недавно засмотрелся на мою машину так, что врезался в столб. Водители иногда тоже пытаются заснять беспилотник — и это страшно, ведь они не смотрят на дорогу. Пожалуйста, будьте внимательнее за рулем!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *