Тип четырехдверного авто кузова
Четырехдверное купе (как же я не люблю этот термин)
Mercedes-Benz CLS принято называть первым в мире «четырехдверным купе». Но мало того, что данный термин является технически безграмотным, так ещё и отнюдь не «Даймлеру» принадлежат лавры первооткрывателей.
Mercedes-Benz CLS вышел в свет в 2004 году. Но несколько раньше был налажен выпуск японского автомобиля Mazda RX-8, который также можно отнести к данному формату.
Можно заглянуть ещё чуточку раньше, в 1997 год, на Alfa-Romeo 156. Это был самый обычный седан, но для придания его внешности спортивности, итальянцы сделали ручки отпирания задних дверей такими, что они совсем не бросаются в глаза.
Можно копнуть ещё глубже и увидеть, что в 1965 году компания Rover предлагала своим покупателям модель Rover P5 Coupe, которая была четырехдверной. Несмотря на то, что в то время производитель не позволял себе тех вольностей в трактовании типов кузовов, которые позволяются сегодня.
Говорят, что если копнуть ещё глубже в историю британского автопрома, можно найти ещё более ранних представителей рода «четырехдверных купе», но у меня такое копание получилось плохо. Поэтому я приветствую в комментах любые ещё более ранние примеры данного псевдотипа кузова.
Как я уже говорил, термин «четырехдверное купе» технически безграмотен настолько же, насколько безграмотно называть ВАЗ 2108 словом «купе» (а ведь десять-пятнадцать лет назад её так и называли, но этого уже никто не вспомнит). Всё дело в том, что кузов «купе» подчиняется трем правилам:
1. Структурно отделенный багажник. Т.е. заднее стекло закреплено на кузове неподвижно.
2. Только две двери.
3. Посадочная формула 2+2.
На самом деле Mercedes-Benz CLS относится к типу кузова фастбэк, но маркетологи Daimler AG нарушили второй пункт приведенного выше правила, назвав свою модель «четырехдверным купе». Зачем они это сделали?
Причина была достаточно проста. Дело в том, что согласно Европейской Классификации Автомобилей, каждый автомобиль относится к определенному классу и в нем конкурирует с себе подобными. Для автомобилей различного класса подразумеваются и различные правила «этикета». К примеру, на Е и F-классах хозяин должен ездить пассажиром, если он, конечно, не пенсионер. Согласно данной классификации — купе относятся к S-классу (не тому, который «Мерседес»). И владельцы данных автомобилей должны ездить за рулем сами. Попытки «играть» с классами или внутри классов не новы — к примеру в 80-х была мода называть одну и ту же модель, но с разным кузовом по разному. К примеру, хэтчбэк С-класса от Ford назывался Escord, а его версия в седане — Orion. Ну и конечно же самый известный пример — Volkswagen Golf и он же, но в седане, Volkswagen Jetta. Это был пример игры внутри класса. Как пример перекрестной игры с классами можно привести кабриолеты на базе «малолитражных» моделей.
Так вот, CLS — это был банальный пример игры на два класса. Автомобиль одной ногой находился в Е-классе, а второй — в S-классе (ещё раз напомню, что S-класс по Европейской классификации, это не Mercedes-Benz S-klasse). И будучи назван технически неграмотно, он ясно давал понять, что этот автомобиль — это бизнес-класс, где владелец должен ездить за рулем сам.
Ну а дальше началось то, что мы видим сегодня. Вслед за Daimler тему «четырехдверных купе» подхватил VAG. И поначалу спекулировал на этом поприще достаточно аккуратно: Passat CC был такой же копией Mercedes-Benz CLS, как Samsung Galaxy — копия iPhone. Далее с пыльной полки был снять проект Panamera, созданием которого было нарушено ещё одно правило «купейности» — у «четырехверного купе» появилась пятая дверь. Ну а новый Volkswagen NMC так вообще чистый седан, задняя часть которого практически копирует Audi A4, у него даже двери безрамочными сделать не удосужились, но всё равно — каждый журналист его спешит назвать «четырехдверным купе».
Но мы отвлеклись. Давайте вернемся к истории Volkswagen Passat CC (а то забанят, как за запись, которая не относится к машине).
В середине «нулевых», менеджеры «Volkswagen» заметили, что между «Фаэтоном» и «Пассатом» находится брешь размером в целый бизнес-класс. Да и продажи «скучного» «Passat» в США не сильно радовали.
Помня неудачу с «Volkswagen Phaeton», руководство «Volkswagen» решило ввести новую модель на рынок так, чтобы у нее было как можно меньше конкурентов. Благо подходящую нишу подсказали ребята из «Mercedes-Benz», со своим CLS-ом. За основу новой модели был взять актуальный на то время шестой «Passat»: машину основательно «прилизали», перенастроили подвеску на более мягкий лад, убрали из гаммы двигателей откровенно слабые агрегаты и, обозвав «Comfort Coupe» двинули модель в массы. Получилась достаточно симпатичная отсылка к 4-дверному фастбэку «Passat» первого поколения. А благодаря гораздо более низкой стоимости (раза эдак в два), «Passat CC» действительно смог составить конкуренцию «Mercedes-Benz CLS». Модель получилась настолько успешной, что руководство «Volkswagen» отказалось от первоначальных планов выпустить её лимитированной серией и «Passat CC» стал полноценной моделью в модельном ряду «Volkswagen». Правда, наибольшую популярность этот автомобиль снискал не в США, как планировалось, а в Европе и России.
Забавный момент — стоимость «Passat CC» практически не отличается от стоимости обычного «Passat» с тем же силовым агрегатом, коробкой передач и комплектацией. Хотя сами машины несколько отличаются: «Пассат» скучен, «СС» привлекает внимание; «Пассат» традиционно жесткий, «СС» местами вызывает ассоциации с «французами».
В 2012 году вышел рестайлинговый Passat CC — новая модель получила всё то что ей причиталось от седьмого поколения «Пассата», однако в названии модели это никак не отразилось — на сегодняшний день Passat CC официально не имеет деления на поколения. Такие дела.
На белорусских дорогах особенной популярностью пользуется дорестайлинговый «Passat CC» — ведь для многих автовладельцев это самая доступная возможность прикоснуться к феномену «четырехдверных купе», таких как «Mercedes-Benz CLS», «Porsche Panamera» или «Audi A7».
О типах кузова, или мои художества.
В общем то написать об этом меня сподвигла моя работа — я занимаюсь автострахованием, всем, что с ним связано, кроме непосредственно продажи страховок. Проще говоря я андеррайтер-методолог.
И вот разрабатывали мы тут новые страховые методики, и решили сделать не универсальный лист осмотра автомобиля, а индивидуальный под каждый тип кузова. Ведь это ж довольно сложно отметить на рисунке со схематическим изображением седана повреждения имеющиеся например на 3х дверном хэтче. А на самосвале? Или вообще на прицепе?
Мне было нужно сделать графические изображения всех распространенных и не очень типов транспортных средств, причем так, чтобы они не напоминали однозначно ни одну из имеющихся на рынке машин.
За прототип было взято сделанное давно схематическое изображение автомобиля одной известной марки. Кто со 100% точностью угадает какого первым — тому от меня весь мой овер в течении 2-х дней!
Ну а заодно, вместе с картинками расскажу вам и немного о типах кузовов)
Итак — этот тип кузова считается самым популярным, но причина его большой популярности не в том, что его народ любит, нет мечта любого россиянина это практичная и недорогая машина, а не… седан, но нас кормят преимущественно ими))
Седан — это классический трехобъемный кузов.
А далее поставим именно тот самый практичный кузов,
Универсал, пятидверный. Этот кузов не только у универсалов, но и у внедорожников, кроссоверов, джипов — да, хоть они и большие, но это тоже универсалы, согласно их ПТС. Универсал имеет двухобъемный кузов.
Более редкий тип кузова —
Универсал, трехдверный. Чаще встречается в виде кроссовера, но бывает и у легковых, например Астра с таким кузовом была.
Хэтчбэки у нас тоже поппулярны, весьма. Не будем их делить на хэтчбеки (зад как у Гольфа) Фастбэки (зад как у Москвича 2141 или Мазды 6) и лифтбэки (зад как у Октавии), а изобразим что то среднее. Хэтчбэки, как и универсалы имеют двухобъемный кузов.
Хэтчбэк пятидверный
Хэтчбэк трехведерный. Поскольку они чаще спортивные, оспортивним его внешний вид немного
Ну уж коль оспортивили, то о спортивных кузовах немного.
Купе. Это классический трехобъемный кузов как у седана, но с двумя дверьми. Четырехдверные купе хоть и бывают, но у нас в стране они в ПТС обозначаются как седан, коим и являются на самом деле. Разделять на передне/задне моторные их не будем — трехлобъемность от этого не менятся.
