троицкий собор в балашове

Медицинские интернет-конференции

Языки

История Свято-Троицкого собора города Балашова

Ананьева Н.А., Денисова Ю.Д., Горшенина В.И.

В 1820 году в центре Балашова на Торговой базарной площади, возвели каменный Свято-Троицкий собор. Спустя несколько лет он обветшал, а главное, оказался мал, т.к. население города возрастало. Было задумано, возвести к главному престолу Святой Троицы дополнительные два алтаря. Но начатое в 1879 году строительство продвигалось медленно. Средств прихожан было явно недостаточно. Соборный протоиерей Роман Левицкий обратился к гласным Земской управы с просьбой «…оказать содействие общеполезному и богоугодному делу». В 1880 году он отпечатал в Московской типографии Д.Г. Гаврилова несколько экземпляров брошюры под названием «Слово о постройке соборного Свято-Троицкого Храма в городе Балашове». В ней протоиерей убеждал читателей ускорить строительство собора. К обращению Р.Левитского прислушались, и значительную сумму на строительство нового собора внес именитый Балашовский купец, городской голова Василий Петрович Туркин. Практически на его средства и был возведен этот величественный собор.

Новый собор возвели пятипрестольным, т.е. с 5 алтарями. Храм был сложен из красного кирпича и имел девятнадцатиметровую колокольню. Многие рассказывают, что массивные зеркальные кресты, венчавшие 5 куполов, отсвечивали в округе на несколько километров, и были видны издалека. Фотографию собора посылали на выставку в Париж. Площадь и прилегающую к ней улицу (ныне К.Маркса) стали называть Троицкой улицей.

21 февраля 1930 года на заседании президиума горсовета впервые на повестку дня встал вопрос «о закрытии церковного собора» в г. Балашове. Но коллектив Союза строительных рабочих вынес постановление после долгих споров – собор не ломать, а сохранить как архитектурное сооружение. Но в январе 1932 года уже президиум Нижнее-Волжского краевого исполкома принял закон об изъятии колоколов для нужд промышленности.

В краеведческом музеи есть редкий снимок: скопление народа, глазницы храма пусты, колокола сняты, при этом повредили крышу храма. Здесь устроили склад зерна (по воспоминаниям коренного балашовца А.И. Рощенкина).

18 февраля 1932 года в город пришла правительственная телеграмма, где требовалось приостановить ликвидацию Свято-Троицкого собора, а 16 января 1933 года было принято решение разобрать собор к 1 апреля 1936 года. И накануне Святого Христого воскресенья взорвали Свято-Троицкий соборный храм – признанную архитектурную достопримечательность Балашова, собрата московского храма Христа Спасителя.

Значительную часть имущества собора растащили и уничтожили. Малые иконы, хоть и под страхом наказания, удалось спрятать, а большие погибли в огне. И до сих пор в некоторых семьях сохранились те или эти реликвии Свято-Троицкого собора.

Образ разрушенного собора является символом того мрачного времени, когда невинно гибли сотни тысяч людей, и собор разделил их участь.

Источник

Памятные даты

троицкий собор в балашове

троицкий собор в балашове

троицкий собор в балашове

троицкий собор в балашове

Каталог статей

То есть найденные нами данные, опубликованные в официальном журнале Саратовской епархии «Саратовские епархиальные ведомости», не подтверждают тезис о том, что «Свято-Троицкий собор был однопрестольным» [6]. В действительности, одно из самых ранних зданий Троицкого храма было двухпрестольным уже в 1768 году (престолы в честь Св. Троицы и Архистратига Михаила)[7], двухпрестольным оно оставалось, как отмечалось выше, в 1806 году [8].

Скорее всего, это здание, как и здание Михайло-Архангельской церкви (1765 г.), было деревянным. По каким-то причинам на его месте в 1806 году было возведено новое, каменное здание с теми же названиями престолов, что и в 1768 году. В 1820 году, можно предположить, был возведен придел во имя Митрофания, Воронежского Чудотворца и храм стал трехпрестольным. троицкий собор в балашове

В «Справочной книге Саратовской епархии» сообщается, что в 1879 году был построен «новый пятипрестольный» Свято-Троицкий собор [9]. Но из письма соборного протоиерея Романа Львовича Левитского (1824-1893) в Балашовскую земскую управу от 20 ноября 1881 года выясняется, что строительство было еще не завершено [10]. Об этом же он писал в своей брошюре «Слово о построении Соборного Свято-Троицкого храма в г. Балашове соборного протоиерея, магистра Романа Левитского»[11].

Что же произошло в действительности в 1879 году? В 1879 г. здание храма было не построено, а «сломано» «за маловместимостью и ветхостью», но не все, а только восточная (где находился престол в честь Св. Троицы) и средняя части.

Вместе с тем, после этого события продолжали действовать два придела во имя Архистратига Михаила и св. Митрофания Воронежского Чудотворца в западной, сохранившейся части храма (трапезная), а также колокольня (перестроенная в 1870 году[12]). То есть трапезная (притвор) и колокольня собора не «разбирались». Нами было установлено: с 1879 г. и до 5 октября 1895 г. Троицкий храм продолжал функционировать, но уже как двухпрестольный.

В пользу этого вывода говорят следующие факты: 1) саратовский правящий архиерей Преосвященный Николай (Налимов) 14 сентября 1894 года совершал Божественную литургию в Троицком храме, судя по тексту информационного сообщения, в приделе во имя Митрофания, Воронежского Чудотворца («совершил молебное пение. святителю Митрофанию») [13].

Напомним, что отсутствуют достоверные документальные свидетельства о том, что новое, условно говоря, «главное», трехпрестольное здание собора, к этому времени было полностью достроено и были завершены работы по внутреннему убранству. В 1894 году это здание не было освящено. То есть в нем, по общему правилу, нельзя было совершать литургии.

2) 4 октября 1895 года, в семь часов утра, за день до начала освящения нового, «главного» здания собора (восточная и средняя его части), св. Иоанн Кронштадтский служил «утреню и литургию в теплом приделе соборного храма в сослужении двух соборных священников», т.е. в трапезной

На основании проведенного исследования нами был сформулирован вывод: с научной точки зрения не корректно говорить, что был построен «новый Свято-Троицкий собор». Правильнее говорить: были построены и освящены восточная и средняя части храма.

По сути, как отмечалось выше, храм продолжал свою деятельность на протяжении примерно пятнадцати лет строительства восточной и средней его частей [15].

Ссылки и примечания

[1]См., например, Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. Балашов, 2008. С. 14; Трушкина О. Нельзя уничтожить святое //Балашовская правда, 2012, 27 марта.

[2]См. Еремин Г.В. Город Балашов в ранние годы (К 200-летию воссоздания Саратовской губернии) //Российский исторический журнал (РИЖ). 1997. №3. С. 18.

[3] Г.С. Смирнов считает, что межевание в Саратовской губернии началось в 1797 г. (См. Смирнов Г.С. Особенности Генерального межевания восточных губерний Европейской России. URL: http://www.lib.csu.ru/vch/136/004.pdf).

[4] Г.В. Еремин ссылался на: РГАДА. Ф.1355. Оп.1. Д.1272. Балашовский уезд. Л.1. Кроме того, указ. Л. 5-6.

[5] См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 9. Первоисточник: Церкви, входящие в состав Саратовской епархии во время открытия ее в 1799 году, с указанием времени и освящения их (по данным архива Консистории) //Саратовские епархиальные ведомости. 1900. №7. С. 471. Фотокопия этой страницы «СЕВ» размещена на втором снимке справа. Основное содержание данного очерка и другая новая историческая информация по Свято-Троицкому собору содержится в этой же книге (Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. С. 8-20, 179-182, 195-196-198 и др.). Данная книга была подписана в печать 06.09.2015 года.

[6] См. Назарова С.К. Указ соч. С. 14; Трушкина О. Указ. соч.

[7] См. Саратовские епархиальные ведомости (СЕВ). 1895. №18. С. 83.

[8] См. Еремин Г.В. Город Балашов в ранние годы (К 200-летию воссоздания Саратовской губернии) //РИЖ. 1997. №3. С. 18.

[9] См. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. С. 119.

[11] См. Левитский Р. Слово о построении Соборного Свято-Троицкого храма в г. Балашове соборного протоиерея, магистра Романа Левитского. М.: Типо-литография Д.Г. Гаврилова, 1880.

[12] См. Саратовские епархиальные ведомости. 1895. №18. С. 3.

[13] См. Пребывание Преосвященнейшего Николая, епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове //СЕВ. 1894. № 20. С. 915.

В «Справочнике православного человека. Обряды Православной Церкви» читаем: «По окончании постройки новой церкви или капитального ремонта существовавшей прежде положено произвести ее освящение. Освящение храма бывает двух видов.
1. Полное (великое), изложенное в Требнике под названием «Чин освящения храма, от архиерея творимаго».
2. Неполное (малое), состоящее только в водоосвящении и окроплении святой водой храма и церковных построек.
Полное освящение совершается, если
1) храм вновь построен или капитально отремонтирован;
2) помещение церкви было осквернено использованием его для небогослужебных целей;
3) помещение церкви использовалось неправославными общинами;
4) в храме был передвинут или поврежден Престол.
Право освящения храмов принадлежит только епископу. По правилам Вселенской Церкви, если храм не освящен епископом – богослужения в нем приравниваются к расколу и виновные в этом подлежат запрещению» (См. Справочник православного человека. Обряды Православной Церкви. URL: http://azbyka.ru/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-obryady-pravoslavnoj-cerkvi#t8).

В статье «Чин освящения храма архиереем» читаем:
«Выстроенный храм может быть местом совершения Божественной литургии не иначе, как после его освящения. Освящение храма носит название «обновления», потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым» (См. Чин освящения храма архиереем. URL: http://www.pravoslavie.ru/2325.html).

В православной энциклопедии «Древо» читаем: «православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма (корабль) и притвор» (См. Храм [Электронный ресурс). URL: https://drevo-info.ru/articles/138.html). По сложившейся в Церкви традиции, престолы из ветхого здания храма, планируемого к разборке, утилизировались: «деревянные части престола должны быть сжигаемы с возможным благоприличием и пепел всыпаем в текущую воду; если материал престола каменный, то таковой должен быть сложен в непопираемое место, под церковь» (См. Ивановский Я. Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству. СПб, 1900. С. 148-149). Вероятно, престол в честь Св. Троицы, находившийся в ветхой части Троицкого собора, также был утилизирован.

[14] Подробные сведения об освящении нового трехпрестольного главного здания Свято-Троицкого собора содержаться в материале: Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года //СЕВ. 1895. №22. 15 ноября. С. 933-940.

[15] Подробнее см.: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 8-19 и др.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, изображение В.С. Туркина, 2014-2020

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание статьи

Кузеванов Л.И. Свято-Троицкий собор: к 125-летию освящения восточной и средней частей здания //Некоммерческий научный сайт «Балашовский следопыт». 2014-2020. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/31-1-0-526

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС «Балашовский следопыт» и автора. Все права защищены.

Источник

Троицкий собор в балашове

троицкий собор в балашове

Собор и новый колокол

Источник: старая открытка
Дата: 1915 год

Собор Святой Живоначальной Троицы – ныне утраченный балашовский храм.

История
Первая Троицкая церковь с приделом во имя Архангела Михаила была построена в Балашове в 1767 году и освящена год спустя. Вместо этого деревянного храма в 1820 году тщанием прихожан возвели новую, каменную церковь с двумя приделами: левым во имя Митрофана Воронежского и правым в честь Михаила Архангела. Здание это уже в середине XIX столетия стало слишком тесным для разраставшегося города, из-за чего было принято решение полностью его перестроить в несколько этапов. Сначала в 1870 году были выстроены новые трапезная и колокольня, затем распространили приделы, а в 1879 году разобрали центральную часть храма и построили её заново. Финансировались работы за счёт прихожан и балашовского купца Василия Петровича Туркина. Обновлённый храм стал тёплым, пятипрестольным и обрёл соборный статус. Завершились отделочные работы в 1895 году. На торжество освящения собора съехалось до 20 тысяч человек, причём 4 (16) октября по железной дороге внепланово пустили три поезда специально для богомольцев. К вечеру народ заполонил и собор, и площадь. Всенощную служили до полуночи, а утром 5 (17) октября преосвященнейший Николай и прибывший из Москвы Иоанн Кронштадтский освятили новый собор во имя Святой Живоначальной Троицы. На следующий день владыка Николай освятил южный престол во имя Николая Чудотворца, северный престол великомученицы Екатерины освятил 7 (19) октября протоиерей Метаниев. В штат причта до революции входили протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика, дома для которых были церковные. В 1917 году приход Троицкого собора насчитывал 375 дворов, 1039 мужчин и 1093 женщины.
При Советской власти в 1930 году был впервые поднят вопрос о закрытии и ликвидации собора. Верующим удалось его ненадолго отстоять, но в 1932 году на нужды промышленности были сняты колокола, а ещё через три года окончательно прекратились богослужения. Здание признали непригодным к реконструкции под культурные нужды и взорвали в канун Пасхи 1936 года.
В 2003 году на месте утраченного собора установили памятный крест. В настоящее время активно обсуждается вопрос о восстановлении главной балашовской святыни на её историческом месте, что, однако, выглядит затруднительным и маловероятным (в первую очередь из-за расположенных здесь других объектов паркового комплекса).

троицкий собор в балашове

Вид на собор и площадь

Источник: старая открытка
Дата: начало XX века

Источник

Свято-Троицкий собор – утраченная святыня города Балашова

«Пребываю в молитвах за жителей богоспасаемого града Балашова, да сохранит Господь Бог житие их в мире, тишине и благоденствии». Епископ Павел (Вильчинский).

Ещё в 1820 году на главной торговой площади Балашова был возведен однопрестольный каменный Свято–Троицкий храм.

В 1879 году началось новое строительство. Не разрушая прежнее здание, рядом с главным престолом Святой Троицы стали возводить дополнительные, придельные алтари. Их было четыре: во имя св. Николая Чудотворца, св. великомученицы Екатерины, св. архистратига Михаила и св. Митрофания, Воронежского чудотворца. Новый собор стал пятипрестольным. Храм строили на средства горожан. В частности, много денег на строительные работы пожертвовал купец, городской голова В.П. Туркин.

Из книги С.К. Назаровой «Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда» можно узнать многое об этом храме. Собор — образец настоящего архитектурного мастерства — завораживал своей красотой и величием. Он был просторным: стоя у входа, трудно было разглядеть лица людей, находившихся у иконостаса. Здание построили из красного кирпича, а декоративную отделку фасадов выполнили цинковыми белилами. Фигурная кладка, множество сводчатых окон и проемов, изящные кокошники и закомары — все это зачаровывало и радовало глаз. На высокой четырехъярусной колокольне было, по воспоминаниям старожилов, не менее одиннадцати колоколов: главный, обыденный, сигнальный, набатный и «семизвездница» (семь колоколов разной величины — по количеству нот). Зеркальные кресты на куполах собора и крыше колокольни ярко сверкали на солнце и в ясную погоду были видны издалека. Внутри храма прихожане видели прекрасную роспись на потолках, стенах и сводах куполов, живописные полотна на библейские сюжеты, разнообразную церковную утварь, многоярусные паникадила — люстры со свечами. Снаружи вокруг собора была ажурная чугунная ограда, на кирпичном фундаменте которой росла сирень.

Огромный высокий храм доминировал на фоне других построек и поэтому служил своеобразным ориентиром. По его названию площадь, на которой он возвышался, именовалась Троицкой, такое же название было и у одной из близлежащих улиц (в настоящее время — улица К. Маркса).

К сожалению, Троицкий собор недолго радовал жителей города своей красотой. В 1930 году президиум Балашовского райисполкома впервые поставил вопрос о закрытии храма и его ликвидации. Верующие обратились к властям с официальной просьбой сохранить собор. Было решено, что он представляет ценность как архитектурный памятник, и угроза разрушения миновала. Увы, ненадолго…

В 1932 году для нужд промышленности с колокольни Троицкого собора стали снимать колокола. Самый большой из них упал и проломил крышу и потолок. Видимо, кто–то из жителей города сообщил об этом в Москву, и оттуда пришла правительственная телеграмма с требованием приостановить ликвидацию собора. В столицу сообщили, что пролом в крыше будет заделан. Но местные власти не оставили храм в покое… В 1935 году Троицкий собор был закрыт, богослужения в нем прекратились. Президиум горсовета вынес постановление о ликвидации храма (это объяснили тем, что по своему оформлению здание не может быть использовано в культурных целях). Работы планировалось закончить к 1 апреля 1936 года.

Память о Троицком соборе жива в нашем городе и поныне. Некоторые жители до сих пор воспринимают его не только как утраченную архитектурную достопримечательность, но и как духовный центр старого Балашова. Этот храм сейчас можно увидеть только на старых открытках, на месте Троицкой площади давно уже зеленеет парк имени Куйбышева… Но почти каждый день в нем можно увидеть людей, которые идут к Поклонному кресту, установленному на месте главного алтаря Свято–Троицкого собора.

Источник

Памятные даты

троицкий собор в балашове

троицкий собор в балашове

троицкий собор в балашове

троицкий собор в балашове

Каталог статей

Из всех балашовских церквей самой крупной и красивой была Свято-Троицкая соборная. Здание храма находилось на территории нынешнего парка им. Куйбышева, о чем напоминает поклонный крест, установленный хоперскими казаками в 2003 г.[5]

1. Одно из самых ранних зданий Свято-Троицкой соборной церкви

Как сообщалось в «Справочной книге Саратовской епархии», изданной в 1912 году, храм был построен в 1820 году, а «в 1879 году тщанием прихожан и попечением балашовского купца Василия Петровича Туркина на том же месте был построен новый пятипрестольный храм: главный престол во имя Святой Троицы, придельные: во имя св. Николая Чудотворца, во имя св. великомученицы Екатерины; в трапезной: во имя св. Архистратига Михаила и во имя св. Митрофания Воронежского Чудотворца». В храме служили протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика, окормлявшие 2715 прихожан. При храме действовала церковная школа. Капитал церкви составлял 200 руб. Клирики жили в церковных домах. К храму была приписана д. Ермениха[6]. троицкий собор в балашове

Однако из документов видно, что одно из самых ранних зданий храма было построено не в 1820, а в 1767 г. и освящено в 1768 г. Уже в то время церковь имела два престола: во имя Св. Троицы и Архистратига Михаила[7]. Скорее всего, это здание, как и здание Михайло-Архангельской церкви (1765 г.), было деревянным, по каким-то причинам, видимо, пришло в негодность, и на его месте было построено (и в 1806 году освящено) новое, каменное здание (с теми же названиями престолов, что и в 1768 году [8]). В 1820 году, можно предположить, был возведен придел во имя Митрофания, Воронежского Чудотворца и храм стал трехпрестольным.

В 1879 г. старое здание храма было «сломано» «за маловместимостью и ветхостью», но не все. Продолжали действовать два престола в приделах – во имя Архистратига Михаила и св. Митрофания Воронежского Чудотворца, находившихся в трапезной (притворе), а также колокольня (перестроенная в 1870 г.[9]). То есть церковь вновь стала двухпрестольной и продолжала функционировать во время строительства восточной и средней частей здания.

На рисунке, размещенном в брошюре «Слово о построении Соборного Свято-Троицкого храма в г. Балашове соборного протоиерея, магистра Романа Левитского», изображен трехкупольный собор. Но, возможно, еще два купола просто не удалось изобразить на данном рисунке, показывающий лишь фасадный профиль церкви. Но могло быть и так: два дополнительных купола возвели по ходу строительства церкви.

2. Освящение восточной и средней частей Свято-Троицкого собора

Это событие произошло 5-7 октября 1895 г. при участии «любимого всей Саратовской паствой» епископа Саратовского и Царицынского Николая (Налимова) и «досточтимого всей православной Русью Протоиерея Кронштадтского собора о. Иоанна Ильича Сергиева».

Вот как это было. 2 октября 1895 года в Балашов из Саратова отбыл епископ Николай, а из Москвы – о. Иоанн. Встретились они на ст. Кузьминки, близ Тамбова, где их встретила делегация из Балашова в составе благочинного церквей г. Балашова (видимо, протоиерей Иоанн Алонзов[13]) и ктитора Свято-Троицкого собора, балашовского купца Василия Петровича Туркина.

Поезд прибыл в Балашов 3 октября в 10 часов вечера. Вокзал и железнодорожная платформа были заполнены встречающими, хотя приезд «насколько возможно держался в секрете». Дело в том, что еще до начала этого события в епархию от прихожан приходили письма с просьбой сообщить дату освящения нового здания Свято-Троицкого собора. Верующие Саратовской епархии и «за пределы ея» хотели принять участие в этом событии, встретиться с правящим архиереем, епископом Николаем и о. Иоанном.

Первым из вагона вышел Преосвященный Николай, которого с «великим трудом проводили до экипажа». Отец Иоанн «оставался в вагоне, ожидая разъезда и ухода собравшейся народной толпы», затем сразу же отправился на квартиру к В.П. Туркину.

В этот вечер епископ Николай произнес в Свято-Троицком соборе перед собравшимися верующими краткую приветственную речь, благословил всех и отбыл в дом «местного протоиерея».

4 октября, в семь часов утра, Иоанн Кронштадтский служил «утреню и литургию в теплом приделе соборного храма в сослужении двух соборных священников», то есть в трапезной (в притворе).

Затем епископ посетил квартиру смотрителя училища, «где с сочувствием и одобрением отозвался о новом проекте окружного съезда духовенства о постройке совершенно нового отдельного здания со всеми нужными приспособлениями при училище».

В этот же день, по распоряжению управления железной дороги (Тамбовско-Камышенская линия), были открыты дополнительно «три поезда в сутки исключительно для богомольцев», приезжающих в Балашов на освящение Свято-Троицкого собора и встречу с о. Иоанном. О наплыве приезжих говорил тот факт, что площадь перед собором «буквально была покрыта съехавшимися богомольцами». По некоторым, документально не подтвержденным данным, в Балашове собрались более 20 тыс. верующих.

В пять часов вечера этого же дня, по благословению Преосвященного Николая, начался благовест ко всенощной. Храм был переполнен верующими. С величайшим трудом, «при помощи полицейской охраны», духовенство во главе с о. Иоанном Сергиевым встретило епископа и сопроводило его в храм. С благословения Преосвященного владыки всенощное богослужение служил кафедральный протоиерей А. Метаниев. Литию совершил сам епископ Николай в сослужении пяти протоиереев: о. Иоанна Сергиева, А. Метаниева, ключаря о. Ивановского, Иоанна Кедрова, Иоанна Алонзова и восьми священников – П. Смирнова, А. Боневольского, И. Дентовского, В. Полякова, М. Сошественского, М. Беляева, В. Кипарисова и С. Туркина.

Когда подошло время петь величание, владыка Николай еще раз вышел на середину храма и, раздав свечи священнослужителям, начал «соборне пение величания храму». Пение было торжественным.

Епископ Николай «помазывал освященным елеем» всех молящихся, а по окончании всенощной благословлял всех, в том числе и тех, кто был вне храма. На квартиру владыка смог прибыть только в половине двенадцатого ночи.

5 октября. Освящение главного престола во имя Св. Троицы.

В пять часов утра началась ранняя литургия в теплом приделе храма, по окончании которой было совершено водоосвящение местным протоиереем в сослужении четырех священников. В половине восьмого начался благовест к поздней литургии. К восьми часам в храм прибыл епископ Николай в сопровождении пяти протоиереев и пяти священников. К сожалению, толпа нарушала «порядок в шествии», несмотря на содействие полиции. По облачении епископа на кафедре, священносослужащие вышли на середину храма, «препоясанные» белыми фартуками, взяли стол с приготовленными к освящению престола вещами и внесли в алтарь царскими дверьми.

За ними последовал владыка Николай, и началось освящение главного престола во имя Святой Троицы. По окончании освящения епископ вместе со сослужащими вышел из алтаря через царские двери в придельный храм, где на престоле находились святые мощи.

Отсюда, при колокольном звоне, начался крестный ход. Епископ нес над головой святые мощи, а впереди шло духовенство со святыми иконами, евангелием и хоругвями во главе с одним из протоиереев с крестом, который кропил святой водой «внутренние и наружные стены храма».

По окончании крестного хода началась Божественная литургия. За литургией было совершено рукоположение иподиакона в диакона. В положенном месте «за причастным стихом» протоиереем была произнесена проповедь на текст: «освятих храм сей, его же создал еси».

По окончании литургии о. Иоанн Сергиев «боковым ходом из главного алтаря» вышел из собора и отправился на квартиру, сопровождаемый большой массой народа. Владыка же остался в храме и благословлял молящихся до «последнего человека», что продолжалось до 3 часов «пополудни».

В 5 часов вечера начался благовест ко всенощной. В половине шестого владыка был встречен всем духовенством во главе с о. Иоанном Сергиевым. Всенощную служил местный священник. На литии и величании в положенное время выходил епископ Николай с четырьмя протоиереями и восемью священниками. По окончании всенощной, благословив всех богомольцев, сильно утомленный, епископ отбыл на отдых в половине одиннадцати ночи.

6 октября. Освящение правого придела во имя св. Николая Чудотворца.

В пять часов утра была совершена ранняя Литургия, затем «обычное освящение». В половине восьмого начался благовест к поздней литургии. В восемь утра прибыл владыка Николай, встреченный четырьмя протоиереями и восемью священниками, в сослужении которых он и совершил освящение престола и Божественную литургию. Кроме того, епископ совершил рукоположение сельского учителя Архангельского во диакона (с. Пады). Затем владыка благословил всех присутствующих богомольцев. В пять часов вечера начался благовест ко всенощной. На литию и величание выходил протоиерей о. Метаниев в сослужении двух протоиереев и шести священников.

7 октября. Освящение левого престола во имя св. великомученицы Екатерины.

Освящение данного придела владыка Николай поручил кафедральному протоиерею о. Метаниеву. Отец Иоанн Сергиев в освящении данного придела не участвовал, так как еще 6 октября, в пять часов вечера, «экстренно» и «секретно» «выбыл из Балашова на лошадях в имение графини Е.Л. Игнатьевой, находившееся в 13 верстах от Балашова.

Утром, 7 октября, по окончании ранней литургии, протоиерей Метаниев в сослужении с другими клириками, освятил левый придел нового здания Свято-Троицкого собора «по чину священническому». Затем совершил крестный ход вокруг храма, держа на голове освященный антиминс. После этого была совершена Божественная литургия.

По прочтении Евангелия, в храм прибыл Преосвященный Николай и проследовал в алтарь, где находился до конца литургии. По отпусте литургии епископ вышел на середину храма для служения молебна св. преподобномученице Екатерине в сослужении трех протоиереев и восьми священников. По окончании молебна владыка Николай, благословив молящихся, вышел из храма. Затем сел в экипаж, объехал собор и внимательно его осмотрел.

7 октября, в пять часов вечера, епископ Николай отбыл в Покровский женский монастырь, где служил всенощную в монастырской Покровской церкви. Утром, 8 октября, владыка в этом же храме совершил литургию в сослужении протоиереев Метаниева, Ивановского и двух священников. По окончании литургии и молебна, по отпусте произнес назидательное слово на дневное Евангелие – о воскрешении сына Наинской вдовы.

9 октября, в семь часов утра, состоялась встреча епископа Николая с благочинным церквей г. Балашова и «градскими священниками», пришедшими проводить владыку. Помолившись в монастырской домовой церкви, он вышел в зал, благословил всех и «простился как отец с детьми». В 8 часов епископ отбыл на вокзал в сопровождении благочинного. На вокзале Преосвященного Николая провожали: игуменья Мария, смотритель духовного училища, соборный ктитор В.П. Туркин, городской голова, член управы и два священника. В половине девятого поезд тронулся со станции. Владыка стоял на площадке вагона и осенял всех «бывших на платформе». В память освящения епископ Николай подарил Свято-Троицкому собору икону Спасителя «в сребропозлащенной ризе», которую завещал поместить в главном алтаре, а также пожертвовал 300 рублей «на богоугодное дело».

3. Пребывание Иоанна Кронштадтского в имении графини Е.Л. Игнатьевой 6 октября 1895 г.

Отец Иоанн, приехав в Балашов на освящение Свято-Троицкого собора, не сразу дал согласие посетить графскую экономию. Как подчеркивал священник Николай Болтинский (современник о. Иоанна, автор очерка «Три не забываемых часа»), инициатором поездки стала жена главноуправляющего графской экономии Эмилия Андреевна Толпыгина[15], которая сама «по святым молитвам о. Иоанна» неоднократно получала исцеление от недугов.

5 октября, в Балашове, она пригласила о. Иоанна совершить молебн в имении, но согласие он дал только 6 октября. За ним была послана коляска (ландо) «четверней». В с. Алмазов Яр и приходские деревни было разослано известие о приезде молитвенника. Многие местные жители видели о. Иоанна в Балашове на освящении Свято-Троицкого собора, но получить благословение от пастыря, из-за наплыва верующих, почти никому не пришлось.

Когда Иоанн Кронштадтский прибыл в экономию, встречавшие его прихожане встали на колени. Пастырь, еще находясь в коляске, сказал «металлическим» голосом: «Здравствуйте, друзья! Встаньте, встаньте». В ответ послышались плачь и рыдания «с каким-то гортанным клокотанием от душевной радости».

Э.А. Толпыгина встретила о. Иоанна хлебом-солью. Он в свою очередь благословил хозяйку, всех встречающих и вошел в дом. Немного отдохнув, вошел в комнату, где его ждала «сельская знать», «главные служащие» экономии, приходское духовенство. Благословив присутствующих, о. Иоанн сказал хозяйке: «Я желал бы, чтобы на молебне молились все. Позовите народ в комнаты и помолимся Господеви едиными усты и единым сердцем».

Затем, обратившись к иконам, о. Иоанн возвел очи «к горе», около пяти минут молчал. В это время царила «глубокая и мертвая тишина». Затем он прочитал три больших молитвы, после которых начался сам молебн с водосвятием.

По окончании молебна о. Иоанн всех допустил к кресту, окропил святой водой и благословил. Приходской священник поблагодарил Иоанна Кронштадтского и попросил помолиться «о всем причте и людех» Алмазовского прихода. Отец Иоанн сказал: «Радуюсь вашей радостью! Будем с верой молиться друг за друга!»

После этого в комнате остались лишь страждующие и больные. По одному их стали подводить к молитвеннику. Каждого он благословил, расспросил о болезни, иных «гладил по голове», другим прямо говорил, что они выздоровеют, иных утешал, и всем велел молиться. Потом к о. Иоанну были подведены двое глухонемых (15-ти и 17-ти лет). Сначала он их благословил, затем долго смотрел им в глаза, слегка трепал волосы на голове, гладил по щекам. После этого заставил глухонемых произнести слова «Бог», «папа», «мама», а потом назвать свои имена. Все присутствующие «с замиранием» наблюдали за тем, что произойдет дальше. «Глухо и не ясно» юноши назвали свои имена – «Тарас» и «Николай». Отец Иоанн, «улыбнувшись какою-то не земной улыбкой, и еще раз благословив», отпустил их «с миром».

Затем все присутствующие приняли участие в трапезе, предложенной хозяйкой. За столом о. Иоанн расспрашивал священника о приходе, прихожанах, экономических и религиозно-нравственных проблемах, о его семейном положении. Здесь же о. Иоанн разговорился с В.П. Туркиным и В.Н. Лежневым – «главными жертвователями, рачителями и руководителями» строительства Свято-Троицкого собора. Отец Иоанн восхищался красотой и благолепием церкви и называл ее «храмом Соломоновым».

Пастырь поблагодарил исправника, двух приставов и «всю полицию» за то, что они «охраняли его от народа, который мог задавить его». Разговор также шел о массе прибывшего народа на освящение, «о давке и криках от тесноты и напора». В конце трапезы «оделил всех» яблоками, подарил присутствующим свои фотографии и по их просьбе подписал.

Около девяти вечера наступило время расставания. Отец Иоанн оделся, помолился перед образами, и сказал хватающим за душу голосом: «И так, прощайте, друзья». При этом все плакали и просили его святых молитв.

Когда пастырь вышел на крыльцо, то выяснилось, что простой народ, присутствовавший на молебне, не разошелся и ждал его появления, чтобы еще раз получить его благословение. Верующие со слезами кричали: «Помолись об нас многогрешных святой ты наш молитвенничек». Отец Иоанн благословил всех и громко произнес: «Прощайте, прощайте, друзья!». Народ еще долго не расходился, стоял «в каком-то оцепенении», пока не скрылись огоньки от фонарей коляски. Потом стали говорить: «Слава Богу! Сподобил и нас многогрешных Господь видеть и получить благословение, осенение святым крестом и окропление св. водой от отца Иоанна Кронштадтского».

Провожали о. Иоанна на ст. Пинеровка, находившуюся в четырех-пяти верстах от имения, приходское духовенство «со своими семействами», Э.А. Толпыгина, служащие экономии «старшего ранга», а также В.П. Туркин, В.Н. Лежнев, исправник и два пристава, приехавшие из Балашова. Последние, исключая В.П. Туркина, поехали вместе с Иоанном Кронштадтским по железной дороге.

Нужно отметить, что и на ст. Пинеровка о. Иоанн общался со страждующими и больными, принимал записки с просьбой помолиться[16]. Так, завершился визит Ионна Кронштадтского в Балашов и имение графини Е.Л. Игнатьевой в связи с освящением нового здания Свято-Троицкого собора.

Свято-Троицкий собор стал главной достопримечательностью Балашова. Так, 6 июня 1908 года, в связи с похоронами Преосвященного Павла (Вильчинского), в город приехал епископ Пензенский и Саранский Митрофан (Симашкевич). В 12 часов этого же дня он посетил Свято-Троицкий собор и «подробно» его «осмотрел», «удивился его грандиозности и великолепию, что и высказал ктитору-строителю собора В.П. Туркину»[17].

4. Клирики Свято-Троицкого собора

Из документов известны имена и биографические данные некоторых соборных протоиереев. Так, в документах 1824 г. упоминается имя «балашовского протоиерея» Василия Термометрова[18]. Можно предположить, что он служил в Троицкой церкви.

Протоиерей Роман Львович Левитский родился в 1824 г. «в Херсонской епархии», в семье священника. После окончания Херсонской духовной семинарии, он, как лучший ученик, был направлен на учебу в Киевскую духовную академию, которую закончил в 1849 г. с ученой степенью магистра.

Затем начинается саратовский период его служения (1849-1853). В Саратовской духовной семинарии Роман Львович преподавал всеобщую историю, словесность, исполнял должность библиотекаря. В 1852 г. рукоположен во священника Саратовской Вознесенско-Сенновской церкви, с оставлением на должности преподавателя семинарии, назначен цензором проповедей по городу Саратову и Саратовскому уезду.

Преподавательские таланты и обширные познания о. Романа не остались без внимания епископа Саратовского и Царицынского Афанасия (Дроздова), который в 1854 г. назначил его штатным протоиереем Свято-Троицкого собора г. Балашова, благочинным городских церквей, цензором проповедей. В 1865-1873 гг. Роман Львович дополнительно исполнял обязанности смотрителя Балашовского духовного училища. Таким образом, Р. Л. Левитский посвятил г. Балашову почти сорок лет своей жизни.

К своим пастырским обязанностям о. Роман относился с «особенным рвением». Обладая несомненными ораторскими способностями и прекрасной памятью, он стремился реагировать на все значимые церковные и гражданские события, обращаясь к пастве «со словом назидания, одобрения, обличения, вразумления и утешения».

Во время Крымской войны (1853-1856 гг.), когда через Балашов проходили войска, о. Роман «с воодушевлением встречал и провожал их, говоря прекрасные речи, проникнутые патриотическим чувством».

При постройке Свято-Троицкого собора неоднократно обращался к пастве с поучениями, «располагавших граждан городе Балашова к пожертвованиям». Часть его произведений была напечатана в 1866 г. в Москве отдельной книгой «Слова и речи протоиерея Романа Левитского».

К сожалению, за несколько лет до своей кончины, о. Роман начал страдать нервной болезнью, что заставило его «сложить с себя все посторонние обязанности, бывшие на нем, и вообще уклоняться от всякой общественной деятельности». Последний же год своей жизни о. Роман «жил совершенно замкнуто, причиною тому была скорбь о смерти его жены и дочери», умерших от холеры «в течение одной недели» в 1892 г.

В 1886 г. саном протоиерея был награжден священник Василий Смирнов[21]. В документах 1901 г. упоминается протоиерей Свято-Троицкого собора Иоанн Алонзов[22], скончавшийся 29 ноября 1905 г.[23] В 1902 г. сана протоиерея был удостоен священник собора Петр Смирнов[24].

В июле 1903 г. от имени епископа Пензенского Тихона и от «учебных заведений и епархиального духовенства» он принял участие в торжествах по случаю 50-летия священнослужения Преосвященного Павла (Вильчинского), проходивших в Балашове[27].

Резолюцией епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганева) от 17 апреля 1907 года (№ 608) настоятелем Свято-Троицкой соборной церкви назначается священник Димитрий Дьяконов (на епархиальной службе с 1882 г.[29]). Отец Димитрий родился 30 декабря 1858 г. в с. Митякино Камышинского уезда, в семье священника. Окончил Саратовскую духовную семинарию, 20 июня 1882 г. был рукоположен во священника епископом Саратовским и Царицынским Павлом (Вильчинским).

Отец Димитрий издавал и редактировал «Балашовский пастырский листок», в котором размещались материалы «апологетического и вообще религиозно-нравственного содержания с приложением брошюр религиозно-нравственного содержания»[32].

Его жена, Юлия Петровна, 1865 г. рождения, окончила в 1881 г. Саратовское епархиальное женское училище. Все три сына пошли по стопам отца: Василий и Александр учились в Саратовской духовной семинарии, а Михаил – в Камышинском духовном училище[33]. По каким-то причинам в 1917 г. о. Димитрий оставил должность благочинного церквей г. Балашова[34].

В ходе проведенного исследования были найдены сведения о других клириках, служивших в Свято-Троицком соборе. Так, в архивных документах 1825 г. упоминается соборный священник Николай Погонатов[35]. В 1865 г. скуфьей был награжден священник Иоанн Лавров[36]. Окончивший курс Саратовской духовной семинарии Николай Жимский 29 августа 1866 г. рукоположен во диакона к Балашовской Троицкой соборной церкви[37], а в 1867 г. определен в с. Телятниково Хвалынского уезда на священническое место[38].

В 1866 г. упоминается соборный диакон Иоанн Живописцев[39]. Диакон Вольского уезда с. Донгуза Петр Руссов резолюцией епископа Иоанникия (Руднева) 3 июня 1867 г. был перемещен в г. Балашов к Соборной церкви[40].

В 1868 г. сверхштатный причетник Саратовской Воскресенской кладбищенской церкви Петр Строков 3 декабря определен к собору на диаконское место[41]. В 1869 г. по прошению перемещен в Балашовский собор диакон Саратовской Спасо-Преображенской церкви Федор Николаев[42]. В этом же году награжден камилавкой священник собора Василий Смирнов[43].

27 июня 1871 г. соборный диакон Федор Николаев был рукоположен во священника церкви с. Безлесное Балашовского уезда[44]. Псаломщик Илларион Чумаевский определен во диакона к Троицкому собору[45]. Решением епархиального начальства от 8 марта1872 г. он назначается катехизатором на 1872 г. по г. Балашову[46].

Резолюцией Преосвященного Иоанникия от 12 октября 1871 г. окончившему курс Саратовской духовной семинарии Семену Бенедиктову было предоставлено место псаломщика при Свято-Троицком соборе. Резолюцией епископа от 1 ноября 1871 г. дьячки собора Василий Благонравов и с. Свинухи Балашовского уезда Петр Танаисов по их прошению перемещены один на место другого[47].

21 декабря 1871 г. Ивану Покровскому по его прошению предоставлено причетническое место при Балашовском соборе[48]. Кроме того, в документах за этот год упоминается соборный диакон Александр Соколов[49], которому 23 октября 1879 г. резолюцией епископа Тихона (Покровского) было предоставлено место священника в с. Малая Грязнуха Балашовского уезда[50].

В 1880 г. послушнику Саратовской Крестовой церкви Алексею Изнаирскому предоставлено место и. д. псаломщика при соборе[52]. Он упоминается в документах 1911 г. в должности соборного псаломщика-диакона[53]. Скуфьей был награжден священник Петр Смирнов[54], а позднее, в 1891 году, наперсным крестом от Св. Синода[55].

18 июля 1883 г. место псаломщика при соборе получил бывший учитель уездного училища Алексей Грекулов[56]. В 1889 г. учителю Балашовского духовного училища Андрею Беневольскому предоставлено священническое место при Свято-Троицом соборе[57]. В 1894 г. он удостоен благословения Св. Синода[58].

В 1896 г. учителю Балашовского духовного училища Николаю Троицкому предоставлено место священника при Свято-Троицком соборе[59], но вскоре, в 1897 году, он скончался[60].

В 1902 г. место псаломщика Свято-Троицкой соборной церкви получил сын диакона Александр Скафтымов[65]. Священнику села Куликов (Ивановка) Сердобского уезда Андрею Жимскому было предоставлено священническое место при соборе[66]. В 1914 г. он перемещен в с. Ежовка Балашовского уезда[67]. 8 октября 1906 г. соборный священник Тихон Остроумов перешел на службу в Астраханскую епархию[68].

В 1908 г. разъездной противосектантский миссионер Херсонской епархии Георгий Носков принят на службу в Саратовскую епархию и определен таковым же миссионером по Балашовскому уезду, с «приписанием» его сверхштатным псаломщиком к Свято-Троицкой соборной церкви г. Балашова[69].

Диакон Троицкой церкви Стефан Мануйлов 8 июня 1909 г. получил место священника при этом же соборе[70], а псаломщик-диакон Вознесенской соборной церкви г. Камышина Петр Князевский становится соборным диаконом г. Балашова[71].

В 1912 г. в храме служили: настоятель, благочинный, председатель уездного отделения училищного совета, протоиерей Димитрий Петрович Дьяконов, 54 года; священник Владимир Петрович Рыбаков, 52 года, студент семинарии, законоучитель и помощник благочинного, на епархиальной службе с 1883 года, в Свято-Троицком соборе – с 1897 года, награжден в 1910 г. орденом св. Анны 3-й степени; священник Андрей Матвеевич Жимский, 39 лет, окончил курс духовной семинарии, на епархиальной службе с 1896 года, в Свято-Троицком соборе – с 1902 года, в 1901 г. награжден набедренником; диакон Петр Алексеевич Князевский, 40 лет, окончил курс духовной семинарии, на епархиальной службе с 1894 года, в соборе – с 1909 года (в 1937 г. он служил в Успенской (кладбищенской) церкви и был репрессирован вместе с настоятелем этого храма протоиереем Василием Вечтомовым и двумя монахинями по т.н. «делу церковников»[72]); псаломщик Евгений Юльевич Мошков, 34 года, из 3-го класса духовного училища, на епархиальной службе с 1898 года, в соборе – с 1911 года; псаломщик Александр Алексеевич Скафтымов, 31 год, из 3-го класса духовного училища, на епархиальной службе и в Свято-Троицком соборе с 1902 года; псаломщик Димитрий Павлович Островидов, 50 лет, из 3-го класса духовного училища, на епархиальной службе и в Свято-Троицком соборе с 1902 г. (упоминается в документе от 27 сентября 1914 г.[73])

Кроме того, к собору были приписаны клирики: уездный наблюдатель церковно-приходских школ священник Мстислав Васильевич Мамонтов, 44 года, окончил курс духовной семинарии, на епархиальной службе с 1892 года, в соборе – с 1909 года; противосектанский миссионер священник Георгий Абрамович Носков, 42 года, окончил курс в церковно-приходской школе, на епархиальной службе с 1908 года, в соборе – с 1908 г.[74]

В 1915 г. разъездной священник с. Беково Сердобского уезда Дмитрий Богданов был приписан к Балашовскому Троицкому собору[77]. В 1916 г. назначен на псаломщическую вакансию крестьянин с. Чернышево Керенского уезда Пензенской губернии Николай Ларин[78]. Полковой священник 146 пехотного запасного полка Федор Голубев назначается на священническую вакансию к Свято-Троицкому собору[79]. В 1917 г. соборный диакон-псаломщик Евгений Машков определен на священническую вакансию второй походной церкви Саратовской епархии[80].

О захоронениях в ограде Свято-Троицкого собора. Из докладной записки настоятеля храма протоиерея Димитрия Дьяконова (1909 г.) выясняется, что «в ограде Св.-Троицкой соборной г. Балашова церкви погребены: 1) дворянин Иван Прокопьевич Коваленков с семьей в одной могиле, на которой поставлен памятник с надписью на южной стороне: «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего идеже несть болезнь ни печаль, но жизнь бесконечна»; 2) Протоиерей Петр Захарович Смирнов, на его могиле поставлен памятник с надписью: «Господи, прими дух его с миром. Протоиерей Петр Захарович Смирнов родился 1 июля 1844 г., скончался 8 июля 1902 года. От благодарных граждан города Балашова»[81]. Видимо, это не полный список (заканчивается 1909 г.). См. окончание брошюры.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, фото чертежа трехкупольного Свято-Троицкого собора, 2013-2018

Материал размещен с согласия автора.

Библиографическое описание статьи

Кузеванов Л.И. Свято-Троицкий собор. Исполнилось 250 лет со времени освящения первого здания (1768-2018 гг.) //Некоммерческий научный сайт «Балашовский следопыт». 2013-2018. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/31-1-0-600

Вся информация (включая фото), размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения (просмотра) с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС «Балашовский следопыт» и автора. Все права защищены.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *