третья пасха что это
Пророчество: Первая Пасха будет кровавой, вторая — голодной, третья — победной (ВИДЕО)
«Через год после моей смерти начнутся большие потрясения, будет война. Продлится это два года. После чего будет русский царь», — говорил духовник Одесского Свято-Успенского монастыря старец Иона. Преставился он ко Господу 18 декабря 2012 года. В декабре 2013 начался второй Майдан и гражданская война на Украине.
В Свято-Успенском мужском монастыре Одессы на 16-й станции Большого Фонтана жил удивительный старец – схиархимандрит Иона (Игнатенко). Все верующие люди региона знали о нем, почитали праведником, выстраивались к нему в очередь за советом и благословением.
Огромная популярность отца Ионы в народе была для него тяжким крестом, который он безропотно нес. В своем отношении к этому он был идеалом современного монашества, образом истинного покаяния и смирения… Незадолго до кончины, как рассказывают, старец говорил:
– Через год после моей смерти начнутся большие потрясения, будет война. Продлится это два года.
– А как все начнется? Америка нападет на Россию?
– Россия нападет на Америку?
– В одной стране, которая меньше, чем Россия, возникнут очень большие нестроения, будет очень много крови. Продлится это два года. После чего будет русский царь.
Как рассказывают, старец предсказывал, что первая Пасха после начала смуты на Украине будет кровавой, вторая – голодной, третья – победной.
Его слова: «Нет отдельно Украины и России, а есть единая Святая Русь». Он же: «Да что вы за этим долларом гоняетесь… Посмотришь, да эти доллары, как листья осенью, ветер гнать по дороге будет, никто за ними и не нагнется, будет дешевле бумаги…»
Его любимым образом, перед которым он молился в последние месяцы и почил, была Сирийская Богоматерь. Ее он называл ещё «Взыскание погибших». Это была копия одной иконы, которая замироточила в храме в виде слезы юной Богоматери. Батюшка говорил так: «А младенчик Иисус бьет по шейке Её и говорит: не плачь, Мама, я всех помилую, всех спасу, о ком Ты плачешь».
В последние месяцы Батюшка говорил: «Не скорбите, будем общаться духовно. Любовь превыше всего, Любовь всё побеждает».
Старец Иона, духовник Одесского Свято-Успенского монастыря, преставился ко Господу 18 декабря 2012 года. Через год начался второй Майдан и гражданская война на Украине.
СМИ — иностранные агенты: Телеканал «Дождь», «Медуза», Голос Америки, Idel. Реалии, Кавказ. Реалии, Крым. Реалии, ТК Настоящее Время, The Insider, «Проект», Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radio si), ООО «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (PCE/PC), Сибирь. Реалии, Фактограф, Север. Реалии, Чешское информагентство MEDIUM-ORIENT, Пономарев Л. А., Савицкая Л.А., Маркелов С.Е., Камалягин Д.Н., Апахончич Д.А.
Российские организации — иностранные агенты: Альянс Врачей, Агора, Голос, Гражданское содействие, Династия (фонд), За права человека, Комитет против пыток, Левада-Центр, Мемориал, Молодая Карелия, Московская школа гражданского просвещения, Пермь-36, Ракурс, Русь Сидящая, Сахаровский центр, Сибирский экологический центр, ИАЦ Сова, Союз комитетов солдатских матерей России, Фонд борьбы с коррупцией (ФБК), Фонд защиты гласности, Фонд свободы информации, Центр «Насилию.нет», Центр защиты прав СМИ, Transparency International.
Вечеря в Вифании
Прежде шести дней Пасхи, говорит евангелист, прииде Иисус в Вифанию. Вифания – селение, отстоявшее от Иерусалима на полчаса пути. Там жило благочестивое семейство Марфы, Марии и брата их Лазаря, которого Иисус незадолго пред сим воскресил из мертвых, уже четыре дня лежавшего во гробе. Поэтому евангелист и присовокупляет: Идеже бе Лазарь умерый, егоже воскреси от мертвых.
Сотвориша Ему вечерю ту. Там приготовили Ему ужин.
И Марфа служаше. Лазарь же един бе от возлежащих. Это показывает, что вечеря была в доме Марфы и Марии. Марфа служила. Видно, это было ее добродетелью – оказывать услуги, заботиться об угощении, как это свойство ее изображено евангелистом Лукою: Марфа молвяше о мнозе службе ( Лк. 10:40 ). А Лазарь был один из возлежащих за вечерею с Иисусом. Он был теперь предметом общего внимания, как гость этой жизни, недавно всесильным словом Господа Иисуса возвращенный из области мертвых. По этому вниманию к Лазарю и евангелист о нем упоминает как о возлежавшем с Иисусом, не упомянув ни о ком другом из возлежащих (Евсевий Могилевский).
Мария же приемши литру мира нарда пистика многоценна, помаза нозе Иисусове и отре власы своими нозе Его; храмина же исполнися от вони масти благовонныя. «Мария же, взяв фунт нардового, чистого, драгоценного мира, помазала ноги Его и отерла волосами своими ноги Его; и дом исполнился благоуханием от мира».
Нард – ароматическое растение ( Песн. 4:13 ), разводимое в южной Индии. Из корней его выжималось масло, самое превосходное из ароматических жидкостей, и составляло предмет роскоши. Наилучшим образом приготовляли эту ароматическую жидкость в малоазийском городе Тарсе. Нард πιστικός, οτπιστίς, – нард верный, неподдельный, по арабскому переводу, «чистый нард». Цельный чистый нард был многоценный, ценился очень дорого. По оценке Иуды, за Мариин сосуд нарда можно было выручить 300 динариев. У древних пред вечерею мыли ноги и иногда намащали маслом; особенно обязаны были оказывать эту услугу дети родителям; у Аристофана читается: «Дочь первая омыла меня и намастила ноги» (Филарет Черниговский).
Мария стала мазать миром ноги Его и отирать волосами своими. Эта Мария, как явно из обстоятельств, была сестра Марфы и Лазаря. О ней упоминают евангелисты Матфей и Марк. Но о другой Марии повествует евангелист Лука, которая также помазала миром ноги Иисусовы. Мария, упоминаемая святым Лукою, жила в другой стране, в Галилее, в городе Наине ( Лк. 7:11, 37 ), и показала свое усердие к Иисусу, когда Он был в доме некоего фарисея Симона. Та Мария была грешница и помазала ноги Иисусу, выражая чувство сокрушения о своих грехах, и, по вере своей получив отпущение грехов, пошла с миром (ст. 39–50); а Мария в Вифании, помазавшая миром ноги Иисусовы, была благочестивая женщина и прежде настоящего случая получила похвалу от Иисуса: Мариа благую часть избра, яже не отъимется от нея ( Лк. 10:42 ). Избравшая благую часть понимала достоинство Христа Спасителя; потому и тогда, как Господь был в доме их и Марфа много заботилась об угощении Господа, Мария, оставив все и сев у ног Его, слушала слово Его. А теперь, когда Господь так много утешил их, воскресив брата их Лазаря, Мария, без сомнения, несравненно более прежнего благоговела к Иисусу и не знала, чем довольно выразить свою признательность и преданность к Нему; поэтому решилась почтить Его тем, чем могла, не считая потерею употребить драгоценное миро для выражения своего почтения и преданности к Учителю и Господу, воскресившему ее брата.
Глагола же един от ученик Его, Иуда Симонов Искариотский, иже хотяше Его предати: чесо ради миро сие не продано бысть на триех стех пенязь и дано нищим? Сие же рече, не яко о нищих печашеся, но яко тать бе, и ковчежец имеяше и вметаемая ношаше.
Иуда поднял голос против доброго и богоугодного дела Марии, говоря: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать их нищим»? Такое суждение – с виду благовидное, основанное на любви к ближним. Но Иуда так говорил по недоброму намерению, которое обличает евангелист Иоанн, говоря: «Сказал же сие не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был тать. Он же имел денежный ящик и носил, что туда опускали». Ношение ящика было послушанием для пользы братства; потому что Иисус со Своими учениками не отвергали доброхотного подаяния и, когда не было хлеба, покупали его ( Ин. 4:8 ). Но это послушание для Иуды служило поводом к воровству.
Рече же Иисус: не дейте ея: да в день погребения Моего соблюдет е. Нищия бо всегда имаме с собою, Мене же не всегда имате. Иисус же сказал: «Оставьте ее; Она это сберегла на день погребения Моего. Ибо нищих всегда будете иметь с собою, а Меня не всегда иметь будете».
Мария помазала ноги Иисуса единственно по своему усердию и высокому уважению к Иисусу. Когда стал Иуда осуждать ее поступок как необдуманный, она молчала. Она делала, что внушало ей благоговение к великому Учителю и Благодетелю, и не боялась укоризн, равно как и не ожидала похвал. Иуда по злому расположение души своей начал осуждать ее; но Иисус как ведающий тайны сердечные и всем премудро управляющий, восхвалив дело Марии, дал ему высокое знаменование. Как бы так говорил Господь: «Всему свое время, нищим можно всегда делать добро, а Мне не всегда; ибо недолго буду с вами. Мария помазанием приготовила Меня к погребению». Иудеи, по древнему восточному обыкновению, тела умерших намащали ароматами, как и тело Иисусово жены мироносицы хотели почтить исполнением сего обряда, когда носили ароматы ко гробу Иисусову. И помазанию, какое совершила Мария, Иисус Христос дает значение того же погребального намащения (Евсевий Могилевский).
«Нищих всегда имеете с собою и когда захотите, можете им благо творить». Спаситель, говоря это, имеет в виду слова закона Божия. Господь говорил в законе: «Поелику нищие всегда будут среди земли твоей, то повелеваю тебе – отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» ( Втор. 15:11 ). Повторяя слова закона, Спаситель одобряет заботу добрых учеников о нищих. Вместе с тем Он останавливает внимание их особенно на словах закона: «Нищих всегда имеете с собою». Это урок для всех мечтателей-филантропов, для всех сенсимонистов и коммунистов и в частности для тех из них, которые беспощадно осуждают за приношения храмам. Всем им говорится: Нищия всегда имате с собою. Пусть не мечтают о величии филантропии своей: бедность, болезни, беды всегда останутся между людьми. Отчего? Оттого, что людям не сделать проклятой земли Эдемским садом. Все, что могут делать для смягчения скорбей жизни земной, пусть делают. Но при этом прежде всего пусть смиряют в себе своекорыстие, которое так нередко, как Иуда, хлопочет о бедных только для своего кармана или для суетной известности; пусть не увеличивают несчастия других мечтами, приятными для страстей и вредными как для людей, так и для целых обществ. Никогда не надобно забывать, что как Бог выше всего, так прежде всего нужны дела для прославления имени Его (Филарет Черниговский).
Разуме же народ мног от Иудей, яко ту есть: и приидоша не Иисуса ради токмо, но да и Лазаря видят, егоже воскреси от мертвых. Приближался праздник Пасхи. Народ со всех сторон собирался в Иерусалим, не только из стран Иудейских и Галилейских, но из-за пределов Палестины, так как иудеи были рассеяны в разных странах за пределами земли обетованной. Народ собирался в Иерусалим на праздник Пасхи, потому что иудеи не могли праздновать Пасху ни в каком другом месте, кроме храма Иерусалимского. К этой Пасхе и Господь шел в Иерусалим, чтобы окончить дело Своего служения; чтобы, в исполнение древних пророчеств и преобразований, принести Себя в жертву за грехи мира. Когда Иисус от Иерихона шествовал к Иерусалиму, Ему сопутствовало множество народа, шедшего также в Иерусалим. Но Иисус остановился в Вифании, где приготовили Ему вечерю. В Иерусалиме стало известно, что Иисус в Вифании, где Он остановился на ночь. Народ, слышавший об Иисусе как великом Учителе и Чудотворце, Который недавно воскресил уже четыре дня лежавшего во гробе Лазаря, устремился в Вифанию. Многие из народа, без сомнения, еще никогда не видали Иисуса. Были даже язычники ( Ин. 12:20 ). Все желали видеть Иисуса и Лазаря, которого воскресил Он.
Здесь не могли они сказать и того, будто противится Отцу, потому что Молитва Его заграждала им уста» (св. Иоанн Златоуст).
Вечеря в Вифании, описанная евангелистом Иоанном, одна ли и та же с вечерею в доме Симона прокаженного, о которой рассказывают евангелисты Матфей и Марк?
Епископ Михаил. «Толковое Евангелие»
Эта вечеря, которую описывает здесь евангелист, отлична от подобной вечери, бывшей в Вифании же, пред последней же Пасхой, и описанной первыми двумя евангелистами (Мф. 26и далее; Мк. 14и далее). Так принимает сие Православная Церковь, что весьма ясно выражено в синаксаре в Страстную среду и в службах Страстной недели (ср. св. Иоанна Златоуста и Феофилакта). При видимом сходстве описания вечери вифанской у Иоанна и первых трех евангелистов – сходстве, объясняющемся сходством самых описываемых событий, – в самом тексте есть указание, что описываются разные события, только сходные. По Иоанну, вечеря была за шесть дней до Пасхи, по Матфею и Марку – за два; по Иоанну, помазала Господа сестра Лазаря Мария, по первым двум – некоторая женщина (по преданию – та же грешница, которая еще задолго ранее помазала Господа в Галилее, в доме Симона фарисея (Лк. 7и дал.); по Иоанну, Мария помазала ноги Иисуса, по первым евангелистам – голову; по Иоанну, вечеря была в доме Лазаря, по Матфею и Марку – в доме Симона прокаженного; по Иоанну, только Иуда сделал замечание Марии, по первым двум – и другие ученики. Эти разности так значительны, что указывают на разность самых событий, только поелику сходны самые события – сходно у евангелистов и описание их.
Вероятно ли повторение происшествия чрез такое краткое время – от субботы до среды? Невероятного нет ничего, тем более что и побуждения к помазанию Господа женами у той и другой были различные: сестра Лазаря сделала это из чувства глубочайшей благодарности за воскрешение брата ее, а другая жена – по влечению более бескорыстного чувства, почему и обещается ей награда большая, чем той (синаксарь в Великую среду), и вообще препятствий принимать то и другое помазание за различные – нет. Может возбудить недоумение только то, как случилось, что по обличении Господом Иуды за упрек его Марии на первой вечере – через немного дней, на подобной вечере, при подобном событии и другие ученики выразили подобный Иудину упрек женщине? Но побуждение у них было другое, чем у Иуды (ср. св. Иоанна Златоуста и Феофилакта); притом в эти немногие дни так много случилось и такого важного, что вечеря у Лазаря могла несколько забыться; потом, может быть, и на сей раз они увлеклись лукавым подстрекательством Иуды; и наконец, они были еще тогда несовершенны. По внешнему сходству упрека, сделанного Иудою Марии и другими учениками – другой женщине, и ответ Господа на этот упрек, в сущности, одинаков, но о последней жене Господь сказал более, чем о Марии. Итак, надобно принять, что Господь, по сказаниям всех евангелистов, в продолжение Своего общественного служения был помазан на вечерях трижды: один раз еще среди Своего общественного служения в каком-то галилейском городе, в доме Симона фарисея, женою явно грешницею (Лк. 7и далее); другой раз – Мариею, сестрою Лазаря, за шесть дней до Пасхи в Вифании в своем доме (Ин. 12и далее); третий раз – в Вифании же в дому Симона прокаженного (вероятно, одно лицо с Симоном фарисеем ( Лк. 7:36 и далее) за два дня до Пасхи женщиною – тою же, по преданию бывшею явно грешницею, которая и прежде помазала Его в доме Симона фарисея.
Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия / М.В. Барсов. – Том 2. – М.: Лепта Книга, 2006. – 832 с. / Третья Пасха. 3-377 с. ISBN 5-91173-019-7
Руководство к изучению Священного Писания (Часть 5)
Третья Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа
1. ОБЛИЧЕНИЕ ФАРИСЕЙСКИХ ПРЕДАНИЙ
(Матф. 15:1-20; Марка 7:1-23)
На третьей Пасхе Господь Иисус Христос в Иерусалиме не был, но фарисеи иерусалимские никогда не оставляли своего наблюдения за Ним и поэтому, не найдя Его в Иерусалиме, пришли в Галилею. Встретив здесь Его вместе с учениками, они возобновили прежнее осуждение учеников Его за несоблюдение преданий старцев. Поводом к этому было то, что ученики Господа принимались за пищу, не умыв рук. По правилам фарисейского благочестия, пред принятием пищи и после нее непременно должно было мыть руки, причем в Талмуде точно определено, какой меры воды для этого достаточно, как мыть, когда именно, в каком порядке, если число присутствующих превышает пять или не превышает его. Этим правилам приписывалась такая важность, что за несоблюдение их синедрион подвергал отлучению. Иудеи почему-то верили, что Моисей на Синае получил два закона: один, записанный им в книгах, а другой незаписанный, который переходил из уст в уста от родителей к детям и после уже был записан в Талмуде. Этот закон назывался «преданием старцев», т.е. Древних мужей, древних раввинов. Предписания этого неписанного закона отличались большой мелочностью. Так, обычай умовения рук, внушенный в начале чистоплотностью, сам по себе полезный, стал предрассудком, который наряду с другими, подобными же, заслоняя собой гораздо более важное в требованиях закона Божия, становился пустым и вредным. Так, ученики, вместе с своим Божественным Учителем, трудились для великого дела созидания Царствия Божия на земле и не имели иногда времени и хлеба вкусить (Марк. 3:20), а фарисеи требовали от них строгого соблюдения всех этих мелочных преданий. На обвинение фарисеев Господь и Сам отвечает обвинением: «почто и вы преступаете заповедь Божию за предание ваше?», «показывая, что согрешающий в великих делах не должен с такою заботливостью подмечать в других маловажные поступки» (Злат.). Господь указывает, что фарисеи, во имя своего предания, нарушают прямую и категорическую заповедь о почитании родителей. Предание это разрешало детям отказывать в материальной поддержке своим родителям, если они свое имущество объявляли «корваном», т.е. посвященным Богу. А посвятить в дар Богу можно было все: и дом, и поле, и чистых и нечистых животных, причем сам посвящавший мог продолжать и дальше пользоваться своим имуществом, уплачивая небольшой выкуп в сокровищницу храма, но зато он считал себя свободным от всяких общественных повинностей, даже от обязанности заботиться о своих родителях, отказывая им и в необходимом для них пропитании. Называя за это фарисеев «лицемерами», Господь относит к ним пророчество Исайи 29:13, утверждая, что они чтут Бога только наружно, а сердцем они далеки от Бога: напрасно поэтому они думают таким путем угодить Богу, напрасно учат тому же и других. Обратившись затем ко всему народу, Господь в обличение фарисеев сказал: «Слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что исходит из уст, оскверняет человека». Фарисеи не понимали различия между чистотой нравственной и чистотой телесной и думали, что пища нечистая или только взятая нечистыми руками производит нечистоту нравственную, делая человека нечистым, виновным в очах Божиих.
Обличая несправедливость этой мысли, Господь указывает, что нравственно-нечистым делает человека только то, что исходит из нечистого сердца. Совершенно неосновательно сектанты и все противники соблюдения постов считают, что эти слова Господа направлены против необходимости соблюдать посты, установленные Церковью. Входящее в уста оскверняет человека, конечно, само по себе, но только в том случае, если не соединяется с непокорностью и другими греховными расположениями сердца. Постимся мы не потому, что боимся оскверниться скоромной пищей, а ради того, чтобы легче было бороться со своими греховными страстями, побороть свою чувственность, приучить себя отсекать свою волю через послушание установлениям Церкви. Признавая, напр., пьянство злом, мы ведь не утверждаем, что пьянство зло потому, что питие вина оскверняет человека: фарисеи соблазнились тем, что Господь ни во что вменяет предание старцев и далее, по-видимому, самый закон Моисеев, установивший строгое различие между разными родами пищи. Господь успокоил Своих учеников, сказав им, что фарисеи «слепые вожди слепых», и поэтому не нужно следовать измышленному ими учению, что всякое подобное учение, как не происходящее от Бога, искоренится. Далее Господь разъясняет Апостолам, что пища, входящая в уста, минует душу человека и извергается вон, не оставляя следа греха в его душе, но грехи, исходящие извнутри человека, из уст его и из сердца, оскверняют его.
2. ИСЦЕЛЕНИЕ ДОЧЕРИ ХАНАНЕЯНКИ
(Матфея 15:21-28 и Марка 7:24-30)
Вышедши из Галилеи, Господь удалился «во страны Тирския и Сидонския», т.е. в языческую страну Финикию на северо-запад от Галилеи с главными городами Тиром и Сидоном, находившимися неподалеку один от другого. Так как, по словам Ев. Марка, Господь, пришед в эти страны, «никого же хотяше, дабы его чул» (7:24), можно предположить, что целью отшествия Господа в среду иноверного и иноплеменного населения было временное уединение, отдохновение от постоянно сопровождавшей его в Галилее несметной толпы, а, может быть, и от непримиримой злобы фарисеев. «И не може», однако, «утаитися», ибо услышала о Нем некая жена, которую св. Матфей называет «хананеянкой», а св. Марк — «сирофиникиянкой». У этой жены, которую св. Марк называет также «еллинска», т.е. язычница по вере (еллинами в Св. Писании называются все неиудеи, Рим. 1:16 или 1 Кор. 1:22), дочь была одержима нечистым духом, и она начала просить Господа, чтобы Он изгнал беса из ее дочери, причем, зная от иудеев о грядущем Мессии, она называла Господа «Сыном Давидовым», исповедуя этим свою веру в Его мессианское достоинство. Испытывая ее веру, Господь «не отвеща ей словесе», так что даже ученики Его стали просить Господа за нее, указывая на неотступность ее и настойчивость ее мольбы. «Он же отвещав рече: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева», ибо евреи были избранным народом Божиим, им был обещан Божественный Искупитель, и к ним именно Он и должен был в первую очередь придти, их спасать и среди них чудотворить.
Быть может, Господь говорил это, применяясь к образу воззрений иудеев на язычников, желая обнаружить всю силу веры этой язычницы перед Своими Апостолами им в назидание. Постепенно приближаясь все ближе и ближе ко Иисусу, хананеянка, по словам св. Марка, наконец припала к ногам Его, умоляя, чтобы Он изгнал беса из ее дочери. Зная, конечно, силу веры ее и продолжая ее испытывать, Господь отказывает ей в словах, которые могли бы показаться крайне жестокими, если бы не были произнесены исполненным любви к страждущему человечеству Господом: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Смысл этих слов таков: «Я не затем удалился из пределов избранного народа Божия, этих «сынов Царствия» (Матф. 8:12), отняв от них Свою благодеющую чудотворную силу, чтобы расточать ее в стране языческой».
3. ИСЦЕЛЕНИЕ ГЛУХОГО КОСНОЯЗЫЧНОГО И МНОГИХ БОЛЬНЫХ
(Марк. 7:31-37; Мф. 15:29-31)
Из Финикии Господь через пределы Десятиградия пришел к Галилейскому озеру. Эта страна, представлявшая собою союз 10 городов, лежала почти вся, кроме г. Скифополя, на восток от Галилейского озера, и со времени ассирийского плена евреев, была населена по преимуществу язычниками. Здесь, еще по пути, Господь исцелил глухого косноязычного, о каковом чуде повествует один только Еванг. Марк. Обычно Господь исцелял одним словом Своим, а тут Он отвел больного в сторону, по-видимому, для того, чтобы отклонить праздное любопытство полуязыческой толпы, вложил в уши больного Свои пальцы, и, плюнув, коснулся языка его, вероятно, для того, чтобы этими действиями возбудить веру больного — необходимое условие исцеления, ибо говорить с ним, как с глухим, не было возможности. Затем, воззрев на небо, Господь молитвенно воздохнул для того, чтобы окружающим было ясно, что Он совершает исцеление силою Божиею, а отнюдь не силою бесовскою, как распускали о Нем всюду клеветы фарисеи, и исцелил больного, произнеся властно по-сирски «Еффафиа», что значит: «отверзись».
Окружающим, как обычно, запретил разглашать о чуде, может быть, для того, чтобы избегнуть излишнего возбуждения толпы и преждевременного не вооружать еще больше против Себя фарисеев. Но они, удивляясь чуду, сколько Он ни запрещал им, еще больше разглашали. Пройдя Десятиградие, Господь, по словам св. Матфея, подошел к Галилейскому озеру, вероятно с востока или сев.-востока, и здесь, как и всегда, толпы народа следовали за Ним, толпы встречали Его и, где бы Он ни остановился, вокруг Него сейчас же собиралось множество народа. К Нему привели хромых, слепых, немых, увечных и страждущих всякими другими болезнями. Вера у этих людей в чудотворную силу Иисусову была столь велика, что они далее не просили Его ни о чем, а просто молча повергали больных к ногам Его, «и Он исцелял их». Они же, видя совершаемые Им чудеса, прославляли «Бога Израилева», считая, как избранный народ Божий, Бога своим Богом.
4. ЧУДЕСНОЕ НАСЫЩЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ ТЫСЯЧ НАРОДА
(Мф. 15:32-39; Мр. 8:1-9)
Три дня продолжалось пребывание Господа с народом на пустынном берегу Геннисаретского озера. Запасы хлеба истощились, купить его было негде, и Господь вновь совершил чудо насыщения народа — на этот раз четырех тысяч, семью хлебами, причем собрано остатков семь корзин. Накормив народ, Господь отпустил его, а Сам с Апостолами на лодке отправился к западному берегу в пределы Магдалинские, или, как говорит Марк, в пределы Далмануфские. Далмануфа — это небольшая деревня около г.Магдалы на зап. берегу Галилейского озера.
5. ОБЛИЧЕНИЕ ФАРИСЕЕВ, ПРОСИВШИХ ЗНАМЕНИЯ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ ЗАКВАСКИ ФАРИСЕЙСКОЙ И САДДУКЕЙСКОЙ
(Мф. 16:1-12 и Марк. 8:11-21)
Как только Иисус вышел на берег, к Нему тотчас приступили, очевидно ожидавшие Его тут нарочно фарисеи и саддукеи, Эти две секты разного направления (фарисеи — консерваторы, а саддукеи — либералы-вольнодумцы), между собой враждовавшие, в отношении к Господу действовали враждебно с полным единодушием. Искушая Его, т.е. лицемерно, неискренно они стали просить, чтобы Он показал им знамение с неба, т.е. такое чудесное явление, которое могло бы быть и для них, и для всего народа ясным доказательством Его достоинства, как Мессии. Будучи уверены, что и на этот раз Господь им в этом откажет, они хотели иметь в этом новый повод разглашать в народе, что Иисус, не могущий дать знамения с неба, не может быть Мессией. В ответ на это Господь резко укорил фарисеев, назвав их лицемерами, за то, что они, умеющие судить по известным признакам о предстоящей погоде, не хотят замечать явных знамений, свидетельствующих об Его мессианском достоинстве, и вновь сказал, что знамения не будет им дано, «кроме знамения Ионы пророка» (см. Мф. 12:38-45). Не желая продолжать разговор с лицемерами, Господь, только что прибывший на эту сторону озера, опять сел с Апостолами в лодку и отправился на другую сторону.
Эта поспешность не дала возможности Апостолам запастись хлебами. Между тем, Христос, скорбя о духовной слепоте фарисеев и саддукеев, и желая предостеречь Своих учеников от впадения в подобное же пагубное состояние, сказал им: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской!» Св. Марк, вместо саддукейской, говорит «иродовой», смысл чего один и тот же, ибо Ирод-Антипа принадлежал к секте саддукеев. Апостолы не поняли этого предостережения, решив, что этими словами Господь упрекает их за то, что они не взяли с собой хлеба. Тогда Господь действительно упрекнул их за маловерие, непонятливость и забывчивость, напомнив им о недавнем двукратном чудесном насыщении нескольких тысяч народа немногими хлебами. Только после этого вразумления, ученики поняли, что Иисус этим иносказанием предостерегает их от учения фарисейского и саддукейского.
6. ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОГО В ВИФСАИДЕ
(Марка 8:22-26)
Это чудо, о котором повествует только один Ев. Марк, совершено Господом, после того, как Он переправился со Своими учениками на восточный берег Геннисаретского озера, по дороге в Кесарию Филиппову в г. Вифсаиде, называвшемся еще Юлией, каковое наименование дал этому селению тетрарх Филипп в часть дочери Августа Юлии. К Господу привели слепого и просили, чтобы Он прикосновением рук Своих исцелил его. По-видимому, это не был слепорожденный, так как после первого возложения на него рук Спасителя, он сказал, что видит людей, как деревья, т.е. он видал, следовательно, прежде и людей, и деревья. Господь, исцеляя его, поступил так же, как при исцелении глухого косноязычного: вывел его из селения, плюнул ему на глаза и возвратил зрение ему не сразу, а постепенно, путем двукратного возложения рук, очевидно возбуждая в нем таким образом веру, необходимую для совершения чуда, а затем так же послал его домой, веля не заходить в селение и не рассказывать там никому о совершенном над ним чуде.
7. АПОСТОЛ ПЕТР ИСПОВЕДУЕТ ОТ ЛИЦА ВСЕХ АПОСТОЛОВ ИИСУСА ХРИСТА СЫНОМ БОЖИИМ
(Матф. 16:13-20; Марк. 8:27-30 и Лук. 9:18-21)
Из Вифсаиды Юлии Господь направился со Своими учениками в пределы Кесарии Филипповой. Этот город, называвшийся прежде Панеей и находившийся на северной границе колена Неффалимова, у истоков Иордана, при подошве горы Ливана, был расширен и украшен четвертовластником Филиппом и назван им Кесариею, в честь Римского Кесаря (Тиверия). В отличие от другой Кесарии Палестинской, находившейся на берегу Средиземного моря, эта Кесария называлась Филипповой. Время земной жизни Господа приближалось к концу, а избранные Им проповедники Его учения далеко еще не были подготовлены к своей высокой миссии. Поэтому Господь все чаще стал искать возможности оставаться с ними наедине, чтобы в беседах с ними приучать их к мысли, что Мессия не тот земной царь, который поработит евреям все народы земли, о чем они мечтали, а Царь, царство Которого не от мира сего, Который Сам пострадает за этот мир, будет распят и воскреснет. Так и во время этого отдаленного путешествия, оставаясь наедине с Апостолами, Господь спросил их, желая вызвать их на такой разговор о Себе: «Кого Мя глаголют человецы быти?» Апостолы ответили, что в народе различные мнения о Нем: при дворе Ирода-Антипы Его считали за воскресшего Иоанна Крестителя, народ же считает Его за одного из великих ветхозаветных пророков: за Илию или Иеремию или кого-либо другого из пророков. В народе было мнение, что пришествие Мессии будет предварено явлением одного из ветхозаветных пророков, и не считая Самого Иисуса Мессией, многие думали, что Он только предтеча Мессии.
На вопрос же: «Вы же кого Мя глаголете быти?», от лица всех Апостолов отвечал «всегда пламенный Петр», этот «уста Апостолов», по выражению Св. Златоуста: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго!» Евангелисты Марк и Лука этим только и ограничиваются, добавляя, что Господь запретил им кому-либо говорить о Нем, но св. Матфей добавляет к этому, что Господь похвалил Петра, сказав ему: «Блажен еси, Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, иже на небесех», т.е.: «не думай, что твоя вера есть плод Наблюдений твоего ума, а смотри на твою веру, Как на драгоценный дар Божий». «И Аз же тебе глаголю…» имеет такой смысл: «Ты Мне высказал, и Я тебе выскажу: «Яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» — еще при первой встрече Господь нарекает Симону это имя: «Петр» по-гречески, или «Кифа» по-сиро-халдейски, что значит «камень» (Иоан. 1:42), а теперь как бы свидетельствует, что Симон действительно оправдывает имя, данное ему прежде, что он, по твердости веры, действительно камень. Можно ли понимать эти слова Господа так, как будто Он обещает основать Свою Церковь на личности Петра, как это делают римо-католики, в целях оправдать свое ложное учение о главенстве папы римского, как преемника ап. Петра, над всей христианской Церковью? Конечно, нет! Если бы в этих словах Господа сам Петр изображался, как основание Церкви, тогда было бы сказано: «Ты еси Петр, и на тебе Я созижду Церковь Мою» или хотя бы так: «Ты еси Петр, и на сем Петре Я созижду Церковь Мою», — но сказано совсем иначе, что особенно ясно видно в греческом тексте Евангелия, к которому всегда необходимо обращаться в недоуменных случаях: слово «Петрос» не повторено, хотя и это слово означает «камень», а употреблено другое слово «петра», что значит: «скала». Отсюда ясно, что в этих словах Господа, обращенных к Петру, Господь обещает основать Свою Церковь не на Петре, но на исповедании веры, которое произнес Петр, т.е. на такой великой истине, что «Христос есть Сын Бога Живаго». Так понимали это место св. Иоанн Златоуст и др. великие отцы Церкви, разумея под «камнем» исповедание веры во Иисуса Христа, как Мессии, Сына Божия, или даже просто Самого Иисуса Христа, Который в Священном Писании нередко называется камнем, как напр., в Ис. 28:16, Деян. 4:11, Рим. 9:33, 1 Кор. 10:4.
Достопримечательно, что и сам Ап. Петр в своем 1 соб. послании называет камнем отнюдь не себя, а Самого Иисуса Христа, внушая верующим, чтобы они приступали к Господу, как к «Камню Живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному» и сами уподоблялись бы живым камням, созидаясь в дом духовный; здесь Петр очевидно научает верующих идти тем же путем, которым шел он сам, ставший «Петрос» после исповедания им Камня-Христа.
Таким образом, смысл этого замечательного и глубокого изречения Христова таков: «Блажен ты Симон, сын Ионин, потому, что не человеческими средствами узнал ты это, но тебе открыл это Отец Мой небесный». И Я тебе скажу: Я не напрасно нарек тебя Петром: утвердившись на том, что ты исповедал, как на скале, и ты пребудешь воистину камнем, и Церковь Моя устроится непоколебимой, так что никакие враждебные силы ада не смогут одолеть ее». Выражение «врата ада» характерно для восточных обычаев того времени: у ворот города или крепости, всегда особенно сильно укрепленных на случай нападения врагов, собирались начальственные лица для различных совещаний, суда и расправы над виновными и для всяких общественных дел.
Дальнейшее обетование, данное, по-видимому, одному Петру: «И дам ти ключи Царства Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех» немного позднее дано всем Апостолам (Матф. 18:18) и состоит в праве всех Апостолов и их преемников — епископов — подвергать ответственности, судить и наказывать согрешающих, вплоть до отлучения от Церкви. Власть разрешать есть власть отпускать грехи, принимать в Церковь через крещение и покаяние. Эту благодать все Апостолы равно получили от Господа по Его воскресении (Иоан. 20:22-23). Господь запретил ученикам говорить о Себе, как о Христе, чтобы не возжигать в народе страстей при его ложных понятиях.
8. ГОСПОДЬ ПРЕДРЕКАЕТ О СВОЕЙ СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕНИИ И УЧИТ О НЕСЕНИИ КРЕСТА
(Матф. 16:21-28; Марка 8:31-38 и 9:1; Лук. 9:22-27)
«Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет», т.е. достигнет всех почестей и наслаждений мира, приобретет все его тленные сокровища в свое распоряжение, «душу же свою отщетит?» Душа человека драгоценнее всех сокровищ мира и погубленную душу уже ничем нельзя выкупить, никакими земными богатствами — «что даст человек измену за душу свою?» С мыслью о вечной гибели людей, старающихся сохранить себя лишь для этого мира, Господь соединяет мысль о втором и страшном пришествии Своем, когда каждый получит воздаяние за «дела свои». Мысль важная, опровергающая утверждения протестантов и сектантов, отрицающих значение добрых дел для спасения. Евангелисты Марк и Лука передают в связи с этим еще другие важные слова Господа: «иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном», т.е. сочтет для себя постыдным находиться в числе Моих учеников и, в частности, исполнять заповедь о несении креста своего, — то «и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми», т.е. откажется признать его Своим последователем на Страшном Суде.
Закончил Господь эту беседу знаменательными словами: «Суть неции от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына Человеческаго, грядуща во Царствии Своем». Эти слова давали и дают повод некоторым видеть в них указание на близость второго пришествия Христова и соблазняться тем, что они не исполнились. Два другие Евангелиста Марк и Лука разъясняют, как надо правильно понимать эти слова: св. Лука последние слова Господа передает так: «Дондеже видят Царствие Божие», а св. Марк их дополняет: «дондеже видят Царствие Божие, пришедшее в силе». Из этих слов видно, что речь тут не о втором пришествии Христовом, а об открытии Царствия Божия, т.е. благодатной силы его на земле среди верующих, или об учреждении Церкви Христовой: «Царствие Божие, пришедшее в силе» это есть Церковь, основанная Господом, распространение которой по всему лицу земли сподобились видеть многие из учеников и современников Господа.
9. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
(Мф. 17:1-13; Мрк. 9:2-13; Лук. 9:28-36)
Об этом событии повествуют все три синоптика, причем достойно примечания, что все они связывают его с имевшей место за шесть (по счету св. Луки, за восемь) дней перед тем речью Господа о предстоящих Ему страданиях, о несении креста Его последователями и о скором открытии Царствия Божия, пришедшего в силе. Господь взял ближайших и довереннейших учеников Своих, которые были всегда с Ним в наиболее торжественные и важнейшие моменты Его земной жизни, Петра, Иакова и Иоанна, и возвел их «на гору высоку едины». Хотя Евангелисты не называют этой горы по имени, но древнее христианское предание единогласно свидетельствует, что это была гора Фавор в Галилее, на юг от Назарета, в прекрасной равнине Иезреельской. Величественная гора эта высотой почти в 3000 футов покрыта снизу и до середины прекрасной растительностью и с вершины ее открываются прекрасные виды на весьма далекое расстояние.
Св. Марк добавляет при этом подробность, конечно, со слов самого Петра, что ученики «удержали это слово», недоумевая для чего Господу нужно умереть, чтобы потом воскреснуть. Убежденные теперь уже вполне, что их Учитель Иисус есть действительно Мессия, они спрашивают: «како глаголют книжницы, яко Илии подобает прийти прежде?» Господь подтверждает, что Илии действительно надлежит придти прежде «и устроить все», по-гречески, собственно «возстановить» — «апокатастиси», т.е., как предсказывал пророк Малахия (4: 5-6): «обратить сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их» или восстановить в душах людей первоначальные добрые и чистые чувства, без чего дело Мессии не могло бы быть успешным, ибо не нашло бы благоприятной почвы в сердцах людей, заскорузлых и окаменевших от продолжительной порочной жизни. «Глаголю же вам», говорит далее Господь, «яко Илия уже прииде, и не познаша его», т.е. Илия уже пришел в лице Иоанна Крестителя, который был облечен от Бога силою Илииною и духом, подобным ему, но его не узнали, ввергли его в темницу и умертвили его: «тако и Сын Человеческий имать пострадати от них», т.е., как не узнали Илию и умертвили его, так не узнают и Мессию, и также умертвят Его,
10. ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО ОТРОКА: О ВАЖНОСТИ ВЕРЫ, МОЛИТВЫ И ПОСТА
(Матф. 17:14-23; Марка 9:14-32 и Луки 9:37-45)
Об этом исцелении повествуют все три синоптика, указывая, что оно совершено Господом сразу после схождения с горы Преображения. В это время множество народа собралось около учеников Христовых, ожидавших Его у подножья горы. По св. Марку ученики имели спор с книжниками. Тот же Марк свидетельствует, что «весь народ», увидев Христа, сошедшего с горы, «ужасеся», вероятно потому, что на лице Его и на всей наружности сохранился еще некий отблеск той славы, которой Господь просиял на Фаворе. Некий человек обратился к Господу с просьбой исцелить его сына, который в новолуния беснуется и тяжко страдает, бросаясь то в огонь, то в воду. Он добавил при этом, что приводил его уже к ученикам Христовым, но те не могли исцелить его. Услышав, что ученики Его не могли исцелить страждущего, хотя Он и дал им власть над нечистыми духами, Господь воскликнул: «О роде неверный, (не имеющий веры) и развращенный (не в смысле развратный, а в смысле: превратно чувствующий), доколе буду с вами, доколе терплю вас?» Одни толкователи относят этот упрек Господа к ученикам Его, По недостатку веры своей не бывших в состоянии Исцелить бесноватого, другие — ко всему народу иудейскому. Св. Матфей повествует затем, что Господь повелел привести к себе отрока и «запретил духу нечистому», и «бес вышел из него».
Евангелисты Марк и Лука приводят некоторые подробности. Когда отрок был приведен, с ним случился страшный припадок бешенства. На вопрос Господа, как давно это приключилось с отроком, отец отвечал, что с младенчества и прибавил: «Аще что можеши, помози нам, милосердовав о нас». На это Господь отвечал: «Еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему». Отец несчастного отрока со слезами возопил: «Верую, Господи, помози моему неверию», т.е. со смирением признал, что вера его несовершенна, недостаточна. Это смиренное исповедание было вознаграждено: чудо исцеления отрока совершилось. На вопрос учеников, почему они не смогли изгнать беса, Господь ответил: «За неверствие ваше». Может быть, узнав от отца бесноватого силу, продолжительность и упорство беснования, они усомнились на этот раз в своей силе изгнать беса и потому не могли изгнать его, как начал тонуть Петр, уже пошедший по воде навстречу Господа, но потом при виде сильного ветра и волн, усумнившийся в возможности дойти до Господа. При этом Господь добавил: «Аще имате веру, яко зерно грушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет: и ничтоже невозможно будет вам», т.е. самая малая вера, если только она есть, уже способна творить великие чудеса, так как в ней сокрыта великая сила, подобная силе, сокрытой в ничтожном по виду горчичном зерне, разрастающемся потом в громадное дерево. Но не следует думать, будто вера имеет как бы собственную силу: она является лишь необходимым условием, при котором действует всемогущество Божие. Бог же может совершать чудеса и при недостаточной вере, как исцелил он бесноватого юношу, несмотря на маловерие его отца. «Вся возможна верующему» значит, что Господь все готов сделать для человека при условии его веры. Вера это как бы приемник благодати Божией, которая и творит чудеса. В заключение Господь произнес весьма знаменательные слова: «Сей же род», т.е. род бесовский, «не исходит, токмо молитвою и постом».
11. ЧУДЕСНАЯ УПЛАТА ЦЕРКОВНОЙ ПОДАТИ
(Матф. 17:24-27)
С Господа Иисуса Христа требовали подать на храм Божий, как бы для Бога. Конечно, как Сын Божий, Он должен был бы быть свободен от платежа, но чтобы не подавать нового повода к обвинениям в нарушении закона, Он, не имея Сам при Себе денег, указал Ап. Петру, где и как найти статир, т.е. четыре драхмы для уплаты подати за двоих. Это чудо, по словам толкователя Евангелия Еп. Михаила, ярко свидетельствует о Божестве Господа Иисуса: «Если Он знал, что во рту у рыбы, которая первая попадется Петру, есть проглоченный ею статир, то Он всеведущ. Если создал Он статир во рту рыбы, то Он всемогущ».