Трудовой договор с водителем такси на личном авто
Трудовой договор с водителем
Особенности использования труда служащих транспорта установлены главой 51 ТК РФ. Гражданин должен пройти профессиональный отбор и профильное обучение. Прием на работу производится после прохождения медицинского осмотра. Трудовой договор с водителем содержит специальные условия, касающиеся оплаты труда, режима рабочего времени, материальной ответственности. Желательно подбирать кандидата с безаварийным стажем вождения, без вредных привычек, большим опытом работы.
Особенности оформления на работу водителя
При приеме на работу гражданина помимо стандартного пакета бумаг истребуют дополнительные документы.
В пакет документации входит:
Важно! Берется во внимание тип транспорта, на котором будет ездить сотрудник. Для управления грузовым автомобилем, автобусом необходимо иметь категорию прав D и C. Иначе он не сможет управлять транспортным средством.
Как заключить трудовой договор с водителем
В целом трудовое соглашение с шофером содержит стандартные условия за исключением некоторых особенностей. Он может подписываться на определенный срок или быть бессрочным. Рассмотрим подробнее, на какие моменты стоит обратить внимание.
Почему нежелательно указывать место работы
Место работы относится к существенным условиям трудового договора. При оформлении соглашения с водителем нужно помнить, что он постоянно находится в разъездах. Маршрут может постоянно меняться, поэтому конкретное место работы указать нельзя.
Нежелательно вписывать в договоре данный параметр. Иначе придется регулярно вносить в него изменения. Рекомендуется написать, что работа носит разъездной характер, указать адрес нахождения нанимателя.
Требования, предъявляемые к квалификации
Трудовая функция шофера связана с управлением транспортным средством. Поэтому предъявляются требования к квалификации. У гражданина должны быть права определенной категории в зависимости от типа автомобиля. Для получения допуска нужно пройти медицинский осмотр.
Особенности условий по оплате труда
Работа водителя может носить ненормированный характер, поэтому в договоре следует уточнить условия оплаты в выходные, ночное время, праздники, за сверхурочный труд.
Также следует выбрать один из видов системы оплаты труда: повременную, сдельную, бестарифную, с надбавками, прочими параметрами.
Специальные требования к рабочему графику
Режим рабочего времени определяют исходя из правил, содержащихся в Приказе Минтранса России от 20.08.2004 года № 15. Для водителей устанавливается особый режим. Он зависит от графика движения транспорта. Предельная длительность рабочего времени не может быть больше 40 часов в неделю, 8 часов в сутки. Разрешается использоваться суммированный учет, при котором смена должна длиться не больше 10 часов (в особых случаях – не больше 12).
Условия труда
Условия труда должны предусматривать безопасность. Шофер проходит предрейсовый и послерейсовый техосмотр автомобиля механиком. Нельзя использовать транспорт в личных целях во внерабочее время без путевого листа. Должен соблюдаться режим отдыха.
Материальная ответственность сотрудника
Условие о полной материальной ответственности вносится в договор с водителем-экспедитором, водителем-инкассатором, водителем, в обязанности которого входит получение, заготовка, хранение, учет, выдача, перевозка материальных ценностей. В прочих ситуациях шофер несет ограниченную ответственность.
Дополнительные условия
В соглашение могут вписывать дополнительные условия в зависимости от характера выполняемого труда.
В примерный перечень входят:
Рекомендация! Если автомобиль не требует разборки, можно предусмотреть, что несущественные неисправности водитель исправляет самостоятельно.
Образец трудового договора с водетелем
Особенности трудового договора с водителем в зависимости от вида транспорта
При заполнении договора нужно учитывать специфику деятельности, вид транспорта.
Водитель такси
Таксист трудится в ненормированном режиме. Устанавливается особый график работы, в который вносят ночные дежурства. Эти моменты нужно отразить в договоре, заключенном с водителем такси.
Водитель автобуса
При подписании трудового соглашения с водителем автобуса прописывают особенности вождения транспорта. В квалификационные требования вносят обязательное условие о наличии категорий Д, ДЕ, Д1, Д1Е.
Водитель грузового автомобиля
При перевозке грузов на большие расстояния невозможно установить определенный маршрут. Гражданин трудится в ненормированных рабочих условиях. Поэтому в договор с дальнобойщиком вписывают гарантии и компенсации на случай переработок, условия отдыха. Также должна быть указана обязанность иметь открытую категорию прав C, CE, C1, C1E.
Если водитель работает на личном автомобиле
При заключении договора с водителем, который работает на личном автомобиле дополнительно можно оформить контракт на аренду транспортного средства. Это необходимо для разделения ответственности, возмещения расходов гражданину за пользование его транспортным средством.
Рекомендации при заключении договора
Таким образом, при заключении трудового договора с водителем следует обратить внимание на наличие требуемой категории водительского удостоверения. Общие условия соглашения по рабочему графику, материальной ответственности, режиму труда рекомендуется конкретизировать в должностной инструкции, локальных нормативных актах, которые будут являться приложением к договору.
При оформлении трудовых отношений с водителем транспортного средства следует руководствоваться общими правилами приема на работу. Однако, трудовой договор в этом случае будет иметь свои особенности, о которых мы расскажем далее.
Образец трудового договора с водителем можете скачать ниже.
Трудовой договор составляется на основании предоставленных кандидатом документов (ст. 65 ТК):
В целом порядок заполнения реквизитов трудового договора является общим при приеме на работу. Составляется в двух экземплярах, один из которых после подписания передается работнику.
Заполнение трудового договора с водителем
Ст. 57 ТК определяет общее требование ряда условий, которые необходимо отразить в стандартном трудовом договоре, распространенных на всех работников организации. Но для особых категорий, водителей, имеются условия, которые должны быть указаны, исходя из того, с чем связана работа водителя.
Помимо того, что мы называем:
мы обязаны прописать особые условия в части непосредственного выполнения им должностных обязанностей. Это условия, определяющие характер работы.
По характеру работу в отношении водителя можно отнести (ст. 57 ТК):
Для удобства документального оформления поездок лучше установить разъездной характер и закрепить его трудовым договором. Тогда работодателю не потребуется оформлять командировки при выезде на длительное время или расстояния. Нахождение в дороге подтверждается путевыми листами.
Работа «в пути» обычно указывается для дальнобойщиков. Она подразумевает отсутствие возможности вернуться домой по окончании рабочей смены и длительное пребывание в пути.
Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда применяются, если в организации есть результаты спецоценки рабочих мест. Если она проведена, то следует посмотреть, что предусмотрено в качестве гарантий и компенсаций для водителя. Чаще всего при прохождении аттестации рабочее место водителя получает класс опасности 3.1 или 3.2. Законодательство признает автомобиль средством повышенной опасности и лицо, осуществляющее управление транспортным средством, работает в условиях риска.
Если рабочее место относится к определенному классу опасности обычно предусматривается дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск, повышение оплаты труда, сокращенную продолжительность рабочего времени. Все они отражаются в трудовом договоре.
В законодательстве по поводу режима работы есть две статьи: 57 и 189 ТК РФ. Все режимы для любой из категорий работников должны быть прописаны в правилах внутреннего распорядка организации. Однако, для ряда водителей могут быть установлены особые условия, тогда это будут индивидуальные параметры работы и их обязательно необходимо отразить в трудовом договоре.
Если это нормированный рабочий день, то можно руководствоваться производственным календарем для определенной категории работника (например, для вредных и опасных условий норма не должна превышать 36 часов в неделю). В договоре также должны быть закреплены перерывы для отдыха и питания: их количество, продолжительность (в соответствии с трудовым законодательством и Приказом Минтранса № 15), порядок предоставления.
Законодательство ограничивает возможность приступить к полноценной трудовой деятельности без стажировки для ряда категорий водителей:
Должностная инструкция
На водителя могут быть возложены функции и обязанности исходя из специфики работы организации. Более подробней их следует перечислить в должностной инструкции, с которой в обязательном порядке ознакомить работника под роспись.
При разработке должностных инструкций для водителей, нанимаемых на работу к юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским электротранспортом, следует учитывать также требования Приказа Минтранса от 28.09.2015 № 287. Этот документ регламентирует соответствие работника профессиональным и квалификационным требованиям. Документ действует с 14.06.2016 года.
Нюансы заключения договора с различными категориями водителей
При приеме на работу водителя организация или индивидуальный предприниматель обязаны соблюдать требования главы 51 Трудового кодекса и иных нормативных актов. А частности законодательство обязывает работодателя предварительно проверить соответствие кандидата следующим основным требованиям:
Образцы трудового договора с водителем 2021 года
Договоры могут быть срочные или бессрочные, основные или по совместительству. Трудовой кодекс устанавливает определенные ограничения для водителей. И при заключении трудового договора важно учитывать требования статьи 329 ТК, запрещающий устанавливать работу по совместительству водителю, который управляет транспортным средством. Нельзя быть водителем по основному месту работы и водителем по совместительству.
С водителем грузового автомобиля
Грузоперевозки могут осуществляться как на относительно короткие расстояния, так и дальние. В любом случае целесообразно заключить с водителем договор о материальной ответственности за вверяемый груз на случай полной или частичной его потери в результате обстоятельств, связанных с его перемещением.
В случае с дальнобойщиком необходимо в трудовом договоре закрепить индивидуальный график работы, условия оплаты ненормированных часов труда, а также компенсацию, связанную с поддержанием транспортного средства в рабочем состоянии.
При приеме на работу водителя для организаций, занимающихся перевозками крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, необходимо обращать вниманием на его водительский стаж. Он должен составлять более 5 лет с условием, что последний год отработан на транспорте соответствующей категории. К перевозке опасных грузов допускаются водители, не имеющие в ближайший год взыскания в виде лишения прав.
С водителем на личном автомобиле
Ст. 188 ТК обязывает обращать внимание на ситуацию, когда работник использует в рабочих целях свой личный транспорт. В таком случае работодатель может договориться с водителем о компенсации расходов, связанных с амортизацией ТС. Размер такого возмещения определяется исключительно по договоренности сторон трудового договора и оформляется дополнительным соглашением к нему. Перечень выплат также рекомендовано закрепить коллективным договором. Сюда могут быть включены: оплата ГСМ, ремонт и техническое обслуживание ТС.
Допустим также вариант, когда работодатель оформляет с водителем еще и договор аренды транспортного средства. В нем оговариваются все условия эксплуатации автомобиля и связанные с ней расходы.
С водителем автобуса
При оформлении трудовых отношений с водителем автобуса следует учитывать, что кандидат должен иметь водительское удостоверение, подтверждающее право управления таким средством (категории Д). В случаях с дальними пассажироперевозками необходимо предусмотреть режим труда и отдыха в соответствии с требованиями Приказа Минтранса № 15.
С водителем такси
Водителем такси может быть нанят гражданин:
В первом случае работодатель должен заключить не только трудовой договор с водителем, но и договор аренды автомобиля, являющегося личной собственностью работника.
В трудовом договоре с таксистом также следует предусмотреть ненормируемый рабочий график работы и возможность ночных дежурств.
С водителем-экспедитором
Отличительной особенностью такой должности является исполнение помимо водительских функций еще и дополнительных:
В связи с этим на водителя-экспедитора накладывается материальная ответственность за вверенный груз. Для этого с работником заключается договор о материальной ответственности.
Трудовой договор с водителем такси
Особенности
Государственные службы такси канули в лету вместе с СССР. В настоящее время практически вся сфера деятельности, связанной с предоставлением услуг такси, занята индивидуальными предпринимателями.
Наиболее распространенным вариантом действий ИП в данном случае является следующая последовательность:
Естественно, встает вопрос, как индивидуальному предпринимателю оформить трудовые отношения с таксистами.
Существует несколько возможностей оформления правоотношений с таксистами, каждая из которых будет рассмотрена ниже.
Агентский договор
Индивидуальный предприниматель условно может заключить с привлеченными к работе водителями такси агентский договор в соответствии с положениями ст. 1005 ГК РФ, хотя это и не вполне законно. Агентский договор позволит ИП:
Итак, при заключении агентского договора трудовой договор с таксистом не заключается. Агентский договор заключается с таксистом как с физическим лицом. При этом таксист:
Сразу предупреждаем, что если агентский договор с водителями такси попадет в поле зрения налоговых органов, трудовой инспекции или прокуратуры, владельца службы такси ждем административное разбирательство и в обязательном порядке – штраф.
Договор об оказании услуг
ИП, не желающий заключать с водителями такси трудовые договоры, может заключить с ними договоры об оказании услуг, в соответствии со ст. 779 ГК РФ. Оплата услуг таксистов по договору будет производиться в процентах от совокупного дохода в результате пассажирских перевозок на конкретную машину.
К данному виду договоров никакой государственный контроль придраться не сможет.
Договор подряда
Еще одним вариантом сотрудничества с водителями такси может быть заключенный договор подряда. Однако договоры подряда юридически очень близки к трудовым договорам, а в отношении служб такси – не просто близки, а, практически, идентичны.
Именно поэтому договоры подряда с таксистами всегда привлекают пристальное внимание налоговых органов. А это значит, что налоговики вполне могут потребовать признания договора подряда фиктивным, прикрывающим собой фактические трудовые отношения.
Трудовой договор
Оформление правоотношений с водителем такси посредством трудового договора – наиболее законный способ, к которому у государственных контролирующих органов никогда не бывает претензий.
Среди особенностей трудовых договоров с таксистами можно выделить:
В остальном трудовой договор с таксистом является стандартным и включает в себя следующие структурные элементы:
дату и место составления и подписания договора;
Детально расписывать обязанности водителя не обязательно, поскольку весь спектр обязанностей входит в должностную инструкцию водителя, которая должна быть вручена последнему сразу после подписания договора.
Составляется трудовой договор в двух равноценных экземплярах – по экземпляру для работодателя и работника.
Трудовой договор с водителем такси на личном авто
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”
В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей согласно приложению к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2020 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от 16 октября 2020 г. N 424
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей
4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учетом настоящих Особенностей.
5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.
В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
6. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10-12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.
Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.
При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
9. Рабочее время водителя включает:
время управления автомобилем;
время работы, не связанной с управлением автомобилем.
11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.
13. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва (пункт 16 настоящих Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.
14. Превышение времени управления автомобилем, указанного в пункте 13 настоящих Особенностей, допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения.
15. Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:
б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
г) время простоев не по вине водителя;
время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
д) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
16. Время отдыха и перерывов (за исключением специальных перерывов) водителей включает:
перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены);
Время отдыха и перерывов водителей также может включать время перерыва между частями рабочего дня (смены), требования к которому установлены в соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей.
17. Время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.
18. Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.
сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;
разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.
Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.
Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.
19. Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.
Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.
В случае работы экипажа допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при соблюдении условий компенсации отдыха, предусмотренных настоящим пунктом.
Обзор документа
На 2021-2026 гг. установлены новые требования к режиму работы и отдыха, условиям труда водителей автомобилей. Прежние правила отменяются в связи с реализацией механизма «регуляторной гильотины».
Новые нормы не распространяются на водителей служебных машин органов власти, автомобилей ведомственной охраны, для международных перевозок, оперативно-разыскной деятельности, оказания медпомощи, пожарной и спасательной служб, а также на водителей-военнослужащих.