трудности обучения монологической речи
Трудности обучения монологическому высказыванию на английском языке
Трудности обучения монологической речи
Для того, чтобы выявить трудности монологической речи, определим, какие трудности возникают у учащихся при обучении говорению вообще. Основные трудности обучения говорению связаны с формированием установки на общение. Именно потребность и внутреннее желание высказаться расценивает американский психолог У. М. Риверс как первое и необходимое условие общения на иностранном языке. [Риверс, 1976]
К основным трудностям обучения говорения следует отнести мотивационные проблемы, такие как боязнь учащихся сделать ошибки, подвергнуться критике; непонимание учащимися речевой задачи; нехватка языковых и речевых средств для решения поставленной задачи;
Из вышеперечисленных трудностей можно выявить, что уровень мотивации общения у учащихся зависит как от деятельности учащихся, так и от деятельности учителя. Но стиль работы учителя на уроке может положительно влиять на учебный процесс. Для того чтобы создать мотивы для общения на уроке, учителю следует отказаться от дидактических методов работы, не прерывать в частности общение резкой констатацией ошибок, а просто подсказать правильный вариант и побуждать к его повторению, поддерживая таким образом атмосферу общения и все глубже вовлекая в нее учащихся. Отсюда вытекает очень важный вывод: приемы, упражнения, организация, создание определенных условий при организации речевых упражнений способны воздействовать на силу мотивации.
Трудности, проистекающие из проблемы коммуникативной мотивации, являются преградой и в процессе обучения монологической речи. Учащиеся часто сталкиваются с такими трудностями, как:
– неумение работать над разными функционально-смысловыми типами текстов, такими как повествование, описание, рассуждение;
– невладение средствами выражения субъективно-эмоционального отношения по предмету высказывания, или по-другому неумение выразить личное отношение по обсуждаемой проблеме;
– отсутствие целостности, связности, логичности высказывания.
Таким образом, при порождении монологического высказывания говорящий сталкивается со следующими трудностями: 1) выявлением предмета высказывания; 2) построением последовательного, логичного высказывания; 3) выбором языковых средств. Первые две трудности составляют план содержания, а последняя – план выражения. Отсюда, исходя из особенностей монологической речи, трудности монологической речи также можно рассмотреть на двух уровнях:
на психологическом уровне;
на лингвистическом уровне.
Напсихологическом уровне трудности связаны со следующими особенностями монологической речи:
Монолог – это высказывание одного лица, что зачастую является причиной неудачного построения монологического высказывания среди учащихся, поскольку психологическая подготовка говорящего к выступлению перед аудиторией предварительно не отрабатывается, что ведет к неловкости говорящего, а, следовательно, к длительным и необоснованным паузам между фразами.
Последовательность, логичность изложения. Следовательно, учащимся тяжело связно и последовательно излагать мысли. В высказываниях учащихся на иностранном языке может отсутствовать смысловая и коммуникативная целостность.
Влингвистическом плане трудности монологической речи обусловлены усложненным синтаксисом, присущим монологическому высказыванию. Так, учащиеся могут затрудняться при структурно-грамматическом построении высказывания, поскольку монологическому высказыванию характерны сложные полносоставные предложения, например:
“ The City of London which is the financial district of the capital has its own historic delights, such as the 15 th century Guildhall and churches designed by Sir Christopher Wren”.
На лексическом уровне учащиеся могут столкнуться с трудностью незнания достаточного количества вводных слов и предложений для построения связного монологического высказывания, на фонетическом уровне – с незнанием особенностей произнесения каких-то слов, на грамматическом уровне – с незнанием грамматических структур. Поэтому необходимо вводить слова-связки в процессе обучения монологической речи: In the first place , To begin with , Finally , What is more , Moreover , Besides , In addition , However , On the contrary , On the other hand , etc , которые придают высказыванию четкость и логичность:
В зависимости от формы монолога, т.е. от функционально-смыслового типа текста, у учащихся могут возникать трудности относительно выбора лексических единиц: для монолога-повествования необходимо владения глаголами действия, тогда как для монолога описания требуется использование в основном прилагательных для развернутой характеристики объекта.
Отдельной группой представляется необходимым рассмотреть организационные трудности, которые в основном связаны с неумением учащихся организовать высказывание. Например, учащиеся могут столкнуться с незнанием структуры монологического высказывания. Кроме того, хотя монологическая речь предполагает продолжительное высказывание, учащиеся часто не могут уложить свое монологическое высказывание в необходимое количество времени; объем информации или недостаточен, или избыточен.
Таким образом, можем заключить, что в процессе обучения монологической речи учащиеся сталкиваются с рядом трудностей, которые связаны с тем, что монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, строгой логики и последовательности изложения, композиционно-структурного и лексико-грамматического оформления высказывания.
Консультация для педагогов «Развитие монологической речи»
черемисова ольга геннадиевна
Консультация для педагогов «Развитие монологической речи»
Развитие монологической речи (консультация для педагогов)
Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативной обусловленной, т. е. у ребенка должно быть желание, намерение сообщить что-то слушающим.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые патологии, относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи у детей с нарушением речи обусловлены недоразвитием фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой, так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:
— информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
— воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
Специальные занятия по развитию речи вводятся на третьем году жизни ребенка, чтобы сделать его более способным к усвоению речи в свободном общении, к усвоению речи как средства общения и познания, так и средства регулирования собственного поведения. На занятиях ребенок учится соотносить свои речевые действия с образцом, показываемым педагогом, и с его словами (что делать? и как делать).
Учится выполнять учебные действия совместно с другими детьми: вместе слушать объяснение, рассказ, вместе смотреть картинки; учится беседовать, принимать участие в дидактической игре; он привыкает
сосредоточивать внимание на определенном объекте, сдерживаться, говорить по очереди.
Основными методами в процессе обучения детей монологической речи являются обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению. Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений:
1) пересказать текст, подготовить описание, сообщение на заданную тему (или свободную тему, составить рассказ;
2) логически последовательно раскрыть заданную тему;
3) обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации. Все названные умения вырабатываются в процессе выполнения подготовительных и речевых упражнений.
Обучение пересказыванию
Текстами для пересказывания могут быть:
1) сообщения бытового характера, которые педагог передает детям в процессе свободного каждодневного общения с ними и, которые дети пересказывают друг другу или взрослым членам своей семьи;
2) произведения художественной литературы, которые дети пересказывают на специальных занятиях по обучению монологической речи.
Помощь детям в пересказывании художественных произведений осуществляется словесными приемами, главным образом всевозможными вопросами.
Различают следующие типы вопросов, помогающих пересказу монологического текста:
1) вопрос, направляющий совместное пересказывание (вопрос к последнему слову фразы,
2) подсказывающий вопрос,
3) наводящий вопрос,
5) цепь прямых вопросов (план,
6) вопросы поисковые,
2. Обучение сочинению
Одним из видов монологической речи, как уже было сказано, являются устные сочинения детей по воображению. Малыши-фантазеры с удовольствием придумывают начало или конец к картинкам, т. е. домысливают то, что могло предшествовать событиям, изображенным на картинке, или что могло бы следовать за изображенными событиями. Составляют контаминации на темы знакомых сказок или рассказов с изменением героя (рассказ от 1-го лица, с изменением времени года и т. д. ; сами сочиняют сказки и рассказы.
Следовательно, детские сочинения можно классифицировать так:
1) творческое сочинение по картинке,
2) контаминации на темы художественных произведений,
3) свободное сочинение сказок и рассказов.
Творческое сочинение по картине рекомендуется проводить в старшей и подготовительной группы.
Самостоятельное сочинение, богатое по лексике, правильное и богатое в грамматическом отношении, а главное — логично построенное и выразительное, доступно детям шестого-седьмого годов жизни. До этого времени их сочинения — набор логически не связанных друг с другом образов из известных им художественных произведений. Неспособность детей младших возрастов к свободному сочинению нельзя считать отступлением от нормы, это вполне естественно и объясняется недостаточным еще для сочинительства развитием их речи и мышления. Подготовительной работой к сочинению детей являются упражнения на пересказ.
Обучение рассказыванию
Педагог должен научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни; описывать вещи, растения, животных или заменяющие их игрушки; рассказывать о изображенном на картинках, статичных и подвижных (серии картинок на один сюжет, диафильмы, кинофильмы и т. д.). В зависимости от этого рассказы детей можно классифицировать так:
1) рассказ о событиях:
а) происшедших только что,
б) происшедших значительно раньше;
2) рассказ о предметах (вещах, растениях, животных):
а) наблюдаемых в данный момент, б) по памяти;
3) рассказ по картинке:
б) подвижной — серии, развивающей сюжет (выполненной типографским способом, как диапозитив, диафильм);
4) рассказ по кинофильму.
Все перечисленные виды рассказов в зависимости от цели обучения могут выполняться как описание, повествование или элементарное рассуждение. Обучение рассказыванию педагог ведет с помощью цепочек вопросов, т. е. плана, предусматривающего руководство логикой повествования, описания или рассуждения ребенка.
План рассказа может быть простым, т. е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т. е. разветвленным дополнительными цепочками вопросов (подсказывающих или только наводящих). Естественно, что с детьми разных возрастных групп занятия проходят по-разному, и требования к детям на этих занятиях тоже различные.
Процесс обучения монологу (повествованию, описанию, рассуждению) состоит в том, что педагог, во-первых, помогает ребенку с помощью плана (цепочки вопросов) не отступать от темы, излагать события в логической последовательности; во-вторых, заботиться об эмоциональной выразительности речи рассказчика, подсказывая ему соответствующие интонации и предлагая подходящие для данной темы отрывки стихов, сказок, загадок, рассказов писателей.
Обучение детей рассказыванию является одним из главных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Занятия по обучению рассказыванию влияют на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Исходя из всего этого, при проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие основные задачи:
• Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
• Формирование навыков построения связных монологических высказываний;
• Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
• Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций, тесно связанных с формированием устного речевого общения.
Формирование у детей навыков построения связных развёрнутых высказываний в свою очередь включает:
• Усвоение норм построения такого высказывания (соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями- фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, соответствие его темам сообщения и т. д.);
• Формирование навыков планирования развёрнутых высказываний; обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа;
• Обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка. Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной специальной педагогике.
Ведущими из них являются:
Принцип опоры на развитие речи в онтогенезе, с учётом общих закономерностей формирования различных компонентов речевой системы в период дошкольного детства в норме;
Овладение основными закономерностями грамматического строя языка, на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;
Свободно-речевое общение детей
Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит:
б) во время прогулок;
г) при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);
д) в процессе груда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе);
е) во время праздников и развлечений;
ж) во время неречевых специальных занятий: по формированию
элементарных математических представлений^ рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыкальных.
Заключение.
Устная речь является основным средством межличностного взаимодействия. Степень развития устной речи ребенка во многом определяет эффективность его психологической адаптации к социальным условиям.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими монологической речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития (диалогической и монологической) речи.
Применительно к различным видам развернутых высказываний
монологическую речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.
План работы по самообразованию «Развитие монологической речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью мнемотехники» Индивидуальный план работы по самообразованию на 2017–2018 годы Тема: «Развитие монологической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Консультация для педагогов «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Групповая консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Консультация для педагогов и родителей «Развитие и коррекция речи у детей дошкольного возраста через сказку» РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ СКАЗКУ. Методы, приемы, возможности работы со сказкой. Среди самых разнообразных.
Консультация для педагогов «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода» Цель: систематизировать знания педагогов по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста, вооружить практическими навыками работы.
Консультация для воспитателей «Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня» Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимается не только логопед, но и воспитатель.
Консультация для педагогов «Речевое развитие и социализация дошкольников» Речь-это процесс, который доступен только человеку. Животные не обладают этой функцией. Речь свойственна только человеку, вместе с этим.
Консультация для педагогов «Сенсорное развитие» Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.
Консультация для педагогов «Знакомство с окружающим миром и развитие речи в группе раннего возраста» Знакомство с окружающим и развитие речи в группе раннего возраста Тема: Занятия по развитию речи, как одна из основных форм работы над.
Монологическая речь: виды и особенности речи
Речь человека – это показатель его интеллектуального и культурного развития. Она не возникает сама по себе, а является составной частью общения с другими людьми. Для детей дошкольного возраста очень важно научиться содержательным и аргументированным высказываниям. Они должны связно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли. Такая форма речи называется монологической, которая является центральной в связной речи.
Умение связно, максимально точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние, в том числе, и на эстетическое развитие детей: при составлении рассказов, пересказах ребенок использует образные слова, выражения, которые он узнал из различных художественных произведений.
Если ребенок умеет рассказывать, то он становится более общительным, он преодолевает свою застенчивость, становясь более уверенным в себе. К тому же, правильное развитие монологической речи является очень важным для дальнейшего обучения в школе.
Особенности формирования монологической речи у дошкольников
Речь дошкольников часто бывает достаточно бедной и невыразительной, что вызвано недостаточным словарным запасом и плохо сформированным грамматическим строем речи. Именно это мешает развиваться умению ребенка вести монолог, т.е. формировать самостоятельное и четкое высказывание.
Дети младшего и среднего дошкольного возраста не знают большого количества слов, что приводит к тому, что они не могут составить даже самый простой и короткий рассказ. Другая сложность в развитии монологической речи связана с необходимостью удерживать смысловую целостность информации. Если в ходе беседы ребенок может опираться на высказывания собеседника, что само собой направляет ход диалога, то при монологе нужно концентрироваться на своих же собственных высказываниях. Для детей это оказывается достаточно сложной задачей, поэтому их речь получается недостаточно логичной и обрывистой.
Для каждого возраста характерен свой уровень развития связной речи. Для детей 3-4 лет доступна простая форма диалогической речи, при этом они только начинают учиться связно излагать свои мысли. Дети допускают много ошибок при определении действия, качества предмета и построении предложений.
С младшего дошкольного возраста нужно особое внимание уделять навыкам разговорной речи. При этом к каждому высказыванию ребенка нужно относиться максимально бережно. Если он не знает значение слова, то нужно обязательно ему его объяснить. Сначала детей учат выполнять действия по словесному поручению (принести игрушку), затем отвечать на вопросы, слушать взрослого и повторять за ним. Все вопросы, которые вы задаете, должны быть понятны для ребенка.
В среднем дошкольном возрасте предпринимается ряд действий для развития связной речи. Большое внимание уделяется активизации словаря, объем которого должен составлять порядка 2500 слов. Ребенок в этом возрасте должен не только понимать, но и использовать в своей речи наречия и прилагательные. Детей постепенно подводят к самостоятельному составлению небольших по объему рассказов по игрушке, картинке.
У детей старшего дошкольного возраста развитие монологической речи находится на достаточно высоком уровне. В норме они уже должны освоить пересказ и рассказ – основные типы монологической речи.
Монологическая речь дошкольников
АНАСТАСИЯ МУДРОВА
Монологическая речь дошкольников
Обучение дошкольников монологической речи
Исследователь Леонтьев считает, что монологическая речьимеет некоторые особенности:
вынуждены не только назвать предмет, но и описать его, если
слушатели не знали раньше о предмете высказывания.
Главной задачей развития связной речи является совершенствование монологической речи.
При формировании у детей монологическойречи были поставлены следующие задачи:
1. Развивать связную монологическую речь. Учить составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинкам, из личного и коллективного опыта.
2. Стимулировать и развивать речевое творчество детей.
3. Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
4. Поддерживать интерес к рассказыванию.
5. Уделять особое внимание воспитанникам с нарушением речи.
6. Воспитывать интерес к языку и желание говорить правильно.
Методами монологической речи являются:
1. Пересказ. Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях, предметах.
Пересказывание художественных произведений так же является методом развития монологической речи. В пересказывании художественных произведений детям помогают наводящие вопросы. В младшем возрасте вопрос должен строиться от совместного пересказывания к последнему слову фразы.Например:
Часто приходится воспитателю отвечать на свой вопрос и добиваться, чтобы этот ответ повторил ребенок. Сколько раз надо прочесть художественное произведение зависит от того, как развита речь и какой уровень развития у ребенка. Малышам одну и туже потешку приходится читать по пять или более раз, прежде чем они начинали узнавать ее, запоминать отдельные фразы. Подсказывающие вопросы так же помогают детям младшего возраста при пересказывании.
От детей раннего возраста следует добиваться при пересказе повторения, как отдельных слов, так и целых фраз, а так же помогать запоминанию текста. Детям более старшего возраста необходимо задавать прямые вопросы, иногда, облегчая пересказ, используются подсказывающие вопросы.Например: при пересказывании сказки Л. Н. Толстого «Три медведя»:
Воспитатель: Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?
Ребенок: Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.
Воспитатель: Сколько комнат было в медвежьем домике?
Ребенок.В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня. Иногда ребенок может недосказать последнюю часть предложения, тогда следует задать подсказывающий вопрос.
Например, пересказывается рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик». Чтобы правильно пересказать,дети должны ответить на вопрос: «Почему Мишина башня из кубиков развалилась, когда Миша вынул нижний кубик?»
Обучая детей среднего возраста пересказу, как методу монологической речи, часто в своей работе используют серию, цепь вопросов, развивающих тему, т. е. план пересказа.
Чаще всего план составляется из 2-3 вопросов, но когда дети уже начинают излагать свой пересказ в определенной последовательности, план следует усложнить, если дети не справляются, то упростить.
Например: детям читать одну небольшую законченную часть произведения, затем поставить серию вопросов, исчерпывающих ее содержание; и дети пересказывают данный отрывок.
Особое внимание уделяется правильному произношению слов, правильно составленным предложениям и выразительному пересказыванию.
Таким образом,у детей среднего возраста постепенно формируется навык к вопросам поискового характера: почему? зачем? для чего? каким образом?
В результате работы дети самостоятельно научились рассуждать, находить правильные ответы на вопросы, развилась самостоятельность.
Сначала скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо?
Затем расскажи, как он встретился с другими зайцами и как стал хвастаться?
После пересказа этой сказки, используя вопросы – указания, непринужденно напрашивается вопрос поискового характера.
Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?
Конечно, дети отвечали на этот вопрос по-разному, но вывод в конце надо обязательно сделать вместе с детьми.
Вышеперечисленные типы вопросов помогают детям при пересказывании текстов. Такое пересказывание способствует развитию монологической формы речи.
Система опыта работы
«Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам мнемотехники»
Цель: теоретическое обоснование и доказательство эффективности использования приемов мнемотехники для развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Научная новизна исследования определяется тем, что обоснована целесообразность использования приемов мнемотехники для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Определены особенности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в том, что программу, основанную на использовании приемов мнемотехники можно использовать на занятиях по развитию связной монологической речи.
Для решения задач были подобраны специальные методики для диагностики уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методика 1 – пересказ текста Л. Н. Толстого «Лев и мышь», Методика 2 – Рассказ по серии сюжетных картинок, Методика 3 – рассказ по сюжетной картине, Методика 4 – описательный рассказ.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. У детей старшего дошкольного возраста отмечается значительное отставание в формировании навыков связной монологической речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.
Мною была разработана программа, которая предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Данная программа составлена на основе дидактических и коррекционных принципов. Важным являлся принцип дифференцированного подхода обучения. Также на занятиях использовалось большое количество наглядного материала. Материал, отбираемый для использования на занятиях, являлся адекватным познавательным возможностям каждого ребенка.
Программа состоит из трех блоков. Первый блок включал в себя игры и упражнения, направленные на обогащение словаря, на формирование грамматического строя речи, на распространение предложений, на развитие памяти детей. Игры и упражнения проводились во второй половине дня в свободное от занятий время.
Так как практически все дети экспериментальной группы показали довольно низкий уровень развития связной речи, а также недостаточность сформированности словаря, грамматического строя, то целью I блока было расширение и закрепление словарного запаса, усвоение грамматических категорий и закрепление навыка пересказа небольшого текста, что в свою очередь повышает уровень развития связной речи.
Так первые три упражнения были направлены на развития умения грамматически верно строить предложения. В упражнении «Закончи предложение» детям предлагался текст незаконченного предложения. Они должны были придумать конец предложения. При этом обговаривалось, что не хватает в этом предложении, чего не достает, законченно ли предложение по смыслу. В упражнении «Составь предложение по двум картинкам» детям предлагались две предметные картинки, с которыми ребенок должен был составить предложение. Перед этим с ним обсуждалось, с чего начинается предложение, чем заканчивается. Следующие игры были направлены на обогащение словарного запаса детей. Использовались игры «Хорошо-плохо», «Пары слов». В ходе этих игр детям предлагались картинки предметов и явлений, по которым они должны назвать качества, свойства предмета.Словарь детей обогащался словами: знойный, прохладный, ясный, изумрудный и др. В игре «Пары слов» детям необходимо установить причинно-следственные связи между двумя предметами, активизировать словарь. Так, например,детям предлагалась пара слов: солнце, яблоко, а им необходимо было назвать одно слово, которое подходит к ним. Другие три упражнения были направлены на развитие умения устанавливать связь между схематичным и реальным изображением предмета. В упражнениях «Загадай предмет в рисунке» и «Составь предложение по схеме» детям было необходимо опираясь на схему составить предложение, или наоборот, зашифровать предмет схемой. Следующие два упражнения направлены на распространение предложений, на умение образовывать от существительных прилагательные, активизацию словаря прилагательных на умение выделять части предметов. Использовались игры «Назови части», «Из чего сделаны предметы», «Кто больше скажет», «Чем занимаются». Дети в соревновательной форме подбирали прилагательные, глаголы. Учились правильно строить предложение. За каждый правильный и красивый ответ дети получали фишку.
Второй блок работы по формированию связной монологической речи включал в себя подгрупповые занятия по развитию различных видов связной речи с использованием мнемотаблиц. Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 3 месяцев.
Поскольку по данным констатирующего эксперимента было выявлено, что детям трудно установить последовательность изложения и удерживать в памяти эту последовательность,на занятиях использовалась мнемотехника: мнемотаблицы, мнемосхемы, в которых заложена определенная информация. На начальных этапах работы предлагались готовые мнемотаблицы, на последующих дети самостоятельно заполняли таблицу.
При обучении составлению рассказов-описаний на начальном этапе использовалась сенсорно-графическая схема В. К. Воробьевой, отражающая сенсорные каналы получения информации о признаках предметов. Так, например, на занятии по составлению рассказа-описания овощей,детям предлагались следующие вопросы: что нам поможет увидеть овощ – его форму, цвет, величину. Какой он на ощупь? Таким же образом на схеме размещались соответствующие символы величины, вкуса, цвета и т. д.?Занятия проводились в интересной игровой форме: в гости приходила бабушка с подносом овощей. При описании игрушки животного, детям предлагался сюжет – поход в зоопарк. На последующих занятиях детям предлагалась готовая мнемотаблица. Наглядная схема выступала в виде плана речевого высказывания.Для этого использовались символы: цвет – нарисованы цветовые пятна, форма – называют какую форму, имеет сам предмет или его части, величина – два предмета контрастной величины, человек – для чего объект нужен человеку и каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение) или как человек использует его (если это неодушевленный предмет, контур из деталей предмета – обозначаются детали предмета, а ребенок должен назвать, из каких деталей состоит предмет, рука – какие действия совершаются с этим предметом, знак вопроса – название предмета или объекта, восклицательный знак – эмоции и чувства, которые вызывает этот предмет. На занятиях использовались загадки. При отгадывании загадок дети учились по признакам определять объект. На первом занятии по отгадыванию логопед подробно комментирует каждый рисунок. На следующих заданиях дети рассматривали зашифрованные письма, догадывались, какой предмет там спрятан, и объясняли, как они догадались.
На занятиях мы учили детей рассказывать связно, большое внимание уделялось умению грамматически правильно строить предложения. Этому способствовали образец рассказа логопеда, а также исправление ошибок в рассказах детей.
На первых занятиях пересказу использовались иллюстративные панно и опорные картинки. В занятии по заучиванию стихотворения «Осенью» А. Плещеевой использовались иллюстрации осенней погоды. Затем иллюстрации были заменены условными схемами, которые помогали детям учиться составлять план пересказа. На последующих занятиях дети сами составляли простые рисунки-схемы.
Третий блок включал в себя фронтальные занятия с детьми, которые проводились 1 раз в неделю в течение 3 месяцев.
На занятиях продолжалась работа по закреплению полученных навыков с использованием иллюстративного панно, мнемотаблиц. Занятия являлись итоговыми, с необычными сюжетами. Дети участвовали в вечере развлечений «Красивая речь», отправлялись в путешествия по сказочному лесу,встречали различных животных и выполняли задания: подбери красивые слова, отгадай загадку по схеме, расскажи, что за чем и др
При сравнении результатов контрольной и экспериментальной группы получились следующие результаты: дети экспериментальной группы при описании игрушки пользовались более многочисленными характеристиками предмета, называли цвет, величину, материал, фактуру, отражали свое отношение к игрушке. При описании использовали качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Дети контрольной группы тоже правильно описывали игрушку самостоятельно, при этом троим детям понадобилась незначительная помощь в виде вопросов. Два ребенка пользовались простыми предложениями.
При рассказа по серии сюжетных картин дети контрольной группы верно отражали сюжет. У троих детей наблюдались пропуски отдельных эпизодов. Дети экспериментальной группы достаточно полно отражали сюжет. При рассказывании были эмоциональны, говорили полными предложениями, некоторые дети отражали свое отношение к картинкам.
У детей экспериментальной группы пересказ текста не вызвал затруднений. Дети самостоятельно составляли рассказ, полностью передавали содержание. Только 2 детям потребовалось задать один вопрос, после чего дети поняли о чем говорить дальше и без затруднений изложили весь текст.По сравнению с экспериментальной группой контрольная группа детей показала результаты значительно ниже: одному ребенку потребовалась помощь в виде повторов наводящих вопросов, двоим детям потребовалось помощь в идее побуждения и только Катя Б. самостоятельно пересказала текст, полно передала содержание с соблюдением связности.
Таким образом, дети контрольной группы показали результаты развития связной монологической речи ниже, чем дети экспериментальной группы. Это доказывает, что применение приемов мнемотехники эффективно влияет на развитие связной монологической речи.
Диалогическая речь Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах— диалоге и монологе. В лингвистической и психологической.
Консультация «Что такое речь?» Что такое речь? Речь- это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Это один из видов.
Консультация для родителей «Музыка и речь» Музыка и речь (консультация для родителей) О целебной силе музыки свидетельствуют многие научные исследования. В античных источниках множество.
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников 3–4 лет. Острый слух правильная речь» «Развитие речи дошкольников 3-4 лет. Острый слух правильная речь.» Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития.
Консультация для родителей «Развиваем речь» Консультация для родителей. Развиваем речь. Мы знаем, что у человека существует не только слуховая зрительная, но и тактильно – двигательная.
Проектная работа Играя развиваем речь дошкольников с задержкой психического развития Проектная работа Играя развиваем речь дошкольников с задержкой психического развития. Выполнила: Датаджиева С. З. Содержание.
Речь детей раннего возраста Раннее детство является важнейшим периодом жизни человека, во многом определяющим все его дальнейшее развитие. В этом возрасте происходит.
Консультация «Развиваем речь» Развиваем речь играя Котёнок Агния Барто Котёнок возится с клубком: То подползет к нему тайком, То на клубок начнет кидаться, Толкнет его,.