трудовое право для кадровика обучение
Евгения Конюхова. Кадровое делопроизводство и трудовое законодательство в 2020–2021 годах
Семинар будет полезен
Директору по персоналу, руководителю отдела персонала
Начальнику отдела кадров
Менеджеру по персоналу
Бухгалтеру, совмещающему кадровую работу
Руководителю отдела персонала
Программа
Пройдите тест из 6 вопросов, если хотите проверить свои знания.
Лекторы
Конюхова Евгения
Владимировна
эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства
Документы
Удостоверение о повышении квалификации
Сертификат успешно подтвердил(а) свои знания по теме
Ваш результат
Узнаете, какие мероприятия провести и завершить в связи с переходом на электронные трудовые книжки
Разберетесь в сложных вопросах предоставления СЗВ‑ТД
Услышите и сможете применяить кейсы по изменению систем оплаты труда, должностных инструкций
Узнаете актуальные тенденции в судебной практике по вопросам регулирования трудовых отношений
Узнаете про новые правила оформления дистанционной, удаленной работы в 2021 году
Будете знать, как правильно увольнять работников в сложных ситуациях без рисков и штрафов
Как проходит семинар
Шаг 1. Смотрите прямой эфир
Задавайте спикеру вопросы, участвуйте в розыгрышах. Запись семинара и тест будут опубликованы через 3 рабочих дня.
Шаг 2. Пройдите онлайн-тесты
Проверяйте полученные знания в любое удобное время.
Шаг 3. Получите сертификат
После успешного прохождения теста сертификат будет ждать в личном кабинете. Вы можете скачать его и поделиться в любых социальных сетях.
Право для работника кадровой службы
Labour law for an HR
Код курса: ТРУДПРАВ-Д
Пройдя обучение на курсе, Вы повысите уровень правовых знаний в области социального партнерства, охраны труда, узнаете об особенностях заключения ученического договора и договора о материальной ответственности, разберетесь в вопросах регулирования трудовых отношений с отдельными категориями работников, процедуре учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, научитесь выполнять необходимые действия и процедуры при возникновении трудовых споров, грамотно оформлять документы.
Ближайшая группа
воскресенье:
10:00 — 17:10
Для физ.лиц
Для организаций*
*Для оформления заказа от организации обращайтесь по тел. +7(495) 780-48-44
Преподаватели
Светлышева Ольга Юрьевна
Описание курса
Данный курс соответствует требованиям профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом», утв. приказом Минтруда РФ от «06» октября 2015 г. № 691н!
В российском законодательстве предусмотрено большое количество штрафов для работодателя. В КоАП РФ есть как минимум 15 статей, связанных с привлечением работодателя к данному виду ответственности. Всего можно выделить 20 видов штрафов только за нарушения трудового законодательства и правил охраны труда. При этом трудовая инспекция при выписке штрафных санкций в отношении работодателя часто применяет мультипликативный принцип, умножая сумму штрафа на количество работников. Могут оштрафовать и должностное лицо, которым может быть не руководитель организации, а сам кадровик. Также штрафовать работодателя может не только трудовая инспекция.
Почему работодатели в лице сотрудников кадровых служб допускают нарушения? Потому что не знают или не умеют применять нормы законодательства. Кадровики слепо полагаются на юридическую службу. В ответ на проблему Министерство труда разработало профстандарт «Специалист по управлению персоналом». В нем четко прописано, что специалист должен знать правовые основы деятельности.
Учебный центр при МГТУ им. Н.Э. Баумана «Специалист» приглашает сотрудников кадровых служб, руководителей и собственников компаний пройти углубленный курс повышения квалификации по специальности «Управление персоналом и кадровое дело» по теме «Право для работника кадровой службы».
Будут рассматриваться конкретные примеры из судебной практики:
Слушатели получат чек-лист, который поможет избежать штрафов по группам нарушений, связанным:
Пройдя курс в Центре «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана, Вы сможете обойтись без помощи юриста. Вы сам себе юрист в вопросах кадрового дела.
Учебный центр «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана – это знания, профессионализм и ваша квалификация, подверженная удостоверением ведущего учебного центра страны.
Семинар «Трудовое право 2021. Профстандарт.»
Лицензия № 037133 от 16.02.2016 г. на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования) по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении настоящей лицензии.
В учебном центре ГЦДПО содержание образовательных учебных программ учитывает: профессиональные стандарты; квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям; квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с Федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Лицам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, учебный центр ГЦДПО выдает удостоверение о повышении квалификации.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 76. Дополнительное профессиональное образование.
По окончании обучения этого курса повышения квалификации вы получите Удостоверение учебного центра ГЦДПО, с регистрацией его в Федеральном реестре сведений документов об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении (ФИС ФРДО).
Кадровая работа в современной организации в 2021 г. Уровень 1. Процедуры оформления трудовых отношений
Transactional HR Functions in a Modern Organization in 2021. Level 1. Recruitment Administration Procedures
Пройдите обучение на курсе «Кадровая работа в современной организации 2021» – и Вы научитесь грамотно оформлять трудовые отношения от приема до увольнения, узнаете требования к оформлению кадровых документов и организации текущего хранения кадровой документации.
Ближайшая группа
Для физ.лиц
Для организаций*
*Для оформления заказа от организации обращайтесь по тел. +7(495) 780-48-44
Преподаватели
Чеботарева Светлана Владимировна
Светлышева Ольга Юрьевна
Описание курса
Данный курс одобрен и рекомендован Ассоциацией консультантов по персоналу!
Курс соответствует требованиям профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом», утв. приказом Минтруда РФ от «06» октября 2015 г. № 691н
На занятиях курса «Кадровая работа в современной организации. Уровень 1. Процедуры оформления трудовых отношений» Вы познакомитесь с требованиями к работе по всем направлениям кадровой службы в 2021 году, приобретёте знания и практические навыки по работе с документами, регулирующими трудовые отношения.
За время учёбы вы выполните сквозной учебный проект и создадите портфолио из своих работ.
Вы будете иметь на руках весь необходимый материл на бумажном носителе и в электронном виде.
Во время обучения вы познакомитесь с уникальными специалистами и экспертами, новые полезные знакомства и связи, получите индивидуальную обратную связь по своим кейсам от преподавателя, который поможет проанализировать каждую задачу и найти выход из сложившейся ситуации.
Между занятиями вы самостоятельно выполните практикумы и решите учебные кейсы. У вас будет возможность обменяться мнениями с другими слушателями, поделиться впечатлениями и получить подробную консультацию.
И конечно, по окончании курса Вы получите весомый документ, уважаемый работодателями.
Кроме того, вам предоставят доступ к закрытому HR-клубу слушателей и выпускников, где и после окончания обучения вы сможете обсудить интересующие вас темы, задать вопросы и получить на них профессиональные ответы.
Специалисты, обладающие знаниями и навыками, которые формирует курс «Кадровая работа в современной организации. Уровень 1. Процедуры оформления трудовых отношений», в настоящее время крайне востребованы и пользуются уважением работодателей. Реальные истории наших выпускников подтверждают это.
Пройдя обучение, Вы углубите свои знания, получите новые навыки и поднимитесь на новую профессиональную ступень!
Кадровое делопроизводство с нуля. 8 первых шагов
эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства
Вы хотите навести порядок в кадровой работе? С чего начать в новой компании, как навести порядок в уже существующей? Следуйте советам эксперта. И без паники. У вас все получится
На практике случаются две ситуации:
Шаг 1. Организуйте кадровое делопроизводство. Есть три способа
Определите ответственного или ответственных за состояние кадрового делопроизводства у работодателя. Все работодатели очень разные. Отличаются количеством штата, сферой деятельности, текучестью кадров, управленческими подходами, экономическими возможностями. Отвечу на любимый вопрос кадровых специалистов:
Существуют ли нормативы численности кадровиков на количество работников?
Увы, универсальной формулы, которая подходила бы всем, нет. Нормативы для кадровых процедур, которые приведены в Постановлении Минтруда СССР от 14.11.1991 № 78, устарели. В среднем цифра по нормативам в настоящее время колеблется от 200 до 270 работников на одного кадровика. Но в идеале нужно высчитывать время на оформление документов непосредственно у вашего работодателя.
В конце статьи есть шпаргалка
3 способа для организации кадрового делопроизводства
Выбирайте подходящий способ в зависимости от штата компании, текучести кадров, экономических возможностей:
Совмещение — это поручение работнику с его письменного согласия дополнительной работы по другой должности, профессии, специальности (ст. 60.2 ТК РФ). Чтобы оформить совмещение, включите должность в штатное расписание. Ставка может быть не целой, важно просто отразить потребность работодателя в трудовой функции специалиста по кадровому делопроизводству.
Типичное заблуждение: должность, по которой оформлено совмещение, не включена в штатное расписание. В согласии пропишите срок, содержание и объем выполняемой работы и размер доплаты.
На первом шаге нужно определиться, как вам поручили вести кадровое делопроизводство:
После того как проверены ваши полномочия по организации и ведению кадрового делопроизводства, внимательно изучите учредительные документы.
Шаг 2. Изучите учредительные документы
В первую очередь обратите внимание на название работодателя.
Типичная ошибка: в кадровых документах наименование работодателя указано не в соответствии с учредительными документами. Например, в уставе прописано полное и сокращенное наименование, а в кадровых документах — только полное или только сокращенное наименование работодателя.
Изучите в учредительных документах вопрос о полномочиях по принятию решения о заключении, расторжении трудовых договоров, по утверждению локальных нормативных актов. Определите, кто является уполномоченным лицом работодателя, если это юридическое лицо.
Типичная ошибка в трудовом договоре: в учредительных документах уполномоченным лицом работодателя прописан руководитель компании, в трудовых договорах в преамбуле указывается руководитель, действующий на основании устава, а в конце трудового договора подпись со стороны работодателя проставляет начальник отдела кадров или заместитель генерального директора и т.д., то есть не сам руководитель.
Правило: кто указан как уполномоченное лицо работодателя в начале трудового договора, тот его и подписывает.
Шаг 3. Сформируйте штатное расписание
Почему штатное расписание является одним из первых документов, напрямую связанных с трудовой функцией кадровика? Штатное расписание — это документ организационно-распорядительного характера, который по сути отвечает на вопрос, потребность в каких трудовых функциях испытывает работодатель.
Правило: вне штатного расписания, т.е. «за штатом» нельзя оформлять ни одного работника. Там, «за штатом» — только договоры гражданско-правового характера. Все потребности работодателя в трудовых функциях определяет штатное расписание.
Трудовая функция — это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессия, специальность с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. 15, 57 ТК РФ).
Штатное расписание можно утвердить по унифицированной форме — форме Т-3 (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) или разработать и утвердить свою форму (желательно в виде приложения к учетной политики организации). В графе «Количество штатных единиц» можно указывать неполную ставку, например 0,25 или 0,5.
Кто разрабатывает штатное расписание?
В соответствии с квалификационным справочником должностей разработкой штатного расписания занимается экономист по труду. Но такое счастье (экономист по труду) есть далеко не у всех работодателей. Поэтому ответственный за разработку штатного расписания тот, в чьи должностные обязанности входит разработка проекта штатного расписания. Его утверждают приказом и хранят постоянно. Ограничения по количеству внесения изменений в штатное расписание законодательно не установлены.
Шаг 4. Определите необходимое количество локальных нормативных актов
Локальные нормативные акты — объемная тема. Чаще всего специалисты спрашивают «волшебную таблетку счастья» в виде исчерпывающего перечня обязательных для них локальных нормативных актов. Но универсального, подходящего перечня для всех работодателей нет. Есть несколько правил, о которых нужно помнить:
Обратите внимание на локальный нормативный акт, устанавливающий системы оплаты труда: как такового его в самостоятельном виде, например в виде положения по оплате труда, также может не быть, если системы оплаты труда прописаны в правилах внутреннего трудового распорядка работодателя или коллективном договоре.
Также в обязательном порядке надо разработать и утвердить график отпусков — не позднее чем за две недели до начала календарного года, на который он составляется. Если организация создана в начале или середине календарного года, этот год вы дорабатываете без графика отпусков. Могут быть локальные нормативные акты, которые становятся обязательными при наступлении определенных условий: например, положение о командировках, коллективный договор, положение об аттестации работников и т.п. Именно в этом вопросе нужны системные, комплексные знания трудового законодательства в целом. В курсе повышения квалификации «Кадровое делопроизводство. Подготовка на соответствие профстандарту» и курсе профессиональной переподготовки «Управление персоналом и кадровое делопроизводство» локальным нормативным актам посвящено отдельное занятие.
Шаг 5. Проверьте, как оформлен на работу руководитель
Ключевым работником организации является руководитель. В первую очередь проверьте все документы по его оформлению. Должен быть ответ на запрос из реестра дисквалифицированных лиц, который ведут налоговые органы. Это требование ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ.
Руководитель обладает двойным правовым статусом:
На руководителя должны быть оформлены документы о назначении (избрании) его генеральным директором в соответствии с федеральными законами и учредительными документами и документы в рамках трудового законодательства: трудовой договор, приказ о приеме на работу. Должна быть внесена запись в трудовую книжку.
Начинающие специалисты, да и опытные, порой, задают такой вопрос: как внести запись в трудовую книжку о приеме на работу генерального директора? Ответ лежит на поверхности: трудовая книжка — это основной документ, подтверждающий именно трудовой стаж, и в трудовую книжку вносятся сведения о приеме на работу, а не о процедурах избрания или назначения. Поэтому после заключения трудового договора, издания приказа о приеме на работу внесите запись в трудовую книжку именно о приеме на работу со ссылкой в графе 4 на реквизиты приказа о приеме на работу.
Типичная ошибка в оформлении трудового договора с руководителем: срок трудового договора не соответствует сроку его полномочий как единоличного исполнительного органа в соответствии с учредительными документами. На стадии заключения трудового договора внимательно изучайте учредительные документы, чтобы не допустить подобной ошибки.
Шаг 6. Подготовьте проект трудового договора
Трудовой договор — один из главных документов в регулировании трудовых отношений с работниками. Рекомендую тщательно продумать и разработать шаблоны трудовых договоров для оформления на работу разных категорий работников.
По итогам инспекционных проверок ГИТ трудовой договор становится и самым дорогим документом в кадровом делопроизводстве с точки зрения штрафных санкций. Ответственность предусмотрена по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ для юридических лиц, например от 50 000 до 100 000 руб., причем иногда проверяющие умножают штраф на количество трудовых договоров.
Типовая форма трудового договора разработана и утверждена только для руководителей государственных (муниципальных) учреждений и работодателей, субъектов малого предпринимательства, отнесенных к микропредпринимателям. В остальных случаях работодатели самостоятельно разрабатывают форму трудового договора.
Рекомендация 1. При разработке проекта трудового договора учитывайте требования ст. 57 ТК РФ. Проверьте, включены ли в него обязательные сведения:
Как правило, эти сведения вносятся в преамбулу к трудовому договору или часть сведений остается в преамбуле, а часть переносится на последнюю страницу трудового договора.
Пример: «Общество с ограниченной ответственностью «Интерес» (ИНН 1234567890), именуемое в дальнейшем «Работодатель», в лице заместителя генерального директора Михайлова П.С., действующего на основании трудового договора от 17.02.2009 № 18-тд-2009 и приказа от 05.08.2011 № 12, с одной стороны, и гражданин Российской Федерации Веселов Николай Сергеевич (паспорт серия 0477, № 123456, выдан УФМС по ЮАО г. Москвы 20.08.1997 г.), именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны, в соответствии с действующим на территории Российской Федерации трудовым законодательством заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем. »
Рекомендация 2. Помните про обязательные условия трудового договора — они перечислены в ч. 2 ст. 57 ТК РФ. Но не все из них всегда обязательные! Некоторые обязательны при наличии определенных условий:
Рекомендация 3. Учитывайте статьи Трудового кодекса, устанавливающие особенности регулирования трудовых отношений с отдельными категориями работников, или нормы федеральных законов, регулирующих ваш вид деятельности. При разработке проекта трудового договора не пользуйтесь источниками сомнительного происхождения из интернет-ресурсов.
Посмотрите разные источники и, пропустив их через «призму» ст. 57 ТК РФ, разработайте свою форму.
В трудовой договор можно включить дополнительные условия, названные в ч. 4 ст. 57 ТК РФ, и иные условия. Но за их отсутствие работодатель не будет нести ответственность.
Если деятельность работников связана с обслуживанием материальных ценностей, рекомендую сразу разработать и подготовить шаблон договора о полной материальной ответственности. Тогда вы сможете подписать его одновременно с трудовым.
По материальной ответственности есть отдельный подробный урок в курсе профессиональной подготовки по кадровому делопроизводству в Контур.Школе. В программе урока:
В конце статьи есть шпаргалка
Шаг 7. Подготовьте документы для ведения трудовых книжек новых работников
Для начала подготовьте приказ о назначении специального уполномоченного лица, ответственного за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек.
Помните, что принудительный труд запрещен. Если в трудовом договоре или должностной инструкции ответственного не были прописаны обязанности по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек, нужно соглашением дополнить этими обязанностями трудовой договор или внести изменения в должностную инструкцию. Если такая ответственность будет возлагаться на работника, в чью функцию не входит кадровое делопроизводство, например на главного бухгалтера, рекомендую оформлять сначала соглашение о совмещении, т.е. о поручении работнику дополнительной работы с его письменного согласия с доплатой в соответствии со ст. 151 ТК РФ.
На этом этапе также проверьте, что в организации приобретены и учтены в приходно-расходной книге по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее бланки трудовых книжек и вкладыши в нее. Работодатель обязан постоянно иметь в наличии необходимое количество бланков трудовой книжки и вкладышей в нее (п. 44 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках», далее — Постановление № 225).
Бланки трудовых книжек и вкладыши храните в бухгалтерии как бланки строгой отчетности. Приходно-расходную книгу также ведет бухгалтерия (см. п. 41 Постановления № 225). На этом этапе также оформите книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Ее ведет кадровая служба.
Приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них надо пронумеровать, прошнуровать, заверить подписью руководителя организации, а также скрепить сургучной печатью или опломбировать.
Электронные трудовые книжки. Отчет СЗВ-ТД. Изменения
С 1 января 2020 года у работодателей появилась обязанность представлять в ПФР сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД, если:
Об изменениях читайте в статьях:
Шаг 8. Подготовьте документы для ведения кадровой работы
Оформление кадровых процедур начинается с оформления работников на работу.
Какие обязательные документы должны быть под рукой у кадровика на этапе оформления работников на работу?
Типовой комплект (без учета особенностей):
С записями о работнике, о приеме на работу, постоянных переводах, увольнениях работника необходимо знакомить под подпись в соответствующих разделах личной карточки (п. 12 Постановления № 225).
Что учесть по трудовым книжкам на данном этапе? Напишите в бухгалтерию заявку с просьбой выдать бланк трудовой книжки, если у работника ее нет, или внесите сведения об имеющейся у него трудовой книжке в книгу учета движения трудовых книжек.
Организуйте учет рабочего времени: работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного работником (ст. 91 ТК РФ). Для этих целей можно использовать унифицированные формы табеля учета рабочего времени Т-12 или Т-13 или утвердить свою форму.
Как оформить изменения в трудовой договор?
Перечень документов для оформления перевода зависит от вида перевода:
Перечень документов для оформления отпусков:
Этот перечень может меняться в зависимости от категорий работников или обстоятельств. Например, если работник просит отпуск не по графику отпусков, а в удобное для него время на основании его письменного заявления (например, такой отпуск предоставляется несовершеннолетним, Почетным донорам России и т.д.). В этом случае не будет извещения на отпуск. Работник напишет заявление, и работодатель оформит приказ.
Трудовое законодательство устанавливает требования по наличию и оформлению кадровых документов в случаях, если работодатель:
Как оформить увольнение работников
В этом случае нужны документы-основания, вид которых зависит от основания увольнения. Например, для увольнения работника по его инициативе необходимо его письменное заявление, для увольнения по соглашению сторон — соглашение о расторжении трудового договора и т.д.
В обязательном порядке готовьте приказ на увольнение, с которым ознакомьте работника под подпись. Если работник отсутствует или отказывается ознакомиться с приказом, поставьте на приказе соответствующую отметку.
На основании приказа вносите запись в трудовую книжку и в личную карточку работника. После работник проставляет свою подпись в трудовой книжке, личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек при выдаче трудовой книжки на руки работнику.
Итоговые рекомендации по организации кадрового делопроизводства
Рекомендуем пройти дистанционный курс кадрового делопроизводства (программа профпереподготовки или повышения квалификации в Контур.Школе). По итогам обучения вы сможете организовать работу с кадрами и предупредить вопросы трудовой инспекции.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
15 правил для внесения сведений в унифицированную форму № Т‑3 (штатное расписание) 554.8 КБ