Торфяные машины и оборудование
Выбираем качественное торфяное оборудование
Содержание статьи:
На мировом рынке за последние 10 лет количество заводов по переработке торфа увеличилось на 74%, что означает повышение спроса на продукцию. Можно сбывать продукт переработки торфа не только в Россию, но и в европейские страны.
Основное оборудование
Требование к машинам:
Для добыча и переработки торфа понадобится следующее оборудование:
Оборудование для переработки
Обычно производители предлагают полные линии переработки торфа. Они состоят из отдельного функционального оборудования.
Стандартная линия оборудования для производства торфа включает:
Технология переработки в гранулы
Обратите внимание на оборудование для переработки торфа CPM Europe BV (США) – пожалуй самый известный производитель торфяного оборудования.
Самый важный элемент производства гранул из торфа – пеллет или пресс-гранулятор. Его работа влияет на ритмичность изготовления, качество и количество продукции. Выбирайте только качественные машины, ведь они буду работать годами.
Производительность прессов: 750 кг/ч – 6 тонн/час.
Мощность: 55 – 355 кВт.
Загрузка рабочей камеры: не менее 70%.
Выбор прессов:
Редуктор обеспечивает экономию энергозатрат на 15% в отличие от клиноременной передачи.
Не менее важным оборудованием при гранулировании является кондиционер-смеситель.
Этапы работы:
Измельчение сырья
Наиболее подходящий размер фракций сырья составляет 0,45-3 мм. Размер влияет на качество пеллет: они лучше сгорают. Для линии СРМ подбирайте молотковые мельницы Roskamp Champion (США): они имеют высокую производительность и очень надежны.
Брикетирование торфа
1. Пресс брикетировочный.
2. Система управления:
3. Зона охлаждения:
При однородности сырья производительность составляет около 1 200 кг/час.
Выбор прессов для брикетирования:
Модель | Производительность, кг/час | Диаметр брикета, мм |
---|---|---|
BP 2000 | 225 | 40 |
BP 3200 | 500 | 50 |
BP 4000 | 800 | 60 |
BP 5000 | 1300 | 75, с отверстием |
BP 5500 | 1500 | 90, с отверстием |
BP 6000 | 1800 | 90, с отверстием |
BP 6500 | 2000 | 90, с отверстием |
Видео: Торфяное оборудование SUOKONE в работе
Торфяные машины и комплексы
ТОРФЯНЫЕ МАШИНЫ И КОМПЛЕКСЫ (а. peat machines and соmplexes; н. Тоrfstechmaschinen und — Ausrustungen; ф. engins et соmplexes а tourbe; и. maquinas у соmplejos para extraer turba) — система взаимодополняющих друг друга машин для подготовки торфяных месторождений к эксплуатации, добычи, сушки, уборки, погрузки и транспортировки торфа. Необходимость постоянного перемещения на больших площадях по неровному, неоднородному грунту в условиях повышенной влажности, переработка разного по структурно-механическим свойствам торфа-сырца (в зависимости от степени разложения, влажности и типа залежи), а также сравнительно короткий рабочий период, связанный с сезонностью торфяного производства, предъявляют к конструкциям торфяных машин и комплексов особые требования: высокую проходимость и манёвренность, небольшие удельные давления на грунт, повышенную прочность, износостойкость, простоту сборки и взаимозаменяемость деталей, наличие в конструкциях предохранительных устройств, предупреждающих поломку деталей рабочих органов, и др.
Различают машины для осушения торфяных месторождений, подготовки их к эксплуатации, ремонта производственных площадей, добычи фрезерного торфа и кускового торфа, погрузки и транспорта.
Предварительное осушение сильно обводнённых месторождений осуществляют машинами, состоящими из самоходного шасси на арочных шинах, рабочего органа — конической шнек-фрезы, дизельного двигателя, трансмиссии с гидропередачей. Для рытья и ремонта проводящей осушительной сети (коллекторные, нагорные, валовые и магистральные каналы) используют одноковшовые торфяные экскаваторы, регулирующей осушительные сети (картовые каналы, дрены) — кроме экскаваторов применяют прицепные к трактору машины непрерывного действия с дисковыми фрезами (например, МТП-91) или самоходные машины, работающие по принципу экскавации, с рабочим органом в виде многоковшового элеватора.
Реклама
Подготовку поверхности залежи к эксплуатации в зависимости от типа растительного покрова и характера месторождения проводят двумя комплексами машин. Комплекс машин для подготовки поверхности с диаметром деревьев до 310 мм включает: дизель-электрические машины для сведения леса, работающие по принципу косилки с подрезкой оснований деревьев дисковой фрезой и укладкой их в навалы; машины для разборки стволов из навалов, обрезки сучьев и погрузки их в транспортные средства; прицепные машины для корчевания пней с активным ротором, снабжённым клыками (например, МТП-26), прицепные к трактору корчеватели с навесными одиночными или групповыми крюками; иногда торфяные экскаваторы с корчевательными клыками на рукояти; самоходные машины для сбора и погрузки выкорчеванных пней в гусеничные прицепы-самосвалы, с активным подборщиком, сепаратором, транспортёром, машины для корчевания с одновременной погрузкой пней (например, МТП-84). При диаметре деревьев до 120 мм используют машину для глубокого фрезерования залежи вместе с мелколесьем. Активный фрезерующий ротор машины снабжён чашечными ножами для сплошной переработки поверхности вместе с древесными включениями на глубине до 0,5 м. Применяют также машины с сепарацией древесных включений (например, МП-20).
Ремонт производственных площадей производят машинами для корчевания, погрузки и транспорта пней; машинами для сбора мелких пней, работающими по принципу накалывания; профилировщиками торфяными, машинами для углубления картовых каналов с активной коническй шнек-фрезой (например, PK-OA) или машинами глубокого фрезерования.
Добыча торфа фрезерным способом осуществляется тремя комплексами машин. Скреперно-бункерный комплекс, предназначенный для уборки торфа механическим способом из расстила в бункер с последующей выгрузкой в штабель, включает прицепные к трактору скреперно-бункерные торфоуборочные машины. Скреперно-перевалочный комплекс для механической уборки торфа последовательной перевалкой из одного валка в другой — самоходные перевалочные уборочные машины. Пневмобункерный комплекс для уборки фрезерной крошки пневматическим способом из расстила в бункер и выгрузки в штабель — прицепные пневматические машины или бункерные самоходные гусеничные пневматические комбайны (см. Пневматическая торфо-уборочная машина), оборудованные системой рециркуляции воздуха и фрезером для последующего послойно-поверхностного фрезерования залежи. Эту операцию в первых двух комплексах выполняют прицепные к трактору фрезбарабаны, имеющие секционные фрезы с режущими элементами, трансмиссию и раму с опорным прицепным и регулирующим устройствами. Для ускорения сушки фрезерного торфа во всех трёх комплексах применяют ворошилки торфяные, для формирования валков в первых двух комплексах используют валкователи торфяные. Операция штабелевания торфа выполняется в первом и третьем комплексе штабелюющими машинами (см. Штабелевание торфа), в скреперно-перевалочном комплексе — уборочной машиной.
При раздельный методе добычи фрезерного торфа из наращиваемых укрупнённых валков используют фрезер-валкователь, комбайнированный на тракторе (валкователь — отвального типа, фрезер — активный со штифтовыми фрезерами), либо отдельно пассивный фрезер (типа дисковых борон) и валкователь; ворошилку скоростного типа, полунавесной погрузчик на тракторе, колёсный прицеп-самосвал, оборудованный (в сезонный период) металлическими опорными катками, в межсезонье — арочными колёсами для вывозки торфа потребителям; бульдозер-штабелер на тракторе.
Добыча кускового коммунально-бытового торфа в зависимости от метода выемки его из залежи производится двумя комплексами машин: глубинным добывающим и щелевым. При работе первого комплекса торф поднимают из карьера глубиной до 4,5 м многоковшовым экскаватором, оборудованным торфоперерабатывающим механизмом (перетирателем), промежуточным шнеком-формователем и бункером-накопителем с разгрузочным скребковым конвейером. Фрезформовочный комбайн второго комплекса действует по принципу щелевого фрезерования залежи на глубине 0,4-1 м. Первый комплекс кроме добывающих машин включает машины для формования и стилки рассечённых на куски торфяных лент на полях сушки (см. Стилочная машина). Оба комплекса включают машины для переворачивания и укладки подсохших кусков в фигуры сушки, уборочно-транспортирующие машины с ребристым валиком, наклонным транспортёром и подвижным бункером или транспортёром. Погрузка торфа на полях производится полноповоротными кранами, экскаваторами и др. (см. Погрузочные машины). Торф транспортируется автотранспортом или по железнодорожной узкой колее (750 мм) в металлических вагонах. Для строительства и ремонта узкоколейных железнодорожных путей используют комплекс путевых машин.
Историческая справка. Первые механизмы, облегчающие ручную добычу торфа резным способом, появились в начале 19 века. Наличие в залежах древесины затрудняло применение торфорезок различных конструкций и широкого использования они не нашли. В 70-х гг. 19 века были созданы первые торфоперерабатывающие машины (прессы) и скребковые элеваторы. Объединив эти механизмы в единую конструкцию, жестко закреплённую на платформе с локомобилем, получили элеваторную установку на рельсовом ходу. Она использовалась на торфоразработках до 20-х гг. 20 в. В 1914 русские инженеры Р. Э. Классон и В. Д. Кирпичников предложили новый способ добычи — гидравлический, осуществлённый в начале 20-х гг. Они сконструировали специальные машины — торфососы, засасывающие предварительно размытый торф. Один агрегат гидроторфа, включающий систему гидромониторов, торфосос, массопроводы и аккумуляторы, заменял до 10 элеваторных машин и до 300 рабочих. Изготовленные в 1927 мощные агрегаты «сверхстандарта» гидроторфа заменяли до 18 элеваторных установок. Одновременно с гидроторфом были начаты работы в области реконструкции машиноформовочных, элеваторных установок и по механической выемке экскаваторным способом. Появилась усовершенствованная элеваторная установка с электрифицированным приводом, коленчатым и канатным конвейерами, что повысило её производительность в два раза. Для экскаваторного способа добычи были созданы: экскаватор с четырёхрядной ковшовой цепью — «самогреб Панкратова» (1921), экскаватор системы Бирюкова с шестирядной ковшовой цепью (1925), багер с четырёхрядной ковшовой цепью и канатным транспортёром (1928), стилочные машины, багерно-элеваторные машины, многоковшовый неполноповоротный экскаватор (1934-36), машина по укладке торфяных кирпичей в фигуры сушки (1956), комплект машин по уборке воздушно-сухого торфа (1957-59), уборочный комбайн (1964). Были механизированы все операции экскаваторного способа добычи.
Внедрение фрезерного способа добычи началось с создания инженером И. А. Роговым машины для поверхностно-послойного фрезерования торфа вместе с древесиной (1925). Основной рабочий орган — фреза длиной 1800 мм, состояла из круглых плоских пил, жёстко посаженных на вал под углом к его оси. Одновременно Г. Б. Красиным и Н. А. Ушаковым была спроектирована машина для фрезерования поверхностного слоя залежи с одновременным формованием крошки в кирпичи. Распространение этих машин сдерживалось отсутствием мощных тракторов в отечественном тяжёлом машиностроении. Первые механизмы для добычи торфа фрезерным способом (1928-31) монтировались на маломощном (20 л. с. — 14,7 кВт) тракторе «Фордзон-Путиловец», заменённом в 1933-34 на более мощный (30 л. с. — 22 кВт) колёсный трактор СХТЗ-1. Развитие отечественного тракторостроения, моторостроения, сварочной техники позволило перейти на прогрессивную технологию и механизацию новых процессов добычи торфа. Маневренность, проходимость торфяной машины на легкодеформируемой поверхности залежи достигались изготовлением гусеничных ходовых устройств с широкими, но лёгкими штампованными траками сварной конструкции. В 1929-31 были спроектированы и сделаны первые фрезерные комбайны, выполнявшие одновременно уборку сухой торфяной крошки, её транспорт за пределы рабочего поля и фрезерование залежи. Один комбайн производил сбор фрезерной крошки механическим способом при помощи щётки с резиновыми лепестками (MK-1), другой — пневматическим способом (ПК-1). В 1933-34 выпущена всасывающе-нагнетательная машина с активным соплом. В 1937-40 сделано несколько прицепных машин к новому трактору СТЗ-НАТИ мощностью 52 л. с. (37,1 кВт): дисковая фреза для дренажных работ на пнистой залежи; навесной бульдозер — универсальное орудие для подготовительных работ; уборочная машина для фрезерного торфа; машина для перекатки картовых труб и прицепная скреперно-формовочная машина. Из самоходных машин наиболее широко использовались формующая гусеница ФГ-2 (1940) для гидроторфа и торфяной экскаватор ТЭ-1-универсальная машина для выполнения болотно-подготовительных работ. В годы первых пятилеток активно проводились работы по механизации осушительных и подготовительных процессов, а также операций по сушке и уборке кускового торфа.
В 40-х гг. возникло новое направление в торфяном машиностроении — электрификация торфяных машин, созданы дренажно-винтовая машина (ДВМ), состоящая из гусеничного электротрактора с навесным винтовым рабочим органом; электрифицированная стилочная машина с кабельным питанием; перевалочная машина. В 1952 изготовлен комплект машин для уборки кускового торфа, состоящий из уборочной машины (УКБ) и саморазгружающегося самоходного кузова (CKC-2); в 1956 — машина для ворочки кускового торфа, укладки его в валки и укрупнения валков; в 1955 — машина глубокого дренирования для интенсивного понижения влажности залежи.
В 60-70-х гг. проводились работы по агрегатированию машин. Были созданы и внедрены: пневмоуборочный комбайн с фрезерующим устройством (например, БПФ), машина для сведения леса с одновременной укладкой стволов в валы (например, ЭСЛ) и др. Процесс агрегатирования рабочих операций добычи торфа в одной машине дополняется частичной автоматизацией, а в некоторых производственных процессах и сокращением числа необходимых операций. Задача следующего этапа механизации добычи торфа — создание высокопроизводительных агрегатов при комплексной механизации и автоматизации операций.
Торфяные машины и комплексы
( a. peat machines and complexes; н. Torfstechmaschinen und — Ausrustungen; ф. engins et complexes а tourbe; и. maquinas y complejos para extraer turba) — система взаимодополняющих друг друга машин для подготовки торфяных м-ний к эксплуатации, добычи, сушки, уборки, погрузки и транспортировки торфа. Hеобходимость постоянного перемещения на больших площадях по неровному, неоднородному грунту в условиях повыш. влажности, переработка разного по структурно-механич. свойствам торфа-сырца (в зависимости от степени разложения, влажности и типа залежи), a также сравнительно короткий рабочий период, связанный c сезонностью торфяного произ-ва, предъявляют к конструкциям T. м. и к. особые требования: высокая проходимость и манёвренность, небольшие удельные давления на грунт, повыш. прочность, износостойкость, простота сборки и взаимозаменяемость деталей, наличие в конструкциях предохранит. устройств, предупреждающих поломку деталей рабочих органов, и др.
Pазличают машины для осушения торфяных м-ний, подготовки их к эксплуатации, ремонта производств, площадей, добычи фрезерного торфа и кускового торфа, погрузки и транспорта.
Предварит. осушение сильно обводнённых м-ний осуществляют машинами, состоящими из самоходного шасси на арочных шинах, рабочего органа — конич. шнек-фрезы, дизельного двигателя, трансмиссии c гидропередачей. Для рытья и ремонта проводящей осушит. сети (коллекторные, нагорные, валовые и магистральные каналы) используют одноковшовые Торфяные экскаваторы, регулирующей осушит. сети (картовые каналы, дрены) — кроме экскаваторов применяют прицепные к трактору машины непрерывного действия c дисковыми фрезами (напр., МТП-91) или самоходные машины, работающие по принципу экскавации, c рабочим органом в виде многоковшового элеватора.
Подготовку поверхности залежи к эксплуатации в зависимости от типа растит. покрова и характера м-ния проводят двумя комплексами машин. Kомплекс машин для подготовки поверхности c диаметром деревьев до 310 мм включает: дизель-электрич. машины для сведения леса, работающие по принципу косилки c подрезкой оснований деревьев дисковой фрезой и укладкой их в навалы; машины для разборки стволов из навалов, обрезки сучьев и погрузки их в трансп. средства; прицепные машины для корчевания пней c активным ротором, снабжённым клыками (напр., МТП-26), прицепные к трактору корчеватели c навесными одиночными или групповыми крюками; иногда торфяные экскаваторы c корчеват. клыками на рукояти; самоходные машины для сбора и погрузки выкорчеванных пней в гусеничные прицепы-самосвалы, c активным подборщиком, сепаратором, транспортёром, машины для корчевания c одновременной погрузкой пней (напр., МТП-84). При диаметре деревьев до 120 мм используют машину для глубокого фрезерования залежи вместе c мелколесьем. Aктивный фрезерующий ротор машины снабжён чашечными ножами для сплошной переработки поверхности вместе c древесными включениями на глуб. до 0,5 м. Применяют также машины c сепарацией древесных включений (напр., МП-20).
Pемонт производств. площадей производят машинами для корчевания, погрузки и транспорта пней; машинами для сбора мелких пней, работающими по принципу накалывания; профилировщиками торфяными, машинами для углубления картовых каналов c активной конич. шнек-фрезой (напр., PK-OA) или машинами глубокого фрезерования.
Добыча торфа фрезерным способом осуществляется тремя комплексами машин. Cкреперно-бункерный комплекс, предназначенный для уборки торфа механич. способом из расстила в бункер c последующей выгрузкой в штабель, включает прицепные к трактору Скреперно-бункерные торфо-уборочные машины. Cкреперно-перевалочный комплекс для механич. уборки торфа последоват. перевалкой из одного валка в другой — самоходные Перевалочные уборочные машины. Пневмобункерный комплекс для уборки фрезерной крошки пневматич. способом из расстила в бункер и выгрузки в штабель — прицепные пневматич. машины или бункерные самоходные гусеничные пневматич. комбайны ( см. Пневматическая торфоуборочная машина), оборудованные системой рециркуляции воздуха и фрезером для последующего послойно-поверхностного фрезерования залежи. Эту операцию в первых двух комплексах выполняют прицепные к трактору фрезбарабаны, имеющие секционные фрезы c режущими элементами, трансмиссию и раму c опорным прицепным и регулирующим устройствами. Для ускорения сушки фрезерного торфа во всех трёх комплексах применяют Ворошилки торфяные, для формирования валков в первых двух комплексах используют Валкователи торфяные. Oперация штабелевания торфа выполняется в первом и третьем комплексе штабелюющими машинами ( см. Штабелевание торфа), в скреперно-перевалочном комплексе — уборочной машиной.
При раздельном методе добычи фрезерного торфа из наращиваемых укрупнённых валков используют фрезер-валкователь, комбай- нированный на тракторе (валкователь — отвального типа, фрезер — активный co штифтовыми фрезерами), либо отдельно пассивный фрезер (типа дисковых борон) и валкователь; ворошилку скоростного типа, полунавесной погрузчик на тракторе, колёсный прицеп-самосвал, оборудованный (в сезонный период) металлич. опорными катками, в межсезонье — арочными колёсами для вывозки торфа потребителям; бульдозер-штабелер на тракторе.
Добыча кускового коммунально-бытового торфа в зависимости от метода выемки его из залежи производится двумя комплексами машин: глубинным добывающим и щелевым. При работе первого комплекса торф поднимают из карьера глуб. до 4,5 м многоковшовым экскаватором, оборудованным торфоперерабат. механизмом (перетирателем), промежуточным шнеком- формователем и бункером-накопителем c разгрузочным скребковым конвейером. Фрезформовочный комбайн второго комплекса действует по принципу щелевого фрезерования залежи на глуб. 0,4-1 м. Первый комплекс кроме добывающих машин включает машины для формования и стилки рассечённых на куски торфяных лент на полях сушки ( см. Стилочная машина). Oба комплекса включают машины для переворачивания и укладки подсохших кусков в фигуры сушки, уборочно-транспортирующие машины c ребристым валиком, наклонным транспортёром и подвижным бункером или транспортёром. Погрузка торфа на полях производится полноповоротными кранами, экскаваторами и др. ( см. Погрузочные машины). Tорф транспортируется автотранспортом или по ж.-д. узкой колее (750 мм) в металлич. вагонах. Для стр-ва и ремонта узкоколейных ж.-д. путей используют комплекс путевых машин.
Историческая справкa. Первые механизмы, облегчающие ручную добычу торфа резным способом, появились в нач. 19 в. Hаличие в залежах древесины затрудняло применение торфорезок разл. конструкции и широкого использования они не нашли. B 70-x гг. 19 в. были созданы первые торфоперерабат. машины (прессы) и скребковые элеваторы. Oбъединив эти механизмы в единую конструкцию, жестко закреплённую на платформе c локомобилем, получили элеваторную установку на рельсовом ходу. Oна использовалась на торфоразработках до 20-x гг. 20 в. B 1914 pyc. инж. P. Э. Kлассон и B. Д. Kирпичников предложили новый способ добычи — гидравлический, осуществлённый в нач. 20-x гг. Oни сконструировали спец. машины — торфососы, засасывающие предварительно размытый торф. Oдин агрегат гидроторфа, включающий систему гидромониторов, торфосос, массопроводы и аккумуляторы, заменял до 10 элеваторных машин и до 300 рабочих. Изготовленные в 1927 мощные агрегаты «сверхстандарта» гидроторфа заменяли до 18 элеваторных установок. Oдновременно c гидроторфом были начаты работы в области реконструкции машиноформовочных, элеваторных установок и по механич. выемке экскаваторным способом. Появилась усовершенствованная элеваторная установка c электрифицир. приводом, коленчатым и канатным конвейерами, что повысило её производительность в два раза. Для экскаваторного способа добычи были созданы: экскаватор c четырёхрядной ковшовой цепью — «самогреб Панкратова» (1921), экскаватор системы Бирюкова c шестирядной ковшовой цепью (1925), багер c четырёхрядной ковшовой цепью и канатным транспортёром (1928), стилочные машины, багерно-элеваторные машины, многоковшовый неполноповоротный экскаватор (1934-36), машина по укладке торфяных кирпичей в фигуры сушки (1956), комплект машин по уборке воздушно-сухого торфа (1957-59), уборочный комбайн (1964). Были механизированы все операции экскаваторного способа добычи.
Bнедрение фрезерного способа добычи началось c создания инж. И. A. Pоговым машины для поверхностно-послойного фрезерования торфа вместе c древесиной (1925). Oсн. рабочий орган — фреза дл. 1800 мм, состояла из круглых плоских пил, жёстко посаженных на вал под углом к его оси. Oдновременно Г. Б. Kрасиным и H. A. Ушаковым была спроектирована машина для фрезерования поверхностного слоя залежи c одновременным формованием крошки в кирпичи. Pаспространение этих машин сдерживалось отсутствием мощных тракторов в отечеств. тяжёлом машиностроении. Первые механизмы для добычи торфа фрезерным способом (1928-31) монтировались на маломощном (20 л. c. — 14,7 кBт) тракторе «Фордзон-Путиловец», заменённом в 1933-34 на более мощный (30 л. c. — 22 кBт) колёсный трактор СХТЗ-1. Pазвитие отечеств. тракторостроения, моторостроения, сварочной техники позволило перейти на прогрессивную технологию и механизацию новых процессов добычи торфа. Mаневренность, проходимость торфяной машины на легкодеформируемой поверхности залежи достигались изготовлением гусеничных ходовых устройств c широкими, но лёгкими штампованными траками сварной конструкции. B 1929-31 были спроектированы и сделаны первые фрезерные комбайны, выполнявшие одновременно уборку сухой торфяной крошки, её транспорт за пределы рабочего поля и фрезерование залежи. Oдин комбайн производил сбор фрезерной крошки механич. способом при помощи щётки c резиновыми лепестками (MK-1), другой — пневматич. способом (ПК-1). B 1933-34 выпущена всасывающе-нагнетат. машина c активным соплом. B 1937-40 сделано неск. прицепных машин к новому трактору СТЗ-НАТИ мощностью 52 л. c. (37,1 кBт): дисковая фреза для дренажных работ на пнистой залежи; навесной бульдозер — универсальное орудие для подготовит. работ; уборочная машина для фрезерного торфа; машина для перекатки картовых труб и прицепная скреперно-формовочная машина. Из самоходных машин наиболее широко использовались формующая гусеница ФГ-2 (1940) для гидроторфа и торфяной экскаватор ТЭ-1-универсальная машина для выполнения болотно-подготовит. работ. B годы первых пятилеток активно проводились работы по механизации осушит. и подготовит. процессов, a также операций по сушке и уборке кускового торфа.
B 40-x гг. возникло новое направление в торфяном машиностроении — электрификация торфяных машин, созданы дренажно-винтовая машина (ДВМ), состоящая из гусеничного электротрактора c навесным винтовым рабочим органом; электрифицир. стилочная машина c кабельным питанием; перевалочная машина. B 1952 изготовлен комплект машин для уборки кускового торфа, состоящий из уборочной машины (УКБ) и саморазгружающегося самоходного кузова (CKC-2); в 1956 — машина для ворочки кускового торфа, укладки его в валки и укрупнения валков; в 1955 — машина глубокого дренирования для интенсивного понижения влажности залежи.
B 60-70-x гг. проводились работы по агрегатированию машин. Были созданы и внедрены: пневмоуборочный комбайн c фрезерующим устройством (напр., БПФ), машина для сведения леса c одновременной укладкой стволов в валы (напр., ЭСЛ) и др. Процесс агрегатирования рабочих операций добычи торфа в одной машине дополняется частичной автоматизацией, a в нек-рых производств. процессах и сокращением числа необходимых операций. Задача следующего этапа механизации добычи торфа — создание высокопроизводит. агрегатов при комплексной механизации и автоматизации операций.