целями работы по чтению в заключительный период обучения грамоте являются
Цели, содержание и принципы обучения грамоте. Часть 1.
Обучение грамоте происходит в I классе начальной школы и делится на два периода: подготовительный (примерно четыре — шесть недель) и основной, который продолжается в течение второй и третьей четвертей учебного года. Постановлением Министерства образования и науки определен возраст поступления в I класс — не менее шести с половиной лет. Это объясняется результатами экспериментов последних двадцати лет, когда обучение в начальной школе имело вариативный характер: в трехлетнюю начальную школу (I —III) принимали детей с семи лет, а в четырехлетнюю (I —IV) — шестилеток. Анализ отчетов, результаты диагностики знаний, умений и навыков выпускников начальных классов, обсуждение процесса обучения шестилеток показали, что в настоящее время оптимальный возраст — 6,5 лет — для обучения в школе выбран верно.
Общей целью периода обучения грамоте является ознакомление детей с системой звуков и букв в русском языке, формирование элементарных учебных действий самоорганизации (внимания, планирования, самоконтроля), технических умений чтения (правильности, сознательности, выразительности и беглости) и письма (каллиграфического изображения письменных букв, правильного их соединения, скорописи). Задачи, которые решаются в этот период начальной школы, связаны с формированием учебных умений правильной посадки, использования учебных и дидактических пособий, знакомством с правилами поведения на уроке: слушать и слышать учителя и одноклассников, целесообразно высказываться, организовать рабочее место на парте.
В содержание учебной работы входит первоначальное обучение чтению и письму (в том числе каллиграфии, графике и элементам правописания), формирование фонетических умений (звукового разбора, характеристика звуков, графическое изображение единиц языка), развитие фонематического слуха и пропедевтика орфографических умений, обогащение словаря и речи первоклассников, совершенствование их речевой деятельности, знакомство с учебной книгой и приобщение к художественной литературе (чтение и инсценирование сказок, басен, загадок и пословиц).
Фонетика и графика русского языка являются лингвистической основой обучения чтению и письму. Особенности русской звуко-буквенной системы диктуют определенные требования к обучению грамоте.
Основой обучения грамоте служит звучащая речь. Это значит, что на уроках проводятся звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и слогов, сопоставление слогов с их буквенным выражением, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа. К концу основного периода, т.е. к середине апреля в 4-летней школе, школьники должны владеть следующими важнейшими умениями:
Лекция 5 ступени обучения чтению и письму
СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ
1. Организация и содержание работы в подготовительный период обучения грамоте.
2. Организация и содержание работы в основной период обучения грамоте.
1. Организация и содержание работы в подготовительный период обучения грамоте.
Процесс обучения грамоте разделяют на два периода:
Подготовительный период имеет свои цели:
— усвоение звуков в результате анализа звучащей речи;
— подготовка к чтению и письму;
— выявление степени готовности учащихся к обучению.
Подготовительный период имеет 2 ступени: безбуквенная и изучение первых 5 гласных звуков и букв.
На первом ступени дети овладевают такими понятиями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слог-слияние. В это же время происходит знакомство с азбукой (букварем), со средствами письма; проводятся первые аналитико-синтетические упражнения и упражнения, тренирующие руку для письма.
На второй ступени подготовительного периода изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] и буквы Аа, Оо, Ии, ы, Уу. Учитель ведет работу по активизации словаря детей, создаются предпосылки к обучению слоговому чтению. Дети получают представление о слогообразующей роли гласных.
Задачи сформулированы в соответствии с результатами психологических исследований и содержанием учебного материала.
1. Приобщение детей к учебной деятельности. Решая данную задачу, учитель:
— добивается усвоения правил поведения на уроке и перемене;
— формирует умение правильно сидеть, поднимать руку, вставать при ответе;
— вырабатывает умение громко и четко отвечать;
— приучает слушать учителя и выполнять его указания;
— учит слышать ответы товарищей и реагировать на них;
— учит детей правильно обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями.
2. Выявление уровня готовности детей к школе.
Для выявления уровня школьной зрелости существует несколько диагностических методик. Цели их выявить:
— готовность к звуковому анализу (правильно произносить все звуки в словах);
— устная связанная речь (умеет ли читать наизусть стихотворения, умеет ли ребенок составлять небольшой рассказ, умеет ли строить простые и сложные синтаксические конструкции; точность, правильность в употреблении слов).
Для учителя очень важно выявить состояние волевого фактора, развитие зрительно-моторной координации.
3. Обучение первоначальному анализу речи.
2. Организация и содержание работы в основной период обучения грамоте.
Граница между подготовительным и основным периодами – переход к изучению согласных звуков и букв.
- изучить все буквы; научить детей правильно соотносить звуки и буквы; усвоить сочетание букв; практически усвоить правила графики; выработать умения плавного слогового с переводом на целые слова чтению; развивать речь и мышление детей; формировать и развивать личность ребенка.
Основной период включает 4 последовательные ступени.
Первая ступень. Учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающим к ним согласным. Дети знакомятся со слоговой таблицей, учатся по ней читать слоги и составлять из букв слова. Букварый материал содержит много сюжетных картинок, по которым дети учатся связному рассказыванию. По предметным картинкам дети анализируют слова, выполняют словарно-логические упражнения. На этой ступени происходит знакомство с многозначными словами, со словами противоположными и близкими по смыслу без сообщения терминов (антонимы, синонимы и т. д.).
На уроках письма дети овладевают письмом слогов и первых слов, умением писать верхнее, среднее и нижнее соединения, писать слова на одинаковом расстоянии.
Чтение охватывает небольшое количество слов. Немало трудностей вызывает чтение столбиков слов, поэтому первое время эти слова необходимо выносить на доску.
Вторая ступень. Главная задача – научить быстро ориентироваться в слогозвуковой структуре слов и закрепить основные приемы чтения слов, включающих слияние в разной позиции. Учащиеся обучаются приему выборочного чтения, учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, последовательно перечитывать прочитанное, читать текст про себя.
Здесь в большей степени учитель дифференцирует обучение, т. к. одни учащиеся резко уходят вперед, а другие отстают.
Уроки письма разнообразны. Дети учатся писать слияния, не отрывая руки.
Третья ступень характеризуется значительным возрастанием объема чтения (несколько текстов на одной странице). Дети учатся читать не только прозаичные, но и стихотворные тексты.
Главное внимание отводится совершенствованию техники чтения.
В звуковом анализе упражняются преимущественно отстающие дети.
Учащиеся знакомятся с некоторыми орфографическими явлениями.
Всё большее внимание уделяется высказываниям по картинкам, по личным наблюдениям, обогащению активного словаря. Хорошо успевающие дети получают возможность читать дополнительные художественные тексты.
Четвертая ступень. На четвертой ступени дети читают тематически сгруппированные произведения детских писателей. Работа по чтению на этой ступени приближается к той, которая типична для уроков чтения во втором полугодии I класса.
К заключительному этапу основного периода обучения грамоте уже все буквы изучены. Тексты послебукварного периода серьезны и позволяют решать задачи подготовки к урокам чтения по книгам для чтения. Следует вводить такие приемы работы как выборочное чтение, раскрытие смысла иносказания, причинно-следственных зависимостей, выразительное чтение, заучивание наизусть, чтение по ролям, элементы драматизации, беседы.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ
1. Типы уроков чтения и письма.
2. Особенности уроков обучения грамоте в классах с разной подготовкой.
3. Особенности уроков чтения, развивающих читательскую самостоятельность при работе с книгой.
1. Типы уроков чтения и письма.
Разнообразие уроков в период обучения грамоте велико. В соответствии с задачами обучения и требованиями к уроку какой-либо схематизм в построении уроков неприемлем; разнообразие развивает гибкость мышления детей, повышает интерес к учебной деятельности.
В период обучения грамоте уроки различаются по следующим признакам:
1) по основному предмету обучения – уроки чтения и уроки письма;
2) по времени, по периодам обучения – уроки подготовительного (добукварного) и основного (букварного, послебукварного) периодов;
3) по наличию или отсутствию новой темы на данном уроке – уроки изучения нового звука и буквы или обучения письму буквы и уроки закрепления, на которых новая буква не вводится; особый тип урока – урок повторения и обобщения; обязательным является также еженедельный урок чтения, на котором до 20 мин отводится на внеклассное чтение.
Таким образом, основные типы уроков – это уроки чтения и письма, на которых изучаются новая буква, новый звук, и уроки чтения и письма, на которых новый звук и новая буква не изучаются.
Специальных уроков проверочного типа в период обучения грамоте не проводится. Выявление знаний, их проверка осуществляются в процессе всей работы на уроке. Развитие речи также органически вплетается в уроки чтения и письма.
В структуре урока предусматриваются смены видов умственной деятельности, а также паузы: физкультминутки (2 – 3), минутки юмора и загадок и т. п.
2. Особенности уроков обучения грамоте в классах с разной подготовкой.
В I класс поступает много детей, уже читающих или хорошо подготовленных к овладению чтением. Поэтому каждому учителю необходимо ознакомиться с составом своего класса: проверить, кто из детей читает и каким способом. Учитель должен знать характер недочетов речи и восприятия звуков речи у отдельных учащихся своего класса. Разный уровень подготовки учащихся требует дифференцированного подхода в обучении грамоте.
Для осуществления дифференцированного подхода класс делят на подгруппы, и общеклассная работа на уроке чередуется с групповой. Класс можно делить на 2 – 5 подгрупп, в каждую из которых входят учащиеся, готовые:
1) читать целыми словами;
2) читать по слогам;
3) читать по буквам;
4) обучаться чтению быстрыми темпами (способные, но не умеющие читать);
5) обучаться медленными темпами.
Для каждой группы определяются свои задачи и своя методика обучения. Задачи первой и второй групп – совершенствовать умения на дополнительном материале путем самостоятельного чтения, постоянно включаясь в общеклассную работу, помогая слабым. Дети, входящие в третью группу, должны переучиваться. При этом необходима консультация для родителей, так как в классе эти ученики пытаются читать слогами, а дома – по буквам, что затрудняет процесс переучивания. Учащиеся четвертой и пятой групп обучаются по основной методике, но на материале различного объема.
Материал для обучения чтению нужно подбирать таким образом, чтобы он отвечал общей теме урока (странице учебника), но распределялся в соответствии с возможностями каждого ученика. В урок необходимо включать перспективный материал, который доступен сильным учащимся, но содержит элементы, трудные для слабоподготовленных детей.
Перспективный материал применяется на различных этапах урока:
1) слова разной трудности и структуры для звукового анализа и составления из букв разрезной азбуки;
2) слова и предметные картинки для словарно-логических упражнений;
3) слоговые таблицы для чтения, содержащие слоги с пока не изученными буквами;
4) слова и столбики слов для чтения повышенной трудности (за счет структуры слов или имеющихся в них неизученных букв);
5) тексты различной трудности и объема для чтения.
Организуя дифференцированное обучение, учитель должен планировать сочетание различных форм работы: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Групповая форма организации обучения предполагает работу учителя с группой учащихся в то время, когда другая группа работает самостоятельно. Пришедшие в школу первоклассники не владеют навыками самостоятельной работы, поэтому с первых уроков особое внимание следует уделять формированию этих навыков. Это происходит поэтапно:
1) все учащиеся класса получают одинаковое задание для самостоятельной работы, при этом порядок его выполнения разъясняется учителем;
2) одна группа выполняет задание самостоятельно, а другой группе учитель объясняет порядок выполнения этого же задания;
3) разные группы получают различные задания для самостоятельной работы, учитель дает разъяснения лишь отдельным учащимся.
На каждом уроке дети получают задания для самостоятельной работы. Самостоятельные задания постепенно усложняются для всех групп.
3. Особенности уроков чтения, развивающих читательскую самостоятельность при работе с книгой.
Работать с книгой ребенок учится с первого школьного дня на всех уроках. Читая тексты учебных книг, овладевают умением понимать прочитанное. Параллельно с обучением грамоте на уроках чтения проводятся занятия по внеклассному чтению, развивающие читательскую самостоятельность при работе с книгой. Внеклассное чтение с первой учебной недели сразу же вводит первоклассников в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и формирует опыт самостоятельного чтения.
Основной задачей занятий по внеклассному чтению в период обучения грамоте является пробуждение и формирование у школьников интереса к детским книгам.
Особенности занятий по внеклассному чтению в первом полугодии I класса:
1) стабильность структуры занятий;
2) определенное место и время занятий;
3) изучение на занятии только одной книги;
4) знакомство с книгой путем чтения с последующим рассматриванием книги.
Структура занятия по внеклассному чтению в период обучения грамоте следующая.
1. Беседа, предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в памяти первоклассников или сформулировать у них реальные представления, составляющие основу ведущих художественных образов произведения, которое детям предстоит слушать (2-3 мин).
2. Выразительное чтение (и перечитывание) учителем избранного художественного произведения вслух (3-7 мин).
3. Коллективное воссоздание прослушанного, размышления о прослушанном (4-6 мин).
4. Рассматривание детской книги с целью отыскать в ней указанное произведение (3-4 мин).
5. Рекомендации, касающиеся возможной самостоятельной деятельности учащихся с детскими книгами, которые есть в классе или дома, во внеурочное время (1 мин).
Занятие по внеклассному чтению рассчитано на 20-25 мин. Это время один раз в неделю выделяется на уроке чтения. Занятие по внеклассному чтению всегда завершает урок обучения грамоте, что дает возможность закрепить возникшие у детей эмоции в свободном общении друг с другом и с книгой.
Поскольку еще не все дети умеют читать, занятие начинается с того, что, объяснив цель занятия, учитель читает вслух небольшое художественное произведение (сказку, загадку, рассказ, стихотворение), а дети учатся слушать и представлять прочитанное. Затем, проверив, как дети поняли и запомнили прослушанное произведение, учитель показывает им книгу, в которой произведение помещено. С этого момента и начинается приобщение учащихся к самостоятельной читательской деятельности, которая в данном случае выражается в способности думать над книгой, воспринимая ее в единстве формы и содержания.
Учащиеся осваивают простейшую связь между содержанием книги и ее внешними приметами, которая выражается через иллюстрации, заглавие книги и фамилию автора.
Книги во внеклассном чтении – это учебный материал. Основные требования к книгам для чтения-рассматривания на занятиях в первом полугодии следующие.
1. Книги должны быть разнообразны по тематике, жанру, эмоциональной направленности, чтобы нравственный опыт учащихся путем чтения расширялся разносторонне и относительно равномерно и чтобы к концу этапа обучения дети представляли доступный круг чтения в полном объеме: о Родине, о подвигах, о детях, о животных и растениях, сказки, стихи.
2. Следует выбирать книги объемом от 8 до 30 страниц, желательно большого формата.
3. Это может быть книга, содержащая одно произведение одного автора (книга-произведение) или несколько произведений одного автора (авторский сборник), реже – сборник произведений ряда авторов (при условии, что их фамилии даны под произведениями, а не на обложке) или сборник народных сказок.
4. Оформление обложки должно быть типовое, т. е. все основные надписи (фамилия автора и заглавие) расположены на привычных местах, выполнены легко читаемым шрифтом; смысл заглавия соответствует содержанию иллюстрации на обложке.
5. Произведения для чтения вслух нужно выбирать художественные, относительно новые, но доступные первоклассникам по содержанию; объем текста – одна-две печатные страницы. Самому учителю эти произведения должны безусловно нравиться.
Знакомя первоклассников с детской книгой, надо соблюдать определенные правила.
1. Читать избранное произведение вслух следует просто, спокойно, приближаясь по интонации к естественному рассказыванию. Учитель должен легко ориентироваться в тексте произведения и в книге; повторы, песенки, присказки знать наизусть. Ходить по классу во время чтения нельзя.
2. В процессе чтения вслух иллюстрации учащимся не показываются, обложка также специально не демонстрируется.
3. При коллективном рассматривании книги после прочтения учитель держит ее на уровне груди. Сам стоит на одном месте, лучше всего в центре, у доски. При каждой возможности он привлекает детей к прочитыванию надписей (отдельных слов, слогов, словосочетаний). Надписи, которые прочитываются (им или детьми), сразу же показываются в книге (на обложке или в тексте). Любой ответ с места, если он непосредственно связан с книгой, завершается тем, что ребенок по вызову учителя выходит к доске и показывает в книге ту деталь (в иллюстрации, в тексте), на которую ссылается.
Начинающего читателя-первоклассника надо приучать рассматривать книгу с обложки. Прежде всего на первой странице обложки выделяются ведущие надписи (фамилия автора, заглавие) и иллюстрации. Надписи прочитываются. Осознается их смысл (возбуждаются все возможные ассоциации, например: знаком автор или нет; если знаком, какие его книги дети помнят, и т. п.). Рассматривается иллюстрация. Содержание надписи и иллюстрации сопоставляется, ассоциации расширяются и уточняются, предположительно решается вопрос, может ли быть в этой книге знакомое или нужное произведение. Для подтверждения предположения книга перелистывается и рассматривается постранично. На страницах выделяются иллюстрации и крупные надписи, если они есть. Устанавливается, одно в этой книге произведение или несколько. Отыскивается произведение знакомое, нужное. Иллюстрации к этому произведению рассматриваются детально.
Чтобы достичь эффективных результатов, к каждому занятию по внеклассному чтению надо предъявлять следующие требования.
1. Книги для чтения-рассматривания должны быть отобраны в строгом соответствии с данными выше рекомендациями.
2. Должна быть организована активная учебная деятельность школьников по изучению детских книг.
3. Необходимо следить за тем, запомнили ли дети новую книгу и прослушанное произведение, заинтересовались ли им.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Условия развития речи в период обучения грамоте. Основные направления в развитии речи первоклассников. Работа по развитию речи учащихся на произносительном уровне. Развитие речи учащихся на уроках письма.
1.Условия развития речи в период обучения грамоте
Ребенок приходит в школу со значительным навыком речи. Объем его словаря составляет от 3 до 7 тысяч слов. Он использует в своей устной речевой практике предложения как простые, так и сложные. Большинство детей умеют рассказывать связно, т. е. владеют простейшим монологом. Основной характерной чертой речи дошкольника является ее ситуативность, что определяется основным видом деятельности дошкольника – игровой деятельностью.
С приходом в школу в речевом развитии ребенка происходят существенные изменения.
1. Возрастает волевой фактор: ребенок говорит не потому, что его к этому побуждают окружающие обстоятельства (так называемая ситуация), а потому, что требует учитель, сам учебный процесс. Мотивация речи резко изменяется: ответ на уроке, пересказ, рассказ вызываются необходимостью выполнить требование учителя, обнаружить знание материала. Поэтому часто дети, свободно говорившие дома до школы, в классе теряются, смущаются, говорят бессвязно. Создавая на уроке непринужденную обстановку беседы, учитель смягчает резкость перехода, но речь в учебном процессе теряет в основном ситуативность и переходит в сферу волевую.
2. В жизни ребенка появляется письменная речь. Тексты, с которыми он сталкивается, еще очень просты, но постепенно происходит включение элементов письменно-книжной речи в обиход первоклассника. Школьное требование отвечать полным ответом приводит к тому, что исчезают элементы разговорно-бытовой речи.
С первых дней обучения начинается работа над культурой речи: дети усваивают, как полагается говорить в школе, на уроке.
3. В речевой деятельности ребенка все большее место начинает занимать монологическая речь. Монолог в период обучения грамоте – это пересказ прочитанного, рассказ по наблюдению, рассказывание по памяти, по воображению, по картинкам. Фонетическая работа также создает условия для монологической речи.
4. В школе речь становится объектом изучения. До поступления в школу ребенок пользовался речью, не задумываясь над ее структурой и закономерностями. В школе он узнает, что речь состоит из предложений, складывается из слов, что слова состоят из слогов и звуков, обозначаемых буквами, и т. д.
2. Основные направления в развитии речи первоклассников.
предложил универсальную схему основных направлений работы по развитию речи:
— работа над словом (лексический уровень);
— работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);
— работа над связной речью (уровень текста).
Эти направления тесно взаимодействуют друг с другом и идут параллельно.
С началом школьной жизни словарный запас ребенка резко увеличивается. Каждый день он встречается с новыми словами. Учитель должен владеть необходимыми приемами, способствующими обогащению лексики ребенка. Работа над словом включает следующие аспекты: обогащение словаря; активизацию словаря; устранение нелитературных норм; уточнение словаря.
В 1 классе за один урок можно вводить 3 – 4 новых слова.
Приемы работы над словом
Показ картинки, рисунка, макета, образца. Использование загадок, пословиц, поговорок. Использование синонимов, антонимов, работа над многозначностью слова. Введение нового слова в контекст. Работа со справочной литературой. Работа над словосочетанием и предложением.
Эта работа начинается с первого урока:
— выделение предложений из речевого потока;
— чтение, ответы на вопросы.
Осознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение предложений в устой речи, работа над схемой предложения, чтение по азбуке. Переход от неполных высказываний к полным развернутым. Установление простейших связей между словами в предложениях и словосочетаниях.
Не следует сразу спешить с введением в речь ребенка большого количества синтаксических конструкций. Необходимо внимательно следить и обеспечивать правильность их использования. Следовательно, большое значение придается исправлению недостатков, а также самоанализу и самоконтролю.
Никакого теоретического материала по синтаксису в период обучения грамоте не предлагается. Вся работа строится на основе образцов, которыми служат речь учителя, читаемые тексты и вопросы.
3. Работа над связной речью.
Связная речь учащихся строится на основе вопросов учителя.
Связная речь – это пересказ, рассказ (по наблюдениям, воспоминаниям, на основе творческого воображения); декламация изученных стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, чтение скороговорок, пословиц и поговорок, рассказывание сказок и их инсценирование. Все это варианты речи эмоциональной, образной.
В период обучения грамоте появляются элементы связной научной речи (связные ответы по звуковому анализу, некоторые рассказы по наблюдениям).
Работа над связной речью начинается с работы над картинкой. Вопросы учителя являются своеобразным планом высказывания.
Схема работы с картинкой: Когда? Где? Кто? Что?
Огромную роль в развитии связной речи играет занимательный элемент: он является органической, неотъемлемой частью всякой творческой работы.
3. Работа по развитию речи учащихся на произносительном уровне.
Речевая разминка представляет собой комплекс, в который входят дыхательные, артикуляционные и дикционные упражнения.
Задачи развития речевого дыхания:
• Научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержку дыхания, добор воздуха);
В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, однако в результате тренировки этот процесс постепенно становится непроизвольным.
Перед выполнением упражнений рекомендуется пластическая (артикуляционная) гимнастика «Разомнем язычок». Гимнастика направлена на развитие и укрепление мышц губ, языка, челюстей и рта.
Упражнения: губы в улыбке (зубы обнажены); губы «в трубочку» (вытягивание вперед); чередование «улыбка-трубочка»; язычком гладим небо и др.
Хорошим материалом для выработки дикции являются скороговорки. Работа над скороговоркой проводится в несколько этапов. На первом этапе работа со скороговорками идет медленно, с преувеличенно четкой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе. Сначала отбираются короткие, а затем более сложные скороговорки.
- сочетания чт в местоимении что и его производных; сочетания чн в отдельных словах (конечно, нарочно и др.); сочетания щн в существительном помощник; окончания ого/ его (зимнего и пр.) и слова сегодня; употребление слов иноязычного произношения типа почтальон, район; сочетания гк, гч в словах легкийу мягкий.
Работу над интонационной выразительностью речи можно проводить на материале небольших стихотворений или загадок, а также речевые ситуации.
4. Работа по развитию речи на уроках письма.
На уроках письма учитель использует следующие виды работы: списывание; письмо под диктовку; работа с деформированным текстом.
Но в дальнейшем списывание и письмо под диктовку не будут занимать большого места в жизни человека.
Творческое письмо в жизни человека занимает больше места. Его сфера будет постепенно расширяться и в школе и за ее пределами. Творческое письмо – это письменная передача своих мыслей.
Необходимо с первых уроков записывать те слова, которые взяты из живой речи детей, из их рассказов, наблюдений, можно использовать для этой цели слова-отгадки.
Списывание и диктант включаются в работу школьников после творческого письма, и каждый раз проводятся на более высоком уровне.
Творческое письмо присутствует на каждом уроке. От записи отдельных слов дети переходят к письму предложений. К концу первого года обучения дети записывают связные тексты из 2-5 предложений (5 – 15 слов). Необходимо, чтобы творческое письмо постепенно усложнялось.
Во втором полугодии 1 класса оно переходит в элементарное изложение и сочинение.
Муравей нашел большое зерно. Он не мог один затащить его в муравейник. Позвал на помощь товарищей. Вместе они легко справились с работой.
Текст изложения должен быть обязательно прочитан детьми. Вначале вопросы составляются к каждому предложению. Затем идет работа над сложными словами. Потом текст пересказывается по вопросам. После записи текста каждый ребенок приучается делать самопроверку, т. е. вновь открываем текст.