троицкий собор гусь железный внутри
ljubov_i_svet
Любви, добра и света
Гусь-Железный, Троицкий храм и о. Серафим Правдолюбов.
На днях мы чтили память блаженной Матроны Анемнясевской, очень почитаемой в Рязанской губернии святой, а уж в Касимовском районе в особливо:
http://ljubov-i-svet.livejournal.com/449376.html
В фильме о блаженно рассказывает протоиерей Серафим Правдолюбов, настоятель Троицкого храма в Гусе-Железном. Он же занимается строительством храма в честь блаженной Матроны Анемнясевской в Анемнясево. В прошлом году нам удалось побывать у этого светлого батюшки и насладиться экскурсией по уникальному Троицкому храму, о чем рассказ далее.
Христос посреди нас!
Возвращались мы из Телебукино после праздника в честь преподобного Сергия Радонежского, в очень добром расположении духа и когда показался вдали, в тумане величественный собор Живоначальной Троицы в Гусе-Железном, то, не раздумывая долго наш экипаж направился в строну от трассы по направлению к храму. Мы каждый раз, когда проезжали это место, говорили себе, что вот, в следующий раз мы обязательно тут побываем… Но проходили годы, а мы все откладывали и откладывали…Но не в этот раз. И Господь наградил нас с лихвой!
Но об этом чуть попозже, а пока немного истории…
(Баташевский завод в Гусь-Железном)
Еще в 1766 г. Баташовы построили деревянную церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи, которая сгорела в 1812 году. Была мечта про каменную церковь, и в 1802 г. строительство началось под руководством архитектора Баженова В.И. Были предположения, что храм строил Касимовский архитектор И.С.Гагин, но этот факт не был принят архитекторами. Во Владимирском государственном архиве имеются сведения только о том, что храм строился «знаменитым архитектором», но имя его не названо. Гагин И.С., касимовский архитектор-самоучка был автором проектов нескольких храмов, в том числе и Преображенского храма в селе Телебукино (где настоятель мой духовный отец о. Василий Зайцев). Однако полностью исключать возможную причастность архитектора к строительству храма нельзя. В 1825 Андрей Баташов умер.
Главный храм к этому времени был доведён до купола верхнего этажа, а трапеза и колокольня до карниза. Но нижний этаж был уже готов и в нем шли богослужения. Продолжил строительство сын Андрей Андреевич, затем работа возобновилась на средства других наследников и рабочих завода, и наконец, в 1868г. храм был освящён.
(Троицкий храм в начале XX века)
23 января 1918 года был подписан «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» (СНК РСФСР).
(Гусь-Железный, в таком состоянии храм пребывал в советское время)
Тем не менее, в 1932 году властями было принято решение о закрытии храма. Сам храм использовали под складские помещения, некоторое время здесь держали лошадей.
Я оставлю пока одну сторону истории – о гонении на верующих в связи с делом «попов Правдолюбовых и Матрены Гр. Бельковой», поскольку есть у меня надежда на то, что нам удастся побывать в Анемнясеве, на родине блаженной и этот рассказ мне думается, лучше было бы присовокупить к планируемой поездке.
О том, что происходило в храме в годы войны и позднее, в хрущевское время известно не много. В 1953 году в центральных крест убарила молния и главный купол загорелся. Пожар практически не повредил второй этаж храма, но иконостас пострадал.
Весной 1991 года был освящен престол в честь Рождества Христова и престол во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
17 декабря 1993 года был освящен престол по имя преподобного Серифима Саровского, а 21 февраля 1995 года престол в честь образа Божьей Матери «Скоропослушница».
Основные работы по ремонту второго этажа завершились в 2011 году, однако внутри еще бесконечно много работы по благоустройству этого самого большого сельского храма в России.
« 1 июля 2002 года по шоссе, связывающему Москву и Касимов, двигался автомобильный кортеж…
…В этот день, 1 июля, в Касимове планировалось освящение Вознесенского Собора, восстановленного после его зарытия в XX веке. На это торжество и направлялись высокие гости. На освящение Вознесенского Собора планировался визит Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
В двух десятках километров от Касимова кортеж въехал на мост через реку Гусь в поселок Гусь-Железный, и перед глазами проезжающих предстала величественная картина: на фоне голубого июльского неба сиял красивейший старинный храм Живоначальной Троицы…
…настоятель храма, протоиерей Серафим Правдолюбов знал о предстоящем визите Патриарха, и прихожане надеялись на то, что Патриарх Алексий II посетит храм.
И хотя в подобных случаях график посещений Патриархом бывает строгим и не все планы осуществляются, но на этот раз произошло чудо – Патриарх Алексий II подъехал к храму… »
(Вид на храм с моста)
Это страницы истории храма – грустные и светлые. А мы, повторю, решили свернуть с трассы и наконец побывать в этом святом уголке нашей России.
Таким нас в тот туманный день встретил собор Живоначальной Троицы:
А вот так он выглядел уже вблизи:
Мы подошли ко входу в храм и поднялись по вековым ступенькам…
Войдя в храм мы обнаружили, что настоятель протоиерей Серафим Правдолюбов совершает над младенцем, будущим православным, Таинство Святого Крещения. Не дерзая в такой момент входить в храм мы было взгрустнули, но тут к там подошла сотрудница храма, помогающая за свечной лавкой (она увидела нас через стекло входной двери):
— Вы в храм? Проходите!
— Да мы не хотели мешать батюшке…
— Нет, нет, заходите, пожалуйста!
Мы зашли тихонечко… Купив свечей мы рассредоточились внутри собора. Тут как раз Крещение завершилось и о. Серифим освободился.
(протоиерей Серафим Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Гусе-Железном)
— Добрый день! Мне кажется, мы вчера виделись на Празднике?
— Да, отче, выделись. И в храме за Литургией и позднее, на базе отдыха.
— Да-да, я помню! Не хотите ли посмотреть и второй этаж?
— Конечно, хотим! А можно?
— Да конечно, можно, я сейчас принесу ключ…
Отец Серафим куда-то отлучился буквально на пару минут и возвратился со связкой ключей:
— Вот, вам надо будет зайти с Западного входа и там подняться на второй этаж, всего 82 ступеньки, можете почитать…
— Спаси, Господи!
— А потом закройте и возвращайтесь… я думаю, что на все у вас уйдет минут пятнадцать, я как раз освобожусь. Подождите, пойдемте, книжки возьмите…
Мы вместе подошли к свечному столику и батюшка попросил дать ему книжки и иконочки…
— Вот, вам подарочки… это Матронушка наша а это книга о нашем храме… а вот акафист Матронушке. Правда, там ошибки есть, но вы сами исправьте.
-Спаси, Господи, отче.
-Ну идите и возвращайтесь.
Мы вышли и подошли к западному входу…Вот они, эти 82 ступеньки к верхнему храму:
Наверху нас встретило Величие…. Это и правда удивительный храм! Даже годы лихолетия, хотя и сильно повредили его состоянию, однако не смогли умалить его славу.
Вот так верхний храм выглядел до начала восстановительных работ:
Вот так он выглядит сейчас:
Из окон второго этажа виден весь Гусь-Железный и окружающие его перелески…
Наладившись осмотром мы вернулись вниз…
Батюшка благословил пофотографировать, но, если честно, не до того было. Желалось больше походить и приложиться к иконам…вот, только одну фотографию сделал…
Отец Серафим как раз вышел из алтаря и убогому рабу Божьему удалось немного с ним пообщаться. Напоследок батюшка нас всех благословил и напомнил, чтобы мы непременно побывали и у блаженной Матроны Анемнясевской. Мы пообещали, что непременно заедем.
Как я понимаю, ближайший праздник, связанный с именем блаженной состоится 6 Ноября (19 н.с.) –день рождения Матронушки.
Внутри Троицкого храма Гусь-Железного
Вход на первый этаж Троицкого храма Гусь-Железного осуществляется с южной стороны, правее колокольни (глядя опять же с юга).
Через небольшой притвор попадаем в просторную трапезную. Три пары столпов делят ее на три нефа, из которых центральный перекрыт системой сомкнутых сводов, а боковые — фрагментами цилиндрических сводов. Грани выделены своеобразными нервюрами (тоже готический, по большому счету, элемент!), подчеркнутыми коричневым цветом — сами своды при этом выкрашены голубой краской. В трапезной освящены два крохотных придела: северный — во имя преподобного Серафима Саровского; южный — в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Это — новые приделы; до революции их не существовало.
Основной четверик устроен гораздо сложнее. Два ряда его столпов, имеющих в разрезе неправильную форму, задают концентрическую структуру помещения, как бы удвоенную «лепестками», которые примыкают к четверику с юга, севера и востока. Центральная часть вверху обозначена некоторым подобием купола.
С непривычки здесь можно даже заплутать, хотя постоянных прихожан Троицкого храма наши пространственные недоумения, скорее всего, лишь позабавят. В центре, соответствующем восточному «лепестку»-апсиде, освящен Христорождественский придел. В боковых «лепестках» выгорожено еще два придела: южный — во имя святителя Николая Чудотворца, северный — во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Боковые приделы размерами своими гораздо уступают Христорождественскому, друг другу же приходятся «братьями-близнецами». Идентична не только их форма; практически неотличимы даже иконостасы (по-разному исполнены лишь царские двери).
Чтобы подняться на второй этаж, следует вернуться на улицу и подойти с запада к колокольне. Вверх ведет крутая каменная лестница — на площадках поставлены скамейки, на которых можно передохнуть. Планировочная структура второго этажа в общих чертах совпадает со структурой первого этажа. Однако всё тут кажется гораздо просторнее — во-первых, из-за того, что основной четверик в верхней церкви значительно выше (ровно на высоту довольно высокого «барабана» и купола), а во-вторых, по причине некоей пустынности помещения: благоустроительных работ на втором этаже предстоит еще выполнить немало. Потолок трапезной здесь забран временными досками; в четверике взгляд упирается в огромный кирпичный купол. Благодаря большому количеству окон верхняя церковь буквально пронизана светом, а гулкое пространство с готовностью отвечает эхом на всякий звук.
Центральный иконостас является очевидной репликой дореволюционного иконостаса, но с некоторым упрощением — вполне объяснимым стесненным финансовым положением прихода, которому храм достался в полуразрушенном состоянии.
Троицкий собор Гусь-Железный
Содержание:
Строительная история каменного Троицкого собора в Гусь-Железном заняла более восьми десятилетий, она и по сию пору хранит немало загадок. Одна из них — кто же все-таки был автором столь необычной для российской глубинки постройки?
Первый этаж Троицкого собора в Гусь-Железном, куда постоянно открыт доступ, сообщает особенное ощущение намоленности. Чем оно обеспечивается — сразу и не понять: то ли уютным интерьером, деревянными, по-хорошему провинциальными, полами, то ли старыми иконами в массивных киотах, то ли обилием приделов.
Строительство Троицкого храма Гусь-Железного
В 1783 году Андрей Родионович, владелец металлургических заводов из рода Баташевых, переехал в Гусь-Железный на постоянное жительство. Обустраивая огромную усадьбу, он пожелал украсить ее невиданной красоты каменным храмом вместо обветшавшего деревянного.
Возведение храма началось лишь в 1802 году и велось уже новым хозяином Гуся Андреем Андреевичем Баташевым, сыном Андрея Родионовича, который скончался в 1799 году. Автором необычного проекта называют Василия Баженова.
В 1813 году на первом этаже каменного храма освятили Никольский придел. В 1817 году, там же, на первом этаже, освятили Петропавловский придел, а в 1823-м — центральный Христорождественский. Первый этаж изначально был теплым.
В 1823 году, после смерти А. А. Баташева, оставившего крупные долги, истощились семейные баташевские капиталы. Строительные работы замерли на без малого тридцать лет.
Строительство возобновилось в 1846 году и велись под наблюдением штабс-капитана Д.А. Бекетова. Потрудился он на славу.
В 1868 году строительство Троицкого собора Гусь-Железного наконец-то завершилось, и здание храма предстало пред взорами тех, кто прибыл на его освящение, во всем своим великолепии. Скончавшегося в 1879 году Д.А. Бекетова в благодарность за его труды погребли в самой церкви.
История Троицкого собора Гусь-Железного
Двадцатое столетие жестоко обошлось с Троицким собором в Гусь-Железном — как. Местный приход, давший миру двух новомучеников, был уничтожен, сама церковь к концу 1980-х годов представляла собой печальное зрелище.
Лишь полвека спокойной жизни было отпущено завершенному и освященному в 1868 году Троицкому храму в Гусь-Железном.
Незадолго до войны Троицкий собор закрыли, но клуб в нем так и не появился, а появился, по дурной привычке той эпохи, — склад.
В 1953 году во время грозы молния ударила в крест на центральном куполе Троицкой церкви и купол оказался в огне, который нанес серьезные повреждения как куполу, так и центральному иконостасу. Позже выгорел весь второй этаж.
Кто-то разобрал железную крышу трапезной заброшенного храма, после чего в него полилась дождевая вода. К концу 1980-х годов уникальный Троицкий храм, так и не поставленный на государственную охрану, выглядел ужасно — все шло к тому, что он исчезнет с лица земли.
Но времена изменились, и в 1989 году началось его возрождение. Сейчас в здании практически без перерыва ведутся восстановительные работы. И хотя главный престол на втором этаже уже освящен, сделать в верхней церкви предстоит еще немало.
Троицкий храм Гусь-Железного архитектура
Троицкий собор — помимо того, что абсолютно не смотрится усадебным храмом, каковым он был изначально задуман, — вообще похож на некоего архитектурного пришельца, забредшего в Гусь-Железный неведомо какими путями.
В Троицком храме, от правоверного классицизма — лишь восьмерик, несколько напоминающий классическую ротонду и завершенный ясной формы полусферическим куполом.
Второй стиль из этих трех — барокко, продиктовавшее основную структуру здания — это, по сути, дополненный с трех сторон полукруглыми «лепестками» четверик с водруженным на него восьмериком.
Наконец, третий стиль — готика, особенно ярко проявившаяся в уникальном декоре постройки, в ее устойчиво стрельчатых формах, в которых исполнены и окна, и врезающиеся в купол фронтоны, и проемы верхних ярусов колокольни. Удивительное сочетание!
А поставлена церковь на пригорке, подчеркивающем ее — опять же «псевдоготическую» — устремленность ввысь; Троицкий храм словно парит над окружающей местностью. И со средневековым замком баташевскую усадьбу современники сравнивали не в последней степени благодаря облику ее храма, «боковыми» своими корнями уходящего в средневековую европейскую архитектуру.
Внутри Троицкого храма Гусь-Железного
Вход на первый этаж Троицкого храма Гусь-Железного осуществляется с южной стороны, правее колокольни (глядя опять же с юга).
Через небольшой притвор попадаем в просторную трапезную. Три пары столпов делят ее на три нефа, из которых центральный перекрыт системой сомкнутых сводов, а боковые — фрагментами цилиндрических сводов. Грани выделены своеобразными нервюрами (тоже готический, по большому счету, элемент!), подчеркнутыми коричневым цветом — сами своды при этом выкрашены голубой краской. В трапезной освящены два крохотных придела: северный — во имя преподобного Серафима Саровского; южный — в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Это — новые приделы; до революции их не существовало.
Основной четверик устроен гораздо сложнее. Два ряда его столпов, имеющих в разрезе неправильную форму, задают концентрическую структуру помещения, как бы удвоенную «лепестками», которые примыкают к четверику с юга, севера и востока. Центральная часть вверху обозначена некоторым подобием купола.
С непривычки здесь можно даже заплутать, хотя постоянных прихожан Троицкого храма наши пространственные недоумения, скорее всего, лишь позабавят. В центре, соответствующем восточному «лепестку»-апсиде, освящен Христорождественский придел. В боковых «лепестках» выгорожено еще два придела: южный — во имя святителя Николая Чудотворца, северный — во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Боковые приделы размерами своими гораздо уступают Христорождественскому, друг другу же приходятся «братьями-близнецами». Идентична не только их форма; практически неотличимы даже иконостасы (по-разному исполнены лишь царские двери).
Чтобы подняться на второй этаж, следует вернуться на улицу и подойти с запада к колокольне. Вверх ведет крутая каменная лестница — на площадках поставлены скамейки, на которых можно передохнуть. Планировочная структура второго этажа в общих чертах совпадает со структурой первого этажа. Однако всё тут кажется гораздо просторнее — во-первых, из-за того, что основной четверик в верхней церкви значительно выше (ровно на высоту довольно высокого «барабана» и купола), а во-вторых, по причине некоей пустынности помещения: благоустроительных работ на втором этаже предстоит еще выполнить немало. Потолок трапезной здесь забран временными досками; в четверике взгляд упирается в огромный кирпичный купол. Благодаря большому количеству окон верхняя церковь буквально пронизана светом, а гулкое пространство с готовностью отвечает эхом на всякий звук.
Центральный иконостас является очевидной репликой дореволюционного иконостаса, но с некоторым упрощением — вполне объяснимым стесненным финансовым положением прихода, которому храм достался в полуразрушенном состоянии.
Троицкий собор Гусь-Железный богослужения график работы контакты как добраться расположение на карте
График работы собора
Троицкий собор Гусь-Железного открыт ежедневно с 10:00 до 18:00.
Богослужения в Троицком храме Гусь-Железного
Богослужения в храме совершаются в воскресные и праздничные дни. Божественная литургия — в 9:40; накануне — вечернее богослужение: в 17:00. Расписание богослужений советуем уточнять на сайте храма.
С особой торжественностью в Троицком храме отмечают день памяти святой исповедницы Матроны Анемнясевской — 29 июля. Даты даны по новому стилю.
Контакты
Как добраться самостоятельно к собору в Гусь-Железном
На общественном транспорте: лучше всего из Москвы ехать в Гусь-Железный на автобусе — с Щелковского автовокзала (время в пути 5 часов) или автостанции «Котельники» (время в пути 4 часа 20 минут). Кроме того, сюда ходят автобусы из Рязани и Владимира.
На автомобиле следует выезжать через Люберцы по Егорьевскому шоссе (Р-105) — оно идет через Егорьевск и Спас-Клепики. Расстояние от Москвы до Гусь-Железного — 270 километров.
Уникальный масонский готический собор в Гусе-Железном
Готический собор в Гусе-Железном (Троицкий собор в посёлке Гусь-Железный (1802—1868) В России часто встречаются названия населенных пунктов, говорящие об основном занятии их жителей. Вот и на реке Гусь, что течет через Рязанскую и Владимирскую области стоят город Гусь-Хрустальный и поселок Гусь-Железный. И если про город, известный тем, что его жители до сих пор продают в мимо проходящих поездах продукцию стекольного завода, многие слышали, то про поселок, кроме местных жителей мало кто знает.
И быть бы ему ничем не примечательным селом, таким же, как соседние, если бы не одна из построек, привлекающая любознательных туристов. На берегу реки, возвышаясь над крышами, стоит огромный собор, непривычных для Центральной России очертаний.
Высокие стены, два ряда узких стрельчатых окон, необычная форма купола, сдвоенные колонны – все это наводит на мысли не то об английских аббатствах, не то о средневековых европейских крепостях. Знатоки архитектуры называют такой стиль псевдоготическим, выделяя среди деталей отделки элементы классицизма и барокко. Но и на несведущего зрителя собор производит впечатление, прежде всего своими размерами.
На первый взгляд он кажется непропорционально узким. Но если подойти ближе, это ощущение исчезает. Невольно возникает вопрос, откуда в российской глубинке взялся такой храм, словно перенесенный сюда из Западной Европы.
Имени архитектора, к сожалению, точно установить не удалось. Некоторые поговаривают о том, что стиль похож на тот, что использовал Василий Иванович Баженов, русский архитектор и масон.
Во Владимирском государственном архиве имеются сведения только о том, что храм строился «знаменитым архитектором», но имя его не названо. Известно также, что этому храму нет аналогии. Из зданий, авторство которых приписывается ему, сохранились, пожалуй, только Дом Пашкова и мост в усадьбе Царицыно в Москве, да Михайловский замок, где Баженов значится как один из архитекторов.
К тому же начало строительства Троицкого собора в Гусе-Железном было начато спустя несколько лет после смерти этого основателя стиля русской псевдоготики. Но одно известно совершенно точно.
Заказчиком строительства был Андрей Родионович Баташев, представитель рода, основавшего несколько чугунолитейных заводов во Владимирской и Нижегородской губерниях.
Интереснейшая личность, он известен как последователь идей масонов, что и объясняет выбор столь необычного для Центральной России архитектурного стиля.
Кроме огромного собора, в Гусе-Железном была выстроена усадьба, включавшая кроме господского дома различные дворовые постройки и сады, тюрьму и небольшой зверинец. О последних ходили слухи, что в них жестоко расправлялись с провинившимися крепостными. Впрочем, быт братьев Баташевых описан и в литературе.
Романы «В лесах» Мельникова-Печерского и «Владимирские мономахи» графа Салиаса, дают представление о том, чем жили промышленники. После смерти Андрея Родионовича, о точной дате которой нет достоверных сведений, его наследники долго делили полученное имущество. Но, постепенно месторождения железной руды истощились, производство прекратилось.
Сегодня в поселке уже ничего не напоминает о железоделательном заводе, кроме названия, да чугунных плит, которыми вымощены площадки у входов в собор. А необычного вида храм стоит, как памятник той безвозвратно ушедшей эпохе, с ее тайнами и легендами.