церковь преображения господня на ильине улице в новгороде
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
Церковь Спаса была выстроена в 1374 году, а в 1378 году расписана фресками. Из летописного известия о «подписании» храма Спаса известно, что храм был расписан «повелением благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича со уличаны Ильины улицы». Весьма вероятно, что уличане-ильинцы были и строителями церкви Спаса.
Церковь Спаса является одним из наиболее выдающихся памятников новгородского зодчества ХIV века. По своему архитектурному облику она, вместе с выстроенной несколько раньше церковью Федора Стратилата, знаменовала завершение длительного процесса формирования нового направления в новгородском зодчестве, начавшегося еще в конце ХIII века. Уже зодчий церкви Федора Стратилата сумел найти простые и ясные решения, ставшие надолго классическими для дальнейшего развития новгородского зодчества. Зодчий церкви Спаса на Ильине, опираясь на формы и пропорции, найденные зодчим церкви Федора Стратилата, пошел значительно дальше по пути развития декора фасадов здания. Стены, барабан и апсида церкви Спаса явно перегружены разнообразными декоративными мотивами, хотя конструктивная основа здания по-прежнему остается ясной и простой. В средней части южного фасада при последней реставрации храма обнаружена и восстановлена очень интересная пятичастная композиция из трех окон и двух узких ниш между ними. Вся композиция увенчана декоративной пятилопастной бровкой.
Церковь Спаса, как и церковь Федора Стратилата, в древности имела трехлопастное завершение фасадов, сочетавшееся с многолопастной декоративной аркой. Как в большинстве других построек ХIV века, трехлопастное завершение фасадов было выражением сочетания среднего коробового и угловых полукоробовых сводов.
Интерьер церкви Спаса повторяет давно уже разработанное решение, для которого характерно выделение северо-западной и юго-западной угловых камер на полатях-хорах в качестве замкнутого придела и помещения хозяйственного назначения, соединенных между собой деревянным переходом-балконом, на который снизу ведет лестница, расположенная в толще западной стены.
По монументальности и декоративной широте письма фрески Спаса на Ильине не имеют равных в искусстве ХIV века, конкурируя в этом отношении с фигурами пророков из купольной росписи Софии. Стенопись Спаса на Ильине, подобно фрескам Федора Стратилата, монохромна, но это своеобразное цветовое решение, построенное на различных оттенках красно-коричневых тонов, доведено в росписи Спаса до неповторимой виртуозности.
Характерной особенностью манеры Феофана является энергичный, чрезвычайно выразительный, обычно короткий мазок и своеобразная живописная моделировка. При помощи резких, пастозно (густо) положенных белильных мазков мастер моделирует форму лица, рук и ног, имеющих всегда красно-коричневую основу. По этой основе художник прокладывает первоначальные высветления, на которые наносит «движки» белильных мазков. Четкий и острый темно-коричневый рисунок, оконтуривающий основные формы, отличает роспись Спаса от живописной цветовой лепки других новгородских фресок второй половины ХIV века.
Манера Феофана не знает детализации. Он оперирует предельно обобщенной формой. Более или менее сложная форма создается при помощи двух-трех эскизно положенных мазков. Вместо детальной разделки волос, столь характерной для росписи предшествующей поры, Феофан наделяет свои фигуры шапкой всклокоченных нерасчлененных волос, исполненных в широкой декоративной манере (св. Акакий). Пределом обобщенности живописной трактовки является фигура обнаженного пустынника Макария, тело которого сплошь покрыто белыми волосами. Волосы, свисающие с головы, седая борода и волосы, покрывающие тело, сливаются в одно белое пятно, которое прорезывается красно-коричневым острым лицом и эскизно, но предельно мастерски написанными руками.
Живопись Феофана плоскостная и условная. Созданные им грозные фигуры святых, подобно фантастическим призракам выделяющиеся на ровном одноцветном фоне стены, не имеют ни реального объема, ни материальной тяжести. Художник не стремится к реалистической трактовке формы, хотя его искусство пронизано подчас исключительно острым наблюдением природы. Внутренняя динамика, психологическая напряженность и необычайная острота характеристик росписи Спаса не знают себе равных.
Феофану Греку принадлежит поистине выдающаяся роль в развитии новгородской монументальной живописи.
Особенно поразил Епифания метод работы Феофана. Когда он рисовал или писал, никто не видел его «на образцы когда взирающе», как это делали другие иконописцы, которые, неумеренно пользуясь образцами, «очима мещуще семо и овамо» (то есть постоянно заглядывали на образец, с которого писали). В отличие от них, Феофан, по словам Епифания, создавая свои бессмертные образы, «ногама без покоя стояша, языком же беседуя с приходящими глаголаша, а умом дальняя и разумная обгадываша». Казалось, что кто-то другой в это время писал его руками. Велико было обаяние личности крупнейшего художника, если Епифаний Премудрый, сам человек незаурядный, отзывался о нем в таких восторженных выражениях. Личность Феофана невольно вызывает в памяти великих художников Возрождения.
Роспись церкви Спаса сохранилась далеко не полностью. Наилучшая по сохранности часть росписи сосредоточена в северо-западной камере на хорах и в куполе церкви. Фрагменты росписи сохранились также в алтаре и в средней части храма.
Церковь преображения господня на ильине улице в новгороде
Среди огромного количества храмов, возведенных во второй половине XIV в. церковь Спаса выделяется исключительной торжественностью и нарядностью. Памятник редкой архитектурной выразительности является одним из лучших образцов этого времени,. Постройка одноглавая, четырехстолпная, с одной апсидой и, изначально, трехлопастным завершением фасадов. Первоначально с западной стороны церкви существовал притвор с небольшой звонницей. При всей своей монументальности церковь Спаса на Ильине отличается стройностью, стремлением вверх за счет энергично поднятых щипцов кровли. Фасады богато украшены валиками, нишами, бровками, двойными «ползучими» арками. Особое впечатление производит обилие разного рода крестов – огромных накладных, на ступенчатом основании, так называемых «голгофских», и вкладных, расположенных в круглых нишах. Среди фасадных росписей, некогда украшавших храм, над западным входом сохранилась фреска «Богоматерь Одигитрия», написанная в XIV в.
В 1378 г. церковь расписана выдающимся византийским живописцем Феофаном Греком по заказу «благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича». Прославившийся еще при жизни художник расписал более 40 храмов от Константинополя до Москвы, но только этот ансамбль является бесспорным произведением, сохранившимся от его богатого наследия.
Грандиозное изображение Христа Вседержителя в куполе являет грозного судью, гневно взирающего с небес на землю. В виде обширных фрагментов фрески уцелели в алтаре, на сводах арок и в Троицком приделе, где представлена композиция Троица Ветхозаветная, а также ряд пустынножителей и столпников в минуты их полного отрешения от внешнего мира. Над входом изображены Богоматерь «Неопалимая Купина» и Архангел Гавриил.
В годы фашистской оккупации в результате бомбардировок часть сводов церкви была разрушена, в углах здания образовались трещины, пострадала живопись. В ходе послевоенной реставрации храм восстановлен в древних формах, с сохранением щипцовой кровли XVII в. по проекту архитектора-реставратора Л.М. Шуляк. В послевоенные годы была промыта и укреплена стенопись, а исследования 1960-х годов показали, что под поздними наслоениями XIX в. еще возможны новые находки древней живописи.
В 1992 году церковь Спаса Преображения на Ильине улице внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время в ее стенах размещена выставка об истории, архитектуре и живописи памятника. Посетители также могут воспользоваться аудиогидом. Сегодня это один из самых посещаемых в Великом Новгороде музейных объектов.
Церковь Спаса Преображения «на Ильине улице» (Великий Новгород)
Церковь Спаса Преображения «на Ильине улице» построена во второй половине XIV века, знаменита тем, что в ней одном сохранились фрески кисти Феофана Грека.
Содержание
История [ править ]
Первая Новгородская летопись содержит запись о создании храма: «В лето 6882 (1374 от Рождества Христова). Поставиша церковь камену святого Спаса на Ильине улице и свяща ю (осветил её) архиепископь новгородчкыи Алексеи съ игумены и с попы и с крилосомъ (певчими) святыя Софея (Софийского собора)».
Храм был построен жителями Ильинской улицы — главной в Славенском конце Новгорода (торговая сторона на противоположном от Детинца берегу Волхова). Ему предшествовала деревянная церковь, построенная епископом Никитой, и известная с XII века благодаря выносному образу Божией Матери «Знамение», через который по преданию Новгород был чудесно спасён в 1169 году от осаждавших город суздальцев. Для чтимой новгородской святыни был устроен специальный придел, сгоревший в 1340 году. После этого для иконы был построен специальный храм Знамения, где она хранилась с 1356 года (современный Знаменский собор, построенный в 1682—1688 годах. В настоящее время чудотворная икона Знамение находится в Софийском соборе.
Современное состояние [ править ]
Сегодня храм имеет статус музея, богослужения в нем, согласно последним данным, не совершаются.
Открыт для посещения в сухую погоду с 10:00 до 17:00, кроме пн., вт. и последнего чт. месяца.
Архитектура [ править ]
Церковь Преображения, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение. В настоящее время кровля восьмискатная, придающая завершениям фасадов щипцовую (треугольную) форму. Храм обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность.
Наружный декор отличается редким богатством. Фасады, как это обыкновенно делалось, разделены лопатками на три прясла. Сверху прясла окаймлены двойными «ползучими» арками, усложняющими рисунок трёхлопастного завершения. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. Сверху над ними помещаются обрамления — бровки. В некоторых местах окна дополнены нишами. Оконные проёмы и ниши имеют как полукруглое, так и стрельчатое завершение. Апсида оформлена вертикальными тягами с двумя рядами арочек (имеющих как и тяги форму полукруглого валика), обрамляющих окна. В качестве декоративного мотива использованы бегунец и поребрик, украшающие барабан купола и верхние контуры прясел. Помимо этого фасады украшены многочисленными крестами: рельефно выложенными или каменными резными. Выложенные кресты имеют ступенчатое основание — голгофу (голгофские кресты), они асимметрично размещены на плоскостях фасадов. Резные кресты были вкладными, то есть связанными с поминовением усопших. Обилие крестов могло быть связано с поминовением новгородцев погибших в 1372 году при разгроме Торжка тверским князем Михаилом Александровичем.
Интерьер храма имеет ярко выраженную крестообразность. Преображенская церковь, как и другие крестово-купольные храмы Новгорода того времени, имеет особые замкнутые помещения (каморы), расположенные по углам здания на уровне хор. На хоры ведет лестница внутри западной стены здания. Хоры представляют собой деревянный настил между двумя помещениями в западных углах храма — приделами святой Троицы и святых Космы и Дамиана. Третья камора расположена в юго-восточным углу над диаконником, она могла служить сосудохранительницей. Подъём в неё осуществлялся по деревянной лестнице через люк в междуэтажном перекрытии. В алтаре храма сохранилось древнее основание каменного престола и каменное горнее место.
Первоначально с запада к храму примыкал притвор с небольшой звонницей. На фасаде сохранился след от его цилиндрического свода. В XIX веке на его месте возвели обширную теплую паперть с колокольней и двумя приделами, эти пристройки были снесены в 1936 году.
Фрески Феофана Грека [ править ]
О росписи храма упоминается в Третьей Новгородской летописи: «В лето 6886 (1378 год от Рождества Христова) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепного Преображения повелением благородного и боголюбивого боярина Василиа Даниловича и со уличаны Ильины улицы. А подписал мастер греченин Феофан при великом княжении Димитрия Ивановича и при архиепископе Алексее новгородском и псковском».
Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, пригласил для росписи храма одного из величайших мастеров своего времени. Феофан Грек был к тому времени известным константинопольским живописцем. О нём сохранились следующие сведения, указанные Епифанием Премудрым в письме к игумену Кириллу Тверскому: «Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещения святой богородицы, святого Михаила и ещё одна». Письмо было написано около 1415 года уже после смерти Феофана. Роспись же Спасо-Преображенской церкви была первой его работой на Руси, предшествующей росписям в Москве и Нижнем Новгороде.
Роспись храма сохранилась далеко не полностью. Большая её часть погибла, однако то, что сохранилось — единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека. Но и небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана, которую Епифаний назвал «неведомою и необычайною росписью».
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Великий Новгород, Ильина ул., д. 26, корп. 2
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, заказать требу
Заказать молитву в Церкви Спаса Преображения на Ильине улице
Известная не только в России, но и далеко за ее пределами, уникальная церковь Спаса Преображения была построена силами жителей Ильиной улицы и боярина Василия Даниловича на месте старой деревянной, где хранился святой образ Божией Матери «Знамение».
Построенная на главной торговой улице, церковь стала самой значимой и одной из самых красивых церквей Новгорода. Именно в этом храме местное духовенство встречало приезжавших московских митрополитов. Уникальна эта церковь сохранившимися фресками Феофана Грека, великого художника из Константинополя.
Уникальны и фасады здания. В новгородской архитектуре на то время были традиционны строгость и сдержанность, а тут фасады изобилуют пышными украшениями, декоративными деталями, наружными фресками. Но в то же время это был не утонченный наряд великокняжеских храмов, а грубоватое, простое одеяние уличной церкви. Гениальный византийский художник проникся мощью новгородской живописи, ее вдохновенностью, и в сочетании со своим талантом и страстной натурой создал великие динамичные росписи, будоражащие и тревожащие.
Искусство Феофана Грека не имеет ничего общего с умильностью и благостностью, наоборот, его образы полны драматизма, лики их суровы и призывают к борьбе с самим собой. Он хотел донести идею, что путь человечеству один – это Христос.
В то же время при всех отличиях, храм является классическим представителем новгородской архитектуры. Это однокупольное квадратное здание с четырьмя столпами и одной алтарной апсидой, с небольшой звонницей и несколькими пристройками, которые были снесены в тридцатые годы.
Во время войны храм был практически разрушен, пострадала и стенная роспись, раздробленная на множество фрагментов. Постепенно, по окончании войны, храму вернули изначальные формы, провели реставрацию храма. Осторожно промывали от копоти и укрепляли знаменитые фрески.
История Новгорода немыслима без своего скромного, но такого значимого храма. Обязательно стоит приехать сюда и соприкоснуться и с величием города и с великим искусством Феофана Грека.
Каждый заказ для нас очень важен и мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы выполнить ваши заказы в максимальном качестве! Вы можете самостоятельно выбрать храм в котором вы собираетесь заказать требу! Мы со своей стороны приложим все усилия для того, чтобы ваша треба была выполнена. Если же по какой-либо причине, во время организации требы в выбранном вами храме возникнут сложности (долгий ответ храма, высокая занятость священнослужителей, не желание храма принимать заказы от онлайн-пользователей, невозможность связаться с храмом и др.), мы переведём заказ в другой храм, который своевременно выполнит вашу требу без задержек. Напоминаем вам, что делая заказ на нашем сайте вы принимаете условия, нашего соглашения. Храни вас Бог!
Великий Новгород. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице.
Церковь Спаса на Ильине улице
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь Спаса на Ильине улице построена в 1374 г. Единственный храм, несомненно расписанный Феофаном Греком. Филиал музея.
Церковь знаменита фресками, исполненными известным византийским живописцем Фелфаном Греком. Они производят сильнейшее впечатление как по прорисовке так и по цвету. Поражает смелость композиции, отточенность форм, монументальность. Живопись монохромна, построена на сочетании различных оттенков красно-коричневых тонов. Для Феофана Грека характерна манера письма короткими энергичными мазками. Рельефность создается наложением белил. Отсутствует детализация Художник работает обобщенно. Живопись плоскостная, условная. Роспись сохранилась не полностью, в основном в северо-западной камере, на хорах, на куполе, в алтаре и в западной части церкви под хорами.
Русские Святыни. Ю.Г. Иванов Смоленск. 2005.
Великий Новгород и его окресности. Путеводитель. Полиглот. Москва, 2002.
Феофан Грек. Считается самым великим художником-исихастом. Прибыл в Новгород ок. 1378 г. для росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице (до этого работал в Константинополе, на Афоне, в Малой Азии, Халкидоне, Кафе, выполнил росписи в 40 городах, в т.ч. в Москве и Нижнем Новгороде). Епифаний Премудрый пишет, что Феофан Грек никогда не смотрел на образцы, когда писал, и разговаривал во время работы с приходящими к нему; называет его также философом. По мнению прот. Александра Салтыкова, своим художеством он боролся с бывшей тогда в Новгороде ересью стригольников (в православной практике всегда ставилась задача не доказывать бытие Божие, а свидетельствовать о Боге).
Церковь Спаса была выстроена в 1374 году, а в 1378 году расписана фресками. Из летописного известия о «подписании» храма Спаса известно, что храм был расписан «повелением благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича со уличаны Ильины улицы». Весьма вероятно, что уличане-ильинцы были и строителями церкви Спаса.
Церковь Спаса является одним из наиболее выдающихся памятников новгородского зодчества ХIV века. По своему архитектурному облику она, вместе с выстроенной несколько раньше церковью Федора Стратилата, знаменовала завершение длительного процесса формирования нового направления в новгородском зодчестве, начавшегося еще в конце ХIII века. Уже зодчий церкви Федора Стратилата сумел найти простые и ясные решения, ставшие надолго классическими для дальнейшего развития новгородского зодчества. Зодчий церкви Спаса на Ильине, опираясь на формы и пропорции, найденные зодчим церкви Федора Стратилата, пошел значительно дальше по пути развития декора фасадов здания. Стены, барабан и апсида церкви Спаса явно перегружены разнообразными декоративными мотивами, хотя конструктивная основа здания по-прежнему остается ясной и простой. В средней части южного фасада при последней реставрации храма обнаружена и восстановлена очень интересная пятичастная композиция из трех окон и двух узких ниш между ними. Вся композиция увенчана декоративной пятилопастной бровкой.
Церковь Спаса, как и церковь Федора Стратилата, в древности имела трехлопастное завершение фасадов, сочетавшееся с многолопастной декоративной аркой. Как в большинстве других построек ХIV века, трехлопастное завершение фасадов было выражением сочетания среднего коробового и угловых полукоробовых сводов.
Интерьер церкви Спаса повторяет давно уже разработанное решение, для которого характерно выделение северо-западной и юго-западной угловых камер на полатях-хорах в качестве замкнутого придела и помещения хозяйственного назначения, соединенных между собой деревянным переходом-балконом, на который снизу ведет лестница, расположенная в толще западной стены.
По монументальности и декоративности фрески Спаса на Ильине не имеют равных в искусстве ХIV века, конкурируя в этом отношении с фигурами пророков из купольной росписи Софии. Стенопись Спаса на Ильине, подобно фрескам Федора Стратилата, монохромна, но это своеобразное цветовое решение, построенное на различных оттенках красно-коричневых тонов, доведено в росписи Спаса до неповторимой виртуозности.
Характерной особенностью манеры Феофана является энергичный, чрезвычайно выразительный, обычно короткий мазок и своеобразная живописная моделировка. При помощи резких, пастозно (густо) положенных белильных мазков мастер моделирует форму лица, рук и ног, имеющих всегда красно-коричневую основу. По этой основе художник прокладывает первоначальные высветления, на которые наносит «движки» белильных мазков. Четкий и острый темно-коричневый рисунок, оконтуривающий основные формы, отличает роспись Спаса от живописной цветовой лепки других новгородских фресок второй половины ХIV века.
Манера Феофана не знает детализации. Он оперирует предельно обобщенной формой. Более или менее сложная форма создается при помощи двух-трех мазков. Пределом обобщенности живописной трактовки является фигура обнаженного пустынника Макария. Внутренняя динамика, психологическая напряженность и необычайная острота характеристик росписи Спаса не знают себе равных. Феофану Греку принадлежит выдающаяся роль в развитии новгородской монументальной живописи.
Особенно поразил Епифания метод работы Феофана. Когда он рисовал или писал, никто не видел его «на образцы когда взирающе», как это делали другие иконописцы, которые, неумеренно пользуясь образцами, «очима мещуще семо и овамо» (то есть постоянно заглядывали на образец, с которого писали). В отличие от них, Феофан, по словам Епифания, создавая свои бессмертные образы, «ногама без покоя стояша, языком же беседуя с приходящими глаголаша, а умом дальняя и разумная обгадываша». Казалось, что кто-то другой в это время писал его руками. Велико было обаяние личности крупнейшего художника, если Епифаний Премудрый, сам человек незаурядный, отзывался о нем в таких восторженных выражениях. Личность Феофана невольно вызывает в памяти великих художников Возрождения.
Роспись церкви Спаса сохранилась далеко не полностью. Наилучшая по сохранности часть росписи сосредоточена в северо-западной камере на хорах и в куполе церкви. Фрагменты росписи сохранились также в алтаре и в средней части храма.
О первоначальном внешнем облике церкви Спаса на Ильине до позднейших переделок мы можем получить представление по иконам, посвящённым чуду от иконы Божией Матери «Знамение» во время осады Новгорода суздальцами в 1170 году. Что интересно, иконописец тут изобразил не деревянный Спасский храм ХII века, а именно его «каменную версию», появившуюся в 1374 году. Таким образом, можно реконструировать некоторые детали экстерьера: трёхлопастное завершение фасадов, наличие небольшого западного притвора и двухпролётной звонницы. Судя по всему, строители обошлись без обмазки внешних стен, так что структура кладки из грубого кирпича и камня тогда была хорошо видна. В 1374 году, по окончании строительства храма Спаса Преображения, его стены изнутри покрыли тонким слоем светлой обмазки, но в таком «скудном» виде церковь простояла недолго. Уже спустя четыре года она была расписана, и эта роспись (точнее, её сохранившиеся фрагменты) сегодня превратили храм в величайший памятник мировой культуры.
Об историческом бытии храма Спаса Преображения на Ильине улице достоверно известно не слишком много, причём какие-то «последовательные» подробности относятся уже к ХIХ столетию. Так, в книге священника П. Осиновского «Историческое описание Спасо-Преображенской церкви в г. Новгороде», изданной в 1893 году, среди них: «В 1718 году новгородец посадский человек Леонтий Сыренский, желая получить себе вечных благ, дал в церковь Преображения Господня, что на Ильине улице, а именно кадило и цепи и крышка и кольца серебряные весом сто сорок четыре золотника. В 1809 году на церкви Преображения Господня сделана глава железная купцом Пискулиным. В 1812 году церковь сия отбелена известью белою. 1818 года в августе похищен антиминс из тёплой церкви, кем неизвестно. В 1858 году раскрашена церковь холодная, сделана внешняя филенчатая дверь и зонтик».
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №40, 2013 г.