троице сергиев монастырь годуновых усыпальница

Усыпальница Годуновых


Троице-Сергиева Лавра

Долго стоял перед этим низким невзрачным сооружением. Его не сразу и заметишь в большой роскошной Лавре. А ведь здесь трагическая история некогда блистательной семьи.
Рассмотрим три правых плиты. 1 мая 1605 года «преставися» царь Борис Феодорович, а десятого июня «преставися» великая княгиня Мария Григорьевна и царевич Феодор Борисович, мать и сын.
Да, не «преставися», а убили их. Убили ни за что, просто чтобы «корень борисов» извести. И не какие-нибудь иноземные захватчики, а свои русские люди.
Немногим более чем через триста лет подобная трагедия повторится на Руси в большем масштабе.

Фёдор получил прекрасное образование, готовился отцом в «просвещённые государи». Карамзин называет его «первым плодом Европейского воспитания в России».
Царевич Фёдор вошёл в историю русской картографии: им или под его руководством была составлена одна из первых собственно русских карт России (карты, подготовленные иностранными специалистами, появились ещё в XVI веке). Она была издана в Амстердаме по рукописям в 1613 году видным картографом того времени Гесселем
Карта Фёдора Годунова составлена не по геодезическим данным и содержит искажения расстояний.

Многие историки сходятся во мнении, что Фёдор Годунов, всесторонне подготовленный к престолу, образованный и талантливый юноша, заслуживал лучшей судьбы и мог стать одним из выдающихся русских государей.

Борис Зворыкин, «Семья Бориса Годунова»

К.Е. Маковский, «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова»

Источник

Размышления подле Усыпальницы Годуновых

Прав был мудрец Екклесиаст (вернее тот, кто скрывался под этим именем – псевдонимом), написав однажды – «Суета сует. Все суета!». Смотрю я на экскурсионные группы, посещающие древние города Руси и не перестаю удивляться – спешат люди, нетерпеливо переминаются на месте, делают массу снимков, задают порой наивные вопросы. Мало среди них лиц сосредоточенных, заинтересованных увиденным и услышанным. Зачем же тогда тратить время свое и деньги на посещение мест святых? Ради того, чтобы сказать – а я этим летом был в Угличе! Что остается в памяти таких «быстроходов»?

Много раз бывала я в Сергиевом Посаде, где уже более шести веков сосредоточен духовный и культурно-исторический центр всей Руси, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
Удачное место выбрал для постройки своей кельи преподобный Сергий Радонежский. Как по случаю не вспомнить слова Павла Флоренского, который в свое время писал: «Чтобы понять Россию надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, «чудотворного старца, святого Сергия», как свидетельствуют о нем его современники». Свел отец Павел в триединство Россию, Лавру и имя святого Сергия Радонежского. Возвышается холм Маковец над прилегающими улицами и привлекает взор обилием куполов и иных церковных сооружений, видимых из-за высоких белокаменных стен.

Стопы сами ведут к «седому» одноглавому Троицкому храму, насладиться его атмосферою, поставить свечи памяти и за здравие. Главное же – прикоснуться к раке с мощами Сергия Радонежского: поздороваться, попросить отпущения грехов и спокойствия душе.

Второе дивное место для меня находится за сим храмом. Высажены там рядками мелкие беленькие цветочки, наполняющие все окружающее пространство малое медовым запахом чудным. Люблю постоять в этом уголке с думами своими.

Теперь путь наш лежит к Успенскому собору. Слева от парадного его крыльца находится немного вросшая в землю Усыпальница Годуновых. Имеет она вид небольшой каменной палатки. Поставлена была в 1782 году над гробницами царя Бориса Годунова, его супруги, царицы Марии, сына, царевича Феодора, а также дочери – царевны Ксении, в иночестве Ольги.

Чуть позже, в 1606 году, по приказанию царя Василия Ивановича Шуйского тела Бориса Федоровича, его супруги и сына с честью перенесены были к Троице. Третье место захоронения Бориса Федоровича Годунова оказалось последним. Наконец-то упокоился его прах в земле святой. Несчастнейшая в своей судьбе Ксения Борисовна погребена была, согласно ее предсмертной просьбе возле брата, царя Михаила Федоровича после ее кончины 30 августа 1622 года, последовавшей во Владимирском Успенском или в одном из Суздальских женских монастырей. Через шестнадцать лет после смерти матери и брата обрела она последнее пристанище возле них. Воссоединилась вся семья.

После уничтожения паперти Успенского собора, могилы всех четверых оказались под открытым небом, и над ними устроена была доныне сохранившаяся палатка. В описи монастыря 1641 года читается о гробницах Годуновых следующее: «в паперти над гробницами образов, где положен царь Борис и царица Марья и царевич Федор и царевна Ольга: в киоте два образа местных, писаны на празелени, образ живоначальные Троицы, образ пресвятые Богородицы Коневские, образ Бориса и Глеба, писаны на золоте; вверху над большими образами шесть образов окладные, в киоте два образа окладных – образ Спасов да видение чюдотворца Сергия; у гробниц четыре свечи поставные восковые, насвечники железные; на гробницах же царя Бориса и царицы и царевны три покрова черные, на царевичеве гробнице покров червчат, повсядневные, на них шиты кресты».

Завершилось очередное путешествие. Перевернута еще одна страница истории. Вернее, промелькнул всего лишь один из ее эпизодов.

Источник

13. Захоронение Годуновых в Троице-Сергиевой лавре Ипатьевский монастырь Костромы

13. Захоронение Годуновых в Троице-Сергиевой лавре

Ипатьевский монастырь Костромы

В Троице-Сергиевой Лавре, в городе Сергиев Посад (Загорск), рядом с Успенским собором, находится усыпальница Годуновых — четыре захоронения, рис. 2.57. Это весьма скромное погребение. Считается, что здесь похоронен и сам Борис Годунов. Экскурсовод рассказал нам в 1997 году, что первоначально саркофаги были накрыты плитами, лежавшими на земле. Считается, что сами саркофаги были закопаны в землю. Затем, уже при Романовых, в начале XVIII века с этим захоронением произошло буквально то же самое, что и с захоронениями других русских царей в Архангельском Соборе Московского Кремля. А именно, место погребения Годуновых полностью закрыли кирпичным новоделом — массивным параллелепипедом. Считается, что четыре старые плиты были перед этим вынуты и вделаны вертикально в заднюю стенку романовского новодела. Сегодня там действительно видны верхние части четырех ОЧЕНЬ НЕБОЛЬШИХ плит. Нижняя часть некоторых из них закопана в землю, и прочесть надпись полностью нельзя, рис. 2.58, рис. 2.59, рис. 2.60. Кстати, надписи сильно повреждены. Кроме того, плиты совсем маленькие. Это явно не большие надгробные плиты, которыми обычно закрывали саркофаги. Что было написано на больших, подлинных крышках, оказавшихся якобы замурованными под романовским новоделом? Сохранились ли крышки саркофагов? Об этом экскурсовод ничего не знал.

троице сергиев монастырь годуновых усыпальница

Рис. 2.57. Захоронение, объявленное усыпальницей семьи Годуновых. Троице-Сергиева Лавра, город Сергиев Посад (Загорск). Взято из [304], т. 3, с. 248

троице сергиев монастырь годуновых усыпальница

Рис. 2.58. Первая и вторая надгробные плиты якобы усыпальницы Годуновых. Фотография сделана авторами в 1997 году

троице сергиев монастырь годуновых усыпальница

Рис. 2.59. Третья надгробная плита якобы усыпальницы Годуновых. Фотография 1997 года

троице сергиев монастырь годуновых усыпальница

Рис. 2.60. Четвертая надгробная плита якобы усыпальницы Годуновых

Вообще, с этим захоронением связаны странности. Сегодня «гробница Годуновых» находится СНАРУЖИ Успенского собора, довольно далеко от его стен. Экскурсовод разъяснил нам, что будто бы раньше гробница находилась ВНУТРИ собора, на уровне его пола. А затем, дескать, при перестройке Успенского собора, гробница «сама собой» оказалась далеко снаружи. Это звучит странно. Конечно, нам могут «объяснить», что экскурсовод, мол, ошибся. Возможно, хотя и маловероятно. Как правило, экскурсоводы в таких местах, как Троице-Сергиева Лавра — достаточно квалифицированные люди. К сожалению, у нас не было возможности, проверить эти сведения по печатным изданиям.

Но в таком случае получается, что собор либо «уменьшился», либо «отодвинулся в сторону». В то же время, сегодня пол Успенского собора находится ЗАМЕТНО ВЫШЕ того уровня, где сегодня находится «гробница Годуновых». Чтобы войти в Успенский собор, нужно подняться по ступенькам довольно высокой лестницы. Как же так получилось, что «гробница Годуновых», бывшая якобы внутри этого собора, на уровне его пола, опустилась вниз на несколько метров, оставаясь по-прежнему на поверхности земли?

По нашему мнению, эти фантастические объяснения восходят к XVIII веку, когда старались скрыть какую-то темную деятельность вокруг захоронения Годуновых. Наша гипотеза очень проста. Никакого уменьшения Успенского собора или отодвигания его стен в сторону, конечно же, не было. Как был он возведен, так и стоит до сих пор, за исключением мелких переделок. Подлинная же гробница, — может быть Годуновых, а может быть и нет, — находившаяся когда-то ВНУТРИ Успенского собора, была, по-видимому, просто УНИЧТОЖЕНА Романовыми. Или заложена слоем новых плит, дабы навсегда скрыть ее от глаз посетителей. Зато СНАРУЖИ собора, существенно ниже уровня его пола, — так уж устроен здесь рельеф местности, — на земляной лужайке, в стороне от собора, беззастенчиво изготовили фиктивную «гробницу Годуновых». Может быть, под этим романовским новоделом даже кого-то специально и похоронили. На тот случай, если кто-нибудь когда-либо начнет здесь раскопки. Вот, мол, вам — и кости Годуновых сохранились.

Не исключено, что настоящие захоронения Годуновых находятся на царском кладбище Египта. Либо в Гизе, либо в Луксоре. Ведь захоронение царевича Димитрия, убитого при Годунове, вероятно, известно сегодня как гробница мальчика-фараона Тутанхамона, см. книгу «Расцвет Царства», гл. 7:5. Впрочем, Годуновы умерли уже в эпоху Великой Смуты, а потому их могли не успеть отвезти в Египет.

Сегодня захоронений годуновской эпохи в Ипатьевском монастыре осталось всего лишь не более десятка. Причем некоторые из них даже не атрибутированы, поскольку надписи на расколотых плитах сильно повреждены и практически нечитаемы, рис. 2.61, рис. 2.62, рис. 2.63. Интересно, что один из каменных саркофагов АНТРОПОМОРФНЫЙ, то есть, высечен по форме человеческого тела, рис. 2.64. Но никаких надписей на нем не сохранилось. Крышки тоже нет. Саркофаг того же типа, что и обнаруженные в Египте.

троице сергиев монастырь годуновых усыпальница

Рис. 2.61. Сильно поврежденная надпись на одном из надгробий эпохи Годунова. Троицкий собор Костромского Ипатьевского монастыря. Фотография сделана Т.Н. Фоменко в августе 2001 года

троице сергиев монастырь годуновых усыпальница

Рис. 2.62. Сильно поврежденная надпись на одном из надгробий эпохи Годунова. Троицкий собор Костромского Ипатьевского монастыря. Фотография 2001 года

троице сергиев монастырь годуновых усыпальница

Рис. 2.63. Надгробная плита эпохи Годунова. Дикий камень или бетон. Надпись на нем не сохранилась. Троицкий собор Костромского Ипатьевского монастыря. Фотография 2001 года

троице сергиев монастырь годуновых усыпальница

Рис. 2.64. Антропоморфный каменный саркофаг эпохи Годуновых. Троицкий собор Костромского Ипатьевского монастыря. Такого же типа и саркофаги, обнаруженные в Египте. Фотография сделана А.Т. Фоменко в 2001 году

Этот сюжет естественно вписывается в цепь других «случайностей», сопровождающих всю историю романовских «реставраций» и «поновлений» старинных русских соборов в XVII веке. Выше, в гл. 2:5 настоящей книги, мы рассказали о погроме, учиненном Романовыми в московских храмах. Сбивали фрески, громили соборы даже Московского Кремля. Как мы видим, то же самое творилось и в других русских городах. Некоторые ордынские «монгольские» соборы как бы случайно взлетали на воздух. После чего на освободившемся месте возводили новые храмы, якобы «в духе тех», какие были тут раньше. На самом же деле, как мы теперь понимаем, Романовы с упоением уничтожали историю Великой = «Монгольской» Империи, подменяя ее выдуманной миллеровско-скалигеровской версией. Выходит, что одним из основных инструментов изготовления «правильной истории» были бочки с порохом. В тридцатые годы двадцатого столетия по уцелевшим остаткам русско-ордынской истории еще раз «грамотно прошлись» уже при помощи динамита.

Любопытно, кстати, как рассказывает о «случайном» взрыве собора при Романовых официальный музейный путеводитель «Усыпальницы бояр Годуновых в Костромском Ипатьевском монастыре», который мы видели в августе 2001 года, на стене усыпальницы Годуновых. Написано буквально следующее: «В 1650–1652 гг. Троицкий собор БЫЛ ПЕРЕСТРОЕН и значительно расширен в размерах». Итак, вместо слова «взорван» историки уклончиво написали «был перестроен». Грамотно.

Итак, мы вновь и вновь наталкиваемся на ту же самую границу — на эпоху XVII века, отделяющую романовскую историю от прежней ордынской «монгольской» истории. Проникнуть сквозь барьер-стену XVII века чрезвычайно трудно — подлинных археологических свидетельств XVI и более ранних веков уцелело чрезвычайно мало. В колониях Великой Империи, в Западной Европе, прежние имперские храмы и сооружения тоже были в основном уничтожены. Однако пришедшие к власти западно-европейские реформаторы XVII–XVIII веков решили сохранить в своих новых постройках архитектурный готический (то есть готский) стиль «монгольских» храмов, лишь объявив его чрезвычайно древним и исключительно своим, будто бы чисто западно-европейским, см. гл. 2:47 настоящей книги. А вот по оккупированной Руси XVII века прокатилась мощная волна переделки истории, с тотальной «зачисткой всех следов». Сменили не только архитектурный стиль, но даже характер погребений, см. гл. 2:6 настоящей книги. Сегодняшние посетители иностранцы удовлетворенно и сочувственно отмечают: как мало осталось у вас на Руси следов ее прошлого, даже сравнительно молодого. Наверное, ничего достойного тут просто никогда и не было. Не то, что у нас, в древней, просвещенной и интеллигентной Западной Европе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Усыпальница Годуновых в Троице-Сергиевой лавре

троице сергиев монастырь годуновых усыпальницатроице сергиев монастырь годуновых усыпальница

Усыпальница Годуновых находится с западной стороны Успенского собора, слева от парадного его крыльца. Усыпальница в виде небольшой палатки была поставлена в 1782 г. над гробницами царя Бориса Годунова, его супруги, царицы Марии, и сына, царевича Феодора, тела которых были перенесены из Москвы в Троицкий монастырь в 1606 г., а также дочери – царевны Ксении, в иночестве Ольги, умершей в 1622 г.
Борис Федорович Годунов, скончавшийся 13 апреля 1605 года, был погребен в усыпальнице царской – Архангельском соборе, но когда в июне 1605 года Москва признала самозванца, то тело его было выкопано из могилы в соборе и вместе с телами убитых тогда (10 июня) его супруги и сына погребено было в Варсонофьевском девичьем монастыре (находившемся в Варсонофьевском переулке между Рождественской и Лубянской улицами, – убогом, но бывшем не на «убогих домах»). По прика занию царя Василия Ивановича Шуйского тела Бориса Федоровича, его супруги и сына с честью перенесены были к Троице в 1606 году, а несчастнейшая Ксения Борисовна погребена была, согласно ее предсмертной просьбе к царю Михаилу Федоровичу, вместе с родителями после ее кончины во Владимирском Успенском или в одном из Суздальских женских монастырей, последовавшей 30 августа 1622 года. Когда была уничтожена паперть Успенского собора, могилы всех четверых оказались на воле, под открытым небом, и над ними устроена была доныне находящаяся над ними палатка.

троице сергиев монастырь годуновых усыпальница

В описи монастыря 1641 года читается о гробницах Бориса Федоровича и членов его семьи на паперти Успенского собора: «в заперти над гробницами образов, где положен царь Борис и царица Марья и царевич Федор и царевна Ольга: в киоте два образа местных, писаны на празелени, образ живоначальные Троицы, образ пресвятые Богородицы Коневские, образ Бориса и Глеба, писаны на золоте; вверху над большими образами шесть образов окладные, в киоте два образа окладных – образ Спасов да видение чудотворца Сергия; у гробниц четыре свечи поставные восковые, насвечники железные; на гробницах же царя Бориса и царицы и царевны три покрова черные, на царевичеве гробнице покров червчат, повся дневные, на них шиты кресты». Соборная панихида над гробницами Годуновых ежегодно поется 1 мая (ошибочно как-то принятого за день кончины Бориса Федоровича).

Источник

Перезахоронения тел Бориса Годунова и его семьи в контексте идеологического противостояния в Смутное время

троице сергиев монастырь годуновых усыпальница

Одним из памятников событий Смутного времени в Троице-Сергиевой лавре является усыпальница Годуновых у северо-западного угла Успенского собора, сооруженная над их гробницами в 1782 г. История данного некрополя самым непосредственным образом связана с идеологической борьбой в Смутное время.

В начале нынешнего столетия она вновь стала предметом интереса специалистов. Исследователи традиционно уделяют много внимания изучению началу идеологического противостояния царя Бориса Годунова и Лжедмитрия I, но при этом упускают из вида его завершение и роль в последующем противостоянии правительственных сил и повстанцев.

Каким же образом могилы Бориса Годунова, его жены и сына оказались в Троице-Сергиевом монастыре? Описания сюжета, связанного с перезахоронением тел, имеются только в сочинениях немецкого наемника Конрада Буссова и шведского резидента в Москве Петра Петрея из Элезунда[1]. Но эти авторы не дают точных дат. Известно лишь, что это произошло в правление Василия Шуйского. Поэтому, исходя из контекста повествования К. Буссова, Р.Г. Скрынников пришел к выводу, что Василий Шуйский организовал перенесение тел Годуновых как жертв самозванца в ноябре 1606 г., когда Москву осаждали войска И.И. Болотникова, И.И. Пашкова и П. П. Ляпунова[2]. В.Н. Козляков датировал перезахоронение Годуновых «осенью 1606 г.»[3].

При этом исследователи проигнорировали тот факт, что вряд ли московские власти могли затеять перенесение тел семьи Годуновых из Москвы в Троице-Сергиев монастырь во время осады столицы повстанцами, когда в ближайших окрестностях столицы шли ожесточенные бои, и не существовало реальной возможности организации торжественной процессии. В пользу пересмотра датировок свидетельствует хронологическое указание в тексте П. Петрея, на которое историки не обратили внимания. Шведский резидент, положивший в основу своего сочинения текст К. Буссова, счел необходимым уточнить, что перезахоронение Бориса Годунова произошло спустя «три года» после первых похорон, т.е. в 1608 г.[4]

Все историки единодушны, что инициатором перезахоронения Годуновых был царь Василий Шуйский. По мнению Р.Г. Скрынникова, тем самым он стремился обличить самозванца, погубившего законно избранного царя и его семью, с другой стороны – обвинял москвичей и всех русских людей в нарушении присяги законному царю, за что Бог попустил на них дьявола и его слуг – повстанцев[5]. На взгляд В.Н. Козлякова, реабилитацией Годуновых Василий Шуйский пытался доказать «преемственность своей власти» от Годунова, минуя «Расстригу», а также показать, каковой бывает расплата за грех клятвопреступления[6].

Но произошел ли перенос тел Годуновых в 1608 г., о чем вроде бы свидетельствует П. Петрей? Его сочинение было написано в 1613–1615 гг., почти 7–9 лет спустя после перезахоронения Годуновых, поэтому вряд ли хронологическую реалию «три года спустя» нужно толковать буквально.

В этой связи следует напомнить, что посвятивший специальную работу истории канонизации царевича Дмитрия Угличского, В. И. Ульяновский установил, что царь Василий Шуйский, дискредитируя самозванца, был вынужден привлечь находящего на покое первого патриарха Московского Иова. Тот поставил условием своего участия необходимость разрешения русского народа от присяги Годуновым и достойное перезахоронение их тел. Исследователь заметил, что во всех своих речах во время службы Иов ни разу не обвинил Бориса Годунова в организации цареубийства. Виновными в гибели царевича вновь стали некие «враги и ласкатели»[7]. Повсеместно было объявлено, что Бог на этот раз попустил дьявола и его слуг из-за греха русских людей, нарушивших присягу Годуновым и допустивший их убийство слугами самозванца.

Службы с участием Иова прошли в Москве 19–20 февраля 1607 г., через два месяца после разгрома повстанцев и снятия осады столицы[8]. Скорее всего, именно тогда и было проведено перезахоронение Бориса Годунова и его семьи. Тело Бориса Годунова несли 20 монахов, тем самым церковь и власти публично признавали, что царь не был самоубийцей, а умер своей смертью, успев принять пострижение. Тело царя Федора Борисовича несли 20 бояр, царицы Марии – еще двадцать бояр. За ними ехала инока Ольга – царевна Ксения Борисовна Годунова в небольшом возке – крытом зимнем экипаже на полозьях и горько оплакивала родных. Плач царевны-инокини потряс очевидцев до глубины души. Ему была посвящена одна из немногих дошедших до нас исторических песен Смутного времени[9]. За царевной шествовали «все» монахи, монахини, священники, князья и бояре. П. Петрей к тексту К. Буссова добавил, что их возглавляли царь и патриарх. У Троицких ворот гробы положили в сани, а монахи, князья и бояре сели на лошадей и процессия отправилась в Троице-Сергиев монастырь, где и произошло погребение тел Годуновых[10]. В 1622 г. здесь же была погребена монахиня Ольга – Ксения Годунова. После этого в российской литературе и публицистике утвердилась версия, согласно которой, царь Борис умер своею смертью, а царь Федор Борисович и его мать были убиты.

Несмотря на покаяние в грехе клятвопреступления и частичной реабилитации царей Бориса и Федора Годуновых, никто так и не сделал вклады по их душам в Троице-Сергиев монастырь[11]. На табличках, прикрепленных к гробницам, были написаны только их имена без указания даты перезахоронения. Успокоение не пришло Годуновым даже три с лишним столетия спустя. При вскрытии гробницы в советское время были открыты лишь фрагменты костных скелетов нескольких человек без черепов. Замысел советского антрополога М.М. Герасимова восстановить облик царской семьи методом реконструкции остался неосуществленным.

Таким образом, акции по захоронению и перезахоронению Годуновых были наполнены глубоким сакральным смыслом, хотя и были вызваны чисто политическими мотивами. Лжедмитрий I объявил Годуновых самоубийцами и приказал похоронить их вне ограды Варсонофьевского монастыря с запретом молиться о них. Царь Василий Шуйский, борясь с самозванчеством и пытаясь наложить на него канонический запрет, был вынужден реабилитировать Годуновых как жертв еретика и расстриги Григория Отрепьева, с помощью дьявола завладевшего троном. Патриарх Иов пошел еще дальше, публично отказавшись признать Бориса Годунова виновным в смерти царевича.

Из компромисса между царем Василием и Иовом в проведении процедуры отрешения русских людей от клятвы Годуновым родилась ставшая в последствии знаменитой версия гибели царевича, согласно которой «врази сущие и ласкатели, великим бедам замысленицы» погубили царевича, чтобы выслужиться перед правителем и будущим царем[12]. Впоследствии именно она составила основное содержание трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов».

[1] Буссов К. Московская хроника 1584–1613 // Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 86–87; Петрей П. История о Великом княжестве Московском // О начале войн и смут в Московии. М., 1997. С. 327–328.

[2] Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII века. Иван Болотников. Л., 1988. С. 120.

[3] Козляков В.Н. Смута в России XVII век. М., 2007. С. 208.

[5] Скрынников Р.Г. Там же.

[6] Козляков В.Н. Там же.

[7] Ульяновский В.И. Смутное время. М., 2006. С. 391.

[8] Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической экспедицией. СПб., 1836. Т. 2. № 67. С.148–160.

[9] Памятники литературы Древней Руси. Конец XVI – начало XVII веков. М., 1987. С. 537–538.

[10] Буссов К. Указ. соч. С. 86-87; Петрей П. Указ. соч. С. 328.

[11] Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1986. С. 29.

[12] Палицын А. Сказание. М.; Л., 1955. С. 251.

Тюменцев Игорь Олегович, доктор исторических наук, профессор, директор Волгоградского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *