царское село легенды и мифы
Царское село легенды и мифы
Царское Село – одна из самых значимых достопримечательностей Санкт-Петербурга. И не просто потому, что «тут жили цари». Мол, роскошно, богато, а какие фотки можно сделать в дворцовом интерьере! Не поспорю, так и есть. Однако, приводят сюда людей не это… Не только это! У Царского Села есть совершенно особая атмосфера. Сложившаяся, во-первых, благодаря щедрому на события историческому прошлому. И, во-вторых, настоящему, которое бережно хранит и оживляет легенды.
Например, у самого входа, рядом с Большим Екатерининском дворцом гостей встречает музыка…
Музыкант Царского Села:
Тема Царского Села трудноисчерпаема)) Поэтому не буду здесь сжато приводить сотню и один исторический факт, который тогда уж лучше в Википедии посмотреть)) Я расскажу отдельно о самых интересных местах Царского Села, а сегодня хотелось бы затронуть тему легенд. Они не могли не возникнуть. Начиная от весьма странного слуха о проложенной между парковой горой и Зимним дворцом веткой метро (которой нет), до романтических и добрых преданий, имеющих под собой некоторые основания.
Легенды Царского Села
Здесь много воды. Соответственно, птицы на её глади воспринимаются, как нечто само собой разумеющееся. Однако, было время, птиц сюда только-только завозили. В частности, лебедей, которым подрезали крылья – чтобы те не улетали. Император Александр не одобрил навязывание такой вот искусственной привязанности. Запретил подрезать лебедям крылья, заявив, дескать, если птицам будет хорошо, то они здесь останутся.
Свободные лебеди летали везде. Что удивительно – и вправду возвращались! К сожалению, я не нашла ни единого лебедя. Однако, судя по многочисленным уточкам и гордым селезням, птицам здесь живётся привольно.
«Где наша роза, дитя зари?» (А.С.Пушкин)
Есть легенда о возникновении поста гвардейцев возле Орловских ворот. Однажды Екатерине Второй особенно понравилась одна роза в парке. Императрица пожелала подарить сей цветок на следующий день своему внуку. Чтобы драгоценное растение не пропало, к нему приставили часового. По какой-то причине пост не был вовремя снят. Часового сменил второй, третий… Чтобы отметить стойкость гвардейцев, был учреждён особый почётный пост, перенесённый позже к Орловским воротам.
Маленькие призраки Царского Села
Некоторые гости Екатерининского парка утверждают, что в туманную погоду можно услышать лай возле Пирамиды. Это сооружение в неоегипетском стиле, облицованное гранитом. Конечно, подобная постройка была не случайна.
Пирамиды всегда символизировали вечность. Царский род к этому стремился. Есть ещё фонтан «Пирамида» в Петергофе… Но вышло так, что покинул и эту, и иные резиденции. Остались любимые собачки Екатерины Второй, похороненные с противоположной от входа стороны. Их было трое, и каждая удостоилась собственной памятной эпитафии.
Говорят, что первой с призраками своих питомцев столкнулась сама императрица, прогуливавшаяся по саду. Правда или нет. Отправьтесь к Пирамиде в пасмурный день, когда когда парк накроет тишина, вслушайтесь в неё… Что касается меня, я попала в Царское Село очень жарким летним днём. Воздух плавился от жары на открытой местности. В глубине же парка, у поросшей мхом пирамиды, появлялось удивительное ощущение спокойствия и умиротворения.
Как добраться до Царского Села?
На мой взгляд, удобнее всего ехать от станции метро «Купчино», пересев потом на маршрутку. Вам нужно перейти по выходу из метро на противоположную сторону дороги. Сядьте в маршрутку, там непременно будет табличка «Царское Село/Tsarskoe Selo». Проезд 40 рублей.
Выходите возле дворца. Не ошибётесь! Там начинаются сувенирные ряды и всегда очень, очень много народу! Да, есть и другие входы. Но, если вы приезжаете в первый раз, лучше начать с парадного.
Кстати, он работает только на вход. Поэтому, если вам понравится какой-то сувенир, покупайте сразу.
Как выбраться из Царского Села?
Как мы уже разобрались, главный вход работает, собственно, только на вход. Возле дворца и по всей территории парка достаточно табличек, извещающих о возможных путях к выходу. На мой взгляд, удобнее всего выбираться через Орловские ворота.
Представьте, что Екатерининский дворец по правую руку от вас. Вы идёте, проходите насквозь парк, никуда не сворачивая и минуя несколько мостиков. Увидите красную башню-руину – вы на верном пути.
Рекомендую заглянуть внутрь и подняться до самого верха. Очень колоритное место! Призраки были не замечены, однако, тишина, прохлада и полумрак слегка взбодрили. Затем спускайтесь и проходите через Орловские ворота, которые окажутся в шаговой доступности. Перед ними пост.
Вы увидите две остановки: одна прямо через дорогу, вторая правее. Вам нужен второй вариант. С этой конечной остановки очень удобно доехать до Питера – прямо до станции метро. Да, маршрутка отсюда слегка поплутает по Пушкину, собирая пассажиров. Но вы-то устроитесь на любом удобном месте – и будете получать удовольствие, глядя в окно!
Приятных вам путешествий!
Автор материала и фото Ольга Гостюхина. копирование и распространение без разрешения автора запрещено.
Мистические места России. Царское Село — подарок околдованного императора прачке
Разглядывая живописные виды и великолепие дворцов, трудно представить, что земли, которые долгие годы были царской резиденцией, когда-то принадлежали шведам. Их отвоевал Петр I у Шведского королевства во время Северной войны. После войны они были дарованы Меньшикову, а потом перешли к Екатерине Алексеевне и получили статус дворцовых.
Царское Село — подарок императора прачке
История дворцово-паркового ансамбля неразрывно связана с мистической историей любви Екатерины Алексеевны и Петра I. Будучи дочкой крестьянина, она волею судьбы стала женой императора — это в Российской империи было возможно только в эпоху Петра I и никогда более. Она была прачкой и кухаркой в Латвии, где ее захватили в качестве военного трофея русские, затем любовницей и служанкой в обозе Шереметева, а потом Меньшикова, пока не попалась на глаза Петру I.
О ней говорили, что она околдовала Петра. Чем еще можно объяснить то, что он осыпал необразованную крестьянку «без роду и племени» подарками, обвенчался с ней и признал рожденных ею до венчания детей. 24 июня 1710 года он преподнес ей очередной подарок — Саарскую мызу с деревнями и угодьями, известную позднее как Царское Село. На этих землях был разбит роскошный дворцово-парковый ансамбль, который стал резиденцией русских правителей.
Последнее пристанище Романовых
Говоря о Царском Селе, нельзя не вспомнить о трагической судьбе Романовых. Когда в марте 1917-го Николай II отрекся от престола за себя и за своего сына, Алексея Николаевича, его вместе с супругой и детьми отправили под арест в Царское Село. Первое время они жили там свободно, за свои, частные, средства, но вскоре большевики опечатали практически все дворцовые комнаты, отключили электричество и отопление, ограничили прогулки на улице.
Говоря о Царском Селе, нельзя не вспомнить о трагической судьбе Романовых
В августе семью отправили в Тобольск, весной 1918-го — в Екатеринбург (названный, кстати, Петром I в честь любимой супруги), где и расстреляли. Несмотря на то что в Санкт-Петербурге в Петропавловском соборе в усыпальнице находятся останки, которые якобы принадлежат Николаю II и его родным, многие верят, что они выжили, а было расстреляно семейство некоего Филатова. Что случилось в ту трагическую ночь — тайна, покрытая мраком.
Зловещая тайна Янтарной комнаты
С Царским Селом связывают еще одну историю, не такую страшную, но не менее зловещую — Янтарную комнату, восьмое чудо света. О ее исчезновении ходят легенды, но мало кто вспоминает, при каких обстоятельствах она попала в Россию.
Янтарную комнату изготовили по поручению Фридриха I, который был большим любителем янтаря. Прусский король был доволен, правда, не так и долго. Во дворце стали происходить пугающие вещи: развевались шторы на закрытых окнах, загорались и гасли свечи, звучал зловещий голос. В один день панели из янтаря рухнули разом со всех стен — король был в ужасе. Мастеров, которые ее изготовили, обвинили в госизмене, а панели сняли и отправили на чердак.
Собрали комнату годы спустя перед визитом Петра I. Тот был поражен величием увиденного, что не ускользнуло от зоркого взгляда прусского короля. Скупой правитель, вдруг, сделал широкий жест и подарил панели Петру I. Но то ли тот охладел к подарку, то ли что-то случилось, но они пролежали без дела, пока за них не вспомнила Елизавета Петровна. Янтарные панели собрали, а во дворец по требованию императрицы привезли тринадцать монахов, которые четверо суток провели в молитве.
Дома-призраки с историей
На территории дворцово-паркового ансамбля находится большое количество домов-призраков, разграбленных и забытых. К примеру, дом князя Бориса Владимировича, внука императора Александра II. С ним связана история любви князя и простолюдинки Зинаиды Рашевской. Когда любимая забеременела, князь организовал ей фиктивный брак с сыном известного миллионера, который проигрался в карты, в обмен на выкуп долга, а в эмиграции во Франции, сам женился на ней, чем лишил себя любых прав на трон.
На территории дворцово-паркового ансамбля находится большое количество домов-призраков, разграбленных и забытых
Еще один дом-призрак — Владимирский или Царскосельский запасной дворец, который был возведен на месте. кладбища. У его входа сидит пара львов, которые, по слухам, двигаются и наблюдают за случайными прохожими. Этот дом также замешан в романтической истории, ведь брат князя Бориса, князь Кирилл, женился по любви на иностранной принцессе в разводе против воли своих царственных родственников, за что также лишился привилегий.
Призраки подземелий и дворцов
Во время строительства дворцово-паркового ансамбля погибло большое количество рабочих, многих отправили в ссылку, когда по приказу Елизаветы Петровны, недовольной результатом, шесть раз перестраивали Екатерининский дворец, во дворцах плели интриги и убивали. Дворцы и парки буквально овиты сетью подземелий — стоит ли удивляться, что в наши дни тут бродят призраки, которые не обрели вечный покой и пугают до смерти живых людей.
К примеру, во время недавней реставрации Нижних конюшен, неподалеку от Екатерининского дворца, рабочие жаловались на крики по ночам и то, что за ними кто-то постоянно следит. Когда количество несчастных случаев на стройке перевалило за все принятые нормы, руководство вызвало группу экстрасенсов. Те объяснили происходящее тем, что во время Второй мировой войны в Нижних конюшнях находился немецкий лагерь пленных, прямо за ними стояли виселицы для казни, где земля буквально пропитана кровью.
Клады Царского Села
Кладоискатели не теряют надежду найти клад кого-то из знаменитых жильцов Царского Села, которые в панике покидали дома во время Октябрьской революции. К примеру, ходят упорные слухи, что в особняке Кочубея, где сейчас находится отель и конгресс-холл, есть секретный сейф, в котором спрятаны сокровища купца. В 1917-м особняк был национализирован и разграблен, но сейф так и не найден.
Подземелья Царского Села: легенды и реальность
То ли в 60-х годах XIX века, то ли в 1905 году якобы решено было строить ветку метро от Царского до Зимнего и далее вдоль берега Невы, чтобы соединить не только царский, но и великокняжеские дворцы единой подземной галереей.
Вариантов этой легенды много, но основная канва выглядит следующим образом: якобы во избежание покушения то ли в 60-х годах XIX века, то ли в 1905 году решено было строить ветку от Царского до Зимнего и далее вдоль берега Невы, чтобы соединить не только царский, но и великокняжеские дворцы единой подземной галереей. Упоминаются и объекты, связанные с «метро»: электроподстанция, снабжавшая Александровский дворец электричеством, гараж и (о ужас!) гора Парнас, где, как предполагается в легенде, находился вход в Царскосельское метро. То, что гора появилась в XVIII веке, во время углубления прудов, и с тех пор сильно не перестраивалась, носителей мифологического сознания не смущает.
В письме К.П. Победоносцева про окапывание говорится так: «Перед Зимним дворцом, против Салтыкова выезда, роют по распоряжению Баранова канаву, при этом успели перерезать 17 проволок от мины!». То есть излагается версия, что такие мины уже были заложены. Об окапывании писала в дневнике 20 марта 1881 года и А.Ф. Тютчева: «Дворцы Зимний и Аничков окружены канавами, около которых расхаживают патрули. Это производятся раскопки в поисках мин, которые, как предполагают, проложены около дворцов, хотя о реальности этих мин ходят только смутные и противоречивые слухи» (И.В. Зимин «Городская мифология»).
Ну, а Царское Село как исходная точка ветки «метро» явно появилось после переезда Николая II, который с 1905 года стал проводить там много времени с семьей. По нашим сведениям, это случилось после того, как царская семья во время стачек и забастовок первой русской революции надолго оказалась отрезана от Петербурга на Нижней даче в Александрии, в Петергофе.
Нет никаких документов (ни в Царском, ни в архивах), по пути гипотетической ветки не видно отвалов. Автору приходилось сталкиваться с множеством документов по военно-морскому строительству (несмотря на секретность военных объектов): сооружение даже не фортов, а подводных преград рождало сотни и тысячи бумаг. Пока ни одного документа о Царскосельском метро не найдено.
Энтузиастам удалось проследить рождение этого мифа. Он появился в одной из местных газет в середине 80-х годов XX века и с тех пор гуляет по страницам периодической печати и по страничкам всемирной Сети.
Сначала были подобраны для снабжения водой Царского Села Виттоловские ключи, но их разросшемуся поселению стало не хватать. Тогда строители Царского Села обратили внимание на располагающиеся в 15 километрах от Царского ключи в Тайцах.
Авторство проекта принадлежит инженеру-гидротехнику Бауэру. На пути у строителей находилась значительная возвышенность, которую пришлось «проходить» при помощи тоннеля. Была прорыта так называемая «минная галерея». Минами в то время называли любой подземный ход. На протяжении нескольких километров водовод проходит глубоко под землей. В некоторых местах глубина галереи достигала 16 сажен, что вполне можно сравнить с глубинами, на которых строится метро.
В 80-х годах ХХ века по инициативе общественности была предпринята смелая попытка возродить Таицкий водовод. Часть шахт была расчищена. Однако работы не были закончены.
Даже тогда, когда вода перестала проходить по всей длине водовода, он продолжал собирать грунтовые воды и осадки и доносить их до Царскосельских прудов. Сейчас ни одна из частей водовода свою функцию уже не выполняет.
В 80-х годах ХХ века по инициативе общественности была предпринята смелая попытка возродить Таицкий водовод. Часть шахт была расчищена. Однако работы не были закончены. К тому же Таицкие ключи давно уже не дают достаточного количества воды для снабжения водовода.
Фото Всеволода Пежемского.
Царское Село
В 25 километрах от Петербурга в живописной местности, издавна известной среди местных жителей как Saris hoff, что в переводе означает «возвышенное место», раскинулся один из самых знаменитых петербургских пригородов — город Пушкин. За свою почти трехсотлетнюю историю город сменил несколько названий.
До 1918 года город Пушкин назывался Царским Селом, затем — Детским Селом. Идея последнего названия будто бы принадлежала наркому просвещения А. В. Луначарскому, тот предложил в целях воспитания детей в духе социализма и ограждения от религиозного воспитания забирать их из семей, помещать в специальные школы и запрещать родителям с ними видеться. Местом для первой такой, говоря современным канцелярским языком, спецшколы избрали Царское Село, славившееся свежим воздухом и чистой водой. Идея вскоре рухнула, и в 1937 году, в столетнюю годовщину гибели Пушкина, Детское Село переименовали в город Пушкин. Остались только железнодорожная станция «Детское Село», да анекдот того времени: У железнодорожной кассы: «До какой вам станции, гражданин?» — «Забыл вот. Название такое алиментарное. Да! Вспомнил. До Детского Села, пожалуйста».
Об основании Царского Села рассказывают легенды. В начале XVIII века единственная дорога из Петербурга, минуя Пулковскую гору, поворачивала направо, шла вдоль огромного лесного массива и затем, резко повернув на юго-восток, пробиваясь сквозь дремучий лес, заканчивалась при въезде на бывшую шведскую мызу Saris hoff. Несмотря на то что, как мы уже говорили, перевод этого названия на русский язык означает всего лишь «возвышенное место», легенды возводят его к имени какой-то «госпожи Сарры» — по одной версии, или к «старой голландке Сарре» — по другой. Языковое созвучие шведского слова «Saris» с библейским именем Сарра выглядело уж очень очевидным. Легенды вовсе не грешат нелогичностью. В XVIII веке название царской резиденции и в самом деле писали не с буквы «Ц», а с литеры «С» — Сарское Село. Но так как для простого народа, утверждают легенды, это произношение было не очень привычным, то слово «Сарская» будто бы стали произносить: «Царское». К мифической Сарре Петр I якобы иногда заезжал угоститься свежим молоком.
М.-Ф. Дамам-Демартре. Вид Царского Села. 1813 г.
В 1710 году Сарскую мызу на сухом возвышенном месте царь жалует А. Д. Меншикову, но через какое-то время передает ее во владение ливонской пленнице Марте Скавронской — будущей своей жене Екатерине Алексеевне. В отличие от Петергофа или Стрельны, Сарская мыза не превращается в официальную загородную резиденцию царя. Екатерина живет здесь простой помещицей в деревянном доме, окруженном хозяйственными постройками, огородами и садами. Временами, чаще всего неожиданно, сюда приезжает царь, любивший в этой уединенной усадьбе сменить парадные официальные застолья на шумные пирушки с близкими друзьями.
Только в 1718 году Екатерина начала строить первый небольшой каменный дом. Его проект выполнил архитектор И. Ф. Браунштейн. Если верить фольклору, этот загородный дом предназначался в подарок любимому супругу в ответ на преподнесенный Петром Екатерине загородный дворец в Екатерингофе. С первоначальным царскосельским дворцом связана одна сентиментальная легенда, записанная Штелиным. Приводим ее в пересказе И. Э. Грабаря.
«Угождение, какое сделал государь императрице, построив для нее Катерингоф, подало ей повод соответствовать ему взаимным угождением. Достойная и благодарная супруга сия хотела сделать ему неожиданное удовольствие и построить недалеко от Петербурга другой дворец. Она выбрала для сего высокое и весьма приятное место, в 25 верстах от столицы к югу, откуда можно было видеть Петербург со всеми окрестностями оного. Прежде была там одна небольшая деревенька, принадлежавшая ингерманландской дворянке Сарре и называвшаяся по ее имени Сариной мызою. Императрица приказала заложить там каменный увеселительный замок со всеми принадлежностями и садом. Сие строение производимо было столь тайно, что государь совсем о нем не ведал. Во время двухлетнего его отсутствия работали над оным с таким прилежанием и поспешностью, что в третий год все было совершенно отделано. Императрица предложила будто бы своему супругу по его приезде совершить прогулку в окрестностях города, обещая ему показать красивейшее место для постройки дворца, и привела его к возведенному уже дому со словами: „Вот то место, о котором я Вашему Величеству сказывала, и вот дом, который я построила для моего государя“. Государь бросился обнимать ее и целовать ее руки. „Никогда Катенька моя меня не обманывала“, — сказал он».
В 1743–1751 годах дворец претерпевает первую перестройку по проекту архитекторов А. В. Квасова и С. И. Чевакинского. Но уже к концу этой перестройки в процесс вмешивается величайший зодчий XVIII столетия Б. Ф. Растрелли. В 1752–1756 годах он практически заново перестраивает старый Царскосельский дворец. О впечатлении, производимом новым дворцом на современников, можно судить по преданию, записанному Павлом Свиньиным. «Когда императрица Елизавета приехала со своим двором и иностранными министрами осмотреть оконченный дворец, то всякий, пораженный великолепием его, спешил изъявить государыне свое удивление. Один французский посол маркиз де ла Шетарди не говорил ни слова. Императрица, заметив его молчание, хотела знать причину его равнодушия и получила в ответ, что он точно не находит здесь самой главной вещи — футляра на сию драгоценность».
В царствование Екатерины II дворец, из которого, как утверждают легенды, прорыты подземные ходы ко всем основным парковым павильонам, становится ее любимой загородной резиденцией. Однако серьезных изменений дворец уже не претерпевает. Более того, сохранилось предание об отказе государыни вторично золотить крышу Царскосельского дворца. В свое время на внутреннюю и наружную отделку дворца израсходовали более шести пудов золота. В народе про дворец рассказывали чудеса, уверяя, будто вся крыша его золотая. Карнизы, пилястры, кариатиды действительно позолотили. На ослепительно белой, луженого железа крыше стояла золоченая деревянная балюстрада, украшенная такими же деревянными золочеными фигурами и вазами. Но уже через несколько десятилетий позолота в значительной степени утратилась и требовала восстановления. После некоторых колебаний Екатерина отказалась от больших расходов, и позолоту частично закрасили, частично заменели бронзой. Но в народе сложилось предание, что не скупость государыни послужила тому причиной. Говорили, что ослепительный блеск золота в солнечную погоду не однажды вызывал панику и ложную тревогу. С криками «Пожар!» конные и пешие, светские и военные, опережая друг друга, спешили ко дворцу и затем, смущенные невольным обманом, расходились по домам и казармам. Потому-то, говорится в легенде, заботливая императрица и велела снять позолоту. Впрочем, по другой версии легенды, сама государыня, взглянув однажды на крышу дворца, пришла в ужас и едва не закричала: «Пожар!», да вовремя опомнилась. После этого курьеза будто бы и приказала императрица закрасить позолоту краской.
По другому преданию, только за право счистить остатки позолоты подрядчики предлагали «20 000 червонных», но Екатерина будто бы гордо ответила, что не продает своих обносков, и велела все закрасить охрой. Позолоченным остался только купол дворцовой церкви.
Заглядывая за границы нашего повествования, скажем, что Екатерининский дворец несколько раз подвергался опустошению. Дважды — в результате пожаров. Первый случился в 1820 году. По преданию, огонь удалось унять с помощью Святой иконы Божьей Матери, вынесенной из Знаменской церкви. Увидев икону, Александр I будто бы воскликнул: «Матерь Божия, спаси мой дом». Рассказывают, что в эту минуту переменился ветер и пожар удалось быстро прекратить. Второй пожар произошел в июне 1863 года. И на этот раз дворец будто бы снова спасла икона Божьей Матери. Ее, уже по указанию Александра II, вынесли из церкви и обнесли вокруг дворца. Пламя, еще мгновение назад не поддававшееся пожарным, говорят, тут же стало затихать.
Лицеист А. С. Пушкин. 1817–1818 гг.
Третий раз дворец подвергся разорению во время Великой Отечественной войны. Если верить фольклору, фашистские солдаты, оккупировавшие город Пушкин, однажды попытались снять даже позолоту с кровли дворца. Однако попытка провалилась. Каждый раз, едва на крыше дворца появлялись подозрительные фигуры, в дело вмешивались советские снайперы и точными выстрелами сбивали мародеров. Но сам дворец был разрушен и подвергнут варварскому разграблению. Возрождение дворца началось сразу по окончании войны и продолжается до сих пор.
Однако вернемся в XVIII век. Одновременно с Екатерининским дворцом возник, а затем рос и развивался Екатерининский парк. За долгие столетия дворец и парк слились настолько, что уже давно врозь не мыслятся. В 1720-х годах это единство было подчеркнуто прокладкой Эрмитажной аллеи, которая протянулась от центра паркового фасада дворца в глубину так называемого Старого сада, разбитого в голландском вкусе, и известного в обиходной речи как «Голландка». Старый сад делится надвое Рыбным каналом, прорытым в то же время. До Великой Отечественной войны по берегам Рыбного канала росли огромные ели и пихты, посаженные, если верить старым преданиям, самим Петром I. Во время фашистской оккупации их вырубили.
В центре парка был вырыт Большой пруд, в нем жили прекрасные белые лебеди. По осени лебеди не покидали Екатерининский парк. У них были подрезаны крылья. Рассказывают, что Александру I это так не понравилось, что он будто бы однажды пожурил садовника. «Когда им хорошо, — сказал император, — они сами здесь жить будут, а дурно — пусть летят куда хотят». Говорят, после этого на глади Большого пруда появились новые лебеди, с неподрезанными крыльями. Вскоре почти все они разлетелись. Их можно было увидеть в Павловске, Гатчине, в других местах. Но затем, ко всеобщему удивлению, лебеди вновь вернулись в Царское Село.
Екатерининский парк со своими строго расчерченными и бережно ухоженными дорожками и аллеями в представлении Екатерины II олицетворял государственный порядок, которым так гордилась императрица. Она подчеркивала это при каждом удобном случае. Рассказывают о курьезе, происшедшем с известным любителем музыки бароном А. И. Черкасовым. В Екатерининском дворце ему выделили комнаты, куда он мог приезжать в любое время. Однажды ему почему-то помешали ветви деревьев перед его окнами. Он приказал их срубить. Екатерине это не понравилось, и она решила найти способ досадить барону. Придя однажды в отсутствие барона в его покои, она разбросала и перемешала все ноты, которые у Черкасова всегда находились в порядке. А затем, увидев раздосадованного и разгневанного Черкасова, как можно мягче проговорила: «Теперь вы понимаете, что досадно видеть беспорядок в любимых вещах, и научитесь быть осмотрительнее».
Сохранилась еще одна легенда о болезненной любви Екатерины к порядку. Недалеко от Большого пруда находится так называемое Розовое поле. Это обширный зеленый луг, обрамленный роскошными кустами роз. Как-то прогуливаясь по парку, императрица обратила внимание на великолепную белую розу и решила подарить ее своему любимому внуку Александру. Но было уже поздно, и, чтобы за ночь розу не срезали, она приказала выставить у куста часового. А наутро совсем забыла о своем вчерашнем намерении. А часовой стоял. Затем его сменил другой, третий… четвертый гвардеец. Не зная о планах императрицы и боясь совершить непоправимую ошибку, командир караула учредил у розового куста постоянный караульный пост. Говорят, этот пост просуществовал вплоть до воцарения императора Николая I, который и отменил его за ненадобностью. По другим легендам, узнав о происхождении поста, Николай перевел его в другое место, к Орловским воротам, и повелел, «чтобы часовой по-прежнему, в память Великой бабки его, основоположницы лихих лейб-гусар, всегда назначался от этого полка».
Екатерининский парк богато украшен беломраморными скульптурами, особенно впечатляюще выглядящими на фоне темно-зеленых древесных крон. Традиционно бережное отношение к ним по инерции сохранялось и после Октябрьского переворота. Правда, иногда это принимало самые невероятные формы. Одна из легенд послереволюционного Петрограда повествует о том, как в 1918 году Петроградский губисполком получил телеграмму из Царского Села, из которой следовало, что после бегства белогвардейцев в одном из прудов Екатерининского парка нашли сброшенный с пьедестала обезображенный бюст Карла Маркса. В Царское Село спешно направили комиссию во главе со скульптором Синайским, автором памятника основателю марксизма, созданного в рамках ленинского плана монументальной пропаганды. К приезду высокой комиссии бюст уже установили на постамент и укрыли белоснежным покрывалом. Предстояло его вторичное торжественное открытие. Под звуки революционного марша покрывало упало, и Синайский в ужасе отшатнулся. Перед ним хитро и сладострастно улыбался, склонив едва заметные мраморные рожки, эллинский сатир — одна из парковых скульптур Царского Села. Синайский, рассказывает легенда, осторожно оглянулся вокруг, но ничего, кроме неподдельного революционного восторга на лицах присутствовавших, не заметил. «Памятник» великому основателю марксизма открыли.
При Екатерине II Царское Село превращается в загородную императорскую резиденцию. Вместо «Деревни царя», как называли его при Петре I, Царское стали называть «Дворцовым городом», «Петербургом в миниатюре» или «Русским Версалем». В непосредственной близости с Царским Селом Екатерина II решила построить новый городок и жить там со своим двором, устроив там, как она говорила, «Русский Версаль». Теперь этот городок известен как один из районов города Пушкина — София.
А. А. Тон. Царское Село. Лицей. 1822 г.
Сразу после открытия в Царском Селе Александровского лицея в аристократических салонах питерские остроумцы заговорили о «Городе Лицее на 59 градусе северной широты». От Lykeion — названия знаменитой древнегреческой философской школы на окраине Афин.
Но одно из самых распространенных названий современного города Пушкина — это «Город муз». В самом деле, на протяжении нескольких столетий в Царском Селе, а затем в Пушкине жили и работали многие выдающиеся представители русской литературы. Не говоря уже о самом Пушкине, заметный след в истории города оставили историк Николай Карамзин и философ Петр Чаадаев, писатели Алексей Толстой и Вячеслав Шишков, поэты Анна Ахматова, Сергей Есенин, Иннокентий Анненский, Николай Гумилев, Татьяна Гнедич и многие другие известные поэты и писатели.
Но мы опять отвлеклись.
Царскосельский, или Александровский, лицей, предназначенный для подготовки высших государственных чиновников различных ведомств, открылся в 1811 году. Это было необычное для России учебное заведение. Оно представляло из себя нечто среднее между существовавшими тогда гимназиями, кадетскими корпусами и университетом. По мнению его основателей, образование в нем должно быть не столько универсальным, сколько энциклопедическим. В этом виделся особый смысл. Иван Пущин в своих воспоминаниях вкладывает в уста Милорадовича, приветствовавшего выпускников Лицея, назначенных в гвардию, такие слова: «Да это не то, что университет, не то, что кадетский корпус, не гимназия, не семинария — это… лицей!»
Выбор Царского Села, а точнее одного из флигелей Екатерининского дворца, для размещения Лицея не был случайным. Он обусловился желанием царствующего императора Александра I дать европейское образование своим младшим братьям, великим князьям Николаю и Михаилу Павловичам. До этого они получали, если можно так выразиться, домашнее образование. Но их мать, вдова императора Павла I, Мария Федоровна собиралась отправить детей для продолжения учебы в Европу. Александр I будто бы узнал об этом и, памятуя о сложных отношениях с Европой накануне войны 1812 года, якобы, не желая отправки братьев в Европу, повелел основать свое учебное заведение в Царском Селе. Так это или нет, доподлинно не известно. Впрочем, великие князья в Лицее так и не учились. Однако, как впоследствии вспоминал лицеист пушкинского выпуска Модест Корф, и император Николай I, и великий князь Михаил Павлович не раз обращались к нему по-французски: «mon camarade mangue», то есть «мой несостоявшийся однокашник».
Дворцовый флигель, где разместился Лицей, в свое время возвел архитектор И. В. Не…лов для великих княжон — дочерей наследника престола Павла Петровича. Из флигеля над Садовой улицей перекинули галерею для непосредственной и более удобной связи с царским дворцом. Стареющая Екатерина II таким образом могла чаще навещать своих внучек.
Для размещения Лицея флигель подвергся серьезной перестройке, проведенной по проекту архитектора В. П. Стасова. Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября того же 1811 года — дата, известная всей читающей России по ежегодным лицейским праздникам.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Царское Село
Царское Село В 25 километрах от Петербурга в живописной местности, издавна известной среди местных жителей как Saris hoff, что в переводе означает «возвышенное место», раскинулся один из самых знаменитых петербургских пригородов — город Пушкин. За свою почти трехсотлетнюю
ЕСЕНИН Сергей Александрович 21. IX(3.X).1895, село Константиново Рязанской губернии — 28.XII.1925, Ленинград
ЕСЕНИН Сергей Александрович 21. IX(3.X).1895, село Константиново Рязанской губернии — 28.XII.1925, Ленинград Если бросить маленький мостик от предыдущего имени, то можно сказать так: Евреинов — продукт культуры, а Есенин — дитя природы.О Сергее Есенине в 30 — 50-е годы — молчок
ЗЕНКЕВИЧ Михаил Александрович 9(21).V.1886, село Николаевский городок Саратовской губернии — 14.IX.1973, Москва
ЗЕНКЕВИЧ Михаил Александрович 9(21).V.1886, село Николаевский городок Саратовской губернии — 14.IX.1973, Москва Последний акмеист Зенкевич пережил всех своих единомышленников и единотворцев по цеху, однако нельзя сказать, что его судьба сложилась счастливо. Акмеист в
МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович 7(19).VII.1893, село Багдади Кутаисской губ. — 14.IV.1930, Москва
МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович 7(19).VII.1893, село Багдади Кутаисской губ. — 14.IV.1930, Москва Владимир Маяковский как поэт и личность резко выделяется среди поэтов. Это не лирический Блок, не хулиганствующий Есенин и уж, во всяком случае, не романтизированный Мандельштам.
МИНСКИЙ Николай Максимович ВИЛЕНКИН 15(27).I.1855, село Глубокое Виленской губернии — 2.VII.1937, Париж
МИНСКИЙ Николай Максимович ВИЛЕНКИН 15(27).I.1855, село Глубокое Виленской губернии — 2.VII.1937, Париж Один из патриархов декаданса прожил длинную жизнь — 82 с половиною года — и изведал многое — хвалу и хулу. Произведения Минского хвалили Гончаров, Тургенев и Надсон. По
ОЦУП Николай Авдеевич 23. X(4.XI).1894, Царское Село — 28.XII.1958, Париж
ОЦУП Николай Авдеевич 23. X(4.XI).1894, Царское Село — 28.XII.1958, Париж Николая Оцупа чаще всего представляют учеником и биографом Николая Гумилева. Действительно, это так, Оцуп даже ходил хлопотать в ЧК, когда Гумилева арестовали. Написал о своем любимом поэте несколько работ, в
ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ Виктор Владимирович 28. X(9.XI).1885, Зимняя Ставка близ Астрахани (ныне село Малые Дербенты, Калмыкия) — 28.VI.1922, дер. Санталово бывшей Новгородской губернии
ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ Виктор Владимирович 28. X(9.XI).1885, Зимняя Ставка близ Астрахани (ныне село Малые Дербенты, Калмыкия) — 28.VI.1922, дер. Санталово бывшей Новгородской губернии На одном из автопортретов Хлебников сделал надпись: «Заседания общества изучения моей жизни». И
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич 16(28).I.1853, Москва — 31.VII(13.VIII).1900, село Узкое под Москвой
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич 16(28).I.1853, Москва — 31.VII(13.VIII).1900, село Узкое под Москвой Владимира Соловьева можно числить по двум разрядам: как философа и как поэта. Философ-поэт Серебряного века, оказавший огромное влияние на Блока, Белого, Брюсова, Вячеслава Иванова и других
ФЕДОРОВ Николай Федорович Июнь 1829, село Ключи Тамбовской губернии — 15(28).XII.1903, Москва
ФЕДОРОВ Николай Федорович Июнь 1829, село Ключи Тамбовской губернии — 15(28).XII.1903, Москва Николай Федоров не был профессиональным философом академического типа, и тем не менее считался мудрецом, загадочным и одиноким, московским Сократом. Владимир Соловьев называл его
АЛЕКСЕЙ СУВОРИН 11(23).IX.1834, село Коршево Воронежской губернии — 11(24).VIII.1912, Петербург
АЛЕКСЕЙ СУВОРИН 11(23).IX.1834, село Коршево Воронежской губернии — 11(24).VIII.1912, Петербург Советская власть очень не любила царскую Россию, а вместе с нею терпеть не могла защитника «дворянско-помещичьего строя» Алексея Сергеевича Суворина. Энциклопедический словарь (1955)
ИВАН СЫТИН 24. I(5.II).1851, село Гнездилово Костромской губернии — 23.IX.1934, Москва
ИВАН СЫТИН 24. I(5.II).1851, село Гнездилово Костромской губернии — 23.IX.1934, Москва Иван Дмитриевич Сытин — такая же колоссальная фигура в русской культуре, как Алексей Суворин, только попроще, попрагматичнее, без писательской рефлексии и душевной тоски (крестьянская закваска).
Царское Село
Царское Село Более всего образ юного Пушкина ассоциируется у русских поэтов с Царским Селом, где прошли лицейские годы гения, куда он много раз наведывался в молодости и зрелости, где провёл первое, самое счастливое лето семейной жизни с Натальей Николаевной. Царское