Тополь м характеристики машины
Счастливое число шестнадцать: восьмиосный МАЗ для ракетного «Тополя-М»
Е ще не родившись, будущий ракетный комплекс попал в полосу неразрешимых организационных, политических и финансовых проблем. К тому моменту в СССР вовсю шла перестройка, разразились безудержная демилитаризация и конверсия. Потом Советский Союз распался. И за ним вся мощная и отлаженная секретная военно-промышленная система очень быстро развалилась, ознаменовав конец как невыносимой гонке вооружений и «железному занавесу», так и своему собственному ВПК, составлявшему одну из основ советской экономики.
В то сложное время Белорусская ССР стала независимым государством, и спецпроизводство Минского автозавода превратилось в самостоятельный Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Однако, оказавшись в сопредельной стране, он выразил готовность продолжать военно-техническое сотрудничество, дорабатывать свои ракетные шасси и поставлять их в Россию.
Итак, в 1990 году, накануне крушения СССР, на Минском автозаводе собрали первые восьмиосные автомобили-шасси МАЗ-7922 и МАЗ-7923 под монтаж будущего ракетного комплекса. Его проектированием занималось КБ «Южное» из Днепропетровска, созданное при Южном машиностроительном заводе (ЮМЗ), официально выпускавшим колесные тракторы. После этого прошло еще 16 лет кардинальных политических перемен и переосмысления новых мировых реалий, чтобы довести этот проект до промышленного изготовления и боевого развертывания.
Восьмиосные ракетоносцы МАЗ-7922 и МАЗ-7923
Последним аккордом секретной деятельности Минского автозавода в советские времена стало создание экспериментальных 80-тонных полноприводных шасси МАЗ-7922 и МАЗ-7923. Их проектированием занимался Владимир Ефимович Чвялев, который в апреле 1985 года, после ухода 83-летнего Бориса Шапошника на пенсию, стал главным конструктором и начальником УГК-2, а затем удостоился многих высших наград и званий, но близкие чаще называли его просто Автомобильный Королев.
Работы по восьмиосным автомобилям начались в 1987-м с использованием семиосного шасси МАЗ-7917 и поисковых разработок машин уникального многоосного комплекса «Целина» (о нем речь впереди). Через три года почти одновременно появились два шасси для несения тяжелого вооружения с полной массой пусковых систем до 125 тонн. С конструктивной точки зрения от базовой модели МАЗ-7917 и друг от друга они отличались заменой одного среднего неведущего моста на двухосную ведущую тележку и применением разных силовых агрегатов.
Первый автомобиль-шасси МАЗ-7922 с кодовым обозначением «Зубр», собранный в феврале 1990 года, оснащался новым дизельным двигателем ЯМЗ-8401 V12 мощностью 780 л.с. с турбонаддувом. Второй новинкой являлись управляемые колеса трех передних и трех задних мостов, отклонявшиеся в разные стороны и позволявшие существенно повысить маневренность 20-метровой машины. Все остальные агрегаты и узлы, кроме удлиненной рамы и двух средних ведущих мостов, изменений не претерпели.
Испытания 16-колесного шасси МАЗ-7922 с нагрузочным макетом (из архива НИИЦ АТ) |
Второй более оригинальный вариант МАЗ-7923 с шифром «Бизон» появился в конце 1990-го и представлял собой сочетание шасси МАЗ-7922 с принципиально новыми для такой техники решениями. На нем применялась электромеханическая трансмиссия, состоявшая из компактного газотурбинного двигателя мощностью 1000 л.с. и модернизированной генераторной станции от гигантской многоосной машины МАЗ-7907. От нее электрический ток подавался на тяговые электродвигатели, встроенные в ступицы всех 16 колес с планетарными редукторами. И в этом варианте вновь не удалось избежать важных недостатков, свойственных машинам с электроприводами: сложность конструкции, высокая стоимость, повышенная масса, малая надежность электрооборудования.
Первоначально, как обычно, планировалось провести государственные испытания обоих автомобилей и выбрать наиболее приемлемое шасси для несения будущего ракетного комплекса. Однако в эпоху глобальных политических перемен эти машины, созданные по заказу Министерства обороны СССР и построенные незадолго до развала Советского Союза, успели освоить лишь пробные заводские заезды. К тому времени дальнейшего финансирования этого проекта уже не существовало. Так уникальнейшие сверхдорогие шасси оказались невостребованными в демократической России, руководство которой бредило вечным мирным сосуществованием с бывшими противниками. Вспомнили о них только через два года.
В марте 1992-го, в связи с отказом украинского КБ «Южное» от участия в этом проекте, Минобороны приняло решение о создании новой полностью российской межконтинентальной ракеты. К тому времени работы по второму менее перспективному шасси МАЗ-7923 уже были прекращены, и единственной надеждой на создание нового комплекса осталась машина МАЗ-7922. Ее срочно доставили в подмосковные Бронницы и продемонстрировали высшему военному руководству на полигоне 21 НИИИ.
Потом автомобиль поступил на государственные испытания, но лишь через много лет превратился в надежную мобильную основу отечественного подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК) «Тополь-М».
Испытания машины МАЗ-7922 на полигоне 21 НИИИ с весовым имитатором ракетной установки
Межконтинентальная баллистическая ракета «Тополь-М»
Комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (код РС-12М2, по классификации НАТО — SS-27 Sickle «Серп») — российский ракетный комплекс стратегического назначения с межконтинентальной баллистической ракетой, разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х годов на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь». Первая межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная в России после распада СССР. Принята на вооружение в 1997 году. Головным разработчиком ракетного комплекса является Московский институт теплотехники (МИТ).
Предназначена для выполнения задач по нанесению ядерного удара по территории противника в условиях противодействия существующих и перспективных систем ПРО, при многократном ядерном воздействии по позиционному району, при блокировке позиционного района высотными ядерными взрывами. Применяется в составе комплекса 15ПО65 шахтного базирования и 15П165 мобильного базирования.
Стационарный комплекс «Тополь-М» включает в себя 10 межконтинентальных баллистических ракет, смонтированных в шахтных пусковых установках, а также командный пункт.
Основные характеристики ракеты Тополь-М
Мобильный комплекс «Тополь-М» представляет собой одну ракету, помещённую в высокопрочный стеклопластиковый транспортно-пусковой контейнер (ТПК), смонтированный на восьмиосном шасси МЗКТ-79221 высокой проходимости и конструктивно практически не отличается от шахтного варианта. Вес пусковой установки — 120 тонн. Шесть пар колес из восьми являются поворотными, что обеспечивает радиус поворота 18 метров.
Давление на грунт установки в два раза меньше, чем обычного грузового автомобиля. Двигатель V-образный 12-ти цилиндровый дизель с турбонаддувом ЯМЗ-847 мoщнocтью 800 л.c. Глубина преодолеваемого брода до 1,1 метра.
При создании систем и агрегатов мобильного «Тополь-М» использован ряд принципиально новых технических решений по сравнению с комплексом «Тополь». Так, система неполного вывешивания даёт возможность развёртывать ПУ «Тополь-М» даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает её живучесть.
«Тополь-М» способен производить пуски из любой точки позиционного района, а также обладает улучшенными средствами маскировки, как против оптических, так и других средств разведки (в том числе за счёт снижения инфракрасной компоненты демаскирующего поля комплекса, а также применения специальных покрытий, снижающих радиолокационную заметность).
Межконтинентальная ракета состоит из трёх ступеней с твёрдотопливными маршевыми двигателями. В качестве топлива используется алюминий, в роли окислителя выступает перхлорат аммония. Корпуса ступеней выполнены из композитов. Все три ступени оборудованы поворотным соплом для отклонения вектора тяги (решётчатые аэродинамические рули отсутствуют).
Система управления – инерциальная, на основе БЦВК и гиростабилизированной платформы. Комплекс высокоскоростных командных гироскопических приборов обладает улучшенными точностными характеристиками. Новый БЦВК обладает повышенной производительностью и стойкостью к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва. Обеспечено прицеливание за счёт реализации автономного определения азимута контрольного элемента, установленного на гиростабилизированной платформе, с помощью наземного комплекса командных приборов, размещенного на ТПК. Обеспечена повышенная боеготовность, точность и ресурс непрерывной работы бортовой аппаратуры.
Метод старта — миномётный для обоих вариантов. Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.
Ложные цели неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном). Ложные цели позволяют имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории полета боевых блоков ракеты, являются стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой. Впервые спроектированы ложные цели, способные противостоять РЛС со сверхразрешением.
В связи с прекращением существования договора СНВ-2, запрещавшего создание многозарядных межконтинентальных баллистических ракет, Московский институт теплотехники работает над оснащением «Тополей-М» разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Возможно, результатом этих работ является РС-24 «Ярс». Проходят испытания мобильного варианта этого комплекса, размещённого на шасси восьмиосного тягача МЗКТ-79221.
Высокая устойчивость ракеты 15Ж65 к воздействию систем ПРО потенциального противника достигается за счёт:
Ракета 15Ж65 оснащена термоядерной моноблочной БЧ мощностью 0.55 МГт. Проведены испытания МБР с РГЧ (от 3 до 6 разделяющихся головных частей мощностью 150 кт.) В перспективе планируется оснащение ракеты маневрирующей ГЧ (испытания которой также успешно проведены в 2005 г. и продолжаются), в связи с чем возможность перехвата ГЧ, по мнению российских специалистов, будет практически сведена к нулю.
Круговое вероятное отклонение — не более 200 м, что позволяет ГЧ полумегатонной мощности уверенно поражать сильнозащищённые точечные цели (в частности, КП и ШПУ). В силу ограниченного забрасываемого веса, ограничивающего мощность ЯБЧ, ракета «Тополь-М» в отличие от ракеты 15А18 «Воевода» (мощность моноблочной ГЧ которой составляла 20-25 МГт) имеет ограничения по осуществлению уничтожающего воздействия по крупной площадной цели.
Комплекс 15П165 мобильного базирования обладает уникальными характеристиками начальной выживаемости, способен функционировать скрытно и автономно в течение длительного периода времени. Площадь патрулирования комплекса — 250 000 кв.км.
Транспортировка ракеты «Тополь-М» и загрузка в шахту
Транспортировка и загрузка в шахту межконтинентальной баллистической ракеты ракетного комплекса 5-го поколения РТ-2ПМ2 «Тополь-М». Место действия: 60-я Таманская ордена Октябрьской Революции Краснознамённая ракетная дивизия.
Межконтинентальный ракетный комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М»
История создания «Тополь-М»
Новый фактор сдерживания США был связан с постановкой на вооружение установок «Тополь». В 1985 году на боевое дежурство заступил ракетный полк, в котором «Тополь» (РТ-2ПМ) был основным ракетным комплексом с баллистической межконтинентальной ракетой. Неспокойные времена определили перспективу развития РВСН, поэтому уже в середине 80-х годов начались разработки новой баллистической ракеты для мобильных и шахтных комплексов.
В разработке нового ракетного комплекса участвовали:
Перед разработчиками была поставлена задача создания унифицированного комплекса МБР (межконтинентальная баллистическая ракета). Планировалось также создать универсальную трехступенчатую твердотопливную межконтинентальную баллистическую ракету «Универсал». Сам же комплекс получил название РТ-2ПМ2. Ракета «Универсал» должна была быть адаптирована под стационарный и мобильный комплексы. Изначально различия заключались лишь в системе разведения боевого блока. В ракете шахтного базирования основная ступень оснащалась реактивным двигателем «Пронит». Ракеты мобильного комплекса разрабатывалась твердотопливная двигательная установка. Позже определились различия и в конструкции транспортно-пускового контейнера. Если контейнер (ТПК) в подвижной установке планировалось изготавливать из стеклопластика, то для стационарной ракеты оны должен был быть металлическим, чтобы обеспечить крепление дополнительного наземного оборудования. Таким образом, первая ракета получила индекс 15Ж55, а вторая – 15Ж65.
Свои коррективы в истории создания «Тополь-М» внес распад Советского Союза. Серия задействованных предприятий не могла работать под единым началом, так как эти предприятия находились на территории разных государств.
В 1993 году Президент РФ подписал указ, согласно которому основные разработки проекта РТ-2ПМ2 становились основой для модернизации комплекса «Тополь» (РТ-2ПМ).
По факту новая ракета для шахтного и мобильного комплекса обладала повышенными боевыми показателями. Основные требования для разработчиков – возможность несения длительного боевого дежурства в самых различных степенях готовности, а также высокоточность удара. Дополнительными критериями выступали устойчивость к поражающим факторам и неуязвимость к ПВО противника. Но согласно Договору СНВ-1, новая ракета может отличаться от аналога только по одному из показателей:
Улучшая характеристики, разработчики практически создали новый ракетный комплекс, нарушив при этом некоторые условия международных договоров. РТ-2ПМ2 «Тополь-М» сконструирован таким образом, что оставляет приличный задел для дальнейшей модернизации, обеспечивая отечественным РВСН поле для повышения эффективности.
90-е годы прошлого столетия ознаменовались значительными трудностями, как в экономической, так и в политической жизни страны. Научные институты реформировались или просто разваливались, а многие ведущие предприятия оборонной промышленности, заводы, лаборатории перешли в «частные руки». Следует напомнить и про утечку кадров. Многие ученые в поисках достойного заработка уехали на запад. Тем не менее, работа по проектировке и созданию РТ-2ПМ2 не прекращалась.
В кратчайшие сроки новая ракета была испытана, причем первой испытание прошла именно установка шахтного базирования. Первый пуск ракеты с шахтной установки был выполнен 20 декабря 1994 года. Шахта располагалась на территории космодрома Плесецк. В 1998 году «Тополь-М» заступил на опытное дежурство, а в 2000 году Указом Президента он бы поставлен на вооружение.
Летом того же года начались испытания подвижного грунтового ракетного комплекса на базе МЗКТ-79221 (МАЗ). Для справки отметим, что шасси МЗКТ-79221 восьмиосное, в то время, как шасси его предшественника «Тополь» было семиосным. После завершения испытаний осенью 2000 года был произведен первый пуск с мобильной установки. Но на боевое дежурство он заступил только через 6 лет. В истории запусков «Тополь-М» числится 17 успешных и 1 неудачный запуск. Последние учения с пуском ракеты 15Ж55 были проведены 30 сентября 2019 года.
В разработке «Тополь-М» принимали участие:
Описание ракетного комплекса
Ракета 15Ж65 насчитывает три маршевых ступени и оснащена твердотопливными двигателями. Каждая маршевая ступень выполнена из высокопрочного композитного материала. Их корпус произведен по принципу «Кокон», то есть, является цельномотанным. Внешне ракета 15Ж65 отличается от ракет установок «Тополь» отсутствием решетчатых стабилизаторов и рулей. В процессе полета управление ракетой осуществляется за счет изменяемого вектора тяги, обеспечивающегося поворотом сопел маршевых двигателей.
Масса ракеты с топливом превышает 47 тонн. Время работы ступеней составляет 60, 64 и 56 секунд соответственно. Три мощных двигателя придают ракете достаточно большое ускорение, что делает ее практически неуязвимой на участке разгона. Маневры во время полета исполняются при помощи десятков вспомогательных двигателей и планируются современной системой управления. Таким образом, ракета летит к цели по труднопредсказуемой для противника траектории.
Новая разработка – маневрирующая головная часть ракеты «Тополь-М», по заявлению разработчиков, способна преодолевать американские системы ПРО с вероятностью от 65 до 80 процентов. Этому способствует целый ряд внедренных технологий.
Боевая часть «Тополь-М» была практически заимствована у комплекса «Тополь», поэтому временные и финансовые затраты на ее разработку фактически сводились к нулю. Несмотря на унификацию, новая БЧ обладает более выраженной устойчивостью к действиям поражающих факторов ядерного взрыва при меньшей удельной массе. Боеголовка снабжена современными механизмами, повышающими ее безопасность при хранении и транспортировке.
Ракета 15Ж65 унифицирована для использования в стационарном (15П065) и мобильном (15П165) ракетном комплексе. Стационарный комплекс включает в себя шахтные пусковые установки. По договору СНВ-2 подобные комплексы должны были быть сняты с вооружения. В качестве пусковой установки для ракеты 15Ж65 подходят модифицированные ШПУ 15П735 или 15П718.
Боевой стационарный комплекс 15П065 состоит из 10 ракет 15Ж65 и, соответственно, 10 пусковых установок. Сюда же относится и командный пункт, который смонтирован на амортизирующей подвеске внутри шахты. В стационарном комплексе ракета хранится в металлическом транспортно-пусковом контейнере (ТПК). В мобильном комплексе ТПК изготовлен из прочного стеклопластика. Шахтный ТПК выполняет роль транспортно-перегрузочной машины. Он же используется и при установке ракеты.
Ракеты мобильного базирования входят в состав комплекса 15П165. Комплекс оборудован на базе шасси МАЗ-7922. Разработку шасси взял на себя Минский завод колесных тягачей. Адаптацией ТПК к колесному тягачу занималось КБ «Титан». 800-сильный двигатель тягача вкупе с восьмиосным шасси делает мобильную установку проходимой. Она может преодолевать практически любое бездорожье, канавы, брод (глубиной до 1,1 м). Три передние и три задние оси тягача являются поворотными. Радиус поворота составляет около 18 метров. Система 15П165 отличается некоторыми уникальными решениями. Неполное вывешивание позволяет развернуть пусковую установку даже на мягком грунте. «Тополь-М» может производить пуски практически из любого занятого района.
Классификация РТ-2ПМ2 «Тополь-М»
Комплекс «Тополь-М» при разработке получил индекс РТ-2ПМ2, однако по индексу ГРАУ (УРВ РВСН), то есть, по индексу Заказывающего Управления Министерства обороны РФ, Стационарный (шахтный) комплекс получил наименование 15П065, а мобильный комплекс – 15П165. По договору СНВ «Тополь-М» известен, как РС-12М2. В классификации НАТО он обозначается SS-27 Sickle B, что в переводе означает «Серп». Используется унифицированная трехступенчатая ракета на твердом топливе – 15Ж65.
В стационарных комплексах используются шахтные пусковые установки ШПУ 15П765-35, которые были переоборудованы из ШПУ 15П735, предназначенных для ракет 15А35, или переоборудованы из ШПУ 15П765-60. Унифицированный командный пункт – УКП 15В222.
Тактико-технические характеристики «Тополь-М»
ТТХ Баллистической ракеты комплекса «Тополь-М»:
ТТХ тягача МЗКТ-79221:
Машины инженерного обеспечения и маскировки также входят в состав комплекса «Тополь-М». Впервые они заступили на боевое дежурство в 2013 году. 9 машин из 12 поступило в Тейковскую ракетную дивизию. Эти машины обеспечивают заметание следов ракетных комплексов, а также создают ложные цели, хорошо заметные со спутников.
Размещение
Межконтинентальный ракетный комплекс «Тополь-М»
МРК СН (межконтинентальный ракетный комплекс стратегического назначена) «Тополь-М» (SS-Х-27, «Sickle» по классификации НАТО) с ракетой РС-12М2 (РТ-2ПМ2, 15Ж65) является результатом дальнейшей модернизации ракетного комплекса «Тополь» (SS-25). Данный комплекс полностью создан российскими предприятиями.
В марте 1992 г. было решено разработать на базе «Универсала» комплекс «Тополь-М» (КБ «Южное» в апреле прекратило участие в работах по данному комплексу). 27 февраля 1993 г. Президент РФ подписал соответствующий указ (эта дата считается началом работ по «Тополь-М»). Данным указом МИТ назначался головным предприятием по разработке «Тополя-М», и гарантировалось финансирование работ.
Фактически нужно было разработать ракету универсальную по видам базирования. При этом, как в шахтном, так и в мобильном вариантах ракета должна была иметь высокие боевые возможности, высокую точность огня и быть способной нести длительное боевое дежурство в разных степенях готовности. Кроме этого, она должна была иметь высокую стойкость к воздействию поражающих факторов во время полета и преодолевать противоракетную оборону вероятного противника.
Ракета для МРК СН «Тополь-М» создавалась как модернизация межконтинентальной баллистической ракеты РС-12М. Условия модернизации были определены Договором СНВ-1. Согласно данному документу новой можно считать ракету, которая от аналога отличается по одному из нижеперечисленных признаков:
— число ступеней;
— вид топлива для любой из ступеней;
— стартовая масса отличается более чем на 10 процентов;
— длина собранной ракеты без ГЧ (головная часть), или длина первой ступени ракеты отличается более чем на 10 процентов;
— диаметр первой ступени отличается более чем на 5 процентов;
— забрасываемый вес более чем на 21 процент в сочетании с изменением длины первой ступени на 5 или более процентов.
Вследствие данных ограничений тактико-технические характеристики ракеты МРК «Тополь-М» претерпеть значительных изменений не могли и основные отличия от аналога (РТ-2ПМ) заключаются в особенностях полета и устойчивости при проникновении сквозь ПРО противника. Головная часть с самого начала разрабатывалась с учетом возможности быстрой модернизации в случае появления действующих систем противоракетной обороны у вероятного противника. Существует возможность установки ГЧ с разделяющимися боеголовками с индивидуальным наведением.
Ракетный комплекс «Тополь-М» во многом уникален и приблизительно в 1,5 раза превосходит ракетный комплекс предыдущего поколения по боеготовности, живучести и маневренности (в мобильном варианте), эффективности поражения различных объектов, даже при условии противодействия со стороны противника. Энергетическими возможностями ракеты обеспечиваются увеличение забрасываемого веса, значительное снижение высоты активного участка траектории полета, а также эффективное преодоление перспективной ПРО.
При разработке МРК СН «Тополь-М» использовались последние достижения отечественного ракетостроения и науки. Впервые использовали новую систему экспериментальной отработки в ходе испытаний с высокими нормативными режимами работы агрегатов и систем ракетного комплекса. Это резко сократило традиционный объем испытаний и снизило затраты без потери надежности.
Ракета 15Ж65 (РТ-2ПМ2) имеет 3 маршевые ступени с мощными твердотопливными энергетическими установками. Маршевые ступени ракеты имеют цельномотанный корпус «кокон» изготовленный из композиционного материала. У 15Ж65 в отличие от “Тополя” отсутствуют решетчатые стабилизаторы и рули. Управление полетом осуществляется центральным частично утопленным поворотным соплом маршевых двигателей трех степеней ракеты. Сопла маршевых двигателей изготовлены из углерод-углеродного материала. Для сопловых вкладышей использована трехмерноармированная ориентированная углерод-углеродная матрица.
Ракета 15Ж65 снабжается комплексом средств прорыва противоракетной обороны (КСП ПРО) в состав которых входят пассивные и активные ложные цели, а также средства искажения характеристик ГЧ. Ложные цели от боевых блоков неотличимы во всех диапазонах электромагнитного излучения (лазерном, оптическом, радиолокационном, инфракрасном). Они позволяют имитировать характеристики ББ почти по всем селектирующим признакам на всех участках нисходящей ветви траектории их полета, являются стойкими к ПФЯВ и др. Данные ложные цели – первые, способные противостоять радиолокационным станциям со сверхразрешением. Средства искажения характеристик ГЧ состоят из радиопоглощающего покрытия, аэрозолей-источников инфракрасного излучения, генераторов активных радиопомех и так далее.
Ракета 15Ж65 может эксплуатироваться в составе стационарного (15П065) или мобильного (15П165) БРК. При этом для стационарного варианта используются шахтные пусковые установки ракет, которые снимаются с вооружения или уничтожаются в соответствии с СНВ-2. Стационарную группировку создают путем переоборудования шахтных пусковых установок 15П735 и 15П718.
В состав боевого стационарного шахтного ракетного комплекса 15П065 входит 10 ракет 15Ж65 в пусковых установках 15П765-35, а также один унифицированный КП типа 15В222 высокой защищенности (размещен в шахте на подвеске с использованием специальной амортизации). Работы по переоборудованию ШПУ 15П735 под размещение ракет «Тополь-М» провели под руководством Дмитрия Драгуна в ОКБ «Вымпел».
Ракета 15Ж65 в процессе боевого дежурства размещается в металлическом ТПК. Транспортно-пусковой контейнер унифицирован для различных видов ШПУ и совмещает в себе функции транспортно-перегрузочной машины и установщика. Транспортно-установочный агрегат был разработан в конструкторском бюро «Мотор».
Характеристики ракетного комплекса “Тополь-М” позволяют в значительной степени повысить готовность ракетных войск стратегического назначения к выполнению боевых задач в различных условиях, обеспечивать скрытность, маневренность действий и живучесть отдельных пусковых установок, подразделений и частей, а также автономное функционирование и надежность управления в течение длительного времени (без пополнений запасов материальных средств). Точность прицеливания увеличена почти в два раза, точность определения геодезических данных увеличена в полтора раза, время подготовки к пуску сокращено в два раза.
Перевооружение частей ракетных войск стратегического назначения проводится с использованием имеющейся инфраструктуры. Стационарный и мобильный варианты полностью совместимы с существующими системами связи и боевого управления.
Тактико-технические характеристики МЗКТ-79221 (МАЗ-7922):
Колесная формула – 16×16;
Радиус поворота – 18 м;
Дорожный просвет – 475 мм;
Масса в снаряженном состоянии – 40 т (без боевого оснащения);
Грузоподъемность – 80 т;
Максимальная скорость – 45 км/ч;
Запас хода – 500 км.
Подготовлено по материалам:
http://rbase.new-factoria.ru
http://www.arms-expo.ru
http://www.kap-yar.ru
http://army.lv
http://military-informer.narod.ru