церковь девяти мучеников кизических в москве иконы
Московская церковь Девяти мучеников Кизических
Святые Девять мучеников Кизических пострадали за христианскую веру в конце III века от Рождества Христова в малоазийском городе Кизик на берегу Дарданелльского пролива. Население Кизика было большей частью языческим, так как из-за гонений многие христиане покинули город, а оставшиеся скрывали свою веру. Это огорчало приверженцев Христа. Девять мучеников, оказавшиеся в Кизике из разных областей, были убежденными христианами и ревностно исповедовали истинную религию, обличая язычество. По приказу местного правителя проповедников заточили в темницу и пытками заставляли отречься от Христа, обещая взамен свободу. Ничего не добившись, власти приговорили их к смертной казни, которая состоялась около 284–292 г.г. – всем мученикам отсекли головы и похоронили близ города. Их звали Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. И только при императоре св. Константине Великом, признавшем христианство государственной религией Римской империи, нетленные тела девяти мучеников упокоили в новоустроенном, посвященном им храме. От их святых мощей верующие получали исцеление тел и разума.
По народному поверью святые мученики Кизические оказывают чудесную помощь при телесных болезнях и эпидемиях. В1686 году, когда бывший архимандрит кремлевского Чудова монастыря Адриан был поставлен митрополитом Казани и приехал в вверенный ему город, там началась эпидемия тяжелой болезни, косившая людей тысячами и прозванной в документах тех лет «горячкой». Митрополит Адриан дал свой первый обет – если эпидемия оставит город, он устроит местную обитель во имя Девяти мучеников Кизических. Эпидемия внезапно кончилась, и Адриан исполнил обет. Он основал под Казанью Девятинский монастырь, а с Востока были торжественно привезены в него частицы святых мощей мучеников. И после поставления патриархом Адриан продолжал обустраивать обитель. Он заказал царскому иконописцу Петру Золотому, ученику Симона Ушакова написать образ Девяти мучеников, а святителю Димитрию Ростовскому – составить им церковную службу. А в 1696 году самого патриарха Адриана вдруг разбил паралич. Оказавшись на пороге смерти, он стал горячо молиться святым мученикам об исцелении и вновь дал обет выстроить им храм – теперь в Москве. И снова получил просимое, прожив еще несколько лет.
Исцелившись, патриарх начал немедленно исполнять свой обет. Место для нового храма он выбрал на Пресне близ своего любимого Новинского монастыря, упраздненного в XVIII столетии. Этот монастырь был домовым митрополичьим, а потом патриаршим, – его основал еще в первой половине XV века митрополит Фотий в живописном местечке близ устья реки Пресни, где она впадала в Москву-реку. В далекие времена здесь проходила древняя Волоцкая дорога в Новгород. У дороги раскинулось село Кудрино, принадлежавшее участнику Куликовской битвы, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу, двоюродному брату Дмитрия Донского. Вдова князя пожаловала новому монастырю обширные угодья, и его владениями стали будущие Патриаршии пруды на Козихе, где была устроена Патриаршая Козья слобода (см. 8 августа). А на Пресне образовалась другая патриаршая слобода, где разводили дорогие породы рыб, хранили хлеб и вели огромное огородное хозяйство – отсюда явилось старомосковское прозвание Девятинской церкви – «что на Кочерыжке». Вокруг монастыря со временем устроилась слобода, в которой жили монастырские слуги, крестьяне и ремесленники. Ее приходская церковь была освящена во имя св. Иисуса Навина, отчего и могло явиться название местности Новинское, но это наименее вероятно. Имя местности, возможно, произошло от ее характера – новых, только что осваиваемых окраинных земель, «выселок», или от местного села Новинки, с тем же происхождением его названия.
Новинский монастырь мог иметь и значение сторожи, ибо еще в XVIII веке его по старой памяти называли «осадным». Здесь же находился патриарший житный двор, для которого в конце XVII столетия, незадолго до построения Девятинской церкви, патриарху передали бывшее владение опального князя В.В. Голицына (теперь часть этой территории занимает комплекс Американского посольства). Тут же расположились монастырские конюшенные дворы, оставшиеся в названии Конюшковских переулков.
Новая красавица-церковь во имя Девяти мучеников Кизических появилась здесь уже в 1698 году и строилась патриаршими служителями по личному указу Петра I, очень уважавшего патриарха Адриана. Деревянная петровская церковь сгорела при Анне Иоанновне и была выстроена каменной в 1735 году, в общих чертах обретя свой современный вид. Именно в то время появился ее первый придел во имя св. Архангела Михаила, а спустя сто лет – второй придел во имя св. мученицы Варвары, освященный по именинам Варвары Челищевой и Варвары Нерской, на чьи средства была выстроена новая трапезная с приделом. В середине XIX века появилась и колокольня.
В тот же 1698 год, когда была выстроена первая деревянная церковь, Петр вернулся из Великого посольства и сразу же навестил больного патриарха. Адриана даже называли «наперсником царя», настолько близкими были их отношения. Петр часто бывал у патриарха, принимал щедрые угощения наливными яблоками, вином, медом, отправляясь в Азовский поход и в Европу, получал благословение образами Владимирской Богоматери, Успения и Спаса, писал ему с дороги письма и, более того, советовался о реформах. Вернувшись из Европы, Петр получил благословение патриарха на реформу образования в России и создание школ для борьбы с невежеством, в том числе и для священнослужителей, что преследовало цель повысить их образовательный уровень и расширить кругозор. А в Девятинской церкви Петр любил слушать замечательных патриарших певчих.
Адриану не довелось дожить до эпохи петровских реформ – он умер в 1700 году, застав лишь их начало. Современники говорили, что неслучайно Петр устроил новую русскую столицу после смерти патриарха, который непременно уговорил бы государя не делать этого и не создавать главный город России без московских святынь. После кончины Адриана царь отменил патриаршество, но оставил патриарших певчих в церкви Девяти мучеников, а потом перевез их с собой в Петербург. И в том же столетии бывший патриарший храм стал приходским.
Ему достался замечательный приход. Самым знаменитым прихожанином много лет был А.С. Грибоедов. В 1801 году мать писателя купила здесь маленький деревянный домик у своего брата – говорили, что он и стал прототипом Фамусова. Ныне дом точно восстановлен в камне и стоит на углу Большого Девятинского переулка (№1/17). Здесь Грибоедов жил, когда учился в Благородном пансионе, а потом в Московском университете, и в церкви Девяти мучеников родные писателя служили молебен перед его уходом в ополчение. Как говорят исследователи, именно церковные книги Девятинского храма являются ныне единственным источником биографии поэта до 1812 года. В этой же церкви отпевали мать Грибоедова и похоронили ее на близлежащем Ваганьковском кладбище. Приезжая в Москву, Грибоедов останавливался в этом доме, – как и в свой последний приезд в 1828 году. Из фамильного владения дом ушел после гибели поэта.
А в середине XIX века прихожанином Девятинского храма стал русский композитор А.Алябьев, автор романсов «Соловей» и «Нищая». На Новинском бульваре, 7 стоял дом его жены, где Алябьев жил тайно, когда ему было запрещено проживать в столицах, и умер здесь в 1851 году.
Позднее поблизости от храма жили и Федор Шаляпин, и А.Н. Толстой, причем великий певец расположился в собственном особняке на Новинском бульваре, 25, а знаменитый писатель – в элегантном доме Щербатова на Новинском, 11. Этот причудливый дом был построен в аналогичное с нашей эпохой время строительной лихорадки дореволюционной капиталистической Москвы, когда возводили во множестве на любой вкус и лад доходные дома для сдачи квартир в наем. Князь Сергей Щербатов решил выстроить нечто новое: собственный особняк и доходный дом, объединенные в один комплекс, который хотел завещать городу для создания музей частных коллекций. У входа стояли непременные каменные львы, а также подлинные, «изысканного рисунка», железные фонари Московского университета, стоявшие в день его открытия на парадной лестнице и потом отданные «на слом». Дом Щербатова получил премию на конкурсе городских фасадов, хотя его построил никому тогда не известный, но талантливый архитектор А. Таманян. Квартиры в нем были крайне удобными, – архитектор изучал заграничные интерьеры стиля модерн как самые комфортные для человеческого жилья, и неудивительно, что одну из них перед I Мировой войной занял Алексей Толстой.
Только в XIX веке появилось название Новинского бульвара, устроенного на месте древнего Земляного вала. После того, как средневековое укрепление срыли за ненадобностью, на его отрезках стали разбивать бульвары, а часть решили застроить домами с обязательными палисадниками, отчего и произошло имя Садового кольца. После пожара 1812 года из Петербурга был прислан «регулярный» план устроить в Москве кольцевую зеленую улицу для гуляния и назвать ее Садовой. Однако протяженность ее составила 15 км, что создало огромную трудность для образования церковных приходов и полицейских участков. Тогда улицу разбили на 29 самостоятельных улиц-отрезков, для обозначения которых к общему имени Садовая прибавляли местное название: Садово-Кудринская, Садово-Спасская и т.д. На тех участках кольца, где палисадники появились позже, остались старые названия от бывшего Земляного вала, как Крымский вал, или от прежних бульваров, как Зубовский и Новинский. В старину «под Новинском», рядом с монастырем проходили самые обширные народные гуляния. Произошли они от традиции всемосковских празднований Рождества, Масленицы, Пасхи, но считается, что в новом виде завел их Петр I для «полирования» народа. Ставились торговые палатки со всякими гостинцами, карусели, качели, театральные балаганы для развлекательных представлений актеров и акробатов, и целых «батальных» пантомим, вроде демонстрации эпизодов из Крымской войны. Там же выставлялись на обозрение восковые фигуры «диких людей» и даже «пойманная» в Атлантическом океане сирена. Билетик стоил 10–20 копеек и составлял заработок выступающих в балагане. На Новинском лихое московское купечество устраивало катание на тройках.
После революции замечательная Девятинская церковь была закрыта и ограблена. По сведениям, здание храма перешло в ведение ЧК, и там, возможно, совершались расстрелы по приговорам. Потом там разместились какие-то учреждения, вроде Гипробытпрома, но уцелевшее старинное здание поставили на государственную охрану и в 1970-е годы отреставрировали, – даже поставили кресты на главах.
Помощь Девяти мучеников Кизических при эпидемиях и другие истории
12 мая в московский храм Святых Девяти мучеников Кизических, в день его престольного праздника, сотни людей приезжают с цветами – поблагодарить святых за их предстательство перед Господом в поисках работы. Сюда приезжают и люди, еще не получившие помощь, но наслышанные о ней. В 2013-м году, прежде чем впервые приехать к чудотворной иконе с частицами мощей святых мучеников, я предварительно прочитала об их чудесной помощи и была впечатлена. О ней свидетельствует множество даров на иконе. Но не все знают, что уже не один век христиане обращаются к предстательству Девяти мучеников перед Богом при любом губительном поветрии. О святых мучениках, любимом приходе и чудесах в своей жизни рассказывает прихожанка храма Валентина Фролова. Здесь крестили ее и ее детей, здесь она положила много трудов, здесь венчали их с мужем, а на Пасху 2020 года отпевали ее любимого Сергея.
Девять мучеников Кизических – Валентина, в жизни каждого верующего человека происходят чудеса. Если можно, поделитесь случаями чудесной помощи Божией вашей семье.
– Много было чудес в моей жизни. Меня Господь два раза спасал. Я росла без родителей. Моя крестная взяла меня под свою опеку и привела в этот храм в 1999-м году. Но крестилась я лишь в 26 лет. Долго готовилась к этому. Очень серьезно болела и искала помощи свыше. Девять Кизических мучеников дали мне понять, что я много себе в жизни лишнего позволяла, когда была далека от Бога. У каждого из нас свои чудеса. Через них Господь помогает идти по правильному пути. И мне Господь дает вразумление для того, чтобы я могла пройти свой трудный путь.
Валентина Фролова Но все равно в день похорон я не понимала, как смогу это выдержать. Страх, тревога, растерянность и волнение так объяли меня, что сердце стало биться все быстрее и быстрее. Страх победило то, что все эти похоронные хлопоты совпали с радостью Святой Пасхи, которая царила в наших душах. В честь Пасхи я заказала для Сереженьки красный гроб. Купила ему новый костюм, т.к. не разрешили надеть тот, в котором он венчался со мной. Чудом было и то, что разрешили открыть гроб, хотя многим из-за эпидемии не разрешали проститься с усопшими. А я смотрела на Сереженьку и не верила своим глазам – он лежал словно живой, такой, как при жизни. Когда из морга мы ехали на кладбище, мне так легко было молиться, так радостно! Он со мною рядом, и у меня ни одной слезинки! Ведь это настоящее чудо, что Серёжа умер именно на Пасху! Вот она, Пасха Красная, вот она, радость Святой Христовой Пасхи! Христос Воскресе! И мы воскреснем, наши души воскреснут, как обещает нам Господь! Смерти нет! Сережина душа жива. Я чувствую это. Вот такое чудо я пережила, хороня отца своих детей!
Смерти нет! Сережина душа жива. Я чувствую это
Следующее чудо – то, что именно на 40-й день после смерти Сергея в Москве открыли все кладбища после общего карантина. Для меня это не совпадение, а Промысл Божий. Вместе с отцом Александром Петраковым мы ездили на кладбище и в тот день, и в день рождения Сережи, и в день его именин, и в день нашего Венчания. Я так благодарна Богу, что во все эти дни служили панихиды, на могиле были свежие цветы! Благодарна я и своей бывшей сотруднице по храму Ольге, которая помогла с деньгами на ограду вокруг могилы. Слава Богу за все!
А сколько чудес произошло при жизни моего Сергея! В нашем храме несколько престольных праздников. Помимо дня памяти Девяти мучеников Кизичских, у нас празднуют также дни памяти Архангела Михаила (21 ноября) и святой мученицы Варвары (17 декабря). За месяц до праздника я лежала в больнице с сердцем, и вдруг на всенощной в праздник Архангела Михаила со Всеми Бесплотными Силами мне стало очень плохо. Мужа с сыном в тот день не было рядом. Но в храме мне все начали оказывать помощь. И, конечно, помог наш хороший опытный доктор, помогающий всем тайно. Мой дорогой доктор помогает мне по сей день, и Господь обязательно воздаст ему явно за тайные благодеяния.
Печенье в виде крестов Еще одно чудо произошло в Великий пост, 4 апреля 2021 года, в воскресенье, под праздник Благовещения. Мы с сыном Васей приехали в наш храм помолиться, причаститься и помочь с уборкой. В честь Крестопоклонной недели всем после службы раздавали свежие печенья в виде крестов. Нам дали три креста, а просфорок уже не было. Но после уборки храма алтарник вынес нам единственную оставшуюся просфорку, за которую мы поблагодарили Господа. Дома мы положили все это в святой уголок и начали читать благодарственные молитвы. Почувствовав сильное благоухание, подумали, что соседи пекут что-то вкусное, но запах шел от нашего святого уголка! И из таких маленьких чудес соткана вся наша жизнь! Всего не расскажешь.
– Наверное, люди вам рассказывают про чудеса, которые с ними были после молитвы у иконы Девяти мучеников Кизических? Дары при вас приносили?
– Приносили и при мне и не при мне. В благодарность святым мученикам люди приносят цветы, колечки, крестики, цепочки. Безработные чаще всего заказывают молебны у иконы, читают акафисты святым – и обретают долгожданную работу. Пришли в храм, от чистого сердца помолились – и почувствовали, что Бог помогает. Через эти чудеса люди к Богу пришли. И чудо не только в обретении работы. Главное чудо – что они изменили свою жизнь: были «захожанами», а стали прихожанами. Теперь постоянно причащаются в храме. Прихожане меняются на глазах.
Чудо не только в обретении работы. Главное чудо – что они изменили свою жизнь
– На сайте вашего храма написана его история. И сейчас, в ситуации пандемии, хочется напомнить людям о том, что, по народному поверью, Кизические мученики чудесно помогают при эпидемиях. По их молитвам Бог исцеляет от любых телесных и душевных болезней, а не только помогает найти работу.
– Обет выстроить в Москве храм в честь Кизических мучеников дал, будучи при смерти, Патриарх Московский и всея Руси Адриан, который до этого был архимандритом Чудова монастыря в Кремле, а затем стал митрополитом Казанским и Свияжским. Когда его разбил паралич, по молитвам святым мученикам он был исцелен и прожил еще несколько лет. Он выполнил обет и основал в Москве на Пресне нашу Девятинскую церковь. В нашем храме молились Грибоедов, Алябьев, Лев Толстой и другие известные люди.
Но еще до этого будущий Патриарх обещал Богу основать в Казани монастырь в честь Девяти мучеников Кизических, о которых Святитель Димитрий Ростовский, автор службы мученикам, писал, что этим святым дана обильная благодать «ко прогнанию трясавичных болезней». Так называли в то время чуму. В очередной раз она вспыхнула в Казанском крае в середине XVII века. Тогда в Казани умерло больше 40 тысяч человек. В 1654-м году город спасло принесение Смоленской-Седмиезерной иконы Божией Матери из Седмиезерной Богородичной пустыни. Построили часовню, стала обустраиваться будущая святая обитель в память Девяти Кизических мучеников. А в 1686-м году в Казани тысячи людей вновь стали умирать от страшной эпидемии «горячки». Митрополит Казанский и Свияжский Адриан пообещал, что если Господь спасет город от морового поветрия, он построит под Казанью Кизическую обитель. На следующее утро эпидемия внезапно прекратилась. Деревянную церковь построили к лету 1688 года, а в 1691-м году Патриарх Адриан благословил основание Свято-Введенского Кизического мужского монастыря. Он любил эту обитель и отправил туда икону Девяти мучеников Кизических с частицами их святых мощей и две иконы Божией Матери – Кизическую и Виленскую. Каждый год икона Кизических мучеников приносилась в Казань вместе с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери. Молебен служили не только в храмах, но и во дворах и домах горожан, путь к которым устилали травой.
Храм Святых Девяти мучеников Кизических – Жаль, что сейчас, при разгуле нового «вредоносного поветрия», повсеместно не проводятся крестные ходы с такими святынями, как чудотворная икона мучеников из Кизика. Оказывается, в Москве в усадьбе Орловых на Б. Никитской была домовая церковь во имя Девяти мучеников Кизических. Ее освятили в связи с эпидемией чумы 1771 года. Старший брат графа Владимира Орлова Григорий Орлов участвовал в организации борьбы с эпидемией. Стоило бы снять фильм о помощи святых мучеников при эпидемиях и показать по центральному телевидению! Жаль, что мы забываем такие яркие и поучительные страницы истории.
– Думаю, что было бы интересно снять и истории наших современников, которые вымолили себе хорошую работу у главной святыни храма. На ней изображены девять жителей города Кизик. Это город в Малой Азии на берегу Средиземного (Мраморного) моря. В Кизике христианство начало распространяться еще во времена проповеди святых апостолов Андрея Первозванного и Павла.
Среди мучеников есть воины, сельские жители, горожане, клирики. Если часто читать акафист, можно запомнить их необычные имена – Феогнид, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий, Филимон, юный Антипатр и престарелый Руф. Они бесстрашно и открыто исповедовали Христа, без страха обличали язычество, защищающее своих идолов. Их пытали, соблазняли славой, но они не отреклись от Христа и были усечены мечом. Их нетленные тела положили в храме, построенном в их честь при святом Константине Великом. При нем прекратились гонения на христиан. Вскоре от святых мощей начали происходить чудеса: расслабленные и больные лихорадкой исцелялись, безумные приходили в разум, язычники начали принимать христианство. После гибели Юлиана Отступника в Кизике воссиял свет Христовой веры под покровительством святых мучеников.
– Валентина, а вы без ропота проходите жизненные испытания?
– Был и ропот, но, слава Богу, я смирилась и поняла, что жить надо для кого-то. И когда я встретила свою вторую половинку, создалась семья. Здесь мы венчались. И дети пошли. Я работала здесь с перерывами. Дважды уходила в декретный отпуск. Слава Богу, что не делала абортов, хоть врачи предлагали сделать аборт, говорили, что у меня возможен выкидыш. Я наотрез отказалась. Читала акафист Федоровской иконе Божией Матери, и Матерь Божья мне помогла: я чудом сама родила. Сразу пошла к отцу Игорю, моему духовному отцу, и он молился за меня, и все молились – весь храм, все провожали меня в декрет. 18 марта родилась Настя, а через два года, 8 февраля, – сын Вася. Молюсь о них у иконы Божией Матери «Воспитание». Хочу, чтобы они не повторяли мои ошибки. В детский сад я сына не отдавала. Мы с ним дома занимались. Водила его в театральную студию, в воскресную школу, на бальные танцы. Но самое главное – храм не забывать. Стараюсь чаще причащать детей. Вася очень любит слушать колокольный звон, звонить в колокола. Надеюсь, что его небесный покровитель свт. Василий Великий всегда будет помогать сыну. Сейчас трудности меня уже не пугают. Хотя после смерти мужа бывает страх, когда нужно взять на себя ответственность. Я очень благодарна нашим добрым прихожанам и батюшкам за молитвы их сердечные и наставления духовные. В нашем приходе есть социальная служба, которая помогает многодетным и нуждающимся.
Наша жизнь зависит только от Бога
Сейчас все мы переживаем за наших родных и близких. Сегодня нужно усиленно молиться Кизическим мученикам, чтобы они упросили Бога избавить нас от вирусной инфекции, оградить всех от этой напасти и исцелить заболевших. Просить о том, чтобы все люди научились каяться, чтобы давали обеты исправиться и исправлялись. Но даже православные москвичи далеко не все знают о том, что в нашем храме каждый день после литургии, а в воскресенье в 15.00 совершается молебен Девяти мученикам Кизическим с особыми прошениями об избавлении от губительного поветрия. Наша жизнь зависит только от Бога. Только Ему известно, когда и что с нами произойдет. Приходите в наш храм. Мы всем рады. Слава Богу за все!
Тропарь девяти мученикам Кизическим (глас 8)
Святии девяточисленнии мученицы, // от различных градов во един лик совокупившеся манием Божественным, // мужественно за Христа пострадасте, невидимаго врага победисте, // зловерныя князи и мучители посрамисте вашим терпением, // огнем же любве Божия разжизаеми, // вещественно вас огнь мучащий в хлад преложисте, // темже дадеся вам от Христа Бога благодать трясавичную исцеляти болезнь, // от неяже и многовидных страстей // милостивно спасайте и нас предстательством вашим, молимся.
Кондак девяти мученикам Кизическим (глас 2)
Твердый и всесветлый лик мученик девяти, // Трисолнечнаго Божества исповедницы, // на судищи Тому начально взываху: // кровь и души наша с телесы, // яко непорочную жертву, приносим Тебе, Владыко, // в лицех Небесных Твоих сопричти, // яко Бог Милостивый.
Адрес храма: г. Москва, Большой Девятинский переулок, д. 15. Телефон: 8 (495) 605–76–61. Проезд до ст. метро «Краснопресненская» или «Баррикадная», далее по Конюшковской улице в сторону Дома Правительства (Белого дома). Дойти до красного забора посольства США и идти вдоль него (забор должен быть слева) до светофора. Повернуть налево. Дойти до развилки. Повернуть направо и идти по дороге до храма.
Храм Девяти мучеников Кизических
Архитектура церкви Девяти мучеников Кизических
Девять мучеников Кизических
Почему храм Девяти мучеников Кизических построен в Москве
Храм Девяти мучеников Кизических. Вехи истории
Святыни храма Девяти мучеников Кизических
Знаменитые прихожане храма
Как добраться до церкви Девяти мучеников Кизических
Архитектура церкви Девяти мучеников Кизических
Есть в Москве церковь с очень необычным посвящением — храм Девяти мучеников Кизических. Расположена она за Садовым кольцом, неподалёку от Дома Правительства на Краснопресненской набережной, рядом с американским посольством. Проезжая по Новинскому бульвару можно заметить изящную главку колокольни Девятинского храма. Почтовый адрес церкви — Москва, Большой Девятинский переулок, дом 15.
Я столько раз проходила и проезжала мимо этого храма, что однажды решила зайти в церковь, поинтересоваться его историей, поближе рассмотреть архитектуру. Погода выдалась солнечная, я добежала до церкви, издалека из-за деревьев рассматривая её объём.
Немного удивилась архитектурному решению Девятинского храма. Если не брать в расчёт более позднюю колокольню, то можно подумать, что церковь построили в третьей четверти века XVII. Но источники в один голос утверждали — возведён в первой половине XVIII столетия, между 1732 и 1735-м годом.
Восмерик на четверике — такова основная структура композиции. Трапезная и колокольня построены заново спустя более, чем сто лет по завершению собственно церкви.
Я уже было приготовилась во всех деталях сфотографировать колокольню, прекрасный образец стиля ампир,
вознамерилась поподробнее изучить суховатые формы незамысловатой трапезной,
как откуда не возьмись выскочил охранник и издалека стал махать мне руками, подавать знаки, что снимать на церковном дворе запрещено. Спорить я не стала, зачехлила фотоаппарат. Лишь выйдя за церковную ограду ещё раз запечатлела весь ансамбль целиком.
Из-за забора не совсем удачно сняла выпуклую церковную апсиду с квадратным окном и наличником с килевидным кокошником, ещё одной характерной деталью архитектуры XVII века.
Надо ли говорить, что о снимках внутри церкви я не смела даже и помышлять? Но не стану торопиться, мы ещё не разобрались с посвящением церкви.
Девять мучеников Кизических
жили в городе Кизик в III веке. Сейчас это территория Турции. В те далёкие дохристианские времена город входил в состав Римской Империи. Географически он находится на полуострове Кизик в Малой Азии, на побережье Мраморного моря.
История донесла до нас имена девяти ревностных христиан в языческой империи. Звали их Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий, Филимон. За веру Христову и обличение языческого нечестия по приказу властей Кизика их схватили, жестоко пытали, добиваясь вероотступничества. Ничего не добившись, всех девятерых обезглавили мечом около 284-292 года. Тела святых мучеников погребли близ города.
Во время правления императора Константина были обретены мощи Девяти мучеников Кизических и погребены в храме, построенном в их память. От святых мощей Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артема, Магна, Феодота, Фавмасия, Филимона происходили и происходят многие чудеса.
Почему храм Девяти мучеников Кизических построен в Москве
Первая деревянная Девятинская церковь появилась благодаря последнему древнерусскому патриарху досинодального периода Первосвятителю Адриану и связана с его деяниями. Его назначили митрополитом Казанским и Свияжским. Приезд Владыки в Казань совпал с началом эпидемии тяжёлой болезни. Его Высокопреосвященство истово, с надеждой, усердием, с глубокой верой молился о спасении города и дал обет Господу основать монастырь в память Девяти мучеников Кизических, если моровое поветрие прекратится. Этим святым приписывали скорую помощь исцеления от лихорадки. На следующее утро в городе ни один человек больше не заразился. Произошло чудо, эпидемия прекратилась. Во исполнение своего обета Владыка основал монастырь близ Казани в честь Девяти мучеников Кизических. Немногочисленные постройки девятинского монастыря в Казани дошли до наших дней.
г.Казань. Монастырь Девяти мучеников Кизических. Надвратная церковь.
г.Казань. Монастырь Девяти мучеников Кизических.
Спустя пять лет, митрополита Казанского и Свияжского Адриана возвели в сан Патриарха Московского и всея Руси.
Прошло шесть лет служения патриарха Адриана, как святителя разбил паралич. Он снова в молитве обратился за помощью к Девяти Мученикам и снова дал обет возвести в их честь церковь в Москве в случае своего исцеления. Снова произошло чудо. Патриарх встал на ноги и в 1698 году недалеко от Новинского монастыря возвели небольшой деревянный храм в честь Девяти мучеников Кизических.
Строительство церкви в Москве не обошлось без участия царя, Петр I издал указ о возведении церкви, а по завершению неоднократно слушал здесь хор патриарших певчих.
Храм Девяти мучеников Кизических. Вехи истории
Деревянная церковь сгорела во время правления племянницы первого императора, Анны Иоанновны. Пожар случился в 1736 году, а новая каменная церковь уже строилась с 1732 года. Деньги на строительство пожертвовал содержатель шелковых фабрик купец Андрей Семенов.
Закрыли девятинскую церковь в 1922 году, ценности изъяли. Одно время помещение храма использовали для нужд пресненской женской тюрьмы. Много лет в церкви находился Гипробытпром. И только спустя 70 лет с момента закрытия, церковь Девяти мучеников Кизических передали верующим. В 1994 году настоятелем церкви стал священник Антоний Серов, внук знаменитого художника Валентина Серова.
Подробная история храма прекрасно изложена на церковном сайте. http://www.kizik.ru/index.php/hram/history
Не стану переписывать надёжный источник, не удержусь лишь от цитаты о событиях новейшей истории:
Святыни храма Девяти мучеников Кизических
Самой почитаемой святыней Девятинского храма считается икона конца XVII века Девяти мучеников Кизических.
До конца своих дней Патриарх Адриан чтил святых мучеников Кизических и в 1693 году заказал царскому иконописцу Петру Семенову Золотому икону святых Девяти мучеников. По всей видимости, именно этот образ патриарх и пожаловал Девятинской церкви в 1698 году, к освящению церкви.
В годы советского лихолетья храмовая икона хранилась в близлежащей церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Оттуда в 2004 году её торжественно вернули в Девятинский храм.
Хранится в церкви Девяти мучеников Кизических и частичка мощей этих святых.
Святым Девяти мученикам Кизическим молятся при поисках работы. На странице храма описаны случаи чудесной помощи святых в устройстве на работу. http://www.kizik.ru/index.php/hram/wonders
В церкви есть два придела — Михаила Архангела и Варвары мученицы. В храме хранится частичка мощей святой великомученицы Варвары.
Знаменитые прихожане храма
Неподалёку от церкви Девяти мучеников Кизических до наших дней сохранилась небольшая усадьба Грибоедовых. Она принадлежала матери писателя и дипломата. Анастасия Федоровна Грибоедова купила дом в 1801 году. Александр Сергеевич жил в нём до войны 1812 года и был прихожанином церкви.
Это соседнее с американским посольством здание по Новинскому бульвару. Оно стоит торцом к Садовому кольцу. На дальнем плане снимка хорошо видно здание посольства.
На особняке установлена памятная доска.
В середине XIX прихожанином церкви Девяти мучеников Кизических был композитор Александр Александрович Алябьев.
Как добраться до церкви Девяти мучеников Кизических
Ближайшая станция метро к Большому Девятинскому переулку — Краснопресненская. Привожу вырезку карты с маршрутом.
Пешком от метро до церкви идти примерно 12 минут. Чтобы сориентировать читателей на местности, добавляю визуальные ориентиры.
1.На станции метро Краснопресненская есть выход в город и переход на станцию Баррикадная.
Внимательно смотрите на указатели. Вам нужно ориентироваться по стрелке «Выход в город»
к Зоопарку, музею «Пресня», биологическому музею К.А.Тимрязева, магазину Детский мир.
Поднимитесь по эскалатору вверх, стрелка укажет выход.
Как только вы оказались на улице, на противоположной от вестибюля метро стороне проспекта (улицы Баррикадной) увидите интересную башню московского зоопарка.
2.Пройдите немного вперёд и поверните направо.
Через несколько метров увидите пешеходный переход. Перейдите Конюшковскую улицу.
3. После светофора сразу поверните направо и идите прямо по Конюшковской улице. Ориентиром будет служить высокое здание московской мэрии.
4. Следуйте прямо до следующего пешеходного перехода. Он не регулируется светофором, машины вас пропустят.
5.Продолжайте идти прямо. По левую руку от вас будет краснокирпичный забор комплекса американского посольства.
6.Вскоре после того, как закончится забор, нужно будет ещё раз перейти дорогу на светофоре.
7. И сразу повернуть налево. Отсюда вы уже увидите колокольню церкви Девяти мучеников Кизических.
Ещё раз повторю без снимков — из метро немного прямо и направо. Перейти первую улицу и повернуть направо. Идти всё время прямо, после забора американского посольства повернуть налево. Думаю, не заблудитесь.
А мы приглашаем вас на наши авторские пешеходные экскурсии по Москве.