Тротуароуборочная машина тум 975

Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!

Через социальные сети

Еще не зарегистрированы?

Регистрация

Через социальные сети

Восстановление пароля

Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию

В Музее железных дорог России появился новый экспонат — тротуароуборочная машина XX века

ТУМ-975 выставили для гостей культурного пространства временно. Транспорт был изготовлен на заводе «Красный путь» Министерства путей сообщения СССР в 1972 году в Москве в количестве приблизительно 600 штук. Модель использовали для уборки платформ, тротуаров и дворовых территорий. До конца 1990-х годов машину эксплуатировали на стадионе «Кировец» в Петербурге.

Тротуароуборочная машина тум 975Тротуароуборочная машина тум 975Тротуароуборочная машина тум 975Тротуароуборочная машина тум 975Тротуароуборочная машина тум 975

ТУМ-975 строилась серийно с 1963 до начала 1980-х годов. В конструкции машины применялись различные агрегаты отечественных автомобилей: к примеру, двигатель от «Москвич-407» (позже от «Москвич-408»). Эксплуатация машин завершилась в основном в 1980-е годы.

Экспонат принадлежит Некоммерческому партнёрству «Императорский вокзал». Увидеть его можно в современном корпусе Музея железных дорог России. ТУМ-975 установили в зоне, посвященной пассажирскому железнодорожному движению.

Сейчас в пространстве ввели новые правила посещения. Для входа необходимо приобрести билет через официальный сайт музея. Посещение осуществляется по сеансам каждые 15 минут. Точное время сеанса указано на билете.

Ввиду эпидемиологической обстановки сотрудники музея просят воздержаться от тактильных контактов с экспонатами, витринами и прочим оборудованием, за исключением предметов в интерактивных зонах («Стрелки времени», «Телеграфистка», «Кабинет Министра», «Звуки железной дороги») и информационных киосков.

Источник

Статьи

Механические подметально-уборочные машины

Машины для уборки улиц появились в Москве в 1936 году. В качестве шасси был использован первый массовый грузовик советской страны с американскими корнями ГАЗ-АА – знаменитая «полуторка». Называлась подметально-уборочная машина ПУ-7. В закрытом кузове понтонного типа, весьма прогрессивного по тем временам с точки зрения дизайна, размещался бак с водой и бункер для мусора. Машина была укомплектована основной цилиндрической щеткой и лотковой щеткой сбоку.

Первая советская подметально-уборочная машина ПУ-7

Интересно, что заложенный в конструкции ПУ-7 принцип уборки благодаря своей простоте остался неизменным до сих пор. В передней части была расположена труба с семью распределительными форсунками, через которую на асфальт распылялась вода. Увлажнение дороги позволяло не поднимать при уборке облака пыли. Боковая лотковая щетка сметала мусор в центр, а задняя щетка с ворсом из стальной проволоки диаметром 0,5-0,6 мм подавала его на скребковый конвейер. Оттуда весь смёт попадал в бункер. Очень похоже на конструкцию современных коммунальных машин!

Значит ли это, что почти за сто лет не изменилось совсем ничего? Не совсем так. Отличием ранних машин было применение механических приводов, состоящих из карданных валов, редукторов и цепей. Тогда как сегодня щетки и другие элементы уборочных машин, как правило, приводят в движение с помощью гидравлического привода.

Появление на улицах столицы ПУ-7, наверняка, вызывало ажиотаж не только мальчишек, но и взрослых. Даже сегодня машина выглядит как декорация из фантастического фильма. Из-за футуристичного облика ее метко прозвали «космическим пылесосом».

ПУ-7 убирают московские улицы в конце 1930-х годов. Пробки? Нет, не слышали!

Дальнейшее развитие отечественной коммунальной техники надолго прервала война. Новая страница была открыта только в 1950 году. Тогда Экспериментально-механический завод Управления благоустройства Мосгорисполкома начал выпускать компактную подметальную лотковую машину ПЛ-3. При ее создании использовали агрегаты трактора «Универсал» – советской версии американского International Harvester 1932 года. От него взяли двигатель, рулевое управление и переднее колесо. Щетка ПЛ-3 забрасывала мусор непосредственно в бункер, располагавшийся между задними колесами. Привод щеток и насоса увлажнительной системы осуществлялся механически.

Подметальная лотковая машина ПЛ-3 на улице Горького (ныне – Тверская) в Москве, 1959 год

А вот следующие поколение крупных подметально-уборочных машин появилось в СССР только в 1956 году. За десять лет до этого начался серийный выпуск преемника «полуторки» – грузовика ГАЗ-51. С доработками он производится практически 30 лет – до 1975 года. Благодаря долгой конвейерной жизни ГАЗ-51 стал базой для целого семейства коммунальных машин. На уже упомянутом Экспериментально-механическом заводе, а также на заводе «Коммунальник» Минкомхоза РСФСР в 1956 году начали производить машину ПУ-8, а позже ПУ-20.

