целью проблемного обучения является
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.
Мы расскажем о видах, приемах создания проблемных ситуаций, а также о преимуществах и недостатках такого подхода к обучению.
Цель проблемного обучения — чтобы студент не только усвоил новые знания, но и прошел весь путь их получения в ходе активного самостоятельного поиска. Такой подход помогает формированию познавательной самостоятельности, умения выдвигать и разрешать нестандартные проблемы.
Виды проблемного обучения
Различают три основных вида проблемного обучения.
Преподаватель предлагает учащимся задачу или вопрос, на который они не знают ответа, но у них есть базовые знания или способности для самостоятельного поиска. Такие проблемные ситуации должны быть понятны возрасту обучающихся, должны откликаться их опыту и основаны на реальном материале.
Учащиеся решают теоретическую учебную проблему и тем самым приходят к открытию нового для них правила, закона, теоремы. Можно сказать, что они проходят путь первооткрывателей, первых исследователей, которые таким же опытным путем пришли к решению той или иной задачи.
Поиск практического решения
Студенты ищут способ применения известного знания в новой ситуации. Обычно это происходит в формате решения практических заданий на лабораторных занятиях.
Приемы создания
Преподаватель моделирует проблемную ситуацию под образовательные цели занятия. Существует множество приемов, как это сделать. Перечислим наиболее распространенные.
Требования к проблемным ситуациям
Учащиеся разбираются в проблемной ситуации и выходят на ее решение, когда она изначально правильно сформулирована. Для этого важно заложить в ситуацию следующие условия:
— учащиеся не знают способов решения поставленной задачи, их прежних знаний недостаточно для объяснения нового факта;
— студентам придется использовать ранее полученные знания в новых практических условиях;
— между теоретически возможным решением задачи и практической неосуществимостью выбранного способа есть явное противоречие.
К выдвигаемой проблеме есть несколько требований. Если одно из них не будет выполнено, не возникнет и проблемная ситуация.
Технология проблемного обучения используется сто лет, и за это время завоевала доверие педагогов благодаря своим преимуществам:
Проблемное обучение как метод имеет ряд недостатков:
Рекомендуем материал о еще одном виде обучения — перевернутом уроке: «Всё наоборот: что такое «перевернутое обучение».
Статья на тему: Цели проблемного обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цели проблемного обучения
развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении
воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
развитие профессионального проблемного мышления.
Положительными моментами проблемного обучения сегодня могут стать активизация развивающего потенциала обучения;
самостоятельная поисковая деятельность;
высокий познавательный уровень;
личностная включенность всех участников в процесс обучения;
практическая направленность процесса обучения.
М.Н. Скаткин предлагал различать три вида проблемного обучения:
1. Проблемное изложение знаний. При таком изложении учитель не только сообщает ученикам те или иные положения, но, «рассуждая вслух», ставит проблему и показывает процесс ее решения. Такое объяснение учителя, являясь более доказательным, учит детей мыслить, вести познавательный поиск.
2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний. Учитель выдвигает перед учениками проблему, сам излагает учебный материал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них включиться в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную познавательную задачу.
Главные условия успешности проблемного обучения:
Обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы.
Обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного).
Значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого.
Необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися, когда ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися,относятся с вниманием и поощрением.
Как бы то ни было, но главным понятием проблемного обучения остается учебная проблема. Это понятие предлагается понимать, как диалектическое противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно.
Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся:
Современная дидактика предлагает несколько видов классификаций проблемных уроков.
Проблемные уроки считаю удачными, если
ученики смогли самостоятельно сделать один или несколько выводов;
ученики смогли установить связи между явлениями;
в обсуждение или поиск решения проблемы были вовлечены в той или
иной степени все ученики;
4. если после окончания урока у учеников есть желание обсудить
предложенную проблему с одноклассниками и учителем.
Часто после такого проблемного урока дома предлагаю письменно оформить свое мнение по проблеме. Эта работа имеет для старшеклассников большое значение, т.к. именно такие умения требуются на экзаменах в новой форме
Проблемное обучение имеет ряд существенных преимуществ:
1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения
теоретических и практических проблем.
В ходе решения проблемы учащихся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
Темп передачи информации зависит от самих учащихся.
4. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
5. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Список использованной литературы
Методическая разработка, тема: Технологии проблемного обучения
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
телефон (приемная): (39
тема: ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
«Станции юных техников»
Содержание:
1.История развития теории проблемного обучения.
2. Цели и задачи проблемного обучения.
3. Классификация методов проблемного обучения
4. Формы организации проблемного обучения.
5. Технологическая схема проблемного обучения.
6. Методические приемы создания проблемных ситуаций.
7. Актуальность тематики.
8. Литература
1. История развития теории проблемного обучения.
Идея активизации обучения имеет древнюю и богатую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Постановка проблемных вопросов и поиск ответов на них были характерны еще во времена Сократа и Платона.
Понятие проблемное обучение получило распространение в 20-30 годы, как в советских, так и зарубежных школах. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а решение учебных проблем – характерный признак этого обучения.
Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи, который сделал акцент на развитие собственной активности обучаемых и убедился, что обучение, построенное с учетом интересов учащихся, дает гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» обучение, основанное на запоминании знаний. Он считал, что человек начинает мыслить тогда, когда сталкивается с трудностями, определяет или обнаруживает эти трудности и выдвигает гипотезу ее разрешения.
Таким образом, проблемное обучения – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности, учащихся по их разрешению, в результате чего происходит развитие мыслительных способностей и творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками.
2. Цели и задачи проблемного обучения.
Цель проблемного обучения:
Усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самостоятельности учащегося и развития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения).
Основные задачи проблемного обучения:
усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
воспитание навыков творческого применения знаний (применение логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);
воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем);
3. Классификация методов проблемного обучения
Существуют различные классификации методов обучения. Рассмотрим классический вариант классификации по характеру познавательной деятельности (, ).
1. Частично – поисковый (эвристический) метод позволяет учащимся начать овладение элементарными навыками поиска знаний. Они привлекаются к созданию гипотезы, к самостоятельному решению части какой-либо проблемы.
Эвристическая беседа позволяет педагогу создавать большие возможности для управления поиском, для постепенного подведения учащихся к истинному решению. В этом педагогу могут помочь такие вопросы, как:1.Как бы вы поступили, если бы…?; 2. Как быть?; 3.Что можно сделать в этой ситуации?;
Диспут главным своим назначением имеет формирование у учащегося оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. В отличие от беседы при проведении диспута заранее выявляются сторонники разных точек зрения. Познавательная самостоятельность ученика при определении своей позиции возрастает.
Лабораторная работа – метод, который требует специального оборудования (микроскопов, измерительных инструментов и др.). Эвристическим методом лабораторная работа становится тогда, когда она строится как решение познавательной задачи.
2. Исследовательский метод предполагает организацию педагогом самостоятельной, творческой, поисковой деятельности учащихся, которые самостоятельно решают новые для них познавательные задачи или находят в известных задачах новые (для них) способы решения.
Наблюдение – метод, требующий сложной практической и умственной деятельности учащихся, в результате которой они могут получать новые знания.
4.. Формы организации проблемного обучения.
При организации проблемного обучения на занятиях можно применять разнообразные формы. К основным формам организации проблемного обучения относят:
Проблемный вопрос – это краткая форма обращения педагога к учащимся в целях получения ответа; это такое обращение, которое побуждает учащегося к познавательному действию.
Проблемная задача _ это такая форма учебного материала, которая требует особых условий своего исполнения, времени, дополнительной информации, умений. Задача – это всегда определенные условия, ограничивающие поиск ответа и сам ответ.
Проблемное задание – это более сложная форма организации учебного материала, предназначенная для самостоятельного выполнения. Это поручение учащимся что-то сказать, выполнить какое-то указание, установку, назначение. Проблемным задание становится только при условии, если его выполнение требует сложной познавательно-поисковой деятельности.
Проблемная ситуация – это ситуация, порождающая познавательную потребность вследствие невозможности достичь цели посредством уже имеющихся знаний и выработанных способов действия (проблемная ситуация активизирует учебную деятельность).
Проблемная ситуация наиболее целесообразная форма организации проблемного метода на занятиях
Типология проблемных ситуаций
1. Первый тип – учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос.
2.Второй тип – учащиеся поставлены в новые условия решения задачи, а располагают лишь старыми знаниями.
3. Третий тип – у учащихся возникают противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
4. Четвертый тип – применим тогда, когда у учащихся возникает противоречие между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием у учащихся знаний его теоретического обоснования.
5. Технологическая схема проблемного обучения.
Внедрение проблемного метода на занятиях предполагает взаимодействие педагога и учащегося направленные на общий результат. Структурными элементами поисковой деятельности педагога и учащегося являются:
Создание проблемной ситуации;
Формулировка задачи;
Выдвижение предположений;
Обоснование гипотезы;
Систематизация и обобщение полученных знаний;
Логическая последовательность элементов поисковой деятельности педагога и учащегося может быть представлена в виде следующей схемы.
Этапы проблемного обучения
Создает проблемную ситуацию.
Осознает противоречие в изучаемом явлении
Организует размышление над проблемой и ее формулировкой
Организует поиск гипотезы –
предположительного объяснения обнаруженных противоречий
Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.
Организует проверку гипотезы
Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т. д.
результатов и применение вывода
Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания
6. Методические приемы создания проблемных ситуаций.
1. Педагог подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.
Для реализации проблемной технологии необходимы:
Отбор самых актуальных, сущностных задач;
Определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
Построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
Личностный подход и мастерство педагога, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка;
Технология проблемного обучения предусматривает следующие этапы работы:
Поиск или постановка проблемы.
Ее принятие учащимися.
Анализ для выявления противоречия.
Выдвижение гипотезы, как предположительного решения.
Решение как проверка гипотезы.
Перепроверка правильности полученного результата.
7. Актуальность тематики.
Повышение эффективности обучения прямо зависит от умелого подбора и использования разнообразных, наиболее адекватных тематике и ситуации методов обучения, а также от активизации всего учебного процесса. Методы обучения многообразны: лекции; доклады семинарские занятия; индивидуальные беседы; практические упражнения (практикумы);работа в команде; опрос экспертов; тесты; ролевые и плановые игры; методы конкретной ситуации, в том числе кейсы; «круглые столы» с участием специалистов (дискуссии на трибуне);дискуссии через опрос мнений участников; консультирование экспертами; модульное обучение, при котором учебный материал подается комплексно, в единстве теории и практике, и поэтапно; компьютерный и другой тренинг и т. д.
Выбор методов обучения обусловлен, прежде всего, содержанием учебного материала и целями обучения, которые применительно к управленческим дисциплинам отличаются тем, что предполагают не только приобретение знаний, но и формирование умений и навыков, необходимых в практической работе. Поэтому в процессе обучения пригодны в первую очередь те методы, при которых учащиеся идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают активные методы обучения.
Как отмечают специалисты, при преимущественно пассивном восприятии информации обучаемые сохраняют в памяти:
10 % того, что читают,
20% того, что слышат,
30% того, что видят,
50% того, что слышат и видят.
В то же время при активном восприятии информации они удерживают в памяти:
80% того, что говорили сами,
90% того, что делали сами.
Через 72 часа (трое суток) после получения информации в памяти слушателя остается при аудио-восприятии (услышал) примерно 10% информации; при визуальном (увидел) – 20%; при аудиовизуальном (услышал и увидел) –50%; при аудиовизуальном восприятии и обсуждении – 70%; при аудио-визуальном восприятии, обсуждении и при наличии возможности практического приложения –90%;
Активные методы обучения не только резко улучшают запоминание материала, но и способствует его идентификации, реализации в повседневной жизни.
Организация проблемного обучения
1. Занятие по флористике
Подобрать эффективный способ тонировки основы коллажа.
Как затонировать основу (фон) коллажа?
1.Использовать акварельную краску или гуашью
2.Использовать цветную бумагу или цветную ткань.
Использование акварельной краски или гуаши
· Большая экономия времени (плюс)
· Плотная основа под воздействием влаги, содержащейся в акварели, начинает коробиться, теряет свою форму (минус).
Использование цветной бумаги или цветной ткани.
· Удается избежать деформации основы коллажа (плюс)
· Требуется больше времени.
2. Занятие по бумагопластике
Подобрать основу для работы в технике крекле.
На какую основу лучше клеить яичную скорлупу в работе с техникой крекле?
1.Использовать в качестве основы картон.
2.Использовать в качестве основу ДВП.
· При наклеивании скорлупу на картон клеем ПВА, картон деформируется, и работа выглядит не эстетичной.
· При наклеивании скорлупы на ДВП получается нужный эффект
В технике крекле, при наклеивании скорлупы необходимо использовать ДВП, так как получается нужный эффект.
расположить детали выкройки игрушки при ее раскрое на ткани или мехе
Как расположить детали выкройки игрушки при ее раскрое на ткани или мехе, чтобы детали были выкроены правильно?
1.При раскрое парные детали располагать зеркально.
2.При раскрое парные детали располагать симметрично.
При раскрое парных деталей расположенных симметрично.
· Получаются две правые или левые детали.
При раскрое парных деталей расположенных зеркально.
· Получаются готовые детали для шитья игрушки
Если детали парные, то они переводятся на ткань зеркально, сначала обводим выкройку с одной стороны, затем переворачиваем ее на другую сторону и обводим повторно.
4. Занятие по скульптуре
Проблемная ситуация: Крепление рогов на голове оленя при изготовлении скульптуры «Олень»
(При изготовлении скульптуры «Олень» рога у животного ломались, так как глина материал довольно хрупкий).
Найти способ крепления рогов таким образом, чтобы исключить ломку рогов и растрескивание глины при высыхании.
1.Закрепить рога, применяя за основу дерево.
2. Применить для крепления прочную проволоку.
-Рога держатся прочно
-Глина не растрескивается
Проблематично закрепить дерево на глине, т. к. нет прочного сцепления материалов, при этом способе необходимо было применить клей.
-Дерево не пластичный материал и не дает возможности при необходимости изменить форму рогов.
-Форма рогов должна быть продумана и вырезана из дерева до момента крепления, при тонкой деревянной заготовке (например, при изготовлении скульптуры небольшого размера рога будут небольшие), оно трескается и ломается.
-Проволока хорошо взаимодействует с глиной
-Так как проволока достаточно тонкий материал, есть возможность более глубокого крепления ее в глине, что дает дополнительную возможность прочного крепления.
-Дает возможность придать более изогнутую форму рогам до нанесения глины на поверхность проволоки.
-При покрытии проволоки глиной и после просушки при изгибе рога глина растрескивается
Вывод:
Так как отрицательных моментов при применении 2 способа меньше, а положительных больше, чем при применении 1 способа, воспитанники решили применять для изготовления рогов проволоку.
5. Занятие по экологии
Тема занятия: «Потребность растений в питательных веществах»
Тема исследования: Потребность комнатных растений в питательных веществах
Актуальность: Учащиеся должны знать, что почва является источником питательных веществ (для растений).
Учащимся предлагается рассмотреть почву. Для этого столовую ложку почвы, взятой из цветочного горшка (при детях) помещаем на лист белой бумаги. Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека. Составляющиеся части почвы, которые обнаружили учащимся, предлагается записать в рабочую тетрадь (песок, палочки, корешки и т. д.). После детям предлагается разделить получившийся список на два: что может на их взгляд участвовать в процессе питания растений, а что нет, и почему. Выслушиваются все суждения и выводы, педагог проводит коррекцию по необходимости. Вывод: В результате проделанной исследовательской работы, учащиеся делают выводы о том, что растению нужны питательные вещества и откуда они берутся в почве.
Тема исследования: Определение наличия крахмала в картофеле
— Сейчас мы определим наличие крахмала в картофеле. Обыкновенный йод, которым мамы вам мажут ссадины и царапины, попадая на крахмал становится… А вот сейчас вы мне сами это скажите. Какого цвета йод? (коричневого). Сейчас мы капнем каплю йода на срез картофеля. Что произошло? (йод стал синим).
Значит, в картофеле есть крахмал. Крахмал выглядит так (показать порошок крахмала), он похож на что? (муку), но от муки его можно отличить. Если потрогать крахмал, то он хрустит, как первый снежок. А еще вы сами можете получить крахмал. Для этого нужно высушить сок картофеля.
Совместная деятельность педагога и учащихся:
-Мы сейчас капнем немного сока на стекло. А позже проверим, что из этого получилось.
Через некоторое время, когда картофельный сок на стеклышке высыхает, можно увидеть настоящий крахмал
6. Занятие по информатике
Нарисовать предложенную картинку
Выберите инструменты для рисования предложенной картинки
1.Способ: геометрические фигуры + ластик
2.Способ: кисть + карандаш
Проверка гипотез и вывод:
Для рисования предложенной педагогом картинки можно использовать все три способа (способ: геометрические фигуры + ластик; способ: кисть + карандаш; способ: линии)
Проблемное задание:
Какими способами можно раскрасить человечков
Проверка гипотез и вывод:
Для рисования предложенной педагогом картинки можно использовать все предложенные способы (заливка, распылитель, кисть, карандаш).
8. Литература
А Исследовательские методы обучения. Москва 1985г.
Я Дидактические основы методического обучения. Москва 1981г.
Махмутов проблемного обучения в школе. Москва 1971г.
Н Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань 1979г.
Камышникова исследовательского подхода в обучении / Советская педагогика 1987г. №12