церковь монастыря сурб хач святой крест 1786 1792
Церковь Сурб-Хач в Ростове-на-Дону
История создания
История церкви Сурб-Хач тесно связана с появлением на Дону в 1780-х годах большой армянской диаспоры. Чтобы переселить сюда крымских армян дипломатам Екатерины II пришлось изрядно постараться. После подписания в 1774 году Кючук-Кайнарджийского мира между Россией и Османской империей Крым был наконец объявлен независимым. Керченский пролив стал российским, и наши торговые суда получили право проходить Босфор и Дарданеллы наравне с английскими и французскими. Екатерина II, желая в конечном счете присоединить Крым к России, договорилась с духовенством армян и греков и при помощи хана Шагин-Гирея (Şahin Geray), проводника российского влияния в Крыму, и организовала переселение христианского населения в Россию.
Переселением командовал молодой генерал Александр Суворов. По данным ведомостей Суворова, за август — сентябрь 1778 года выехало из Крыма 31 тысяча 386 человек, из них: греков — 18 407 душ, армян — 12 598, грузин — 219, валахов — 162. Тремя караванами переселенцы направили свой путь в Россию, помимо имущества, они везли с собой драгоценные книги, древние пергаментные рукописи, церковную утварь, хачкары (каменные кресты).
Пришедшие на Дон армяне (в пути почти треть погибла от голода и болезней) обосновались на землях в устье реки близ крепости Димитрия Ростовского, получив по указу Екатерины II «12 тысяч десятин земли окрест крепости».
Здесь переселенцы основали город Новый Нахичеван (позже Нахичевань-на-Дону, ныне в составе города Ростова-на-Дону) и несколько сел, которые сейчас вошли в состав Мясниковского района Ростовской области.
14 ноября 1779 года была обнародована пожалованная Екатериной армянам-переселенцам грамота, в которой говорилось, что переселенцы-армяне освобождаются от уплаты государственных податей и повинностей сроком на 10 лет, получают право свободно торговать внутри и вне государства, основывать фабрики, заводы и заниматься всякого рода промыслами. Переселенцы также освобождались от воинского постоя и рекрутства.
В 1783 году в нескольких километрах от города архиепископ Иосиф Аргутинский (с 1773 года — епархиальный начальник всех армян, живших в России) основал монастырь Сурб-Хач, названный так же, как и монастырь возле города Старый Крым.
Храм Сурб-Хач строился в стиле классицизма с 1786 по 1792 год по проекту известного русского архитектора Ивана Старова, создателя Троицкого собора Александро-Невской лавры в Петербурге и Таврического дворца.
Стены церкви украшали снятые с армянских церквей Крыма и привезенные в монастырь на берегу Темерника 13 хачкаров, датированные XV, XVI веками и первой четвертью XVIII века. Говорят, что в монастыре также находился хачкар VI века, по преданию, вывезенный из древней столицы Армении — города Ани.
В 1862 году церковь основательно перестроили и рядом возвели двухъярусную колокольню с высоким четырехгранным шатром. При монастыре действовала семинария и первая на юге России типография.
После революции, в начале 1920-х годов, монастырь был закрыт. На его подворье разместился детский дом. Богослужения в церкви продолжались до 1931 года, после чего она была закрыта и передана местному совхозу под зернохранилище. А в 1935 году ударом молнии были разрушены колокольня и часть крыши храма. Постепенно все постройки монастыря, за исключением самого здания церкви, были разобраны. В середине 60-х годов XX века церковь настолько обветшала, что ее собирались снести. И снесли бы, но храм отстоял народный художник Армянской ССР Мартирос Сарьян — уроженец этих мест. В 1968–1972 годах церковь была восстановлена, и в ней открыли Музей русско-армянской дружбы.
Церковь сегодня
В марте 2007 года решением администрации Ростовской области здание было передано в пользование Армянской апостольской церкви с условием, что армянская община Ростова-на-Дону приобретет и восстановит здание (или построит новое) для музея, который ранее располагался в церкви.
В настоящее время церковь Сурб-Хач действующая. У стен монастыря Сурб-Хач похоронены поэт и видный армянский общественный деятель Арутюн Аламдарян, поэт и философ Микаэл Налбандян и классик армянской литературы, поэт-патриот Рафаэль Патканян.
Достопримечательности Ростова: церковь Сурб-Хач
В Ростове много интересных мест, и признаюсь, за свои 20 лет проживания в городе я посетила не все из них. Дело в том, что всю жизнь свою ростовскую я провела в самом центре, на ул. Пушкинская. А из центра, как в любом городе, ой как не хотелось уезжать. Тогда мне казалось, что это очень далеко, 20 минут на маршрутки, но после Москвы, понимаешь, что это вообще не расстояние. В общем, как это всегда бывает, настоящее понимание красот Ростова пришло ко мне много лет спустя, после переезда в Москву.
Сурб-хач считается самой древней постройкой Ростова. Интересный вопрос, что делает армянский монастырь в Ростове? Тут все сложно, история эта начинается со времен Екатерины II, которая подписала указ о переселении армян с Крыма. Армяне долго плутали, как дети Моисея, и в итоге осели на берегах реки Дон. Рядом с Ростовом был заложен город Нахичевань (примерно спустя 30 лет после основания Ростова), а в 20-м веке он был объединен с Ростовом в один город. Невидимая граница проходил по Театральной площади.
Так выглядел монастырь в 19-м веке
Храм небольшой, людей в парке у храма почти нет. Многие любят сидеть здесь наверху, и смотреть на закат. Романтика! Само место поражает своей тишиной и спокойствием.
Вид от церкви Сурб-хач
Длинная и величественная лестница от храма вниз производит впечатление очень старой. Вниз спускаются ровно 86 ступенек. В нишах сделаны скамейки, для того, чтобы пожилые люди могли отдохнуть во время подъема. В камне выдолблены религиозные знаки: кресты и пятиконечные звезды.
Часовня над источником
Было очень странно увидеть здесь. бабульку, пасущую стадо коз. Настоящая чабанка! Да и почему же здесь не пасти коз? Кругом такая изумрудная трава.
А представляете, сколько еще в нашей стране таких прекрасных уголков? А сколько мы из них не видели?
Самое старое здание Ростова: 227 лет назад был освящен храм Сурб-Хач
27 ноября 2019 06:00
Ростов-на-Дону, 27 ноября 2019. DON24.RU. 27 ноября 227 лет назад в Ростове освятили церковь монастыря Сурб-Хач. В настоящее время это здание – старейшее из сохранившихся в границах современного Ростова. В одной из построек монастыря вблизи церкви располагалась первая на юге России типография. За шесть лет, с 1790 по 1796 годы, здесь было напечатано больше 20 книг.
Первый камень церкви заложили в 1783 году, строительство началось только через три года и продолжалось шесть лет. Основали мужской монастырь Сурб-Хач и одноименную церковь армяне, переселившиеся из Крыма.
14 ноября 1779 года Екатерина II издала Указ, разрешивший переселение в Приазовье значительных по численности групп христианского населения из Крыма. Это были армяне. Сделано это было якобы для того, чтобы защитить братьев-христиан от притеснений мусульманского населения Крымского ханства. Но был в действиях императрицы и расчет: в расслоенном обществе Крымского ханства крестьянами и ремесленниками являлись в основном армяне, а крымские татары составляли другие, менее «трудящиеся» классы. Лишив ханство рабочей силы, Екатерина II хотела его ослабить, чтобы в дальнейшем присоединить Крым против воли хана. Через три с половиной года задуманное правительницей удалось.
Армяне брали с собой самое ценное, садились в повозки и приезжали на Дон. В память о брошенных домах и поселках здесь они давали поселениям и церквям привычные названия.
К моменту закладки монастыря Ростову было больше 30 лет, но религиозные деятели, предпочитающие уединение, решили построить обитель примерно в 7 км от города, на необычном для донских степей возвышении, вблизи от бьющего из-под земли родника.
С собой основатели Сурб-Хача привезли главную реликвию – хачкар Сурб-Хач (святой камень-крест). Каменное изваяние было создано примерно в VI веке в городе Ани, столице Армянского царства.
В XI–XIII веках, гонимые турками, а затем монголо-татарами, люди покидали свою страну. Большая часть переселенцев отправилась в Крым. Вывезенный из Ани хачкар Сурб-Хач послужил основой для крымского одноименного монастыря, воздвигнутого в 1385 году в окрестностях города Старый Крым. В течение пяти веков хачкар находился в крымском армянском монастыре Сурб-Хач, затем его привезли в Ростов.
Церковь строили по проекту архитектора Ивана Старова, который создал Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Но как выглядел Сурб Хач в те времена, доподлинно неизвестно, так как здание не раз перестраивали.
Фото: ru.livejournal.com Армянский монастырь Сурб-Хач в Старом Крыму
Известно, что к западу от фасада церкви была колокольня, а к востоку находился двухэтажный архиерейский дом. В нем была расположена школа, которую позже преобразовали в семинарию с пансионатом. Здесь же создали библиотеку, а при ней типографию, первую на всем юге страны. Монастырю принадлежали около 50 га земли, которую сдавали в аренду под пашни и огороды.
Фото: ru.wikipedia.org. Церковь Сурб-Хач на марке России 2001 года
В 1862 году сюда приезжал архиепископ Армянской апостольской церкви Габриэл Айвазовский, родной брат художника-мариниста Ивана Айвазовского. К моменту его визита монастырь обветшал, и архиепископу удалось запустить сбор средств на реставрацию обители.
Габриэл был старшим ребенком в семье обедневшего армянского купца Константина Айвазовского. Средний брат, Иван, стал известным художником, а младший, Григорий, был капитаном Феодосийского карантинного порта. Также в семье была младшая сестра.
Фото: ru.wikipedia.org Архиепископ Армянской апостольской церкви Габриэл Айвазовский
Габриэл родился в 1812 году в Феодосии, окончил церковно-приходскую школу, а потом получил гуманитарное и богословское образование в Европе. В возрасте 28 лет Габриэл принял постриг, позже получил звание профессора. Он стал католиком, преподавал и писал научные книги. Но под влиянием брата, художника Ивана Айвазовского, Габриэл отказался от католической веры, вернулся в Армянскую церковь и возвратился в родную Феодосию.
В те времена монастырь часто становился объектом разбойничьих налетов, потому что он находился далеко от города. Вокруг обители росли деревья и кустарники, поэтому увидеть приближающихся налетчиков или догнать их после ограбления было непросто. Кроме того, многие считали, что в обители хранятся несметные сокровища.
Не раз жертвами разбойников становились священнослужители. Так, в мае 1834 года семеро грабителей ворвались в здание ночью. Братья доверяли свои жизни Богу, поэтому надежных засовов на двери не было. Сонных монахов связали и принялись искать деньги. Но неожиданно на незнакомцев напал архимандрит Аламдарян, который во время налета не спал и успел спрятаться. Он избил нескольких злоумышленников, но и сам получил пулю. А добычей разбойников оказались только шубы и прочие вещи монахов – богатств они не нашли. Некоторых из грабителей позже задержали.
Через 54 года жертвой налетчиков стал архимандрит Тер-Никохосян. На этот раз налетчики оказались более жестокими: они перерезали горло священнослужителю, а похищенные окровавленные деньги были найдены далеко от монастыря, у одной из родственниц разбойников. Самих убийц так и не нашли.
Монастырь существовал до 1920-х годов. Потом советская власть решила передать его постройки совхозу, их использовали как зернохранилище. Колокольня и архиерейский дом были разрушены.
Восстанавливать церковь начали в 1968 году, а после окончания работ в здании храма открыли Музей русско-армянской дружбы. Богослужения здесь снова стали проводить в 2000 году, а в 2007-м музей переехал в дом Искидарова (особняк Гайрабетовых) на площади Свободы.
Главной реликвией храма по прежнему остается хачкар Сурб-Хач.
Никаких надписей на кресте нет, но в его верхней части изображено символическое солнце – знак вечности, а под розеткой расположен большой крест – символ христианства. Сейчас сделанный из базальта крест выглядит не так, как раньше.
В конце XIX века хачкар Сурб-Хач обрамляла позолоченная стеклянная рама, дополняли его два креста: большой медный и небольшой серебряный, которые исчезли после разграбления церкви в 1920-е годы. После этого крест-камень перевезли в храм в Нахичевани, но в 1930-е годы его закрыли, а святыню установили в кладбищенской церкви Святого Карапета. Позже крест доставили в Музей русско-армянской дружбы, который располагался в здании закрытой церкви Сурб-Хач. Когда музей переезжал на площадь Свободы, крест хотели забрать, но прихожане попросили оставить его в храме.
На территории церкви похоронены армянские поэты и писатели Арутюн Аламдарян, Микаэл Налбандян и Рафаэл Патканян.
В настоящее время храм окружен жилыми микрорайонами. Вокруг церкви разбили парк «Дружба», а сам Сурб-Хач теперь стоит на берегу верхнего из двух северных водохранилищ в балке реки Камышеваха.
Из-под холма, на котором расположен храм, как и много десятилетий назад, бьет ключ. Но теперь возле него устроены купальня и зона отдыха. Летом здесь загорают и купаются сотни горожан, а каждый год 19 января верующие собираются здесь для совершения обряда крещенского купания.
Самое старое здание Ростова: 227 лет назад был освящен храм Сурб-Хач
Ростов-на-Дону, 27 ноября 2019. DON24.RU. 27 ноября 227 лет назад в Ростове освятили церковь монастыря Сурб-Хач. В настоящее время это здание – старейшее из сохранившихся в границах современного Ростова. В одной из построек монастыря вблизи церкви располагалась первая на юге России типография. За шесть лет, с 1790 по 1796 годы, здесь было напечатано больше 20 книг.
Первый камень церкви заложили в 1783 году, строительство началось только через три года и продолжалось шесть лет. Основали мужской монастырь Сурб-Хач и одноименную церковь армяне, переселившиеся из Крыма.
14 ноября 1779 года Екатерина II издала Указ, разрешивший переселение в Приазовье значительных по численности групп христианского населения из Крыма. Это были армяне. Сделано это было якобы для того, чтобы защитить братьев-христиан от притеснений мусульманского населения Крымского ханства. Но был в действиях императрицы и расчет: в расслоенном обществе Крымского ханства крестьянами и ремесленниками являлись в основном армяне, а крымские татары составляли другие, менее «трудящиеся» классы. Лишив ханство рабочей силы, Екатерина II хотела его ослабить, чтобы в дальнейшем присоединить Крым против воли хана. Через три с половиной года задуманное правительницей удалось.
Армяне брали с собой самое ценное, садились в повозки и приезжали на Дон. В память о брошенных домах и поселках здесь они давали поселениям и церквям привычные названия.
К моменту закладки монастыря Ростову было больше 30 лет, но религиозные деятели, предпочитающие уединение, решили построить обитель примерно в 7 км от города, на необычном для донских степей возвышении, вблизи от бьющего из-под земли родника.
С собой основатели Сурб-Хача привезли главную реликвию – хачкар Сурб-Хач (святой камень-крест). Каменное изваяние было создано примерно в VI веке в городе Ани, столице Армянского царства.
В XI–XIII веках, гонимые турками, а затем монголо-татарами, люди покидали свою страну. Большая часть переселенцев отправилась в Крым. Вывезенный из Ани хачкар Сурб-Хач послужил основой для крымского одноименного монастыря, воздвигнутого в 1385 году в окрестностях города Старый Крым. В течение пяти веков хачкар находился в крымском армянском монастыре Сурб-Хач, затем его привезли в Ростов.
Церковь строили по проекту архитектора Ивана Старова, который создал Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Но как выглядел Сурб Хач в те времена, доподлинно неизвестно, так как здание не раз перестраивали.
Фото: ru.livejournal.com Армянский монастырь Сурб-Хач в Старом Крыму
Известно, что к западу от фасада церкви была колокольня, а к востоку находился двухэтажный архиерейский дом. В нем была расположена школа, которую позже преобразовали в семинарию с пансионатом. Здесь же создали библиотеку, а при ней типографию, первую на всем юге страны. Монастырю принадлежали около 50 га земли, которую сдавали в аренду под пашни и огороды.
Фото: ru.wikipedia.org. Церковь Сурб-Хач на марке России 2001 года
В 1862 году сюда приезжал архиепископ Армянской апостольской церкви Габриэл Айвазовский, родной брат художника-мариниста Ивана Айвазовского. К моменту его визита монастырь обветшал, и архиепископу удалось запустить сбор средств на реставрацию обители.
Габриэл был старшим ребенком в семье обедневшего армянского купца Константина Айвазовского. Средний брат, Иван, стал известным художником, а младший, Григорий, был капитаном Феодосийского карантинного порта. Также в семье была младшая сестра.
Фото: ru.wikipedia.org Архиепископ Армянской апостольской церкви Габриэл Айвазовский
Габриэл родился в 1812 году в Феодосии, окончил церковно-приходскую школу, а потом получил гуманитарное и богословское образование в Европе. В возрасте 28 лет Габриэл принял постриг, позже получил звание профессора. Он стал католиком, преподавал и писал научные книги. Но под влиянием брата, художника Ивана Айвазовского, Габриэл отказался от католической веры, вернулся в Армянскую церковь и возвратился в родную Феодосию.
В те времена монастырь часто становился объектом разбойничьих налетов, потому что он находился далеко от города. Вокруг обители росли деревья и кустарники, поэтому увидеть приближающихся налетчиков или догнать их после ограбления было непросто. Кроме того, многие считали, что в обители хранятся несметные сокровища.
Не раз жертвами разбойников становились священнослужители. Так, в мае 1834 года семеро грабителей ворвались в здание ночью. Братья доверяли свои жизни Богу, поэтому надежных засовов на двери не было. Сонных монахов связали и принялись искать деньги. Но неожиданно на незнакомцев напал архимандрит Аламдарян, который во время налета не спал и успел спрятаться. Он избил нескольких злоумышленников, но и сам получил пулю. А добычей разбойников оказались только шубы и прочие вещи монахов – богатств они не нашли. Некоторых из грабителей позже задержали.
Через 54 года жертвой налетчиков стал архимандрит Тер-Никохосян. На этот раз налетчики оказались более жестокими: они перерезали горло священнослужителю, а похищенные окровавленные деньги были найдены далеко от монастыря, у одной из родственниц разбойников. Самих убийц так и не нашли.
Монастырь существовал до 1920-х годов. Потом советская власть решила передать его постройки совхозу, их использовали как зернохранилище. Колокольня и архиерейский дом были разрушены.
Восстанавливать церковь начали в 1968 году, а после окончания работ в здании храма открыли Музей русско-армянской дружбы. Богослужения здесь снова стали проводить в 2000 году, а в 2007-м музей переехал в дом Искидарова (особняк Гайрабетовых) на площади Свободы.
Главной реликвией храма по прежнему остается хачкар Сурб-Хач.
Никаких надписей на кресте нет, но в его верхней части изображено символическое солнце – знак вечности, а под розеткой расположен большой крест – символ христианства. Сейчас сделанный из базальта крест выглядит не так, как раньше.
В конце XIX века хачкар Сурб-Хач обрамляла позолоченная стеклянная рама, дополняли его два креста: большой медный и небольшой серебряный, которые исчезли после разграбления церкви в 1920-е годы. После этого крест-камень перевезли в храм в Нахичевани, но в 1930-е годы его закрыли, а святыню установили в кладбищенской церкви Святого Карапета. Позже крест доставили в Музей русско-армянской дружбы, который располагался в здании закрытой церкви Сурб-Хач. Когда музей переезжал на площадь Свободы, крест хотели забрать, но прихожане попросили оставить его в храме.
На территории церкви похоронены армянские поэты и писатели Арутюн Аламдарян, Микаэл Налбандян и Рафаэл Патканян.
В настоящее время храм окружен жилыми микрорайонами. Вокруг церкви разбили парк «Дружба», а сам Сурб-Хач теперь стоит на берегу верхнего из двух северных водохранилищ в балке реки Камышеваха.
Из-под холма, на котором расположен храм, как и много десятилетий назад, бьет ключ. Но теперь возле него устроены купальня и зона отдыха. Летом здесь загорают и купаются сотни горожан, а каждый год 19 января верующие собираются здесь для совершения обряда крещенского купания.