цели стажировки педагогической практики
Отчет по педагогической практике в рамках курса переподготовки
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
Ворониной Татьяны Анатольевны,
курсов профессиональной переподготовки
проходившего педагогическую практику проходившего педагогическую практику в
Государственном областном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Усманский промышленно-технологический колледж»
(в период с 13 июня 2018 г. по 23 июня 2018 г.)
Наталья Александровна Фитисова, заместитель директора по учебной работе
Руководитель УО МП / __________/ /____________________/
Краткая характеристика ОУ на базе которого проходит стажировка.
Учреждение является некоммерческой организацией.
Учреждение образовано в соответствии с созданием в 1931 году на базе Воронежской средней девятилетней школы и переведено в 1932 году в город Усмань Липецкой области как техникум.
Организационно-правовая форма – бюджетное учреждение.
Тип Учреждения – профессиональная образовательная организация.
В Усманском промышленно-технологическом колледже обучаются студенты на очном и заочном отделении по специальностям: «Агрономия», «Механизация сельского хозяйства», «Садово-парковое и ландшафтное строительство», «Землеустройство», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Право и организация социального обеспечения»
Цель стажировки: овладение профессиональными компетенциями осуществления образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом специфики преподаваемого предмета.
Стажировка носит индивидуальный характер. В основе стажировки слушателей лежит системно-деятельностный подход и требования ФГОС ВО, СПО, ДПП.
Планируемый результат стажировки:
1. Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в образовательном учреждении. Педагог должен:
— создавать условия для воспитания и развития обучающихся, мотивировать их деятельность по освоению учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), выполнению заданий для самостоятельной работы; привлекать к целеполаганию, активной пробе своих сил в различных сферах деятельности, обучать самоорганизации и самоконтролю;
— использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, с учетом
— специфики образовательных программ, требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) ВО, СПО (для программ СПО); ДПП.
— особенностей преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
— задач занятия (цикла занятий), вида занятия;
— стадии профессионального развития;
— возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания;
— уметь применять современные практики, содержание, формы и методы профориентации и консультирования по вопросам профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития в процессе освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), эффективные приемы общения и организации деятельности, ориентированные на поддержку профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития обучающихся;
— учитывать особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья);
— знать и уметь применять педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида;
— знать и уметь применять психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
Ознакомление с нормативными документами образовательного учреждения, локальными актами, учебными планами.
В процессе стажировки были рассмотрены следующие локальные акты: Устав образовательного учреждения, Положение о методическом совете, Положение об учебном кабинете, Положение об организации самостоятельной работы студентов, Положение о внутриколледжном контроле, Положение о деятельности структурных подразделений, Положение о педагогическом совете, Положение о преподавателях, Учебные планы, Положение внутреннего распорядка.
Ознакомление с учебно-методическим комплексом по дисциплине иностранный язык (немецкий) для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Рассмотрен учебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык (немецкий)» для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения». В комплекс входят: рабочая программа, календарно-тематический план, контрольно-измерительные средства, методические указания для организации и проведения самостоятельной работы.
Разработка шаблона методических указаний для дисциплины «Иностранный язык (немецкий)»
На основе имеющихся знаний разработан шаблон методических рекомендаций, он содержит: введение, общие требования к организации самостоятельной работы, структуру методических указаний к выполнению самостоятельной работы, заключение, список использованных источников, включая Интернет-ресурсы.
Разработка и оформление самостоятельной работы № 1 «Подготовка сочинения на тему «История немецкой Конституции»
Самостоятельная работа имеет следующую структуру: наименование работы (тема работы), цель, структура работы, методические рекомендации, форма контроля и критерии оценки.
Разработка и оформление самостоятельной работы № 2 «Составление кроссворда на тему «Юридические термины»
Самостоятельная работа имеет следующую структуру: наименование работы (тема работы), цель, структура работы, методические рекомендации, форма контроля и критерии оценки.
Разработка и оформление самостоятельной работы № 3 «Подготовка презентации на тему «Сравнительная характеристика Конституций ФРГ и РФ»
Самостоятельная работа имеет следующую структуру: наименование работы (тема работы), цель, структура работы, методические рекомендации, форма контроля и критерии оценки.
Разработка и оформление самостоятельной работы № 4 «Подготовка реферата на тему «Социальное право ФРГ»
Самостоятельная работа имеет следующую структуру: наименование работы (тема работы), цель, структура работы, методические рекомендации, форма контроля и критерии оценки.
Разработка и оформление самостоятельной работы № 5 «Подготовка проекта на тему «Права граждан»
Самостоятельная работа имеет следующую структуру: наименование работы (тема работы), цель, структура работы, методические рекомендации, форма контроля и критерии оценки.
Оформление методических рекомендаций по организации и проведению самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иностранный язык (немецкий)» для специальности 40.02.01 «право и организация социального обеспечения»
Проведена работа по оформлению методических рекомендаций.
Подготовка и оформление отчета по стажировке
Подготовлен отчет о стажировке, презентация на тему «Формы самостоятельной работы»
Отчёт по педагогической практике «Дневник стажировки»
Цели стажировки: Развитие профессиональных компетенций стажёра в области планирования, организации и анализа различных направлений, видов и форм внеурочной работы и общения обучающихся.
Отчёт расположен на 10 листах и содержит краткую характеристику ОУ, на базе которого проходила стажировка; цели стажировки; обобщённые результаты её прохождения.
Просмотр содержимого документа
«Отчёт по педагогической практике «Дневник стажировки»»
1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОУ, НА БАЗЕ КОТОРОГО ПРОХОДИТ СТАЖИРОВКА
Сведения об образовательной организации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Н.И. Бореева» (МБОУ СОШ № 2 им. Н.И. Бореева) расположена по адресу г. Моршанск, ул. Гибнера, 13. Школа имеет гостиницу для проживания учащихся, расположенную по адресу г. Моршанск, ул. Интернациональная, 21. В школе имеется библиотека, стадион, два спортивных зала, медицинская комната, прививочный кабинет.
Проблема, над которой работает школа: Развитие и воспитание творческой индивидуальности личности школьников в условиях формирующейся новой образовательной среды.
Численность учащихся в 2020-2021 учебном году составляет 708 учеников.
Устав образовательной организации;
Лицензия на осуществление образовательной деятельности и приложение (стр.1, стр.2) к ней;
Свидетельство о государственной аккредитации и приложение к свидетельству;
План финансово-хозяйственной деятельности;
Локальные нормативные акты;
Отчет о результатах самообследования;
Платные образовательные услуги;
Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний;
Паспорт дорожной безопасности образовательной организации;
Методические рекомендации по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями;
Основная образовательная программа основного общего образования;
Образовательная программа дошкольного образования;
Образовательная программа дополнительного образования;
Положение о разработке и утверждении рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности;
Образовательная программа внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов в соответствии с ФГОС ООО;
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
Программа психологического сопровождения участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС;
Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.
Школа реализует основные и дополнительные (бесплатные) образовательные программы на русском языке:
Вид образовательной программы
Уровень (ступень) образовательной программы
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее (полное) общее образование
Дополнительные общеобразовательные программы следующих направленностей:
в форме семейного образования;
классы интегрированного обучения (или коррекционные);
обучение на дому (на основании заключений ОПМПК, ТПМПК и заявлений родителей (законных представителей));
дистанционное обучение (на основании заключений ОПМПК, ТПМПК и заявлений родителей (законных представителей)).
Нормативный срок обучения:
Развитие профессиональных компетенций стажёра в области планирования, организации и анализа различных направлений, видов и форм внеурочной работы и общения обучающихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Ознакомиться с современным состоянием учебно-воспитательной работы и накопленным педагогическим опытом в МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева;
Приобрести навыки, необходимые для успешного осуществления учебной и воспитательной работы с учётом психолого-возрастных особенностей обучаемых;
Научиться определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения обучающихся на базе школы и Гостиницы (общежития) для обучающихся, планировать и проводить внеурочные занятия, мероприятия;
Сформировать творческий подход к педагогической деятельности, обогатить и расширить педагогический кругозор, выработать стратегию поведения в различных педагогических ситуациях;
Овладеть навыками составления конспектов внеурочных занятий и воспитательных мероприятий;
Продолжить развитие чувства ответственности за результаты своего труда;
Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий;
Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся;
Закрепить на практике профессиональные знания, умения и навыки, полученные в результате теоретической подготовки, овладеть профессиональными компетенциями осуществления образовательного процесса в основной школе с учётом специфики внеурочной деятельности в контексте ФГОС.
В результате стажировки слушатель-стажёр освоит вид деятельности – организация внеурочной деятельности и общения обучающихся.
В результате стажировки у слушателя-стажёра будут сформированы профессиональные компетенции:
Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия;
Проводить внеурочные занятия;
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся;
Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий;
Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся.
3. ОТЧЁТ СЛУШАТЕЛЯ-СТАЖЁРА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОХОЖДЕНИЯ СТАЖИРОВКИ
3.1. Индивидуальный план работы слушателя-стажёра на период педагогической стажировки
Внеурочное занятие социальной направленности
Внеурочное занятие экологической направленности
Внеурочное занятие нравственно-интеллектуальной направленности
Внеклассное мероприятие духовно-нравственной направленности
Внеурочное занятие общекультурной направленности (посещение)
Психолого-педагогическая консультация социальной направленности
Конкурс инсценированной песни патриотической направленности
Внеурочное занятие по знанию безопасной деятельности в сети Интернет
Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Звонкие голоса России»
Внеурочное занятие гражданско-патриотической направленности
3.2. Отчёт о проделанной работе в период педагогической стажировки
Ознакомление с нормативно-правовыми документами школы, отражающими работу в условиях реализации требований в педагогическом процессе. Изучение методических рекомендаций по внеурочной деятельности.
Составление плана педагогической практики, формирование личных целей стажировки.
методов и приёмов работы с обучающимися,
методов контроля и самоконтроля на внеурочном занятии,
применения инновационных технологий при организации и проведении внеурочного занятия.
Проведение внеурочного занятия социальной направленности «Учимся общаться» для учащихся 4 класса (на базе школы).
Написание самоанализа внеурочного занятия.
Изучение технологий и психолого-педагогических параметров модели современного внеурочного занятия.
Индивидуальный план прохождения педагогической практики составлен совместно с руководителем стажировки.
Изучение технологий и психолого-педагогических параметров модели современного внеурочного занятия.
Разработка плана проведения внеурочного занятия. Подбор литературы (библиотека, методические и наглядные пособия, Интернет).
Изучение применения инновационных технологий при организации и проведении внеурочного занятия.
Подготовка конспекта внеурочного занятия.
Уточнение плана проведения внеурочного занятия, согласование с руководителем стажировки.
Разработка презентации к внеурочному занятию. Подготовка презентации.
Анализ своей деятельности позволяет провести работу над ошибками, систематизировать свою деятельность.
Проведение тематического занятия (на базе Гостиницы (общежития)) для обучающихся 9-11 классов «Только вместе мы сможем сделать мир ярче!» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче и Всероссийского урока «Экология и энергосбережение».
Написание самоанализа внеурочного занятия.
Цели и задачи занятия:
— обучать детей беречь планету, бережно использовать её ресурсы;
— познакомить обучающихся с приёмами и средствами энергосбережения, дать информацию об источниках энергии, их роли в жизни человека.
Самоанализ помогает систематизировать свою деятельность; проведение работы над ошибками.
Проведение тематического занятия «День школьных библиотек» (на базе Гостиницы (общежития)) для обучающихся 7-8 классов в рамках Международного дня школьных библиотек.
Написание самоанализа внеурочного занятия.
Проведение внеклассного мероприятия духовно-нравственной направленности «Посиделки на Покров» (в 4-ом классе).
Написание анализа внеклассного мероприятия.
Публикация на видеохостинге YouTube.
Цели и задачи проведения:
— сохранение и укрепление православных традиций русского народа, приобщение к культурному отдыху и воспитание грамотной личности в духовно-нравственном аспекте;
— формирование духовно-нравственной личности,
— развитие творческих способностей обучающихся.
Посещение внеурочного занятия общекультурной направленности «Вальс» (для обучающихся 3 класса).
Написание анализа внеурочного занятия.
Внеурочное занятие проводилось в форме Клуба «Магия танца». Место проведения: актовый зал школы.
Цели занятия: Закрепление знаний различных видов танцев; знакомство с азами танца «Вальс»; развитие чувства ритма, музыкального слуха и памяти, координации, пластичности, умения ориентироваться в пространстве; воспитание у учащихся чувства прекрасного, любви к музыке, правил культуры поведения.
Проведение психолого-педагогической консультации-практикума «Учимся общаться без конфликтов» (на базе Гостиницы (общежития)) для обучающихся 9-11 классов.
— ознакомить обучающихся со способами решения конфликтных ситуаций;
— помочь скорректировать своё поведение в сторону снижения его конфликтности;
— способствовать развитию социально-коммуникативной компетентности и сплочению коллектива;
— развивать умения и навыки командного взаимодействия.
Публикация на видеохостинге YouTube.
Конкурс инсценированной песни посвящён 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конкурс призван формировать у обучающихся морально-нравственные принципы, воспитывать чувство уважения к старшему поколению, истории Родины.
Цели и задачи конкурса:
– совершенствование системы патриотического воспитания обучающихся;
— формирование стремления к победе, гармонии совершенства, физического и духовного начала;
— воспитание у молодого поколения духа патриотизма: патриотических ценностей и идеалов, уважение к культурному наследию России;
— формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции;
— популяризация военно-патриотической солдатской песни.
Проведение внеурочного занятия на тему «Интернет. Территория безопасности» (на базе Гостиницы (общежития)) для обучающихся 7-8 классов в рамках празднования Дня Интернета в России.
Написание самоанализа внеурочного занятия.
Цели и задачи мероприятия:
— знать об опасностях мировой паутины; проверить свои знания и навыки по безопасному использованию Интернета для учёбы и отдыха;
— найти ответы на вопросы: «Какие опасности подстерегают в Интернете?» и «Как их избежать?».
Занятие проводилось в форме видеолекции и беседы.
Публикация на видеохостинге YouTube.
Цель: Совершенствование системы художественно-эстетической направленности; поддержка одарённых детей.
— воспитание уважения к культурному наследию России;
— формирование нравственных чувств и эстетических потребностей детей и подростков через работу над уровнем репертуара;
— выявление и поддержка талантливых детей и подростков, реализация творческих возможностей, развитие лучших традиций художественного творчества.
Проведение тематического занятия патриотической направленности «Наша сила – в единстве» (на базе Гостиницы (общежития)) для обучающихся 9-11 классов, посвящённого государственному празднику современной России «День народного единства» (4-е ноября).
Написание самоанализа внеурочного занятия.
Подведение итогов стажировки (практики).
Цели и задачи мероприятия:
— оказывать обучающимся содействие в формировании знаний об истории России: познакомить с историей возникновения праздника «День народного единства», великими страницами истории Родины, людьми, которые отстояли страну в грозный час;
— воспитывать у обучающихся интерес к изучению истории своей страны;
— воспитывать чувство патриотизма, ответственности за судьбу своей страны;
— формировать сплочение детского коллектива.
Форма проведения занятия – «Информационный журнал».
Подготовка и оформление отчётной документации и дневника по практике.
Беседа с руководителем стажировки по итогам выполненной работы.
Оформление отчётной документации: Дневник, План-конспект и Самоанализ урока, Презентация и заверенная печатью, подписью директора отсканированная Титульная страница Дневника.
За время прохождения стажировки мной были изучены основные документы образовательного учреждения, образовательные программы: внеурочной деятельности в 1-4-х классах (приложение к «Образовательной программе НОО»), внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов в соответствии с ФГОС ООО, программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, программа психологического сопровождения участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС; организация педагогического процесса и индивидуальные особенности развития обучающихся; изучена проблема «Развитие и воспитание творческой индивидуальности личности школьников в условиях формирующейся новой образовательной среды», над которой работает школа. При изучении документов и данной проблемы, над которой работает МБОУ СОШ №2, я сделала вывод, что внеклассная работа с обучающимися всегда останется актуальной для любого учителя и воспитателя, т.к. она успешно объединяет триединую функцию — обучение, воспитание и развитие личности в любом общеобразовательном учреждении.
В ходе стажировки мной использовались практические и теоретические формы и методы обучения и воспитания учащихся, при организации учебной деятельности обеспечивалось достижение метапредметных образовательных результатов как важнейшего компонента современной образовательной системы, учитывались индивидуальные особенности учащихся.
Изучались особенности педагогического мастерства квалифицированных специалистов по учебно-воспитательной работе школы. Посещены и проанализированы занятия по внеурочной деятельности. В ходе стажировки при проведении внеурочных занятий изучались интересы учащихся, а именно в творческой деятельности: умение анализировать, делать выводы, выполнять индивидуальные творческие проекты, представлять их.
Мною посещались внеклассные мероприятия различной направленности. Также самостоятельно организованы и проведены мероприятия по внеурочной деятельности: многие учащиеся школы были вовлечены в участие в олимпиадах, конкурсах и внеклассных мероприятиях различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского и Международного).
При прохождении стажировки закреплены теоретические и практические знания, полученные при изучении общих психолого-педагогических и специальных дисциплин, теории и методики преподавания по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС».
ДНЕВНИК педагогической практики курсов профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Сафиуллиной Юлии Харисовны
курсов профессиональной переподготовки
«Воспитание детей дошкольного возраста»,
проходившего педагогическую практику в
в МАОУ «СОШ № 59 г.Челябинска», дошкольное отделение
в период с 01.03.2021 г. по 12.03.2021 г.
Челябинск 2021
Характеристика образовательного учреждения
1. Название ОУ: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №59, дошкольное отделение.
2. Адрес ОУ: 454077 г.Челябинск, ул. Мамина, 9
Электронный адрес: https://maouschool59.com/
3. Характеристика основных услуг:
· Осуществление присмотра и ухода за детьми, осваивающими программы дошкольного образования.
4. Зам. директора по д/в: Созыкина Ольга Михайловна.
5. Старший воспитатель: Тихомирова Юлия Петровна.
6. Группа: разновозрастная группа (возраст детей от 3 до 7 лет).
7. Режим работы учебного заведения: 12- часовое пребывание воспитанников, график работы детского сада: с 7.00 до 19.00. Выходные дни: суббота, воскресенье, нерабочие праздничные дни.
8. Основные направления работы: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.
В дошкольном отделении функционирует 11 групп общеразвивающей направленности.
Приоритетные направления в работе с детьми:
· охрана, укрепление здоровья и физического развития ребенка,
· развитие общих способностей дошкольника, произвольности его поведения, познавательной активности, коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе.
Основными целями деятельности МАОУ «СОШ № 59
г. Челябинска», д./о 1 являются:
· охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
· развитие индивидуальных способностей;
· приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
· организация и координация методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.
Основными задачами являются:
· охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
· обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
· приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
· создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
· осуществление необходимой квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии ребенка;
· взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка, забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка.
Реализация общих целей и задач проходит через соблюдение ряда педагогических условий:
· личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком;
· формирование игровой деятельности, как важнейшего фактора развития ребенка;
· создание образовательной среды способствующей личностному и познавательному развитию ребенка.
· 11 групповых помещений;
· музыкальный зал, спортивный зал;
· спортивная площадка на улице;
· прогулочные участки, которые обеспечены игровым оборудованием, мебелью в достаточном количестве;
· методического кабинет (методиста);
Характеристика дополнительных служб:
Медицинский блок, включающий в себя медицинский кабинет, прививочный кабинет и изолятор, для медицинского сопровождения работниками детской поликлиники.
Овладение профессиональными компетенциями осуществления педагогического процесса в образовательной организации, реализующей дополнительные образовательные программы.
Становление и развитие моих профессионально значимых качеств как воспитателя, необходимых для реализации идей современного образования в условиях действующего педагогического процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— ознакомиться с современным состоянием воспитательной работы и накопленным педагогическим опытом в МАОУ «СОШ № 59 г.Челябинска»;
— приобрести навыки, необходимые для успешного осуществления воспитательной работы с учетом психолого-возрастных особенностей воспитанников;
— сформировать творческий подход к педагогической деятельности, обогатить и расширить педагогический кругозор, выработать стратегию поведения в различных педагогических ситуациях;
— совершенствовать способности к наблюдению за педагогическим процессом, к конструированию;
— продолжить развитие чувства ответственности за результаты своего труда.
— закрепить профессиональные знания, умения и навыки стажера, полученные в результате теоретической подготовки, овладеть профессиональными компетенциями осуществления образовательно-воспитательного процесса в ДОУ ;
-формирование и закрепление на практике профессионально ориентированных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки;
-изучение передового опыта лучших воспитателей дошкольных образовательных организаций;
-приобретение профессионально-личностных качеств и организаторских навыков для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
2. 1. Знакомство с документацией образовательной организацией (Устав, лицензия, годовой план, ООП ДОУ, Рабочая, программа, и др.).
4. 2. Составление индивидуального плана стажировки.
Дошкольная группа осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных документов
Устав МАОУ «СОШ № 59 г. Челябинска»
Зарегистрированного постановлением главы администрации Тракторозаводского района г. Челябинска от 11 июля 1996г.
Настоящая редакция изменений № 8 Устава Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 59 г. Челябинска» (далее – Учреждение) разработана в целях приведения правового положения Учреждения в соответствие с требованиями законодательства в сфере образования. Настоящий Устав разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и определяет предмет, цели и основные задачи деятельности; виды реализуемых образовательных программ, структуру и компетенцию органов управления Учреждения, порядок финансового обеспечения Учреждения.
Цели и задачи реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Программа направлена на:
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цели и задачи работы дошкольной организации на период 2020 – 2021 учебного года прописаны в годовом плане.
Анализ режимных моментов в утренний отрезок времени
Педагог осуществляет утренний приём детей в приёмной, приветливо встречает каждого ребенка, спокойно и доброжелательно общается с его родителями. Во время утреннего приёма умело организует игровую деятельность, трудовую деятельность и индивидуальную работу с отдельными детьми. Обеспечивает интересную содержательную деятельность детей, вовлекает в спокойные игры, следит, чтобы они не ссорились, не мешали друг другу. В случае если ребёнок застенчив, пришёл не в настроении или по каким-либо другим причинам не может выбрать себе занятие самостоятельно, педагог помогает ему, старается подключить к играющим детям, помогает в выборе игр и игрушек, либо дает какое-то конкретное поручение. Если дети начинают нарушать правила (кричат, дерутся, отбирают игрушки), воспитатель обращает внимание детей на алгоритм в картинках «Правила поведения в группе». Все дети заходят с удовольствием в группу.
Комплексы утренней гимнастики прописаны: упражнения без предметов или с предметами (с малым мячом или с кубиками, с флажками или гимнастическими палочками). Воспитатель проводит утреннюю гимнастику под музыкальное сопровождение, помогает ребятам правильно выполнять движения.
Процесс умывания осуществляется перед приемом пищи. На умывальнике в мыльнице лежит туалетное мыло, с противоположной стороны, на стене, висят чистые полотенца, индивидуальные для каждого ребенка. Под руководством педагога дети выстраиваются в колонну по два человека и парами подходят к умывальнику, пока двое детей умываются, остальные ждут своей очереди. В умывальных комнатах на стенах висят картинки «Алгоритм умывания». Дети проговаривают последовательность своих действий. У всех детей присутствует умение самостоятельного умывания, а вот с вытиранием насухо лица и рук полотенцем справляются не все, либо не правильно. Процессом умывания руководит педагог, который следил за порядком, дисциплиной и правильностью выполнения процесса, при необходимости оказывает помощь.
Умывшись, дети садятся в коридор на лавочку и играют под руководством воспитателя в пальчиковую игру «Весенние забавы». Пальчиковые игры подбирают в зависимости от темы недели.
Дежурство носит характер поручений. В группе оформлен уголок дежурства, где в кармашки вставляются фотографии ребят. Процесс дежурства в группе по столовой включает в себя сервировку столов и уборку после еды. Дежурные в «униформе» (фартук и колпачок) под руководством педагога накрывают на столы: расставляют салфетки, хлебницы, правильно раскладывают ложки. Дежурные хорошо справляются с поставленной задачей.
При дежурстве на занятиях дети готовят необходимые материалы (раскладывают карандаши, краски, пластилин, бумагу, готовят инструменты (кисточки, стеки), доски для лепки или аппликации, готовят воду для рисования). По окончании занятия дежурные убирают со столов.
Дежурство в уголке природы также носит характер поручений. Дети занимаются поливом и уходом за растениями, ведут календарь погоды ежедневно.
Во время приёма пищи в группе создана спокойная обстановка. После подачи еды на стол, педагог вместе с дежурными рассказывает детям содержание меню, что они будут, есть и желают всем приятного аппетита, дети тихо садятся за столы. Педагог следит за эстетикой питания, правильной посадкой детей за столом, осанкой. Развивает навыки правильного пользования столовыми приборами (ложкой) и принадлежностями (умение пользоваться салфеткой). Приучает выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду; благодарить за еду; выходя из-за стола, задвигать стул. В процессе еды детям своевременно напоминаем о том, что пищу надо хорошо пережевывать, есть аккуратно (не крошить) и бесшумно, съедать всё что предложено, что ставить локти на стол некрасиво.
Анализ режимных моментов второй половины дня
Подъём после дневного сна организован медленный и постепенный, соответствующий установленному режиму. Особое внимание уделяется ослабленным детям, после болезни, для них организован щадящий режим. После сна воспитатель с детьми выполняет бодрящую гимнастику в стихотворной форме, затем в качестве закаливающих процедур дети принимают воздушные ванны, ходят по специальным массажным коврикам, ребристым дорожкам.
Дети средней группы заправляют постели самостоятельно, а помощник воспитателя и воспитатель говорят ребёнку, где заправлено не аккуратно и что нужно поправить, либо поправляют сами взрослые и проговаривают как нужно заправить постель красиво.
После быстрого одевания дети приступили к самостоятельной деятельности, а часть детей, посещающих кружок, были забраны педагогом на занятие. Времени для игр было мало, хотя по установленному режиму, так как в средней группе дети очень увлекаются сюжетом игры и им не хочется расставаться с игрушками. Дети определяли себе вид занятий самостоятельно, тех кто затруднялся в выборе занятия воспитатель направляла словом, а с отдельными детьми проводила индивидуальную работу. Все дети были заняты.
Подготовка к полднику началась с указания к окончанию игр для дежурных по столовой. Дежурные моют руки, одевают «униформу» (фартук и колпачок) и при помощи помощника воспитателя накрывают на свой стол. Тем временем остальные дети занимаются уборкой игрушек на место и переходят к постепенному процессу умывания. Процессом умывания руководит воспитатель, который следит за порядком, дисциплиной и правильностью выполнения процесса. При необходимости оказывает помощь. Умывшись, дети направляются в группу и занимают свои места за столом.
Во время полдника воспитатель следит, чтобы дети съедали всё до конца, правильно пользовались столовыми приборами, следит за их осанкой и аккуратностью. Те дети, которые закончили приём пищи, тихонечко выходят из-за стола, умываются и играют стоя у стола в спокойные игры. Воспитатель распределяет своё внимание на всех детей. После полдника воспитатель организует детей таким образом, чтобы они поставили свои стулья полукругом.
Дети проходят в приёмную, раздеваются и одеваются на вечернюю прогулку самостоятельно по сезону, всю свою одежду аккуратно складывают на определённые места в свой шкаф. Во время процесса одевания на прогулку, воспитатель ведет постоянный контроль над детьми, проговаривая их каждое действие. Учит детей бережному отношению к одежде. При необходимости, детям, которые плохо справляются, воспитатель оказывает помощь (завязывает шнурки, застегивает куртку и т.д.), помощник воспитателя также оказывает помощь детям в переодевании. Одевшись, дети направляются в коридор, одевать обувь.
Перед выходом на улицу воспитатель проводит контроль за одеждой детей и только после того как дети все осмотрены и собраны они дружной колонной по два человека следуют за воспитателем к своему участку. Во время вечерней прогулки воспитатель постоянно общается с детьми, задает им разные вопросы, на которые дети с удовольствием отвечают, организует наблюдения за природными или общественными явлениями, по интересам детей. Предлагает играть в подвижные игры по выбору детей. Дети проводили время на прогулке с большим удовольствием и не хотели уходить домой.
Анализ организации самостоятельной деятельности детей.
После полдника дети приступили к самостоятельной деятельности, а часть детей, посещающих кружок, были забраны педагогом на занятие. Времени для игр было мало, хотя по установленному режиму. Дети определяли себе вид занятий самостоятельно, тех кто затруднялся в выборе занятия воспитатель направляла словом, а с отдельными детьми проводила индивидуальную работу. Все дети были заняты. Группа оснащена большим набором настольных игр: пазлы, лото, домино, шашки, шнуровки, дидактические игры на липучках, кубики «Собери сказку», различные развивающие игры: «Часть и целое», «Части суток», «Паровозики», «Математическое лото», «Чей малыш?», «Кто, где живет?» и т.д. Воспитатели изготовили своими руками дидактические игры: игра «Собери бусы», пособие «Книга чудес» для развития моторики пальцев; Фланелеграф с персонажами на липучках для развития связной речи; для развития грамматического строя речи («Кузовок», «Чей домик?», «Рассели по домикам» и т.д.); для развития фонетической стороны речи («Каждому звуку свою комнату», «Замкни цепочку», лото «Паронимы» и т.д.); для обогащения словарного запаса (лото «В мире растений», «Новоселье», «Собери пять» и т.д.); для развития связной речи («Фотограф», «Составь рассказ», «Исправь ошибку» и т.д.)
Игровая разделена на зоны: «Спортивный уголок», «Уголок для чтения», «Уголок для творчества», «Уголок конструирования», «Уголок по ПДД», «Салон красоты», «Больница Айболит», «Кухня», «Уголок красоты».
Дети очень увлекаются сюжетом игры и им не хочется расставаться с игрушками.
Анализ организации прогулок.
Дети проходят в приёмную, раздеваются и одеваются на прогулку самостоятельно по сезону, всю свою одежду аккуратно складывают на определённые места в свой шкаф. На стене в коридоре висят картинки «Алгоритм одевания». Дети проговаривают последовательность одевания вещей. Во время процесса одевания на прогулку, воспитатель ведет постоянный контроль над детьми, проговаривая их каждое действие. Учит детей бережному отношению к одежде. При необходимости, детям, которые плохо справляются, воспитатель оказывает помощь (завязывает шнурки, застегивает куртку и т.д.), помощник воспитателя также оказывает помощь детям в переодевании. Одевшись, дети направляются одевать обувь.
Перед выходом на улицу воспитатель проводит контроль за одеждой детей и только после того как дети все осмотрены и собраны они дружной колонной по два человека следуют за воспитателем на улицу. Во время дневной и вечерней прогулок воспитатель постоянно общается с детьми, задает им разные вопросы, на которые дети с удовольствием отвечают, организует наблюдения за природными или общественными явлениями, по интересам детей. В группе есть картотека наблюдений для прогулок для каждого сезона. Предлагает играть в подвижные игры по выбору детей (Набор карточек подвижных игр с правилами и ходом игры).
На участке сделана горка (постарались папы). Ребенок выполняет поручение воспитателя – обметает горку от снега. Дети катаются с горки на ледянках. На участке построена снежная крепость для мальчиков, и «Домик» для девочек. Дети проводили время на прогулке с большим удовольствием и не хотели уходить домой.
Анализ совместной деятельности взрослых и детей.
Предстоящие даты и события в марте:
Роль родителей при подготовке к праздникам:
В нашем детском саду проводятся различные праздники и развлечения, в этой статье я хочу поговорить о роли родителей в организации праздников и развлечений.
Праздники в детском саду проводятся не только для детей, но и для родителей, которые принимают в этом непосредственное участие. Помогают детям выучить стихи, изготавливают костюмы и атрибуты к ним, повторяют с детьми слова песен и танцевальные движения. Чтобы не испортить настроение ребенка перед праздником, не нужно говорить, что вам не очень хочется или некогда шить костюм или повторять стишок, ведь ребенок очень ждет этот праздник, он ждет веселья, похвалы, хочет показать вам свои достижения, а праздник как раз хороший повод для демонстрации своих успехов.
1. Стремясь порадовать родителей и показать свои умения, а также получить подарки, ребенок разучивает новые, более сложные стихи и песни, что положительно сказывается на общем развитии. То есть праздник является прекрасной мотивацией к действию.
2. Праздник – это своего рода отчет, о том чему научились дети за определенный период, а так же это отличная возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, на его взаимоотношения с коллективом и отдельными детьми.
3. Праздник позволяет родителям выявить сильные стороны своего ребенка, а так же поработать дома над проблемными моментами (стеснение, нежелание участвовать в празднике, поведение и т.д.)
Я думаю, всем будет интересно узнать, как же проходят праздники у нас в детском саду.
Все праздники проходят в основном в музыкальном зале, но есть массовые мероприятия, которые проводятся на улице – это День знаний, Масленица и т.д., 23 февраля мы традиционно проводим в нашем физкультурном зале.
Музыкальный зал всегда тематически украшен в зависимости от события. Все праздники имеют музыкальную, игровую и танцевальную составляющую. Дети хором или сольно поют песни, водят хороводы, танцуют в парах и т.д., участвуют в играх и сценках, а также дети читают стихи. Завершающим этапом любого праздника, является раздача угощений или подарков.
Жду всех на наших праздниках с интересными идеями и прекрасным настроением.
Анализ организации сюжетно-ролевой игры
для детей «Город мастеров»
1. Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя.
2. Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
3. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
4. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
1. Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.
2. Чтение художественной литературы: Маяковский «Кем быть?», Михалков «А что у вас?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»
Работа с родителями:
Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Юный строитель».
Оформление фото – выставки «Все работы хороши!» (представлены фото родителей детей на работе)
Примерный план игры:
I. Организационный момент
Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.
У вас, у всех растут года, будет и семнадцать.
Где работать вам тогда, чем заниматься?
Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, окончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?
А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?
А поедем мы туда вот на этом автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.
Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофёр и сам мотор!
Нажимаю на педаль, и машина мчится вдаль.
И так, поехали! (звучит песенка «Весёлые путешественники»)
Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный город «Город Мастеров». Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? А где можно поработать, я вам сейчас покажу.
А вот здесь у нас «Строительная площадка».
Строителя знает весь район, мастер он отличный.
Со своей бригадой он строит дом кирпичный.
Дом среди других домов и стройней и выше.
Говорят, до облаков дом достанет крышей.
А вот здесь у нас живут куклы, зайцы, мишки,
Ждут, когда же к ним придут мамочки-малышки.
III. Самостоятельная игровая деятельность детей
Теперь вы видите, как много интересного в нашем городке. Вы можете потрудиться там, где вам понравится.
По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.
Воспитатель: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, магазин, заканчивают работу на стройке. Все садятся на автобус и возвращаются в детский сад.
— Чем запомнилось Вам наше путешествие?
Анализ утренней гимнастики
Гигиенические условия для проведения гимнастики Утренняя гимнастика проводится в спортивном зале.
Утренняя гимнастика полностью соответствовала возрасту детей, она была организованна групповым способом (т.е. воспитатель видел всех детей, в нее входило 6 упражнений, которые выполнялись сверху вниз. Для выполнения упражнений детям было бы хорошо включить песни. Для того что бы дети лучше и качественнее выполняли все упражнения, а также это помогает поднятию настроения детей.
Я считаю что, утренняя гимнастика соответствовала возрасту детей, так как количество общеразвивающих упражнений и их дозировка соответствуют нормам ФГОС.
Воспитатель, верно использовал эти приемы так как, дети точно выполняли все указания воспитателя и для них это было понятно.
На сколько, качественно дети выполняли упражнения? Как воспитатель указывал на ошибки и исправлял их? Я считаю, что дети выполняли движение качественно, так как они внимательно слушали воспитателя, наблюдали за выполнение других детей и помогали друг другу.
Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдал за каждым ребенком и, если возникала необходимость, оказывала физическую помощь отдельным детям, делая указания, подбадривая.
На формирование осанки : наклоны в разные стороны, прогибание назад, коснуться руками голени. (Указания: спина прямая, ниже наклон)
Анализ тихого (сончаса ) в распорядке дня в детском саду
Дневной сон для детей от 3 до 7 лет составляет 2 — 2,5 часа. Во время сончаса присутствие воспитателя в спальне обязательно. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных и эмоциональных игр и занятий.
Все помещения должны ежедневно проветриваться. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа в отсутствие детей за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В присутствии детей допустимо проветривание только в теплое время года без сквозняка. При проветривании температура воздуха не должна опускаться более чем на 2-4°С.
Смена постельного белья проводится не реже одного раза в неделю.
Однако, вне зависимости от возраста, тихий час в детских садах заканчивается в 15.00. После полдника в младших группах проводится общеобразовательное занятие, воспитанники из средних и старших групп заняты играми или самостоятельной деятельностью.
Анализ результатов стажировки
В процессе стажировки мне удалось реализовать все поставленные цели, приобрести бесценный практический опыт работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития, расширить свои знания в психологии и педагогике, сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с детьми (установление личных контактов, навыков сотрудничества, диалогового общения). Кроме этого развивалось умение анализировать и учитывать при организации учебно-воспитательного процесса.
Созыкина Ольга Михайловна сформировала высококвалифицированный коллектив, творчески относящийся к своей работе, заботящийся о детях. Руководитель поддерживает атмосферу психологического комфорта, высокой мотивации к деятельности по достижению педагогами поставленных целей, формированию творчества. Полнота усвоения программы «Воспитание и обучение детей в детском саду» воспитанниками является одним из критериев успешности и эффективности руководства заведующего. Грамотный контроль руководителя определяет организацию сбалансированного и качественного питания в образовательном учреждении, реализацию различных форм лечебно-профилактических и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Показатель заболеваемости детей детского сада снижается.
МАОУ СОШ № 59 г. Челябинска является постоянным участником, неоднократным призёром и лауреатом конкурсов проводимых в г.Челябинске
Руководитель вместе с педагогами использует нетрадиционные формы работы с родителями, которые являются единомышленниками в вопросах семейного воспитания и охотно взаимодействуют с детским садом.
Подведение итогов стажировки.
Подготовка отчетной документации по стажировке:
— краткий отчет по стажировке.
Стажировка воспитателя является продуктивной формой повышения профессиональной квалификации и позволила мне решать следующие задачи:
· формировать умение наблюдать и анализировать учебно-воспитательную деятельность воспитателей ДОУ, её результативность;
· развивать умение планировать, проектировать собственную профессиональную деятельность, умение оперативно изменять направление деятельности с учётом промежуточных результатов, изменившихся условий;
· развивать умение оценивать собственные действия в освоении профессиональной деятельности;
· развивать умение разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин в рамках основной образовательной программы.
· развивать умения конструктивного общения с детьми дошкольного возраста.
Стажировка носит практико-ориентированный характер.
На первом, организационном, этапе, в проведённых беседах с руководителем стажировки, со старшим воспитателем познакомилась со структурой и спецификой работы учреждения, характеристикой контингента детей, с основными задачами и содержанием работы педагога ДО. Изучила нормативную документацию ДО.
Изучила уровень развития детей данной группы на начало стажировки и спроектировала индивидуальный план работы своей педагогической деятельности в качестве воспитателя. Постепенно включалась в проведение режимных моментов и руководство детской деятельностью.
На последнем, итоговом, этапе провела анализ результатов практики, составила отчётную документацию, подвела итоги своей профессионально-педагогической деятельности.
За время прохождения стажировки в МАОУ «СОШ № 59 г.Челябинска» мною были изучены следующие документы: Устав организации, её стратегия, производственные документы, я закрепила на практике теоретические знания по основам менеджмента, изучила организационную и управленческую структуры учреждения, сформировала профессиональные навыки, а так же получила практический опыт работы в педагогическом коллективе.
Анализируя знания и опыт, полученные в период прохождения стажировки, учитывая непростую специфику работы, полагаю, что результат – это благоприятные условия для воспитания детей в современном мире. Среди наиболее актуальных вопросов – проблемы источников финансирования, разработка, оценка и внедрение общегосударственных и региональных социальных программ. К наиболее острым проблемам относятся:
— постоянное реформирование образовательной сферы, частое изменение существующих и введение новых законов;
— ограниченность финансовых ресурсов, что не позволяет необходимого финансирования для содержания дошкольного учреждения;
— нехватка квалифицированного персонала;
— низкий социальный статус обслуживающего персонала и неадекватная заработная плата не позволяет укомплектовать кадровый состав активными, знающими свое дело и умеющими хорошо работать сотрудниками.
Эти проблемы являются общими для всего государства и понятно, что решение этих задач необходимо для достойного воспитания детей и уровня жизни сотрудников.
Прохождение практики является важным элементом при подготовке будущего специалиста, и дает возможность применить полученные в процессе обучения знания, умения и навыки на практике. Практика помогла мне понять, как много зависит от грамотно созданной системы управления в учреждении – начиная от правильно подобранных кадров и заканчивая эффективной работой с информацией. Для руководителя очень важно разработать подходящую систему управления персоналом, научиться стимулировать сотрудников.
Считаю, что полученные мною знания очень ценны для моего развития как специалиста.
Список используемой литературы:
1. Друкер П.Ф. Эффективное управление. М.:ФАИР-ПРЕСС, 2008.
2. Егоршин А.П. Управление персоналом. Н.Новгород:НИМБ, 2007.
3. Лобейко Ю.А. Управление человеческими ресурсами (учебное пособие). М.: Илекса, 2012.
4. Мурашко Н.И. Управление персоналом организации. К.: Компас, 1997.
7. Управление персоналом организации: Учебник. Под ред. А.Я.Кибанова. М.: Инфра
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.