церковь казанской иконы божией матери на торгу

Храм Казанской иконы Божией Матери г. Вологды

Благочиние

Адрес

160000, Вологодская область, Вологда, Торговая площадь 6

Настоятель

иерей Константин Волков

Телефоны

Вконтакте

церковь казанской иконы божией матери на торгу

Духовенство

Расписание

Службы совершаются регулярно утром в 8.00, вечером в 16.00.
По воскресениям и праздничным дням Литургия совершается в 9.00, накануне вечером служба в 16.00.

Как добраться

Фотогалерея

Справка

В 1566 году, во время второго пребывания в Вологде, царь Иоанн Грозный велел заложить каменную стену вокруг города. Закладка происходила 28 апреля, в день памяти Святых апостолов Иасона и Сосипатра. Впоследствии, в память об этом событии, в Вологде была построена церковь Казанской Божьей Матери с приделом во имя апостолов Иасона и Сосипатра. Каменная Казанская церковь была построена усилиями прихожан на месте существовавшей в XVI веке деревянной церкви. Она располагается на юго-западной стороне от Софийского собора, где прежде находилась торговая площадь.

В архитектурном отношении это вполне типичный одноэтажный, одноглавый, бесстолпный храм с трехчастным планом. Его четверик сильно вытянут по поперечной оси, возвышаясь над коротким алтарем и обширной трапезной. Древнерусские традиции особенно сильны в колокольне типа «восьмерик на четверике», увенчанной шатром.

Во второй половине XVIII века храм был расписан, однако в настоящее время судить об этой стенной живописи трудно, поскольку она находится под позднейшей росписью. Существует предположение, что авторами росписи были вологодские живописцы Яков Коростин и его сын Федор. В 1820 году Казанская церковь была приписана к Покровской на Торгу, или в «городе», располагающейся поблизости, на ул. Покровской (ныне — ул. Орлова). Два храма — Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу и Казанской Божией матери — составляли один приход, ныне эта традиция восстановлена.

В советское время внешний и внутренний облик храма был полностью утрачен. В настоящее время церковь Казанской Божией Матери на Торгу восстанавливается.

Казанский приход был учрежден митрополитом Вологодским и Кирилловским Игнатием в июне 2014 года. Первым настоятелем был назначен иерей Артемий Проничев.

11 мая 2015 г. в день памяти святых апостолов от 70-ти Иасона и Сосипитра, митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий совершил Божественную литургию в храме во имя Казанской иконы Божией Матери в Вологде – первую Литургию за 86 лет со времени закрытия церкви.

В настоящее время проведен большой объем ремонтно-строительных работ, и хотя до завершения реставрации сделать еще предстоит очень много, уже удалось подготовить помещение для совершения Божественной литургии».

Источник

Казанский храм в Вологде (Церковь Казанской иконы Божьей Матери на Торгу)

церковь казанской иконы божией матери на торгу церковь казанской иконы божией матери на торгу

Автобусост. «Центр (Торговая площадь)», № 4, 7, 8, 11, 14, 16, 22, 27, 28, 29, 30, 32, 37Э, 38, 42.

Казанская церковь в Вологде относится к числу объектов общегосударственного значения. Считается, что строительство храма началось по приказу Ивана Грозного одновременно с возведением Вологодского кремля, при этом изначально церковь была деревянной. Каменное здание появилось только в 1760 году.

До настоящего времени на стенах в небольшом объеме сохранились оригинальные росписи мастеров XVIII века. Есть предположение, что основная часть работ выполнена Яковом и Федором Коростиными, которые создали фрески Спасо-Прилуцкого монастыря.

Первоначальная роспись оказалась спрятана за масляными красками. В процессе одной из реставраций, которая проводилась в середине прошлого века, специалистами были обнаружены такие фрагменты, как «Горний Иерусалим», и отдельные фрагменты Страшного суда «Жена, облаченная в солнце».

Первое богослужение после реставрации прошло 20 июля 2015 года. Сегодня церковь действует, актуальное расписание богослужений в церкви Казанской иконы Божьей Матери на Торгу в Вологде — в группе ВКонтакте.

Храм на панорамах Google Maps

Источник

ВОЛОГОДСКИЙ КАЗАНСКИЙ ХРАМ

церковь казанской иконы божией матери на торгу
Вологодский Казанский храм, 2011 год. Фото Галины Сванидзе Кингисепп с сайта sobory.ru

Вологодский храм в честь Казанской иконы Божией Матери, на Торгу, на болоте, Покровское архиерейское подворье (Вологодской епархии)

Первоначально храм был деревянным. Он находился на территории крепости неподалеку от царского дворца и кафедрального Софийского собора. В начале XVII века (по данным писцовой книги в 1627 году) внутри крепости (города) был отстроен новый гостиный двор, по соседству с которым оказалась церковь Казанской Божией Матери.

В 1679 году от пожара, возникшего на гостином дворе, пострадала и Казанская церковь. Это происшествие нашло свое отражение в летописи:

Пожар полностью уничтожил древнюю церковную постройку, но имущество храма в целом не пострадало. В том же 1679 году местные прихожане обращаются к архиепископу с просьбой о разрешении строительства нового деревянного храма:

Новый деревянный храм просуществовал вплоть до начала второй половины XVIII века. В 1760 году было получено разрешение на постройку каменного храма. Как известно из жизнеописания владыки, «работникам, строившим внутри града Вологды каменную церковь Казанской Божией Матери», архиепископ распорядился давать из архиерейского дома пищу.

Казанский храм сохранял свою приходскую самостоятельность до 1820 года, после чего был приписан к церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

4 июня 1929 года храм был закрыт. В июне того же года правление центрального рабочего кооператива «Вологжанин» обратилось в губернский административный отдел с просьбой передать в аренду здание храма под кондитерское производство, «…так как свое помещение находилось в стесненных условиях и было закрыто на основании решения санитарной комиссии». Тогда же аналогичная просьба о предоставлении здания бывшего храма под устройство тракторно-ремонтной мастерской поступила властям от правления Селькредсоюза. Однако помещение закрытой церкви было передано Окрархивбюро под хранение документов из бывших уездов.

До 1970-х годов в закрытом храме располагались торговые конторы. После перевода городского базара в другое место, вологодские власти всерьез рассматривали вопрос о строительстве на Торговой площади высотного административного здания. При реализации этого проекта древний храм планировалось снести. В конечном итоге новое здание облисполкома было возведено на улице Герцена, а в бывшую Казанскую церковь переехала служба ревизоров автоколонны № 1117.

Возрождение Покровско-Казанского прихода началось в начале 1990-х годов стараниями протоиерея Василия Павлова и общины верующих, которую возглавила Д.Н. Тихомирова. В 1992 году обезглавленное здание Казанской церкви было передано Покровской общине. С того времени и началось восстановление храма.

В 1995 году указом президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 «Церковь Казанская, 1760 г. каменная, Торговая площадь, 6» поставлена на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения.

На начало 2010 года восстановлено завершение четверика, две главки над трапезной. Многие годы помощь в возрождении Казанского храма Вологды оказывает ООО «Вологдарегионгаз». В реставрацию памятника предприятие вложило около двух миллионов рублей собственных средств. В настоящий момент ведутся работы по восстановлению колокольни церкви.

16 июня 2014 года образован приход храма Казанской иконы Божией Матери города Вологды [1].

11 мая 2015 года освящен южный придел храма в честь святых апостолов от 70-ти Иасона и Сосипатра.

Казанский храм вместе с храмом Покрова на Торгу входит в Архиерейское Покровское подворье.

Архитектура и убранство

Вскоре после постройки храм был расписан. Авторами стенной росписи Казанской церкви, предположительно, были живописцы Спасо-Прилуцкого монастыря Яков Алексеев Коростин и его сын Федор. Росписи храма в настоящее время находятся под позднейшими записями и закрасками. В процессе реставрационного исследования этого памятника были раскрыты фрагменты композиций: «Жена, облаченная в солнце» (по Апокалипсису) и «Вознесение», позволяющие судить о стилистических особенностях росписи. Исследователи отмечают, что живопись Казанской церкви, принадлежащая кисти вологодских художников 1760-х годов, при малом числе сохранившихся росписей этого времени представляет особенную ценность.

Источник

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери

церковь казанской иконы божией матери на торгу

церковь казанской иконы божией матери на торгу

церковь казанской иконы божией матери на торгу

церковь казанской иконы божией матери на торгу

Православный храм в Вологде, памятник архитектуры федерального значения. Церковь построена в 1760-х гг. на месте церкви, заложенной в 1565 г. Иваном Грозным в честь начала строительства Вологодского кремля.

По благословению епископа Вологодского и Великоустюжского Игнатия в г.Вологде образован Приход храма Казанской иконы Божией Матери.

церковь казанской иконы божией матери на торгу

церковь казанской иконы божией матери на торгу

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери запись закреплена

церковь казанской иконы божией матери на торгу

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери запись закреплена

Монах Симеон Афонский «Ключи духовные»

1. Хочешь понять, что такое истинное уединение?
Показать полностью.
– Это такое уединение, когда есть только Бог и ты.

2. Хочешь понять, что такое ложное уединение?
– Это такое уединение, когда есть только ты, а Бога нет.

3. Хочешь понять, что такое истинный выход из мира?
– Когда Сам Бог забирает человека из этого мира, – это и есть истинный выход.

4. Хочешь понять, что такое ложный выход из мира?
– Когда сам человек пытается своими силами освободить себя от этого мира.

5. Хочешь научиться истинному выходу из мира?
– Умоляй Господа Иисуса Христа освободить тебя от этого ложного и суетного мира, и Он исполнит твое желание, и мир никогда не сможет тебя удержать.

6. Хочешь научиться истинному уединению?
– Оставь все свои помыслы, желания и страсти за дверями своей сердечной кельи.

7. Хочешь научиться оставлять все свои помыслы, желания и страсти за дверями своей сердечной клети?
– Научись хранить свою сердечную клеть свободной от помыслов, желаний и страстей.

8. Хочешь научиться хранить свою сердечную клеть свободной от помыслов, желаний и страстей?
– Поставь неусыпного стража у дверей своей сердечной клети.

9. Хочешь научиться держать неусыпного стража у дверей своей сердечной клети?
– Сделай внимание неусыпным стражем у дверей своей сердечной клети и возбраняй вход в нее всем ворам и убийцам: помыслам, желаниям и страстям.

10. Хочешь научиться неусыпному вниманию к своей сердечной клети?
– Укрепи свое внимание непрестанной молитвой к Господу нашему Иисусу Христу.

11. Хочешь научиться непрестанной молитве?
– Всецело отдай свое сердце Господу нашему Иисусу Христу, и Он войдет в твое сердце непрестанной молитвой и сотворит в нем Свою обитель.

церковь казанской иконы божией матери на торгу

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери запись закреплена

Всяческим понуждением себя приобретается добродетель.

Преподобный Паисий Величковский

церковь казанской иконы божией матери на торгу

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери запись закреплена

Особенно во время молитвы должно стараться сделать свой ум глухим и немым (к предметам посторонним, суетным), как сказал Нил Синайский, и иметь сердце безмолвным ко всякому помыслу, даже, по-видимому, доброму, говорит Исихий Иерусалимский: ибо за бесстрастными помыслами следуют уже страстные, как известно из опыта, и вход в сердце первых бывает причиной входа последних.

Преподобный Нил Сорский

церковь казанской иконы божией матери на торгу

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери запись закреплена

Монах Симеон Афонский «Ключи духовные»

1. Хочешь понять, что такое настоящее отречение?
Показать полностью.
– Отречение от мира ради любви к Богу и ближнему.

2. Хочешь понять, что такое ложное отречение?
– Отречение от мира ради нежелания нести немощи ближнего.

3. Хочешь научиться истинному отречению?
– Научись искать утешения в Едином Боге.

4. Хочешь научиться не гневаться?
– Научись понимать, что все, происходящее с тобой, происходит по воле и попущению Божию.

5. Хочешь научиться видеть, что все, происходящее с тобой, происходит по воле и попущению Божию?
– Научись видеть всех людей добрыми, а себя – истинным виновником всех своих бед.

6. Хочешь научиться видеть всех людей добрыми?
– Научись видеть, что все зло в тебе, а Бог милосердно исцеляет тебя от всех твоих немощей через людей.

7. Хочешь научиться видеть, что Бог милосердно исцеляет тебя от всех твоих немощей через людей?
– Научись постоянно исправлять только одного себя.

8. Хочешь научиться постоянно исправлять только одного себя?
– Научись понимать, что, исправляя себя, ты помогаешь и себе, и ближним.

9. Хочешь научиться помогать и себе, и ближним?
– Научись постоянно отсекать все свои помыслы, желания и страсти непрестанной молитвой.

10. Хочешь научиться постоянно отсекать все свои помыслы, желания и страсти?
– Возлюби постоянное пребывание без всяких помыслов, желаний и страстей.

11. Хочешь научиться постоянному пребыванию без всяких помыслов, желаний и страстей?
– Возлюби стяжание истинного мира Христова, которого этот суетный мир не может дать.

12. Хочешь стяжать истинный мир и покой Христов?
– Научись умолять день и ночь Господа и Спаса нашего Иисуса Христа открыть тебе тайну истинного мира Христова и покоя Его, которых этот тленный мир не может дать никогда.

церковь казанской иконы божией матери на торгу

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери запись закреплена

Итак, да оставим и мы собственную нашу волю, да оставим и провинившимся перед нами. И тогда с дерзновением мы скажем: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

Ибо все мы – люди, из праха рожденные, и все согрешаем. Глина мы, и нет у нас ведения. Глина у глины ворует. Глина глину оскорбляет. Глина на глину клевещет.
Показать полностью. Глина над глиной возносится. Глина глину обогащает. Глина над глиной начальствует. Глина глину бьет. Глина глину заключает в тюрьму. И, вообще, глина перед глиной воображает себя мудрее, сильнее, богаче, благороднее, честнее, обогащаясь безумием и неведением собственного естества: откуда и где оказался, как родился, каково его назначение, где оканчивается, что после этого.

Так вот, все это поглотило забвение и неведение и возник хаос бесчувствия, поэтому, не покаявшиеся, скорбим здесь и в другой жизни. И поэтому тот, кто видит лучше и кто чуть более просвещен, должен прощать и сострадать единодушному и единострастному ближнему своему брату.

Ибо вначале не так сотворил Бог человека, чтобы он страдал и мучился, но сотворил его равноангельным: малым чем от Ангел отличил. И, сотворив Рай в Едеме, поместил его туда, как царя по намерению и самовластного управителя, одной только заповедью связав его, дабы видно было, что от Высшего управляется. Он же, прельщенный бесом и возжелав равнобожия, был изгнан из Рая в это изгнание и впал в скорби, отлученный от Бога, волчцы и тернии собирая во все свои дни.

Что же эти тернии и волчцы, как не постоянные беды и не ежедневные скорби? От искушений, от развращенных людей и от этого жалкого нашего естества, которое от дурной привычки и склонности стало как бы второй натурой, и мы страдаем и мучаемся от нее бедственными искушениями более, чем от других врагов. И если милость Божия не предварит нас, нам грозит опасность погибнуть.

А до каких пор все это будет продолжаться? До тех, говорит, как от земли взят еси и в землю отыдеши. Так вот, здесь человеколюбивый Господь положил конец скорбям и болезням.

Блажен, кто претерпел до конца, все презирая. Ради долготерпения для него уменьшаются тернии и волчцы, когда он позволяет, чтобы совершались убыток на земле и богатство на Небе.

Глина мы, и нет у нас ведения.

Источник

Казанская церковь на Торгу

Пространства имён

Идёт загрузка карты…

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери на Торгу

церковь казанской иконы божией матери на торгу

Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери имеет свою древнюю и весьма любопытную историю. Она основана в память о начале работ по сооружению каменной крепости в 1566 году. Не случайно один из приделов храма был освящен в честь святых апостолов Иасона (Насона) и Сосипатра, в день которых – 28 апреля 1566 года – состоялась закладка Вологодского кремля.

Первоначально храм был деревянным. Он находился на территории крепости неподалеку от царского дворца и кафедрального Софийского собора. В начале XVII века (по данным писцовой книги в 1627 году) внутри крепости (города) был отстроен новый гостиный двор, по соседству с которым оказалась церковь Казанской Божией Матери.

В 1679 году от пожара, возникшего на гостином дворе, пострадала и Казанская церковь. Это происшествие нашло свое отражение в летописи:

церковь казанской иконы божией матери на торгу«въ лето 7188-е месяца сентября въ 27 день против 28 числа въ шестомъ часу нощи былъ пожаръ у нас на Вологде, зажгли позаде гостина двора, за разбойной тюрмой, неведомый воръ, и горели две церкви, одна на гостине дворе, а другие Казаньские Богородицы церковь да у Казаньския же была другая церковь старая, а стояла в иконномъ ряду 10, и та згорела, да и гостинъ дворъ и ряды все и таможня и земския избы и сыскной приказъ, все згорели». церковь казанской иконы божией матери на торгу

Пожар полностью уничтожил древнюю церковную постройку, но имущество храма в целом не пострадало. В том же 1679 году местные прихожане обращаются к архиепископу с просьбой о разрешении строительства нового деревянного храма:

церковь казанской иконы божией матери на торгу«Государю Преосвященному Симону, архиепископу Вологодскому и Белоозерскому, бьютъ челом твой святительской богомолецъ храма Пресвятый Богородицы Казанские и святыхъ Апостолъ Ассона (Иасона) и Сосипатра попъ Иванъ да церковный старостишко Тимошка Ивановъ и приходские люди того храма. Въ нынешнемъ, государь, во 7188 году (1679), сентября противъ дванадесять осьмаго числа въ ночи волею Божию въ пожарное время тотъ храмъ и съ пределы згорели, а изъ нихъ святые иконы и церковная утварь и книги въ целости вынесены.

Умилостивися, государь Преосвященный Симонъ, архиепископъ Вологодский и Белозерский, пожалуй насъ, благослови, государь, намъ на томъ церковномъ погореломъ месте вновь храмъ воздвигнуть Богородицы Казанские, да Ассона и Сосипатра, и лесъ ранить и купить и ставить, и о томъ дать свою святительскую благословенную грамоту. Государь, святитель, смилуйся».

церковь казанской иконы божией матери на торгу

Новый деревянный храм просуществовал вплоть до начала второй половины XVIII века. В 1760 году преосвященный Пимен дал разрешение на постройку каменного храма. Как известно из жизнеописания владыки, «работникам, строившим внутри града Вологды каменную церковь Казанской Божией Матери», архиепископ распорядился давать из архиерейского дома пищу.

В разное время местность, где расположена церковь, именовалась по-разному. Так, в XV столетии она была известна под именем «Числиха» и состояла из большого числа мелких домишек. Согласно исследователю С. А. Непеину, домики эти так тесно примыкали один к другому, что «бабы, не выходя из них, через дверь или окошко передавали соседям на ухвате горшки». На улице можно было разъехаться не иначе, как перевернув одну телегу на бок. По другим данным название «Числиха» происходит от слова «число». Так называли место пребывания монголо-татарской администрации в городе.

Близ Казанской церкви было большое болото, именовавшееся Репным – здесь продавали репу и другие овощи. Сама церковь в ряде документов называется «Казанской Божией Матери на Болоте», а иногда и «Казанской на Торгу» (кстати, соседняя с ней Покровская церковь также имеет приставку «на Торгу»). Следы Репного болота заметны в сквере по проспекту Победы и доныне. В осеннее и весеннее время вода долго не уходит с газонов.