Подметально-уборочная машина ПУ-20

В отличие от ПУ-7, новая машина была оборудована двумя лотковыми щетками, что позволяло убирать мусор непосредственно у бордюров с любой стороны дороги. Крепление щеток на автомобиле стало быстросъемным. На часть машин устанавливали второй руль и дублирующие педали, чтобы водителю было проще следить за процессом уборки.

ПУ-20 на улицах Ленинграда

Мусор из бункера ПУ-20 удалялся путем открытия люков, расположенных по бокам корпуса машины.

Удаление смёта из бункера ПУ-20

В конструкции ПУ-20 уже применялся гидравлический привод – с помощью гидроцилиндра осуществлялся подъем задней щётки и нижней части транспортера.

Схема подметально-уборочной машины ПУ-20 на базе ГАЗ-51: 1 – масляный бак; 2 – бункер; 3 – транспортёр; 4 – водяной бак; 5 – гидроцилиндр подъёма задней щётки и нижней части транспортёра; 6 – задняя щётка; 7 – шнек; 8 – водяной насос; 9 – лотковая щётка; 10 – КОМ; 11 – масляный насос; 12 – трубопровод с распылителями воды

В 1960-х годах ПУ-20 сменила модель ПУ-53 на базе нового грузовика ГАЗ-53. Разработка новой машины была произведена ОКБ Управления благоустройства Мосгорисполкома. Серийное производство организовали на Опытно-экспериментальном заводе Управления, а позже производство передали на Киевский экспериментальный завод «Дормаш».

Схема подметально-уборочной машины ПУ-20 на базе ГАЗ-51: 1 – масляный бак; 2 – бункер; 3 – транспортёр; 4 – водяной бак; 5 – гидроцилиндр подъёма задней щётки и нижней части транспортёра; 6 – задняя щётка; 7 – шнек; 8 – водяной насос; 9 – лотковая щётка; 10 – КОМ; 11 – масляный насос; 12 – трубопровод с распылителями воды

Запас воды на борту составлял 1000 литров. Второй руль у машин убрали, и они начали ездить против движения потока. Привод щеток, а также водяного и масляного насосов осуществлялся через коробку передач, коробку отбора мощности и специальные редукторы. Машина по уже знакомой схеме сгребала боковыми щетками мусор к центру, где щетка-подборщик направляла его в скребковое приспособление с вращающимися шнеками. Оттуда мусор попадал в транспортер, перемещавший его в приемный бункер или съемные контейнеры-мусоросборники.

При заполнении бункера или контейнеров срабатывало сигнальное устройство. Сбрасывали смёт путем открывания боковых дверок. А у некоторых машин разгрузка осуществлялась опрокидыванием бункера на угол до 60°.

Удаление смёта на ПУ-53

Грузовик ГАЗ-53 пережил Советский Союз, продержавшись на конвейере с 1961 по 1993 год. Вместе с ним до заката советской эпохи выпускалась и ПУ-53. В конце 1980-х годов производилась модернизированная версия машины ПУ-60 на базе последнего «рестайлинга» грузовика ГАЗ-53-12.

ПУ-60 на Большом Каменном мосту в Москве, 1992 год

В начале 1990-х годов на отечественных машинах громоздкая и сложная система механического привода рабочего оборудования уступила место гидроприводу. Подача воды на подметаемую полосу у большинства моделей стала принудительной, посредством электрического насоса. Начали производиться подметально-уборочные машины ПУ-91 и ПУ-93 на шасси ГАЗ-3307 и ПУ-94 на шасси ЗИЛ-433362, на базе ГАЗ-3307, ПУМ-33 на шасси КамАЗ-43253 и другие модели.

Подметально-уборочная машина ПУМ-1 на шасси ГАЗ-3307, г. Рязань

Вакуумно-подметательные машины

Все модели, о которых мы рассказали выше, были механическими подметально-уборочными машинами. Но еще в 1960-х годах начало развиваться другое направление – производство вакуумно-подметательных машин. Благодаря вакуумному подсосу в закрытой зоне работы щеток они обеспечивали беспылевую уборку поверхности без ее смачивания водой. В 1966 году на Киевском экспериментальном заводе «Дормаш» начали производить первые отечественные вакуумные подметально-уборочные машины ВПМ-53 на базе того же ГАЗ-53.

Вакуумная подметально-уборочная машина ВПМ-53

Перед лотковой щеткой машины располагалось заборное сопло пневматической системы транспортирования смёта. Сопло с помощью всасывающего рукава соединялось с бункером-циклоном, внутри которого был отбойный лист и металлическая сетка. Последние выделяли смёт из воздушного потока. Вакуум создавался вентилятором высокого давления.

Схема вакуумной подметально-уборочной машины ВПМ-53 на шасси ГАЗ-53: 1 – форсунка для увлажнения; 2 – цилиндрическая щётка; 3 – всасывающий рукав; 4 – заборное сопло; 5 – цилиндрическая лотковая щётка; 6 – кузов

Компактные и тротуароуборочные машины

В 1966 году появились компактные подметально-уборочные машины на базе советского «джипа» ГАЗ-69. Производили их на Третьем авторемонтном заводе Управления авторемзаводов города Москвы. Автомобиль был оборудован двумя лотковыми щетками, расположенными в базе, и цилиндрической щеткой сзади машины. Собранный мусор подавался в бункер, установленный за кабиной водителя и отгороженный от нее герметичной перегородкой. Выпуск Т-3ПУ, в том числе и на новом шасси УАЗ-469, продолжался до 1972 года.

Подметально-уборочная машина Т-3ПУ на шасси ГАЗ-69

В конце 1950-х годов в Ленинграде на Литейно-механическом заводе Ленжилуправления началось производство первых тротуароуборочных машин ТУМ- 57. Они могли счищать снег, подметать тротуары и даже осуществлять полив газонов. Машина была трехколесной и оснащалась мотоциклетным двигателем, управление осуществлялось рычагами, расположенными с двух сторон от рамы. Существенным недостатком было отсутствие крытой кабины, таким образом, не защищенный оператор машины был «открыт всем ветрам».

Тротуароуборочная машина ТУМ-57

В 1963 году начался серийный выпуск тротуароуборочных машин ТУМ-975. Забавная и довольно приятная с точки зрения дизайна техника была разработана на Заводе автомобильных кузовов Минавтопрома СССР (сейчас это Московский завод специализированных автомобилей).

Машина имела оригинальное шасси с передней ведущей осью и задним сдвоенным управляемым колесом. Силовым агрегатом являлся двигатель автомобиля «Москвич», сначала 407-й, а затем 408-й модели. На шасси устанавливалась комфортабельная отапливаемая кабина. Подъем и опускание рабочих органов осуществлялись гидравлически.

Зимой ТУМ-975 сгребала снег, подметала тротуары, платформы, перроны, привокзальные площади, посыпала их песком, а летом производила влажную уборку. После выпуска партии 150 шт. производство машин было передано на завод «Красный путь» и продолжалось до начала 1980-х годов.

Тротуароуборочная машина ТУМ-975

В 1965 году в конструкторском бюро Управления благоустройства города Москвы была создана универсальная машина Т-30 для круглогодичного содержания тротуаров. Машина состояла из компактного короткобазного тягача, прицепов и навесного оборудования. Четырехколесный тягач с задними ведущими и передними управляемыми колёсами был создан на базе агрегатов автомобиля «Запорожец» ЗАЗ-965. Т-30 имела одноместную кабину с хорошим обзором, сзади которой размещался двигатель.

Универсальная машина Т-30

К тягачу прилагался комплект навесных и прицепных механизмов – оборудование для очистки от снега в лице навесного поворотного плуга и прицепной поворотной щетки, навесной шнекороторный механизм, оборудование для летнего подметания, включающее в себя навесную лотковую щетку с системой увлажнения и прицепной подметально-уборочный механизм, а также поливомоечное оборудование, в комплект которого входили навесная насосная установка с соплами и прицепная цистерна. К сожалению, интересная машина была изготовлена на Четвертом авторемонтном заводе Управления авторемзаводов города Москвы партией лишь 30 шт.

Т-30 со снеговым отвалом

Современная коммунальная техника

Несмотря на довольно удачные разработки, самостоятельная тротуароуборочная техника в СССР не получила дальнейшего развития. В 1970-е годы предпочтение было отдано технике на базе серийных колесных сельскохозяйственных тракторов. На тракторы ЛТЗ, МТЗ и ВТЗ сзади навешивалась цилиндрическая щетка или прицеплялось подметально-уборочное оборудование, выполненное на специальном прицепе. В таком виде тротуароуборочные машины используются и в настоящее время.

Современный трактор с коммунальным оборудованием

На дорогах же подметально-уборочные машины постепенно были вытеснены комбинированными дорожными машинами (КДМ), предназначенными для всесезонного содержания городских магистралей. В летний период такие машины используются с поливомоечным оборудованием для поливки дорожных покрытий, мойки прилотковой полосы и поливки газонов. А зимой КДМ чистят снег и посыпают дороги песком и антигололедными реагентами.

Современная комбинированная дорожная машина

Также в настоящее время для уборки дорог и других территорий с твердым покрытием активно используется специальная техника, которой не было в СССР. В первую очередь, это мини-погрузчики с бортовым поворотом, компактные сочлененные погрузчики и даже большие фронтальные погрузчики и погрузчики-экскаваторы.

Компания Метатэкс производит широкую линейку коммунального навесного оборудования для самой разной спецтехники. Среди навески для мини-погрузчиков и мини-тракторов – щетки с поворотом для уборки улиц и тротуаров, удобные для очистки небольших площадей щетки с бункером, снегороторный снегометатель, пескоразбрасыватель, мойка высокого давления и различные снеговые отвалы.

Мини-трактор, оборудованный щеткой с бункером

Для фронтальных погрузчиков производятся поворотные щетки шириной до 3,2 метров и снеговые отвалы.

Фронтальный погрузчик, оборудованный поворотной щеткой

В линейке для экскаваторов-погрузчиков – поворотные щетки, снегороторные снегометатели и V-образные отвалы.

Экскаватор-погрузчик с V-образным снежным отвалом

Кроме того, Метатэкс производит достаточно редкий тип оборудования – коммунальные щетки и снежные отвалы для телескопических и вилочных погрузчиков.

Телескопический погрузчик со снежным отвалом

Компания Метатэкс производит более 100 видов и модификаций навесного оборудования для спецтехники, начиная от ковшей общего назначения для землеройных работ и заканчивая коммунальным оборудованием.

Источник

Тротуароуборочная машина тум 975

Издательский Дом «Гудок» является старейшим издательским домом на рынке. С 23 декабря 1917 года «Гудок» издает одноименную ежедневную газету. Газета «Гудок» в двадцатых годах становится главным печатным изданием отечественных железнодорожников. За годы выпуска газеты в редакции «Гудка» работали такие известные писатели, как: Михаил Булгаков, Юрий Олеша, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров, Константин Паустовский и другие. За 100-летнюю историю Издательский Дом «Гудок» накопил огромный опыт и ресурсы по созданию профессиональных изданий от ежедневной газеты с федеральным распространением до отраслевых и корпоративных изданий, выходящих ограниченном тиражом, имеющих узкоцелевую направленность.

105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, стр. 3

Четверг, 13 мая 2021

Тротуарная уборочная машина ТУМ-975

Мы на других платформах:

Тротуароуборочная машина тум 975

Кабмин РФ направит еще 1,9 млрд рублей на пригородный сектор

Тротуароуборочная машина тум 975

На заседании КСТП обсудили транзит грузов через границы

Первые лица

Генеральный директор АО «Федеральная пассажирская компания» Владимир Пястолов

Начальник Центральной дирекции пассажирских обустройств Роман Цуканов

Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов

Начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Грицай

Начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев

Заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции управления движением Рашид Сайбаталов

Директор по энергетическому комплексу ОАО «РЖД» – начальник «Трансэнерго» Валентин Санько

Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов

Начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов

Начальник Северной железной дороги Валерий Танаев

Источник

Тротуароуборочная машина 70-х годов прошлого века – новый экспонат Музея железных дорог России

Тротуароуборочная машина ТУМ-975 временно пополнила экспозицию Музея железных дорог России.

Экземпляр изготовлен на заводе «Красный путь» Министерства путей сообщения СССР в 1972 году в Москве (всего было построено около 600 штук). Отечественная модель предназначалась для всесезонной уборки тротуаров и дворовых территорий. До конца 1990-х годов эксплуатировалась на стадионе «Кировец» Санкт-Петербурга.

Экспонат принадлежит Некоммерческому партнёрству «Императорский вокзал» и временно располагается в современном корпусе Музея железных дорог России в зоне, посвященной пассажирскому железнодорожному движению.

Этот и другие экспонаты можно осмотреть в соответствии с новыми правилами посещения музея. Для входа необходимо приобрести билет через официальный сайт музея. Посещение осуществляется по сеансам каждые 15 минут. Точное время сеанса указано на билете.

Уважаемые посетители! В условиях текущей эпидемиологической обстановки здоровье посетителей остается основным приоритетом в работе музея железных дорог России. Просим Вас воздержаться от тактильных контактов с музейными экспонатами, витринами и прочему оборудованию, за исключением предметов в интерактивных зонах («Стрелки времени», «Телеграфистка», «Кабинет Министра», «Звуки железной дороги») и информационных киосков.

Справка по экспонату. ТУМ-975 строилась серийно с 1963 до начала 1980-х годов. В конструкции машины применялись различные агрегаты отечественных автомобилей: к примеру, двигатель от «Москвич-407» (позже от «Москвич-408»).

Использовалась в жилищно-эксплуатационных конторах и домоуправлениях крупных городов, в первую очередь – Москвы. Значительная часть машин поступила в распоряжение железнодорожных вокзалов крупных городов СССР для уборки перронов и привокзальных территорий.

Зимой на машину устанавливалось плужно-щёточное и пескоразбрасывающее оборудование, а летом – подметально-уборочное.

Эксплуатация машин завершилась в основном в 1980-е годы.

Источник

Автомобиль на службе, 2011 №5 ГАЗ-69 Т-3 тротуароуборочная машина [ Журнал «Автомобиль на службе»] (fb2) читать онлайн

Автомобиль на службе, 2011 №5 ГАЗ-69 Т-3 тротуароуборочная машина

«Автомобиль на службе» Выпуск № 5, 2011 Выходит раз в 2 недели

Иллюстрации предоставлены Первая обложка: © ООО «Де Агостини»;

3-7: частная коллекция Максима Шелепенкова;

8-9: © Петр Перешивайлов/ООО «Де Агостини»;

10-13 (все): частная коллекция Максима Шелепенкова;

14 (все): © ИТАР-ТАСС; 15: © Государственный центральный музей современной истории России;

последняя обложка: © ООО «Де Агостини».

Автомобиль на службе

В родном Отечестве еще не так давно уходу за дорогами не придавали сколъ-либо серьезного значения: при отсутствии дорожного покрытия бороться летом с пылью или грязью было бесполезно, а зимние снежные заносы мешали лишь пешеходам – сани проблем почти не испытывали. Лишь с появлением автомобильного транспорта возникла необходимость в дорогах с усовершенствованным покрытием и, соответственно, в их круглогодичном содержании.

Тротуароуборочная машина тум 975

1937 Поливомоечный автомобиль на шасси ярославского тяжелого грузовика

В 1912 году на помощь работникам «метлы и лопаты» пришли импортные «поливалки», за ними подтянулись и снегоуборочные машины

Тротуароуборочная машина тум 975

1913 Поливальный автомобиль на четырехтонном шасси Daimler 30НР в Москве

Еще столетие назад в городах все «локальные» проблемы с мусором и сугробами на тротуарах и дорогах решали дворники, а надзор за их работой осуществляла полиция. Наибольшую проблему для дворников, как это ни странно, представляли лошади: сгребаемые с мостовых грязь и снег перемешивались с продуктами жизнедеятельности рабочих лошадок. В обязанности дворников в зимний период также входило поддержание в должном состоянии санного пути (передвижение на колесных экипажах зимой не приветствовалось). Дворники, убирая снег с мостовых, должны были не счищать его до камня, а оставлять толщиной с вершок (около 4,5 сантиметров). «Проплешины» на мостовой следовало засыпать белым снегом. Летом же улицы дополнительно следовало поливать водой, чтобы прибивать мешающую экипажам пыль. Из соображений санитарии городские власти требовали от домовладельцев добросовестной уборки прилегающих территорий и скорейшего вывоза мусора за городскую черту, на специально устроенные свалки.

Если на небольших улочках силами дворников поддерживать чистоту еще было возможно, то на «столичных проспектах» – уже нет. Не мудрено, что вскоре появились первые специальные поливочные «экипажи» на гужевой тяге. Это была обычная телега с деревянной бочкой и самотечной системой увлажнения мостовой.

С появлением автомобилей следить за состоянием дорог стало еще сложнее, и логичнее всего было переложить эту трудоемкую работу «на плечи» самих машин. Сначала машины приспособили для уже привычной поливки улиц. Три импортные «поливалки» с металлической клепаной цистерной на шасси NAG появились в Санкт-Петербурге в 1912 году. Их приобрела в Германии городская управа Петербурга.

Тротуароуборочная машина тум 975

1937 Снегоуборочный автомобиль на шасси грузовика ЗИС-5

Тротуароуборочная машина тум 975

1939 Механический скалыватель льда на шасси грузовика ЯГ-6

Московская городская управа обзавелась первыми пятью «грузовиками для поливки улиц» на немецких шасси «Даймлер-Мариенфельд» в 1913 году. В Москве они проработали до конца 20-х годов – при советской власти их отремонтировали и переставили на пневматические шины.

Чуть позже цистерны стали оснащать так называемой «автомобильной метлой». Причем конструкторские решения, заложенные в то время в механизм привода щеток, и по сей день не претерпели существенных изменений.

До революции на дорогах появились и снегоуборочные машины, а точнее – обычные грузовики, оборудованные съемными плуговыми снегоотвалами. Известно, что грузовики Benz, оснащенные стальными плугами, впервые появились на улицах Санкт-Петербурга зимой 1913 года.

На рубеже 20-30-х годов прошлого века, в связи с развитием в СССР дорожной сети с твердым покрытием, проблема их содержания встала особенно остро. Страна активно пополняла автопарк, машины перестали быть экзотическим средством передвижения и становились неотъемлемым инструментом народного хозяйства и армии. Нарастала активность загородных пассажирских и грузовых перевозок.

«Летние» подметально-уборочные машины ПУ-2 создавались на шасси грузовиков ГАЗ, а универсальные всесезонные – на базе тяжелого грузовика ЯГ-6

Тротуароуборочная машина тум 975

1940 Подметально-уборочный автомобиль ПУ-2 на шасси ГАЗ-АА

Появилась необходимость освобождать от снега не только городские улицы, но и загородные шоссе, что привело к дифференциации снегоуборочной техники: в городе снег следовало сгребать совками в кучи, предназначенные для последующего вывоза, а за пределами населенных пунктов его можно было просто сбрасывать в кюветы. Уже в 1926 году были закуплены «Мерседесы» и «Бюссинги», предназначенные для установки снегоотвального оборудования обоих типов.

В 1937 году Московский экспериментально-механический завод начал производство плужных снегоочистителей городского типа, разработанных КБ Управления благоустройства Москвы (УБМ). Навесное оборудование предназначалось для установки на грузовые автомобили ЗиС-5.

Все большее число улиц «в угоду» развитию автомобильного движения мостили камнем, а несколько позже – асфальтировали. А это значит, что требовалась дополнительная уборочная техника, особенно летом, для удаления пыли и мусора. В дальнейшем городские «уборщики» становятся всесезонными, способными летом подметать и поливать улицы, а зимой убирать снег.

Вначале на грузовом шасси ГАЗ-MM была создана «летняя» подметально-уборочная машина ПУ-2, а затем, с учетом опыта ее эксплуатации, и универсальный агрегат на базе тяжелого грузовика ЯГ-6. Машина была оснащена цистерной для воды и разбрызгивающими форсунками, а также цилиндрической щеткой, расположенной в пределах колесной базы. Зимой на «коммунальный» ЯГ-6 навешивался поворотный плужный отвал. Эти машины применялись только в больших городах, таких как Москва или Ленинград.

До войны стали использовать первые пескоразбрасывательные механизмы, которыми оснащались обычные бортовые грузовики ЗиС-5 и ЯГ-6, а также отдельный вид уборочных автомобилей – скалыватели льда, которые со временем исчезли с дорог (то ли противогололедные реагенты стали лучше справляться с этой работой, то ли скалыватели своим рабочим инструментом слишком сильно портили дорожное полотно).

В послевоенный период уборочная техника получила дальнейшее развитие. Появились лаповые снегопогрузчики, прозванные в народе «золотая ручка», и первые высокопроизводительные шнекороторные и фрезороторные снегоочистители.

Под пескоразбрасыватели изначально переделывали обычные бортовые грузовики, а со временем стали конструировать специальные бункерные надстройки на ЗИЛы и ГАЗы. К числу революционных инноваций можно отнести появление вакуумных подметально-уборочных машин, у которых смет подавался в мусоросборочный бункер не механическим элеватором, а за счет всасывания, как в домашнем пылесосе.

Тротуароуборочная машина тум 975

1968 Лаповый снегопогрузчик С-4 по прозвищу «золотая ручка»

Тротуароуборочная машина тум 975

1965 Подметально-уборочный автомобиль ПУ-20 на шасси ГАЗ-51А

Отдельного повествования заслуживают машины для уборки тротуаров и дворовых территорий, которые в 50-60-х годах постоянно совершенстовались и обновлялись, пока не был определен путь их дальнейшего развития, а из обилия конструкций не выкристаллизовались наиболее работоспособные.

Тротуароуборочная машина тум 975

ГАЗ-69 Т-3 история модели

Тротуароуборочная машина тум 975

Коммунальный тротуароуборочный автомобиль Т-3

Отечественные машины для уборки тротуаров и дворовых территорий появились в конце 40-х годов. Разработкой этих машин занималось КБ Управления благоустройства Москвы, так как столица испытывала наибольший дефицит в подобных механизмах. Первым работоспособным «механизированным дворником» стал одноосный садово-огородный трактор СОТ с навешенным сменным оборудованием: плужно-щеточным (ПТ-4) для зимы и летним подметально-уборочным (ПТ-5). Внешне конструкция была похожа на современный мотоплуг со снегоочистительным оборудованием, только несколько больших размеров. Однако массовое производство этих уборщиков так и не было начато, потому что базовый трактор СОТ с трехсильным мотором не стал серийным.

В первой половине 50-х КБ УБМ разработало оригинальную модульную платформу Т-1. Агрегат состоял из одноосного одноместного «тягача», оснащенного мотоциклетным мотором мощностью в 14 лошадиных сил, набором одноосных рабочих модулей, жестко присоединяемых к «мотокабине», и навесного оборудования.

Тротуароуборочная машина тум 975

1958 Тротуароуборочная машина Т-1 со скалывателем льда на передней навеске и цилиндрической щеткой на прицепе

Тротуароуборочная машина Т-3 на базе автомобиля ГАЗ-69, разработанная в КБ УБМ совместно с ПКБ Академии коммунального хозяйства, оказалась на редкость жизнеспособной

Тротуароуборочная машина тум 975

Летом Т-3 использовался как тягач для одноосного грузового прицепа ГАЗ-704

«Коммунальный гарнитур» предусматривал варианты комплектации тягача на все случаи жизни (лето и зиму), однако до испытаний в городских условиях дошла лишь зимняя тротуароуборочная комбинация, получившая индекс Т-1-3. Впервые на уборку столичных тротуаров эти машины вышла зимой 1958/59 года. Однако при эксплуатации Т-1-3 выяснилось, что малейшее препятствие в виде выступающей водосточной трубы или лепнины на фасаде здания, ввиду недостаточной маневренности четырехколесных «уборщиков», создает довольно обширную «мертвую зону». Именно для уборки сложнодоступных мест и был создан малый тротуароуборщик Т-2, базирующийся на агрегатах грузового мотороллера ТГ-200, переставленных задом наперед. Ведущими у этого снегоуборочного лилипута были два передних колеса, управляемым – единственное заднее. Радиус поворота Т-2 благодаря такой конструкции составлял всего 1,5 метра. Однако поиск оптимальной конструкции на этом не закончился. Несколько лет спустя КБ УБМ совместно с СПКБ МАДИ предложило универсальную машину Т-30, состоящую из компактного одноместного четырехколесного тягача на базе «Запорожца» и различных прицепов: цистерны для полива, самосвала для разбрасывания песка, подметально-уборочного прицепа. Машины Т-30 были изготовлены в Москве в 1965 году партией в 30 штук. Наиболее удачным и массовым специальным тротуароуборочным автомобилем 60-70-х годов стал ТУМ-975, который был разработан Московским заводом автомобильных кузовов Минавтопрома СССР, а выпускался заводом «Красный путь», входящим в систему МПС. ТУМ-975 – аппарат с двигателем от «Москвича», передним ведущим мостом и задним управляемым колесом с двойной ошиновкой. Одноместная кабина располагалась спереди, имела обогрев и большую площадь остекления. Благодаря такой конструкции ТУМ оказался очень маневренным, комфортабельным, хорошо энерговооруженным и надежным в работе. Даже в конце 80-х годов эту необычную машину еще можно было увидеть в действии на привокзальных площадях.

В целом же отечественная промышленность оказалась не готова выпускать коммунальные тротуароуборочные машины на оригинальных платформах.

Тротуароуборочная машина тум 975

1965 Универсальный компактный автопоезд Т-30 для городских коммунальных служб

Тротуароуборочная машина тум 975

Габаритная схема Т-3

Тротуароуборочная машина тум 975

1965 Тротуароуборочная машина ТУМ-975 с лотковыми щетками на передней навеске

Куда проще и эффективнее виделся путь переоборудования серийных автомобилей, в основном легких внедорожников. Такие «поливалки-подметалки» были менее маневренны, чем специальные, зато проще и дешевле в эксплуатации. Поэтому следующей тротуароуборочной машиной, разработанной КБ УБМ совместно с ПКБ Академии коммунального хозяйства, стал Т-3 на базе ГАЗ-69, выпускаемый с 1960 года на 3-м авторемонтном заводе Управления авторемзаводов г. Москвы. Первоначально Т-3 существовал только в зимнем варианте с плужно-щеточным оборудованием. В кузове машины имелся небольшой бункер для песка (0,55 м3 ) с люком в крыше и установленным сзади разбрасывающим механизмом в виде качающегося желоба. Впоследствии от пескоразбрасывающего механизма отказались, так как наполнять маленький бункер на пескобазе нерационально, а вручную загружать песок на высоту 2,13 метра трудоемко.

Кроме базового варианта, с 1966 года выпускался подметальноуборочный вариант Т-ЗПУ для летней очистки тротуаров. От стандартного Т-3 он отличался тем, что вместо цилиндрической щетки в базе устанавливались две круглые лотковые, а главная цилиндрическая щетка находилась сзади. Собранный с дороги смет подавался в бункер, установленный внутри закрытого кузова. Для предотвращения пыления Т-ЗПУ имел систему увлажнения. Ввиду большой перегрузки базового шасси на Т-ЗПУ пришлось усиливать передние и задние рессоры, а на задней оси устанавливать колеса увеличенной грузоподъемности (размер 8,25×15 вместо 6,5×16). Перегруз ГАЗ-69 стал причиной того, что конструкцию специальной машины не удалось согласовать с изготовителем базового шасси – Ульяновским автозаводом, поэтому эксплуатация Т-ЗПУ была разрешена только в Москве.

Машины Т-3 и Т-ЗПУ выпускались до 1972 года и достаточно активно использовались зимой по своему прямому назначению.

И не только! На фотографиях тех лет видно, что летом Т-3 служили тягачами для грузового прицепа ГАЗ-704, на котором перевозили строительные материалы и прочий инвентарь. А еще Т-3 долгое время являлись чуть ли не единственными «официальными» механизированными уборщиками территории Кремля.

На смену Т-3 в 1972 году пришла тротуароуборочная машина Т-469А, созданная на более современном шасси УАЗ-469Б, а с середины 70-х годов тротуароуборочную технику стали создавать на базе серийных колесных тракторов Т-25 «Владимирец» и Т-40А, а позже – на базе тракторов «Беларусь».

Тротуароуборочная машина тум 975

Вверху: Летний подметально-уборочный автомобиль

Тротуароуборочная машина тум 975

1985 Автомобиль для зимней уборки тротуаров Т-469А

Автомобиль факты

Тротуароуборочная машина тум 975

Уборка снега на территории ВДНХ, Москва, 1982 год

¦ До революции права и обязанности дворника были «обширны». Указом от 1910 года определялось, что в каждом доме «должен быть дворник для очередного дежурства и для исполнения обязанностей по надзору». Дворник запирал парадный подъезд или ведущие во двор ворота на ночь и открывал их поутру, содержал в исправности домовое имущество, поливал газоны и клумбы, контролировал работу мусорщиков и золотарей, – словом, обеспечивал на своей территории Порядок.

Кроме того, дворники были законными представителями исполнительной власти на местах, о чем свидетельствовала большая медная или латунная бляха на груди, на которой были выбиты название улицы, номер дома и полицейского квартала. Мало кто знает, что все эти блюстители чистоты и радетели коммунальных услуг имели низший полицейский чин. Именно с них начиналась охранительная вертикаль государства. Также дворник был наделен правом задерживать мелких воришек и нарушителей общественного спокойствия. «Схваченного за руку» карманника он наказывал своей властью: рисовал мелом на спине у воришки круг и отправлял мести двор. Именно поэтому долгое время дворников даже не пытались заменить механическими уборщиками.

Тротуароуборочная машина тум 975

Испытания специальной машины для поливки зеленых насаждений. Москва, 1981 год.

¦ На рубеже 50-60-х годов КБ УБМ разработало подметально-уборочную машину Т-4, предназначенную для летней уборки тротуаров. Ее основу составляло трехколесное неподрессоренное шасси без кабины. Переднее колесо было управляемым, задние – ведущими, с приводом от двигателя мотороллера Т-200. Машина имела ряд серьезных недостатков, связанных с быстрым загрязнением фильтров и перегревом двигателя, поэтому была создана модификация Т-5Э, главным отличием которой был электропривод ходового и рабочего оборудования. Источником питания служил 40-вольтовый аккумулятор, подзаряжать который приходилось каждые 2 часа работы.

¦ По данным журнала «Городское хозяйство Москвы», к ноябрю 1939 года столичные улицы обслуживали около 60 поливомоечных машин на базе ЯГ-6 и более согни подметально-уборочных ПУ-2 на базе ГАЗ-MM. Горьковские грузовики снегоочистительными плугами зимой не оснащались, так как для уборки снега полуторкам не хватало мощности.

Тротуароуборочная машина тум 975

Вакуумная подметально-уборочная машина КО-318 «Вихрь», работающая по принципу пылесоса, выпускается акционерным обществом «Кургандормаш» и предназначена для уборки городских дорог. Курган, 2004 год.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *