церковь рождества богородицы новгород
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Михалице
Михалицкий монастырь расположен на Молотковской улице. В настоящее время от монастыря сохранились две постройки: церковь Рождества Богородицы и трапезная с церквью Рождества и Михаила Малеина. Первое известие о построении церкви Рождества относится к концу XII века, заказчиком которой была княгиня Феодосия.
Название «Молотковский», монастырь получает позднее. Происхождение слова исходит из названия улицы, населенной кузнецами, оружейными мастерами и принадлежавшими к монетному двору.
Каменная церковь Рождества Богородицы построена в 1379 году, в замен сгоревшей деревянной. Под 1555 годом III летопись упоминает о новой постройке. По другим источникам каменная церковь с трапезной построена в 1557 году и с другим названием Михаила Малеина. В грамотах конца XVII века при трапезной отмечены два придела: собор Пресвятой Богородицы и преподобного Михаила Малеина.
В 1764 году, при учреждении штатов, монастырь был упразднен, а в 1786 году церкви монастыря обращены в приходские.
Во время войны церковь сильно пострадала. В 1955 году памятник представлял собой каменную коробку с огромными вертикальными трещинами, осыпался весь юго-восточный столб и значительно наклонилась апсида, имевшая большую пробоину над окном.
Реставрационно-восстановительные работы по церкви Рождества Богородицы проведены в течение весенне-летнего сезона 1956 года. Памятник восстановлен в формах XVII века с выявлением форм и деталей XIV века. Автор исследования и проекта реставрации Л.Е. Красноречьев.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Великий Новгород)
Мiръ Россия Новгородская область Великий Новгород Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Великий Новгород)
Собор Рождества Богородицы — главный храм упраздненного Антониева монастыря в Великом Новгороде. Освящён епископом Иоанном в 1119 году. Одно из трёх древнейших зданий, сохранившихся в России со времён Древней Руси. Изначально представлял собой трехнефный одноглавый храм с круглой лестничной башней. В плане наследует Благовещенской церкви на Городище, известной по раскопкам. Архитектурные формы упрощены, кладка относительно небрежна, отсутствуют двухуступчатые ниши на фасадах. Хоры расположены только над нартексом, то есть в боковых нефах не продлены на восток. Восточная пара столбов имеет форму Т, а средняя — шестигранную. В интерьере — фрески XII и XIX веков.
Содержание
История [ править ]
Храм был заложен преподобным Антонием в 1117 году, вскоре после основания им монастырской обители на правом берегу реки Волхов. Строительство каменного собора частным лицом, каким являлся преподобный Антоний, было для тех лет явлением почти исключительным. Другие каменные соборы Новгорода того времени были возведены по княжеской инициативе. Рождественский собор имеет по сравнению с ними более скромные размеры и обладает рядом отличий.
Строительство храма происходило в два этапа. В 1117—1119 гг. был построен его центральный практически квадратный в плане объём с тремя высокими апсидами и одним куполом. Интерьер, по-видимому, был хорошо освещен благодаря обилию окон. Его не очень большое пространство отличалось редкой цельностью. Боковые нефы сливались с подкупольным пространством благодаря близко придвинутым к стенам столбам, западная пара которых имеет обтекаемую восьмигранную форму. Алтарные апсиды напротив были более обособленны от наоса храма, так как восточная пара столбов обращена в наос широкими плоскими гранями, к которым примыкала алтарная преграда.
Почти сразу после окончания строительства по непонятным причинам в 1119—1122 гг. с запада к собору пристраивается нартекс с хорами над ним. При этом западная стена первой постройки в центральном нефе разбирается полностью, её торцы превращаются в ещё одну пару несущих столбов. Боковые же части хор остаются отрезанными от интерьера храма простенками с оконными проемами. С северо-запада к нартексу примыкает круглая лестничная башня, по которой осуществляется подъем на хоры. Башня увенчена куполом, в котором с древности располагался придел Онуфрия Великого и Петра Афонского. Для уравновешения композиции с юго-западного угла собора над хорами поставлен третий купол. Он также служит для дополнительного освещения пространства хор. Эта перестройка приблизила собор Антониева монастыря к другим новгородским каменным храмам того времени. Ближайшей аналогией является Георгиевский собор Юрьева монастыря, так же имеющий внешнюю лестничную башню (правда, прямоугольной формы) и увенченный тремя куполами.
Со временем Рождественский собор оброс пристройками. Уже в XVI веке с запада появилась небольшая паперть. В 1671 году с юга был пристроен придел в честь Антония Римлянина. Тогда же он был расписан. В 1680 году с севера возникает придел апостола Иоанна Богослова, а в 1699 возводится новая паперть во всю ширину собора. Вероятно тогда же новые пристройки были соединены с интерьером собора широкими арками, растесанными в боковых стенах. При этом пол собора, ушедшего за века своего существования в землю, был выровнен с уровнем пола пристроек и поднят на 1 метр. Позакомарное покрытие было заменено кровлей с прямым карнизом, а узкие окна были растёсаны. В таком виде храм сохранился до наших дней.
В отличие от других монастырских храмов Новгорода, собор продолжает использоваться как музей. Мощи преподобного Антония, почивавшие в соборе с 1597 года, со времени вскрытия раки большевиками считаются пропавшими.
Описание [ править ]
Роспись храма [ править ]
В 1125 году внутренность собора была расписана фресками. В XVII веке роспись первый раз полностью поновили. В 1837 году в виду ветхости большая часть древней росписи была сбита со стен, а год спустя собор был заново расписан. Эти росписи сохранились до нашего времени. Они выполнены в характерной для XIX столетия академической манере, далекой от форм православной иконописи.
Впервые небольшие фрагменты первоначальных фресок были найдены в алтаре в 1898 году. Систематическое их раскрытие началось только с 1919 года и продолжалось с перерывами до 1990-х гг. В настоящее время практически все уцелевшие фрагменты росписи 1125 года расчищены и отреставрированы, что позволяет судить как о их стилистических особенностях, так и о своеобразии выбранных иконографических сюжетов.
Сохранились фрагменты росписи всех трех апсид, а также узкие полосы фрагментов на боковых стенах со стороны алтаря. Прекрасно дошли до наших дней фрески на восточных столбах, заслоненные со временем новым высоким иконостасом.
Программа росписи следуя некоторым общепринятым закономерностям византийского искусства имеет ряд оригинальных черт. Не вызывает сомнений, что их содержание было продумано основателем монастыря.
В двух нижних регистрах центральной апсиды были изображены многочисленные святители. Развернутый святительский чин станет в XII веке местной новгородской традицией. Рядом со святителями на гранях ведущей в алтарь центральной арки в самом низу изображены ветхозаветные пророк Моисей и первосвященник Аарон. Их фигуры обрамляют вход в алтарь, показывая таким образом, что ветхозаветная скиния была прообразом новозаветного храма. Они как бы участвуют в богослужении наравне с новозаветными епископами. Эта специфическая особенность росписи была крайне редка в Византии, но стала очень распространенной в Древней Руси. Ещё одной неповторимой чертой программы являются многочисленные преподобные, изображенные в рост и по пояс в медальоных на гранях всех трех алтарных арок. Поражает не только их количество, но и размещение изображений святых монахов в восточной части храма, тогда как обычно они размещались ближе ко входу с западной стороны.
Росписи северной апсиды собора — жертвенника — были посвящены протоевангелию, то есть рассказу о Рождестве и детстве Богоматери. Здесь лучше всего сохранилась композиция Введение Богоматери во храм, а также сцена омовения Богоматери, выделенная здесь из самого Рождества в отдельную композицию. Её расположение по центру апсиды напоминает о приготовлении здесь святых даров для литургии. Сама Богоматерь здесь является даром Богу, принесенным её родителями.
С другой стороны алтаря, в диаконнике, располагался пространный цикл жития Иоанна Предтечи, оканчивающийся его мученичеством и сценами трех обретений его главы, сразу же после его смерти почитавшейся как священная реликвия. Сохранились часть сцены пира Ирода и фигура сидящей Иродиады, которой подносят отсеченную главу пророка. Ниже уцелела фигура копающего юноши — одно из обретений главы Иоанна Предтечи. Эта почитаемая христианская реликвия несколько раз пропадала и вновь находилась, в честь чего устанавливался отдельный праздник в церковном календаре. На входной арке в диаконник сохранилась одна из фигур святых диаконов.
Наибольшие фрагменты на южной и северной стенах дают некоторое представление о росписи наоса. Как обычно, своды и верхние части стен были покрыты евангельскими сюжетами. Характерной особенностью, встречающейся и в других древнерусских храмах, являлось особое сопоставление двух выделенных крупным размером сцен — Рождества Христова на южной и Успения Богоматери на северной стенах. Телесному рождению и воплощению Сына Божия здесь противопоставляется рождение после смерти в новую вечную жизнь. Даже небольшой сохранившийся фрагмент позволяет понять, что здесь Успение было представлено в особом развернутом варианте с изображением перенесения на облаках апостолов в Иерусалим к одру Богоматери.
Лучше всего сохранилась роспись восточных столбов на обращенных к молящимся западных гранях. Сверху здесь изображено Благовещение. Фигуры Архангела Гавриила и Богоматери по сложившейся традиции изображены по отдельности так, что сцена происходит как бы в пространстве самого храма. Под Благовещением расположены четыре фигуры святых целителей — Кира и Иоанна, Флора и Лавра. Если двое из них держат в руках сосуды с лекарствами, очень напоминающие дароносицы, то другие двое (по одному в каждой паре) имеют в руках свитки. Здесь очевидно вместе с исцелением тела подчеркивается исцеление души христианским учением. Причем изображения целителей фланкируют алтарь храма, показывая, что именно здесь человеку подается исцеление.
Под этими фресками крепился темплон алтарной преграды, в котором первоначально вероятно не было других икон, кроме образов Спасителя и Богоматери. Алтарь закрывала крепившаяся к темплону завеса. На неё намекают изображенные в нижней части столбов полотенца.
Художественные особенности фресок долгое время оставались без надлежащей оценки исследователей. Неполное раскрытие древней живописи мешало ученым адекватно воспринять их стиль. В связи с этим высказывалось мнение о чужеродности этой живописи всему древнерусскому искусству и связь её с романским искусством. В настоящее время стало ясно, что роспись Антониева монастыря все же входит в контекст других новгородских памятников, хотя и имеет свои яркие отличия. Вероятно, что её исполнителями были все же художники из Киева. Во фресках сохраняются многие особенности росписей раннего XII века, таких как фрески Софии Новгородской и Николо-Дворищенского собора. Фигуры крупные и тяжеловесные, в них преобладает статика. Похожа и пластическая моделировка ликов, выделяющаяся по сравнению с практически плоскими одеждами. Однако в личном письме появляется более интенсивная графическая прорисовка черт, придающая образам гораздо большую активность. Для образов Антониевских фресок характерна большая эмоциональная открытость, граничащая с экзальтацией. Эти новые тенденции, распространявшиеся в разных частях византийского мира, найдут в Новгороде большой отклик. Контраст, столь резкий в соотношении статичности фигур с внутренней подвижностью образов, проявляется и в звучном колорите росписей: здесь темно-синие фоны сочетаются с ярко-желтыми нимбами, а тёмные монашеские одежды с одеяниями розовых, голубых и салатовых тонов.
Лестничная башня [ править ]
Примыкающая к собору лестничная башня имела в древности много различных функций. Она не только вела на хоры храма, но и имела в своем куполе отдельный придел Онуфрия Великого и Петра Афонского, освящённый в 1122 году. В толще стен башни сохранились крошечные кельи, в которых уединялись для молитвы монахи монастыря. Здесь провел свои последние годы и преподобный Антоний, уподобившийся таким образом столпникам.
Последняя архитектурная реставрация обнаружила также, что первоначально башня имела в основании купола три проема для крепления колоколов. Однако, наиболее интересны сохранившиеся на внутренних стенах рисунки, не представляющие собой цельной, выполненной профессиональными художниками декорации, а создававшиеся по-видимому самими монахами. Они выполнены простыми линиями красной охры и плохо сохранились до наших дней. Здесь присутствуют в основном символико-аллегорические и дидактические изображения. Среди них фигура льва с печальным как у человека лицом и завязанным хвостом, что указывает на главные монашеские добродетели — покаяние и смирение. Здесь есть так же изображение фантастического существа на четырёх ногах с человеческой головой — вероятно изображение Китовраса, персонажа апокрифического сказания о царе Соломоне. Китоврас, напоминающий античного кентавра, был наделен необычайной силой и неземной мудростью. Согласно сказанию, Соломон насильственно привлек Китовраса к строительству Иерусалимского храма, но тот смог освободиться и убежать обратно в пустыню, предпочтя свободу мирской славе.
Кроме китовраса на стене лестничной башни найдено изображение мантикоры — мифического существа с телом льва и человеческим лицом.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: Россия, Новгородская область, г. Великий Новгород, район Антоново, д. 3/1
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Церковь Рождества Богородицы на Михалице
Впервые церковь Рождества Богородицы на Михалице упоминается в летописных источниках от 1199 г. Она отстроена по заказу матушки кн. Александра Невского, кн. Ростиславы Смоленской. Храм был частью Михалицкой обители. От нее до наших дней, помимо церкви, сохранились лишь колокольня и трапезная.
В названии интригует приставка «Михалица». Она упоминается в архивах еще до строительства храма. Однако, каково значение слова — неизвестно. Была ли это территория или часть монастыря — не понятно.
По другой версии, Михайловой именовалась улица, на которой стоит церковь. Но точного толкования не существует, поскольку эта улица располагается много южнее. Согласно записям митрополита Макария, название пошло от находившейся на том месте церкви Михаила Малеина. Отсюда — «Михалица». Предыдущий храм дал имя и собственно обители, и слободе.
Современное название улицы — Молотковская. Такое наименование связано с местным населением. Здесь жили кузнечных дел мастера, и стояли кузни.
Церковь Рождества была исполнена в камне в 1379 г. Случилось это после большого пожара, в котором погиб предыдущий храм из дерева. Далее последовали многочисленные реконструкции и перестройки. Однако глобальная реформация произошла в конце 17-го века. Спустя 200 лет здание расширили притвором.
Внешний облик строения заставляет остановиться и восхищает красотой убранства. Здесь присутствует уникальный древний изразцовый узор, аналогов которому в современности не существует. Пояс цветных глиняных плиток располагается под карнизом юбки купола. Другая черта декора — вкладные кресты из натурального камня. Их искусное исполнение восхищало даже митрополита Макария.
Во второй половине 18-го столетия Михалицкая обитель была упразднена. Позже обе церкви, находившиеся на ее территории, вышли из монастырского подчинения и стали приходскими.
Церковь Рождества Богородицы получила большие повреждения во время ВОВ. Бомбардировками было уничтожено большинство храмовых сводов и купол, апсида накренилась, а юго-восточный столп осыпался. По состоянию на 1955 г., здание представляло собой печальную картину. От былого великолепия не осталось и следа. Строение выглядело, как каменная коробка с широкими трещинами во всю длину стен.
Спустя год в храме началось восстановление и реставрация. Была проведена огромная историко-изыскательская работа. Церковь Рождества Богородицы обрела свои прежние формы. Она стала такой же, какой была в XVII веке. Дополнительно реставраторы дополнили облик храма характерными чертами и деталями 14-го столетия.
В наши дни храм Рождества Богородицы на Михалице действует и принадлежит Поморской старообрядческой общине. Здание церкви относится к культурным и архитектурным памятникам федерального значения, является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
НОВГОРОДСКИЙ МОНАСТЫРЬ АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА
Новгородский монастырь Антония Римлянина. Дореволюционная фотография |
Мужской монастырь Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы (недейств.)
Расположен вниз по течению реки Волхова, на правом берегу.
В Новгородской летописи о начале монастыря значится:
Из жития преподобного видно, что он приплыл на камне, который остановился у нынешнего монастыря, на урочище, называвшемся сельцом Волховским.
С 1708 по 1723 года монастырь был кафедральным для викариев Новгородской митрополии; в 1740 г. в нем была учреждена семинария. При секуляризационной реформе в 1764 году монастырь был причислен ко второму классу. Здесь было две церкви: древний собор Рождества Пресвятой Богородицы с приделами в честь прп. Антония, св. ап. Иоанна Богослова и Грузинской иконы Божией Матери; в арке, отделяющей Антониев придел от собора Рождества Богородицы, покоятся открыто мощи прп. Антония, обретенные в 1597 г. и переложенные в 1860 г. в богатую серебряную раку; при раке за стеклом находятся ветви морской травы или морские трости, которые держал прп. Антоний во время чудного прибытия его в Новгород, а в Богословском приделе почивают под спудом мощи свв. братий Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия Алфановых чудотворцев, перенесенных сюда из сгоревшего Сокольницкого монастыря в 1775 г.
Сретенская трапезная церковь построена в 1127 г. самим прп. Антонием; здесь находится древний образ преподобного. Камень, на котором приплыл прп. Антоний, игумен Вениамин при царе Иоанне Васильевиче, водрузил его в западную стену соборной церкви снаружи и приказал на нем написать икону, потом Кирилл поставил над ним часовню или навес, впоследствии замененный папертью.
Антониеву монастырю благодетельствовали русские государи и знатные бояре, здесь многие из них нашли вечное упокоение. Потому этот древнейший монастырь можно считать еще и древнейшим русским некрополем.
После революции Антониев монастырь, как и все новгородские обители, был подвергнут осквернению.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы Новгородского Антониева монастыря, XXI в. |
Собор, воздвигнутый прп. Антонием, сохранился до наших дней, так же как и келья прп. Антония Римлянина, камень, на котором он совершил свое чудесное плавание, тростник, который он держал во время него в руке, его ризы и шесть икон его времени. Сейчас монастырский собор Рождества Богородицы приведен в порядок.
Напротив Антониевой обители, где подвизался, по всей вероятности, перед отшельничеством своим прп. Варлаам Хутынский, расположен Хутынский монастырь.
Настоятели
Собор Рождества Богородицы в Великом Новгороде
Главный храм Антониева монастыря в Великом Новгороде.
Собор Рождества Богородицы в Великом Новгороде
Местоположение: район Антоново, Великий Новгород
Как добраться: автобусом № 2, 5, 8а до остановки «Антоново».
Время работы: с 10:00 до 17:00, выходные понедельник и первая среда месяца.
Стоимость посещения: 35 руб. и + 50 руб. за фотосъемку
Собор Рождества Богородицы в Великом Новгороде
История создания собора
Храм был заложен преподобным Антонием в 1117 году. Строительство храма происходило в 2 этапа:
Уже в 1125 году внутренность собора была впервые расписана фресками. В XVII веке роспись первый раз полностью поновили. В 1837 году ввиду ветхости большая часть древней росписи была сбита со стен, а год спустя собор был заново расписан. Эти росписи сохранились до нашего времени. Они выполнены в характерной для XIX столетия академической манере, далекой от форм православной иконописи.
Собор во время Великой Отечественной Войны
Собор Рождества Богородицы – единственный из новгородских памятников, не только не пострадавший в ходе оккупации в годы Великой Отечественной войны, но кое-что приобрёвший. Дело в том, что немцы то ли пустили на дрова, то ли увезли в Германию громадный иконостас собора. А под ним обнаружились оригинальные фрески XII века, ни разу не поновлявшиеся за всю историю собора и нетронутые вандалами века XIX. В 80-90-е года XX века была проведена реставрация всего собора.
Внутренняя отделка собора.
Что там есть в наши дни
Собор Рождества Богородицы до сих пор используется как музей и производит колоссальное впечатление на туристов. Обойдя собор, можно попасть на сохранившийся уголок бывшего монастырского кладбища. Из травы стоят и лежат могильные плиты XVIII-XIX вв. А напротив собора имеется Сретенская церковь с монастырской трапезной, построенная в 1533-1536 гг. и перестроенная в XIX веке.