тренировка хоккей на траве
Физическая подготовка
Игра в хоккей на траве предъявляет большие требования к физической подготовленности спортсменов. В процессе состязания игроки постоянно с различной скоростью маневрируют по площадке, ведут борьбу за мяч с игроками команды противника, выполняют различные технические приемы. Чтобы выдерживать нужный темп до конца состязания, выполнять установку тренера в тактическом плане, не допускать технических и тактических ошибок в игре, особенно в ее конце, хоккеист должен постоянно заботиться о повышении своей общей физической подготовленности. Недостаточная физическая подготовка игроков ограничивает тактические возможности ведения игры всей команды.
Физическая подготовка разделяется на общую и специальную.
Общая физическая подготовка является обязательной для каждого хоккеиста любого возраста и разряда. Для решения задач общей физической подготовки используются общефизические упражнения и упражнения, состоящие из элементов других видов спорта.
Общеразвивающие упражнения обеспечивают разностороннюю работу основных мышечных групп всего тела и способствуют развитию силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, прыгучести и координации движений. К общеразвивающим относятся парные упражнения; упражнения в сопротивлении; упражнения с набивными мячами различного веса; упражнения со скакалкой, гантелями, эспандером; эстафеты с набивными мячами, с переноской груза, с расставлением и собиранием предметов (гантелей, булав); упражнения со штангой и др.
В занятия по хоккею на траве включаются упражнения из таких видов спорта: легкой атлетики (ходьба и бег различными способами и в разном темпе; бег на короткие дистанции — 20, 30, 60, 100, 400 м; бег с высокого старта; ускорения; прыжки с места и с разбега в длину и высоту; бег на местности до 5 км; метание молота), гимнастики (типа зарядки, на гимнастических снарядах), акробатики (кувырки вперед и назад в группировке, перевороты, кульбиты, мост и т. д.), прыжков в воду (со стартовой тумбы головой вперед, с 3 и 5-метровой вышки «солдатиком» и «ласточкой»), плавания (до 100 м), спортивных игр (баскетбол, футбол, теннис, бадминтон, хоккей с мячом), подвижных игр.
Специальная физическая подготовка направлена на совершенствование двигательных навыков и подготовку организма к максимальным физическим напряжениям, необходимым непосредственно для игры в хоккей на траве. Для решения задач специальной физической подготовки в выработке и совершенствовании основных физических качеств хоккеистов используются различные физические упражнения, специфичные для хоккея на траве.
Основное внимание развитию физических качеств уделяется в подготовительном периоде, поскольку задачей этого периода является приобретение спортивной формы, В соревновательном периоде необходимо поддерживать достигнутый уровень физической подготовленности.
Чтобы развитие физических качеств происходило правильно, функциональные нагрузки должны увеличиваться постепенно, необходима и определенная система чередования тренировки ц отдыха. К каждой новой нагрузке организм должен приходить полностью или почти полностью восстановившимся после предыдущей нагрузки. Только при этом условии тренировки принесут желаемые результаты. Важное значение имеют и правильно организованные педагогический процесс, врачебный контроль и режим быта.
Тренеру важно уметь определять уровень развития физических качеств и изменения в организме спортсменов под влиянием тренировки. Это позволяет ему контролировать и анализировать учебно-тренировочный процесс и вносить в него всевозможные поправки для развития физических качеств и повышения спортивного мастерства занимающихся.
Для лучшего определения уровня развития физических качеств вводится метод педагогического исследования, который слагается из анализа спортивных результатов, данных контрольных испытаний и педагогических наблюдений как в процессе тренировки, так и во время состязаний. Контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке являются важным показателем уровня физической подготовленности хоккеиста и его тренированности. Рост физических качеств может быть достигнут лишь при условии непрерывной тренировки. Поддерживать в соревновательном периоде необходимый уровень развития силы, быстроты и выносливости следует теми же средствами, что и в подготовительном периоде, только более характерными для специальной подготовки, со значительным увеличением применяемых специальных упражнений.
Нужно обращать серьезное внимание на взаимосвязь общей и специальной физической подготовки, ибо она характерна как для всего многолетнего процесса спортивной тренировки, так и для каждого из составляющих его циклов. Обе эти стороны тренировки должны быть представлены во всех периодах цикла (подготовительном, соревновательном, переходном), но соотношение их и задачи должны меняться.
Необходимо обратить особое внимание на развитие основных физических качеств у подростков и юношей, учитывая их развитие и физическую подготовленность. Ребятам не следует давать непосильные задания, особенно в упражнениях для развития силы и выносливости. В занятиях с юными хоккеистами нужен постоянный тщательный и строгий врачебный контроль.
Программа физкультурно-спортивной направленности по хоккею на траве для спортивной школы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Срок реализации: 3 года
Разработчик: Герц Елена Юрьевна
Характеристика вида спорта
Отличительные особенности программы
Минимальный возраст занимающихся
Условия для зачисления
Сроки реализации программы
Учебно-тематический план 1-го, 2-го, 3-го годов обучения
Организационные условия реализации программы ………………..стр. 9 – 11
Особенности организации учебно-воспитательного процесса
Формы организации деятельности
Продолжительность одного занятия
Объем тренировочной нагрузки
Планируемые результаты освоения программы……………………..…стр. 11
Система оценки результатов освоения программы…………………….стр. 12
Формы промежуточного контроля
Перечень информационного обеспечения ……………….………………..стр. 14
I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 14.12.2007 № 329-ФЗ,
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Приказа Минспорта России от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»,
Постановления от 04 июля 2014 года №41 СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР. Хоккей на траве. Федотова Е.В., Удилов Г.Г., М., «Советский спорт», 2007 г.
Направленность дополнительной программы по хоккею на траве – физкультурно – спортивная.
Обеспечить сохранение и укрепление здоровья, всестороннее развитие личности воспитанников и привить им устойчивый интерес и потребность к занятиям физическими упражнениями, изучить с детьми начальные формы упражнений по хоккею на траве.
— обучение технике и тактике хоккея на траве, подготовка грамотных инструкторов и судей по хоккею на траве;
— воспитание смелых, волевых, настойчивых, инициативных, трудолюбивых и дисциплинированных спортсменов;
— содействие гармоничному физическому и психическому развитию, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья занимающихся;
Хоккей на траве — олимпийский командный вид спорта (по одиннадцать человек в каждой команде), в который играют две команды, используя клюшки. Матч играется на специальном синтетическом покрытии (в прошлом на траве) маленьким твёрдым мячом. Аналог хоккея на траве, играемый на площадке для гандбола — индорхоккей.
Занятия хоккеем на траве способствуют развитию как аэробных, так и анаэробных возможностей организма, укрепляют четырехглавые, икроножные, ягодичные, широчайшую мышцы спины, а также дельтовидные и плечевые. Поскольку клюшки в травяном хоккее короткие, игрокам приходится бегать и выполнять удары в согнутом положении, а это способствует укреплению мышц спины.
Для того чтобы обладать достаточными силами и проводить целиком игру, необходимо иметь хорошую общую выносливость. Необходимо специально развивать мышечную выносливость туловища и рук, укреплять мышцы и связки колена, что поможет избежать травм.
Хоккей на траве – командный вид спорта, поэтому занятия этим видом спорта помогают ребенку обрести:
самодисциплина и ответственность.
— внедрение начальных форм упражнений по хоккею на траве для детей с 7-летнего возраста;
— реализация технологии содействия сохранению и укреплению здоровья младшего возраста;
— систематизация требований к физической подготовленности занимающихся (по показателям физического развития, функционального состояния и развития психофизических качеств);
— преемственность изучения программного материала, отраженная в перспективном, текущем и оперативном планировании;
— разнообразие средств и методов, включенных в различные формы работы с занимающимися (физкультурные занятия, праздники, дни здоровья, физкультминутки, занятия совместно с родителями).
Минимальный возраст детей для зачисления на обучение 7 лет.
Основными условиями для зачисления в физкультурно-спортивные (ФСГ) группы являются:
— заявление от родителей для зачисления ребёнка в группу физкультурно-спортивной подготовки СШ;
— медицинская справка от педиатра о допуске, поступающего на отделение в физкультурно-спортивную группу по данному виду спорта;
Одноцикловое построение тренировочного процесса в хоккее на траве
Одноцикловое построение тренировочного процесса в хоккее на траве
Винницкий государственный педагогический университет имени Михаила Коцюбинского
Постановка проблемы. На современном этапе подготовки спортсменов высокой квалификации преимущественно используется теория периодизации спортивной тренировки. Основы периодизации спортивной тренировки были разработаны [11], который еще в 1964 г. в своей фундаментальной работе «Проблема периодизации спортивной тренировки» разработал основные методологические подходы по построению тренировочного процесса спортсменов в течении года в зависимости от трех фаз спортивной формы. В последние годы на основе критического анализа теории периодизации [12, 21] обоснована концепция построения тренировочного процесса спортсменов в годичном макроцикле.
В зависимости от календаря главных соревнований специалистами рассматриваются как одноцикловое, так и многоцикловое построение спортивной тренировки в различных видах спорта [1, 2, 12, 15, 21, 22].
Проблема построения тренировочного в течении года в командных игровых видах спорта является актуальной. В этих видах спорта годичный тренировочный цикл обусловлен, прежде всего, календарем соревнований. Главной специфической особенностью командных игровых видов спорта есть, с одной стороны, достаточно большая продолжительность соревновательного периода (от 2 до 8 месяцев), и с другой – достижение спортивного результата не в одноразовых соревнованиях, а в результате суммирования показателей многотуровых соревнований. То есть, возникает проблема поддержания высокого уровня спортивной формы на протяжении длительного соревновательного периода [4, 5, 12, 18, 19].
В связи с этим, весьма важным есть определение не только определенной схемы планирования процесса подготовки спортсменов в течение года, но и рациональное построение структурных образований тренировочного процесса в каждом макроцикле, в зависимости от фаз спортивной формы.
Предметом исследования этой статьи является построение тренировочного процесса спортсменов высокой квалификации в хоккее на траве.
Построение тренировочного процесса этом олимпийском виде сорта в течение года исследовалось [16], которая в своей монографии «Соревновательная деятельность и подготовка спортсменов высокой квалификации в хоккее на траве» с научно-методической точки зрения обосновала тренировочный процесс в годичном макроцикле клубных и сборных женских хоккейных команд. Исследования, связанные с подготовкой хоккеистов на траве в годичном макроцикле были проведены E. Anders [17] и [7, 8]. В то же время, анализ литературы позволяет прийти к выводу, о необходимости проведения исследования, с целью обоснования одного из методических подходов при построении годичного тренировочного цикла в хоккее на траве, а именно одноциклового построения тренировочного процесса.
Исследования выполнено в рамках темы 2.4 «Теоретико-методические основы программирования и моделирования подготовки спортсменов различной квалификации». Номер государственной регистрации 0116U005299.
Организация исследования. Исследование проведено на высококвалифицированных хоккеистах на траве (п=26). Спортивная квалификация мастера спорта Украины. Средний возраст – 25,6 лет.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ и обобщение литературных источников; педагогическое наблюдение; метод контроля тренировочной работы; тестирование; хронометраж; методы функциональной диагностики; методы моделирования; методы математической статистики.
Цель исследования – на основе структурно-системного подхода определить структуру и содержание одноциклового построения тренировочного процесса спортсменов высокой квалификации в хоккее на траве в течение года.
Одноцикловая система построения тренировочного процесса применяется при проведении соревнований по хоккею на траве по схеме весна-осень. Одноцикловая система состоит из трех периодов: подготовительного (8-10 недель), соревновательного (больше 9 месяцев), переходного (4-6 недель) (рис. 1).
Подготовительный период состоит из двух этапов: общеподготовительного и специально-подготовительного. В свою очередь общеподготовительный этап состоит из втягивающего и базового развивающего мезоциклов, а специально-подготовительный – из базового стабилизирующего и предсоревновательного мезоциклов. В течение этих этапов закладываются базовые основы физической, технико-тактической, психологической подготовленности игроков. В начале подготовительного периода следует практиковать нагрузки умеренной величины и интенсивности.
Обучение технике игры
Чем выше техническая подготовка хоккеиста, тем больше у него возможностей для творчества в игре. Различные технические приемы игры выполняются игроками как на месте, так и в движении. Исключительно важное значение для правильного выполнения технических приемов имеет держание клюшки. Этому элементу на первых тренировках необходимо уделить особое внимание. Начинать обучение правильному держанию клюшки рекомендуется в такой последовательности:
держание клюшки для приема катящегося мяча, стоя на месте;
держание клюшки для приема быстро идущего мяча низом на месте;
держание клюшки для остановки летящего мяча справа на месте;
держание клюшки при толчке мяча; держание клюшки при ударе по мячу на месте, удерживая клюшку в одном случае за конец, в другом — ближе к середине;
держание клюшки в движении двумя и одной рукой (левой и правой);
держание клюшки при броске мяча; держание клюшки при ведении мяча.
Обучать игроков ударам, толчкам, щелчкам, подкидкам, броскам и остановкам мяча рекомендуется в парах, построив занимающихся в две шеренги. Первоначальное расстояние между игроками — 5—6 м. Потом оно постепенно увеличивается до 20 м. При изучении подкидок и бросков между шеренгами ставят бортик или скамейку, через которые необходимо перебросить мяч.
Игроки защиты обычно имеют больше времени в игре для производства удара. С целью же сокращения времени на производство удара игрокам нападения рекомендуется держать клюшку двумя руками не за конец, а ближе к середине, в 20—25 см от начала ручки. При этом высота замаха также резко уменьшается.
Особое внимание необходимо обращать на то, чтобы клюшка подводилась под мяч под углом снизу с небольшим зазором, а также, чтобы в завершающей фазе броска резким движением кистей рук крюк клюшки поворачивался на 180 градусов. Оба этих момента обеспечивают точность посылки мяча в цель.
На третьем-четвертом занятии можно устроить соревнование между игроками на дальность броска. Для этого все игроки выстраиваются на центральной линии поля на расстоянии друг от друга 4—5 м и по команде тренера бросают свои мячи по одному справа налево.
Когда бросать мяч научатся все игроки команды, они сдают нормативы по броску мяча на дальность, используя ворота и флажки (рис. 57).
Рис. 57. Упражнение для совершенствования броска мяча на дальность (мяч нужно послать выше ворот)
Вот примерные упражнения, применяемые при обучении толчкам, щелчкам, ударам, броскам и остановкам мяча.
1. Толчок мяча справа и остановка его клюшкой справа.
2. Щелчок мяча справа и остановка его клюшкой справа.
5. Толчок мяча слева и остановка его клюшкой слева, при этом крюк клюшки необходимо поворачивать концом вниз.
6. Бросок мяча партнеру справа и остановка его рукой.
7. Толчок и бросок мяча слева и остановка его клюшкой или рукой.
9. Толчки, щелчки и удары по мячу в движении справа (слева).
Обучение тактике игры
Обучение надо начинать с ознакомления занимающихся при помощи макетов, схем, просмотров игр и пр. с различными тактическими системами и объяснения функций и обязанностей каждого игрока, отдельных линий и звеньев команды.
Тактические действия по определенной тактической системе выполняются сначала в упрощенных условиях, затем отрабатываются в учебных двухсторонних и товарищеских матчах и окончательно закрепляются в календарных состязаниях.
На теоретических занятиях тренеру необходимо проводить разборы проведенных игр с указанием на удачные тактические действия и допущенные ошибки, а также давать установку на предстоящую игру. Не следует ограничиваться освоением только одной тактической системы. Необходимо искать такие тактические «ключи», которые открывали бы перед командой возможность добиться желанной победы во встречах с соперниками самого различного стиля.
Обучение групповым действиям и совершенствование в них начинаются с разъяснения их тактического смысла, затем разучиваются простейшие комбинации с участием двух-четырех игроков с открыванием на свободное место, со сменой мест и другие игровые упражнения. По мере приобретения игрового опыта разучиваются более сложные тактические действия: действия отдельных линий и звеньев команды в нападении и защите, при реализации свободных и угловых ударов и при защите своих ворот от этих ударов.
Разыгрывать комбинации надо сначала при пассивном расположении защитников, а затем усложнять условия, постепенно приближая их к игровым. При разучивании и совершенствовании комбинаций для взятия ворот противника необходимо тут же отрабатывать различные защитные варианты игры.
Продумать заранее такие комбинации, которые давали бы возможность легко забивать голы, невозможно. Это зависит от тактической сообразительности игроков, их опыта и тактического мастерства, а также от противодействия защищающихся. Однако несколько наигранных комбинаций, особенно при так называемых стандартных положениях (например, угловых и свободных ударах), команда должна разучить на учебно-тренировочных занятиях и иметь на вооружении.
Основными тактическими принципами для построения комбинаций являются:
1) умение создать численный перевес игроков на отдельном участке поля за счет лучшей маневренности и умения игроков освобождаться от опеки соперника;
2) умение создать условия отдельным игрокам для успешной атаки ворот;
3) умение использовать индивидуальные качества игроков для решения тактических задач;
4) умение использовать угловые и штрафные угловые удары для взятия ворот;
5) умение использовать численное преимущество.
Обучение индивидуальным действиям и совершенствование в них начинается с различных упражнений по ведению мяча с обводкой стоек и применением обманных движений.
При тренировке игроков в выборе позиции, приеме и передачи мяча, умении «закрыть» соперника рекомендуются такие упражнения, как игра в квадрате с двумя водящими, борьба за мяч на ограниченной площадке 3×3, 4X4, 5×5 и другие игровые упражнения.
Для отработки передач и ведения мяча целесообразно выполнять упражнения в парах в движении. На рис. 58 показано движение игроков при выполнении пяти простых упражнений в передачах мяча и движении. Игроки А и Б передвигаются каждый по своей линии (расстояние между ними 5—6 м) и передают мяч друг другу на выход по диагонали.
Рис. 58. Упражнение для совершенствования передач мяча в движении
1. Игроки играют в два касания, принимая и передавая мяч с удобной стороны. При этом игрок А принимает и передает мяч несколько сзади-сбоку или сбоку, поворачивая туловище направо. Игроки передают мяч друг другу толчком или броском низом.
2. Игроки передают мяч друг другу в одно касание легким кистевым ударом с удобной стороны.
3. Игрок А принимает мяч с удобной стороны, посылает его вперед, а затем передает партнеру толчком с неудобной стороны.
4. Игрок А принимает и передает мяч с неудобной стороны.
5. Игроки передают мяч друг другу в одно касание, при этом хоккеист А играет только с неудобной стороны.
После пробегания одного (двух) кругов по кромке поля игроки меняются местами. На рис. 59 (упражнения 6 и 7) продемонстрировано движение игроков при выполнении более сложных упражнений в движении с ведением мяча и со сменой мест (расстояние между игроками 8—10 м).
6. Игрок Б ведет мяч влево толчками справа, а затем, резко поворачивая туловище, передает мяч по диагонали направо толчком с удобной стороны. Игрок А делает рывок за спиной игрока Б, принимает мяч с удобной стороны и ведет мяч влево, игрок Б перемещается по диагонали вправо за спиной партнера и т. д.
7. Это упражнение выполняется так же, как и предыдущее, только игроки передают мяч друг другу с неудобной стороны крюком, повернутым вниз.
Рис. 59. Упражнение для совершенствования передач мяча в движении с ведением мяча и со сменой мест
Эти семь упражнений следует выполнять на каждом занятии и во время разминки перед играми, чтобы лучше почувствовать мяч и поле.
На каждом занятии рекомендуется также изучать и отрабатывать различные обманные движения. Обманные движения изучаются вначале в медленном темпе без мяча и без сопротивления соперников. Затем используются упражнения по ведению мяча с обводкой стоек при сопротивлении партнера. Примерные упражнения таковы:
1. Игроки, двигаясь в колонне без мячей, выполняют по команде (сигналу) финты туловищем, клюшкой, изменяют направление движения и скорость.
2. Игроки ведут мяч с интервалом 10—15 м и обводят стойки, стоящие на расстоянии 8—10 м друг от друга в шахматном порядке, применяя финты туловищем и клюшкой по сигналу тренера.
3. Нападающий старается обыграть защитника в коридоре 3—5 м в движении.
4. Игра 2X2 на ограниченном участке поля с применением финтов и передач.
5. Обманные движения при взятии ворот, защищаемых вратарем.
Вариантов обманных движений очень много. Тренеру нужно поощрять тех игроков, которые применяют «свои» приемы, свойственные только одному исполнителю. Все игроки должны проявлять инициативу и творчество в освоении различных обманных движений.
Чтобы научиться входить в круг удара, на тренировках необходимо отрабатывать различные упражнения с обыгрыванием защитника, вратаря и последующим ударом по воротам. На рис. 60 показано упражнение с обыгрыванием нападающими полузащитника (до 23-метровой линии), защитника (между 23-метровой линией и кругом удара) и завершающим ударом по воротам с 12—14 м, защищаемым вратарем. Это упражнение выполняется поточно.
Рис. 60. Упражнение с обыгрыванием полузащитника и защитника
Рис. 61 демонстрирует упражнение, где игроки нападения поточно обыгрывают защитника, которого страхует вратарь. Если защитник обыгран, то вратарь тут же вступает в борьбу с нападающим. Нападающий пытается обыграть выдвинувшегося вперед вратаря и забить гол.
Рис. 61. Упражнение с обыгрыванием защитника, страхуемого вратарем
На рис. 62 показано упражнение с обыгрыванием нападающими А и Б одного защитника, подстраховываемого вратарем. Игрок А ведет мяч, а затем передает его вправо партнеру Б, который принимает мяч и передвигается с ним вперед. Сблизившись с защитником, он посылает мяч влево по диагонали мимо защитника с таким расчетом, чтобы игрок А не оказался в положении «Вне игры» и чтобы вратарь не успел перехватить мяч. Задача игрока А — обыграть вратаря и забить гол.
Рис. 62. Упражнение для двух нападающих с обыгрыванием защитника и вратаря
Упражнение можно также выполнять с атакой ворот справа, слева и по центру. В атаке могут участвовать два-три игрока нападения и один-два защитника.
Взаимодействие игроков при выполнении штрафного углового удара и защита своих ворот при этом ударе шлифуются обычно в конце занятия в одних и тех же упражнениях. Шесть игроков атакуют ворота и шесть защищаются. Может быть применен и соревновательный метод — между тройками атакующих или между атакующими и защищающимися.