Казанская церковь возведена в лучших традициях древнерусского зодчества, добротно и просто. Форма постройки кубическая с одной главой, низкая трапезная с двумя главками над приделами. Над трапезной стояла колокольня шатрового типа с маленькой главкой. Храм имел три придела: Андрея Первозванного, Адриана Пошехонского, апостолов Иасона и Сосипатра. Убранство фасадов здания состояло из плоских лопаток, расположенных по углам, и простых карнизов в завершении. Вход в храм открывал перспективный портал с рядом арок и колонн. С южной стороны к церкви было пристроено каменное крыльцо с колоннами, а над входом помещался живописный образ Знамения Божией Матери.

Вскоре после постройки храм был расписан. Авторами стенной росписи Казанской церкви, предположительно, были живописцы Спасо-Прилуцкого монастыря Яков Алексеев Коростин и его сын Федор. Росписи Казанской церкви в настоящее время находятся под позднейшими записями и закрасками. В процессе реставрационного исследования этого памятника были раскрыты фрагменты композиций: «Жена, облаченная в солнце» (по Апокалипсису) и «Вознесение», позволяющие судить о стилистических особенностях росписи. Исследователи отмечают, что живопись Казанской церкви, принадлежащая кисти вологодских художников 60-х годов XVIII века, при малом числе сохранившихся росписей этого времени представляет особенную ценность.

Древний храм во имя иконы Казанской Божией Матери почитался местными архиереями и прихожанами. Большое значение для церкви имело ее близкое расположение к Софийскому собору и царскому дворцу, а позднее – к гостиному двору, что предполагало особое внимание к храму как со стороны вологжан, так и гостей города. Известно, что во время своего визита в Вологду в нем побывал о. Иоанн Кронштадский.

В XIX – начале ХХ века местность около храма представляла обширную Казанскую площадь, которая являлась одним из центров торговли города. За храмом закрепилось новое название – церковь Казанской Божией Матери на Торгу. Городской рынок (так называемый Старый базар) существовал здесь до середины 1970-х годов. Торговое значение местности сохранилось до настоящего времени.

Казанская церковь на Торгу сохраняла свою приходскую самостоятельность до 1820 года, после чего была приписана к церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

Церковь Казанской иконы Божьей Матери была закрыта 4 июня 1929 года. В июне того же года правление центрального рабочего кооператива «Вологжанин» обратилось в губернский административный отдел с просьбой передать в аренду Казанскую церковь под кондитерское производство, «. так как свое помещение находилось в стесненных условиях и было закрыто на основании решения санитарной комиссии». Тогда же аналогичная просьба о предоставлении здания бывшего храма под устройство тракторно-ремонтной мастерской поступила властям от правления Селькредсоюза. Однако помещение закрытой церкви было передано Окрархивбюро под хранение документов из бывших уездов.

В 1930-х годах храм лишился своего завершения. Изящная шатровая колокольня, судя по фотографиям, была разобрана в конце 1940-х – начале 1950-х годов. Во время разрушения она частично повредила трапезную. До 1970-х годов в закрытом храме располагались торговые конторы. После перевода городского базара в другое место, вологодские власти всерьез рассматривали вопрос о строительстве на Торговой площади высотного административного здания. При реализации этого проекта древний храм планировалось снести. В конечном итоге новое здание облисполкома было возведено на улице Герцена, а в бывшую Казанскую церковь переехала служба ревизоров автоколонны № 1117.

Возрождение Покровско-Казанского прихода началось в начале 1990-х годов стараниями протоиерея Василия Павлова и общины верующих, которую возглавила Д. Н. Тихомирова. В 1992 году обезглавленное здание Казанской церкви было передано Покровской общине. С того времени и началось восстановление храма. На начало 2010 года восстановлено завершение четверика, две главки над трапезной. Многие годы помощь в возрождении Казанского храма Вологды оказывает ООО «Вологдарегионгаз». В реставрацию памятника предприятие вложило около двух миллионов рублей собственных средств. В настоящий момент ведутся работы по восстановлению колокольни церкви.

Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Церковь Казанская, 1760 г. каменная, Торговая площадь, 6» поставлена на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *