тренировки фигуристов в зале
Откуда у фигуристов сила и координация. Разбираем видео упражнений с тренером из группы Мозер
Тренер по общефизической подготовке Виталий Москаленко разобрал топ-7 упражнений из его практики вместе с корреспондентом «Матч ТВ», чтобы наглядно продемонстрировать, откуда у фигуристов берется сила и координация.
1 — Межмышечная координация
— Мы создаем условия, что опорная нога стоит на шаткой платформе, в данном случае на полусфере, и весь организм работает на координацию движений. Много мелких мышц задействованы, координируясь между собой. Именно не крупные, а мелкие связки и мышцы.
После такого упражнения спортсмены лучше чувствуют лед, увереннее скользят, могут сделать более сложные движения.
2 — Укрепление корпуса
— Упражнение для корпуса, для спины. Делается в вариации вперед-назад, вправо-влево. Благодаря ему вокруг корпуса образуется мышечный корсет. На видео одиночница, которая просто укрепляет корпус, а парники делают упражнение для плечевого пояса с использованием дополнительного веса. У них же девочка наверху в поддержках, поэтому нужно, чтобы корпус был более мощный.
3 — Статико-динамическая работа на пресс
— Делается как на двух ногах, так и на одной. На одной сложнее, потому что помимо подтягивания ноги нужно еще держать баланс — мяч выкатывается в правую и левую сторону. Плюс идет нагрузка на руки. Статико-динамическая работа: руки в статике, нога с прессом в динамике.
В чем еще плюс таких упражнений? На тренажере всегда прорабатывается конкретная группа мышц. Например, только бицепс или только предплечье. Там точечное упражнение на определенную мышцу, а здесь работает весь организм, весь корпус, а это, опять-таки, развивает межмышечную координацию.
4 — Утрированный угол отталкивания
— Обратите внимание, что здесь мы создаем угол отталкивания больше, нежели в реальности для прыжков. Как бы утрируем градус, который нужно преодолеть. Это нужно, чтобы мышца была сильнее. Потом, когда образуется запас силы и мощности, мы уходим на меньший угол отталкивания. После этого выполнить отталкивание легче. Но нельзя увлекаться утрированными углами, поэтому упражнение выполняется нечасто.
5 — «Турникмен». Трюк выполнен профессионалом, не рискуйте повторять самостоятельно
— Это я. Я просто любитель турника — «турникмен» (смеется). Здесь подтягивание, выход силой — скорее силовое упражнение, чем техническое. Даже мои спортсмены не все могут повторить его. Я хотя и закончил карьеру в 2006 году, 14 лет уже прошло, но каждый день в зале постоянно что-то делаю. Форма сохранилась.
6 — Командный пресс-подход из армейского опыта
— Такой способ качать пресс — из моего армейского опыта. Когда мы выезжаем на сборы или просто находимся на открытой площадке, не везде у нас есть тренажерные залы. Это еще одна причина, по которой я предпочитаю работать без тренажеров — не хочу зависеть от их наличия.
Поэтому нужно подбирать такие упражнения, чтобы ребята без всяких дополнительных приспособлений набрали физическую форму. Здесь — наглядный пример. Девочки тоже качают пресс, посмотрите.
7 — Усиление кисти с тяжелоатлетическим блинчиком в 20 килограммов
— Ребятам, которые поднимают партнершу вверх, нужно, чтобы кисть была сильная. На видео используется блинчик 20 килограммов. Когда его удерживаешь вертикально, это тяжело, кисть начинает «играть». Нужно тренировать силу и еще держать равновесие, чтобы по голове не ударило.
На втором видео в карусели я на своем примере показываю спортсменам, что можно и 25 килограммов поднимать.
— Существует какая-то формула связи между показателями силы партнера, весом партнерши и легкостью исполнения элементов?
— Нет общего правила, но средняя рекомендация есть. Если хочешь на одной руке девочку крутить наверху, два ее веса ты должен уметь поднять. Если партнерша 40 килограммов, партнер должен брать 80 килограммов, тогда ему будет легко.
К такому критерию я пытался подвести Волосожар — Транькова, Столбову — Климова, Базарову — Ларионова в рамках подготовки к Олимпиаде. Юра (Ларионов. — «Матч ТВ») поднимал даже больше, чем два веса. Климов Федя — тоже. У Транькова были проблемы с плечом, в итоге пришлось делать операцию, поэтому у него веса были не такие большие.
— У вас были фигуристы с выдающимися физическими параметрами?
— Наташа Забияко держала планку на локтях, как она говорила, 45 минут. Она очень выносливая. Если бы занималась другим видом спорта, бег на 800 метров в легкой атлетике бы ей подошел.
Юра Ларионов очень сильный. У него высокий гормональный фон, поэтому физически развит очень хорошо. Но и масса тоже была большая. Он всегда от этого страдал, мы работали над похудением.
Федя (Климов. — «Матч ТВ») очень работоспособный, любую мою нагрузку воспринимал хорошо. Он же сломал ногу перед Олимпиадой, и мы поехали на первый после травмы сбор в Финляндию. Начали с зала раз в день, а он говорит — давай два раза в день. Федя на лед тогда еще не выходил.
Максим Траньков мог сделать все что угодно. Он талантлив — в силе, в хореографии, в артистизме, начитанный — с ним поговорить можно о многом. Но из-за того что к 27 годам накопилось много травм, заложенный в нем потенциал спортсмена было сложно раскрыть. Ему нужно было все давать дозированно. Как говорят — талантливому работа не нужна, а неталантливому она не поможет. Максим делал все минимально, и ему этого было достаточно. Кого мы еще забыли?
— Тарасова — Морозов (они сейчас тренируются у Марины Зуевой во Флориде. — «Матч ТВ»).
— Женя с Вовой, да. Поначалу писал им планы, но я не приветствую такую подготовку, потому что я их не вижу и не чувствую. Они сейчас работают с другими тренерами по ОФП. Надеюсь, у них все будет хорошо. Вова обладает большой силой, это видно по выбросам, подкрутке.
Фигуристки тренируются в зале не меньше балерин или гимнасток. Объясняем, зачем
Тонкости хореографии в фигурном катании.
Вы наверняка видели тысячи видео в интернете, где наши фигуристки тренируются в зале для ОФП, исполняя ледовые элементы на паркете. Эти занятия важны не только в качестве закрепления элементов – это часть курса по развитию хореографии. Фигурное катание – это спорт, граничащий с искусством. А значит и заниматься подачей образа фигуристы должны не меньше, чем артисты Мариинского театра.
БАЛЕТ – ОСНОВА РУССКОЙ ШКОЛЫ
С последними, кстати, проводят совместные тренировки фигуристы Санкт-Петербурга. В группе Алексея Мишина и Тамары Москвиной, например, постановка программы происходит таким образом. Сначала образ будущей программы обсуждается с человеком из сферы искусства. Чаще всего – из балета. С ним идёт работа исключительно над актерскими способностями фигуриста. Затем образы, прорабатываемые на паркете, переносят на лед, плавно встраивая в программу вращения, прыжки и другие сложные технические элементы фигурного катания. Только так можно добиться максимального соответствия музыки, образа и сложной прыжковой техники.
Один из самых известных хореографов, сотрудничающих с Мишиным – солист балетной труппы «Мариинки» Юрий Смекалов. По мастерству и известности Юрия можно смело сравнить с Рудольфом Нуриевым – за 20 лет выдающейся театральной карьеры он сыграл множество знаковых ролей, а также принимал участие в развитии множества постановок главного театра Петербурга.
Тренировка юных фигуристок
Юрий работал над образами всех топовых фигуристов Мишина и долгое время был персональным хореографом Евгения Плющенко.
«Мы должны усиливать дорожки, насыщать их новыми элементами, работой корпуса, рук. То есть сделать так, чтобы не только технические элементы были отработаны, но и сам фигурист, катаясь и выполняя эти шаги, делал это с максимальной амплитудой. Мощью и динамикой мы можем доказать, что наша школа фигурного катания гораздо сильнее и лучше», – рассказывает о своей работе Смекалов.
Уникальности в этом нет, с представителями балета тренируются практически все фигуристы. К примеру, мало кто знает, но в группе Этери Тутберидзе есть два штатных хореографа. Даниил Глейхенгауз отвечает за итоговую ледовую постановку. Но основу движений девушкам (и парням тоже) в группе ставит Алексей Железняков. Алексей профессиональный танцовщик, действующий актер знаменитого Московского государственного театра «Варьете».
Заметьте, что Россия хороша практически во всех видах, где есть художественная составляющая. Синхронное плавание, художественная гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание. Связано это, прежде всего, с исторически сильной школой русского балета.
Председатель тренерского совета федерации фигурного катания РФ Елена Чайковская не раз утверждала, что именно сила русского, а затем советского балета зародила сильную школу фигурного катания. Отчасти, престиж балета напрямую повлиял и на отношение государства к этому виду спорта. Генсек СССР Никита Хрущев восхищался советским балетом, но ему было сложно понять долгие театральные постановки. Небольшие номера от фигуристов и осязаемые медальные успехи гораздо понятнее. Так фигурное катание стало частью советской пропаганды, а фигуристы – зваными гостями в Кремле.
ТРЕБУЮТ АДАПТАЦИИ
Как рассказывал Смекалов в интервью журналу «Московский фигурист», при постановке программы за основу берется балетная хореография, по движениям от основы никак практически не отличающейся. Но не все элементы балета можно перенести с паркета на лед. Хореограф должен иметь хотя бы приблизительное понимание, чем отличается техника движений человека при скольжении на льду.
Начинающие хореографы, не занимавшиеся фигурным катанием ранее, часто совершают одну фатальную ошибку – ставят программу без учёта ледовой специфики. И на деле в теории очень красивые элементы выглядят странно и нелепо.
К примеру, в балетной хореографии ласточка исполняется с оттянутым вниз носком. В фигурном катании это физически невозможно – не позволит ботинок, стопу надо будет разворачивать вбок. Не забывайте и про зубец на кончиках лезвий.
Исполняемые в танцах на льду твиззлы (вращение с продвижением тела) тоже перешли в спорт из балета. Но в отличие от балета их не исполняют с переменой положения рук. На льду в таком случае не получится удержать равновесие. Мах ногой, поставленный без учета направления движения и поворотов лезвий ребра, также приведет к падению.
Но если движения руками, шаги и повороты, характерные только для этой конкретной музыки, плавно перенести на лёд – получается настоящее представление. Поэтому в фигурном катании много программ под классическую музыку – с ней балетным хореографам проще и понятнее работать. Банальный пример – «Лебединое озеро». Вечный хит любых соревнований по фигурному катанию.
СЕКРЕТ УСПЕХА ХОРОШИХ КОМПОНЕНТОВ
Постановка хореографии программ по фигурному катанию – самый сложный на практике этап подготовки к соревнованиям. Грань между искусством и спортом очень тонкая, и самое главное – не пересечь её. К примеру, если в театре балетмейстер может отказаться от сложных технических движений в пользу большего эпатажа и ярких эмоций, то в фигурном катании это невозможно.
Головная боль для ледовых постановщиков – зрители. Если театр устроен так, что актеры расположены лицом к нему, а зритель смотрит под углом в 180 градусов (по горизонту), то ледовая арена имеет прямоугольную форму, где зрители смотрят на спортсмена со всех сторон – под углом в 360 градусов. Значит, движения должны иметь такую композицию, чтобы быть доступными всем зрителям. Ещё одна сложность – расстояние до зрителя. В театре сцена гораздо ближе к зрителю, чем фигурист на льду к болельщику. Такие особенности дали начало важному элементу ледовой хореографии – дорожке шагов. Они выполняются по диагонали или по кругу, повторяя монотонно схожие движения.
Вращения и бильман – ещё одно хореографическое нововведение, которое появилось в фигурном катании из особенностей льда. Если вначале балет дал толчок роста этому виду спорта, то сейчас уже и балет присматривается к фигурному катанию.
Сейчас прокат оценивают по двухступенчатой системе – место фигуриста на турнире распределяется из набранной суммы баллов. Она складывается из оценки за технику и за компоненты. Это не оценка за артистизм из шестибальной системы прошлого века. Это оценка за технику катания и навыки интерпретации театральных образов в реалиях льда.
Здесь важна пластика и чувство ритма. Невероятная пластичность, тонкие линии скольжения и созданный образ сделали олимпийской чемпионкой Юлию Липницкую. Тонкие, гибкие ноги и податливое тело выделяют среди прочих юниорок Камилу Валиеву. Невероятная четкость движений и работа в такт музыке помогают Алене Косторной обходить соперниц, даже не выполняя тройных прыжков.
В России часто можно слышать расхожее мнение – в оценке за компоненты нет ни капли объективности и создана ради манипуляции результатами. Так считают и многие люди из индустрии.
Фото на превью: инстаграм Алины Загитовой
Фигуристы круче качков? Что нужно знать о роли тренажерного зала в фигурном катании
В жизни обычного человека с сидячей работой спортивные нагрузки часто существуют в виде пробежек в парке и тренажерного зала. Пробежка в парке — приятно и полезно, тренажерный зал — удобно и эффективно. В одном месте можно найти приспособления для работы сразу над всеми группами мышц, обратиться к персональному тренеру за советом, добиться высокого качества тела.
У фигуристов с тренажерным залом особые отношения — скорее функциональные, чем эстетические. Есть тренеры, полностью отдающие этот вопрос на самостоятельное решение спортсменам, и те ходят или не ходят в зал в зависимости от уровня своей мотивации. Есть тренеры, которые делают тренажерный зал важной частью подготовительной работы.
При этом некоторым фигуристам без зала просто никак — тем, кто выступает в парном катании. Все парные элементы подразумевают не только координированность и владение техникой исполнения, но и серьезную силовую подготовку.
— Обычные люди приходят в зал за тем, чтобы похудеть, набрать мышечную массу и очертить рельеф тела. Зачем в зал приходят фигуристы?
— Ребята каждый день поднимают своих партнерш, которые весят от сорока килограмм и выше. Чтобы они себя комфортно чувствовали с этим весом во время таких элементов как выброс, подкрут, поддержки, если даже работают с ним каждый день, им нужна сила. Чтобы хватало запаса мощи, надо работать с более высокими весами.
— Какие-то конкретные количественные ориентиры есть?
— Чтобы поднять партнершу наверх и удерживать ее, мальчики должны поднимать вес, который вдвое больше, чем вес партнерши. Чтобы мышцы были готовы, чтобы была силовая выносливость, чтобы они не так быстро уставали. Без силовой выносливости можно просто не доехать до конца программы. Бывают моменты, когда ребята так сильно устают в прокате, что не могут выжать партнершу наверх в поддержке. Получается срыв элемента. Вот настолько устали, что сбившееся дыхание, сильное сердцебиение сказываются на технике.
Для выработки силовой выносливости и используются тренажеры — например, штанга. Мы подходим к штанге, и ребята от груди поднимают штангу наверх. Так постепенно поднимаем веса, чтобы увеличить силу.
— Получается, мальчики ходят в зал. А девочки?
— Девочки тоже ходят. То, что я сказал, в принципе, можно отнести к любой группе мышц. У девочек должны быть сильными руки, потому что они делают много поддержек на руках. Еще нужно обращать внимание на ноги. С выбросов они приземляются на одну ногу, это требует сильной четырехглавой мышцы бедра, спина тоже должна быть сильная. Надо прокачивать все мышцы, которые задействованы в этом элементе, для этого мы прибегаем к тренажерам. Например, платформа для жима ногами полулежа. И девочки, и мальчики жмут платформу двумя ногами. Рабочий вес увеличивается постепенно.
— Как определить рабочий вес?
— Высчитывается определенная формула. Делается тест, какой максимальный вес может поднять или выжать спортсмен. Потом мы вычитаем из этого веса 30-35 килограммов и начинаем в межсезонье работать с того веса, что получился после вычета. И потихоньку поднимаем его на 5 кг все выше и выше, выходя на личный результат за предел того веса, который был показан в тесте. Количество повторений фигуристам нужно делать минимальное. Скажем, три серии по три раза.
— При этом ведь фигуристы все время борются за небольшой собственный вес, чтобы было легче прыгать. Как это соотносится с упражнениями со штангой, которые способствуют набору массы?
Если же нужно «подсушить» (уменьшить в объеме. — «Матч ТВ») мышцы, тогда делается наоборот — маленький вес и многократное повторение.
— Сколько раз в неделю фигуристам надо ходить в зал?
— Если мы на сборе, делаем это два раза в неделю. Там и без того ОФП каждый день. На сборе мы живем близко к катку, у нас трехразовое питание, спортсмены успевают восстановиться, поспать.
В остальном все зависит от периода подготовки и от того, есть ли у спортсмена вообще доступ к залу с нужными ему тренажерами. Это штанга — с грифом и блинами, чтобы можно было делать присед, полуприсед. Платформа для жима ногами. Скамья для жима лежа. Не во всех залах есть необходимое оборудование.
Если, к примеру, на улице плохая погода, мы используем велотренажер, степпер или беговую дорожку. Их можно поставить даже дома. В общем, тренажеры нужны, но их стоит использовать по назначению и в нужное время.
Есть тренеры, которые работают исключительно на тренажерах. Я комбинирую и тренажеры использую только тогда, когда необходимо повысить силу спортсмена. В остальном даю им координационные упражнения, где за один подход участвует большое количество мышц. Чем ближе сезон, тем меньше надо использовать тренажеры, и только чтобы поддерживать мышечную силу, а не наращивать ее.
— Вы все больше говорите про так называемую «базу» — жим штанги, приседания. А изолирующие упражнения на отдельные группы мышц используете?
— Бывают группы мышц, которые отстают у девочек или мальчиков. Если она слабая, спортсмен может ее развить на рычажных тренажерах. Но одна эта мышца, если даже ее подтянуть, не даст то, что нужно в фигурном катании больше всего, — межмышечную координацию. Чтобы мышцы были не только сильные, но и как бы наученные взаимодействовать друг с другом.
Если взять, например, какого-то качка, который грамотно работает в зале с большими весами, он не будет таким же ловким и цепким, как фигуристы. Силовые спортсмены прокачивают группы мышц отдельно, но между собой эти мышцы у них не работают.
Фигурист же, бывает, едет по льду на одной или двух ногах, а в руках у него еще девочка сорока килограммов. Или когда девочка в поддержке — у нее в этот момент все мышцы задействованы и работают в унисон.
— Как развить межмышечную координацию?
— Пример типичного упражнения — спортсмен держит равновесие на полусфере (балансировочной платформе) и делает одновременно другие движения. Может приседать на одной ноге, к другой при этом привязана резинка, и свободную ногу нужно притягивать к себе, а в руках еще утяжелитель или та же резина — с ней мы делаем скручивание. Представьте, как надо себя скоординировать в этом положении, чтобы все выполнить. Но это очень полезно, потому что у спортсмена во время проката работает много мышц сразу, а не какая-то одна.
— Активно занимающиеся на тренажерах любители часто добавляют в рацион протеин, аминокислоты и другие спортивные добавки. К фигуристам это применимо?
— До определенного возраста фармакологию вообще не рекомендуется применять — это запрещено врачами. А когда становится можно, используется только та фармакология, которую разрешает ВАДА. Эти списки есть в открытом доступе. Я скажу так — разрешенные добавки даже необходимо использовать, потому что нагрузки большие и того количества витаминов, белков, которые поступают с пищей, не хватает. Сжигается большое количество энергии, расходуется запас минеральных веществ. Нужно восполнять это разрешенной фармакологией для качественного восстановления. Без восстановления каждую следующую тренировку спортсмен будет себя плохо чувствовать. А там и травмы не за горами — утомление мышц, сухожилий или прикреплений связочного аппарата без нормального восстановления неминуемо.
Фигуристки тренируются в зале не меньше балерин или гимнасток. Объясняем, зачем
Тонкости хореографии в фигурном катании.
Вы наверняка видели тысячи видео в интернете, где наши фигуристки тренируются в зале для ОФП, исполняя ледовые элементы на паркете. Эти занятия важны не только в качестве закрепления элементов – это часть курса по развитию хореографии. Фигурное катание – это спорт, граничащий с искусством. А значит и заниматься подачей образа фигуристы должны не меньше, чем артисты Мариинского театра.
БАЛЕТ – ОСНОВА РУССКОЙ ШКОЛЫ
С последними, кстати, проводят совместные тренировки фигуристы Санкт-Петербурга. В группе Алексея Мишина и Тамары Москвиной, например, постановка программы происходит таким образом. Сначала образ будущей программы обсуждается с человеком из сферы искусства. Чаще всего – из балета. С ним идёт работа исключительно над актерскими способностями фигуриста. Затем образы, прорабатываемые на паркете, переносят на лед, плавно встраивая в программу вращения, прыжки и другие сложные технические элементы фигурного катания. Только так можно добиться максимального соответствия музыки, образа и сложной прыжковой техники.
Один из самых известных хореографов, сотрудничающих с Мишиным – солист балетной труппы «Мариинки» Юрий Смекалов. По мастерству и известности Юрия можно смело сравнить с Рудольфом Нуриевым – за 20 лет выдающейся театральной карьеры он сыграл множество знаковых ролей, а также принимал участие в развитии множества постановок главного театра Петербурга.
Тренировка юных фигуристок
Юрий работал над образами всех топовых фигуристов Мишина и долгое время был персональным хореографом Евгения Плющенко.
«Мы должны усиливать дорожки, насыщать их новыми элементами, работой корпуса, рук. То есть сделать так, чтобы не только технические элементы были отработаны, но и сам фигурист, катаясь и выполняя эти шаги, делал это с максимальной амплитудой. Мощью и динамикой мы можем доказать, что наша школа фигурного катания гораздо сильнее и лучше», – рассказывает о своей работе Смекалов.
Уникальности в этом нет, с представителями балета тренируются практически все фигуристы. К примеру, мало кто знает, но в группе Этери Тутберидзе есть два штатных хореографа. Даниил Глейхенгауз отвечает за итоговую ледовую постановку. Но основу движений девушкам (и парням тоже) в группе ставит Алексей Железняков. Алексей профессиональный танцовщик, действующий актер знаменитого Московского государственного театра «Варьете».
Заметьте, что Россия хороша практически во всех видах, где есть художественная составляющая. Синхронное плавание, художественная гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание. Связано это, прежде всего, с исторически сильной школой русского балета.
Председатель тренерского совета федерации фигурного катания РФ Елена Чайковская не раз утверждала, что именно сила русского, а затем советского балета зародила сильную школу фигурного катания. Отчасти, престиж балета напрямую повлиял и на отношение государства к этому виду спорта. Генсек СССР Никита Хрущев восхищался советским балетом, но ему было сложно понять долгие театральные постановки. Небольшие номера от фигуристов и осязаемые медальные успехи гораздо понятнее. Так фигурное катание стало частью советской пропаганды, а фигуристы – зваными гостями в Кремле.
ТРЕБУЮТ АДАПТАЦИИ
Как рассказывал Смекалов в интервью журналу «Московский фигурист», при постановке программы за основу берется балетная хореография, по движениям от основы никак практически не отличающейся. Но не все элементы балета можно перенести с паркета на лед. Хореограф должен иметь хотя бы приблизительное понимание, чем отличается техника движений человека при скольжении на льду.
Начинающие хореографы, не занимавшиеся фигурным катанием ранее, часто совершают одну фатальную ошибку – ставят программу без учёта ледовой специфики. И на деле в теории очень красивые элементы выглядят странно и нелепо.
К примеру, в балетной хореографии ласточка исполняется с оттянутым вниз носком. В фигурном катании это физически невозможно – не позволит ботинок, стопу надо будет разворачивать вбок. Не забывайте и про зубец на кончиках лезвий.
Исполняемые в танцах на льду твиззлы (вращение с продвижением тела) тоже перешли в спорт из балета. Но в отличие от балета их не исполняют с переменой положения рук. На льду в таком случае не получится удержать равновесие. Мах ногой, поставленный без учета направления движения и поворотов лезвий ребра, также приведет к падению.
Но если движения руками, шаги и повороты, характерные только для этой конкретной музыки, плавно перенести на лёд – получается настоящее представление. Поэтому в фигурном катании много программ под классическую музыку – с ней балетным хореографам проще и понятнее работать. Банальный пример – «Лебединое озеро». Вечный хит любых соревнований по фигурному катанию.
СЕКРЕТ УСПЕХА ХОРОШИХ КОМПОНЕНТОВ
Постановка хореографии программ по фигурному катанию – самый сложный на практике этап подготовки к соревнованиям. Грань между искусством и спортом очень тонкая, и самое главное – не пересечь её. К примеру, если в театре балетмейстер может отказаться от сложных технических движений в пользу большего эпатажа и ярких эмоций, то в фигурном катании это невозможно.
Головная боль для ледовых постановщиков – зрители. Если театр устроен так, что актеры расположены лицом к нему, а зритель смотрит под углом в 180 градусов (по горизонту), то ледовая арена имеет прямоугольную форму, где зрители смотрят на спортсмена со всех сторон – под углом в 360 градусов. Значит, движения должны иметь такую композицию, чтобы быть доступными всем зрителям. Ещё одна сложность – расстояние до зрителя. В театре сцена гораздо ближе к зрителю, чем фигурист на льду к болельщику. Такие особенности дали начало важному элементу ледовой хореографии – дорожке шагов. Они выполняются по диагонали или по кругу, повторяя монотонно схожие движения.
Вращения и бильман – ещё одно хореографическое нововведение, которое появилось в фигурном катании из особенностей льда. Если вначале балет дал толчок роста этому виду спорта, то сейчас уже и балет присматривается к фигурному катанию.
Сейчас прокат оценивают по двухступенчатой системе – место фигуриста на турнире распределяется из набранной суммы баллов. Она складывается из оценки за технику и за компоненты. Это не оценка за артистизм из шестибальной системы прошлого века. Это оценка за технику катания и навыки интерпретации театральных образов в реалиях льда.
Здесь важна пластика и чувство ритма. Невероятная пластичность, тонкие линии скольжения и созданный образ сделали олимпийской чемпионкой Юлию Липницкую. Тонкие, гибкие ноги и податливое тело выделяют среди прочих юниорок Камилу Валиеву. Невероятная четкость движений и работа в такт музыке помогают Алене Косторной обходить соперниц, даже не выполняя тройных прыжков.
В России часто можно слышать расхожее мнение – в оценке за компоненты нет ни капли объективности и создана ради манипуляции результатами. Так считают и многие люди из индустрии.
Фото на превью: инстаграм Алины Загитовой