Ну, а где купе, там и открытые машины. Наиболее распоространены двухдверные. Их называют кабриолетами, если в них 4 места или родстерами если два. Хотя в некоторых европейских странах все открытые кузова зовут кабриолетами.
Кабриолет двухдверный, родстер
Кабриолет четырехдверный, фаэтон в настоящее время таких кузовов не выпускает кажется никто… Но ведь не обязательно ж у него будет седанообразный кузов, а может быть это например УАЗ-469/Хантер который и является этим самым 4х дверным кабриолетом или фаэтоном.
И из легковых кузовов у нас остался только один, самый престижный,
Лимузин, он же стрейч или пульман — это седан или универсал с удлиненной базой и большим простором внутри.
Ну а далее пойдут кузова менее легковые, например
Минивэн, микроавтобус — они обладают классическим однообъемным силуэтом, и в общем то не важно, Газель это или Ситроен Пикассо — все оно однообъемно.
Ну а так же на их базах бывает и
Фургон легковой или малотоннажный. Это чаще всего однообъемный цельный грузовой кузов, опять же как у ГАЗели.
Последнее время довольно популярны у нас стали и грузопассажирские пикапы, в основном на базе внедорожников,
Пикап с стандартной кабиной
Пикап с двойной кабиной
И так плавненько дошли мы до грузовиков.
с ними немного проще — чаще всего это какие то разные надстройки на шасси.
Отдельное шасси почти не используется, а вот с установленным на нем седлом — вполне.
Грузовой седельный тягач
Ну и с чем-то установленным на шасси
Грузовик бортовой, или самосвал
Ну а к грузовикам и легковым авто прицепляют прицепы, вид я им сделал единый
Прицеп
А к седельным тягачам используют
полуприцеп
Все виды спецтехники отображать бесполезно и долго — того что уже нарисовано — вполне достаточно для большей ее части, за исключением трактора.
Трактор колесный.
Ну и остался только автобус — большой полноценный автобус, а не микроавтобус.
Автобус
Рисовалось все примитивными средствами, в редакторе немного превосходящем по функционалу Paint, но задача выполнена. На все потрачено примерно неделю работы в перемешку с другими делами)
“От седана слышу!”: что не так с классификацией автомобильных кузовов
Все началось с викторины на drive2. Вчера я срезался на третьем (!) вопросе. Предлагалось угадать тип кузова нового Volkswagen Arteon: седан, хэтчбек, лифтбек, был еще один вариант, который уже не помню. По-моему я выбрал хэтч и немедленно проиграл. Наверное, подразумевалось, что правильный вариант “лифтбек”, но это, кстати, тоже ошибка. Потому, что “Артеон”, как например и “Волга” ГАЗ-24, и ВАЗ-2109, и “Иж-Комби” по сути является седаном.
Классификация автомобильных кузовов — это удивительно интересная и запутанная штука одновременно. При этом многим кажется, что никаких сложностей нет. Если у машины четыре двери и отдельный багажник, визуально выделенный в третий объем, значит имеешь дело с седаном (ВАЗ-2101, “Москвич-2140”, VW Jetta, Audi A8). Машину с тремя или пятью дверями, задняя из которых при этом открывает доступ к багажному отделению принято называть хэтчбеком (ВАЗ-2108-2109, VW Golf, АЗЛК-2141). А если задняя дверца более пологая, то такой вариант считают лифтбеком (Lada Granta Liftback, Skoda Octavia, 5-дверный Ford Mondeo).
Получается тип кузова мы определяем исключительно по форме его задней части. Это примерно тоже самое, что различать животных по “дизайну” хвоста: если гладкий с кисточкой, значит травоядное, если полосатый — то хищник. Странно согласитесь. И еще более странно, что изначально кузова классифицируются по форме, а не по назначению. Ведь автомобиль создан для того, чтобы выполнять конкретную задачу — перевозить грузы и людей. Не для обсуждения же формы задней двери в самом-то деле. Вот почему куда логичней базировать суждения о кузове не на ниспадающей линии крыши, а прежде всего на количестве и качестве посадочных мест.
Знаете, в чем принципиальная разница между кабриолетом и родстером? Нет, не в схеме складного верха, и не в мощности двигателя. Просто родстер этот строго 2-местный автомобиль с откидным верхом (Mazda MX-5, BMW Z4), а кабриолет подразумевает наличие второго ряда сидений — полноценного (довольно редко встречающийся четырехместный кабриолет, например, Nissan Murano или Volvo C70 Cabrio) или “детского” (так называемая формула сидений 2+2 — Porsche 911 Cabrio, Peugeot 206 CC).
Или вот вызывающий столько споров седан. Забыть про форму багажника помогает сама этимология этого слова — от итальянского sedia то есть “стул”. Зрительная двух- или трехобъемность кузова — это дополнительные показатели, а количество стульев, то есть сидений в салоне, — это примат, фундамент, базис. Еще в первой половине XX века седанами стали называть закрытые кузова с двумя основными рядами сидений. Вот оно ключевое понятие — ряды сидений. Именно оно при кажущейся незначительности позволяет правильно определить тип кузова практически любого автомобиля. А вот форма и даже количество дверей уже вторично.
Да-да, седаны могут быть не только четырехдверными, но и двухдверными (Ford Tudor), и шестидверными (Mercedes-Benz Br.V124), и даже восьмидверными (Checker Aerobus). Хотя “Чекер-Эробус” можно классифицировать и как многодверный универсал. И раз уж мы заговорили о растянутых автомобилях, заметим, что лимузином седан делает не габаритная длина или колесная база, и даже не количество дверей, а наличие перегородки между водительским и пассажирским отсеками кузова. Если такая имеется, то вы едете в лимузине, нет — в седане, будь он хоть 20-метровым и 30-дверным.
Получается, если использовать именно классификацию по назначению кузова (такая и только такая, кстати, применялась в СССР согласно отраслевому стандарту министерства автомобильной промышленности), а не повсеместно принятую по внешнему виду, то и “копейка”, и “девятка”, и “ИЖ-Комби”, и даже “Таврия” (если считать ее задний ряд полноценным) — это седаны. Для уха привычного к другим определениям звучит странно, но что поделать…
Другое дело, что седаны подразделяются на подвиды как семейство кошачьих на тигров, львов, гепардов и дворовых барсиков. Вот тут-то применяя учение Станиславского о сверхзадаче о различных типах дверей/багажников можно расставить по местам седан-нотчбек (он же классический седан) с выступающей ступенькой багажника (АЗЛК-2140), седан-хэтчбек (любимая “девятка”), седан-лифтбек (Skoda Octavia), седан-фастбек (“Победа” ГАЗ-М20).
По этой же причине 4-дверные купе, ставшие общим местом автоиндустрии последних десяти лет, это чистой воды оксюморон, рожденный в воспаленном мозгу жадных до сенсаций и драмы маркетологов. Потому как купе классифицируется как 2-дверный кузов с одним основным или с одним основным и дополнительным рядом сидений (2+2). Допустим, о просторе на диване условного “Артеона” или CLS-Класса при желании можно поспорить — полноценный он или все-таки дополнительный, “детский”? — но их “недвудверность” сложно не заметить. Но ничего страшного. Привыкли же все к странноватому сочетанию купе-кабриолет, привыкнут со временем и к 4-дверным купе.
Спорить о кузовах можно отчаянно, а главное бесконечно долго. Путаницы в процесс систематизации типов добавляют языковые особенности. Ведь в разных странах один и тот же кузов называют по-разному. Причем, особенно досталось как раз пресловутому седану. Для американцев он как и для нас sedan, но для англичан уже saloon (“салун”), а для французов – berline (“берлин”). Самый же крутой вариант у немцев — limousine (”лимузин”), к настоящему лимузину отношения не имеющий. А еще ведь со временем в силу разных причин меняется и само определение типа. На заре автомобиля кабриолет подразумевал не опускающиеся (таких еще просто не изобрели), а съемные боковые окна, но когтистая лапа прогресса добралась и сюда.
Боюсь, что вскрыл целый ящик Пандоры. Вангую: быть холивару в комментах 🙂 Но что сделано, то сделано. Раз уж сказал “а”, надо переходить к “б”. Поэтому в следующий раз постараюсь дать пусть краткое, но максимально корректное описание наиболее распространенных автомобильных кузовов. Всех споров и проблем ей, конечно, не разрешить, но думаю в каких-то вопросах удастся привнести ясность.
Появившийся в 2004 году Mercedes CLS поставил журналистов в тупик. Никто не мог понять, что это за тип кузова, а производитель настаивал: это купе, просто у него четыре двери.
Действительно, дверей здесь вдвое больше, чем положено. А купе автомобиль называется, потому что разработан с применением конструктивных и дизайнерских решений, свойственных автомобилям в кузове купе.
Первым четырехдверным купе считается американский LaFayette Four Door Coupe Touring Type 1921 года
Все привыкли считать, что первым четырехдверным купе был Mercedes CLS. Однако это не так. Первым четырехдверным купе считается американский LaFayette Four Door Coupe Touring Type 1921 года. Автомобиль имел 4 двери и пропорции, характерные для купе того периода. Модель производили всего несколько лет, да и сама марка продержалась немногим больше.
В 1958 году появился автомобиль Rover P5. В 1962 году дебютировало второе поколение модели, у которого было два варианта кузова: стандартный и с заниженной крышей. Второй представлял собой типичное четырехдверное купе. Автомобиль получился удачным, а машина четвертого поколения даже присутствовала в гараже королевы Елизаветы II.
Вернулись к концепции четырехдверного купе только в 21 веке и первым стал упомянутый ранее Mercedes CLS, появившийся в продаже в 2004 году. Через 4 года Фольксваген поддержал идею и представил модель Passat CC.
Интересен факт, что к четырехдверным купе также относят пятидверные автомобили, которые, по сути, являются хетчбеками. Это такие машины, как Audi A7, Porsche Panamera, Aston Martin Rapid.
Определяем современное четырехдверное купе
Автомобиль выглядит необычно: силуэт – как у купе, только кузов длиннее. Оконная линия – высокая, крыша – низкая. Как следствие, боковые окна узкие. Часто они лишены рамок на манер купе, а ручка задней двери бывает спрятана в стойку, чтобы создать иллюзию двухдверности.
Профиль автомобиля своеобразный: капот плавно переходит в лобовое стекло, которое практически без ступеньки переходит в крышу, а та, в свою очередь, в заднее стекло и багажник. Иными словами, профиль напоминает купол.
Вариации
Помимо ставших традиционными четырехдверных купе, можно встретить достаточно своеобразные экземпляры.
Двери самоубийцы появились в начале 20 века, но, впоследствии, от них отказались
Так, Mazda RX-8 также обладает четырьмя дверьми: задние − очень маленькие и открываются против хода движения, центральная стойка отсутствует. Такой тип кузова называется «quad», а двери получили прозвище «suicide doors», что можно перевести как «двери для самоубийц». Двери такого типа широко применялись в начале 20-го века, но, впоследствии, от них отказались. Такие двери частенько распахивались на ходу, а пассажиры падали на дорогу, потому что ремней безопасности в автомобилях тех лет не было. К слову, такие двери были популярны у гангстеров 30-х годов, так как позволяли легко выбрасывать пассажиров на ходу.
Еще один интересный экземпляр – четырехдверное купе Hyundai Veloster. Интерес представляет расположение дверей: 2 спереди по бокам, одна справа сзади и еще одна, багажная, в задней части.
Тенденции
Четырехдверные купе теперь представлены не только в бизнес-классе, но и в представительском, моделями Porsche Panamera и Aston Martin Rapid. Ожидаются новинки гольф-класса от Volkswagen и Mercedes.
Четырехдверные купе, разработанные до 2010 года, сильно выделялось на дороге. Сейчас пропорции стали менее «радикальными». Связано это с недостатками такого типа кузова: попасть на задний ряд сидений и, тем более, выбраться с него − непросто, потолок расположен низко, стойки «завалены» по направлению к центру крыши, форма багажника затрудняет погрузку.
Зато мода на четырехдверные купе изменила седаны: современные модели, не позиционируемые как четырехдверное купе, все равно похожи на него. Примерами могут служить Mazda 6, Hyundai i40, Jaguar XJ и даже Chevrolet Cruze. А вот новое поколение одного из первых четырехдверных купе 21 века – Mercedes CLS, приобрело более традиционные формы. Таким образом, четырехдверные купе постепенно становятся привычными седанами, но в несколько измененном виде.
Повлияли четырехдверные купе и на внедорожники. Так появились кроссоверы BMW X6, Nissan Juke и Acura ZDX.
Не остались в стороне и отечественные производители. На заводе ТагАЗ разработали недорогое четырехдверное купе ТагАЗ Aquila, которое появится в продаже весной 2013 года.
Перспективы четырехдверного купе
Четырехдверные купе сильно повлияли на автомобильный дизайн в целом. Теперь, наряду с хетчбеком, универсалом и седаном, многие производители предлагают версию в кузове четырехдверное купе.
Так, в ближайшее время на рынок выйдут Ford Mondeo, Mercedes C-klasse и Volkswagen Golf с таким типом кузова.