тренировки для волейболистов на этапе начальной

Тренировки по волейболу

Тренировки на любительском уровне проходят 2-3 раза в неделю под руководством тренера. Профессионалы тренируются по 2 раза в день и регулярно посещают спорт-зал.

Волейбольная тренировка обычно состоит из четырех частей:

Физическая разминка — упражнения

Делаем три круга по залу.

Разминаем руки: делаем махи руками в одну сторону и в разные. Разрабатываем кисти.

Разминаем ноги: приседания, растяжка.

Тянемся к ныскам. Подъемы на прес. Отжимания.

Разминаем шею, и голеностопы. Чем лучше будут разогреты мыщцы, тем ниже вероятность травмы

Отработка техники соло и в парах

Отрабатываем верхний прием соло: чеканка мяча над собой. Чеканка над собой с разворотом: прием спереди, прием сзади. В

Отрабатываем нижний прием соло: чеканка над собой, чеканка от стенки. Чеканка мяча одной рукой.

Отработка нападающего удара и подачи соло: чеканим мяч об стену, тренировка нападающего удара с мячом на резинке или при помощи специального тренажера.

Отрабатываем задний пас: навешиваем мяч над собой, разворачиваемся и пасуем партнеру. Партнер принимает, навешивает над собой, разворачивается и так же спиной навешивает вам. И так далее.

Групповая отработка техники

Отработка связки: с одной стороны стоят 6 игроков. Задняя линия участвует в приеме, передняя в пасе и нападении. С другой стороны площадки собрались остальные игроки и подают подачи. Главная задача подающих: разработка подачи. Главная задача принимающих: принять мяч и разыграть его на удачное нападение.

Разбиваемся на две команды и играем около 40 минут-часа. Если игроков больше 12 человек, игра идет с заменами. Именно в процессе игры закрепляются материал и разрабатывается умение взаимодействовать с напарником.

Источник

Тренировки для волейболистов на этапе начальной

Физическое развитие волейболиста

Общая физическая подготовка направлена на разностороннее гармоничное развитие волейболиста, повышение уровня всех главных физических качеств, укрепления систем организма и органов, повышение функциональных возможностей и улучшение здоровья спортсмена. Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств, в которых нуждается каждый волейболист.

Физическая подготовка волейболиста тесно связана с тактической, технической и психологической подготовкой. Она способствует быстрейшему овладению и прочному закреплению тактических навыков и технических приемов.

Современный волейбол предъявляет к физическому развитию волейболиста очень высокие требования. Каждый волейболист обязан участвовать как в нападении, так и в защите, что предъявляет огромные требования к его скоростно-силовой подготовке, а многократное вариативное выполнение технических приемов и продолжительность игры требуют особой выносливости.

В течение одной игры каждый волейболист совершает до 200-250 прыжков, значительное количество бросков и падений, многократные перемещения на большой скорости с резкой сменой направления и с резкими остановками. Количество совершаемых технических приемов в одной игре доходит до 500, а иногда и более. Высокие требования, предъявляемые к волейболисту во время игры, приводят к тому, что за игру спортсмен теряет порядка 2-3 кг веса, а частота сердечных сокращений увеличивается до 200-220 ударов в минуту.

Правила по волейболу строго оценивают чистоту выполнения технических приемов, что требует огромного нервного напряжения и непрерывного внимания в течение всей игры.

Общая физическая подготовка волейболистов.

Перед общей физической подготовкой волейболистов стоят следующие задачи:

Разностороннее физическое развитие спортсменов.

Развитие физических качеств (силы, выносливости, скорости, гибкости и ловкости).

Увеличение функциональных возможностей.

Увеличение спортивной работоспособности.

Стимулирование процессов восстановления.

Расширение объема двигательных навыков.

Общая физическая подготовка волейболиста должна быть направлена на высокое развитие всех основных физических качеств. Но не нужно ставить знака равенства между равномерным развитием всех физических качеств спортсмена и его разносторонним физическим развитием.

Разностороннее физическое развитие должно заключаться в пропорциональности развитии всех физических качеств, которые необходимы при игре в волейбол. Большая часть упражнений, используемых с целью повышения общей физической подготовки, оказывают разностороннее воздействие на организм спортсмена, но в тот же момент каждое из них в большей степени направлено на развитие того или иного качества. Так, к примеру, упражнения с большими отягощениями в большей степени направлены на развитие силы волейболиста. Длительный бег по пересеченной местности – на развитие выносливости. Ускорения на коротких отрезках – на развитие скорости, а акробатические упражнения направлены на развитие ловкости волейболиста. Занятия этими упражнениями преимущественно оказывают воздействие на какого-то одного качества, и в меньшей степени способствую развитию других физических качеств. В зависимости от преимущественной направленности физические упражнения для волейболистов предназначаются для развития силы, выносливости, скорости, гибкости и ловкости.

В волейболе все перечисленные физические качества тесно взаимосвязаны. Употребление целенаправленных упражнений даст возможность ликвидировать имеющиеся недостатки, имеющиеся в физическом развитии занимающихся.

В спортивной тренировке для развития физических качеств используются методы: «с ускорением», «до отказа», интервальный, максимальных усилий, равномерный, соревновательный и игровой.

Занимаясь другими видами спорта для повышения общей физической подготовки необходимо обращать внимание на правильное овладение техникой отдельных движений данных видов спорта, поскольку это будет способствовать более эффективному развитию физических качеств, необходимых волейболисту.

Специальная физическая подготовка волейболистов.

Занятия специальной физической подготовкой волейболистов способствуют развитию специальных качеств спортсмена, быстрейшему и лучшему освоению и овладению отдельными техническими приемами, быстрому достижению спортивной формы. Средствами специальной физической подготовки в большей степени можно развивать какое-то определенное качество, необходимое волейболисту. К примеру: силу отдельных мышечных групп, быстроту движений, прыгучесть, скорость двигательной реакции, подвижность в суставах в необходимых направлениях и с необходимой амплитудой и др. Благодаря специальным упражнениям, направленным на преимущественное развитие определенных качеств, можно параллельно совершенствовать выполнение отдельных технических приемов волейбола.

Для этого чаще всего используются специальные упражнения, сходные по структуре и характеру выполнения с тем или иным техническим приемом или его отдельными элементами. Наиболее эффективны специальные физические упражнения, направленные в больше степени на овладение отдельными техническими приемами. Использование данных упражнений вместе с совершенствованием и изучением технических приемов попутно сопутствует развитию специальных физических качеств.

В специальную физическую подготовку волейболистов входит изучение развития:

Методика развития специальных физических качеств

Основными средствами обучения и тренировки является разнообразные физические упражнения. Все упражнения делятся на вспомогательные и основные.

Задача общеразвивающих упражнений состоит в разносторонней физической подготовке занимающихся. При проведении ОРУ используют средства гимнастики, акробатики, легкой атлетики различные виды игр. ОРУ используются для избирательного воздействия на определенные мышечные группы. В свою очередь упражнения для отдельных мышечных групп по их преимущественной направленности могут быть на силу, гибкость. Они же имеют и большое общеобразовательное значение. Выполняя их, учащиеся знакомятся с разными по форме и характеру движениями, получают правильное представление о необходимой силе, быстроте, темпе.

Подготовительными упражнениями называются такие, которые развивают специальные физические способности, необходимые для игры. Сюда входят быстрота перемещений, прыгучесть, сила кистей и их подвижность и тому подобное.

Игры, способствующие развитию ловкости волейболистов:

1. Игроки делятся на две равные команды и по сигналу тренера начинают эстафетный бег с обеганием препятствий (стоек, набивных мячей и т.д.). После обегания препятствий каждый участник эстафеты обязан повернуться кругом и сделать бросок для приема мяча, заканчивающийся кувырком.

Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету и правильнее выполнившая задания.

2. На волейбольной площадке две равные команды. Игроки одной команды поочередно в прыжке бросают теннисные мячи, стараясь попасть на свободное место. Вторая команда стремится поймать брошенный мяч. После 10-15 бросков команды меняются местами.

Выигрывает та команда, которая поймает больше мячей.

3. Играющие становятся в круг. Тренер назначает центрального, который вращает веревку с привязанным к концу грузом (мешочком, наполненным песком). Стоящие в кругу должны перепрыгивать через приближающуюся веревку. Тот, кто задел груз, становится в круг и продолжает водить.

Игру можно усложнить, изменяя высоту вращения веревки, выполняя прыжки на одной ноге или прыжки с поворотом кругом.

Игры, способствующие развитию прыгучести юных волейболистов:

1. Играющие делятся на две равные команды и по сигналу тренера прыжками на обеих ногах устремляются вперед. На пути каждого расставлены препятствия (малые барьеры или скамейки), которые участники обязаны преодолеть прыжками на обеих ногах. Обежав стойку, они возвращаются: первую половину обратного пути проходят прыжками на левой ноге, вторую на правой ноге.

Побеждает команда, которая пройдет путь быстрее.

2. Встречная эстафета со скакалкой. Игроки делятся на две команды. По сигналу тренера прыжками через скакалку на обеих ногах двое первых устремляются вперед. Достигнув команды стоящей напротив, они передают скакалку, после чего в эстафету вступают следующие. Побеждает команда, которая первой закончит прыжки и допустит меньше нарушений.

3. Игроки делятся на две (или несколько) равные команды. Первые номера выстраиваются на черте и по сигналу тренера выполняют прыжок в длину с места. Следующий игрок прыгает с того места, на которое приземлился предыдущий, и так до последнего номера в команде.

Выигрывает команда, игроки которой окажутся дальше.

Комплекс упражнений на развитие прыгучести:

1. Прыжки на одной, двух ногах в различных направлениях.

2. Прыжки на месте с подтягиванием ног.

3. То же, но с продвижением вперед.

4. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа.

б) ноги на ширине плеч;

в) одна нога впереди;

г) со сменой положения ног;

д) с поворотом на 90, 180, 360;

е) доставание подвешенного предмета.

5. Прыжки в длину с места.

6. Многоскоки тройные, пятерные, десятерные.

7. Прыжки на носках руки за голову.

8. Прыжки через скакалку.

9. Прыжки через гимнастическую скамейку.

Варианты: а) стоя боком к скамейке;

б) стоя лицом к скамейке;

в) прыжки на одной ноге через скамейку;

г) прыжки на 2-х ногах через скамейку с продвижением вперед;

д) то же, но одной ноге.

10. Прыжки стоя на 2-х скамейках из приседа с гирей 16-32 кг.

11. Прыжки сериями, стоя на месте с доставанием баскетбольного щита.

12. Прыжки через две, поставленные друг на друга скамейки.

13. Прыжки с отягощением (мешки с песком, пояса).

14. Прыжки на месте с амортизаторами.

15. Серийные прыжки через барьеры.

Игры, способствующие развитию скоростно-силовой выносливости волейболистов:

1. Участники делятся на две равные команды и в каждой команде рассчитываются на первый и второй. Первые номера принимают упор лежа, вторые берут первых за ноги. По сигналу тренера участники на руках, поддерживаемые за ноги, передвигаются до края дорожки, достигнув края, меняются местами и возвращаются обратно. Побеждает команда, участники которой быстрее закончат эстафету.

2. Игра в волейбол в кругу, сидя на плечах товарища. Игроки рассчитываются на первый и второй, первые номера садятся на плечи вторым и все образуют круг. Мяч вводится в игру, через 5-7 мин игроки меняются ролями.

3. «Всадники». Участники игры разделяются на две равные команды. Каждая команда рассчитывается на первый и второй. Вначале первые участвуют в роли «всадников» затем вторые. Команды выстраиваются друг против друга и как бы скачут навстречу. Играющие стремятся стаскивать всадника в противоположной команде. Побеждает команда, у которой останется больше всадников.

Комплекс упражнений на развитие выносливости:

1. Упор лежа, сгибание и разгибание рук сериями 10-20 раз.

а) руки на ширине плеч (можно шире) 10-12 раз.

б) одна кисть на другой 10-12 раз.

в) преимущественно нагрузка на одну руку 10-12 раз.

г) с поочередным сгибанием рук 10-12 раз.

д) с опорой на одну руку 10-12 раз.

е) с опорой ногами о скамейку, стул 10-12 раз.

ж) с попеременным подниманием ног 10-12 раз.

з) с отталкиванием руками от опоры 10-12 раз.

и) с хлопком ладонями в момент отрыва рук от опоры

к) одновременным отрыванием рук и ног 6-10 раз.

л) то же, но с хлопком руками 6-10 раз.

м) с опорой на пальцы 10-20 раз.

2. Упор лежа. Круговые движения головой поочередно вправо, влево (руки слегка согнуты) 6-10 кругов.

3. Упор лежа, поочередное поднимание рук вверх 8-14 раз.

4. Упор лежа. Одновременное поднимание руки и разноименной ноги вверх 8-14 раз.

5. Упор лежа. Сгибание и разгибание рук. Во время разгибания поворот туловища вокруг продольной оси на 900, руку вверх 1-3 круга.

7. Упор лежа. Передвижение в сторону одновременными прыжками на руках и ногах 8-15 раз.

9. Упор лежа. Передвижение вперед волоча ноги с вытянутыми и расслабленными носками 20-40 шагов.

10. Упор лежа сзади. Передвижение во всех направлениях, сгибая ноги 30-40 шагов.

11. Упор лежа. Передвижение волоча прямые ноги

12. Упор лежа сзади. Передвижение, волоча прямые ноги

Игры, способствующие развитию точности юных волейболистов:

2. На площадке две команды. Одна из них играет в нападении, вторая в защите. Игроки нападающей команды по очереди выполняют нападающие удары. Команда защитников должна принять мяч и с первой передачи направит его в корзину, укрепленную на сетке или установленную на площадке (по усмотрению тренера).

Выигрывает команда, которая с первой передачи направит больше мячей точно в корзину.

3. На площадке две команды. Одна играет в нападении, вторая в защите. Игроки нападающей команды по очереди в прыжке бросают через сетку теннисные мячи. Защитники ракетками, которые они держат одну в правой, вторую в левой руках, отбивают мячи в корзину, установленную тренером (по его усмотрению).

Выигрывает команда, которая направит точно в корзину больше принятых мячей.

Игры, способствующие развитию чувства пространства и координации движений волейболистов:

1. Две команды становится по обе стороны волейбольной площадки произвольно. У каждого игрока в руках мяч. По сигналу тренера бросают мячи под сеткой одной, двумя руками как можно быстрее. Выигрывает команда на стороне, которой не будет ни одного мяча.

2. Две команды становится по обе стороны волейбольной площадки произвольно. У каждого игрока в руках мяч. По сигналу тренера бросают мячи в прыжке с замахом рук через сетку. Выигрывает команда на стороне, которой не будет ни одного мяча. Перемещение к мячу шагом, бегом, приставными шагами с последующим падением.

1.3 Подводящие упражнения в подготовке юных волейболистов

Подводящие упражнения непосредственно направлены на овладение структурой технического приема. К подводящим относят и имитационные упражнения. Подводящие упражнения облегчают условия выполнения приема и предупреждают появления целого ряда ошибок.

Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. Выполнение необходимых приемов игры возможно лишь при условии совершенного владения их техникой. Специфической особенностью волейбола является то, что ни один прием нельзя выполнять изолированно, так как он связан с другими приемами, выполняемыми партнерами по команде, либо соперником.

Техника передвижений. Передвижения выполняются в виде ходьбы, бега, скачков, выпадов. Но прежде чем выполнить тот или иной прием игры, волейболист должен принять определенную стойку или положение, обеспечивающее возможность своевременного выполнения необходимого движения.

По степени сгибания ног в коленных и тазобедренных суставах различают три вида стоек: высокую, среднюю и низкую. Находясь в определенной стойке, волейболист иногда стоит неподвижно или же незначительно передвигается переступанием из стороны в сторону, перенося массу тела с одной ноги на другую. Исходя из предшествующего движения, стойки имеют некоторые особенности. Например, стойка игрока, готовящегося к выполнению подачи, отличается от стойки игрока, готовящегося к блокированию.

Ходьба выполняется обычным, двойным, пригибным и приставным шагом. Для бега характерны стартовые ускорения и резкие изменения направления с последующими остановками. Последний шаг при этом выполняется стопорящим движением. При приеме мяча, летящего несколько в стороне, волейболист может сделать выпад. Более быстрым способом передвижения на небольшое расстояние является скачок, который применяется в большей степени при защитных действиях. [4]

Упражнения на передвижения:

1. Занимающиеся располагаются за лицевой линией площадки и принимают положение обусловленной стойки игрока. По определенному сигналу (зрительному или слуховому) передвигаются двойным или приставным шагом, скачком или выпадом (вправо, влево, в стороны).

2. Занимающиеся располагаются в шеренгах за лицевой линией. По определенному сигналу они выполняют передвижения бегом к сетке, затем спиной вперед обратно. То же, но с имитацией определенного приема игры.

3. Занимающиеся располагаются в двух колоннах в зонах 1 и 5. По сигналу бегут в зону 6, останавливаются и имитируют определенный прием игры.

4. Расположение в шеренгах. Стартовые ускорения вперед, вправо, влево из различных положений: сидя лицом и спиной к направлению передвижения; лежа на спине и на животе головой и ногами в том же направлении.

5. Расположение в колонне по одному за лицевой линией. Первый игрок из зоны 1 выполняет ускорение в зону 2, откуда передвигается вдоль сетки приставными шагами в зону 4, а затем спиной вперед, назад в зону 5. Из зоны 5 игрок передвигается в зону 6, где, выполнив остановку и имитацию приема мяча снизу двумя руками, уходит в конец колонны.

Для того чтобы лучше усвоить технику выполнения передвижения, рекомендуется использовать различные подвижные игры. Так, например: «Зоркий глаз», «Падающая палка», «День и ночь».

«Зоркий глаз». Во время ходьбы или бега по зрительному сигналу занимающиеся выполняют заранее обусловленные действия. Например, поднятая рука вверх означает, что учащиеся должны выполнить выпад вперед и принять обусловленную стойку волейболиста. Вариант: поднятые вверх обе руки означают, что надо выполнить два-три приставных шага, принять низкую стойку волейболиста и проимитировать передачу двумя руками сверху.

Источник

ПРИМЕНЕНИЕ ПРЫЖКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Спортивная школа олимпийского резерва «Старт»

ПРИМЕНЕНИЕ ПРЫЖКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ
ПРОЦЕССЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Выполнила: Ремова Инна Евгеньевна,

тренер МБУ СШОР «Старт»

Работа по теме «применение прыжковых упражнений в тренировочном процессе волейболистов на начальном этапе подготовки».

Объект работы: учебно-тренировочный процесс волейболистов.

Цель работы: определить методы и способы применения прыжковых упражнений в тренировочном процессе волейболистов на начальном этапе подготовки.

Выявить значимость прыжковых упражнений в тренировочном процессе волейболистов.

Проанализировать методику использования прыжковых упражнений в тренировочном процессе волейболистов на начальном этапе подготовки.

Установить способы введения прыжковых упражнений в тренировочный процесс волейболистов на начальном этапе подготовке.

Наиболее актуальной проблемой в волейболе в настоящее время является развитие прыгучести.

Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков волейболистов являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов.

Актуальность : волейбол, можно рассматривать как высшую форму спортивных игр, включенных в мировую систему спортивных соревнований. Волейбол, широко представлен в программе Олимпийских игр, а также в профессиональном спорте.

Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков волейболистов являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов.

Прыжковая игровая деятельность доминирует в соревновательном процессе волейболистов. Доказано, что 90-95% выигрыша очков в игре достигается борьбой над сеткой (блок, нападение), поэтому прыжковой подготовленности волейболистов уделяется большое внимание.[6].

Наиболее актуальной проблемой в волейболе в настоящее время является воспитание прыгучести, высокий уровень которой дает возможность волейболисту эффективно действовать над сеткой при выполнении нападающих ударов и блокирования.

Объект исследования : учебно-тренировочный процесс волейболистов на начальном этапе подготовки.

Предмет исследования : прыжковые упражнения в тренировочном процессе волейболистов в начальном этапе подготовке.

Цель исследования : определить методы и способы применения

прыжковых упражнений в тренировочном процессе волейболистов на начальном этапе подготовки.

Гипотеза : предполагалось, что применение прыжковых упражнений в тренировочном процессе волейболистов, позволит повысить уровень их подготовленности на начальном этапе.

Выявить значимость прыжковых упражнений в тренировочном процессе волейболистов.

Проанализировать методику использования прыжковых упражнений в тренировочном процессе волейболистов на начальном этапе подготовки.

Установить способы введения прыжковых упражнений в тренировочный процесс волейболистов на начальном этапе подготовки.

Анализ литературных источников

1 Значимость прыжковых упражнений в тренировочном процессе

волейболистов на начальном этапе подготовки

По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер.

Для полного представления о прыгучести вначале разберем технику выполнения прыжка. Прыжковое движение состоит из двух фаз: фазы амортизации и фазы активного отталкивания.

Первая фаза характеризуется тем, что центр тяжести идет вниз и приближается к точке опоры. Угол сгибания в коленном суставе составляет в среднем от 111° до 120°. Для этой фазы характерна уступающая работа мышц.

В фазе активного отталкивания происходит удаление общего центра тяжести от площади опоры. Во время отрыва волейболиста от опоры наблюдается разгибание в коленном суставе.

Эта фаза характеризуется преодолевающей работой мышц.

А.В. Беляев считает, что для проявления определенного уровня прыгучести большое значение имеет точность прилагаемых усилий при высокой скорости выполнения движений. Это соответствие обеспечивает ритм движений, который неодинаков в различных движениях. Овладение ритмом толчка, а также движениями в безопорной фазе требует высоких показателей ловкости [2].

Как отмечает А. Гурьев прыжковые упражнения способствуют гармоничному развитию мускулатуры, улучшению подвижности в суставах и совершенствуют нервно-мышечную координацию [6].

По мнению ряда авторов, сложилось мнение, что прыжковые упражнения выгодно отличаются от других средств развития физических качеств: они не требуют специального инвентаря, доступны, можно легко дозировать нагрузку для различного уровня подготовленности учащихся, позволять овладеть сложными двигательными навыками[9;11].

Более выраженное улучшение функционального состояния кардио-респираторной системы, опорно-двигательного аппарата и уровня здоровья у спринтеров происходит при включении в тренировочный процесс прыжков и прыжковых упражнений уступающе-преодолевающего характера[15].

С определенной ролью доказано, что прыжки стимулируют рост костей, это трубчатые кости и рост совершается в длину [21].

По мнению И. В. Лях было установлено, что в прыжках проявляются основные физические качества человека, и поэтому можно выделить значимость:

Увеличения силы мышц при совершенствовании отталкивания в прыжковых упражнениях скоростно-силовых усилий.

Увеличение быстроты движений.

Повышение выносливости в скоростно-силовых усилиях.

Использования методов сопряженного воздействия

Таким образом, можно сделать вывод, что прыжковые упражнения играют очень важную роль в тренировочном процессе волейболистов. За счет прыжков повышается уровень физической подготовки и скоростно-силовые качества, которые необходимы при нападающем ударе, блоке и подаче в прыжке. Также упражнения прыжкового характера благоприятно влияют на опорно-двигательный и связочный аппарат, обеспечивающий более быстрое передвижение по волейбольной площадке.

1.1 Анатомо-физиологические особенности развития организма юных волейболистов

Рациональное планирование тренировочного процесса, правильное использование средств и методов спортивной тренировки на всем протяжении подготовки юных волейболистов возможно лишь с учетом анатомо-физиологических изменений развивающегося организма.

Система многолетней подготовки волейбольных резервов охватывает большой возрастной период, когда происходит биологическое развитие, а также формирование личности человека. Отличительной чертой этого периода является то, что процесс роста и развития происходит на фоне эндокринной перестройкой организма юных волейболистов, связанной с началом полового созревания, а половым созреванием связанна и интенсивная перестройка всего организма.

В период усиленного роста различных органов и систем организма обычно наблюдается замедление процессов их структурной дифференцировки и, наоборот, последние наиболее отчетливо выражены в период замедления и остановки роста. Гетерохронность формирования структур организма находится в тесной взаимосвязи с особенностями функций органов в различные возрастные периоды. Между морфологическим ростом и функциональным развитием существует обратная зависимость. Вот почему периоды усиленного морфологического роста обычно являются периодами замедленного развития физических качеств.

Морфологическими параметрами, определяющими физическое развитие юных волейболистов, являются:

продольные размеры тела (длина тела, длина верхних и нижних конечностей);

масса тела (количество мышечного, костного и жирового компонента);

обхватные размеры (окружность грудной клетки, обхваты предплечья,

плеча, бедра и голени);

широтные размеры (ширина плеч, таза).

Длина тела, длина верхних и нижних конечностей

Длина тела в период от 4 до 20 лет увеличивается неравномерно. Минимальный прирост длины тела наблюдается в возрасте с 7 до 8 лет у девочек и с 8 до 9 лет у мальчиков. Почти до 10 лет девочки несколько уступают в длине тела мальчикам. Затем девочки на протяжении более 3 лет опережают мальчиков в длине тела. Период ускоренного роста тела у мальчиков приходится на 13 лет, и они вновь перегоняют в длине тела девочек.

Максимальное увеличение длины тела у девочек (более 7 см) за год приходится на период 11-12 лет. После 12 лет абсолютный рост тела значительно уменьшается, а после 16 лет практически прекращается. У мальчиков максимальное увеличение длины тела в течение года (более 8 см) приходится на период 13-14 лет. После 14,5 лет длина тела почти не увеличивается, а после 17-18 лет рост тела практически прекращается/

Интенсивность роста длины верхних конечностей у девочек и мальчиков подчинена той же закономерности, что и интенсивность прироста длины тела.

Увеличение длины нижних конечностей соответствует по характеру увеличению длины тела, однако снижение темпа их прироста происходит более равномерно, чем снижение прироста длины тела и длины верхних конечностей.

Увеличение с возрастом массы тела, так же как и длины, происходит неравномерно. Наиболее интенсивный прирост массы тела у девочек отмечается в период между 10-11 годами, а у мальчиков между 12-15 годами. Значительный прирост массы тела у девочек и мальчиков в период полового созревания. В этом периоде (с 10-11 до 14-15 лет) масса тела у девочек больше, чем у мальчиков, а с 15 лет в связи с увеличением темпа прироста массы тела у мальчиков она становится больше, чем у девочек.

Для практики большой интерес представляет взаимосвязь длины и массы тела. Оказывается, что между ними есть прямая, но изменяющаяся с возрастом корреляционная связь.

Окружность грудной клетки увеличивается с возрастом постепенно. При этом абсолютная величина грудной окружности у мальчиков всегда больше, чем у девочек, за исключением детей 13-15-летнего возраста. Замедление роста окружности грудной клетки у девочек приходится на возраст 13 лет, а у мальчиков на возраст 15 лет.

Окостенение скелета у детей происходит неравномерно: к 9-11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее, к 12-13 годам, запястья и пястъя. Кости таза интенсивно развиваются у девочек с 8 до 10 лет. С 10 до 12 лет формирование их у девочек и мальчиков идет равномерно. К началу полового созревания темпы развития тазового пояса у девочек увеличиваются.

При занятиях волейболом тренерам необходимо принимать во внимание особенности формирования скелета. Следует помнить, что резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую ногу могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, если процесс окостенения еще не закончился, могут привести к появлению плоскостопия.

Быстрыми темпами развивается мышечная система в пубертатный период. К14-15 годам развитие суставно-связочного аппарата, мышц и сухожилий и тканевая дифференцировка в скелетных мышцах достигает высокого уровня. В этот период мышцы растут особенно интенсивно. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц. Так, если у ребенка 8 лет мышцы составляют около 27% массы тела, у 12-летнего — около 29%, то у подростка 15 лет — около 33%. Наряду с изменением массы мы тттц изменяется диаметр мышечных волокон, и вес мышц увеличивается главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у девочек в 11-12 лет, а у мальчиков — в 13-14 лет. К 14-15 годам мы шц ы по своим свойствам уже мало отличаются от свойств мышц взрослых людей.

Наиболее интенсивный рост силы мышц происходит в возрасте 13-14 лет. При этом сила мышц зависит от степени полового созревания.

Половые различия сказываются и на развитии мускулатуры в старшем школьном возрасте. Вес мышц по отношению к весу тела у девушек примерно на 13% меньше, чем у юношей, а вес жировой ткани по отношению к весу всего тела у девушек больше примерно на 10%. Продолжает нарастать различие между девушками и юношами в показателях мышечной силы, так как у девушек мышцы тоньше, в них много прослоек жировой ткани. Прирост массы тела у девушек больше, чем прирост мышечной силы.

Однако, уступая юношам в силе, девушки превосходят их в точности и координации движений. Мы шц ы старших школьников эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию и отличаются высокой способностью к расслаблению. По своему химическому составу, строению и сократительным свойствам мышцы у них приближаются к мышцам взрослых. Опорно-двигательный аппарат может уже выдерживать значительные статические напряжения и способен к довольно длительной работе.

Центральная нервная система

В младшем возрасте относительно равномерно протекает

совершенствование высшей нервной системы. Вследствие этого двигательные навыки закрепляются прочно. Совершенствование внутреннего торможения позволяет в возрасте 11- 13 лет осуществлять дифференцирование всех незначительных различий между раздражителями. Это способствует тонкому различению временных и пространственных характеристик движения. В детском возрасте интенсивно развиваются анализаторы. Уже в 10-13 лет функции двигательного, вестибулярного, тактильного и других анализаторов мало отличаются от функций их у взрослых. Таким образом, уже в этом возрасте имеются все необходимые предпосылки к обучению сложно координированным техническим приемам волейбола и тактическим действиям игры.

В подростковом возрасте с началом процесса полового созревания быстро развивается и вторая сигнальная система. Она приобретает все большее значение в образовании новых положительных и отрицательных условных рефлексов. Усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения. Все более значительной становится тормозящая регулирующая функция коры больших полушарий головного мозга, повышается ее контроль над эмоциональными реакциями.

Несколько усиливается способность закрепления запаздывающего торможения, поэтому подростки менее восприимчивы к воздействиям сбивающих факторов внешней среды. И в то же время повышенная возбудимость, эмоциональная не устойчивость, неадекватные ответные реакции свидетельствуют о недостаточной силе тормозного процесса в этом возрасте. В функциональном отношении в этот период организм крайне неустойчив и подвержен заболеваниям и срывам.

В юношеские годы завершается развитие ЦНС, значительно совершенствуется анализаторско-синтетическая деятельность коры головного мозга. Нервные процессы отличаются большой подвижностью, хотя возбуждение все еще продолжает преобладать над торможением. Высокого уровня достигает развитие второй сигнальной системы. В психической сфере также отмечаются значительные изменения. Характерным для этого возраста является тяга к творчеству, соревнованиям, подвигам. Складываются основные черты личности, формируется характер, более объективной становится самооценка, изменяются мотивы поступков.

С возрастом у детей и подростков увеличивается масса и объем сердца. Увеличение размеров сердца у детей происходит неравномерно и находится в тесной связи с увеличением тотальных размеров тела. К 10 годам толщина стенок сердца удваивается по сравнению с сердцем новорожденного. Объем сердца увеличивается главным образом за счет увеличения массы левого желудочка.

Из-за продолжающегося повышения тонуса блуждающего нерва ЧСС в покое достигает показателей взрослых (70-76 уд/мин). Следует подчеркнуть, что во всех возрастных группах, а особенно в старшей группе сердечный ритм у девушек заметно чаще, чем у юношей. [21]

1.2 Виды прыжковых упражнений в волейболе

В игре в волейбол применяется, как правило, два вида прыжков. Это прыжок в высоту с отталкиванием двумя ногами с короткого разбега и прыжок в высоту с места, также с отталкиванием двумя ногами. Понятно, что основным элементом прыжка является отталкивание. От эффективности отталкивания зависит высота прыжка. Известно, что любое движение в пространстве рассматривается относительно какой-либо точки. В нашем случае такой точкой является волейболист с опорой в момент отталкивания. К моменту постановки ног на место отталкивания игрок в разбеге набирает скорость, таким образом, его тело обладает количеством движения, которое равно массе тела, помноженной на скорость. При постановке ног на место отталкивания происходит упругое сгибание ног в коленных суставах, руки в этот момент отведены назад для замаха. Это фаза прыжка получила название

Основу прыгучести составляют сила и быстрота мышечных сокращений. При развитии силы и скорости сокращения мышц ног особое внимание необходимо уделить разгибателям бедра, голени и сгибателям стопы. При изучении структуры прыгучести выделяются следующие факторы,

Применение прыжковых упражнений помогает повысить уровень тренировки путём развития различных видов силы. Этот вид тренировки несет в себе разные виды прыжковых упражнений: на одной, двух ногах, а также прыжками с поочередной сменой ног на возвышенность, с возвышенности или просто по ровной поверхности. Существует множество разнообразных упражнений, поэтому в процессе построения тренировок тренера должны учитывать специфику и нагрузку к определенному виду ампула игроков и так же подбирать упражнения индивидуально к каждому спортсмену [20].

В специальной прыжковой подготовке должен применяться главным образом тот режим работы, который соответствует режиму функционирования мышц в игре с тем, чтобы обеспечить морфологические и биохимические адаптации. При планировании прыжковой подготовки необходимо соизмерять прыжковый тренировочный объем с соревновательным объемом.

1.3 Методика использования прыжковых упражнений в тренировочном процессе волейболистов на начальном этапе подготовке

В развитии и совершенствовании прыгучести выделяют три основные тенденции:

упражнения, направленные на развитие максимальной силы. Упражнения с отягощениями выполняют роль дополнительного средства развития прыгучести, а основным средством является прыжковые упражнения;

упражнения, направленные на развитие скорости двигательной реакции и скорости движения;

упражнения, направленные на одновременное развитие силы и скорости движения [9;16;21].

Ю. Н. Лавров высказал свое мнение о начальном этапе подготовке спортсмена, Главной целью этапа начальной подготовки является разносторонняя физическая и техническая подготовка детей на основе многообразия упражнений в волейболе. Повышение общей физической подготовленности. Развитие силы мышц (разгибателей ног, туловища, сгибателей бедра, мышц живота, плечевого пояса) применительно к требованиям выполнения во всех игровых действиях. Улучшение быстроты движений, развитие прыгучести в отталкивании с обеих ног, с напрыгиванием, повышение прыгучести с более слабой ноги. Приобретение специальной выносливости в выполнении многократных прыжковых упражнений [11].

В свою очередь Т. Г. Сергейцова считала, что прыжковые упражнения на начальном этапе подготовке должны обладать максимальной доступностью и легкостью [19].В качестве средств воспитания скоростных качеств спортсменов чаще всего используют упражнения, выполняемые с максимальной скоростью. Упражнения должны быть настолько хорошо освоены занимающимся, чтобы во время их выполнения основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения. Продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу их выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.

тренировки для волейболистов на этапе начальной

Существует множество вариантов комплексов прыжковых упражнений, один из которых с применением длинных лавок. Вот некоторые упражнения этого комплекса:

Перепрыгивание лавки разными типами прыжков: на одной, двух ногах, стоя, из положения на корточках.

Прыжки по лавке: на одной ноге, на корточках передом, боком.

Прыжки по лавке со сменой ног на каждый прыжок.

Прыжки через лавку (Рисунок 2).

Кроме того, в качестве специальных упражнений можно делать различные перепрыгивания через партнера, легкие прыжковые упражнения на ступеньках, удары двух ног с дальнейшим выпрыгиванием у препятствия, прыжки в шаге, прыжки со сменой ног у препятствия (Рисунок 3) и так же прыжки на прямых ногах.

тренировки для волейболистов на этапе начальной

Для начинающих прыжковую нагрузку методисты требуют тщательно дозировать.

Эффективность применения прыжковых упражнений зависит от объема и условий их выполнения.

На первых этапах эффективность прыжковых упражнений повышается, если выполнять прыжковые упражнения на мягком упругом грунте, на травяных газонах или на утрамбованных опилочных дорожках.

Идеальными условиями для прыжковых упражнений, как правило считать ровное место в хвойном лесу, покрытое слежавшейся опавшей хвоей, а также низкие луговые места [3].

Основу второго варианта экспериментальной программы составили разработанные нами комплексы упражнений. Оценка уровня развития специальной и специальной силовой подготовленности проводилась с использованием бегового теста со ступенчато повышающейся интенсивностью. Предполагалось последовательное выполнение следующих действий:

1.Пробегание спортсменами 7-8 отрезков по 1000 метров. Скорость бега на первой ступени теста зависит от подготовленности волейболиста на данном этапе и подбирается таким образом, чтобы был задействован исключительно аэробный механизм энергообеспечения. Далее время пробегания каждого очередного отрезка уменьшается на 15 секунд. В интервале между ступенями выполняется медленный бег 200 метров.

При построении учебно-тренировочного процесса, важно учитывать индивидуальный подход к спортсменам и распланировать нагрузку для данного этапа подготовки. Четко и технично отрабатывать прыжковые упражнения, для получения правильного результата. Вдобавок ко всему на начальном этапе подготовки необходимо обратить внимание на условия выполнения прыжковых упражнений, за счет которых будет повышаться их эффективность.

В результате изучения материала, проанализировав методику использования прыжковых упражнений на начальном этапе подготовки волейболистов, за счет которой определила многообразие прыжковых упражнений, применяемых на тренировке, а так же установила, что для наилучшего результата важно грамотно построить учебно-тренировочный процесс и распределить нагрузку, где будет учитываться индивидуальный подход к спортсмену. Так же при методическом анализе установила, что помимо методов и средств, необходимо учитывать и условия проведения тренировочного процесса, за счет которых будет повышаться эффективность прыжковых упражнений.

Анализируя задачи, пришла к выводу, что прыжковые упражнения могут быть полезными во всех действиях волейболистов, в том числе на начальном этапе подготовки. Применение прыжковых упражнений помогает повысить уровень тренировки путём развития различных видов силы. Этот вид тренировки подразумевает в себе разные виды прыжковых упражнений на одной, двух ногах, а также прыжками с поочередной сменой ног на возвышенность, с возвышенности или просто по ровной поверхности. Существует большое разнообразие упражнений, поэтому в построении тренировок тренера должны учитывать специфику и нагрузку на определенном этапе подготовки и так же подбирать упражнения индивидуально к каждому спортсмену.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт,20П.

Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. М.: ФиС, 2012.

физическому воспитанию. Минск: «Высшая школа», 2011.

Гурович Л.И. Совершенствование преподавания общего курса волейбола. Методические рекомендации. Л., 2006.

Демчишин А.А., Мухин В.Н., Мозола Р.С. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. Киев: «Здоровья», 2012.

Донской Д.Д. Законы движений в спорте. Физкультура и спорт.

Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства

спортсменов. Физкультура и спорт. 2015.

Ермолаев Ю.А. «Возрастная физиология», М.,Наука 2008г.

Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Техника, тактика, обучение: Учеб.пособие для студентов вузов/Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин,

В.Лексаков.- М.: Академия, 2001- 502с.

Коротков И.М Подвижные игры в занятиях спортом. М.: ФиС, 2007.

Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. М: ФиС, 2008.

Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры:

Кузнецов, В. Координационные способности и основы их развития./

Кудряшов Е.В. Параметры развития силы у юных и

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.:

Никитин, С.Н. «Координация движений», «ловкость»,

«Координационные способности», Теоретические аспекты управления

Портных Ю.И. Спортивные и подвижные игры. М.: ФиС, 2012.

Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для школьников. Ярославль: «Академия развития», 2007.

Яковлев В.Е., Ратников В.П. Подвижные игры. М.: «Сфера», 2013.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *