церковь иконы живоносный источник марциальные воды

Церковь иконы живоносный источник марциальные воды

Церковь в честь иконы Божией матери «Живоносный источник» п. Марциальные воды Кондопожского района

церковь иконы живоносный источник марциальные воды

церковь иконы живоносный источник марциальные воды

13 июля 2005 года освящение храма

церковь иконы живоносный источник марциальные воды

церковь иконы живоносный источник марциальные воды

церковь иконы живоносный источник марциальные воды

Престольный праздник 2007 год

церковь иконы живоносный источник марциальные воды церковь иконы живоносный источник марциальные воды

церковь иконы живоносный источник марциальные воды церковь иконы живоносный источник марциальные воды

Престольный праздник 2017 год.

Храм был освещен в 2005 году, архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом.

Новый деревянный храм в поселке был построен по инициативе генерального директора ООО «Марциальные воды» Николая Васильевича Федорова.

Возводить небольшую деревянную церковь решили на одном из самых живописных мест поселка Марциальные воды. Когда в ноябре готовилась территория под строительство, заметили, что земля в одном месте не замерзает. После снятия нескольких слоев грунта там обнаружился родник. В этом увидели промысел Божий, поскольку храм изначально посвящен иконе Божией Матери «Живоносный Источник». В дальнейшем устроили родник рядом с церковью.

Строили храм всем миром, обращались к спонсорам, помогали работники санатория и местные жители. Церковь возводили с огромным желанием, несмотря на напряжение, усталость.

Ежегодно в пятницу Светлой седмицы (Пасхальной недели) Православная Церковь чествует чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». Появление этого образа связано с чудесным событием исцеления Божией Матерью слепца, совершившимся в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Воин Лев, ставший впоследствии императором, в роще, посвященной Пресвятой Богородице, встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев услышал голос Божией Матери, Которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. Слепой прозрел, а воин, став императором, воздвиг на месте источника храм. В память этого чуда в день иконы Божией Матери «Живоносный Источник» во всех храмах Русской Православной Церкви совершается малое освящение воды.

Начиная с XVI столетия в России утвердился обычай, подобный греческому, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник». В России они получили особенно широкое распространение. Глубоко почитал этот образ преподобный Серафим Саровский. Всех приходивших к нему он увещевал молиться и искать утешения и исцеления перед этой Богородичной, иконой.

Источник

Живой Источник

Сайт Храма Иконы Божией Матери Живоносный источник п. Марциальные воды Петрозаводской и Карельской Епархии РПЦ МП

Главная страница

В V веке в Константинополе, вблизи, так называемых, «Золотых ворот» находилась роща, посаженная в память Пресвятой Богородицы. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной…

Однажды воин Лев Маркелл, будущий Император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог путнику выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, Маркелл стал искать воду, но не нашел. Когда же он остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напои ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при Императоре Маркиане (391-457).

Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457-473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

Император Юстиниан Великий (527-565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучался водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный Император воздвиг около храма, построенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.

В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.

Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы, Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.

Источник

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в

церковь иконы живоносный источник марциальные воды

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в запись закреплена

Христос сказал, что в мире мы будем иметь скорбь. Он не называет блаженными тех, кто теряет время в развлечениях. А мы создаём неохристианство по нашим меркам, для собственных нужд, неутомительное, безмятежное, удобное, лёгкое, без всякой ценности, антиаскетическое, в конце концов, антиевангельское.

Старец Моисей Святогорец

церковь иконы живоносный источник марциальные воды

Елена Кирикова запись закреплена

церковь иконы живоносный источник марциальные воды

Елена Кирикова запись закреплена

Фильм архимандрита Гавриила (Коневиченко) «АПОСТОЛЫ МОНАРХИИ. КОНВОЙ ПАМЯТИ СВЯТОГО ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II. ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПОБЕДОНОСНОГО ШЕСТВИЯ ЗА ХРИСТОМ»

церковь иконы живоносный источник марциальные воды

Елена Кирикова запись закреплена

По благословению настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери города Сестрорецка архимандрита Гавриила (Коневиченко), 31 января 2021 в 9:25 на телеканале «Залив ТВ» состоялся премьерный показ документального фильма «Памятный крест в станице Пшехской».

Показ фильма приурочен к дню памяти жертв геноцида казачьего народа.
Показать полностью.

Осенью 2020 года в станице Пшехская Белореченского района Краснодарского края отмечали 100-летие бессудной казни жителей станицы. В день скорбной даты в Пшехской собрались станичники, представители Кубанского и Донского казачества, священники, чиновники и гости из разных городов России, люди неравнодушные к трагическим страницам истории ХХ века. Собрались, чтобы отдать памяти дедам и прадедам, безвинно убиенным в годы геноцида казачьего народа.

церковь иконы живоносный источник марциальные воды

Всеволод Попов запись закреплена

церковь иконы живоносный источник марциальные воды

Елена Кирикова запись закреплена

церковь иконы живоносный источник марциальные воды

Марат Сидоров запись закреплена

церковь иконы живоносный источник марциальные воды

Елена Кирикова запись закреплена

12 сентября 2019 года настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка архимандрит Гавриил (Коневиченко) освятил конвойскую икону Божией Матери «Непобедимая Победа»

12 сентября, в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, после шествия по Невскому проспекту казаки «Невской Сечи» прибыли в храм Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка с вновь написанной иконой, они привезли с собой образ конвойской иконы Божией Матери «Непобедимая Победа».
https://youtu.be/wJRpyhE1774
Более подробно: https://www.sestroretsk.com/main/95171
Фоторепортаж: https://www.sestroretsk.com/fotoalbomy/1341/

церковь иконы живоносный источник марциальные воды

Елена Кирикова запись закреплена

церковь иконы живоносный источник марциальные воды

Елена Кирикова запись закреплена

церковь иконы живоносный источник марциальные воды

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в запись закреплена
DELETED

С праздником Святой Троицы вас!

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. /Ин.8,12/

церковь иконы живоносный источник марциальные воды

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в запись закреплена

Сегодня 5-я Неделя по Пасхе. С воскресным днем вас!

Слово прот.Алексея Уминского:

Христос Воскресе!
Показать полностью.
Сегодня мы слушали Евангелие о том, как Христос встретился у колодца с женой самарянской. Этот чтение занимает центральное место среди Евангельских чтений Пасхального цикла и стоит почти посередине между праздником Пасхи и праздником Святой Троицы. После Своего Воскресения Господь в течение сорока дней являлся ученикам и открывал им тайны Царства Небесного. Они подобны Евангельским чтениям, которые звучат в храме от Пасхи до Вознесения. В эти удивительные пасхальные недели Господь и нам как Своим ученикам открывает тайны Царства Небесного и готовит к событию, которое для Апостолов случилось в Пятидесятнице, когда на них сошел Святой Дух. Так и нас Церковь готовит к празднику Святой Троицы, празднику Сошествия Святаго Духа.

В среду перед воскресным днем, в который читается притча о самарянке, служится праздник Преполовения, в который после Литургии освящается вода, подчеркивая смысл этого праздника: каждый из нас есть существо жаждущее — жаждущее настоящей жизни, которая нас ожидает впереди. «Жаждущую душу мою благочестия напой водами», — так поют в церкви в день Преполовения.

А в воскресный день Евангельское чтение рассказывает нам, как Христос у колодца попросил напиться у простой женщины, которая ни по вере, ни по жизни своей, ни по духовному состоянию не была Ему близка. Она была самарянкой, вероотступницей. Самаряне отступили от закона Моисеева, смешались с язычниками, приобрели массу языческих обычаев и обрядов, исказили учение, которое Господь явил в Священном Писании. Христос стоял на чужой земле, среди враждебного населения, потому что путники-иудеи, которые шли в Иерусалим, в Самарию не заглядывали.

Веками враждовали иудейский и самарянский народы. Обида, когда-то нанесенная самарянскому народу при восстановлении Иерусалимского храма, не была забыта и прощена. Каждый самарянин старался отомстить иудею, проходящему по его земле; во всяком случае, стакана холодной воды в жаркий день он, конечно, никогда бы ему не поднес. И иудеи относились к самарянам хуже, чем к язычникам не почитая их за наследников Завета, а считая предателями веры, не достойными даже того, чтобы с ними есть из одной посуды и пита из одного черпака.

И вот неожиданно ученики Христовы во главе со своим Учителем проходят именно этой землей, которую иудеи обычно обходили. В дневной зной Христос останавливается у колодца Иакова, у той святыни, которая могла бы соединить эти два народа, потому что самаряне вели свое происхождение от Иосифа, и для них, как и для иудеев, колодец Иакова был непререкаемой святыней. Ученики оставляют Христа у колодца, а сами уходят, чтобы добыть пропитание.
У колодца Христос встречается с женщиной и начинает с ней раз? говаривать, что, конечно, удивляет самарянку, так как, по ее собственному слову, иудеи с самарянами не сообщаются. Но человек обращается к ней с миром и любовью, более того — с просьбой: «Дай Мне пить, утоли Мою жажду». И с этого момента начинается очень важный разговор, который заканчивается для нее встречей с Богом и удивительным преображением всей ее жизни. Можно встретит?» Бога, и остаться таким же, каким был, и уйти, ничего Ему не отдав и, соответственно, ничего от Него не получив. А вот с этой женщиной произошло удивительное: разговор начался с самых простых, казалось бы, вещей, но неожиданно ей открылось то, что никому из Апостолов в тот момент открыто еще не было.

Христос говорит с ней, раскрывая всю ее судьбу не только в событиях внешних, но и в том, что является для этой женщины самой глубокой болью, самой большой проблемой — не сложившаяся жизнь, отсутствие семьи и любви. Ведь не случайно же эта женщина приходит к колодцу в самый зной. Можно представить себе, что такое Палестина в двенадцать часов дня, когда все стараются укрыться в тени. Но она сторонится людей и приходит к колодцу, когда там точно никого нет, и никто не бросит на нее осуждающий взгляд.

И вот она встречает Христа. И с этого момента с женщиной что-то случается. Она говорит: «Вижу, что Ты пророк». И вместо того, чтобы к этому пророку отнестись как к чудотворцу, который может для нее что-то сделать, ответить на ее жизненные вопросы, она не спрашивает о себе. Она не спрашивает, как мне устроить свою семью, как мне наконец-то получить свое земное счастье, но вдруг спрашивает о самых главных вещах: как поклоняться Богу, как встретить Мессию, когда придет время. Она не ищет земного, она ищет небесного. И ни тени сомнения в ее словах. И когда она спрашивает о небесном, Христос ей открывает Себя: «Я — Христос».

Никому из Своих Апостолов Господь не сказал о Себе: «Это Я Христос». Он спрашивал: «За кого вы Меня почитаете?» И когда Петр сказал: «Ты Христос», — Господь ответил: «Блажен ты, Петр, сын Ионы, потому что не плоть открыла тебе это, а Отец Мой, Который на небесах». Этому Апостолу было Богом явлено, что перед ним стоит Христос, Сын Бога Живаго. И это же удивительное знание было дано женщине — самарянке, родившейся в чужой стране и живущей без закона.

Когда мы встречаем в своей жизни человека, который несет в себе знание духовных законов, знание правды Божьей, часто ли мы спрашиваем его по-настоящему о главном?

Вот у нас в последнее время люди ищут старцев, живущих пророческим духом, которые знают тайны Царства Небесного, которым открыто о мире, о людях и о Боге нечто такое, что нам не доступно. И часто, приехав к старцам, люди задают им очень важные вопросы, но не о духовной жизни, а о своих проблемах. Действительно, в нашей жизни много проблем: разрушенные семьи, заблудшие родственники, тяжелейшие болезни. Все это страшной печалью наваливается на наши плечи, и мы приезжаем к старцу и спрашиваем: «Отче, как мне 6ыть? Отче, помолись за меня. Отче, сделай так, чтобы что-нибудь в моей жизни изменилось к лучшему». И в этом нет ничего плохого; действительно, жизнь многих людей такова, что часто человек, запутавшись в лабиринтах собственных духовных ошибок, не знает, как найти правильный выход. И вот, мы едем к старцам и решаем свои житейские проблемы.

И самарянка могла бы просто дать Христу воды, спросить о житейском, и разговор бы не состоялся. Но как только женщина дала маленький повод для духовного разговора, Господь сразу на него ответил. Вот так случается в духовной жизни каждого человека: как только он открывает для Господа хотя бы самую маленькую щелочку в своей душе, Господь старается проникнуть в сердце человека, даже сквозь эту маленькую щелку. Господь жаждет жаждущих Его. В этот момент у этой женщины проснулась жажда духовной жизни и жажда истины. И когда Господь увидел в ней вот эту жажду, Он сразу стал с ней говорить о главном.

Христос говорит самарянке о том, в чем состоит истинный смысл жизни. Он говорит, что истинные поклонники поклоняются Отцу в Духе и Истине. В этих словах для нее раскрывается самое главное, что и для нас должно раскрыться как смысл и основание нашей веры. Ведь мы приходим ко Христу как удивительному животворящему источнику нашей жизни. Мы приходим к причащению Святых Христовых Тайн, становимся причастны благодати, которая нас наполняет и готова сделать нас совершенно другими людьми, такими, о которых говорит Христос: те, кто будет к этому источнику припадать, сами будут становиться источником жизни и смогут этой живительной водой напаять других.

Ведь у каждого из нас есть определенная жажда, но есть и свои проблемы. Но женщина у источника забывает о своих житейских проблемах, просто не хочет о них думать. А у нас все ровно наоборот. Когда мы приходим к Причастию, это является способом и средством для того, чтобы наладить свою жизнь, чтобы набраться сил и терпения в нашей часто непростой жизни. Ведь каждый из нас думает, что причащение Святых Христовых Тайн дает некоторую силу, благодатную поддержку, некоторое освящение нашей души. Ну, конечно, благодать, ну, конечно, сила, ну, конечно, чистота. Но ведь это же не средство для того, чтобы жить на этой земле. Это даже не средство для того, чтобы попасть в Царствие Небесное.

Причащение Святых Христовых Тайн — это само Царствие Небесное, это Сам Христос, Который приходит к нам, с Которым мы соединяемся и Который отдает нам всего Себя всецело, до конца, во всей полноте. Он и есть источник жизни вечной, Он и нас готов сделать иными.
Христос не осуждает самарянку, несмотря на ее неправедную жизнь, но беседует с ней и раскрывает такие глубокие истины, которые и Апостолы не слышали от Него. Перед Петром и Иоанном, перед другими Апостолами Он еще что-то говорил, а уж женщины-мироносицы сидели на кухне и обед готовили. И вдруг перед женщиной-блудницей из какого-то нечестивого племени всё сразу раскрывает. Мы ходим в Церковь годами, приходим каждое воскресенье, мы причащаемся, мы всё делаем правильно, а вот пришла чужая эта женщина ко Христу, и Он сразу ей всё дает.
И самарянка, поняв, Кто перед ней, больше ничего не спрашивает у Христа, потому что ей больше ничего не нужно. Она оставляет свой водонос и тут же идет к своим единоплеменникам, чтобы об этом возвестить. Ничего у Господа не узнав еще, она в этот момент стала источником жизни вечной, источником воды живой, потому что тут же, оставив свою воду, пошла, чтобы напоить этой водой жизни, этим знанием о Боге всех своих близких.

Этот разговор Господа с самарянкой говорит нам о том, что такое Жизнь с Богом, что такое духовная жизнь. Духовная жизнь — это когда мы соединяемся со Христом, а соединяемся мы со Христом тогда, Когда мы думать ни о чем другом не можем, когда мы способны забыть о себе, о земном благополучии, о земных радостях и земных неудачах. Когда человек везде ищет Царствие Небесное, когда без Царствия Небесного он не может ни заснуть, ни проснуться.

А мы все время хотим заменить Царствие Небесное земными образами. Но если мы сумеем захотеть по-настоящему, и у нас случится эта радость, — Христос сделает нас Своим источником.
Подходя к причастию Святых Христовых Тайн, давайте помнить о том, куда мы идем и с Кем мы встречаемся. Мы идем, чтобы полностью принять Его муки и быть готовыми к тому, что когда Господь « встретит нас, жизнь станет совсем другой, как жизнь у самарянки после этой встречи. У нее не «появилось семейного счастья, ничего не поменялось во внешней жизни. Но сыновья ее стали святыми мучениками, и сама она приняла мученическую кончину за Христа. Хорошо это или плохо? В глазах безбожного мира их судьбы очень трагичны; а в глазах Христа они просияли.
Мы тоже должны решить в эти дни главный вопрос нашей жизни: как мы хотим прожить? Чтобы в глазах мира выглядеть благополучно или чтобы в наших глазах просияла истина? Беседа с самарянкой заставляет нас задуматься, что такое духовная жизнь, к чему нас призывает Христос, где источник жизни вечной, который должен нас изменить. Давайте же будем стремиться к тому, чтобы Царствие Христово до конца наполнило каждого из нас и забило живым нескончаемым источником. Аминь.

Источник

Церковь иконы живоносный источник марциальные воды

Храм в Марциальных Водах

церковь иконы живоносный источник марциальные воды

церковь иконы живоносный источник марциальные воды

13 июля 2005 года Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил освятил малым чином храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» в санатории «Марциальные воды» – известной всероссийской здравнице, ведущей свою историю со времен Петра Первого.

При музее санатория есть старинная деревянная церковь во имя апостола Петра, построенная в 1721 году по указанию Петра I, по его проекту и чертежам. В храме — резной иконостас с иконами XVIII века, образы святых для которого писались с вельмож Петровского времени. Лик Иисуса Христа напоминает лицо царя Петра I. Сохранились также две чугунные литые печи в форме античных ваз. Поскольку церковь апостола Петра принадлежит музею «Марциальные воды» и является ценным историческим экспонатом, в ней разрешается совершать только молебны.

— А церковь здесь нужна, — рассказывает председатель православного прихода Надежда Александровна Леонтьева. — И отдыхающие, и работники санатория, и местные жители тянутся к слову Божию. На Пасху и на Крещение Господне мы возим желающих на службу в храм Святой Троицы Кончезерского прихода, показываем православные фильмы. Но этого ведь недостаточно.

Инициатор и руководитель строительства нового храма — генеральный директор ООО «Марциальные воды» Николай Васильевич Федоров. Возводить небольшую деревянную церковь решили на одном из самых живописных мест поселка Марциальные воды. Когда в ноябре готовилась территория под строительство, заметили, что земля в одном месте не замерзает. После снятия нескольких слоев грунта там обнаружился родник. В этом увидели промысел Божий, поскольку храм изначально посвящен иконе Божией Матери «Живоносный Источник». В будущем планируется устройство родника рядом с церковью.

Строили храм всем миром, обращались к спонсорам, помогали работники санатория и местные жители. Церковь возводили с огромным желанием, несмотря на напряжение, усталость. И вот, на следующий день после престольного праздника старого храма новопостроенная церковь была освящена. Теперь этот светлый, уютный, созданный с такой заботой и любовью храм ждет своих прихожан.

Источник

Марциальные Воды. Церковь Петра апостола.

Карта и ближайшие объекты

церковь иконы живоносный источник марциальные воды

Статьи

20 марта 1719 года Петром I были изданы специальные правила лечения: «Объявление о лечительных водах, сысканных на Олонце, а от каких болезней, и как при том употреблении поступать, тому дохтурское определение. Также и указ Его Царского Величества на оные дохтурские правилы».

Это был первый документ, посвященный Олонецким минеральным водам, поэтому 20 марта 1719 года считается датой рождения первого российского бальнеологического курорта, который сегодня называется «Марциальные воды» (Кондопожский район, Республики Карелия).

По данным «Походных журналов», император приезжал на воды четырежды. Первый раз он посетил курорт в 1719 году и был на них 21 день (с 28 января по 17 февраля). Вторую поездку в Петрозаводск, в 52 км на северо-запад от которого находятся минеральные источники, император совершил с 29 февраля по 27 марта 1720 года. Непосредственно на водах Петр I был с 6 по 22 марта (17 дней). Третья поездка началась 6 февраля 1722 года. Лечение на водах продолжалось с 15 по 26 февраля (12 дней). В четвертую и последнюю поездку императора лечение на водах проходило 22 дня (с 23 февраля по 15 марта).

Во время своей третьей поездки, 18 февраля 1722 года, Петр I присутствовал на освящении церкви святого апостола Петра. По преданию, он же выполнил и проект храма. Ну, как минимум, в эскизах. Император уделял самое пристальное внимание церкви своего святого. Во время пребывания на курорте им собственноручно на токарном станке были выточены паникадило из слоновой кости и напольные деревянные подсвечники. Последние и сегодня можно увидеть в храме. А вот паникадило, вместе с вышитым его супругой, Екатериной Алексеевной, покрывалом для алтарного стола, «переехало» в Эрмитаж.

К сожалению, после смерти Петра I курорт долгое время был заброшен и сейчас церковь святого апостола Петра – практически единственный архитектурный памятник, дошедший до нас от построек первого российского курорта. Сохранилось и внутреннее убранство храма, датируемое началом XVIII века.

В ХVIII–ХIХ веках церковь неоднократно ремонтировалась и реставрировалась, но, как красноречиво говорят об этом архивные источники, полностью сохранила свой первоначальный облик. В 1829–1831 годах храм, пришедший в «совершенную ветхость», был до основания разобран, перебран и восстановлен в прежнем виде. До начала ХХ века под надзором профессиональных архитекторов регулярно проводились поддерживающие ремонты храма (наиболее значимые в 1832 и 1879). В это время его посещали не только местные чиновники, но и путешествующие по Карелии знаменитости российского масштаба. Например, академик Н.Я. Озерецковский, профессор К.И. Арсеньев, ссыльный поэт Ф.Н. Глинка, историк Н.Г. Устрялов и др..

В XX веке храм ремонтировался несколько раз – в 1949, 1964 и 1975 годах. В 1952 на церкви установлена молниезащита. В 1988 году проведены комплексные реставрационные работы под руководством В. Г. Копнина. Церковь снова была разобрана, под нее подведены новые фундаменты, заменены сгнившие участки стен, отреставрированы иконы, полностью заменены перекрытия и кровля.

По своему объемно-пространственному решению храм является одноглавым, что, впрочем, неудивительно – данный тип церквей был широко распространен в петровскую эпоху. Стены здания рублены из бруса, кровли тесовые, купола и шпили покрыты железом. Уже внутри церкви, прямо над входом в нее и как бы на втором этаже, находятся закрытые хоры. Это было любимое место Петра I, на котором он обычно располагался во время службы.

Как известно, Петр I неоднократно бывал в Европе, поэтому и во внешнем облике церкви, и в ее интерьере чувствуется западно-европейское влияние. Об этом красноречиво говорит многогранный уплощенный купол со шпилем, кресты без косых перекладин, высокие стрельчатые окна, граненые выступы алтаря и притворов, изящная форма литых чугунных печей в форме античных ваз, отлитых на Петровском заводе в 1721 году, ряд иных архитектурных и интерьерных деталей. Кстати, последний раз печи топили финские военные в годы Великой Отечественной войны.

Все иконы местного ряда выполнены в темперной технике. Иконы праздничного ряда с изображением страстного цикла написаны маслом на холсте. Украшенный деревянной резьбой и объемными головками херувимов иконостас перевезен в первой четверти XVIII века из церкви святого апостола Петра при Лодейнопольской верфи, закрытой после окончания Северной войны. Поскольку лодейнопольский храм был, по всей видимости, чуть меньше по размерам, чем церковь в Марциальных водах, при осмотре внутреннего помещения последней можно заметить, что пространственно иконостас не так строго вписывается в интерьер, как то требуется каноном – между крайними его иконами и боковыми стенами остается свободное пространство.

В нарушение уже устоявшейся традиции последних десятилетий, церковь святого апостола Петра не передавалась православной церкви и до сегодняшнего дня остается в федеральной собственности, являясь частью экспозиции филиала Карельского государственного краеведческого музея в Марциальных водах. Но раз в год – 12 июля (в день Святых апостолов Петра и Павла) в ней обязательно проводится служба. Наверное, больше не в честь святых, а в память о том человеке, который так много сделал для России.

Статья опубликована 05.07.2013 г. интернет журналом «Школа жизни»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *