церковь рождества богородицы на михалице в великом новгороде
Великий Новгород. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Михалице.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В 1199 году была построена деревянная Церковь Рожества Богородицы в женском Михалицком монастыре, что на Молотковской улице. Основана монастырская церковь была княгиней Еленой, супругой удельного князя Ярослава Владимировича, скончавшегося в год основания монастыря. Старый деревянный храм Рожества Богородицы на Михалице сгорел в пожаре 1377 г., в летописи об этом сказано: «сгоре Церкви от грома святая Богородица на Михалице» (Новгородская первая летопись. 1950. С. 374). Но уже в 1379 г. на его месте был построен новый, теперь уже каменный храм. Храм основательно был перестроен в 17 веке. При Петре I монастырь упразднен и храм становится приходским. В 1989 г. передан старообрядческой общине ДПЦ.
Церковь Рождества была построена при Михалицком монастыре в конце XII в. по заказу княгини Феодосии. Существует несколько версий относительно названия монастыря. Некоторые считают, что он назывался Михалицким от названия территории, на котором построен, другие же считают, что, наоборот, местность стала называться так именно из-за монастыря. Согласно легенде, записанной в Новгородской летописи, в древние времена местность эта была пустынной и малозаселенной. Как-то мужик шел по этому месту и, будучи пьяным, упал и заснул. В руке у него была просфора. На запах хлеба сбежались голодные собаки и растерзали бы мужика, однако внезапно вспыхнувший ниоткуда огонь отогнал их. Прохожие, оказавшиеся свидетелями этого происшествия, рассказали обо всем архиепископу, и он велел поставить на этом месте церковь. Местность возле монастыря стала привлекать к себе людей. Сюда переселились оружейные мастера монетного двора и кузнецы, были открыты кузнечные мастерские. Улицу стали называть Молотковской, от слова «молот». Позже монастырь получает название «Молотковский».
Каменная церковь Рождества Богородицы была сооружена в 1379 г., после разрушительного пожара, который уничтожил прежнюю деревянную церковь. Однако в новгородских летописях в связи с этим храмом упоминаются ещё 1555 и 1556 г.г. Вероятнее всего, что эти записи относятся к каменной церкви Михаила Малеина с трапезной и колокольней. До настоящего времени монастырь не сохранился. Остались только здания двух церквей: Рождества Пресвятой Богородицы и Михаила Малеина. Это старообрядческие церкви, принадлежащие к Новгородской Старообрядческой Поморской общине.
Реставрационные работы по восстановлению церкви Рождества Богородицы проводились в течение весны и лета 1956 г. Храм был восстановлен в архитектурных формах XVII в. с сохранением некоторых форм и деталей XIV в. Автором реставрационного проекта был Л.Е. Красноречьев.
В 1989 г. храм был возвращен верующим старообрядческой общины. Сегодня церковь Рождества Богородицы является действующим Древлеправославным храмом.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Михалице
Михалицкий монастырь расположен на Молотковской улице. В настоящее время от монастыря сохранились две постройки: церковь Рождества Богородицы и трапезная с церквью Рождества и Михаила Малеина. Первое известие о построении церкви Рождества относится к концу XII века, заказчиком которой была княгиня Феодосия.
Название «Молотковский», монастырь получает позднее. Происхождение слова исходит из названия улицы, населенной кузнецами, оружейными мастерами и принадлежавшими к монетному двору.
Каменная церковь Рождества Богородицы построена в 1379 году, в замен сгоревшей деревянной. Под 1555 годом III летопись упоминает о новой постройке. По другим источникам каменная церковь с трапезной построена в 1557 году и с другим названием Михаила Малеина. В грамотах конца XVII века при трапезной отмечены два придела: собор Пресвятой Богородицы и преподобного Михаила Малеина.
В 1764 году, при учреждении штатов, монастырь был упразднен, а в 1786 году церкви монастыря обращены в приходские.
Во время войны церковь сильно пострадала. В 1955 году памятник представлял собой каменную коробку с огромными вертикальными трещинами, осыпался весь юго-восточный столб и значительно наклонилась апсида, имевшая большую пробоину над окном.
Реставрационно-восстановительные работы по церкви Рождества Богородицы проведены в течение весенне-летнего сезона 1956 года. Памятник восстановлен в формах XVII века с выявлением форм и деталей XIV века. Автор исследования и проекта реставрации Л.Е. Красноречьев.
Церковь Рождества Богородицы на Михалице
Впервые церковь Рождества Богородицы на Михалице упоминается в летописных источниках от 1199 г. Она отстроена по заказу матушки кн. Александра Невского, кн. Ростиславы Смоленской. Храм был частью Михалицкой обители. От нее до наших дней, помимо церкви, сохранились лишь колокольня и трапезная.
В названии интригует приставка «Михалица». Она упоминается в архивах еще до строительства храма. Однако, каково значение слова — неизвестно. Была ли это территория или часть монастыря — не понятно.
По другой версии, Михайловой именовалась улица, на которой стоит церковь. Но точного толкования не существует, поскольку эта улица располагается много южнее. Согласно записям митрополита Макария, название пошло от находившейся на том месте церкви Михаила Малеина. Отсюда — «Михалица». Предыдущий храм дал имя и собственно обители, и слободе.
Современное название улицы — Молотковская. Такое наименование связано с местным населением. Здесь жили кузнечных дел мастера, и стояли кузни.
Церковь Рождества была исполнена в камне в 1379 г. Случилось это после большого пожара, в котором погиб предыдущий храм из дерева. Далее последовали многочисленные реконструкции и перестройки. Однако глобальная реформация произошла в конце 17-го века. Спустя 200 лет здание расширили притвором.
Внешний облик строения заставляет остановиться и восхищает красотой убранства. Здесь присутствует уникальный древний изразцовый узор, аналогов которому в современности не существует. Пояс цветных глиняных плиток располагается под карнизом юбки купола. Другая черта декора — вкладные кресты из натурального камня. Их искусное исполнение восхищало даже митрополита Макария.
Во второй половине 18-го столетия Михалицкая обитель была упразднена. Позже обе церкви, находившиеся на ее территории, вышли из монастырского подчинения и стали приходскими.
Церковь Рождества Богородицы получила большие повреждения во время ВОВ. Бомбардировками было уничтожено большинство храмовых сводов и купол, апсида накренилась, а юго-восточный столп осыпался. По состоянию на 1955 г., здание представляло собой печальную картину. От былого великолепия не осталось и следа. Строение выглядело, как каменная коробка с широкими трещинами во всю длину стен.
Спустя год в храме началось восстановление и реставрация. Была проведена огромная историко-изыскательская работа. Церковь Рождества Богородицы обрела свои прежние формы. Она стала такой же, какой была в XVII веке. Дополнительно реставраторы дополнили облик храма характерными чертами и деталями 14-го столетия.
В наши дни храм Рождества Богородицы на Михалице действует и принадлежит Поморской старообрядческой общине. Здание церкви относится к культурным и архитектурным памятникам федерального значения, является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь Рождества Богородицы на Михалице в Великом Новгороде
Описание
Церковь Рождества́ Богоро́дицы на Миха́лице находится в Великом Новгороде на Молотковской улице.
Первое упоминание о её постройке относится к 1199 году:
Томь же лЂтЂ постави церковь княгыни Ярославляя на Михалици манастырь святыя богородиця Рожьство, игумению поставиша Завижюю посадника.
Заказчиком строительства являлась Ростислава Смоленская (Феодосия) — мать Александра Невского. Церковь входила в состав Михалицкого монастыря, от которого на сегодняшний день, кроме указанной, сохранилась ещё трапезная с церковью Михаила Малеина и колокольней.
Само слово Михалица фигурирует в летописи ещё до известия о постройке церкви Рождества, однако не ясно — относилось ли оно к монастырю или к какой-то территории. Вторая Новгородская летопись называет место, где стоит церковь, Михайловой улицей. Есть мнение, что это указание ошибочно, так как Михайлова улица находится южнее в Славенском конце. Во всех других случаях, место указывается только как Михалица. Архиепископ Макарий считал, что оно получило название от стоявшей здесь ещё раньше церкви Михаила Малеина, которая дала название и самому монастырю и слободе.
Сегодня улица, где расположена церковь называется Молотковской. Известно, что в прошлом в этой части города располагались кузнечные мастерские и проживали люди, занятые в кузнечном деле.
Каменная церковь Рождества Богородицы была построена в 1379 году после того, как прежняя деревянная сгорела при пожаре.
В последующее время здание церкви подвергалось некоторым переделкам и было капитально перестроено в конце XVII века. в XIX веке с запада был пристроен притвор. Характерными деталями церкви являются вкладные каменные кресты, на которые в своё время обратил внимание ещё митрополит Макарий, и пояс цветных изразцов под карнизом купольной юбки.
В 1764 году, при учреждении штатов, Михалицкий монастырь был упразднен, а в 1786 году обе монастырские церкви были обращены в приходские.
Во время Великой Отечественной войны памятник сильно пострадал от бомбардировок. Они разрушили почти все церковные своды и купол. По описаниям 1955 года церковь тогда представляла собой «каменную коробку с огромными вертикальными трещинами, осыпался весь юго-восточный столб и значительно наклонилась апсида, имевшая большую пробоину над окном».
Летом 1956 года на на церкви Рождества Богородицы были проведены реставрационно-восстановительные работы. Автор исследования и проекта реставрации — Л. Е. Красноречьев. К окончанию работ памятник был восстановлен в формах XVII века с выявлением форм и деталей XIV века.
В настоящее время церковь Рождества Богородицы является действующим приходом Новгородской Старообрядческой Поморской общины.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Великий Новгород
Конфессия: | Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) |
Адрес: | г. Великий Новгород, улица Молотковская, 18 |
Год постройки: | 1379 |
Храмовой день: | 21 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы |
Настоятель: | и.о. наставника Илья Андреевич Мельников |
Телефон: | +7 (916) 061-65-20 |
В 1199 году на месте нынешнего храма Поморской общины Новгорода была построена деревянная Церковь Рожества Богородицы в женском Михалицком монастыре, что на Молотковской улице. Основана монастырская церковь была княгиней Еленой, супругой удельного князя Ярослава Владимировича, скончавшегося в год основания монастыря. Старый деревянный храм Рожества Богородицы на Михалице сгорел в пожаре 1377 г. В летописи об этом сказано: «сгоре Церкви от грома святая Богородица на Михалице» (Новгородская первая летопись…, 1950. С. 374).
В 1379 г. на месте сгоревшего деревянного храма был построен новый, теперь уже каменный, храм. Затем, уже в в 17 веке, храм был основательно был перестроен. При Петре I монастырь был упразднен и храм стал приходским.
Во время войны 1941–1945 гг. церковь сильно пострадала. В 1955 году храм представлял собой каменную коробку с огромными вертикальными трещинами. Реставрационно-восстановительные работы проведены в течение весенне-летнего сезона 1956 года. Памятник восстановлен в формах XVII века с выявлением форм и деталей XIV века. Автор исследования и проекта реставрации Л.Е. Красноречьев. Реставрационно-восстановительные работы по трапезной проведены в 1959–1960 гг.
В 1989 году храм был передан Поморской общине.
Будущий председатель Новгородской общины, Лидия Афанасьевна Михеева, на вселенские панихиды посещала ближайшие общины в Новгородской области, а на великие праздники приезжала в столичные города. Впервые церковное пение она услышала в 1955 году на Коломенской улице в храме Ленинградской общины. В последующие годы бывала и в Рижской общине. После смерти матери, будучи в разводе с мужем, приблизилась к духовной жизни, занялась чтением псалтыря, канонов по умершим и других канонов. В 1985 году на праздник Троицы посетила Московскую общину. Возвращаясь из поездки в Старую Руссу, в пути задумалась о создании общины в Новгороде. После ответа из Вильнюса начались местные хождения по городским и областным инстанциям, получив категорический отказ.
14 августа 1988 года в год празднования Тысячелетия Крещения Киевской Руси в храме, тогда еще Ленинградской общины, молились соборную службу и молебен Всемилостивому Спасу. Это была первая служба после пристройки к старой колокольне нового большого помещения с куполом. После службы состоялся разговор с настоятелем общины, когда было принято решение и полная договоренность о регистрации Новгородской и помощи со стороны Невской общины.
Власти Новгорода не торопились регистрировать общину, список верующих был собран немного менее 150 человек. И только телеграмма в Правительство Москвы ускорила передачу храма Рожества Богородицы общине.
Настоятелем общины был зарегистрирован Анатолий Федорович Степанов, из Выборга, приезжавший в храм на большие праздники и исповедавший прихожан в Великий пост.
Начались новые тяготы благоустройства храма, который был в запущенном состоянии. По идеологической традиции того времени, почти все церкви были овощными хранилищами и складами. К середине февраля 1990 года основной ремонт был закончен, а в праздник Благовещения прошла первая соборная служба с участием гостей из Старой Руссы и других городов Новгородчины. Многие молились со слезами радости. Работа по благоустройству продолжалась. Необходимо было помещение обеспечить водой, электроэнергией и теплом.
Особенные трудности были с отоплением. Хлопотное дровяное, дорогое электрическое и, наконец, проведено газовое центральное отопление. Стены сияют белизной, иконостас поставлен, клироса оборудованы, полы покрашены. Основные работы закончены. Приближается храмовой праздник Рожества Богородицы, на который собрались гости со многих городов Северо-запада: из Риги, Ленинграда и Новгородской области — Старой Руссы, Бурги и Крестец.
Праздничную большую икону Рожества Богородицы, семейную реликвию Бариновых, прислали Розановы (по болезни не приехавшие на престольный праздник) через супругов Дубковских. Как и подобает, храмовый Образ стоит на престоле. Весь храм вместе с пристройкой заполнился многочисленными верующими, гостями и прихожанами, а также представителями прессы. Состоялось освящение храма. Еще задолго до регистрации общины Лидия Афанасьевна начала собирать книги и иконы для будущего храма. Объездила всю Новгородскую область неоднократно бывала в Крестцах и деревнях этого района, Хотоли и Добрости, в городах Пестово, Сольцах и Окуловке, где собрано больше всего икон с помощью Анны Афанасьевны Шанченко. Из Бурги Малови-шерского района Михаил Васильевич Никитин подарил большую икону Новгородских чудотворцев через Невскую общину. Церковь украсилась духовными дарами пожертвователей.
Постепенно в храме стали проводиться не только соборные службы, но и частные требоисполнения. Помимо основного молитвенного здания, церкви во имя Рожества Богородицы, древней постройки 1379 года, общине была передана трапезная монастыря во имя Михаила Малеина. Новгород и его чудный храм стал привлекать внимание многих искренне верующих. И, как в таких случаях бывает, людей со скрытыми собственными интересами. Чаще всего посещали общину молодые люди, приобретшие поверхностные навыки ведения службы и претендующие на главенство в правлении общины. Из Москвы. Ленинграда и Риги приезжали единовременные и «постоянные» служители, жаждущие первенства и власти. Слава Богу, Господь отвел опасность от только что образовавшейся общины, не дав ей разделиться благодаря своевременным совместным действиям городских представителей и Российского Совета. Раздорники под маской «ревнителей благочестия и знаменного пения» покинули общину и Новгородскую область.
Мария Федоровна Егорова приезжала из Старой Руссы. Обладая сильным низким голосом, без устали проводила воскресные и праздничные службы.
Мария Ефимовна Тимошина из Болота, проживая некоторое время в храме, учила петь, читать и проводила все службы.
В настоящее время на служение в качестве головщика благословлен Игорь Владимирович Исиляев, который несет нелегкую ношу проведения соборных служений и треб. Дополнительно свое свободное время посвящает благоустройству храма, реконструкции иконостаса и клиросов, реставрации древних книг (недавно он закончил дипломированные курсы реставрации книг в Москве), участвует в подготовке изданий Российского Совета, организовал учебу при храме, постоянно совершенствует свои знания в чтении, знаменном пении и церковном уставе.
Российский Совет со вниманием выполняет роль опекуна и поручил Невской общине Санкт-Петербурга помогать Новгородским староверам.
Новгородская община за искреннюю и чистую молитву набирает силы духовные неустанными трудами председателя, служителей и прихожан. Бог в помощь!
Источник: Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 1999 год.