церковь преображения господня кимры
КИМРСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР
Кимрский Преображенский собор |
Собор в честь Преображения Господня в городе Кимрах Тверской епархии
С приходом советской власти режим повел борьбу с Церковью, что поначалу выразилось в запрете на достройку каменной колокольни храма. Местные власти мотивировали это тем, что в городе испытывается острая потребность в жилье, не хватает строительных материалов, и вообще возражали против колокольного звона, якобы мешающего больным расположенной по соседству больницы. По проекту храм должен быть был возведен с встроенной колокольней, но так как это оказалось невозможным по соседству с храмом была возведена временная небольшая деревянная колоколенка, с которой звонили восемь колоколов. Чтобы добиться от властей разрешения на достройку каменной колокольни, верующие на своем собрании согласились на прекращение колокольного звона и кроме того обязались собрать крупную сумму денег для строительства столь нужного в то время в Кимрах родильного дома. Но власти, уже приняв решение о закрытии церкви, отклонили просьбы и предложения верующих.
В 1927 году Кимрский горсовет направил в губисполком ходатайство о закрытии церкви. Ходатайство было одобрено и направлено в Москву для утверждения. Спустя год после начала дела, несмотря на протесты верующих, председатель ВЦИК М. И. Калинин утвердил ходатайство горсовета. 19 мая 1929 года было совершено последнее богослужение, храм был закрыт и превращен в клуб кустарей, а спустя несколько лет в зернохранилище.
После Великой Отечественной войны по просьбе верующих 22 мая 1947 года храм был вновь открыт для богослужений. В 1948 году по приглашению иеродьякона Преображенской церкви Иннокентия в храме совершил службу игумен Пимен, впоследствии патриарх всея Руси. Однако жизнь в приходе едва теплилась, и только в 1973 году после назначения нового настоятеля храма священника Иоанна Басюка, жизнь прихода стала возобновляться. Благодаря трудам батюшки храм благоукрашался внутри и снаружи. В тот период храм приобрел статус собора, стал центром благочиния. В 1982 году в храме была возведена кирпичная пристройка, а в 1992 году здание было подключено к центральному отоплению.
На начало XXI века храм был примечателен своим хором.
Проект Кимрского Преображенского храма |
Архитектура
Пятиглавый трехпрестольный храм стилизован по древнерусские и рассчитан на тысячу молящихся. Композиционно состоит из храмовой части, апсиды и трапезной. Увенчан пятью шатрами со световыми барабанами. В подвале высотой более трех метров была установлена калориферная печь для обогрева здания.
Собор Преображения Господня (Кимры)
Содержание
История [ править ]
В апреле 1901 года в Москве «классным художником архитектуры» Фёдором Васильевичем Рыбинским был выполнен проект новой церкви для села Кимры Тверской губернии. Трёхпрестольный храм был рассчитан на 1000 человек и сооружался «в память выздоровления от болезни в 1900 году Его Императорского Величества Государя Императора Николая II ».
В мае 1902 года обязанности по постройке храма принял на себя тверской губернский архитектор В. И. Назарин. Закладка нового храма состоялась 21 июля 1902 года в присутствии архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия. Храм решено было поставить над ключом или родником, который по преданию, слыл целебным.
К концу 1903 года здание выстроили «до первых сводов», а окончательное завершение строительства предполагалось в следующем 1904 году. Тем не менее, завершить храм, как планировали, не удалось. В конце 1904 года Корчевское полицейское управление докладывало в Тверское губернское правление о том, что церковь вчерне готова, но главы не окончены и внутренняя отделка ещё не началась. И лишь в сентябре 1910 года полицейский надзиратель с. Кимры констатировал, что церковь «вполне закончена, выведены купола, водружены кресты, установлены иконы, и иконостас, только лишь не построена колокольня и причтовыя постройки». Окончательный же акт готовности здания для проведения богослужений датируется 1 марта 1911 года. При этом недостаток средств не позволил выстроить колокольню, возвели только нижний ярус. А рядом с храмом поставили временную деревянную звонницу с восьмью колоколами.
Выстроен храм был в древнерусских традициях.
Проходили годы, здание ветшало, требовало ремонта. В 1947 году в ответ на просьбу группы верующих власти возвратили им Преображенский храм. В нем начались богослужения. В этом же году купола вновь увенчали православные кресты. В 1948 году по приглашению иеродьякона Преображенской церкви Иннокентия в храме совершил службу игумен Пимен, в дальнейшем ставший Патриархом Всея Руси.
В 1973 году жизнь храма активизировалась, он стал центром благочиния. В середине 80-х годов по благословению архиепископа Алексия храм приобрел статус собора.
Первым настоятелем храма (после его возвращения верующим) стал протоиерей Стефан Кондратьев. Затем эту должность занимали: епископ Никифор Никольский, протоиереи Сергей Бойков, Владимир Троицкий, Георгий Цинцевич и некоторые другие. Более 20 лет настоятелем храма был протоиерей Иоанн Басюк (1940-1995). Имя этого видного и авторитетного священнослужителя было широко известно и почитаемо среди верующих. При нем в 1980-х годах его западная часть была расширена за счет кирпичной пристройки; в начале 1990-х годов собор был подключен к центральному отоплению.
Похоронен протоиерей Иоанн Басюк у алтаря Преображенского собора.
Современное состояние [ править ]
Особенно видимые изменения во внешнем облике Собора произошли за последние годы. Были восстановлены все главы с барабанами, снесенные после закрытия властями храма в 1929 году. Покрытие – из нержавеющей стали с нитротитановым напылением, внешне выглядит, словно выполненное из золота. Шатровая крыша покрыта листовой медью.
При подготовке к 100-летию храма общественная организация (этим проектом занимался благотворительный фонд «Преображение») обратилась к настоятелю за благословением начать собирать средства на создание трех мозаичных икон на наружной алтарной части собора. После 2011 года были созданы две малые иконы Божией Матери и Святителя Николая. Изготовить мозаичные иконы из камней Палестины взялся Дмитрий Хрущ, сын известного художника Валентина Хруща. Собирались иконы в Палестине, частями привозилась в наш город.
К 100-летнему юбилею храма в 2010 году старые ворота и калитки были заменены новыми, коваными.
Было построено здание, где располагается Воскресная школа. А также у западных ворот на пожертвования ныне усопшей кимрской предпринимательницы Надежды Васильевны Поповой возведено 2-этажное кирпичное здание, где располагается приходской дом с иконной лавкой, часовней и другими помещениями.
В результате восстановительных работ храм не только приобрел свой первоначальный облик, но и стал выше, величественнее. Собор одновременно грандиозный и аккуратный, сдержанный и роскошный, богато декорированный, но не утративший строгой элегантности русских храмов. Терракотовый цвет его фасада оттеняется щедрой белой лепниной, узкие и высокие окна световых барабанов украшены псевдорусскими «кокошниками».
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
171507, Тверская область, г. Кимры, ул. Урицкого, д. 65
Паломнику [ править ]
Богослужения совершаются в храме ежедневно с 08:00.
По воскресеньям исповедь начинается в 08:00, а литургия в 09:00. После литургии совершается молебен Иверской иконе Пресвятой Богородицы и святым новомученикам Кимрским. Накануне воскресных дней и великих праздников всенощная — в 17:00. В сами великие праздники совершаются две литургии — в 07:00 час. и в 09:30 час. Исповедь совершается до начала Литургии.
Отпевание усопших совершаются ежедневно, Таинство Крещения совершается после предварительного прохождения двух огласительных бесед. Также после предварительной записи и собеседования в положенные дни совершается Таинство Венчания. При соборе действует часовня, где находится церковная лавка с обширным выбором православной литературы.
О храме
Преображенский собор является центром Кимрского церковного округа (Кимрского благочиния) и находится в г.Кимры по адресу ул.Урицкого, д.65. Настоятель Преображенского собора с 1996г. — протоиерей Евгений Юрьевич Морковин.
Богослужения совершаются в храме ежедневно с 08:00.
По воскресеньям исповедь начинается в 08:00, а литургия в 09:00. После литургии совершается молебен Иверской иконе Пресвятой Богородицы и святым новомученикам Кимрским.
Накануне воскресных дней и великих праздников всенощная — в 17:00. В сами великие праздники совершаются две литургии — в 07:00 час. и в 09:30 час. Исповедь совершается до начала Литургии.
Отпевание усопших совершаются ежедневно, Таинство Крещения совершается после предварительного прохождения двух огласительных бесед. Также после предварительной записи и собеседования в положенные дни совершается Таинство Венчания.
При соборе действует часовня, где находится церковная лавка с обширным выбором православной литературы.
Приделы Главный придел храма освящен в честь — Преображения Господа нашего Иисуса Христа (престольный праздник — 19 августа), левый — трёх Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, (престольный праздник — 12 февраля), правый — св. Пророка Божьего Илии (престольный праздник — 02 августа).
Святыни
В храме находится чтимая Иверская икона Божией Матери
Поделиться:
Свежие записи
Икона дня
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула (I). Мч. Епимаха (ок. 250).
Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах (XII). Прп. Мавры (V).
Сщмч. протоиерея Иоанна Кочурова (1917). Прмч. Леонида Молчанова (1918); сщмчч. Всеволода Смирнова, Александра Воздвиженского, Сергия Розанова, Алексия Сибирского, Василия Архангельского, Петра Воскобойникова, Василия Колоколова пресвитеров, прмчч. Анатолия Ботвинникова, Евфросина Антонова и мч. Иакова Блатова (1937); прмч. Иннокентия Мазурина (1938).
2_Кор., 174 зач., III, 12–18.Лк., 36 зач., VIII, 16–21.
Церковь преображения господня кимры
О компании: Краткая история Преображенского собора г.Кимры
В апреле 1901 года в Москве «классным художником архитектуры» Фёдором Васильевичем Рыбинским был выполнен проект новой церкви для села Кимры Тверской губернии. Показать полностью. Трёхпрестольный храм был рассчитан на 1000 человек и сооружался «в память выздоровления от болезни в 1900 году Его Императорского Величества Государя Императора Николая II ».
В мае 1902 года обязанности по постройке храма принял на себя тверской губернский архитектор В. И. Назарин. Закладка нового храма состоялась 21 июля 1902 года в присутствии архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия. Храм решено было поставить над ключом или родником, который по преданию, слыл целебным.
К концу 1903 года здание выстроили «до первых сводов», а окончательное завершение строительства предполагалось в следующем 1904 году. Тем не менее, завершить храм, как планировали, не удалось. В конце 1904 года Корчевское полицейское управление докладывало в Тверское губернское правление о том, что церковь вчерне готова, но главы не окончены и внутренняя отделка ещё не началась. И лишь в сентябре 1910 года полицейский надзиратель с. Кимры констатировал, что церковь «вполне закончена, выведены купола, водружены кресты, установлены иконы, и иконостас, только лишь не построена колокольня и причтовыя постройки». Окончательный же акт готовности здания для проведения богослужений датируется 1 марта 1911 года. При этом недостаток средств не позволил выстроить колокольню, возвели только нижний ярус. А рядом с храмом поставили временную деревянную звонницу с восьмью колоколами.
Церковь преображения господня кимры
В апреле 1901 года в Москве «классным художником архитектуры» Фёдором Васильевичем Рыбинским был выполнен проект новой церкви для села Кимры Тверской губернии. Трёхпрестольный храм был рассчитан на 1000 человек и сооружался «в память выздоровления от болезни в 1900 году Его Императорского Величества Государя Императора Николая II ».
К концу 1903 года здание выстроили «до первых сводов», а окончательное завершение строительства предполагалось в следующем 1904 году. Тем не менее, завершить храм, как планировали, не удалось. В конце 1904 года Корчевское полицейское управление докладывало в Тверское губернское правление о том, что церковь вчерне готова, но главы не окончены и внутренняя отделка ещё не началась. И лишь в сентябре 1910 года полицейский надзиратель с. Кимры констатировал, что церковь «вполне закончена, выведены купола, водружены кресты, установлены иконы, и иконостас, только лишь не построена колокольня и причтовыя постройки». Окончательный же акт готовности здания для проведения богослужений датируется 1 марта 1911 года. При этом недостаток средств не позволил выстроить колокольню, возвели только нижний ярус. А рядом с храмом поставили временную деревянную звонницу с восьмью колоколами.
Выстроен храм был в древнерусских традициях. Композиционно он состоял из храмовой части, апсиды и трапезной. Увенчан храм был пятью главами в виде шатров со световыми барабанами. В подвале высотой более трех метров была установлена калориферная печь для обогрева здания.
После революции местные власти запретили достраивать каменную колокольню Преображенского храма. Они мотивировали это тем, что в городе испытывается острая потребность в жилье, не хватает строительных материалов, и вообще возражали против колокольного звона, якобы мешающего больным расположенной по соседству больницы. Чтобы добиться от властей разрешения на достройку каменной колокольни, верующие на своем собрании согласились на прекращение колокольного звона и кроме того обязались собрать крупную сумму денег для строительства столь нужного в то время в Кимрах родильного дома. Но власти, уже приняв решение о закрытии церкви, отклонили просьбы и предложения верующих.
В 1927 г. Кимрский горсовет направил в Тверской губисполком ходатайство о закрытии Преображенской церкви, ссылаясь при том на пожелания трудящихся, нехватку жилья в городе и острую нужду в строительных материалах. Тверской губисполком одобрив ходатайство, в свою очередь направил его далее в Москву. В столице, естественно, вопрос этот был решен положительно. Прихожане в свою очередь обратились к властям с ходатайством о оставлении храма их религиозной общине. 9 мая председатель ВЦИКа М.И. Калинин подписал документ, отклоняющий просьбу верующих (копия документа хранится в Кимрском музее). Узнав, о решении закрыть храм прихожане заволновались. 19 мая в церкви состоялось прощальное богослужение. 20 мая специальная комиссия горсовета прибыла к храму с целью провести опись церковного имущества. Однако собравшаяся толпа прихожан не допустила ее в храм. Таким своим поведением верующие выражали протест против его закрытия. Видя подобную реакцию власти благоразумно отступили, но ненадолго. Вскоре милиция арестовала большую группу лиц подозревавшихся как зачинщиков беспорядка. После нескольких томительных месяцев ожидания в Кимрах состоялся показательный судебный процесс. 27 октября 1929 г. суд приговорил к высшей мере: священника Феодора Колерова, Анания Бойкова и Михаила Болдакова.
Преображенский храм был закрыт и за считанные месяцы был переоборудован под клуб кустарей. В клубе были оборудованы зрительный зал на 450 мест, читальня, три комнаты для кружковой работы, киноустановка. Кресты с храма были сняты, главы укорочены, на центральной его главе была укреплена огромная красная пятиконечная звезда. В новоявленном » культурном очаге», разместившемся в бывшем храме, почему-то было не весело. Через несколько лет клуб закрыли, и в освободившихся помещениях был устроен склад зерновых культур. Проходили годы, здание ветшало, требовало ремонта.
В годы Великой Отечественной войны церковь разделила все тяготы военного времени со своим народом, внесла ощутимый вклад в конечную победу над фашистской Германией. Высшие власти страны оценили это, стали более терпимыми к церкви и ее деятельности. В стране было восстановлено патриаршество и осуществлен ряд других мероприятий, направленных на частичную реабилитацию попранных прав церкви. В Кимрах весной 1947 г. в ответ на просьбу группы верующих власти возвратили им Преображенский храм. В нем начались богослужения. В 1948 г. по приглашению иеродьякона Преображенской церкви Иннокентия в храме совершил службу игумен Пимен впоследствии Патриарх Всея Руси. Первым настоятелем храма после его возвращения верующим стал протоиерей Стефан Кондратьев.
Затем эту должность занимали: протоиерей Сергей Бойков, протоиерей Владимир Троицкий, протоиерей Георгий Цинцевич, протоиерей Иоанн Басюк (1940-1995). Имя этого видного и авторитетного священнослужителя было широко известно и почитаемо среди верующих. Не случайно после скоропостижной кончины проститься с ним пришли тысячи горожан, с выражением скорби и уважения к человеку, много сделавшему для Православной Церкви, самих верующих, возрождения храмов на кимрской земле.
В храме не прекращаются работы по его восстановлению в первоначальном виде и благоукрашению. Еще в 1980-х годах его западная часть была расширена за счет кирпичной пристройки; в начале 1990-х годов собор был подключен к центральному отоплению. Особенно видимые изменения в его внешнем облике произошли за последние годы.
Преображенский собор
Тверская обл., Кимры