троице сергиева лавра история и интересные факты
7 чудесных историй Троице-Сергиевой лавры
Это знамение произошло в Троице-Сергиевой лавре во время ее осады польско-литовским войском, в сентябре 1606 года – накануне Сергиева дня. Священник по имени Пимен горячо, проливая слезы, молился Божьей матери. Вдруг в окне кельи он увидал яркий, ослепительный свет. Он испугался, решив, что неприятели подожгли святую обитель и это горят здания монастыря. Вот как об этом написано в книге «Осада Троице-Сергиевой лавры»: «В испуге и смятении он поспешно выбежал из келии; выйдя же на крыльцо, он увидал ярко сиявший огненный столп, который поднимался над самою церковную главою и вершиною своей достигал небес. Пимен еще более ужаснулся при виде этого чудного знамения и созвал братию и бывших в монастыре посторонних мирян. Наконец собралась целая толпа народа, и все смотрели на огненный столп и дивились чудесному знамению. Так прошло несколько минут. Потом огненный столп начал мало-помалу опускаться, обратился в светлое облако и проник сквозь окно в соборный храм Пресвятой Троицы».
Существует много свидетельств о том, как то монахам, то паломникам Троице-Сергиевой лавры являлись люди и даже животные, жившие в лавре раньше, но уже умершие. А еще чаще людям «является» монастырская стена: то деревянная, то с пушками – и является так явственно, что смотрящие не сомневаются в истинности того, что видят. Описывают они стену именно такой, какой она в действительности была, не забывая подробностей: можно даже пересчитать ядра пушек, застрявшие меж бревен (несмотря на то, что каменные стены сменили деревянные еще в XVI веке). Причем большинство людей, видевших загадочную стену, уверены, что ее специально оставили при перестройке как историческую реликвию.
3. Подземные дороги
4. Целебные источники
Вокруг Троице-Сергиевой лавры много источников, славящихся своей водой, излечившей уже не одного человека. По преданию, первый источник возник как чудо, когда Сергий с монахом из братии пошли к оврагу (речка возле обители мутна и мелка, ее вода почти непригодна для питья) и увидели лужицу дождевой воды в ущелье. Став на колени, преподобный Сергий долго молился, а после освятил эту лужицу. Немедленно после этого из земли забил источник. С тех пор к нему приходят люди, считая его чудотворным. У деревни Ляпино находится водопад Гремячий. Сергий Радонежский и ученик его Роман жили на этом месте долгое время. В каждой молитве Сергий просил Божьего заступничества о русском народе. На памятном знаке у этого водопада написано: «Господь внял его молитвам и с тех пор непреходящим знаком вечной памяти о великом молении преподобного Сергея за Русскую Землю из недр этой горы забили пробужденные силою духа струи благодатных источников». А самый знаменитый целебный источник лавры был обретен в 1644 году во время ремонта паперти Успенского собора. Слепой монах Панфутий получил исцеление от его воды, и после этого чуда многие верующие получали исцеление. В конце XVII века над источником соорудили часовню, стоящую там и поныне.
6. Спасение мощей преподобного Сергия
Эта история долгое время сохранялась в тайне. Во время гонений на церковь, в 1919 году перед Страстной неделей, женщина, зять которой был местным комиссаром, постучала ночью в дом священника Павла Флоренского. Она попросила его об исповеди и рассказала о телефонном разговоре с Москвой, который слышала у себя дома. Она слышала слова «опиум для народа», «кости», «лавра…» Этих слов было достаточно, чтобы той же ночью Павел Флоренский с наместником монастыря и некоторыми другими людьми тайно вошли в Троицкий собор. Сотворив молитву у раки с мощами преподобного Сергия, они вскрыли ее и заменили голову святого на голову князя Трубецкого, погребенного в лавре. Святыню они схоронили в ризнице и дали обет молчания. Через неделю, на Пасху, безбожники «разоблачали чудеса» в лавре. Удивительно, что пленка, на которую снимали это действо, оказалась засвеченной именно в том месте, где следовала запись глумления над святыней.
Главу преподобного Сергия Радонежского вернул к его мощам схиархимандрит Иларион (Удодов), который хранил ее в период с 1941 по 1945 год в алтаре церкви Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове.
7. Нить русской истории
Много историй хранит в себе Троице-Сергиева лавра. В XV веке монастырь грабил и жег хан Едигей, косовские монахи бежали сюда и строили здесь первый каменный храм, Дмитрий Шемяка захватывал в плен Василия II… Позже царская чета Годуновых молилась здесь о детородии и возводила Успенский храм, Сапега и Лисовский осаждали монастырь-крепость 16 месяцев. Здесь крестился Иван Грозный, пряталась от Стрелецкого бунта царевна Софья Алексеевна, царевичи Иван и Петр. Сюда бежал из Москвы Петр I. Для этой лавры писал свою знаменитую «Троицу» Андрей Рублев. Лавра жертвовала огромные средства на поддержку русского войска в 1812 году…
Троице-Сергиева Лавра: история обители, паломничество
История монастыря
Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Его молитвы веками хранили стены Лавры от врагов. С детства Сергию Радонежскому была уготована особая роль — роль великого подвижника и молитвенника.
Сергий Радонежский родился в семье знатных бояр из города Ростова Великого, при рождении он получил имя Варфоломей («сын радости»). Однажды отец послал отрока Варфоломея в лес за лошадьми, где мальчику явился старец и передал ему частичку святого хлеба и сказал « Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее «.
В 20 лет Варфоломей остался сиротой, а потом уговорил брата уйти в лес, чтобы стать иноками. На месте будущей Троице-Сергиевой Лавры они вместе построили шалаш, потом келью и возвели небольшую церковь во имя Живоначальной Троицы. В 23 года Варфоломей принимает монашество под именем Сергий. В этой обители монах Сергий провел большую часть своей жизни.
Троице-Сергиева Лавра была построена на подобие крепости, она была окружена высокой белой стеной. Никакие усталость и заботы не могли помешать преподобному Сергию Радонежскому пропустить богослужение. Он сам работал в монастыре, изготавливал свечи и кутью. 25 сентября 1392 года на 78-ом году жизни Сергий Радонежский почил. Когда позже монахи открыли гроб, останки старца оказались нетленными….
Святыни обители
Храмы и часовни
Паломнику
как добраться
Н а автомобиле:
По Ярославскому шоссе (дорога М8) — до Сергиева Посада.
Расстояние от Московской кольцевой автомобильной дороги 54 км.
А втобусом:
Маршрут № 388 (экспресс) от станции метро ВДНХ.
От метро (выход к ВВЦ) нужно перейти по диагональной дорожке на 2-й Поперечный проезд.
Автобусы отправляются из Москвы — с 6.50 до 22.40, из Сергиева Посада — с 5.10 до 21.00. Интервал движения — 15–20 минут.
Время в пути зависит от загруженности автодорог и в среднем составляет 1 ч. 15 мин.
Телефон автостанции в Сергиевом Посаде — (496) 540-62-90.
П ригородным электропоездом:
От Ярославского вокзала города Москвы до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево. Среднее время в пути 1 ч. 25 мин.
Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде — (496) 540-58-78.
В Сергиевом Посаде от вокзала до Лавры Вы можете добраться пешком (зеленая линия на карте) по улице Сергиевской и Вознесенской. На общественном транспорте – любой маршрут, одна остановка (остановка «Центр»).
где остановиться
1. Вознесенская гостиница Троице-Сергиевой Лавры расположена в Сергиевом Посаде в историческом центре города и по своему архитектурному облику является его украшением. Шаговая доступность от обители Преподобного Сергия создает комфортные условия для пребывания в ней паломников и туристов.
В связи с большим числом паломников бронировать номера необходимо заранее — за месяц-полтора до заселения.
Дополнительную информацию по бронированию и условиям проживания можно получить круглосуточно у администраторов гостиницы по телефонам: +7 (496) 549-90-94, +7-916-641-69-09.
2. Старая гостиница Лавры Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 133 К услугам паломников комфортные номера со всеми удобствами, одно-, двухместные и многоместные (трех- и четырехместные).
Телефоны: +7 (496) 549 9000 тел./факс +7 (496) 541 43 00
богослужения Троице-Сергиевой Лавры
УСПЕНСКИЙ СОБОР
ТРОИЦКИЙ СОБОР
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30 | Молебен с акафистом преп. Сергию – 05.00–06.30 |
Средняя Литургия – 06.30 | 06.30 |
В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения). В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения). Освященное масло можно получить за свечным ящиком. |
Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00.
Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00.
Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00.
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок +7 (496) 540-53-34.
НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Исповедь 1-я смена – с 06.00 | с 05.00 |
Исповедь 2-я смена – с 08.00 | с 07.30 |
ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 | Всенощное бдение – 17.00 |
Исповедь в исповедальне Академии – 06.00 | 07.00 |
Литургия – 06.20 | 07.45 |
По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20 |
ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ
(вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 | Всенощное бдение – 17.00 |
Исповеди в притворе храма нет | Исповедь в притворе храма – 07.00 |
Литургия – 06.20 | 07.30 |
По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20 |
ХРАМ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
Ежедневно | |
Вечернее богослужение | 17.00 |
Литургия | 07.40 |
Таинство соборования | 12.00 |
Чин изгнания злых духов (отчитывание бесноватых) совершает архимандрит Герман в пятницу, субботу и воскресенье, кроме двунадесятых праздников, в 12:00 в храме Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла подворья Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии). Справки по тел. +7 (496) 547-36-45.
трапезные
Вознесенская трапезная: тел. +7 985 929-35-49, +7 985 145-07-25.
Ресторан “Монастырская трапезная”: тел. +7 (496) 549-90-49, +7 915 111-66-89.
Ресторан “Гостевая изба”: тел. +7 (496) 541-43-43.
Ресторан “Красные палаты”: тел. +7 (496) 541-25-29, +7 903 228-18-40.
контакты
ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЛАВРЫ
141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ХАРАКТЕРА
можно задать, написав письмо на почтовый ящик: answer@lavra.ru
Телефон Петро-Павловского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
(где совершается отчитывание бесноватых — чин изгнания злых духов): +7 (496) 547-36-45
Желающим потрудиться в Лавре:
— на срок от 1 до 3 дней: тел. +7 915 165-81-01 (Алексей, зв. строго в рабоч. дни, с 10:00 до 17:00 мск).
— волонтерами в выходные и праздничные дни: тел. +7 905 599-08-47 (Ольга).
— в качестве монастырского трудника, на длительный срок: тел. +7 (496) 541-55-55 (Благочинническая служба)
СПРАВКИ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ
Монастырская проходная: тел.+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно).
Канцелярия Лавры: тел. +7 (496) 540-59-42, тел./факс +7 (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов мск),
электронная почта канцелярии (для официальной переписки): office@lavra.ru.
ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ
Паломнический центр: тел. +7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70
Волонтерам и трудникам
Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.
Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.
Схема проезда
Интересные факты
«Троице-Сергиеву лавру помню совсем другой»
Воспоминания о Троице-Сергиевой лавре
Тысячи паломников со всего мира едут в Сергиев Посад, чтобы помолиться преподобному Сергию, игумену Радонежскому, попросить его помощи. И сегодня, 8 октября, когда совершается память любимого многими святого, в Троице-Сергиевой лавре очень многолюдно. Преподаватель Сретенской духовной академии Олег Стародубцев впервые оказался в Лавре в 90-е годы, когда только-только начинался процесс ее возрождения.
От моего дома до обители всего 450 шагов, из окна я вижу вход в Лавру. Дом мой с историей – его строил в 1917 году врач-стоматолог Сергиева Посада, поэтому на втором этаже он жил, а на первом вел прием пациентов. Архивы указывают, что здесь бывал в его кабинете патриарх Тихон. Мой бывший студент говорит: «Олег Викторович, у Вас дома музей, во дворе музей и Вы сами – музей». Пожалуй, трудно с этим не согласиться…
Встреча
Впервые я оказался в Сергиевом Посаде летом 1991 года. Тогда город носил название Загорск. Я работал в бригаде реставраторов, нас отправили на закупку тканей для богослужений. Вспоминаю Лавру многолюдной, но не из-за туристов, а из-за паломников, которые приезжали помолиться.
Вспоминаю Лавру многолюдной, но не из-за туристов, а из-за паломников, которые приезжали помолиться
Образ того времени, как черно-белая пленка: соборы были иначе покрашены, позолота на куполах была не столь яркой. Вдоль лаврской стены тогда еще паслись коровы и козы, привязанные на длинные веревки к кольям. Посад того времени напоминал большую деревню. Кругом был частный сектор, некошеные газоны, не было хороших дорог и тротуаров. Все окрестности оглашались гомоном домашних птиц и пением петухов.
Я помню, когда уже был студентом академии, начались масштабные работы – впервые реставрировали колокольню. Вырыли огромный котлован со стороны академии. Были видны дубовые сваи, на которых стоит колокольня. Впечатление потрясающее!
О старой Лавре
Часто вспоминаю студенческие годы. Времени ни на что не хватало. В 5 утра мы приходили в Троицкий собор и видели повседневную монашескую жизнь: молилась братия, старцы занимали стасидии. Первая всегда была пустая – для отца-наместника. Он стоял перед ракой преподобного и начинал братский молебен. Во второй стасидии – архимандрит Кирилл (Павлов), в третьей – архимандрит Наум (Байбородин), потом отец Лаврентий (Постников), отец Афанасий (Алафинов).
Про отца Афанасия рассказывали, что он из цыган. У него была интересная должность – гробовой монах, настоятель Троицкого собора. Отвечал за гроб преподобного Сергия и напрямую подчинялся патриарху. Сейчас такой должности нет.
Отец Афанасий находился в соборе с раннего утра и до девяти вечера, пока не проведут уборку, всегда возле мощей преподобного. Многие его побаивались, а я его почему-то никогда не боялся. Помню, когда я уже был преподавателем, приезжал из Москвы и шел к мощам. Отец Афанасий смотрел, хватал меня за бороду, которой толком не было, и называл «католиком проклятым». С ним можно было так поговорить, шутя.
Паломничество
Поездка в Лавру в те времена была маленьким подвигом. В Старой гостинице Лавры тогда был отдел милиции. Все паломники, которые шли с вокзала, шли как через кордон, потому что любого могли остановить без всякого повода. Обычная ситуация: идет молодой человек, его останавливают. Бывали случаи, что люди сидели в отделе полдня, и ночь могли сидеть.
По воскресеньям, когда заканчивалась поздняя Литургия и начался колокольный звон, на центральной площади включали громкоговорители. Играли песни советских композиторов. Отголосок прошлого еще был – противостояние месту богослужения, попытка внести диссонанс. Всё это еще чувствовалось.
Паломникам было негде жить. В те времена оставляли на ночь открытым Успенский собор. Никаких условий там не было, люди спали прямо на полу или на скамейках. Были бабки-приживалки, которые вечером приходили к храму и брали к себе на ночлег. Но у них места для всех не хватало. Я помню, что ночевал на полу у рабы Божьей Марии в доме у реки Кончура. Она была хлебосольной всегда: утром поила чаем и выгоняла паломников на богомолье, а после восьми вечера можно было снова прийти. За ночлег она брала какие-то символические гроши.
На престольный праздник людей было очень много на всех службах – и на ранних, и на поздних. Потом народ собирался на общую трапезу. А после вечерней службы ждали архипастырей, священников. Все общались, Лавра шумела до поздней ночи. Это была большая дружная семья.
Всем управляет преподобный
Многие говорят: «В Лавре всем управляет преподобный Сергий. Как он благословит, так всё и будет». Так и есть. Рассказывали случаи, когда преподобного видели воочию.
Один студент ошибся по времени и пришел на час раньше на братский молебен. Он прибежал к Троицкому собору и увидел, что монах чистит снег на крылечке. Студент спрашивает: «Батюшка, почему собор закрыт?» А монах ему отвечает, что еще рано. Тогда студент развернулся и пошел, а когда повернулся назад, то преподобного и след простыл.
В Троице-Сергиевой лавре всем управляет преподобный Сергий Радонежский – как он благословит, так всё и будет.
Могу рассказать и свою историю. Я как-то пришел к раке преподобного, приложился к покрову и чувствую, что оттуда идет благоухание, абсолютно ощутимое. Я был смущен этим. Через пару дней снова почувствовал, после второго раза пошел на исповедь и рассказал батюшке. А он ответил, что это Божья благодать меня коснулась.
Я не иконописец, но имею художественное образование. За свою жизнь написал три иконы, одна из них – образ преподобного Сергия Радонежского. Икона мне давалась достаточно сложно. Когда уже нужно было класть золото, мне на голову упала деревянная фанерная перегородка, так, без всякого видимого повода. Но икону я закончил.
Я пришел к академическому духовнику отцу Илариону (Форкавцу) и попросил освятить икону. Отец Иларион сказал, что нужно благословение преподобного, и велел идти к отцу Афанасию. Так я и сделал: передал икону монаху-гробовщику.
В этот день Святейший Патриарх служил акафист преподобному Сергию. В конце акафиста я увидел, что икона стоит на открытой раке преподобного в ногах. Оказалось, она стояла всю службу, весь акафист. Я был, как ребенок, рад.
После этого случая как-то приехал в Лавру и зашел, чтобы приложиться к мощам. Там столкнулся с отцом Афанасием. Он попросил его проводить, потому что в последний год жизни ему было уже тяжело и ходить.
Отца Афанасия уже долгие годы нет, а эта частица хранится в иконе, которую освятили у мощей
Мы дошли до братского корпуса, я собрался уходить, но отец Афанасий благословил зайти в келью, но не дальше прихожей. Там было крохотное пространство, всё в иконах. Он достал крохотный бумажный конвертик и протянул мне. Там лежала частица мощей преподобного. Судя по всему, он отдал то, что принадлежало лично ему. Отца Афанасия уже долгие годы нет, а эта частица хранится в иконе, которую освятили у мощей.
Не хочу сказать, что тогда было хорошо, а сейчас стало плохо. Это было бы неправильно. Меняются поколения, одна эпоха сменяется другой. Это закон жизни, нужно относиться с пониманием. Жизнь жительствует, и я полагаю, что нужно ценить и помнить то, что было. Но в Евангелии сказано: «Достаточно для человека заботы дня сегодняшнего» (Мф. 6: 34). Поэтому нужно благодарить Господа за нынешний день.
Свято‑Троицкая Сергиева Лавра: 11 интересных фактов
Свято-Троицкая Сергиева Лавра в подмосковном Сергиевом Посаде на протяжении многих столетий остается одной из самых почитаемых русских святынь и охраняется ЮНЕСКО. Датой основания монастыря считают 11 августа 1337 года, когда преподобный Сергий Радонежский, а тогда отрок Варфоломей, пришел на гору Маковец. Обозреватель РИАМО собрала 10 интересных фактов из истории обители.
Титул Лавры
В современной России всего две Лавры – Троице-Сергиева в Подмосковье и Александро-Невская в Санкт-Петербурге. Почетный титул Лавры крупнейший православный мужской монастырь России получил по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году. На Руси до этого такой титул имела только Киево-Печерская Лавра в Киеве. Лаврами (в переводе с греческого – «городская улица», «многолюдный монастырь») в V-VI веках в Палестине назывались монастыри, огражденные стенами от нападений со стороны кочевников.
Паломничество царей
Русские цари неоднократно бывали в Лавре в качестве паломников. Иван Грозный был крещен в Троице-Сергиевой Лавре и не раз отправлялся в паломничество в обитель. Юный Петр I также часто посещал Лавру. Императрица Елизавета Петровна ходила в Троице-Сергиеву Лавру на богомолье пешком из Москвы. Правда, делала она это необычным способом: в день она проходила всего 2-3 версты (чуть больше 2-3 километров), после чего отправлялась в карете обратно во дворец. На следующий день карета привозила ее к тому месту, где она закончила путь, и Елизавета проходила еще несколько верст. Таким образом, путь к Лавре занимал несколько месяцев.
Исцеление крестьянки Фомичевой
Чудеса исцеления, по свидетельствам верующих, совершались в Лавре множество раз. Одним из самых известных чудес является исцеление молодой крестьянки из Тверской губернии Ирины Фомичевой 20 марта 1909 года, которое было засвидетельствовано Духовным Собором Лавры. На следующий день после венчания у женщины отнялись ноги. Доктора признали болезнь неизлечимой, и муж оставил ее. В 1909 году Ирина приехала в Лавру и ежедневно ползала на четвереньках к Троицкому собору, где хранятся мощи Сергия Радонежского. Накануне Лазаревой Субботы, после всенощной, она ползла к мощам и вдруг почувствовала «особенное расслабление во всем теле», «треск костей» и «растяжение жил». Приложившись к мощам Преподобного, крестьянка встала на колени, ее окропили святой водой и отвели в сторону, где она уже встала на ноги. К мощам святого Сергия в Лавре каждый день стоит очередь из паломников, которая начинается с улицы.
Самый большой Царь-колокол
Самый большой действующий колокол России находится на 88-метровой колокольне Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Его предшественник был отлит для Лавры по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году и весил около 65 тонн, его поднимали на звонницу силами более 300 человек. В 1930 году во время советской антирелигиозной кампании с лаврской звонницы сбросили около 20 колоколов, в том числе и Царь-колокол, который вернулся на колокольню только в 2004 году. Новый 72-тонный колокол отлили на Балтийском судостроительном заводе Санкт-Петербурга и доставили в Сергиев Посад на специальном автопоезде. Поднимали «Царя» при помощи специального строительного крана. Впервые голос нового «Царь-колокола» верующие услышали в праздник Святой Троицы 30 мая 2004 года. Так был воссоздан набор всех больших благовестных колоколов Лавры, почти утраченный в 1930 году.
Подземные ходы
Троице-Сергиева Лавра неоднократно подвергалась набегам, поэтому вопрос существования подземных ходов не вызывает сомнения у ученых. Про подземные ходы, которые вели в хотьковский Покровский монастырь, пустынь Святого Духа Параклита, Гефсиманский и Черниговский скиты разговоры ведутся до сих пор. Есть свидетельство, что эти подземные ходы были такой ширины и высоты, что проехать по ним можно было чуть ли не на конной тройке. В разных источниках упоминается о том, что подземными ходами пользовались во время Великой Отечественной войны. Неоднократные провалы грунта в окрестностях Лавры, обнажавшие кирпичные кладки, также указывают на существование подземных ходов. Несмотря на многие свидетельства и доказательства, работ по их поиску и расчистке не проводилось.
Китайцы в Лавре
Лавру ежегодно посещает около 300 тысяч туристов, а самые многочисленные из них – китайцы. Гости из КНР стали «туристами номер 1» в монастыре в последние несколько лет. Если еще пять лет назад в Лавру чаще всего приезжали туристы из Германии, Испании и Франции, то в настоящее время около трети всех туристов приезжают из Китая. Причем около 20% китайских туристов предпочитают посещать Лавру самостоятельно, а не с групповыми турами. В обители замечают, что гости из КНР с большим интересом гуляют по территории, покупают православную литературу и сувениры.
Монастырская коврижка
Знаменитая лаврская медовая коврижка известна далеко за пределами монастыря. Коврижка готовится из пряничного теста по старинным рецептам, которые сохранили монахи. Основа теста – мед, благодаря которому коврижка очень долго сохраняет свой замечательный вкус и аромат. Именно медовые коврижки и квас чаще всего увозят из Лавры туристы и паломники. Ассортимент продукции в трапезных и кафе Лавры разнообразен. Большим спросом пользуется бездрожжевой хлеб: Сергиевский ржаной, Бородинский и Келарский хлеб с черносливом и орехами. Братия трапезничает отдельно от мирян, в большой трапезной, находящейся внизу храма в честь Преподобного Сергия Радонежского. Этот храм так и называют – трапезный. Здесь же находится и монастырская кухня.
Братия Лавры
Братия Лавры насчитывает около 200 монахов. Их жизнь скрыта от глаз мирян. «Братская» часть отделена от «туристической» оградой, на входе стоит дежурный. «Новоначальные» послушники Лавры живут в общей келье, но в основном у каждого монаха есть отдельная келья. Самому старшему из братии – за 80 лет, самому младшему – 25. Примерно 70% братии, помимо семинарии, имеют светское образование: средне-специальное или высшее. В монашестве существует своя иерархия: послушник, инок, монах, иеродиакон, иеромонах, и переступить какую-то стадию невозможно.
Отчитка отца Германа
В Петропавловском храме Лавры, который находится за территорией монастыря, многие годы проводится ритуал изгнания злых духов, или «отчитка». Чин совершает знаменитый архимандрит Герман (Чесноков), имя которого известно далеко за пределами Лавры. Отца Германа многие называют старцем, приезжают послушать его проповедь и привозят больных родственников из самых отдаленных уголков России. Люди свидетельствуют о чудесах исцеления, а проповеди отца Германа называют невероятно сильными и мощными. На сайте Лавры отмечается, что на проведение чина отчитки желательно получить благословение своего духовного отца или авторитетного и опытного священника, который может сказать, действительно ли в этом есть нужда. Перед отчиткой необходимо исповедаться.
Подворье в Антарктике
Троице-Сергиева Лавра имеет несколько подворий, в их числе – деревянная церковь Святой Троицы в Антарктике, которая находится на острове Ватерлоо, недалеко от российской полярной станции Беллинсгаузен. Храм был освящен в 2004 году епископом Сергиево-Посадским Феогностом, деревянный сруб из кедра и лиственницы доставили с Алтая, а иконы для иконостаса выполнили дмитровские иконописцы. Идея создания храма принадлежит Патриарху Алексию Второму и главе Российской антарктической экспедиции Валерию Лукину. Первым настоятелем стал насельник Троице-Сергиевой Лавры – иеромонах Каллистрат.
Лучшие виды на Лавру
Лучший вид на Лавру открывается с Блинной горы, которая находится в центре Сергиева Посада. «Блинной» гору прозвали еще до революции. Раньше на этом месте располагался Блинный двор, где в лавках и трактирах продавали вкуснейшие «троицкие блины». В советские годы «Блинный двор» ликвидировали, потом там была барахолка, после проводили городские мероприятия. Сейчас на месте блинных лавок разбиты клумбы и оборудована смотровая площадка. Еще один красивый панорамный вид на Лавру открывается с улицы Андрея Рублева, где расположена живописная колоннада.
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»